Дайте определение термину социально психологическая совместимость

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Дайте определение термину социально психологическая совместимость" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Три подхода к исследованию психологической совместимости

Совместимость — довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научное изучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологию сравнительно недавно. Сейчас трудно установить, и какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изучении групповых конфликтов, психологического климата в группах, аффективности групповой деятельности, при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностых отношений и других социально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образом обусловлены соотношением свойств взаимодействующих людей. В одних случаях это соотношение негативно сказывалось на научаемом явлении (снижало эффективность деятельности группы, ухудшало климат и т. д.), в других — положительно. Сочетание характеристик, которое оказывало позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость людей.

В настоящее время накоплено довольно много эмпирических фактов, установлены некоторые закономерности и механизмы совместимости.

При изучении совместимости основной задачей является определение этого понятия. Это понятие общенаучно, оно употребляется в медицине, биологии, кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не существует. Данное понятие не включено ни в Большую советскую энциклопедию, ни в Психологический словарь под редакцией Ф. Кликса. В Философском словаре оно трактуется в узком смысле: «. если пренебречь некоторым психологическим и формально-логическим различием, термины «непротиворечивость» и «совместимость» являются синонимами». В теории систем различают два понятия: «соответствие» и «совместимость». «Соответствие — одна из форм совместимости явлений действительности», — пишет М. И. Сетров. Это — «термин, близкий к целесообразности». При исследовании этого вида совместимости ставится вопрос о согласовании характеристик системы и окружающей ее среды. Оно также употребляется для обозначения уровневой совместимости—совместимости систем различного уровня развития (атом и молекула, индивид и группа). Этот вид совместимости еще обозначают как иерархическое соответствие систем, что подчеркивает факт неравнозначности систем в этом объединении.

Термин «однопорядковая совместимость», или просто «совместимость», употребляется для обозначения согласования характеристик систем одного уровня развития (две молекулы, два индивида и т. п.). Этому виду совместимости М. И. Сетров дает следующее определение: «. совместимость есть такое отношение двух систем, при котором обнаруживается сродство или общность систем по некоторым параметрам или по существу, обеспечивающая возможность их взаимодействия».

В психологических работах дается лишь описательное определение совместимости. Например, определение, данное Ф. Д. Горбовым и М. А. Новиковым: «Совместимость — это понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений».

Применительно к социально-психологическим исследованиям нами было предложено различать понятия «срабатываемость» и «совместимость». Срабатываемость — это согласованность характеристик субъектов, обеспечивающая им эФфективное выполнение какой-либо совместной деятельно-сти. Понятие срабатываемости применимо лишь к деловым, профессиональным, производственным отношениям — отношениям в рамках совместной деятельности. Так как эти отношения направлены на получение определенного продукта совместной деятельности, то проявлениями совместимости этого типа будут характеристики деятельности: эффективность с точки зрения количества и качества затраченного времени и энергии партнеров. Явление совместимости, в отличие от срабатываемости, — межличностный феномен, существующий в рамках личных отношений, основанных на симпатии, притяжении и служащих «общению ради общения». Можно выделить единое содержание понятий «деятельность» и «общение». Как «совместимость», так и «срабатываемость» являются понятиями для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаимодействия. Это рабочее определение сущности совместимости мы принимаем как отправную точку дальнейших рассуждений.

Мы полагаем, что критерии будут различаться для совместимости и срабатываемости, совместимости в разнополых и однополых отношениях. Так, основными критериями срабатываемости должны быть показатели эффективности групповой деятельности, учитывающие специфику данного вида деятельности. Критериями совместимости могут служить выбор партнера для общения, удовлетворенность отношениями, характер межличностных чувств.

Основной задачей исследования совместимости является установление закономерностей этого явления. В настоящее время наметились три основных подхода к решению этой задачи: структурный, функциональный и адаптивный.

Для подавляющего большинства работ в этой области характерен структурный подход. Однако он имеет существенные недостатки: во-первых, полное изучение законов совместимocти предполагает апробирование на соответствие всех мыслимых характеристик индивидов. Исследование такого сорта чрезвычайно громоздко; во-вторых, даже полная картина не дает нам возможности судить о том, какие же из характеристик наиболее существенны для прогноза совместимости партнеров в реальной группе; в-третьих, парциальный подход к личности игнорирует факт ее целостности. При таком подходе личности партнеров рассматриваются как носи-юли отдельных психических характеристик, из которых, по мнению Б. Ф. Ломова, «сложить» . целостную личность не удается».

В ряде работ намечается использование функционального подхода к исследованию совместимости. При функциональном подходе группа рассматривается как целенаправленное образование, смысл существования которой — реализация определенных функций. Так, Я. Зеленевский отмечает: «. реализация целей является смыслом существования любых организованных коллективов». Партнеры при данном подходе рассматриваются как носители определенных функций — в социальной психологии они обозначаются как роли. Мера согласования ролей служит показателем совместимости. При этом исследователи намеренно отвлекаются от изучения свойств, которые обеспечивают участнику исполнение своей групповой роли. Правда, некоторые психологические характеристики предрасполагают к овладению и принятию определенных ролей, однако жесткой связи здесь нет. Как известно из исследований лидерства, принятие этой роли зависит от трех переменных: личных качеств индивида, группы и ситуации.

Использование функционального подхода предполагает изучение функций системы, установления необходимой для нее структуры распределения ролей между индивидами и анализа ролевого сотрудничества партнеров при достижении целей системы. Так, этот подход использован для изучения совместимости в браке К. Киркпатриком и нами, и его эффективность подтвердилась результатами исследования.

Использование функционального подхода требует пересмотра представлений о группе и ее членах. Оно предполагает изучение функций, целей, задач группы, которые являются системообразующими факторами — основанием для объединения в группу. Достижение этих целей обусловливает содержание жизнедеятельности группы, является мотивом участия в ее деятельности, так как достижение общей цели «принесет участникам какого-то рода удовлетворение». В соответствии с функциями группы формируются групповые роли: роль делового или эмоционального лидера, роль эрудита, генератора идей, исполнителя (например, в научной группе), роль хозяйки, родителя, эмоционального лидера (в семье). Однако функциональный подход не получил распространения в социальной психологии, хотя его продуктивность обоснована теоретически в работах философов и специалистов по общей теории систем.

Третий подход к проблеме совместимости — адаптивный — получил наибольшее распространение в клинике и психологической практике. Собственно говоря, этот подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. Можно с большой долей уверенности утверждать, что такие характеристики общения и отношений, как взаимопонимание, уважение, эмпатия, идентификация, позитивные межличностные чувства, являются проявлениями совместимости, но не ее содержанием. Смешение причин и следствий здесь происходит из-за того, что совместимость является объективной основой сплоченности, интеграции, высокого взаимопонимания. В свою очередь, совершенствование процессов общения и межличностных чувств также результирует в повышении сплоченности, интеграции и снижении конфликтности.

[2]

Адаптивный подход и ориентирован на улучшение процессов общения в группах и совершенствование межличностных отношений. Исследователи этого направления сосредоточивают свои усилия на диагностике характеристик общения и поиске методов их совершенствования. Можно вслед за Пером признать, что в данном случае речь идет о совместимости как толерантности партнеров.

Читайте так же:  Работа комиссии роспотребнадзора по конфликту интересов

При адаптивном подходе вниманием исследователей пользуются «высшие этажи» личности: Я-образ, установки, ценностные ориентации, мнения, оценки, — словом, культурный фонд личности. В исследованиях когнитивистского направления зарубежной психологии доказано, что согласование этих характеристик партнеров является источником их совместимости. Так как многие из этих характеристик поддаются коррекции в ходе взаимодействия людей, а также под влиянием целенаправленной работы терапевта, то исследования в рамках адаптивного подхода к совместимости имеют большое практическое значение.

Создание законченной теории психологической совместимости требует дальнейшей серьезной методологической работы, совершенствования понятийного аппарата, методов исследования этого важнейшего социально-психологического явления, интеграции существующих подходов и обобщения уже полученных фактов. Настоятельная необходимость разработок вопросов совместимости вытекает из запросов практики: из задач подбора малых групп, из задач совершенствования характеристик уже существующих групп и коллективов, особенно семьи, спортивных команд, экипажей судов.

Психологическая совместимость членов группы

В процессе совместной деятельности членам малой группы не­обходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой коор­динации всецело зависит продуктивность группы, каким бы ви­дом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уро­вень есть величина, производная от той или иной степени психо­логической совместимости членов группы. Что же такое психоло­гическая совместимость?

Самым кратким образом это понятие можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основан­ной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обу­словлена как сходством каких-либо одних свойств членов груп­пы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельно­сти, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Мы уже отмечали, что любая реальная группа не есть просто сумма входящих в ее состав индивидов. Поэтому оценку деятель­ности группы необходимо давать с учетом выдвинутого Ф.Д. Гор­бовым и М.А. Новиковым принципа интегративности, т.е. взгляда на группу как на единый неразрывно связанный организм (Гор­бов и Новиков, 1963).

Исследователи, изучающие проблемы психологической со­вместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уде­ляют таким группам, которым приходится выполнять свои зада­чи в условиях относительной изоляции от социальной среды (кос­монавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль групп с психологически совместимыми людьми важна во всех без исключения сферах совместной деятельности. Нали­чие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге — большей эффективно­сти труда. В соответствии с данными исследований Н.Н. Обозова, отметим следующие критерии оценки совместимости и срабаты- ваемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально-энер­гетические затраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью (Обозов, 1979).

Можно выделить два основных вида психологической совмес­тимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психо­физиологических характеристик людей и на этой основе согласо­ванность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхрони­зация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, общности их социальных установок, потребностей и ин­тересов, ценностных ориентации.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид совместной дея­тельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиночку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены и зачеты, руководит научной работой аспирантов и студентов и т.д. В данном случае для того чтобы деятельность кафедры в целом была успешной, имеет значение только социально-психологический аспект со­вместимости. Если же мы обратимся к конвейерному производ­ству, то увидим, что здесь эффективный труд невозможен без наличия психофизиологической совместимости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласован­ность действий людей. Если члены конвейерной бригады совмес­тимы к тому же и в социально-психологическом плане, это еще более способствует ее успешной работе.

В современных условиях (в сферах труда, спорта) существует ряд видов деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально-психологической совместимости. Возьмем, на­пример, групповую работу операторов в автоматизированных системах управления. Для оптимального комплектования подоб­ных групп может применяться так называемая гомеостатическая методика, предложенная Ф.Д. Горбовым и его сотрудниками. Их исследования показали, что учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удов­летворенности испытуемых в экспериментальных группах.

[3]

В качестве примера использования этой методики сошлемся на работу, проведенную в 1960-е гг. в лаборатории социальной психологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) государст­венного университета Н.В. Голубевой и М.И. Иванюком. Уста­новка «гомеостат» представляет собой устройство, с помощью ко­торого можно моделировать групповую взаимозависимую дея­тельность людей в процессе решения задачи. Данное устройство включает в себя три или четыре одинаковых прибора, каждый из которых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управле­ния. Перед этими приборами располагаются испытуемые (соот­ветственно три или четыре человека). Их общая задача — уста­новить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором по­ложении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто-либо из членов экспериментальной группы будет мани­пулировать рукояткой сам по себе, игнорируя действия осталь­ных, задачу невозможно решить.

Читайте так же:  Успехи делового общения

Как же вели себя испытуемые? Наблюдения показали, что можно выделить четыре следующих типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать за­дачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся при­казам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совмест­ными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Эксперименты показали также, что успешно решить задачу удавалось далеко не каждой группе. Например, когда человек, стремящийся к лидерству, не мог заставить остальных следовать его приказам, он нередко совсем отказывался участвовать в экс­перименте, а если и оставался, то вел себя теперь очень пассивно. Если же группа состояла в основном из индивидуалистов, то ка­ждый из них стремился действовать обособленно от других, сам по себе. Короче говоря, только определенные сочетания различ­ных типов поведения оказывались удачными.

Какое же сочетание было оптимальным? В описанных экспе­риментах быстрее всего решали свою задачу те группы, члены которых были достаточно активны и обменивались информаци­ей между собой, действуя коллегиально. Интересно, что в экспе­риментах на более простом гомеостатическом устройстве, где было достаточно понимания задачи лишь одним из трех членов группы, эффективную работу демонстрировало также следую­щее сочетание: один член группы активен, а двое других цели­ком подчиняются ему (Голубева и Иванюк, 1966). Хотя эти экс­перименты проводились в лаборатории, полученные данные имеют прямое отношение к условиям деятельности различных групп.

По данным Обозова, важным обстоятельством, обусловливаю­щим связи и отношения между людьми в условиях совместной деятельности, является однородность/разнородность группы (степень подобия/контраста вероятных участников взаимодейст­вия) по самим разным параметрам (Кузьмин и Семенов, 1979).

Первый уровень однородности/разнородности группы — это соотношение их индивидных (природных), личностных и со­циально-психологических параметров (темперамента, интеллек­та, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций).

Второй уровень однородности/разнородности группы — это соотношение (сходство/различие) их мнений, оценок, отноше­ний к себе, партнеру, другим людям, к предметному миру. Дан­ный уровень подразделяется на два вида (этапа): первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень однородности — это исходные данные (до начала взаимодействия членов группы) соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру пред­метов и себе подобным). Вторичный подуровень однородности — это соотношение (сходство/различие) мнений, оценок и отноше­ний как следствие взаимодействия между членами группы.

Первый уровень однородности/разнородности группы участ­вует в регуляции совместной деятельности и межличностных от­ношений людей. Однако его регулирующая роль может мало осознаваться членами группы. Это совсем не означает, по заме­чанию Обозова, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой. Сходство или различие (физическое, по­веденческое) настолько очевидно, что ни тому, ни другому люди не придают особого значения, считая его наличие само собой разумеющимся.

Иначе обстоит дело с однородностью/разнородностью второго уровня. Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует степень единства взглядов ее членов и выражает сходство/различие интересов, ценностных ориентации и личностных установок. На этом этапе партнеры не только осознают сходство/различие в своих мнениях, оценках и отношениях, но начинают понимать его значимость для совме­стной деятельности.

Вторичный подуровень однородности, будучи следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений членов группы, ре­гулируется такими психологическими механизмами, как подра­жание, конформность, внушение. Степень позитивной изменчи­вости мнений, оценок и отношений — это один из основных пока­зателей сплоченности группы. Благодаря изменчивости преобра­зуется вторичный подуровень однородности/разнородности мнений, оценок и отношений.

В заключение Обозов делает вывод о том, что в регуляции групповой деятельности участвуют различные системы факто­ров:

1) внегрупповые (физические и социальные);

2) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения);

3) внеличностные (однородность/разнородность по индиви­дуально-психологическим параметрам);

4) внутриличностные (социально-психологические особенно­сти членов группы — их мнения, оценки и отношения).

Итак, исследования показывают, что психологическая совмес­тимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедея­тельности в силу динамики межличностных отношений. Ком­плектование групп с учетом требований психологической совмес­тимости способствует повышению уровня их продуктивности и удовлетворенности своей деятельностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9772 —

| 7383 — или читать все.

Психологическая совместимость (стр. 1 из 2)

Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

Различают несколько необходимых слоев (или уровней) психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

Читайте так же:  Святой от депрессия

Еще один слой (или уровень) – согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда отсутствуют необходимые слои психологической совместимости в процессе межличностного взаимодействия.

1. Отношения и социально-психологические качества личности

Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность — замкнутость», «альтруизм — эгоизм», «бесконфликтность — конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются социально-психологическими характеристиками отношений личности. Естественно, что все они в различной степени представлены и неодинаково взаимопроникают друг в друга у разных людей. Вместе с тем их различное сочетание обусловливает существование определенных социально-психологических типов людей. Сравнение последних между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает приобретать некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обусловливать «трудный», «тяжелый» характер. Так, даже такие чудесные качества, как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обусловливают «трудный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых всегда хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни, повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, хулиганство). Деловые отношения с такими людьми поддерживать очень трудно, так как они не выполняют замечаний, критики, не ощущают границ между дозволенным и недозволенным.

Поскольку многие из вышеперечисленных социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой – в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Таким критерием может выступать стремление человека по-разному их использовать. Вот почему Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности – манипулятор и актуализатор.

Для манипуляторов характерны тщательно маскируемая фальшь при контактах с людьми; стремление фальсифицировать личные переживания при фактическом равнодушии к окружающим; намеренная расчетливость в подборе средств воздействия на последних; тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям межличностного взаимодействия.

Необходимо следить за таким человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел манипулятора. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренностью во взаимоотношения с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

2. Негативные формы межличностных отношений

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений – культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группу лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного вида отношений взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

Читайте так же:  Боязнь депрессии

3. Трудности общения как фактор человеческой несовместимости

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом обобщающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

Психологическая совместимость

Психологическая совместимостьэффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого. При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:

1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);

2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;

4. субъекты с разным практическим интеллектом (Обозов Н.Н., 1979; Шибутани Т., 1969).

Психологическая совместимость может возникать как при тождественности тех или иных качеств личности (общительность – общительность, эмоциональность – эмоциональность), так и при их противоположности (сильный – слабый).

Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости: Психофизиологический уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п. Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности. Психологический уровень. Социально-психологический или личностный уровень.Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.

Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий. Действие – состоит из 4 фаз:

1)фаза возбуждения или импульс включает в себя первые стимулы к общению, на этой фазе происходит переключение человека от одного действия к другому;

2)фаза уточнения ситуации связанас восприятием другого человека, ситуации и информации, на этой фазе осуществляется отбор значимостей, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего;

3)фаза непосредственного действия – уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;

[1]

4)фаза завершения связана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологическая совместимость 2 (стр. 1 из 6)

НОУ ВПО «CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ФАКУЛЬТЕТ ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Специальность: 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»

по дисциплине «Социальная психология»

На тему: «Психологическая совместимость»

Студента 2 курса заочного обучения

Горбачевой Юлии Владимировны

Введение ……. 3
§ 1. Определение понятия «совместимости»: основные критерии и индикаторы ……. 5
§ 2. Субъективная «удовлетворённость – неудовлетворённость» партнёров по общению друг другом как критерий определения их психологической совместимости ……. 9
§ 3. Вероятные уровни совместимости ……. 14
§ 4. Основные проблемы составления типологии психологической совместимости ……. 23
Выводы 29
Заключение ……. 30
Список литературы ……. 31

При изучении социальных конфликтов, психологического климата в коллективах, эффективности совместной деятельности, стиля группового поведения, при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и других социально-психологических феноменов было обнаружено, что все они определенным образом обусловлены соотношением свойств взаимодействующих сторон. Сочетание личностных характеристик людей, которое оказывает позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость субъектов. Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. Известно, что понятие «совместимость» стало входить в психологический обиход в XIX в., когда Амброз Бирс [2] в «Словаре сатаны» саркастически обыграл его: “совместимость – это когда муж и жена оба хотят быть главой семьи”.Но в данном определении потребности супругов совпадают. Вопрос, что же важнее в межличностном взаимодействии, часто возникает в психологической литературе.

Так, Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [7, 8, 9] предлагают оценивать совместимость по таким критериям, как результаты деятельности, эмоционально-энергетические затраты ее участников и их удовлетворенность этой деятельностью.

Л.С. Алексеева [1], И.Ю. Дундулите [4], А.Н. Волкова [3] рассматривают партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров.

В свою очередь Р.Л. Кричевский [5], указывает на то, что когда групповая атмосфера благоприятна, а в отношениях членов группы отсутствует напряженность и группа функционирует наиболее эффективно это указывает на совместимость личных свойств участников группы

Читайте так же:  Хелен уилки основы делового общения rar

«Совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности». [11]

Таким образом, актуальность темы определила цель работы, которой является раскрытие основных психологических особенностей межличностной совместимости, как необходимого условия совместной деятельности.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Определить основные критерии и индикаторы совместимости.

2. Исследовать субъективную удовлетворённость партнёров друг другом с позиции критерия совместной деятельности.

3. Изучить основные уровни совместимости.

4. Составить примерную типологию совместимости.

Для решения поставленных задач в работе используется метод анализа литературных источников.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположениео том, что в настоящее время не существует ни единого подхода к проблеме психологической совместимости, ни однозначной трактовки самого понятия «совместимость», ни общепринятых критериев и индикаторов совместимости.

§ 1. Определение понятия «совместимости»: основные критерии и индикаторы

Психологическая совместимость партнеров ос­нована на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, при­вычек и потребностей, а так же на взаимном уважении, симпатии, друж­бе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников социальной группы.

Совместимость – эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных эмоционально-энергетических затратах. Таким образом, главным показателем наличия совместимости в супружеском союзе является субъективная удовлетворенность партнеров друг другом. Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, привычки не враждебны, а дополняют друг друга.

Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок партнеров, основанная на взаимной комплексной оцен­ке образа мыслей, поведения, намерений и желаний.

Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, одинаковая оценка жизненных ситуаций, представления о сотрудничестве, все это входит в понятие психологической совместимости. При этом предполагается, что другой человек не вызывает отри­цательных эмоций при общении. Психологическая совместимость может быть определена как интегральная психологическая категория, потому что она синтезирует целый ряд качеств, свойств характера, темперамента, ума человека, его взгляды. Понятие психологической совместимости включает в себя и способ­ность к психологической адаптации к проявлениям характерологических особенностей другого человека.

Психологическая совместимость проявляется, как готовность личности идти на многие уступки для достижения определенных целей и ожидания положительных результатов совмест­ной деятельности.

Кроме того, психологическую совместимость определяют как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности. Очевидно, что при комплектовании групп для достижения целей той или иной деятельности необходимо учитывать не только индивидуальные психологические качества каждого человека, но и возможные эффекты, вызванные объединением способностей данных людей. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, причём, группа представляет собой определенную целостность индивидуальных личностных качеств.

Роль психологически совместимых участников социальных групп важна во всех без исключения сферах человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге — большей эффективности труда.

В качестве индикаторов психологической совместимости можно выделить два основных критерия, а именно, психофизиологический и социально-психологический. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. При условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия для совместной деятельности.

Если сравнить между собой социально-психологические характеристики разных индивидов, то можно отметить, что они отличаются друг от друга степенью отношения к окружающей действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее взглядах на окружающий мир, труд, людей, самого себя.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность — замкнутость», «альтруизм — эгоизм», «бесконфликтность — конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются личностными особенностями индивида. Сравнение этих качеств между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера может начать приобретать некий негативный оттенок и усложнять жизнь, как самому человеку, так и его окружению, обусловливая «трудный», «тяжелый» характер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку многие из социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой – в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Э. Шостром [12] выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности – манипулятор и актуализатор.

Источники


  1. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  2. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.

  3. Шарма, Робин Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»: моногр. / Робин Шарма. — М.: София, 2014. — 256 c.
Дайте определение термину социально психологическая совместимость
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here