Деловое общение конспект лекций

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Деловое общение конспект лекций" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Психология делового общения Конспект лекций Электронный образовательный ресурс

Для студентов 3 курса всех форм обучения

[1]

направления 10040001 Туризм («Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», 10110001 Гостиничное дело («Гостиничная деятельность»), 10110002 Гостиничное дело («Ресторанная деятельность»).

Составитель: к.ф.н.Гогерчак С.Ю.

Рассмотрен и рекомендован

для использования в учебном процессе

на 2013/2014 – 2016/2017 уч.гг.

на заседании кафедры ПиП.

Протокол №10 от 01.07.2013 г.

Лекция 1. Предмет и задачи психологии делового общения.

Предмет, принципы и категории психологии делового общения.

Теоретические предпосылки становления психологии делового общения.

Предмет психологии делового общения – психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода деловых групп.

Важнейшие принципы дисциплины: принцип причинности, детерминизма, т.е признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями; принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психологической организации; принцип развития, или признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

В данной дисциплине используются не только абстрактные общепсихологические принципы и категории, но и профессиональные психологические практически ориентированные знания, которые могут обеспечить успех делового общения. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-либо общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, конкурентами.

Основная категория данной учебной дисциплины — «психология личности», включающая знания об источниках ее психической активности, индивидуально-психологических процессах, свойствах и состояниях, их проявлении в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управленческого общения. Только знания психологии личности помогут четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, уровень готовности к работе в команде. То есть, эти знания помогут определить, насколько эффективными могут быть деловые взаимоотношения с конкретным человеком.

Основные процессы, состояния и свойств личности проявляются в межличностном общении. Поэтому, второй важной категорией дисциплины является «психология общения». Для обеспечения оптимального уровня делового общения, будь то деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, необходимо пользоваться технологиями, основанными на психологических знаниях. Необходимо учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность или конфликтная ситуация. Чтобы этого не случилось, нужно пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы.

Третьей важной категорией дисциплины является «психология рабочей группы». В процессе формирования рабочей группы важны такие понятия как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, морально-психологический климат. Деловое общение невозможно без объединения усилий нескольких или даже многих людей. А успешная кооперация возможна только при условии соблюдения ими некоторых правил поведения, общих для всех участников процесса делового общения. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы групповое сознание, морально-психологический климат группы, корпоративная мораль и т.д. Современный менеджер обязан не только учитывать эти психологические феномены но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, т.е. «неписаные законы».

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах, которые способствуют развитию сотрудничества, т. е. укрепляют сущностную сторону делового общения. Нравственный смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия. Постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение введения партнера в заблуждение. Практика делового общения разработала различные кодексы чести предпринимательства и профессиональной этики бизнесмена.

Опираясь на анализ психологической стороны делового поведения личности в рабочей группе и вне ее и на требования норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

— овладение методами психологической диагностики,

— овладение приемами описания психологических состояний субъектов делового общения, руководителей, рабочих групп;

— выработка умений и навыков изменения психологических состояний субъекта путем применения специальных технологий.

На этой основе обеспечиваются, например, поддержание устойчивости, стабильности организации, рабочей группы; совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутригрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата группы, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и пр.

Деловое общение (стр. 1 из 6)

1. Правила построения деловой беседы

1.1 Подготовка к беседе

1.2 Деловой этикет

1.3 Письменные виды делового общения

1.5 Классификация деловых совещаний

1.6 Планирование проведения совещаний

2. Абстрактные типы собеседников

3. Этапы и фазы делового общения

4. Техника телефонных переговоров

4.1 Этические нормы телефонного разговора

Список используемой литературы

Деловое общение – это сложный, многоплановый процесс взаимодействия между людьми на основе обмена информацией в сфере профессиональной деятельности и бизнеса.

Деловое общение это очень актуальная и распространенная тема на сегодняшний день. Люди, которые занимаются бизнесом им деловое общение очень необходимо. Так как умение вести переговоры с деловыми людьми, уметь правильно подбирать слова, принимать правильные и стандартные решения это является их главной задачей, от этого зависит карьера делового человека в будущем. Потому как бизнес это профессиональная деятельность в сфере которой люди устанавливают друг с другом контакт, обмениваются важной информацией для того чтобы в дальнейшем строить планы и добиваться намеченной цели. Также деловое общение необходимо в сфере управленческой деятельности, то есть в менеджменте, так как менеджеру необходимо в первую очередь уметь вести деловые беседы, проводить деловые сделки, также менеджер должен уметь проводить деловые совещания, уметь организовывать задачи, а также разного рода мероприятия для своих подчиненных. Менеджер должен принимать правильные, а в некоторых случаях нестандартные решения. Деловое общение необходимо и таким личностям как президентам, так как они ежедневно ведут переговоры с президентами других стран, решают вопросы всего мира, устраняют конфликты.

Специфической особенностью делового общения является та или иная степень его официальности, то есть подчиненности установленным ограничениям, которые определяются множеством факторов: национальными и культурными традициями, профессиональными особенностями деятельности, требованиями организации, этическими принципами.

Умение вести себя с людьми надлежащем образом, является одним из важнейших, если не важнейшим фактором, который определяет шансы добиться успеха в бизнесе служебной или предпринимательской деятельности. Доил Карнеги еще в 30-е годы 20 века заметил, что успех того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или в инженерном деле, процентов на 15 от его профессиональных знаний и процентов на 85 от его умения общаться с людьми.

Основная цель этой темы состоит в изучении и закреплении материала. Я выбрал тему деловое общение так как, на мой взгляд, она очень интересна в изучении и полезна, так как от умения правильно и красиво выражаться зависит в дальнейшем карьера человека. Особенно в управленческой деятельности важна такая наука как деловой этикет. Знание делового этикета – это залог предпринимательского успеха.

Читайте так же:  Гамбол депрессия

1. Правила построения деловой беседы

Деловые беседы (деловые встречи совещания, беседы это одна из важнейших форм управленческой деятельности).

Деловые беседы – это форма межличностного общения обмен взглядами, точками зрения, информацией, мнениями, направленными на решение проблемы.

1. Начало беседы;

2. Создание благоприятного климата (приветствия, представления);

3. Изложение своей позиции ее обоснования;

4. Выяснение позиций собеседника;

5. Совместный анализ проблемы;

6. Принятие решения, выяснение позиций собеседника.

Типичные ошибки, совершаемые руководителем при проведении бесед:

1. Руководитель проявляет авторитет и не считается с мнением других;

2. Руководитель игнорирует состояние сотрудников;

3. Не учитывает мотивы поведения сотрудников;

4. Руководитель не проявляет интересы к собеседнику (игнорирование);

5. Руководитель не слушает собеседника и постоянно перебивает.

1. Взаимное общение работников из одной сферы;

2. Совместный поиск, выдвижение, оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

3. Поддержание деловых контактов;

4. Стимулирование деловой активности;

5. Контроль и координация уже начатых операций.

Деловые индивидуальные беседы делятся на две группы:

• Беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информацией, проходящие без специальной подготовки (с учетом или без учета времени).

• Беседы, специально подготовленные и строго регламентированные.

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трех этапов:

Этап первый – подготовительный. В него входит определение задач беседы и составление ее плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа. Составление плана беседы, исходя из ее задач – главный раздел этого этапа. Здесь необходимо проанализировать свою занятость, определить время беседы и ее продолжительность, а также продумать, удобно ли выбрано время для собеседника.

На этом подготовительном этапе следует проверить себя по следующей пунктам:

1. Тщательная продуманность хода беседы;

2. Свобода от стереотипов, готовность воспринимать людей такими, какие они есть, гибко реагировать на происходящие в них изменения;

3. Полная готовность выслушать собеседника и правильно ответить на возможные вопросы;

4. Наличие точного, ясного и корректного плана беседы;

5. Способность составленного плана беседы вызвать вопросы, уводящие обсуждение в сторону;

6. Наличие естественных и убедительных формулировок;

7. Выражение всех мыслей точно и ясно;

8. Правильный выбор тона проведения беседы;

9. Попытка представить себя на месте собеседника и понять его;

10. Представьте, если бы подобная беседа была проведена с вами, остались бы вы, довольны ею.

Этап второй – ознакомительный. В течение этого этапа преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия.

Этап третий – основной. Он состоит из трех частей: Вводная часть беседы (возражения); основная часть беседы (доказательства); заключительная часть беседы (выводы).

1.1 Подготовка к беседе

Если вы на беседу пришли впервые, то необходимо, войти и назвать себя. Если посетитель пришел к вам и представился, нужно постараться сразу запомнить его имя и отчество. Встретив посетителя, нужно встать из-за стола и пригласить собеседника сесть напротив. Хорошо выйти ему навстречу: этот жест дает собеседнику понять, что вы его уважаете и готовы к разговору на равных. В случае, когда вы встречаетесь для беседы со своим сослуживцем или просто со знакомым вам человеком, приветствуя его и называя при этом по имени и отчеству, вполне достаточно встать из-за стола. Перед началом беседы с незнакомым человеком рекомендуется предупреждать собеседника о времени, которым вы располагаете для беседы. Беседа (это основной этап). Менеджер должен понять, как его собеседник оценивает ситуацию. Необходимо постараться представить полную картину всех событий или обстановку, ориентироваться только на словах собеседника. Нужно уметь слушать и правильно задавать уточняющие и наводящие вопросы, которые помогут раскрыть мысли собеседника.

После соблюдения указанных требований можно убедительно и подробно высказывать свою точку зрения. Надо делать так, чтобы собеседник увидел обстановку с другой стороны и мог критически пересмотреть свои взгляды исходя из более полного знания этой обстановки. Беседа может не всегда проходить гладко. Причину неудачи нужно находить в самом себе, в своем выражении лица, тоне, внимании, а не в собеседнике, нужно находить точный подбор фраз. Если с вашей стороны сыплются встречные вопросы – контрутверждения, это может привести к спору с собеседником. Причиной контрутверждений часто оказывается неумение быстро оценить ситуацию. Пагубной для беседы оказывается безудержная категоричность суждений, которая может уничтожить доброжелательность собеседника. В процессе беседы надо последовательно проводить основную мысль, нужно научиться слушать, выбирать правильные моменты для замечаний и делать их в тактичной форме, ненавязчиво аргументировать свои установки, проявлять самокритичность при обоснованных встречных замечаниях, терпеливо выслушивать собеседника и его возражения.

Случаи, когда приходится отвечать на возражения:

1) Нужно дать собеседнику самому ответить на свои собственные возражения и опровергнуть их. Для этого ненужно противоречить открыто, выслушав замечания, надо попытаться отвергнуть его косвенно; условно согласиться с тем или иным возражением; постараться выслушать несколько возражений, чтобы уловить главное и сразу ответить; резкие возражения следует повторить спокойным тоном.

2) Свою реакцию на слова собеседника нужно выразить кивком головы «ожидающим взглядом», короткими одобряющими замечаниями, повторением последних слов, сказанных собеседником, показывая, что мысль понята.

3) Бывают случаи, когда собеседник имеет ярко выраженное самомнение и склонность к спорам. В этом случае нужно дать ему выговориться, затем вернуться к этому вопросу, или ждать пока ваш собеседник не зайдет в тупик.

4) Также нужно обращать внимание на темп беседы и паузы. Это имеет большое значение, так как помогает выделить главное. Речь собеседников должна быть отчетлива и предельно ясна. Не стоит говорить слишком громко или слишком тихо. Первое – бестактно, второе – может заставить вашего собеседника многократно задавать один и тот же вопрос.

5) Решение всегда должно следовать за убеждением, так как в ином случае собеседник вместо изложения своих идей начнет критиковать вас или будет безучастно со всем соглашаться.

Окончание беседы. Как только точки зрения собеседника становятся ясны, можно беседу завершать.

1.2 Деловой этикет

Деловой этикет – это комплекс норм поведения выработанных многолетней международной практикой делового общения.

Деловое общение Конспект лекций

Составители: Е. С. Грищева, М. С. Малецкая, Н. В. Сличная.

2012 Оглавление

Лекция 1. Введение в курс «Деловое общение»…………………………………………………………………. 136

Лекция 2. Коммуникационный процесс в деловом общении…………………………………………………… 143

Лекция 3. Восприятие и понимание партнера по общению…………………………………………………….. 146

Лекция 4. Барьеры в деловом общении…………………………………………………………………………… 149

Лекция 5. Формы делового общения. Деловая беседа…………………………………………………………… 152

Лекция 6. Формы делового общения. Деловые переговоры…………………………………………………….. 157

Лекция 7. Формы делового общения. Презентация…………………………………………………………. …. 160

Лекция 8. Формы делового общения. Разговор по телефону……………………………………………………. 162

Лекция 9. Формы делового общения. Деловое совещание………………………………………………………. 166

Лекция 10. Формы делового общения. Публичная речь…………………………………………………………. 169

Лекция 11. Формы делового общения. Деловая переписка……………………………………………. ………. 171

Читайте так же:  Нормы поведения в деловом общении

Лекция 12. Речевой этикет в деловом общении………………………………………………………………….. 174

Лекция 13. Конфликты в деловом общении……………………………………………………………………… 177

Лекция 14. Гендерная специфика делового общения……………………………………………………………. 179

Лекция 15. Национальные особенности делового общения…………………………………………………….. 186

Конспект лекций по дисциплине «Деловое общение» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования рассматривает теоретические и практические основы деловой коммуникации как разновидности человеческого общения, которая реализуется собеседниками в условиях производственной деятельности.

Пособие призвано раскрыть основы делового общения с лингвистической, этической и психологической точек зрения, осветить вопросы, с которыми постоянно сталкиваются в профессиональной деятельности деловые люди (менеджеры, руководители, предприниматели).

Конспект лекций содержит информацию о том, как эффективно построить деловую беседу, оптимально провести переговорный процесс, найти общий язык с собеседником, как совершенствовать технику и технологию публичного выступления, эффективного написания деловых писем; рассматривает национальную и гендерную специфику делового общения и т. д.

Целью курса «Деловое общение» является формирование у студентов системы знаний по теории деловых коммуникаций, развитие навыков эффективного общения в деловой сфере.

В задачи изучения дисциплины входит:

1) ознакомление студентов с теоретическими основами коммуникационного процесса;

2) формирование понимания основ этики и психологии делового общения;

3) ознакомление студентов с основами подготовки и проведения деловых бесед, переговоров, презентаций, совещаний, публичных выступлений и проч.;

4) изучение особенностей создания деловых документов и специфики работы с ними;

5) формирование способностей применения знаний, полученных в ходе изучения курса, в практической деятельности.

Изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент.

Пособие может быть использовано преподавателями речеведческих дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов, а также студентами при изучении дисциплины как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Понятие делового общения.

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. То есть его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональным этическим принципам, принятыми в данном профессиональном круге лиц.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д. Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам:

  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
  • Обсуждение интересующей проблемы;
  • Решение проблемы;
  • Завершение контакта (выход из него).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция — формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
  • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Средства процесса общения — это речь, язык, жесты, мимика, фразы, эмоции.

Составные элементы процесса общения — сообщение, разговор, рапорт, точка зрения, комплимент.

Формы делового общения — беседы, переговоры, совещания, посещения, публичные выступления.

Деловые коммуникации (краткий курс лекций)

Сущность понятия «деловые коммуникации»

Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий «общение» и «коммуникация» далеко не праздный. В английском языке, «communication» имеет несколько значений. Они базируются на различных значениях глагола communicate. В соответствии с первым значением глагола (сообщать, передавать): 1) передача, сообщение (мыслей, сведений, новостей); 2) распространение, передача; 3) общение, связь; коммуникация. В соответствии со вторым (сноситься, поддерживать связь, общаться):  сообщение, известие. Есть и перевод: 1) связь, сообщение, коммуникация; 2) средство связи; 3) сообщение, соединение.

Человеческое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985).

Общение включает, как минимум, три различных процесса:

— обмен информацией, ее уточнение, обогащение;

— обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;

— восприятие н понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности, означающая общение, передачу информации от человека к человеку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не менее распространенным является другое значение этого термина – «путь, сообщение (связь) одного места с другим».

Коммуникация — понятие более узкое, чем общение. Коммуникация — это передача информации. Коммуникативная сторона — одна из сторон общения. Но, помимо коммуникативной, в общении существует еще и перцептивная сторона, означающая восприятие людьми друг друга. Это значит, что общение — это не просто передача информации, но и процесс, во время которого происходит приспособление собеседников друг к другу, взаимовлияние, взаимопереживание.

Под деловыми коммуникациями понимается взаимодействие, обеспечивающие успех какого-либо общего дела, создающие условия для сотрудничества людей для достижения определенных целей.

Деловые коммуникации происходят между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, конкурентами.

Итогом деловых коммуникаций является взаимное влияние их участников друг на друга.

В деловых коммуникациях выделяются: содержание, цели, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Процесс коммуникаций

В формализованном виде процесс коммуникаций представляет собой взаимодействие двух сторон: отправителя и получателя информации.

Рисунок 1. Коммуникационная рамка

Отправитель формулирует сообщение в уме, кодирует его с помощью определенных символов (звуки, знаки, жесты и т.д.) и передает через соответствующие каналы (провода, эфир, бумага).

Содержание сообщения зависит от отношения отправителя к получателю. Если отправитель знает, что получатель находится на одинаковом с ним интеллектуальном и профессиональном уровне, он передает сообщение в том виде, в каком сформулировал его в уме.

Читайте так же:  Психолог как избавиться от депрессии

Если уровень получателя отличается, то для адекватного восприятия текст сообщения должен быть скорректирован.

Получатель принимает сообщение, декодирует, осмысливает и отправляет ответ.

По содержанию ответа отправитель может понять полностью ли дошло сообщение, правильно ли было понято и какова реакция на него. То есть с помощью ответов устанавливается обратная связь между отправителем и получателем.

Восприятие сообщения зависит от отношения получателя к отправителю. Исследования показали, что одна и та же информация по-разному воспринимается, если была получена от:

— начальника или коллеги

— друга или врага

— незнакомого или близкого человека.

Эту особенность восприятия можно использовать, привлекая к передаче сообщения посредника.

Эффективность коммуникаций зависит от отношения обоих сторон к содержанию сообщения.

Исследования показали, что положительная информация легче формулируется в сообщение, быстрее и полнее воспринимается получателем.

При передаче негативной информации отправитель может быть слишком краток или наоборот слишком многословен, а у получателя могут возникнуть психологические барьеры восприятия.

Деловое общение: Конспект лекций / под ред. А.В. Солякина, Н.А. Богатырева. – М., 2009 – 144 с

Читайте также:

  1. Г.(Конспект)
  2. Деловое и профессиональное общение в сфере туризма
  3. Деловое общение по телефону
  4. Деловое соперничество мужчин и женщин.
  5. Дистантное деловое общение (письмо, беседа по телефону)
  6. Законспектувати
  7. Законспектувати
  8. Из конспекта.
  9. Как научиться конспектировать лекции
  10. Конспект
  11. Конспект

Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. № 5. С. 3–17.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ТЕМА 13. Этика госслужбы.

ТЕМА 12. Новейшее время и новые цивилизационные тенденции в морали и культуре

Эпоха модерна и ее особенности. Культ науки, «онаучивание» знания и практики. Эпоха утопических проектов, массовая вера в обещания и иллюзии. Субъективизм. Цивилизация повышенного риска.

Проект постмодерна и отрицание модерна. Опровержение канонов жизни и искусства, выступление против конвенциональных авторитетов. «смерть автора» в искусстве. Отмена традиционного «Я». Ирреализм: не все может быть «показано», «изображено», «иконизировано». Ирония — одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, иронию, аллегорию как важнейшие подходы к жизни и творчеству. «Гибридизация» жизни как смешение, скрещивание привычных правил. Игра, карнавализация жизни как основа познания.

Философия о модерне и постмодерне.

Этика госслужбы как особая моральная система, определяющая регулирование поведения всех участников управления от лица государства. Истоки этики госслужбы. Характер взаимодействия права и морали в регулирования поведения госслужащих.

Специфика этики госслужбы как этической системы, имеющей черты профессиональной этики, этики социального института и этики идеологизированной системы. Этика госслужбы как совокупность черт различных профессиональных кодексов в зависимости от сферы управления и административной этики.

Этика госслужбы как этика идеологизированной системы.

Внутренне противоречие системы нравственных качеств госслужащего как следствие специфики функций государственного управления.

Изменение трактовки качества «профессионализм» в связи с политизацией деятельности органов исполнительной власти.

Практическая мораль и ее взаимодействие с этикой госслужбы.

[3]

Специфические черты этикета госслужбы.

Основные термины и понятия:социальный институт; идеологизированная система; этика госслужбы; этикет; деловой этикет.

Основная литература

3. Васильев Д.В., Дробышев П.Ю., Конов А.В. Административная этика как средство преодоления коррупции. Сер. «Рабочие материалы». М.: Карнеги Центр, 2003 (http://www.carnegie.ru/ru/pubs).

4. Васильев Д. Кодекс поведения государственных служащих: европейский опыт и российская действительность // Московский центр Карнеги. Брифинги. 2002. Т. 4. Вып. 7. (http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/48467.htm).

5. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений: Учебник – 2-е изд, испр, дополн., — М., 2010. – 424 с.

6. Оболонский О.В. Мораль и право в политике и управлении М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

7. Психология и этика делового общения под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. ЮНИТИ, Москва 2010-11-10

8. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

9. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Культура и этика // Швейцер А. Избранное. – М., 1993.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 447 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Лекции по деловому этикету (стр. 1 из 10)

Раздел 1. Нормы делового поведения.

Тема 1.1 Нормы делового этикета и их значение в бизнесе.

Тема 1.2. Речевой этикет

Раздел 2. Психологические основы делового общения

Тема 2.1. Общение, его структура и основные закономерности

Тема 2.2. Эмоции и потребности.

Тема 2.3. Управление эмоциональным напряжением.

Тема 2.4. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение

Тема 2.5. Психологические аспекты речевого поведения..

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно . . СПб.: Экономическая школа, 1993

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996

3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Наука, 1976

4. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск: «Вышейша школа», 1996

5. Вичев В. Мораль и социальная психика. – М.: Прогресс, 1978

6. Власова Н.М. . И проснешься боссом: справочник по психологии управления. — Новосибирск: ЭКОР, 1994

7. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1974

8. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1999

9. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. – М.: «Ось-89», 1996

10. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. – М.: «Ось-89», 1996

11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987

12. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996

13. Пост, Э.. Этикет. — М.: «Наука», 1996

14. Психология влияния. / Серия «Хрестоматия по психологии». – СПб.: Питер, 2000

15. Психология и этика делового общения. (Учебн. пособие под общ. ред. В.Н. Лавриненко). — М.: ЮНИТИ, 1997

16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярушевского. – М.: Политиздат, 1990

17. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. — М.: Ось-89, 1998

18. Уткин Э.А. Деловая этика. – М.: Изд-во «Зерцало», 1988

19. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении. — М., 1983

20. Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата: практикум делового общения. — Ростов/Д: Феникс, М.: Зевс, 1997

21. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. — М.: «Анкил» Инфа-ли, 1994

22. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. — М.: «Анкил» Инфа-ли, 1994

23. Честара, Джон. Деловой этикет: паблик рилейшенз. — М.: Агентство «ФАИР, 1997

24. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. — М.: Гном-пресс, 1997

25. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта, — Минск: Амалфея, 1997

26. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта, — Минск: Амалфея, 1997

27. Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. — М.: Текст, 1998

28. Юри У. Как избежать отказа. – М.: Издат. дом «Довгань», 1998

29. Ягер, Дж. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса — М.: Джон Уайли энд санз 1994

Читайте так же:  Деловой этикет на английском языке

30. Ягер, Дж. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса — М.: Джон Уайли энд санз 1994

Лекция №1. Введение. Деловой этикет как частный вид социальных норм.

1. Предмет и содержание курса, его место в системе подготовки менеджера. Связь курса с другими дисциплинами. Значение навыков делового поведения в создании имиджа делового. человека

2. Структура курса, система проверки знаний, основные требования и порядок аттестации.

3. Правила делового этикета как частный вид социальных норм.

3.1. Понятие социальных норм и их основные функции.

3.2. Формальный и неформальный социальный контроль поведения.

3.3. Значение норм и нормативного поведения в бизнесе.

3.4. Правила делового этикета как частный вид социальных норм.

3.5. Принципы делового этикета

Курс «Деловой этикет» – одна из дисциплин психологического цикла, читаемых кафедрой менеджмента.

Содержанием курса является изучение правил и психологических закономерностей делового поведения, в связи с этим курс является межотраслевым, включая знания из области менеджмента, социологии, психологии, философии и истории культуры. По своему содержанию курс связан с другими дисциплинами, касающимися «человеческого фактора» в управлении, такими как организационное поведение, менеджмент, социально-психологические методы управления, теория фирмы, управление персоналом, самоменеджмент.

Назначение курса – заложить основы понимания правил и механизмов регулирования делового поведения. Важность такого рода знаний трудно переоценить. Это не только база для усвоения материала последующих курсов, но и помощь в разрешении затруднительных с точки зрения общения ситуаций, развитии коммуникативных навыков, совершенствовании индивидуального стиля поведения, формировании имиджа.

В настоящее время профессия менеджера перестала быть уникальной. На рынке труда возникла значительная конкуренция, что существенно повысило значение уровня профессиональной подготовки в целом, и владения навыками делового поведения в частности. И при приеме на работу, и в процессе ее выполнения имидж менеджера в большой степени влияет на его успешность. Именно для повышения конкурентоспособности наших выпускников, помощи им в формировании профессионального поведения разработан настоящий курс «Делового этикета». Материал курса предоставляет необходимые для формирования личности менеджера теоретические знания и дает возможности выработки практических навыков.

Специфика учебного материала требует для его усвоения активного личного участия и самостоятельных усилий слушателей. Курс организован таким образом, что практические занятия дополняют материал лекций, они направлены как на выработку умения анализировать ситуации делового взаимодействия, так и на практическое использование полученных знаний. Аттестация студентов будет производиться по итогам работы на занятиях и самостоятельной работы. В течение семестра необходимо выполнить: конспектирование литературы (февраль), лабораторную работу (март), контрольную работу по материалу лекций и практических занятий (апрель) и написать итоговое сочинение (май).

ТЕМА 1.1. Нормы делового этикета и их значение в бизнесе

Этикет – установленный порядок поведения где-либо; . свод правил поведения, нормы взаимоотношения людей в зависимости от их правового, социального, интеллектуального статуса; . система правил поведения в общественных местах. При контактах с другими людьми.

Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, менеджера, предпринимателя.

Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.

Понятие социальных норм и их основные функции

Все виды социального поведения человека, его реализация себя как личности, выполнение социальных функций обеспечиваются за счет освоения и реализации в поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю той или иной группы. Нормативная регуляция, осуществляемая с помощью групповых норм, означает, что индивиду или группе в цепом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации наме­рений и т.д., «задается» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп про­граммируются и оцениваются в соответствии с этими предписан­ными, «заданными» стандартами — нормами.

Как средства и формы социальной регуляции поведения социальные нормы выполняют в обществе многообразные и важные социальные функции. Они включаются в систему социального контроля общества, образуют нормативно-ценностную систему культуры, обеспечивают существование и функционирование общественных институтов, являются проводниками социального и институционального контроля и управления. Являясь каналом передачи социального опыта, социальные нормы выполняют важнейшую социальную функцию — обеспечение сочетания внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлениями личности. При осуществлении этой функции нормы оказываются включенными (а возможно и формируют) в систему внешних и внутренних условий и средств регуляции поведения. Все это позволяет нормам выполнять функции стабилизации, упорядочивания, уравновешивания, интеграции отношений в социуме

Лекция по Деловому общению (стр. 1 из 14)

Тема 1. Понятие общения, его типология. Характеристика делового общения

1. Понятие общения. Виды потребностей в общении.

3. Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе.

1. Понятие общения. Виды потребностей в общении

[2]

Общаться — значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории.

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями. Психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит аффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.

Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Читайте так же:  Виды общения формальное деловое

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаментальные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» быстро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании — это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором — непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необходимо стремиться быть альтруистом. В его общении эта мотивация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на контакт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию . Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное это общение прямое, без посредников. Опосредованное общение если оно обусловлено внешними факторами — преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным . Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необходимости. Вместо знаний о личности собеседника в этом случае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему проездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые обществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в таком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социальной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не свободно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже суровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, — общение неформальное. Оно более наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения — дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие черты личности, например, как направленность на общение, доверие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению личностных, то есть неформальных отношений между партнерами. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контакта, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями — эффективное средство к достижению неформального общения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение.Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

Источники


  1. Нескуба, И. Б. Почему уходят мужья? Анатомия замужества и одиночества / И.Б. Нескуба. — М.: Феникс, 2005. — 256 c.

  2. Комиссаров, Валерий Семья по контракту / Валерий Комиссаров. — М.: АСТ, Алкигамма, 2009. — 320 c.

  3. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
Деловое общение конспект лекций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here