Деловое ролевое общение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Деловое ролевое общение" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Лекция 22. Социально-ролевое общение.

Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек — не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей — и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я».

Виды общения: межличностное и ролевое

Отношения людей всегда социальны в том смысле, что они в той или иной степени заданы всей системой общественно-исторических, социально-экономических и культурных особенностей той среды, в которой они развиваются, заданы культурным, в широком смысле этого слова, контекстом. Это утверждение ни в коей мере не

умаляет значения психологических, внутренних регуляторов человеческого общения, тем более что эти регуляторы во многом сами — результат интериоризации культуры определенного общества. Мы сказали: «в той или иной степени заданы». Определимся точнее. Действительно, степень социальной заданности общения весьма различна и может колебаться от достаточно низкой до очень высокой, до почти полного подчинения форм и содержания общения неким социальным канонам.

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающегося межличностным типом общения. Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, — дистантные, опосредованные. Они реализуются в ролевом общении.

Термин «межличностное общение» в данном контексте используется в весьма специфическом, узком значении. По большому счету, все отношения между людьми, какой бы характер они ни носили, — межличностные, так как создавать их способны только личности, то есть конкретные люди. Употребляя этот термин, мы подчеркиваем эмоциональный характер межличностного общения. Отношения людей строятся на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависят от их социальных рангов и ролей.

Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируется «здесь и сейчас», в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта. Конечно, на такое общение тоже влияют ожидания, имеющиеся в отношении другого у каждого партнера, но их достаточно легко изменить, пристроить к реальному

поведению. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию. И достаточно мало причин его продолжать будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмоциональную неприязнь друг к другу. Таким образом, межличностное общение предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе «режима» общения, в принятии решения о его продолжении или прекращении. Это несомненный плюс, который, естественно, таит в себе и внутреннюю опасность. Она прежде всего в том, что межличностное общение — ценное и хрупкое произведение социального искусства. Различные случайности — перепады настроения партнеров, их коммуникативная неумелость, отсутствие навыков решения противоречий — могут привести к разрушению эмоциональной связи.

Эмоциональные отношения пронизывают всю систему человеческих взаимодействий, часто накладывают отпечаток на деловые, ролевые отношения. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах, которыми так изобилует современное общество. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель — подчиненный», «покупатель — продавец», «милиционер — нарушитель порядка» и других. В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер (какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты), как будет читаться его поведение и строиться собственное. Роль определяет также оценку человеком самого себя в данной ситуации (то есть оценку себя как носителя, исполнителя роли).

В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций, а в ряде случаев даже внутреннего реагирования (веками воспитываемая социальная послушность может приводить к тому, что даже в своем духовном мире человек продолжает исполнять ту или иную социальную роль). Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его

социальной позицией: «Я сейчас начальник», «Я — мать, и следовательно. », «Я как представитель своего народа. ». Можно представить себе и весьма непосредственное ролевое поведение, если, скажем, оно реализуется официальным шутом при королевском дворе.

Найдется не много ролей, которые полностью задавали бы своим носителям весь рисунок исполнения. Многое зависит от понимания человеком своей роли и ролей других участников общения, от его отношения к исполняемым ролям, от имеющегося личного опыта и, наконец, творческих возможностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли уникальность и неповторимость. Нет и не может быть одинаковых судей, президентов, контролеров или капитанов дальнего плавания.

В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, участник различных систем социального контроля, выразитель интересов определенных социальных слоев. Наконец, как творец различных социальных отношений. Участвуя в таком общении, он тем самым поддерживает и развивает систему социальных, общественных связей некоторого сообщества. Лишаясь спонтанности, он в ролевом общении приобретает ряд не менее важных ценностей: чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения. За этими чувствами стоят очень важные социальные потребности конкретного индивидуума, удовлетворение которых частично, но зато гарантированно осуществляется в ролевом общении.

В социальной психологии существует определенная путаница с понятием «роль». Так, с одной стороны, противопоставляются межличностное и ролевое общения, с другой — достаточно активно используется понятие «межличностные роли». Во многом эта невнятность связана с широким включением в современные концепции и подходы элементов мировоззрения интеракционизма, с точки зрения которого любое общение — ролевое. Как мы уже отмечали, интеракционизм рассматривает человека в его социальном бытии как носителя и реализатора различных ролей. Эти роли могут быть социальными, то есть заданными обществом и имеющими значение

Читайте так же:  Какая депрессия

в определенной социальной ситуации (человек в качестве обучающегося пришел на лекцию, значит, сейчас он — студент). Они могут быть и межличностными: человек надевает определенную маску и играет соответствующую роль в непосредственных межличностных отношениях с другими людьми: в малой группе, семье, брачных отношениях и т. д. Если принимать в расчет интеракционистские представления, то все вышесказанное о ролевом общении преимущественно относилось к социальным ролям. К межличностным ролям мы обратимся, рассматривая структуры отношений в малой социальной группе.

И ролевое, и межличностное общения занимают определенные «социально-экологические» ниши в жизни современного человека. Их соотношение зависит от образа жизни человека, его жизненных целей и, что очень важно, от культурных особенностей общества. Можно говорить о том, что есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, и культуры, более склонные к созданию между людьми межличностных, эмоциональных отношений. В культурах первого типа легче выстраиваются деловые, официальные отношения, однако достаточно велик риск переноса дистантного общения в интимно-личностные сферы. В культурах второго типа больше человеческой теплоты, эмоциональной жизни, но возникают сложности с построением субординационных, неравноправных в социальном плане отношений «начальник — подчиненный», «лидер — исполнитель», «законодательная власть — исполнительная власть» и т. д. Наша отечественная культура, несомненно, относится ко второму типу. И этого нельзя не учитывать при создании социально-экономических систем управления, а также при попытках использовать инокультурный социальный опыт в наших психологических условиях.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 882 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ролевое общение

Маскированное общение

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Формализованное общение, которое осуществляется между людьми как носителями определснных социальных функций (а не как индивидуальностями) протекает различ­­­ным образом и выражается различными способами. Одной из разновидностью формали­­­зованного общения следует признать общение, происходящее с помощью «масок».

«Маска»

— это совокупность знаков (речевых, жестовых и т.п.), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе.

Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т.е. накладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами первый случай формаль­­­ного общения. В связи с этим отметим 4 типа ограничений, накладываемых на контакт:

1. Конвенциальные ограничения. В данной социальной группе существует «кон­­­венция» — обычай, согласно которому, например, в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику, или сообщать что-либо из своей личной жизни. Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы.

2. Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциальным. Здесь выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь портит дело. Примеры: церемонная сдача смены или развода караула, чайная церемония и т.п.

3. Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоционально холодны или враждебны друг другу и, стремясь предотвратить конфликт, пользуются в контакте иск­­­лючительно масками.

4. Насильственные ограничения. Один из партнеров, возможно, готов к межлич­­­ностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, на­­­девая маску и вынуждая то же самое сделать своего собеседника.

[1]

Эти ограничения контакта создают психологические барьеры между людьми, заме­­­няя подлинное общение «стереотипами», «стандартными поведенческими реакциями».

Еще одним видом формального общения следует признать такое, которое происхо­­­дит лишь с ролевых позиций коммуникантов. Может быть описано несколько вариаций ролевого поведения, которое осуществляется на основе различного рода ролей, сре­­­ди которых:

социальная роль — это то поведение, которое ожидается от человека окружа­­­ющими его людьми в процессе выполнения им социальных функций на определснном месте и при конкретных обстоятельствах;

межличностная роль, это то поведение, которое ожидается от человека другим человеком согласно установившимся между ними отношениям;

внутригрупповая роль — это то поведение, которое ожидается от члена группы остальными членами группы в соответствии с репутацией, приобретенной им в этой группе;

индивидуальная роль — это то поведение, которое человек ожидает от самого себя (согласно своему «автопортрету») при определенных обстоятельствах, воспроиз­­­водящих его прошлый опыт приспособления к социальной среде или группе.

В каждый конкретный момент человек находится в состоянии выполнения какой-то конкретной роли, которая в этом случае определяется как актуальная.

Актуальная роль есть такая роль, которая избирается человеком для данного коммуникативного акта. Непосредственная же коммуникация, осуществляемая с роле­­­вых позиций, имеет следующую структуру:

1. Фаза взаимонаправленности

. Первая фаза. Она означает возникновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию.

2. Фаза взаимоотражения.

Вторая фаза. Для человеческого общения специфично то, что партнеры в этой фазе принимают актуальные роли друг друга. Иными слова­­­ми, отображая партнера в своей голове, человек схватывает — с большей или мень­­­шей полнотой- и его социальную роль на данный момент, и роль внутригрупповую, и межличностную, — его отношение к партнеру по контакту, и ту индивидуальную роль, в которой он сейчас находится, и определенный набор его индивидуальных ролей.

3. Фаза взаимоинформирования

. Третья фаза. Имеет форму играния ролей. В про­­­цессе развития этой фазы продолжается взаимоотражение, благодаря которому участ­­­ники общения принимают роли друг друга все более четко.

4. Фаза взаимоотключения

. Четвертая фаза. В ходе ее происходит сворачивание общения, после передачи всех необходимых сообщений.

Существует ряд случаев, когда контакт становится формальным в результате не­­­верного использования арсенала ролей личности. Это происходит тогда, когда имеет место:

— ограничение репертуара индивидуальных ролей;

— фиксация межличностных ролей на фоне измененных взаимоотношений;

— фиксация внутригрупповой роли;

— ограничение, налагаемое на играние любых ролей, кроме социальных;

— ограничение, накладываемое на тематику общения.

| следующая лекция ==>
Фрустрация. Скрещенные руки на груди | Виды трансакций (взаимодействий) в контакте

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1619 ; Нарушение авторских прав? ;

Читайте так же:  Деловой стиль письма этикет деловой переписки требования

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Официальное ролевое общение — это. Определение, особенности и требования

Участниками общения всегда являются конкретные люди, которые обладают специфическими качествами. Эти качества и черты людей раскрываются в ходе общения и осуществления совместной деятельности. В ролевом виде общения собеседники выступают в качестве носителей определенных ролей, например, продавец — покупатель, врач — пациент, учитель — ученик. В ролевой форме общения человек лишается спонтанности поведения, так как его шаги и действия диктуются ролью, которую он исполняет. То есть ролевое общение – это общение, в ходе которого человек проявляет себя не как индивидуальная личность, а как единица социума, которая выполняет определенные задачи.

Этот вид общения играет значительную роль в жизни людей.

Ролевое общение – это тип общения и взаимодействия с другими людьми, помогающий решить сложные задачи, которые невозможно разрешить в одиночку.

Общая терминология

Прежде чем говорить о ролевом типе общения, следует разобраться в основных понятиях.

Общение – это контактирование между живыми организмами, включает в себя обмен данными, информацией. Сопровождается процесс взаимным восприятием и попытками повлиять друг на друга.

Функционально-ролевое общение – это общение партнеров на уровне общественных ролей, например начальник и подчиненный. При этом виде общения задействованы определенные нормы и ожидания.

Межличностное общение – это общение между отдельными личностями, оно очень многопланово. Практический интерес предоставляет возможность влияния собеседников друг на друга.

Виды общения

Общение может быть конфликтным или доверительным. Доверительность — это важный признак всех форм контактирования, без нее нельзя вести переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение — это взаимное противостояние людей, взаимные выражения недоверия и неудовольствия.

Общение подразделяют на деловое и личное, прямое и опосредованное (при помощи дополнительных средств — аудио-, видеотехники, писем, электронной почты).

В социальной психологии выделяют такие типы социально-ролевого общения, как:

Понятие о ролевом общении: особенности

Ролевой тип общения – это общение людей, которые являются носителями определенных социальных ролей, например, мама и ребенок, учитель и ученик, муж и жена. Это общение строится по определенным правилам, которые устанавливает общество, используют эти правила для упрощения процесса общения, облегчения выполнения задач каждого участника. Если проигрывать различные ситуации в сюжетно-ролевой игре, общение в реальной жизни значительно облегчается.

В некоторых случаях общение по установленным социальным ролям невозможно, например, деловые переговоры или совещания подчинены деловому этикету, и общение в этих рамках значительно сложнее, чем в рамках учитель–ученик. В детстве деловой тип общения отрабатывается в ролевых играх, когда дети договариваются, в какую игру будут играть, или, например, существуют специальные игры, в которых дети получают навыки общения в деловых ситуациях.

Благодаря играм происходит сближение детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений, происходит развитие общения. Сюжетно-ролевая игра воспитывает умение и желание совместно играть, умение договариваться, радоваться успехам товарища, делиться игрушками, совместно осуществлять определенные действия, не мешая, а помогая друг другу.

При ролевом виде общения вместо понимания индивидуальности контактного лица обходятся только знанием той роли, которую он играет, а в жизни каждый играет множество ролей.

Роль – это способ поведения, который диктуется обществом, поэтому, например, ученику или кассиру не свойственно вести себя как военному.

Мы все живем в обществе, следовательно, каждый из нас выполняет огромное количество социальных ролей (функций). Например, служебные – подчиненный (начальник), сотрудник, специалист, ученый, ученик; житейские – клиент, квартиросъемщик, сосед, покупатель; семейные – муж (жена), сын (дочь) и так далее.

Социальная роль – это тип поведения человека в системе общественных, социальных и личностных отношений. Проще говоря, это тип поведения человека, занимающего определенный социальный (общественный) статус.


Виды социальных ролей классифицируются по социальным группам, отношениям, видам деятельности, в которых участвует или в которые входит личность.

Классификация ролей

В зависимости от отношений выделяют социальные и межличностные роли.

  • Социальные связаны с общественным статусом, видом деятельности, профессией. Эти роли безличные и стандартизированные, они строятся на основе обязанностей и прав, вне зависимости от того, кто эти роли исполняет.
  • Межличностные роли связаны с отношениями, которые контролируются на эмоциональном уровне: лидер, любимый человек, кумир и др.

Основные характеристики социальной роли

Характеристики социальной роли выделил американский социолог Толкотт Парсонс. Вот основные из них:

  • По масштабу – некоторые роли могут быть строго ограничены, в то время как другие размыты. Масштаб роли зависит от широты межличностных отношений, например, между женой и мужем устанавливается большой масштаб, так как между ними широкий диапазон отношений. Они интересуются всеми сторонами жизни друг друга, следовательно, их отношения не ограничены. Но есть отношения строго ограниченные, например, продавец и покупатель. Взаимодействие между ними осуществляется по конкретному поводу. В этом случае масштаб роли небольшой.
  • По способу получения социальные роли делятся на: предписанные и завоеванные. Способ получения той или иной роли зависит от того, насколько неизбежна она для человека. Например, роли, которые определяются возрастом или полом, не требуют усилий для приобретения. Но есть роли, которые надо завоевывать в процессе жизни, например, студента, профессора, начальника отдела. То есть это роли, которые связаны с профессией или достижениями человека.
  • По степени формализации: деятельность может протекать произвольно или в строго установленных границах. Формализация роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают установление исключительно формальных отношений, другие, наоборот, неформальных, третьи роли могут сочетать в себе как формальные черты, так и неформальные. Например, отношения представителя ГИБДД и нарушителя правил дорожного движения несут в себе формальный характер, а отношения внутри семьи – неформальный. Но бывают случаи, когда из формальных взаимоотношений отношения между людьми перерастают в неформальный вид. Это происходит, когда люди долгое время взаимодействуют друг с другом и в отношениях появляется эмоциональность и чувства.
  • По видам мотивации: личная прибыль, получение каких-либо благ и так далее. Мотивация зависит от мотивов и потребностей человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родитель заботится о своем ребенке, руководствуясь чувством любви, а руководитель трудится во имя предприятия.
Читайте так же:  Как принимать фенибут при депрессии

Ролевые конфликты

Они возникают при невыполнении обязанностей роли или когда у одного человека возникает необходимость одновременно выполнять несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Также конфликтная ситуация может возникнуть из-за противоречия между разными ролями некоторых сотрудников организации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Например, начальник отдела дал задание написать отчет о проделанной работе за час, а руководитель предприятия настаивает на том, чтобы отчет был качественным, и требует от начальника отдела, чтобы он выделил сотруднику больше времени на работу.

Ролевые позиции

В современной психологии проанализировал ролевые позиции в общении американский психолог Э. Берн. Он за единицу общения принял трансакцию или психологическое состояние внутреннего «Я» человека. Им были выделены состояния, которые проявляются в процессе общения в виде исполнения 3 ролей:

  1. Состояние «Родитель», которое психологически напоминает состояние родителей. Основано на отложившихся в сознании человека формах, стилях и методах обучения и воспитания, которые применяли его родители.
  2. Состояние «Взрослый», основано на объективном отношении к событиям.
  3. Состояние «Ребенок», основано на отношении к действительности, которое сохранилось с раннего детства.

Эти состояния вполне нормальные, они неоднократно проявляются в жизненных ситуациях.

Например, позиция «Родитель» проявляется в ситуациях, требующих приказа, указа, критики, выговора. Или, наоборот, тогда, когда необходима забота, совет, ухаживание, помощь, поддержка, сочувствие.

Позиция «Ребенок» проявляется в обидах, капризах, эмоциональном протесте, при любом поведении, которое можно охарактеризовать как импульсивное, нерациональное. Или наоборот, тогда, когда человек ищет авторитет, защиту, опору.

Позиция в общении «Взрослого» проявляется в виде объективного, разумного подхода к событиям, выражается в спокойном, выдержанном отношении к людям.

Типы общения в зависимости от ролевой позиции

Наиболее эффективным и комфортным является общение людей, которые находятся в позиции «Взрослый», также хорошо понимают друг друга люди в позиции «Ребенок».

Общение «Взрослого» и «Родителя» напряженное: «Взрослый» своим спокойствием раздражает «Родителя», он или собьет с него спесь, или заставит его перейти в общении в равноправную позицию «Взрослого». Но бывает, что «Родитель» подавляет своего собеседника, в таком случае, вероятнее всего, разовьется конфликт.

Общение «Взрослого» и «Ребенка» динамично: «Взрослый» побуждает собеседника к серьезности и ответственности, в этом случае или «Ребенок» перейдет в позицию «Взрослого», или «Взрослый» займет позицию «Родителя».

Общение «Родителя» и «Ребенка» взаимодополняемое.

Общение двух «Родителей» очень конфликтоопасное. Кому-то необходимо на время изменить свою позицию на «Ребенка» или «Взрослого».

Понятие о статусе, роли и характере общения в зависимости от статуса

Элементами социальной структуры общества выступают роли и статусы. Последние характеризуют устойчивость общества. Статус – это позиция личности в социальной системе, которая определяется по характерным признакам, например профессиональным.

Каждый человек обладает рядом статусов и играет определенные роли. Совокупность всех статусов, которые занимает человек, называют статусным набором. Они подразделяют на: социальные (класс, профессия, возраст, национальность), личные, предписываемые (мать, отец, теща, зять).

Человек относится к другим людям в соответствии со своим статусом, например, бедные завидуют богатым. Статусы определяют содержание, характер, продолжительность человеческих взаимоотношений и статусно-ролевого общения.

Общение деловое

Основную часть делового ролевого общения составляет общение служебное. Оно формирует взаимодействие людей в организациях в рабочее время. Но кроме этого, в понятие «деловое общение» входит общение во внерабочее время – на выставках, деловых приемах, семинарах, конференциях.

Особенности делового типа общения:

  • Максимальное достижение взаимопонимания.
  • Самое максимальное понимание предмета общения и ситуации. При деловом общении учитываются личностные особенности собеседника, но интересы дела всегда стоят на первом месте, они более значимы, чем возможные личные расхождения во мнениях.

Основные формы делового общения: беседа, публичное выступление, совещание, переговоры, дискуссия, телефонный разговор, деловая переписка.

Взаимоотношения личностей во время делового общения — очень важное явление. Без этого невозможна качественная деятельность служащих и руководителей.

Заключение

Человеческое общение многогранно и зависит от целей, которые преследуют собеседники. Взаимодействие человека с окружающей действительностью осуществляется в системе отношений, которые формируются между людьми в их социальной жизни. Для того чтобы учитель смог обучить ученика, он должен вступить с ним в процесс общения. А это многогранный процесс развития связей и контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности.

Деловое общение: особенности, функции, виды

Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это получение максимальной прибыли.

Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому.

• контактная функция, цель которой установление и поддержание контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи;

• информационная функция, цель которой — обмен сообщениями. Обмен сообщениями с использованием коммуникативных средств составляет сам процесс коммуникативной деятельности. В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника; представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми;

Читайте так же:  Психологический тест на совместимость пары

• побудительная функция, цель которой — стимуляция партнера к выполнению тех или иных действий;

• прагматическая функция, цель которой — взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности; позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации;

• установление отношений, цель этой функции — осознание и фиксирование своего места в системе социальных связей. Именно эта функция является основной в личностном развитии. Для ее осуществления требуется построение образа себя и другого, причем не только в познавательном (что необходимо в любом коммуникативном процессе), но и в аффективном плане;

• социальная функция формирует и развивает культурные навыки взаимоотношений людей; формирует наши мнения, мировоз зрение, реакции на те или иные события. Культура не может существовать вне общения; только в этих процессах человек, будучи

общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе;

• оказание влияния, цель этой функции — изменение состояния, поведения, содержаний сознания партнера;

• статусоопределяющая функция — выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды;

[3]

• интерпретативная функция, цель этой функции — понимание смысла сообщений и намерений, состояний и т.п. партнера; служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности.

При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить: все указанные выше функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном. Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми. На уровне делового общения идет совместное сотрудничество. Поэтому целью общения на этом уровне — повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи. На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

Виды общения

Различают следующие виды общения:

1) «контакт масок»— формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника;

2) примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

3) формально-ролевое общение,когда регламентированы и содер-жание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое общение— процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Это общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные

5) духовное общение— межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

6) манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические.

К монологическимвидам общения относятся:

торговая речь (реклама);

• доклад (на заседании, собрании).

деловой разговор — кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;

деловая беседа — продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений;

переговоры — обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу;

интервью — разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;

• контактный деловой разговор — непосредственный, «живой» диалог;

телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Читайте так же:  Позитивная депрессия

Письменныевиды делового общения — это многочисленные служебные документы:

деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть:

материальное(обмен предметами и продуктами деятельности);

[2]

кондиционное(обмен психическими или физиологическими состояниями);

мотивационное(обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

• деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

| следующая лекция ==>
Роль международных общественных организаций в развитии МСД |

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 1252 | Нарушение авторских прав

Личностно и деловое общение. Виды личностного и делового общения: инициативное, деструктивное, ассертивное.

Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Деловое общение может осуществляться в различных стилях.

Выделяют три основных стиля общения:

o ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли — социальной, профессиональной, личностной;

o манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

o гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности. Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества. Вместе с тем существуют ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используются такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям — их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности. Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег по работе. Критика должна быть объективной (т. е. вызываться негативным поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу. Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основное этическое требование к наказаниям — их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

| следующая лекция ==>
| Билет 20 – Параметры измерения культур: различие культур по системе ценностных ориентаций (система Ф.Клакхон и Ф.Стродтбека).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 858 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

  2. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. — М.: Юрайт, 2016. — 210 c.

  3. Лаврик, О.В. Настоящей женщине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 502 c.
Деловое ролевое общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here