Деонтологические конфликты в социальной работе

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Деонтологические конфликты в социальной работе" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Доклад — Этика и деонтология в социальной работе — файл n1.doc

Доклад — Этика и деонтология в социальной работе
скачать (46 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 46kb. 06.11.2012 09:42 скачать
    Смотрите также:
  • Реферат — Этика бизнеса, конфликты в личностной эмоциональной сфере (Реферат)
  • Ответы на вопросы по этике и эстетике (Шпаргалка)
  • Выхватень Л.В. Конспект лекций: Этика и эстетика (Документ)
  • Горбачёва Н.Г. Этика и эстетика: Конспект лекций теоретического курса (Документ)
  • Гутников А.Б. Профессиональная этика юриста: Адвокатская этика (Документ)
  • Принципы социальной педагогики и их требования к деятельности специалиста социальной сферы (Документ)
  • Богданова Е.Л., Гутников А.Б. Профессиональная этика юриста. Адвокатская этика (Документ)
  • Реферат — Этика бизнеса (Реферат)
  • Доклад- Этика как философская наука. Мораль (Реферат)
  • Реферат — Этика бизнеса (Реферат)
  • Курсовая работа — Научные и этические аспекты использования изолированных культур клеток животных в рамках экспериментальных исследований лекарственных средств (Курсовая)
  • Гартман Н. Этика (Документ)
  • Доклад студентки СПбГУСЭ 5 курса д/о спец. 3505 Бобровой Е.А. Преподаватель Иванова Н. Г.
    Этика и деонтология в социальной работе
    1. Особенности этического кодекса социальной работы

    Нравственные нормы в социальной работе закреплены в профессионально-этическом кодексе социального работника. В России он был так принят в 1994 году.

    Основное назначение кодекса — быть эталоном нравственного поведения в профессии социального работника.

    Как записано в кодексе, «социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических и физических недостатков, а также исключить предпочте-

    ние, привилегии отдельным категориям населения».
    2. Деонтологические основы социальной работы

    Понятие «деонтология» (от гр. deonthos — нужное, должное; logos — слово, понятие, учение) ввёл английский философ-утилитарист Бентам. Этот термин использовался Бентамом для обозначения теории морали в целом. Позднее за этим понятием закрепился иной смысл. Под деонтологией стали понимать раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и долж-

    ного. Эти разделы этического знания существуют не только в теоретической этике, но занимают важное место в любой профессиональной этике.

    В этом смысле деонтологию можно выделить как относительно самостоятельный раздел в этике социальной работы. Деонтология социальной работы – это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами

    и клиентами социальной службы.

    Профессиональная деятельность не сводится к механическому выполнению профессиональных обязанностей. Обязанности должны стать моральным долгом, профессионал должен выполнять их по внутреннему убеждению.
    3. Долг и ответственность социального работника

    перед обществом и государством

    Долг социального работника состоит в том, чтобы все свои профессиональные знания, душевные качества использовать для выполнения государственной социальной политики.

    На социального работника возложена не только ответственность за действия и последствия действий самого социального работника, но и ответственность за деятельность его клиента.

    Социальный работник не только должен помочь клиенту в решении его проблем, но и помочь активизировать свою жизнедеятельность. Социальный работник должен способствовать максимально активному участию самого клиента в решении своих проблем. Необходимо направить активность клиентов в нужное русло. При этом важная роль должна отводиться изменению

    [1]

    ценностных установок личности, чтобы они ориентировались не на получение пособия, а на личностное развитие.

    Социальный работник должен добиваться улучшения моральной и социальной ситуации в обществе.
    4. Долг и ответственность социального работника перед профессией

    Во многом престиж профессии зависит от отношения к этой профессии каждого из представителей профессиональной группы. Престиж профессии – это престиж её представителей, которые своей деятельностью способствуют росту авторитета профессии в обществе. Деятельность социальных работников, способствующая развитию авторитета профессии, складывается из следующих составляющих:

    1. Квалифицированная практическая работа, основанная на профессиональных знаниях, которые постоянно пополняются. Важным профессиональным качеством социального работника является стремление к развитию и совершенствованию своих знаний, методов социальной работы. Наличие такого качества вменяется в обязанность социальному работнику профессионально-

    этическим кодексом. Социальный работник должен владеть методами получения новых знаний, обладать способностью к аналитической деятельности, к творческому осмыслению существующей теории и практики социальной работы.

    2. Наличие моральной ответственности не только за свой участок работы, но и за деятельность организации, в которой социальный работник трудится. Это достигается благодаря участию социальных работников в коллективных формах ведения социальной работы. Как представитель профессии, социальный работник несёт личную ответственность за политику своей организации.

    3. Недопущение неквалифицированной и запрещённой практики социальной работы. Социальный работник должен использовать все возможные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности утверждать профессионально-этические и правовые принципы. Соответствие профессиональной деятельности этим принципам является свидетельством того, что практика социальной работы не может считаться неквалифицированной и запрещённой.

    4. Участие в добросовестной рекламе и информационных кампаниях, формирующих положительное общественное мнение о достойных представителях этой профессии, а также о социальном её предназначении. Важность этого требования обусловлена повышением роли средств массовой информации в обществе.
    5. Долг и ответственность социального работника перед коллегами

    Социальная работа всегда является делом всего коллектива социальных работников. Поддержание коллектива – это профессиональный долг социльного работника. Коллектив – это ближайшая среда, в которой действует социальный работник. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту личного достоинства.

    Коллектив социальных работников состоит из людей, различающихся по возрасту, полу, интересам, нравственным идеалам. Объединяющим началом социальных работников в коллективе должны быть цели и задачи коллектива, методы и средства работы, разделяемые его членами. Социальная работа может быть успешной только в «команде», так как многие проблемы решаются только в масштабе организации либо с привлечением специалистов из других организаций.

    Работа в единой команде, в коллективе требует реализации следующих принципов:

    1) подчинение целям коллектива;

    2) обеспечение согласованных действий в выполнении этих целей;

    3) ответственность за деятельность команды.

    В профессионально-этическом кодексе утверждается необходимость «выстраивать» отношения между коллегами на принципах уважения, честности, вежливости.

    Этические нормы социального работника по отношению к коллегам включают в себя требования, следование которым позволяет не допустить либо успешно преодолеть (разрешить) моральные конфликты в коллективе.
    6. Долг и ответственность социального работника перед клиентом

    Кодекс определяет интересы клиента как первостепенные в социальной работе.

    Читайте так же:  Тест по этике делового общения

    Социальная работа предполагает взаимодействие социального работника со средой, в которой живёт клиент. Невозможно рассматривать клиента вне его социального окружения.

    Если говорить о профессиональной составляющей социального работника по отношению к клиенту, то она заключается в следующем: социальный работник должен обслуживать клиента преданно, лояльно, применяя максимум профессиональных знаний, компетентности и навыков.

    Этические обязательства, которые социальный работник обязан нести перед клиентами, сформулированы в кодексе либо в форме абсолютного запрета, либо запрета, допускающего его нарушение, либо регламентаций, которым необходимо следовать.

    роль абсолютного запрета выполняют следующие нормы:

    — недопустимость дискриминации клиентов по любому поводу (национальность, вероисповдание, политическая ориентация, семейное положение, возраст, умственные и физические недостатки и пр.) и «борьба» с нею;

    — социальному работнику необходимо избегать тех отношений, которые «идут во вред клиентам» (с членами ближайшего окружения клиента и др.);

    — нельзя ни при каких обстоятельствах вступать в сексуальные связи с клиентом.

    Нормами «запрета», которые в исключительных обстоятельствах могут быть нарушены, являются конфиденциальность и неучастие в действиях, которые «оскверняют и уменьшают гражданские и юридические права граждан».

    Конфиденциальность как моральное требование свидетельствует о том, что сотрудник социальной службы «должен уважать тайны клиентов», не распространять информацию, полученную от клиентов, без их на то согласия.

    [2]

    Однако возможна ситуация, когда эта информация свидетельствует об опасности для окружающих людей, общества, самого клиента. Поэтому однозначно утверждать, что тайна клиента должна быть сохранена в любом случае, не представляется правильным. Требуется содержательная дальнейшая конкретизация любой ситуации, её анализ.

    К третьей группе норм, регламентирующих отношения социального работника к клиентам, можно отнести нормы-указания, как предъявление требований, положенных в основу профессиональной деятельности:

    — социальный работник должен в качестве своей стратегической задачи «обеспечивать субъективную позицию самого клиента»;

    — уважать достоинство личности клиента;

    — должен иметь чёткую программу действий по оказанию помощи клиенту, оповещая его о правах, ответственности, возможности риска;

    — социальный работник должен при возникновении затруднений в работе, прибегая к консультациям, учитывать советы коллег;

    — социальный работник должен завершить профессиональные отношения с клиентом, когда они не служат интересам клиента, не принимая ценных подарков от него.

    Г. П. Медведева

    Название Г. П. Медведева
    страница 12/18
    Дата конвертации 29.11.2012
    Размер 3.09 Mb.
    Тип Лекция

    Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе

    1. Единство и противоречия долженствования социального работника.

    2. Деонтологические подходы к разрешению конфликтов

    3. Роль деонтологического потенциала социальных служб

    Социальная работа в деонтологическом плане имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, влияние социального работника на судьбу человека требуют от него постоянной готовности и подготовленности к должному поведению, отношениям, действиям. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деятельностью, конкретным коллективом и клиентом.

    Но деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть и в других сферах. Например, могут внешне противоречить друг другу интересы общества и клиента: клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество в силу наличной ситуации может полагать (и опредмечивать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента возможно лишь в ущерб интересам других клиентов, целых социальных групп и всего общества, даже если интересы клиента не носят ненормативного характера. В этом случае социальный работник должен провести тщательный аксиологический анализ ситуации и на основании его результатов решить, что представляет собой большую ценность: ситуативное или непреходящее, общее или частное, материальное или духовное и т.п.

    По итогам такого анализа следует сделать максимально объективный выбор в пользу ценностей более высокого ранга. Можно сказать заранее, что такой выбор будет в общем случае достаточно труден, и общий рецепт здесь предлагать не следует. Специалисту необходимо будет ориентироваться в каждой конкретной ситуации с учетом основных факторов, формирующих социальную и индивидуальную ситуации, ценностное отношение, профессионально-этические нормы и принципы и т.п.. В самом деле, трудно абстрактно заключить, что ценнее: материальные ценности общества или духовные ценности клиента, поскольку они тесно взаимосвязаны и в известной степени взаимообусловлены. Однако будучи компетентным в профессионально-этическом плане, специалист может правильно расставить акценты и разрешить конфликт. Поэтому так важна способность специалиста к профессиональному этико-аксиологическому анализу проблемной ситуации, его умение руководствоваться деонтологическими (а не деонтическими) принципами при разрешении конфликтов или выборе приоритетов деятельности. Владея навыками этико-аксиологического анализа и руководствуясь основными принципами деонтологии, этики и аксиологии социальный работник может разрешить конфликт.

    Но сложность разрешения деонтологических конфликтов состоит также и в том, что социальный работник имеет, как и любой человек, собственные, полученные в обыденной жизнедеятельности, представления о ценном и неценном, должном и недолжном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, имеющих отношение к его профессиональной деятельности и обыденных. Как в обыденной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности он может наблюдать множество примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, и это не только не становится для нее трагическим, но и в определенных случаях приносит индивидуальный (а иногда даже и групповой) успех. Непрестижность и низкая ресурсная обеспеченность социальной работы также оказывают определенное влияние на формирование позиции специалиста в отношении должного. Все это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.

    Можно предложить следующие подходы к выработке специалистами позиции в отношении обеспечения должного поведения.

    1. Социальная работа – это не наказание; это профессия, которую индивид избирает самостоятельно и добровольно. Если его категорически не устраивает заработная плата, содержание работы, ее непрестижность или что-то еще – следует искать другую, более подходящую. Если все же по содержательным признакам выбрана профессиональная социальная работа, то отношение к ней должно быть ответственным, творческим а не формальным.

    2. Социальная работа в силу своей специфики предъявляет повышенные требования к личностным качествам специалиста, которые, хотя и не являются нереальными и несправедливыми, все же обязывают специалиста быть во многих отношениях «идеальной» личностью, существенно отличающейся от личности обыденной. Это обстоятельство может стать своего рода «камнем преткновения» для личности, избравшей социальную работу в качестве постоянной профессиональной деятельности. Однако требование профессии к совершенствованию личностного облика специалиста не противоречит ни интересам личности, ни интересам общества, поэтому не может считаться фактором ограничения свободы социального работника.

    3. Конфликт между интересами общества и профессиональной группы, клиента и профессиональной группы не должен решаться с позиций корпоративного («местечкового») эгоизма и псевдопатриотизма, поскольку этот путь ведет к утрате истинного предназначения профессии, замене его узковедомственными групповыми интересами и угасанию профессии, падению ее социальной значимости. Не следует забывать, что социальная работа конституирована как профессия, необходимая обществу, а не социальным работникам, значит, в общем случае конфликт может быть разрешен в пользу истинных интересов общества. Аналогичные рассуждения можно привести, рассматривая конфликт интересов общества и клиента.

    Читайте так же:  Жить надо так чтобы депрессия

    4. Следует иметь в виду, что в целом истинные, коренные интересы клиентов, общества, профессии противоречить не могут: и те, и другие направлены на достижение индивидуального и общего блага человека и общества. Ситуативные же интересы могут порождать конфликт, но с позиций истинного блага их можно и должно регулировать. Долг социального работника здесь заключается в выработке наиболее рациональной позиции, ведущей к наибольшему благу участников конфликта, и именно с этой позиции следует определять приоритеты интересов и деятельности.

    Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в связи с объективной необходимостью повышения эффективности общественного развития, соответственно и обязанности социального работника (и функции социальной работы) являются отражением объективной социальной необходимости. Профессиональный долг специалиста — это те требования. которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистов в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Внешне содержание профессионального долга социального работника выступает как совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

    Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого конкретного социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом. При определенных условиях объективный профессиональный долг социального работника становится фактически внутренним моральным долгом его как личности и как представителя профессии, т.е. субъективируется. Моральный долг, как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек-среда», для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

    В настоящее время, когда социальная работа в силу объективных обстоятельств не может в полном объеме удовлетворить потребностей общества и отдельных категорий граждан в помощи и поддержке, большую роль играет деонтологический потенциал социальных служб. Его реализация способствует сглаживанию извечного противоречия между сущим и должным (например, между фактическим состоянием формальной ресурсной базы профессиональной социальной работы и насущными потребностями клиентов в помощи и защите). Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег, привлечение к решению проблем представителей общественных организаций и т.п. и добиваться тем самым улучшения результатов совокупной деятельности. Можно видеть, что долг и должные отношения могут стать существенным фактором повышения эффективности социальной работы и одним из действенных средств и одновременно условий разрешения наиболее острых социальных проблем.

    Перечень примерных контрольных вопросов по теме 5

    1. Сущность, происхождение и эволюция категорий «деонтология», «долг»

    2. Место и роль деонтологии в системе этики социальной работы

    3. Основные аспекты долга социального работника

    4. Сущность и механизмы деонтологической и деонтической детерминации поведения и действий

    5. Долг и ответственность: взаимосвязь и взаимовлияние
    Перечень примерных заданий для самостоятельной работы по теме 5 (тематика рефератов, контрольных работ и докладов)

    1. Ценность долга и должных отношений в социальной работе

    2. Роль деонтологического потенциала социальных служб

    3. Механизмы формирования деонтологических представлений и чувства долга социального работника

    Примерный перечень вопросов к зачету по теме 5

    1. Понятие и сущность деонтологии социальной работы
    1. Место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы
    1. Деонтологические принципы в социальной работе
    1. Функции деонтологии социальной работы
    1. Понятие, сущность и содержание профессионального долга социального работника
    1. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством
    1. Долг и ответственность социального работника перед самим собой
    1. Профессиональный долг и гражданский долг социального работника: общее и особенное

    Литература
    Основная

    1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М.: Гардарика, 1998.
    1. Котов Д.П. Профессиональный долг. — М.: Мысль, 1979.
    1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 1999.
    1. Миренков В.И. Профессиональный долг. — Л.: Знание, 1986.
    1. Профессионально-этические нормы социальной работы. — М.: Социальное здоровье России, 1993.
    1. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
    1. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. — Киев: Вiща школа, 1983.
    1. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. — М.: КЛЮЧ-С, 1999.

    Дополнительная

    1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. — М.: Молодая гвардия, 1988.
    1. Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. — Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.
    1. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под ред. Жукова В.И. — М.: Союз, 1997.
    1. Холостова Т.В. Этическое воспитание. — Л.: Знание, 1970.
    1. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.
    1. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Раздел 4. Профессионально-этические требования

    к профессиограмме социального работника
    Тема 6. Профессионально-этические требования

    к профессиограмме социального работника

    В данной теме представлены и обоснованы основные профессионально значимые требования к качествам личности профессионального социального работника и диалектика их формирования. Показаны основные детерминанты и компоненты профессионального этико-аксиологического сознания, их взаимовлияние и противоречивость.

    Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника

    1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника

    2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания

    3. Место и роль этико-аксиологической подготовки профессионального социального работника в профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений

    Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе

    Единство и противоречия долженствования социального работника.

    Деонтологические подходы к разрешению конфликтов

    Роль деонтологического потенциала социальных служб

    Социальная работа в деонтологическом плане имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, влияние социального работника на судьбу человека требуют от него постоянной готовности и подготовленности к должному поведению, отношениям, действиям. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деятельностью, конкретным коллективом и клиентом.

    Читайте так же:  Депрессия причины признаки и способы выхода

    Но деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть и в других сферах. Например, могут внешне противоречить друг другу интересы общества и клиента: клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество в силу наличной ситуации может полагать (и опредмечивать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента возможно лишь в ущерб интересам других клиентов, целых социальных групп и всего общества, даже если интересы клиента не носят ненормативного характера. В этом случае социальный работник должен провести тщательный аксиологический анализ ситуации и на основании его результатов решить, что представляет собой большую ценность: ситуативное или непреходящее, общее или частное, материальное или духовное и т.п.

    По итогам такого анализа следует сделать максимально объективный выбор в пользу ценностей более высокого ранга. Можно сказать заранее, что такой выбор будет в общем случае достаточно труден, и общий рецепт здесь предлагать не следует. Специалисту необходимо будет ориентироваться в каждой конкретной ситуации с учетом основных факторов, формирующих социальную и индивидуальную ситуации, ценностное отношение, профессионально-этические нормы и принципы и т.п.. В самом деле, трудно абстрактно заключить, что ценнее: материальные ценности общества или духовные ценности клиента, поскольку они тесно взаимосвязаны и в известной степени взаимообусловлены. Однако будучи компетентным в профессионально-этическом плане, специалист может правильно расставить акценты и разрешить конфликт. Поэтому так важна способность специалиста к профессиональному этико-аксиологическому анализу проблемной ситуации, его умение руководствоваться деонтологическими (а не деонтическими) принципами при разрешении конфликтов или выборе приоритетов деятельности. Владея навыками этико-аксиологического анализа и руководствуясь основными принципами деонтологии, этики и аксиологии социальный работник может разрешить конфликт.

    Но сложность разрешения деонтологических конфликтов состоит также и в том, что социальный работник имеет, как и любой человек, собственные, полученные в обыденной жизнедеятельности, представления о ценном и неценном, должном и недолжном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, имеющих отношение к его профессиональной деятельности и обыденных. Как в обыденной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности он может наблюдать множество примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, и это не только не становится для нее трагическим, но и в определенных случаях приносит индивидуальный (а иногда даже и групповой) успех. Непрестижность и низкая ресурсная обеспеченность социальной работы также оказывают определенное влияние на формирование позиции специалиста в отношении должного. Все это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.

    Можно предложить следующие подходы к выработке специалистами позиции в отношении обеспечения должного поведения.

    Социальная работа – это не наказание; это профессия, которую индивид избирает самостоятельно и добровольно. Если его категорически не устраивает заработная плата, содержание работы, ее непрестижность или что-то еще – следует искать другую, более подходящую. Если все же по содержательным признакам выбрана профессиональная социальная работа, то отношение к ней должно быть ответственным, творческим а не формальным.

    Социальная работа в силу своей специфики предъявляет повышенные требования к личностным качествам специалиста, которые, хотя и не являются нереальными и несправедливыми, все же обязывают специалиста быть во многих отношениях «идеальной» личностью, существенно отличающейся от личности обыденной. Это обстоятельство может стать своего рода «камнем преткновения» для личности, избравшей социальную работу в качестве постоянной профессиональной деятельности. Однако требование профессии к совершенствованию личностного облика специалиста не противоречит ни интересам личности, ни интересам общества, поэтому не может считаться фактором ограничения свободы социального работника.

    Конфликт между интересами общества и профессиональной группы, клиента и профессиональной группы не должен решаться с позиций корпоративного («местечкового») эгоизма и псевдопатриотизма, поскольку этот путь ведет к утрате истинного предназначения профессии, замене его узковедомственными групповыми интересами и угасанию профессии, падению ее социальной значимости. Не следует забывать, что социальная работа конституирована как профессия, необходимая обществу, а не социальным работникам, значит, в общем случае конфликт может быть разрешен в пользу истинных интересов общества. Аналогичные рассуждения можно привести, рассматривая конфликт интересов общества и клиента.

    Следует иметь в виду, что в целом истинные, коренные интересы клиентов, общества, профессии противоречить не могут: и те, и другие направлены на достижение индивидуального и общего блага человека и общества. Ситуативные же интересы могут порождать конфликт, но с позиций истинного блага их можно и должно регулировать. Долг социального работника здесь заключается в выработке наиболее рациональной позиции, ведущей к наибольшему благу участников конфликта, и именно с этой позиции следует определять приоритеты интересов и деятельности.

    Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в связи с объективной необходимостью повышения эффективности общественного развития, соответственно и обязанности социального работника (и функции социальной работы) являются отражением объективной социальной необходимости. Профессиональный долг специалиста — это те требования. которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистов в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Внешне содержание профессионального долга социального работника выступает как совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

    Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого конкретного социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом. При определенных условиях объективный профессиональный долг социального работника становится фактически внутренним моральным долгом его как личности и как представителя профессии, т.е. субъективируется. Моральный долг, как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе “человек-среда”, для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

    В настоящее время, когда социальная работа в силу объективных обстоятельств не может в полном объеме удовлетворить потребностей общества и отдельных категорий граждан в помощи и поддержке, большую роль играет деонтологический потенциал социальных служб. Его реализация способствует сглаживанию извечного противоречия между сущим и должным (например, между фактическим состоянием формальной ресурсной базы профессиональной социальной работы и насущными потребностями клиентов в помощи и защите). Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег, привлечение к решению проблем представителей общественных организаций и т.п. и добиваться тем самым улучшения результатов совокупной деятельности. Можно видеть, что долг и должные отношения могут стать существенным фактором повышения эффективности социальной работы и одним из действенных средств и одновременно условий разрешения наиболее острых социальных проблем.

    Читайте так же:  Горизонтальная депрессия st

    Перечень примерных контрольных вопросов по теме 5

    1. Сущность, происхождение и эволюция категорий “деонтология”, “долг”

    2. Место и роль деонтологии в системе этики социальной работы

    3. Основные аспекты долга социального работника

    4. Сущность и механизмы деонтологической и деонтической детерминации поведения и действий

    5. Долг и ответственность: взаимосвязь и взаимовлияние

    Перечень примерных заданий для самостоятельной работы по теме 5 (тематика рефератов, контрольных работ и докладов)

    1. Ценность долга и должных отношений в социальной работе

    2. Роль деонтологического потенциала социальных служб

    3. Механизмы формирования деонтологических представлений и чувства долга социального работника

    Примерный перечень вопросов к зачету по теме 5

    Понятие и сущность деонтологии социальной работы

    Место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы

    Деонтологические принципы в социальной работе

    Функции деонтологии социальной работы

    Понятие, сущность и содержание профессионального долга социального работника

    Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством

    Долг и ответственность социального работника перед самим собой

    Профессиональный долг и гражданский долг социального работника: общее и особенное

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М.: Гардарика, 1998.

    Котов Д.П. Профессиональный долг. — М.: Мысль, 1979.

    Медведева Г.П. Этика социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 1999.

    Миренков В.И. Профессиональный долг. — Л.: Знание, 1986.

    Профессионально-этические нормы социальной работы. — М.: Социальное здоровье России, 1993.

    Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

    Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. — Киев: Вiща школа, 1983.

    Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. — М.: КЛЮЧ-С, 1999.

    Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. — М.: Молодая гвардия, 1988.

    Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. — Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

    Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под ред. Жукова В.И. — М.: Союз, 1997.

    Холостова Т.В. Этическое воспитание. — Л.: Знание, 1970.

    Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.

    Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

    Тема 3.2. Деонтологические конфликты в социальной работе

    Сортировать: по оценкам | по дате

    16.08.19
    ↑ [ 4 ] ↓
    переходы:29

    Тема 3.2. Деонтологические конфликты в социальной работе

    СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.
    Занятие начинается со вступительного слова, в котором ведущий сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Григорий Соломонович кончил свою речь словами о необходимости внутренней свободы. Вот об этом я и хочу немного сказать. Перестройка отменила цензуру. Какое-то время у нас была полная свобода слова. Нельзя сказать, что сейчас она полностью ликвидирована. Остались какие-то точки, где она есть. Но в советские времена нам казалось, что свобода слова будет нашей совершенной свободой. Оказалось, что все не так. Это была внешняя свобода, которая вовсе не дала того, чего от нее ждали.
    Видимо, мало внешней свободы слова.

    СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ Как указывает исследование в этой книге, различные законы и стратегии, посвященные свободе информации, существенно отличаются в разных странах мира, как в плане их содержания, так и подхода. В то же самое время у них у всех общая цель — продвижение доступа к информации, имеющейся у государственных органов. В данной главе описываются международные и сравнительные стандарты, которые должны лежать в основе законодательства о свободе информации.
    СТАТЬЯ 19 опубликовала набор принципов — Право общества знать Это наиболее типичная категория дел и вытекающая из нее проблема с применением и толкованием положений ЕКПЧ. Но есть и другие дела, где затрагивается право на свободу массовой информации, а практика Европейского Суда учитывается еще меньше, если учитывается вообще.

    Методические рекомендации для студентов специальности 040101. 65 Социальная работа Нальчик 2010


    Смотрите также:

    • Рабочая программа по дисциплине «занятость населения и ее регулирование» Для специальности
    • Рабочая программа по дисциплине “теория социальной работы для специальности 040101 социальная
  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория социальной работы» Специальность: 040101
  • Методические рекомендации по изучению курса Для специальности 031001 Филология (Русский язык)
  • Организация практики студентов специальностей «социология» и «социальная работа» Учебно
  • Учебная программа дисциплины Социальная геронтология по специальности «040101
  • Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению для студентов
  • Тема 3.2. Деонтологические конфликты в социальной работе

    1. Единство и противоречия долженствования социального работника.
    2. Деонтологические подходы к разрешению конфликтов
    1. Единство и противоречия долженствования социального работника.

    Социальная работа в деонтологическом плане имеет определенную специфику. Значимость социального результата деятельности, влияние социального работника на судьбу человека требуют от него постоянной готовности и подготовленности к должному поведению, отношениям, действиям. Чувство долга социального работника требует от него полной профессиональной и личностной самоотдачи в достижении целей, поставленных перед ним обществом и государством, самой профессиональной деятельностью, конкретным коллективом и клиентом.

    Но деонтологические конфликты в социальной работе могут возникнуть и в других сферах. Например, могут внешне противоречить друг другу интересы общества и клиента: клиент, безусловно, заинтересован в исчерпывающем разрешении своих проблем, в то время как общество в силу наличной ситуации может полагать (и опредмечивать свою позицию в нормативно-правовых актах), что такое полное разрешение проблем отдельного клиента возможно лишь в ущерб интересам других клиентов, целых социальных групп и всего общества, даже если интересы клиента не носят ненормативного характера. В этом случае социальный работник должен провести тщательный аксиологический анализ ситуации и на основании его результатов решить, что представляет собой большую ценность: ситуативное или непреходящее, общее или частное, материальное или духовное и т.п.

    По итогам такого анализа следует сделать максимально объективный выбор в пользу ценностей более высокого ранга. Можно сказать заранее, что такой выбор будет в общем случае достаточно труден, и общий рецепт здесь предлагать не следует. Специалисту необходимо будет ориентироваться в каждой конкретной ситуации с учетом основных факторов, формирующих социальную и индивидуальную ситуации, ценностное отношение, профессионально-этические нормы и принципы и т.п.. В самом деле, трудно абстрактно заключить, что ценнее: материальные ценности общества или духовные ценности клиента, поскольку они тесно взаимосвязаны и в известной степени взаимообусловлены. Однако будучи компетентным в профессионально-этическом плане, специалист может правильно расставить акценты и разрешить конфликт. Поэтому так важна способность специалиста к профессиональному этико-аксиологическому анализу проблемной ситуации, его умение руководствоваться деонтологическими (а не деонтическими) принципами при разрешении конфликтов или выборе приоритетов деятельности. Владея навыками этико-аксиологического анализа и руководствуясь основными принципами деонтологии, этики и аксиологии социальный работник может разрешить конфликт.

    [3]

    1. ^ Деонтологические подходы к разрешению конфликтов
    Читайте так же:  Цвет депрессии

    Но сложность разрешения деонтологических конфликтов состоит также и в том, что социальный работник имеет, как и любой человек, собственные, полученные в обыденной жизнедеятельности, представления о ценном и неценном, должном и недолжном. Помимо формальных профессиональных, специалист состоит во множестве неформальных связей и отношений, имеющих отношение к его профессиональной деятельности и обыденных. Как в обыденной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности он может наблюдать множество примеров, когда в конфликтной ситуации личность пренебрегает своим долгом, и это не только не становится для нее трагическим, но и в определенных случаях приносит индивидуальный (а иногда даже и групповой) успех. Непрестижность и низкая ресурсная обеспеченность социальной работы также оказывают определенное влияние на формирование позиции специалиста в отношении должного. Все это усложняет деонтологический выбор специалиста, затрудняет выработку им конкретной позиции.

    Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого конкретного социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом. При определенных условиях объективный профессиональный долг социального работника становится фактически внутренним моральным долгом его как личности и как представителя профессии, т.е. субъективируется. Моральный долг, как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе “человек-среда”, для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

    В настоящее время, когда социальная работа в силу объективных обстоятельств не может в полном объеме удовлетворить потребностей общества и отдельных категорий граждан в помощи и поддержке, большую роль играет деонтологический потенциал социальных служб. Его реализация способствует сглаживанию извечного противоречия между сущим и должным (например, между фактическим состоянием формальной ресурсной базы профессиональной социальной работы и насущными потребностями клиентов в помощи и защите). Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег, привлечение к решению проблем представителей общественных организаций и т.п. и добиваться тем самым улучшения результатов совокупной деятельности. Можно видеть, что долг и должные отношения могут стать существенным фактором повышения эффективности социальной работы и одним из действенных средств и одновременно условий разрешения наиболее острых социальных проблем.

    Тема 3.3. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

    1. Понятие и сущность профессиограммы.
    2. Профессиограмма деятельности социального работника.
    3. Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности.
    1. Понятие и сущность профессиограммы.

    Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств,

    профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела. Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

    Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

    В структуру профессиограммы входит психограмма. Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

    ^ 2. Профессиограмма деятельности социального работника

    Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом.

    Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Педагогическая функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни.

    Источники


    1. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.

    2. Артем, Толоконин Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога / Толоконин Артем. — М.: Вектор, 2014. — 886 c.

    3. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.
    Деонтологические конфликты в социальной работе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here