Депрессия эмоции

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Депрессия эмоции" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Какие чувства при депрессии

Чувства при депрессии обычно спрятаны глубоко внутри. Внешне это ощущается как отсутствие всяких чувств. Однако чувства при депрессии просто подавляются и человек испытывает пустоту на душе. Практикум самовыражения чувств поможет депрессивному человеку почувствовать себя живым.

Чувства при депрессии все-таки есть!

Когда мы в депрессии, каковы бы не были причины депрессивного состояния, мы часто ощущаем внутреннее опустошение и нам кажется, что чувств нет.

Однако это ощущение обманчиво, напротив в стрессе, который является главной причиной депрессии, мы охвачены лавиной разнообразнейших эмоций, ощущений и чувств. Мы просто не замечаем их и не осознаем.

Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница.

[1]

Стремление больного депрессией не испытывать ощущений обычно бессознательно: мы не осознаем отрицания и подавления.

Чувство радости и депрессия

Депрессивные люди полагают, что другие большую часть времени счастливы и, если они себя так не чувствуют, значит, с ними что-то не так.

Тем не менее есть серьезные основания полагать, что нормальное состояние человека — умеренная тревога.

Если попросить человека ни о чем не думать или ограничить внешние стимулы, скорее всего, он забеспокоится.

Важный аспект депрессии — радость перестает быть нормой, и поэтому ее надо культивировать.

Это правда, что другие радуются более спонтанно, когда с ними происходит что-то хорошее, но такие моменты мимолетны по своей природе. Надо тренироваться быть в хорошем самочувствии.

Когда мы ощущаем счастье, стоит показать это всем. Когда чем-то гордимся — обязательно поддержать в себе это ощущение.

Естественное беспокойство со временем опять вырастет без каких-либо усилий с нашей стороны.

Придется посмотреть в глаза болезненным чувствам и старым разочарованиям, пробуждающимся при появлении чего-то хорошего, но каждый раз мы будем продвигаться чуть дальше, становиться сильнее, а старые раны будут терять над нами власть и уменьшаться по сравнению с новым, целительным опытом.

Зачем выражать свои чувства?

Часто мы выражаем свои эмоции бессознательно. Здесь необходимо быть внимательным. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо испытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять.

Если мы предпочтем оставить эмоции при себе, это не обязательно сделает нас больными депрессией, но если пытаемся их не испытывать — сделает.

Выражение чувств играет в социуме важную роль. Оно лучше любых слов говорит другим о наших мыслях и рождает ответные чувства.

Если человек плачет и стенает от горя, он вызывает сострадание.

Когда мы сердимся, голос повышается, ноздри раздуваются, легкие наполняются воздухом, и мы кажемся больше (во многом как собаки и кошки, которые вдобавок поднимают шерсть) и можем напугать человека, выведшего нас из себя.

Когда мы зеваем, зевают и окружающие.

Выражая эмоции, мы чувствуем связь с людьми, становимся частью общества, группы.

Выражение чувств помогает сильнее их ощущать.

Спросите любого, кто играл в театре: когда показываешь грусть на сцене, сам ее испытываешь. Когда роль радостная, артисту весело. У опытного актера искусственные перемены настроения непродолжительны, но в повседневной жизни «смена масок» часто помогает переживать эмоции, выраженные в действии.

1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности

Депрессия — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в данной работе термина «депрессивное состояние» опирается на психологическую составляющую данного понятия Термин «депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками (психическое состояние — это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента) [7, с.156].

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:

1) субъективное переживание отрицательного аффекта;

[3]

2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент — патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого — эмоциональные нарушения.

Депрессии всегда реализуются в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний. Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план в клинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматические изменения и расстройства возникают вследствие психических нарушений, в том числе и вследствие депрессии. Депрессия как функциональное расстройство возникает в результате определенных психических изменений.

По мнению известного психотерапевта Покрасса Михаила Львовича, депрессия — это проявление и необходимый инструмент осознанной или неосознанной перестройки мотивационной системы ценностей — инструмент выбора, механизм самостроительства или саморазрушения. Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается с отсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение его ценностей, сохранение целости «Я» или самой жизни, невозможно осуществление важной для него активности [2, с.86].

Депрессия, по мнению американского психотерапевта Ш. Трикетт, часто является следствием тревоги. В состоянии тревоги действия человека ускоряются, а при депрессии — наоборот, замедляются. Депрессия выступает вынужденным отдыхом организма после тревоги.

Ш. Трикетт подчеркивает, что депрессивное состояние в большей или меньшей степени действует на всего человека, перестраивает всю его структуру — начиная от мыслей, заканчивая его поведением. Хотя эти изменения могут происходить постепенно, депрессивный человек отличается от того, каким он был до начала депрессии. Возможно даже, что он становится собственной противоположностью [36, с.78].

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии — тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа — не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном «уродстве», «глупости», о своей «бесполезности». Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений [1, с.286].

Читайте так же:  Курсовая работа на тему конфликты

По мнению Ковалева Е.В., во время депрессии преобладают устойчиво-негативные, безнадежные мысли о будущем и настоящем. Они могут быть смешаны с раздумьями о смерти и самоубийстве. Человек в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным, безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ко всему. До 80% всех депрессий протекают с суицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты с жизнью) [31, с.104].

Кроме того, по мнению Ш. Трикетт, человек в депрессии может испытывать трудности с сосредоточением, вниманием, памятью и принятием решений. Поэтому у людей старшего возраста потеря ориентации, возникающая вследствие депрессии, может быть ошибочно принята за старческое слабоумие и помешательство. И как самое крайнее проявление, возможна непоследовательность и хаотичность мыслей.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Кроме того, депрессию может сопровождать потеря интереса к сексу. Для некоторых людей, страдающих депрессией, необходимость половой близости переходит в ненасытный голод, который приводит к постоянной тревоге, что их оставят или отвергнут. Отвращение к себе и обесценивание себя, особенно если оно касается чувства неполноценности по поводу своего тела, может стать средоточием депрессии [11, с.114].

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении, — все это симптомы депрессии. М. Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу». Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает «скатываться вниз». Справиться с этим в одиночку сложно, помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и ее причины, среди которых А. Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода [20, с.95].

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

[2]

Людей можно разделить на две категории: сосредоточенных на внешнем мире и его ценностях и живущих своим внутренним миром. В широком смысле внутренне-ориентированный человек обладает сильным и глубоким чувством самости. В отличии от человека внешнего мира его поведение и взгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнего окружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах и знает, на чем он стоит. Все эти качества отсутствуют у человека внешне-ориентированного, который в сильной зависимости от окружающих, особенно в своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других он впадает в депрессию. Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, во что они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит в себя. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться с разочарованием [23, с.256].

Итак, при депрессии страдают практически все сферы — эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно — в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость — различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр.

Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как «утрата интереса и удовольствия».

Таким образом, депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности проявления депрессивных состояний у подростков.

Чем опасны подавленные эмоции?

Многие считают, что психологи, коучи и люди, занимающиеся духовными практиками, пребывают постоянно в состоянии эйфории. И это состояние некоторых даже отталкивает. Для начала хочу сказать, что состояние гармонии – это не состояние эйфории.

Чем отличаются эйфория и гармония?

Эйфория – восторженное состояние повышенной эмоциональности, которое мешает объективному восприятию действительности.

Гармония – это состояние, в котором есть объективное восприятие реальности, при этом, реальность не влияет на твое состояние – ты наблюдаешь за происходящим, извлекая уроки из собственных ошибочных действий и меняя свои действия, меняешь собственную реальность.

При этом ты не перестаешь испытывать эмоции. И испытываешь разные эмоции: и радость, и печаль, и восторг и задумчивость, и любовь и боль, и даже злость и агрессию. Просто ты чувствуешь эти эмоции, отслеживаешь их и позволяешь им быть какое-то время, а потом просто меняешь эмоцию на другую. Это достаточно просто, при определенной тренировке.

Почему вредно подавлять эмоции?

Многие путают это с подавлением эмоций, но это далеко не одно и то же. Подавление эмоций очень опасно. Подавляя эмоции человек не позволяет себе чувствовать. Он усилием воли зажимает эмоции внутри, не позволяя им выходить наружу. А эмоции – это один из видов энергии. И эта энергия (а человек чаще погашает негативные эмоции), образует энергетические сгустки и оседает где-то внутри нашего физического тела, обеспечивая напряжение и зажимы в мышцах и мышечных органах, воспаление в различных железах, и прочие проблемы со здоровьем.

Читайте так же:  Нравственные принципы делового общения

Почему люди подавляют эмоции?

Причин, по которым люди подавляют эмоции – достаточно много. Но их условно можно разделить на 2 группы:

— подавление позитивных эмоций,
— подавление негативных эмоций

Когда с детства ребенку внушают, что радоваться, громко смеяться, прыгать бегать и скакать – это неправильно, он в конце концов начинает в это верить. А почему взрослые так говорят?

Кто-то занят умственной работой и это его отвлекает. И он твердит: «Тише, не шумите».
У кого-то их взрослых может болеть голова (как в прямом, так и в переносном смысле) от насущных проблем, и окружающая радость его раздражает. И его слова: «И так плохо, ещё ты тут скачешь». И ребенок делает вывод, что скакать и радоваться плохо в принципе, и это создает дополнительные проблемы.

Кого-то раздражает то, что у него не хватает сил на то, чтобы также радоваться, прыгать и скакать, и включается зависть к беззаботному детству. Такой посыл может звучать: «Что вы тут распрыгались, займитесь серьезными делами, вон книжку почитайте или телек посмотрите».

Кто-то из взрослых реально считает, что радость, счастье – это что-то опасное, потому что в роду были ситуации, когда за радость и счастье убивали. И такие люди чаще всего используют фразы: «не смейся, а то потом плакать будешь!»

У кого-то есть стойкая ассоциация «радость — это беззаботность» и человек отказывается не от самой радости, а от той беззаботности, которая может помешать реализоваться в жизни, и этому учит своих, да и чужих детей тоже. И от него можно услышать: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела….» и далее по тексту. И мораль, которую должны извлечь дети в том, что радоваться жизни – плохо!

У многих, да и в целом во всем нашем обществе, принято считать, что радость недостойное проявление для взрослого серьезного и ответственного человека, и эта программа транслируется не только дома, но и во всех учреждениях, начиная с детских садов. Детям щедро навешивают ярлыки: «клоун», «шут гороховый», добавляя, что ничего хорошего из тебя не получится с таким несерьезным отношением.

Кто-то убежден, что для радости нужен серьёзный повод и воспитывает детей поговоркой: «Смех без причины – признак дурачины», «Делу время – потехе – час». И этим особым поводом становятся праздники, подкрепленные алкоголем, который не только снимает зажимы, но и служит хорошим оправданием проявления своей радости. И поскольку человеку без радости жить очень плохо, многие и впадают в алкогольную зависимость, именно чтобы позволить себе радоваться.

В общем, детям со всех сторон идет мощный посыл – не радоваться.

И они, желая получить одобрение и любовь взрослых, принимают на веру убеждение, что взрослый человек должен быть серьезным, и эмоций показывать не должен. И они начинают подавлять радость внутри себя.

Оборотная сторона той же медали – подавление негативных эмоций.

Кому в детстве не говорили: «Не плачь – нюня!»? Мальчиков дразнили: «Плачешь как девчонка!». А ведь слезы – это нормальная реакция организма на боль, на обиду. И вот такое презрительное отношение к слезам вызывало отторжение этих эмоций. Ребенок научился сдерживать слезы, терпеть боль, причем до такой степени, что во взрослом возрасте инфаркты переносит на ногах. Но для многих, особенно мужчин, такое терпение заканчивается фатально – инсультами, без возможности выжить.

Многие искренне считают, что негативные эмоции испытывать непристойно. Поэтому они говорят своим детям «Потерпи. Он ударил тебя, потому что он плохой. А ты – хороший, ты не должен отвечать ему, ты не должен злиться!». И ребенок, желая быть хорошим, отказывается от части себя, которая испытывает обиду, несправедливость, боль, в обмен на желаемую любовь.

Что получается в итоге?

Ребенок не может постоять за себя, у него развивается неуверенность в себе и фоновое чувство вины, или ненависть к окружающим, ко всей несправедливой действительности, которая происходит с ним по жизни.

Любят ли такого человека, когда он становится взрослым? Сложно любить человека, который сам себя не любит. Но он ищет любви и одобрения, демонстрируя в крайних вариантах, либо гордыню: «ведь он такой хороший», при этом, ненавидя всех вокруг, либо безвольность, заискивая и превращаясь в человека с размытыми личными границами, о которого просто вытирают ноги.

«Негативные эмоции – это зло!»

Религия, во всяком случае православие, способствует и всячески поощряет именно такое поведение. «Ударили по правой щеке – подставь левую». И даже от людей с достаточно высоким духовным уровнем развития я слышала: «Негативные эмоции – это от дьявола, их проявление -небожественно».

Такая позиция тоже учит отвергать так называемые, низменные, животные эмоции, как недостойное их проявление. Но если всё, что сотворено — создано Богом, то любые эмоции – тоже созданы Творцом. И человеческий организм создан так, что он сочетает в себе и биологическую составляющую и социальную. И отвергать своё биологическое начало, проявление инстинктивных реакций, позволяющих обеспечивать свою безопасность, по крайней мере неразумно. Это все равно, что отрезать от себя по кусочку, те части, в которых живут разные не принимаемые эмоции и желания.

Почему? Просто понаблюдайте за людьми, которые отвергают своё биологическое начало. Они не любят свое тело и не заботятся о нем, как будто оно недостойно бережного отношения. Они лишают себя гормонов радости, вырабатываемых во время физических упражнений. Отношение к еде – не как к источнику восполнения затраченной энергии, а как к способу получить удовольствие набивая свой желудок так, что потом приходится страдать, а еще хуже, просто заполнить пустоту. Проявление инстинкта к продолжению рода настолько нивелировано, что многие люди сознательно отказываются от сексуальных отношений, считая это чем-то постыдным или просто неважным. Люди уходят в работу настолько, что не видят необходимости создания семьи и продолжения рода.
Человек разучивается чувствовать не только обиду и боль, но и радость и любовь и это состояние, задавленности, в котором человек пребывает постоянно, он и ошибочно называет это спокойствием.

А что на самом деле?

Люди превращаются в ЗОМБИ от запрета себе проявлять эмоции.

Возникает законный вопрос:

Видео (кликните для воспроизведения).

Как же проявлять эмоции и не скатиться до агрессивного асоциального типа, отвечающего на любому, кто ему перечит, ударом в лицо?

Нужно учиться УПРАВЛЯТЬ эмоциями.

И та же религия, проповедуя божественную любовь, права, в том, что любовь – это основное состояние, в котором человек чувствует себя наилучшим образом, и тогда не возникает необходимости проявлять злость и агрессию. Но парадокс в том, что как это сделать, учат далеко не в каждом православном приходе.

И получается, что рождаясь, ребенок обладает этой способностью радоваться жизни и любить мир безусловно, но его для чего-то учат ненавидеть, и только когда он задыхается в этой ненависти, он ищет пути, как же прийти в той любви и радости, которой он обладал, но утратил в процессе жизни, поверив, что важно другое.

Читайте так же:  Лучшее лекарство от депрессии

Как это сделать:

Принять все те части себя, в которых живет все то, что вам не нравится: злость, обида, боль, и даже агрессия и ненависть.

На самом деле суть не в том, что нужно драться и хамить, но чтобы этого не делать, нужно признать что такое желание в принципе может возникнуть у вас, и это не зазорно.

Поблагодарить все свои эмоции за то, что они окрашивают жизнь в разные цвета.

Позволить себе, разрешить себе испытывать эти эмоции. Поблагодарить себя за то, что вы разрешили себе эмоции.

Слёзы – это один из самых простых и эффективных способов отпускания негативных эмоций. Вспомните тот момент, когда подобные эмоции возникали и вас кто-то заставил их подавить, поблагодарите того, кто запретил вам их проявлять и отпустите их, потому что сейчас в них уже нет нужды.

Чтобы быстро переходить от одной эмоции к другой и не зависать в одной эмоции надолго, нужна тренировка. И вам поможет простое упражнение, которое я назвала «Рояль».

Кроме того, вы можете получить как в ходе индивидуальной работы, так и в групповом формате. Курс по управлению эмоциями «От печали до радости. Как научиться управлять эмоциями»

С любовью, Галина Суслина

#эмоции #управлениеэмоциями #подавленныеэмоции #радость #депрессия #грусть #радость_жизни #помощьпсихолога #коучинг #Галина_Суслина

Подавление чувств и депрессия

Подавление эмоций и чувств посредством вины и стыда подводит человека к депрессивной реакции. Вина и стыд вынуждают его заместить ценности тела ценностями эго, реальность — образами, а любовь — одобрением. Он вкладывает все свои силы в реализацию мечты, которой не суждено сбыться, ибо она основана на иллюзии.

Иллюзорность заключается в том, что состояние человека, степень его удовлетворенности зависят исключительно от реакции окружающих. Признание, принятие и одобрение становятся его главными целями при полном игнорировании того факта, что их достижение невозможно до тех пор, пока человек не признает, не примет и не одобрит сам себя.

Эта иллюзия не учитывает того, что удовольствие является, главным образом внутренним состоянием, спонтанно вызывающим благоприятную реакцию окружающих.

«Высвободите подавляемые чувства у человека в депрессии -и его депрессивное состояние пройдет.»

Наличие негативных чувств в бессознательном человека несет ответственность за разрушение его самоуважения, потому что они подрывают основы прочного самоосознания. Каждый человек, впавший в депрессию, раньше не разрешал себе выражать свои негативные чувства. Он затратил всю свою энергию на попытки доказать, что он достоин любви. Какое бы самоуважение он ни пестовал, оно все равно будет опираться на зыбкий фундамент, и крушение его будет неизбежно. В то же время энергия, затраченная на попытку осуществить иллюзию, была отклонена от реальной цели жизни — удовольствие и удовлетворение от своего бытия как такового. Процесс восстановления энергии, который зависит от удовольствия, был сильно ослаблен.

В результате человек оказался без основания, на которое можно встать, и без энергии, с которой можно двигаться.Деятельность любого животного организма направлена на получение удовольствия либо сейчас, либо в будущем. Из этого утверждения можно сделать вывод, что организм также двигается и действует, чтобы избежать боли. Когда отсутствует удовольствие, то соответственно уменьшается мотивация.

Отдача энергии спадает -понижается энергетический уровень организма. Когда отсутствие удовольствия объясняется неспособностью к нему, то перед нами человек, чьи эмоциональные реакции ограничены и, кроме того, чей внутренний уровень возбудимости низок. Такой человек является претендентом номер один на получение депрессивной реакции.

Человек в депрессии не доверяет своему телу. Он научился контролировать его и подчинять своей воле. Он не может поверить в то, что оно будет нормально функционировать и без понуканий со стороны его воли.

И нужно признать, что в его депрессивном состоянии оно, кажется, действительно не может этого делать. Он не понимает, что его тело истощилось из-за своего длительного услужения требованиям раздутого эго.

Он рассматривает свою депрессию как крушение своей воли, а не как физическое истощение. Поэтому он больше всего озабочен тем, чтобы вернуть себе эту силу воли; и он будет пытаться достичь этой цели даже за счет потребности тела поправиться и восстановить свой энергетический запас. Такое отношение отложит его выздоровление на неопределенный срок.

Второй конфликт связан с чувством беспомощности, которую человек, находящийся в депрессии, не может принять. Он уже испытывал беспомощность до этого, будучи младенцем или ребенком, в ситуации, которую он воспринимал как угрозу своему существованию.

Он выжил и преодолел свое чувство беспомощности ценой огромных усилий воли. Крушение воли создает у него ощущение полного бессилия, против которого он, по его мнению, должен продолжать бороться. Эта борьба усиливается чувством вины, происходящей от подавленного чувства беспомощности. Его неудача вытащить себя из уныния становится поводом для самоосуждения, которое еще глубже роет яму, в которой он сидит.

В депрессивном состоянии можно обнаружить следы саморазрушительных сил, действующих внутри личности.

Блокирование эмоций усиливает (а может и приводить к возникновению) депрессию.

Природа человека такова, что он противится своей боли. Есть что-то мазохистское в том, как он блокирует выражение своих эмоций, связанных с болью. Довольно странно, что в нашей культуре принято восхищаться человеком, который может стоически перенести потерю, не выразив при этом никаких эмоций. В чем же заключается такое большое достоинство подавления чувств? Когда выражение сдерживается, жизненный поток ограничивается. Затем это приведет к дальнейшему подавлению чувств и в конечном счете к смерти еще при жизни. Депрессия есть живая смерть».

8 симптомов скрытой депрессии, которая может быть у каждого

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

Депрессия — серьезное заболевание. Ее можно спутать с банальной усталостью, часто она скрывается под чрезмерным трудоголизмом или, наоборот, напускной жизнерадостностью. Грусть, безынициативность, потеря физических и моральных сил — все это признаки данного недуга, но не единственные.

Однозначно поставить диагноз способен только врач, но заподозрить у себя или своего близкого это эмоциональное расстройство можно самостоятельно.

AdMe.ru решил рассмотреть неочевидные симптомы депрессии, которые могут помочь избежать ее негативных последствий.

1. Философствование

На скрытую депрессию может указывать участившееся стремление человека разговаривать на философские темы, используя абстрактные формулировки. «Со мной такое всегда происходит» вместо «Последние две недели я не высыпаюсь»; «Это все не имеет смысла» вместо «Я думаю, надо использовать другой способ». Депрессивные люди, как правило, любят поговорить о смысле жизни и делают это постоянно. При этом никакой конкретики в их словах нет. Тогда как психологи считают, чем конкретнее человек выражает свои мысли, тем больше у него шансов получить от жизни удовлетворение.

2. Поиск отговорок

Люди с депрессивным расстройством часто используют отговорки, чтобы скрыть свои истинные желания и тоску. Например, могут придумать трогательную историю, почему не пришли на день рождения друга или почему не остались на обед с коллегами. Благовидные оправдания служат маскировкой для того, чтобы никого не травмировать и не беспокоить своим подавленным эмоциональным состоянием.

3. Отсутствие адекватной реакции

В состоянии депрессии человек иначе воспринимает окружающую действительность. Он может начать со всеми соглашаться, перестать выражать свое мнение и желания, не реагировать на нанесенные обиды и даже не испытывать боль в тех ситуациях, когда боль неизбежна — например в случае потери близких.

Читайте так же:  Депрессия болит голова

4. Психосоматические болезни

В угнетенном состоянии человек может жаловаться на дискомфорт в области сердца, напряжение в руках и ногах, на затрудненное дыхание, головную, зубную боль и другие недуги. При этом обследование, скорее всего, покажет, что со здоровьем все в порядке. Возникновение разных болевых ощущений может быть следствием нестабильного и тревожного состояния. В свою очередь боль часто ведет к появлению тревожности и напряжения, образовывая замкнутый круг и заставляя человека мучиться от внезапных психосоматических болей.

5. Мыслительная жвачка

В состоянии депрессии человек постоянно крутит в голове одни и те же мысли. Он думает, что таким образом ищет ответы на свои вопросы, однако решить его проблемы навязчивые мысли не могут. Напротив, они лишь создают иллюзию поиска выхода. Заподозрить, что ваш близкий страдает от навязчивых мыслей, просто: как правило, в такие моменты человек задумчив, рассеян и изо дня в день говорит на одну и ту же тему без попытки перевести мысли в действия. В качестве примера можно вспомнить главного героя фильма «Области тьмы». Без конца прокручивая в голове мысли о написании книги и возможном успехе, персонаж Брэдли Купера еще больше погружает себя в апатию и стресс, при этом теряя близких и друзей.

6. Неопрятный внешний вид

Подавленное состояние, как правило, отражается на внешности. Если человек перестал следить за собой, пренебрегает правилами гигиены и не поддерживает порядок в доме, есть повод задуматься, все ли у него хорошо. Это касается тех, у кого раньше проблем с порядком и чистоплотностью не наблюдалось.

7. Изменение темпа работы

Если у человека меняется темп работы, это может быть также тревожным сигналом его подавленного состояния. Человек может перестать справляться со стандартными ежедневными задачами, начать забывать информацию, больше уставать, чувствовать бессмысленность совершаемых действий. Бывает также и обратная реакция, когда ранее не очень активные люди вдруг становятся трудоголиками с напряженным графиком и начинают коллекционировать свои достижения. Таким образом они пытаются сбежать от своих чувств и придать жизни смысл.

От чего возникает депрессия? Подавление «неправильных» эмоций.

Удовольствие: Творческий подход к жизни. Александр Лоуэн. Цитаты из книги.

Навигация по сайту:

Чувство стыда, подобно вине, оказывает разрушительное воздействие на личность. Оно ущемляет человеческое достоинство и подавляет чувство «Я». Перенесенное унижение часто оказывается для человека более травмирующим, чем физическое повреждение. Оставленная им рана редко заживает сама собой. Она воспринимается человеком как клеймо, и его устранение, как правило, требует значительных терапевтических усилий.

* Очень немногие люди избежали в детстве столкновений с чувствами стыда или унижения. Большинство детей с помощью стыда приучают к культурному поведению.

* Очевидно, что чувство стыда самым непосредственным образом связано с принятыми в обществе стандартами поведения. Точно так же как каждая культура имеет свою систему ценностей, каждое общество имеет свой кодекс поведения, который воплощает эти ценности. Если мы хотим лучше понять чувство стыда, то важно учитывать, что кодекс поведения не всегда одинаков для всех людей. Он может в значительной степени варьироваться, в зависимости от социального положения индивида.

* Стыд возникает из сознания собственной неполноценности. Любое действие, которое заставляет человека почувствовать себя неполноценным, также вызывает и чувство стыда. Стыд и унижение идут рука об руку. И то, и другое лишает индивида его достоинства, самоуважения и чувства равенства с другими. Следовательно, любой человек, лишенный чувства собственного достоинства и ощущающий собственную неполноценность, испытывает чувство стыда и унижения, которое может быть как осознанным, так и бессознательным.

* Я нахожу, что многие люди стыдятся своих чувств. Даже в терапевтической ситуации они со смущением признают свои слабости, стыдятся плакать, испытывают неловкость, говоря о собственном страхе и беспомощности. «Не будь таким плаксой», — примерно так при помощи стыда ребенка заставляют подавлять грусть и печаль. «Не будь таким трусом», — так стыдят ребенка, заставляя его подавлять страх. Чрезмерное стремление к успеху, столь характерное для нашей культуры, берет свои корни в унижении, которому подвергаются дети, когда не отвечают родительскому идеалу.

* Стыд, как и вина, служит барьером для самопринятия. Он делает нас робкими и неуверенными, лишая нас таким образом спонтанности, которая является квинтэссенцией удовольствия. Он настраивает эго против тела и, так же как чувство вины, нарушает целостность личности. Человек, борющийся с чувством стыда, далек от эмоционального здоровья.

* Внося раскол в целостность личности, стыд порождает противоположное чувство — тщеславие. Тщеславному человеку также свойственна робость и неуверенность, хотя он положительно оценивает свой внешний вид. Тщеславие — это реакция на предшествующее состояние стыда. Сумев подчинить и взять под контроль все аспекты собственного поведения и внешнего вида, способные вызвать чувство стыда, он теперь может предлагать себя в качестве образца для окружающих, что, собственно, и делает. Но становясь моделью, он перестает быть человеком.

* Естественными чувствами, связанными с собственным телом, свободными от оценочных суждений, являются скромность и достоинство. В скромности и достоинстве выражается идентификация человека с телом, а также удовольствие и радость от его активности и эффективного функционирования.

Депрессия и иллюзия

Подавление эмоций и чувств посредством вины и стыда подводит человека к депрессивной реакции. Вина и стыд вынуждают его заместить ценности тела ценностями эго, реальность — образами, а любовь — одобрением. Он вкладывает все свои силы в реализацию мечты, которой не суждено сбыться, ибо она основана на иллюзии. Иллюзорность заключается в том, что состояние человека, степень его удовлетворенности зависят исключительно от реакции окружающих. Признание, принятие и одобрение становятся его главными целями при полном игнорировании того факта, что их достижение невозможно до тех пор, пока человек не признает, не примет и не одобрит сам себя. Эта иллюзия не учитывает того, что удовольствие является, главным образом внутренним состоянием, спонтанно вызывающим благоприятную реакцию окружающих.

* Ребенку крайне трудно функционировать, находясь под давлением негативных отношений с родителями. Хорошие отношения настолько важны для безопасности ребенка, что любое их расстройство полностью занимает его разум, поглощает энергию и нарушает равновесие.

* Процесс подавления состоит из нескольких шагов: во-первых, блокируется выражение эмоции, чтобы избежать продолжения конфликта; во-вторых, развивается чувство вины, вынуждающее признать, что это «плохая» эмоция; и, в-третьих, эго успешно отрицает эмоцию, тем самым преграждая ей путь к сознанию. Подавление эмоционального выражения — это одна из форм смирения. Ребенок больше не ждет удовольствия от своих родителей и довольствуется смягчением открытого конфликта. Становясь старше, он начинает сознавать, что все родители похожи; мало кто удовлетворяет желания ребенка, в основном все требуют от него послушания. Он также понимает, что родители поступают так из лучших побуждений, что они хотят помочь ему адаптироваться к условиям социальной жизни.

* Способность быть объективным, понимать, что родителям тоже приходится тяжело и что их ценности обусловлены их образом жизни, отмечает следующий шаг в развитии сознания ребенка и закладывает основу для чувства вины. Эта ступень в развитии происходит в латентный период, в возрасте от семи до тринадцати лет, и представляет собой разрешение Эдипова комплекса. Теперь ребенок принимает свое положение в семье и с этой точки зрения судит о своих чувствах и поведении. В доэдиповом периоде, до шестилетнего возраста, большинство детей слишком субъективны, чтобы чувствовать вину по поводу собственных отношений и поведения.

Читайте так же:  Технология делового общения беседа переговоры совещание

* Способность к оценке собственных установок возникает вследствие идентификации с родителями и другими авторитетными фигурами. Посредством таких идентификаций человек достигает позиции, которая находится за пределами его «Я». Только с этой позиции можно настроить эго против себя, осуждая собственные эмоции и порождая чувство вины. С позиции, находящейся «вне» «Я», подвергнутые осуждению эмоции воспринимаются как плохие. Поэтому человек вполне оправданно отделяет себя от них, чтобы снизить чувство вины.

* На последнем этапе этого процесса эго пытается устранить возникшее расщепление личности, отрицая эмоцию и заменяя ее воплощением противоположного чувства. Человек, подавляющий свою враждебность, будет видеть себя любящим и почтительным. Если он подавляет свой гнев, то будет воображать себя добрым и благожелательным. Если он подавляет страх, то будет представлять себя мужественным и бесстрашным человеком. Эго обычно оперирует образами: первый — это образ тела, второй — образ «Я», и третий — образ мира. Если эти образы подтверждаются опытом, человек находится в контакте с реальностью. Образ, противоречащий опыту, является иллюзией.

* Человеку приходится искажать реальность. Например, чтобы играть роль любящего и послушного ребенка, необходимо притвориться, что родители являются любящими и заботливыми людьми.

* Я мог бы привести еще не один пример наивности, характеризующей индивидов, подавляющих свои чувства. Эта наивность проявляется не только в их социальных установках, но и в личной жизни. Они не могут разглядеть враждебность вокруг себя, поскольку подавляют свою собственную. Они говорят о «добродетели» как неотъемлемом качестве человека, не понимая при этом, что не существует хорошего без плохого, нет удовольствия без боли. Они не могут принять реальности жизни, поскольку отрицают свою собственную реальность. Их специфические иллюзии принимают разные формы, которые обусловлены характером требований их родителей. Существует иллюзия, что в самопожертвовании — путь к счастью, что усердная работа вознаграждается любовью, что соблюдение норм обеспечивает защиту и так далее. Все иллюзии обладают общей чертой: они отрицают важность удовольствия, что делает их бесплодными в качестве творческих сил.

* Поскольку иллюзии возникают в уме, они поддерживаются его способностью рационализировать. Таким образом, они влияют не только на поведение человека, но и на качество его мышления. Спорить с логическими суждениями довольно сложно. А человек, живущий иллюзией, убежден в нравственной «чистоте» своей позиции и может привести достаточно аргументов в ее защиту. Обычно приходится ждать, когда иллюзии рухнут в пропасть депрессии, прежде чем человек станет открыт для помощи. А депрессия в этом случае неизбежна.

* Рано или поздно резервы будут полностью истощены, и человек обнаружит, что не в силах больше продолжать. В состоянии депрессии человек буквально не находит сил, чтобы поддерживать обычное функционирование. Все жизненно важные функции оказываются подавлены: аппетит снижен, дыхание ослаблено, подвижность сильно ограничена. Вследствие подобного снижения жизненной активности понижается энергетический метаболизм и притупляются чувства.

* Если сравнить депрессию с разочарованием, то связь депрессии с иллюзией становится очевидна. Когда человек терпит неудачу в реализации обоснованных планов, он испытывает разочарование, но не впадает в депрессию. Человек, страдающий депрессией, чувствует, что его жизнь пуста. У него нет ни желания, ни сил, чтобы сопротивляться. Разочарование не оказывает такого воздействия на личность. Будучи болезненным опытом, оно все же дает человеку возможность оценить ситуацию и найти более конструктивный подход к проблеме. Разочарованный человек чувствует печаль. Человек в депрессии не чувствует ничего. Депрессивная реакция является убедительным доказательством того, что человек находился под влиянием иллюзии.

* Чтобы справиться с депрессивным состоянием, необходимо высвободить подавленные эмоции. В первую очередь принимаются за главную иллюзию, которая вынуждает человека в поисках удовольствия обращаться к внешнему окружению и игнорировать происходящее в теле. Пациента приводят к осознанию напряжений, существующих в его теле, и добиваются разрядки некоторых из них.

* Первоначальный всплеск энтузиазма вскоре стихает из-за осознания того, что творческий процесс выздоровления требует интенсивной работы и серьезного погружения в тело. Хронические мышечные напряжения, блокирующие выражение чувства, постепенно ослабляются под воздействием терапевтических усилий. В большинстве случаев попытки мобилизовать напряженную мускулатуру оказываются болезненными. Разрядка напряжения, тем не менее, вызывает такое чувство удовольствия и радости в теле, что награда стоит перенесенной боли. Поэтому усилие должно быть продолжительным, и его следует сочетать с психологическим анализом вины и стыда, являющихся препятствием для самопринятия. Иллюзии, по мере усиления контакта пациента с реальностью, постепенно ослабляются.

* Реальность имеет две стороны, или два аспекта. Первый — это реальность тела и его чувств. Эта реальность воспринимается субъективно. Вторая — реальность внешнего мира — воспринимается объективно. Любое искажение в нашем внутреннем восприятии влечет за собой соответствующее искажение во внешнем восприятии, поскольку мы воспринимаем мир через свое тело. Человек, находясь в депрессии, теряет контакт с обоими аспектами реальности, поскольку он теряет контакт с собственным телом.

* Человек, соприкасающийся со своим телом, не впадает в депрессию. Он знает, что удовольствие и радость зависят от надлежащего функционирования его тела. Он сознает свои телесные напряжения и знает, чем они вызваны. Таким образом, он может принять соответствующие шаги для восстановления позитивного телесного самочувствия. У него нет иллюзий относительно себя и относительно жизни. Он принимает свои чувства как выражение своей личности, и ему не составляет труда вербализовать их. Когда пациент находится в тесном контакте со своим телом, депрессивная реакция исключена.

* Высвобождение подавленных эмоций — вот способ излечения депрессии. Плач, выражающий печаль, например, является характерным средством от депрессии. Опечаленный человек не депрессивен. Депрессия делает человека безжизненным и невосприимчивым, печаль позволяет ему почувствовать теплоту и биение жизни. Переживание печали открывает дверь другим эмоциям и возвращает человека в его естественное состояние, где удовольствие и боль являются основными движущими силами. Способность чувствовать печаль — это и способность чувствовать радость.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Восстановление способности пациента испытывать удовольствие служит залогом его эмоционального благополучия. © Поздняков Василий Александрович, 19 июня 2011 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Источники


  1. Литвак, Михаил Ефимович Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / Литвак Михаил Ефимович. — М.: Феникс, 2017. — 595 c.

  2. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.

  3. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
  4. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.
  5. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.
Депрессия эмоции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here