Депрессия новорожденного

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Депрессия новорожденного" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Церебральная депрессия у новорождённых детей

Церебральная депрессия – это асфиксия новорожденного, сложное состояние, которое возникает при нарушении газового обмена и недостатке кислорода. Есть несколько причин, по которым развивается это патологическое состояние. Церебральная депрессия у новорожденных возникает еще в перинатальном периоде. Эта патология лечится под наблюдением врача.

Есть несколько причин, которые приводят к развитию асфиксии новорожденного. К ним относятся:

  • пороки развития плода;
  • внутриутробная гипоксия (кислородное голодание, понижение уровня кислорода в тканях и органах);
  • незрелость лёгких ребёнка;
  • непроходимость дыхательных путей (воздухоносных у плода) из-за синдрома аспирации мекония (блокирование дыхательных путей ребенка в результате всасывания им своего кала при рождении), всасывания околоплодных вод и сгустков крови;
  • нарушение реализации механизма адаптации гемодинамики (давления крови в сосудах).

В результате этих факторов происходит нарушение кровообращения у ребёнка, которое сопровождается отёком мозга, дистонией сосудов, гиперемией мозга (переполненность сосудов головного мозга кровью), множественными кровоизлияниями.

Виды патологии

Различают такие виды патологии:

Церебральная ишемия является разновидностью церебральной депрессии новорожденного. Она развивается вследствие недостаточного кровоснабжения органов. Ишемия характеризуется закупоркой сосудов, в результате чего поступление кислорода недостаточно. Недостаточное количество кислорода, поступающее в организм, приводит к развитию тяжёлому состоянию больного.

Гипоксия, характерным проявлением которой является кислородное голодание клеток, характеризуется непоступлением воздуха, а в случае его поступления – неправильным использованием. Она возникает при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания.

Церебральная депрессия сопровождается определёнными признаками. Степень проявления симптомов патологии зависит от тяжести заболевания. Нарушенный газообмен проявляется такими признаками, как нарушение рефлексов, нарушение двигательной активности, повышенная возбудимость или угнетённость ребенка.

Также важно провести оценку состояния ребёнка в первые минуты его жизни. При этом принимают во внимание его дыхание и сердцебиение, производят оценку состояния кожных покровов и мышц. С возрастом у ребенка проявляются нарушения психомоторной функции, речи. Это свидетельствует о достаточно серьёзных повреждениях головного мозга.

Диагностика

Диагностика производится врачом. Помимо внешних признаков заболевания, доктор также оценивает состояние организма ребёнка при помощи лабораторных анализов. Для этого проводят анализ газов крови, а также оценивают показатели кислотно-щелочного равновесия.

Лечение церебральной депрессии

Лечение проводят различными способами, всё зависит от степени тяжести состояния и индивидуальных показаний. В некоторых случаях достаточно проведения массажа для устранения заболевания. Но может быть назначено медикаментозное симптоматическое лечение. В самых тяжёлых случаях при угрозе жизни ребёнка проводят хирургическое лечение, которое позволяет ликвидировать патологию.

Стадии депрессии у младенцев и детей дошкольного возраста

Анаклитическая депрессия, характерная для младенцев и возникающая в связи с отрывом ребенка от матери, впервые была описана Рене Шпитцем. Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру, исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа развития. В клинической картине описывается также бедность мимики младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двигательная заторможенность, крик-плач по ночам в сочетании с нарушением сна. Возвращение к матери в течение 3-х месяцев приводит к полному выздоровлению ребенка. Разлука младенца с матерью сроком более 3-х месяцев способствует закреплению описанной симптоматики. Фаза сопротивления сменяется фазой истощения. Двигательная активность ребенка при этом резко сокращается, наступает бессонница.

Д. Н. Исаев и В. Н. Попов приводят данные обследования психического состояния воспитанников дома ребенка, подвергшихся длительной полной изоляции (помещение в инфекционные боксы). В возрастной группе до 1 года у двух третей младенцев выявлено общее снижение двигательной активности. Около половины страдали нарушениями сна в виде длительного засыпания, частых пробуждений с плачем. У более половины выявлены синдромы срыгивания и рвота. Достаточно распространенными были явления раскачивания, сосания пальцев рук, замедление психического и моторного развития.

Однако исследования последних лет показали, что младенческие депрессии — явление многообразное по степени тяжести и своим проявлениям. Можно выделить три или основные стадии депрессивных расстройств у младенцев, связанных с фактором полной материнской депривации.

● этап вы­раженной депрессии,

● присоединение пси­хосоматического компонента.

В первом случае депрессия проявляется относительно неглубоким снижением настроения в виде грусти, печали, особенностями мимики (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивостью. Характерным является наличие нарушений сна, питания. Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, беспокойством во время дневного и ночного сна с частыми пробуждениями. Расстройства питания включают частые срыгивания, отсутствие прибавки массы тела при сохранении нормального и даже повышенного аппетита, утрата чувства насыщения при приеме пищи. Такая депрессия чаще наблюдается при прерываемой депривации, когда бросившая ребенка мать эпизодически его посещает. Если разлука с матерью превышает 3 недели, то состояние непрерывно ухудшается. Быстрое возвращение матери приводит, как правило, к исчезновению вышеописанной симптоматики.

К особенностям детей с подобной депрессией относятся повышенная потребность во внимании и, особенно, в телесном контакте со взрослыми. При расставании с окружающими взрослыми у младенцев отмечаются бурные реакции протеста в виде плача с последующей слезливостью. Последствием длительного расставания является утрата интереса ко всему, при многократном повторении данной ситуации — задержка приобретения навыков.

Второй вариант депрессии проявляется психосоматическими расстройствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), оттесняющими на второй план собственно депрессивную симптоматику. Течение заболевания затяжное или волнообразное. Характерным для настроения детей является оттенок равнодушия. Их поведение при этом необычно спокойное с повышенной послушаемостью, молчаливостью, отстраненностью. Младенцы, как правило, перестают плакать и требовать к себе внимания, не ищут зрительного контакта со взрослыми, выглядят заторможенными, мало перемещаются по манежу, не замечают игрушек и не понимают условий предлагаемой им игры. На фоне этого достаточно часты явления раскачивания, сосания пальцев, частей тела и одежды. Состояние может осложниться сопутствующими респираторными заболеваниями, снижением массы тела, регрессом психомоторного развития.

Читайте так же:  Таблетки от депрессии отзывы

Характерным для третьего варианта депрессии является пропадание соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики. Дети выглядят неподвижными, безучастными, беспомощными, отрешенными. Отсутствует прибавка роста и массы тела. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а также — ходьба на цыпочках, манежный бег, манерность позы. Дети резко отстают в развитии. Такие дети при контакте со взрослыми реагируют напряженным застыванием при попытке взять их на руки, вариантами симптома «тождества» (невыпускание игрушек из рук).

У детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста, аффективные нарушения проявляются в виде тревожности, боязливости, ипохондричности, плаксивости, склонности к страхам, к капризам. Наряду с этим на первый план часто выступают нарушения навыков, особенно энурез и энкопрез. Все это делает проявления депрессивного расстройства крайне полиморфными и часто ведет к диагностическим ошибкам, например, к диагностике так называемых моносимптомных невротических расстройств, патологических привычных действий. В дальнейшем дети становятся вялыми, пассивными, крайне восприимчивыми к различным инфекциям. В случае затяжной депрессии возможно более или менее выраженное отставание детей в физическом и психическом развитии.

Следует отметить, что очень важно выявить заболевание на ранней стадии и начать своевременное лечение.

§ 4. «Маркеры» депрессивного расстройства у ребенка

Под «маркерами» понимают различные наследственные, физиологические, поведенческие, психические или биохимические признаки, по которым больные отличаются от здоровых. Признаки депрессивного расстройства у детей очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы и стадии заболевания. Перечислим наиболее типичные для этого расстройства:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Депрессия новорожденного

Акушерство. Гипоксия внутриутробного плода и асфиксия

· Двигательная активность. 5 движений за 30 минут — норма, во 1 периоде — 1-3 шевеления, во втором периоде плод в норме не шевелится.

· Исследование околоплодных вод на предмет мекония — амниоскопия ( можно сказать есь или нет мекония) или оценить подтекающие воды (если нет плодного пузыря).

· Амниоцентез как правило используется по показаниям со стороны матери или плода: генетическая патология, гемолитическая болезнь новорожденного. Делается прокол пузыря. Наиболее часто проводится трансабдоминальный амниоцентез с введением иглы в амниотическую полость. Для амниоцентеза должно быть исключено расположение плаценты по передней стенке. Трансвагинальный, надлобковый амниоцентез используется в основном в ранних сроках.

· Определение кислотно-щелочного равновесия. Можно сделать при исследовании околоплодных вод, либо исследовать кровь из предлежащей части плода (поэтому делается только в родах, когда нет пузыря).

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТОЧНО-ПЛАЦЕНТАРНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.

1. Определение уровня плацентарных гормонов в моче: можно судить о состоянии матчоно-плацентарного кровообращения и косвенно о состоянии плода. Определяют эстриол, прегнандиол (метаболит прогестерона), термостабильную щелочную фосфатазу в крови матери.

2. Изотопные методы ( более научный метод).

3. УЗИ: определяют размеры, структуру плаценты, гипотрофию при хронической гипоксии.

Профилактика и лечение проводятся одними и теми же методами.

ЛЕЧЕНИЕ. Лечение должно состоять в ликвидации причины гипоксии, а также лечения непосредственно гипоксии (медикаментозная патогенетическая терапия и скорейшее родоразрешение).

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ:

1. Кислородотерапия проводится с помощью чистого кислорода, кислородно-воздушной смеси (кислород составляет 60%), ингаляции в течение 10-15 минут.

2. Гипербарическая оксигенация. Можно даже вести роды в камере ГБО.

2 гр. Препараты направленные на улучшение плацентарного кровообращения.

1. Сосудорасширяющие средства: эуфиллин, трентал, курантил (последние 2 улучшают реологические свойтсва крови являясь деагрегантами), также можно назначить реополиглюкин.

2. Эстрогены — усиливают маточно-плацентарное кровообращение: естественные эстрогены — фолликулин, искуственные — синестрол. Сигетин — препарат эстрогеноподобного действия.

3. Токолитики — бета-адреномиметики: партусистен, бриканил, сальбутамол, ритодрин, алупент.

3 гр. Средства, повышающие устойчивость плода к кислородной недостаточности. — антигипоксанты — седуксен, этимизол, оксибутират натрия, буфенин, пирацетам, дроперидол.

4 гр. Препараты, направленные на усиление обменных процессов у плода: глюкоза, витамин С, группы В, глюконат кальция, кальция хлорид, унитиол, кокарбоксилаза, цитохром С и т.п.

5 гр. Средства для борьбы с метабоилческим ацидозом. Гидрокарбонат натрия по контролем кислотно-щелочного равновесия так как он может легко привести к дисбалансу. Существуют женщины малой, средней, большой массы тела. В зависимости от этого вводят различное количество соды: 100-150-200 мл внутривенно капельно и после этого внутривенно 40 мл 40% глюкозы.

Скорейшее родоразрешение. Методы зависят от состояния организма матери.

[1]

Во время беременности и в пермо триместре родов используют кесарево сечение, во втором периоде — акушерские щипцы при головном предлежании, при тазовом предлежании — экстракция плода за тазовый конец.

АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО — синдром, характеризующийся отсутствием дыхания или отделными нерегулярными, неэффективными при наличии сердечной деятельности.

Асфиксия — термин не очень уместный так как в переводе с латинского это “без пульса”. Поэтому современное название асфиксии новорожденных — депрессия новорожденного (термин ВОЗ).

Этиология и патогенез такие же как при ГВП так как асфиксия начинается с ГВП ( в 70-80% случаев).

1. Оценка состояния новорожденного по ряду параметров: шкала Апгар ( 1910, Вирджиния Апгар). Признаки по 0-1-2 бальной системе: состояние сердцебиения, дыхания, кожных покровов , мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости. Идеальная оценка 10, норма 8-10. Различают среднюю (6-5 баллов) и тяжелую ( 4-1 бала) степени асфиксии. 0 — баллов — это мертворождение.

2. Можно охарктеризовать асфиксию новорожденного визуально: синяя асфиксия (6-5 баллов), белая асфиксия (1-4 бала).

· восстановление самостоятельного адекватного дыхания и устранение гипоксии

· ликвидация нарушений центральной и периферической гемодинамики

· коррекция метаболический нарушений

· коррекция энергетического баланса

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ АСФИКСИИ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ:

· освобождение дыхательных путей (отсос грушей, электроотсосом). В норме в бронхах эмбриональная жидкость которая в родах выталкивается

Читайте так же:  Сколько лечится депрессия

· дыхательная реанимация в специальном помещении — одновременно делается: согревание ребенка, ИВЛ (масочный кислород) так как дыахние при этой степени тяжести поверхностное, но есть. 30-40 дыханий в минуту.

· В сосуды пуповины вводится реанимационные растворы: глюкоза 10% 5 мл на 1 кг веса, кокарбоксилаза 8 мг/кг; витамин С 5% 1-2 мл в зависимости от массы; глюконат кальция 1 мл/кг; гидрокарбонат натрия под контролем КЩР 2-4 мл/кг, этимизол 1.5% 0.3 мл. Если мероприятия неэффективны мы их расширяем до объема лечения тяжелой асфиксии новорожденных.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ АСФИКСИИ НОВОРОЖДЕННЫХ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ.

1. Восстановить проходимость верхних дыхательных путей.

2. Согревание ребенка.

3. Интубация так как дыхание очень поверхностное или его нет вообще. ИВЛ с помощью дыхательных аппаратов — ВИТА, ВЛАДА, Johnson and Johnson.

4. Внутривенно препараты см. Выше , добавить к этому гидрокортизон 5 мг на кг веса, либо преднизолон 1 мг на кг.

5. Если мерприятия неэффективны и при наличиии брадикардии, аритмии, остановки сердца нужно провести наружный массаж сердца: ритмичные надавления указательным и средним пальцами правой руки на грудину в средней трети (на уровне сосков) с частотой 100-140 раз в минуту, на глубину 1-2 см. Если это неэффективно — введение адреналина гидрохлорида внутривенно 0.1 мл на кг веса. Если нет эффекта — адренилан внутрисердечно.

РЕАНИМАЦИЯ НОВОРОЖДЕННОГО ПРЕКРАЩАЕТСЯ:

1. если сердечная деятельность не восстанавливается в течение 8-10 минут.

2. Сердцебиение эффективно, но дыхание не восстанавливается через 15-20 минут на ИВЛ (так как если дыхание не восстанавливается значит имеется тяжелое поражение головного мозга).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос решается юридически. Все реанимационные мероприятия не гарантируют от развития постгипоксических состояний: умственная, физическая отсталость, инвалидизация детства.

Перинатальная психиатрия (продолжение)

Иногда, чтобы справиться с тревогой, ребенок на бессознательном уровне формирует ритуалы, смысла которых не понимает сам и не может объяснить взрослым.

Ритуалы могут быть связаны с агрессией, направленной на себя (аутоагрессия). К ним относятся: грызение ногтей, покручивание и выдергивание волос, обдирание заусениц, расцарапывание и расчесывание кожи, покусы­вания губ, легкие и не очень удары, наносимые себе, и тому подобные дей­ствия. Таким образом, ребенок как бы заранее наказывает себя.

Другие ритуалы можно связать с попытками больных противостоять тре­воге, демонстрируя свою силу. Дети бессознательно пытаются отпугнуть опас­ ность, побороть ее. К таким ритуалам относятся навязчивые сплевывания, отмахивания, подергивания головой, постукивания по предметам и т. п.

Следующую группу ритуалов объединяют попытки больного вытеснить тревогу, вызывая у себя приятные эмоции. К ним относятся навязчивые об­лизывание губ, сосание пальца, языка, угла подушки, ковыряние в носу, сти­муляция эрогенных зон и другие действия.

Нередко именно ритуалы помогают больным справиться с навязчивыми идеями или страхами. Навязчивые страхи очень разнообразны. А. И. Заха­ров (1998) считает, что некоторые из них (страх темноты, страх одиночества, страх замкнутого пространства) могут быть связаны с тревогой, испытанной ребенком еще в период внутриутробного развития и в процессе родов.

Аффективные расстройства в младенческом возрасте представлены двумя типами депрессий: младенческой и анаклитической.

Младенческая депрессия возникает сразу же после родов или в течение первого месяца жизни. Причинами ее служат осложнения течения беремен­ности и родов. Также младенческая депрессия возникает при неблагоприят­ном формировании отношений в системе «мать-дитя». Этому может способ­ ствовать осознаваемое или неосознанное непринятие ребенка матерью, ее не­ уверенность в своих силах, высокая тревога, супружеская дисгармония и т. п. Все это может привести к развитию невротической депрессии, отмечаемой по данным разных авторов в первые две недели после родов у 15-50% женщин. Как правило, это транзиторный синдром невротической депрессии, известный в англоязычной литературе под названием «blues» (синдром «грусти роже­ ниц») [Yalot I. D., 1968; Щеголева И. Ю., 2000]. Его характерными черта­ ми являются слезливость, чувства тревоги, необъяснимой печали, нарушения сна. Болезненные симптомы возникают сразу после родов, достигают максимума на 3-7-й день. Новорожденные дети очень чувствительны к эмоциям матери и индуцируют их.

Не менее важной причиной возникновения младенческой депрессии мо­жет служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, связанный с ее занятостью (учеба, работа).

Младенческая депрессия характеризуется невозможностью ребенка до­стичь состояния комфорта. На его лице постоянная гримаса недовольства, он постоянно кричит. Ему никак не занять удобного положения на руках матери, он тянется к ее груди, но тут же ее выплевывает. Для того чтобы малыш уснул, его необходимо подолгу качать на руках. Сон беспокоен, чуток (так называемый «сон волка»). Он сопровождается вскриками, плачем, частыми (до 30 раз за ночь) пробуждениями [Козловская Г. В., 1999]. У таких детей выражены соматовегетативные нарушения: срыгивания, неустойчивый стул, подъемы температуры без видимой причины, опре­лости и высыпания на коже.

В среднем младенческая депрессия длится около 1-1,5 месяцев. Мла­денческая депрессия — показатель нарушения отношений в системе «мать-дитя», чреватого в будущем аффективными расстройствами и у ребенка, и у матери. В связи с этим при ее выявлении у ребенка совершенно необ­ходима психотерапевтическая помощь матери, а часто — семейная психо­терапия.

Анаклитическая депрессия (греч. ana — приставка, означающая про­тивоположное действие; klino — наклоняться) описана впервые R. A. Spitz и A. Wolf (1946) у новорожденных и грудных детей, изолированных по ка­кой-либо причине от матери, и не получивших ее полноценной замены. Чем эмоциональнее и интенсивнее были отношения младенца с матерью, тем вероятнее развитие анаклитической депрессии при их утрате.

На первом месяце после разлуки с заботливой матерью возникает суб­депрессивная симптоматика: ребенок становится грустным, плаксивым, ме­нее активным, у него снижается аппетит, нарушается сон. Постепенно раз­дражительность и плаксивость нарастает, общение с окружающими, игрушки перестают интересовать. Через 1,5—2 месяца отмечается развернутая депрес­сивная симптоматика: малыш перестает плакать, отказывается вставать с по­стели, может часами неподвижно лежать на животе или в позе эмбриона с открытыми глазами, не обращая внимания на окружающее. Выражение лица ребенка безучастно, установить с ним контакт нелегко. Иногда возникает «аутоэротическая активность» [Langmeier J., Matejcek Zd., 1984]. По­являются соматовегетативные дисфункции: диспептические явления, поте­ря в массе тела, эпизодические подъемы температуры тела, кожные высы­пания. У детей повышается восприимчивость к инфекциям, они часто бо­леют, причем, как правило, заболевания принимают затяжное течение. При возвращении матери симптоматика анаклитической депрессии постепенно редуцируется.

Читайте так же:  Депрессия в 10 лет

Анаклитическая депрессия встречается и у детей старше 1 года. Приме­ ром может служить следующий случай.

Пример. Ваня К. воспитывался по типу «кумира» в полной благополуч­ной семье. В 2,5 года родители отдали ребенка в детский сад. На первой же неделе у мальчика возникла кишечная дисфункция, в связи с чем он был гос­питализирован в инфекционную больницу для обследования и лечения и по­мещен в изолированный бокс. В течение двух недель родителям не разреша­ли видеться с ним. После выписки они были вынуждены обратиться к детс­кому психиатру, так как ребенок, вопреки ожиданиям, при встрече не бросил­ся к ним. Он почти не обращал на них внимания, на вопросы либо не отве­чал совсем, либо ограничивался отдельными словами или жестами, мало интересовался игрушками. Ваня утратил хорошо сформированные до госпи­тализации навыки опрятности, периодически начинал онанировать, чего раньше не отмечалось.

Детский психоанализ. Депрессия у младенцев и ранний детский аутизм

Первое, о чем я хотел бы сказать, касается места психиатрии младенческого возраста. Младенческая психиатрия является не просто отраслью общей психиатрической дисциплины, которая уже разделена на многочисленные пласты (их можно перечислить в обратном возрастном порядке: геронтопсихиатрия, психиатрия взрослого, подростковая психиатрия, детская психиатрия, а теперь еще появились психиатрия младенца и психиатрия новорожденного, чье возникновение предвещает, возможно, появление настоящей психиатрии зародыша).

Мне кажется, что на глубинном уровне развитие младенческой психиатрии дало ход двум новым направлениям размышлений.

1. Первое направление научных исследований касается возобновления изучения процесса субъективации и семиотизации человека. Психиатрия младенчества открывает доступ к звену, которого, по моему мнению, давно недоставало лингвистам и философам в этой области, изучавшим, прежде всего, функционирование установившихся и уже сформировавшихся коммуникационных кодов, тогда как углубленное изучение ранних интерактивных систем открывает, со своей стороны, доступ к самому процессу создания и производства знаков, причем отнюдь не со статической точки зрения, а с динамичной и межсубъектной.

С развитием психиатрии младенчества тело смогло вновь занять центральное место, которое оно, возможно, в какой-то степени потеряло в период психоаналитических теоретических построений.

2. Второе направление научных размышлений, вызванных младенческой психиатрией, касается возникновения и совершенствования основ семиологии с открытием целого интерактивного измерения, к которому я еще вернусь. Можно сказать, что на самом младенце клинические показания не написаны.

Конечно, в этой области есть ряд неинтеракционных симптомов, но в основном наш взгляд сосредоточивается на интерактивной связи; с другой стороны — и это с эпистемологической точки зрения кажется действительно новейшим подходом,—
наша клиническая работа не может не принимать во внимание динамику того, что происходит в самой психике взаимодействующего с младенцем лица, будь то родитель, или лицо, обеспечивающее уход, или же наблюдатель.

Именно в этой последней клинической области феномены внимания кажутся мне достаточно важными.

3. Оказывается, что уже практически в наше время, пример но 50 лет назад, мы располагали двумя важными клинически ми описаниями, углубившими психопатологические исследования в области психиатрии очень маленького ребенка.
Я хочу упомянуть исследование, осуществленное Р. Шпицем вскоре после Второй Мировой войны,— «Младенческие депрессии» и работу по раннему детскому аутизму, завершенную Л. Каннером в 1943 г.

С появлением этих двух нозологических трудов стало ясно, что очень маленький ребенок может психически страдать и иметь серьезные расстройства, что, без сомнения, уже было понятно, но до того времени никогда не получало такого ясного официального подтверждения.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Послеродовая депрессия: симптомы и лечение

Стать мамой — вот о чем мечтает каждая женщина. Материнский инстинкт заложен в ней от природы. Но часто после рождения ребенка, выписки роддома на молодую маму нападает какое-то странное состояние, когда уже и младенец не в радость, все вокруг раздражают. Жизнь кажется скучной, унылой, появляются тяжелые мысли. Это свидетельствует о том, что женщина не избежала состояния под названием послеродовая депрессия.

[3]

Почему так происходит?

Послеродовая депрессия — серьезное состояние, которое нужно отличать от простого упадка сил и настроения. Если женщина иногда грустит, плачет, не хочет общаться с близкими, но спустя некоторое время приходит в себя — это несерьезное состояние. А вот при отчуждении от ребенка, постоянной мрачности, нежелании общаться с мужем, друзьями на протяжении нескольких дней, недель — повод для беспокойства.

Депрессия после родов — сложное состояние, имеющее в основе глубокие изменения в психике. Причин, способствующих развитию депрессии, много:

Сама психика новоиспеченной мамы зачастую не в состоянии осознать, как сильно перевернулась ее жизнь. Женщина начинает понимать, что теперь она привязана к ребенку, нет прежней свободы и самостоятельности. Она начинает бояться, что причинит вред младенцу — неправильно покормит, покачает, искупает. Ситуация может усугубляться тем, что помощь от других членов семьи отсутствует, или ничтожно мала по ряду причин — супруг на работе, родители и родственники живут далеко.

Читайте так же:  Документы делового общения

Немаловажную роль в развитии депрессии играют психо-эмоциональные факторы:

  • ощущение собственной никчемности, утрата привлекательности — женщина начинает смотреть на себя другими глазами, и видит такую картину — располневшая фигура, растяжки, отвисший живот и потерявшая упругость грудь — это усиливает мысли о собственной несостоятельности;
  • характер и темперамент женщины — если она от природы является меланхоликом и чувствительной натурой, которую любой пустяк и неудача вводят в беспомощное состояние, угнетение эмоционального состояния после рождения ребенка наступит с большей вероятностью.

Финансовые возможности в определенной мере могут провоцировать развитие проблемы — с появлением младенца расходы увеличиваются в 2-3 раза, нехватка денег вызывает недовольство и раздражительность, проблемы в семье.

Иногда бывает так, что женщина сознательно начинает думать, что она «супер мама», взваливает все заботы, воспитание и уход за новорожденным на свои плечи, отказываясь от любой помощи. Естественно, в скором времени возникает хроническая усталость, опускаются руки — появляется обратный эффект.

Отсутствие нормальной половой жизни обостряет эмоциональный дискомфорт — в первый месяц после родов она запрещена по предписанию врача-гинеколога, дальше — может быть осложнена болезненными ощущениями, отсутствием влечения, постоянным желанием поспать, вялостью и усталостью. Некоторые мамочки начинают стыдиться своего супруга из-за лишнего веса, что вызывает проблемы во взаимоотношениях.

Как распознать серьезность проблемы?

Признаки депрессивного состояния бывают как яркими, так и стертыми, латентными, их проявление у каждой мамы индивидуально. Сама послеродовая депрессия бывает острой и хронический.

Послеродовая депрессия в острой форме начинается приблизительно с 2-3 недели жизни новорожденного и может длиться до 3-5 месяцев, если нет лечения. Затяжная форма длится более года, признаки менее выражены, но присутствует полная утрата мотивации, состояние угнетения, чувство вины и своей несостоятельности как матери. Такая форма опасна тем, что может привести к стойким расстройствам психики, вплоть до шизофренических приступов.

Есть категория лиц женского пола, более подверженных развитию депрессивных состояний:

  • перенесшие сложную беременность, с частыми госпитализациями;
  • страдающие ранее психическими заболеваниями;
  • имеющие опыт неудачной беременности, либо незапланированной.

Как справиться с послеродовой депрессией

Некоторые мамочки считают, что лечить такое состояние не нужно, это всего лишь адаптация, которая успешно пройдет. Другие просто стыдятся обратиться за медицинской помощью. Однако самостоятельно справляться с таким сложным недугом тяжело. Нужно четко уяснить — послеродовая депрессия с классическими симптомами требует грамотного лечения.

Основные направления в коррекции недуга:

  • обращение к специалистам — психотерапевту, он установит серьезность проблемы, в некоторых случаях понадобится лекарственная терапия, в частности — антидепрессанты;
  • клинический анализ крови позволит установить баланс гормонов в организме, при его сдвигах назначаются медикаменты;
  • организация правильного питания, режима отдыха — полноценный сон важен для измученного организма;
  • психотерапия — под руководством опытного в таких вопросах специалиста;
  • создание спокойной домашней обстановки — родные должны оказывать молодой маме посильную помощь, подбадривать ее, хвалить; обязательно хотя бы раз в неделю — дать возможность «выйти в свет», по своим делам, без ребенка;
  • половая жизнь — по обоюдному согласию, муж не должен давить на супругу, а понять ее состояние;
  • общение с женщинами, попавшими в подобную ситуацию — обмен опытом по преодолению депрессии может быть бесценным; в интернете множество форумов и специальных групп, в которых мамочки могут общаться, делиться своими способами относительно того, как справляться с послеродовой депрессией.

Важно знать то, что игнорирование проблемы несет печальные последствия для ребенка. Малыш уже с рождения чувствует состояние мамы, ее настроение. Поэтому такие дети более тревожны чаще плачут — им не хватает контакта с родным человеком, недостаточно прикосновений и ласки. Вечно недовольное и злое лицо матери может отпечататься в памяти надолго. По мере взросления ребенок может стать таким же, как и мама в период апатии — нервным, беспокойным, не способным общаться с окружающими, плаксивым.

Материнство считается одним из лучших периодов жизни. Поэтому никакие проблемы не должны его омрачать. При малейшем подозрении на депрессивные состояния следует обращаться за помощью и советами, не считая это зазорным. Послеродовая депрессия при раннем выявлении за пару месяцев успешно нейтрализуется, возвращая радость от процесса воспитания ребенка.

Церебральная депрессия у новорожденного: признаки, лечение, последствия

Церебральная депрессия у новорожденного ребенка представляет собой тяжелую патологию, которая связана с недостаточным поступлением крови в ткани головного мозга. Как правило, причиной недуга является закупорка одного или нескольких сосудов. Острая гипоксия нередко приводит к опасным последствиям, ведь нарушение кровообращения препятствует нормальному развитию детского мозга. При подобной патологии крайне важной является своевременная диагностика и терапия.

Что представляет собой патология?

Церебральная депрессия у новорожденного (ишемия) — сложная патология, которая сопровождается нарушением кровообращения в мозгу с последующим развитием кислородного голодания. Примерно в 70% случаев недуг связан с образованием тромба в одном из сосудов, несущих кровь к головному мозгу. Происходит это во время внутриутробного развития.

Церебральная ишемия нередко диагностируется у недоношенных детей, кровеносная система которых до конца не успела сформировать.

Дефицит кислорода негативно сказывается на работе организма, в частности, ЦНС. К последствиям патологии относят отек, кровоизлияния в мозг и прочие расстройства.

Основные причины церебральной депрессии

Статистические исследования подтверждают, что чаще всего патология развивается в последние месяцы беременности или же в результате родов с осложнениями. К возможным причинам относят:

  • удушье плода, сжатие пуповины;
  • нарушение кровотока в плаценте или ее отслоение;
  • врожденные пороки сердца, открытый артериальный проток;
  • внутриутробное кислородное голодание;
  • плацентарная недостаточность (в острой форме);
  • инфицирование плода во время родов.

Существуют ли факторы риска?

Специалистам удалось определить несколько факторов риска, наличие которых повышает шансы развития церебральной депрессии. К ним относятся:

  • многоплодная беременность;
  • токсикоз на последних месяцах вынашивания ребенка;
  • наличие вредных привычек у матери;
  • острые воспалительные недуги (или обострение хронических), проблемы с эндокринной системой у женщины;
  • тяжелые, затяжные роды.
Читайте так же:  Как справиться с депрессией самостоятельно

Считается также, что риск развития отклонений (в том числе и церебральной депрессии) повышается, если речь идет о беременности женщины после 35 лет.

Какими симптомами сопровождается недуг?

В большинстве случаев церебральная депрессия начинает проявляются сразу после рождения. Симптоматика в данном случае довольно четкая.

[2]

  • Ребенок постоянно в возбужденном состоянии, плохо спит, периодически вздрагивает, плачет без видимых на то причин.
  • К перечню симптомов можно отнести заметный тремор.
  • Церебральная депрессия у новорожденного сопровождается снижением мышечного тонуса — ребенок мало двигается, ему трудно глотать и сосать.
  • Можно заметить увеличение и разбухание родничка. Подобное нарушение связано со скоплением жидкости в головном мозге.
  • Нередко кожа ребенка приобретает характерный мраморный оттенок.
  • Патология часто сопровождается нарушением работы пищеварительного тракта — малыши страдают от поносов, вздутий, запоров.

Есть и более серьезные нарушения, которыми сопровождается церебральная депрессия у новорожденного. Признаки патологии — это также подергивания конечностей, судороги, потеря координации движений. Иногда ишемия приводит к потере сознания и развитию коматозного состояния.

Церебральная ишемия I степени

В данном случае речь идет о легкой форме патологии. В первые 3-5 дней после рождения у малышей наблюдаются некоторые нарушения, в частности, угнетение нервной системы или, наоборот, сильное возбуждение. К симптомам относят наличие усиленных сухожильных рефлексов, а также небольшой мышечный тонус.

Данная форма недуга не представляет собой угрозы. Как правило, нарушения проходят сами по себе, хотя чаще всего врач назначает общеоздоровительные мероприятия.

Вторая степень патологии и ее особенности

Если речь идет второй стадии развития недуга, то патологию уже можно считать достаточно опасной. В первые дни после рождения можно наблюдать нарушения координации у ребенка, слабый тонус мышц. Кожные покровы малыша изменяются, приобретая характерный мраморный оттенок.

К симптомам относят увеличение объема головы, что связано со скоплением жидкости в желудочках мозга. Присутствуют и более серьезные нарушения, в частности, ослабление хватательных и сосательных рефлексов (ребенок не способен питаться). Новорожденный периодически теряет сознание. У пациента можно обнаружить и выраженное апноэ — во сне дыхание ребенка попросту останавливается.

При наличии подобной симптоматики важно все время наблюдать за новорожденным. Правильно проведенная диагностика позволит обнаружить причину нарушения кровообращения, после чего врач сможет составить соответствующую схему лечения.

Церебральная ишемия третьей степени

Это довольно тяжелая форма патологии, которая сопровождается смертельно опасными нарушениями. У новорожденного практически отсутствуют любые рефлексы. При внешнем осмотре можно заметить косоглазие. К прочим симптомам относят нарушение сердечного ритма, резкое повышение артериального давления. Малыш не способен дышать самостоятельно. Нередко новорожденный впадает в коматозное состояние.

Симптомы церебральной депрессии можно заметить уже в первые несколько минут после рождения. В таких случаях ребенка срочно доставляют в реанимационное отделение, после чего подключают к аппарату искусственной вентиляции легких.

Диагностические мероприятия

Как правило, синдром церебральной депрессии у новорожденных диагностируется в первые часы жизни младенца. Во время стандартной проверки обнаруживается нарушение рефлексов. Общий анализ крови дает возможность определить повышение уровня углекислого газа в организме.

В более тяжелых случаях проводится электроэнцефалография — во время процедуры можно выявить наличие скрытых судорог и патологической активности ЦНС. Иногда врачи рекомендуют магнитно-резонансную томографию, так как это исследование помогает определить все развившиеся нарушения в организме ребенка.

Церебральная депрессия у новорожденного: лечение

Терапия при подобной патологии напрямую зависит от причин ее развития, степени тяжести и общего состояния пациента. Например, при легких формах медикаментозное лечение и вовсе не требуется — врачи рекомендуют полноценное питание, отдых и сон, а также курсы массажа, помогающие улучшить кровообращение.

Если речь идет о второй или третьей степени, то может потребоваться прием некоторых препаратов, например, ноотропов и т.д. В случаях тромбоза или врожденных аномалий показано хирургическое вмешательство — врач удаляет тромб, восстанавливает нормальную структуру сосудистого русла.

Церебральная депрессия у новорожденного: последствия и прогнозы для пациентов

Многие родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, беспокоятся по поводу состояния ребенка. Как свидетельствует практика, при своевременной диагностике и реабилитации организм малыша восстанавливается в течение последующих 6-12 месяцев.

При отсутствии лечения церебральная депрессия у новорожденного может привести к крайне неприятным последствиям. В будущем у ребенка возможны проблемы со сном, частые головные боли, повышенная раздражительность, гиподинамия и склонность к ожирению, замкнутость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ишемия третьей степени крайне опасна. Иногда она становится причиной ДЦП, умственной отсталости, синдрома дефицита внимания.

Источники


  1. Хеллингер, Берт Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях / Берт Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 248 c.

  2. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.

  3. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.
  4. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 1 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 424 c.
Депрессия новорожденного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here