Депрессия смирение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Депрессия смирение" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Эмиграция: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие

Экология жизни.Все мы знаем, что такое пять этапов примирения с чем-то неизбежным: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Как бы это ни звучало, но переезд на постоянное место жительство из одной страны в другую имеет примерно такой же эффект.

Все мы знаем, что такое пять этапов примирения с чем-то неизбежным: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие

. Как бы это ни звучало, но переезд на постоянное место жительство из одной страны в другую имеет примерно такой же эффект. С той лишь разницей, что в большинстве случаев мы все-таки едем куда-то добровольно, нас никто не ставит перед фактом, что самолет – завтра, да и решения такие принимаются явно не за один день. Тем не менее, каждому эмигранту, который на новом месте живет уже не один год, известны совершенно разные эмоциональные периоды по отношению к тому, что осталось там – «до», «раньше», «в прошлом», «за плечами».

Автор: Ольга Котрус

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Лучшие средства — смирение и любовь

Известно, что Церковь — лечебница духа, а не психики. Но человек — существо единое, и на его плоти, на самой тонкой и уязвимой из ее тканей — нервной системе — неизбежно сказываются духовные нестроения. Отсутствие правильной духовной жизни, неведение о ней вообще есть ситуация для человека ненормальная и тем более сложная, что он не может в ней разобраться, он просто не знает, отчего это с ним. Хорошо, если этот человек пойдет к грамотному психологу или психотерапевту, к такому, который, по крайней мере, не навредит; но ведь многие идут ко всевозможным экстрасенсам и знахарям, а кто-то, находясь в тяжелом душевном состоянии, легко поддается призывам сектантов…

Однако мы с иереем Александром Сириным, клириком саратовского храма в честь Покрова Божией Матери, поговорим о людях, которые, даже и не будучи подчас воцерковленными, обращаются все же к православному пастырю.

— Отец Александр, часто ли к Вам обращаются люди, жалующиеся на хроническое тяжелое эмоциональное состояние? И в чем обычно состоит «скорая помощь», именно скорая, при первой же встрече?

— Люди, приходящие к священнику — на исповедь или просто поговорить, на тяжелое душевное состояние жалуются очень часто. Многие именно с этим и приходят: «Батюшка, можно поговорить? Тяжело на душе. Может, какой-то совет дадите…». Некоторые из приходящих не могут толком объяснить своего состояния или стесняются о нем говорить, поэтому с трудом подбирают слова. Лично я стараюсь по мере своих сил не только не отказывать человеку в беседе, но и обязательно найти для каждого какое-то отдельное время, чтоб разговор был не на ходу, чтоб помощь не сводилась к совету: «Молись». Нужно обязательно остаться с человеком наедине, всмотреться в него, вслушаться и просто дать ему выговориться. Иногда вся беда человека состоит именно в том, что ему не с кем поделиться этой своей болью. И от одного только того, что его кто-то выслушал, ему становится легче.

— Ну вот, выслушали, а дальше?

— Это «дальше» зависит как раз от того, как мы человека выслушали. Для того чтобы дать ему какой-то разумный совет, его нужно даже не просто услышать, а понять. Слышать, собственно, и значит — понимать, сопереживать. Встать в каком-то смысле на место этого человека, увидеть все происходящее его глазами, а не только своими. Лишь тогда мы сможем сказать человеку то, что ему действительно нужно, что даст ему успокоение и какую-то душевную, духовную пользу. Главное — человек должен видеть, что он священнику небезразличен, что священник не по должности, а искренне хочет ему помочь. Поэтому я всегда говорю своему гостю, что готов встречаться с ним еще и еще раз — если помощь нужна, я для него открыт. Но это, конечно, очень тяжело психологически и даже физически, ведь сопереживать приходится не одному человеку, а многим и очень разным людям.

— А кто чаще приходит к Вам с этой бедой, с тем, что мы в быту (может быть, не совсем точно с медицинской точки зрения) называем депрессией, — воцерковленные люди, постоянные прихожане или те, кого так пока нельзя назвать?

— Постоянных прихожан среди этих людей почему-то мало. Гораздо чаще это люди, не ведущие каждодневной церковной жизни, но заходящие все же время от времени в храм. Конечно, в мире нет человека, свободного от греха, и страдают на этом свете все — и верующие, и неверующие, и православные, и инославные, и благочестивые, и не очень. Но с человеком воцерковленным в таких случаях гораздо легче: он уже знает средство от уныния, от отчаяния, знает, как приступить к источнику Божественной помощи, и прибегает к врачующим душу Таинствам Церкви; он читал апостола Павла: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

И милосердный Господь принимает кающегося, врачует сердце и дарует душевный мир. Сложнее с теми, кому это еще не знакомо или знакомо только теоретически, у кого нет еще опыта церковной жизни.

— Каковы же причины того, что человек оказывается в состоянии, условно скажем, депрессии?

— Не хотелось бы вторгаться в компетенцию врачей, но, как мне представляется, все душевные болезни — как те, от которых лечат в клинике, так и другие, медицинского вмешательства, может быть, и не требующие, — следствие греховного образа жизни, безверия, потери человеком духовной опоры и истинного смысла жизни. Отсюда грех маловерия, недоверия к Богу, малодушия, несмирения, гордости. Хотя внешне мы объясняем это состояние какими-то трудными обстоятельствами, например тяжелой телесной болезнью или неудачами, неуспехом, непониманием близких, одиночеством… И очень часто человек, объясняющий себе свое состояние подобным образом, придя в храм, хочет, чтобы его от всего этого здесь избавили, сделали так, чтобы ему стало хорошо. Он хочет исцеления любой ценой. Между тем помощь, которую мы можем и должны ему оказать, не может в этом заключаться. Если бы мы говорили людям: «Приходите, мы сделаем так, что вам всегда будет легко», — это был бы обман.

Мы должны постараться донести до человека христианское понимание болезни, скорби, того креста, который дал каждому из нас в этой жизни Бог. Речь идет не о том, чтобы страдать безысходно и отказаться от чего-то лучшего, например от выздоровления. Церковь ведь всегда благословляла врачей, медицину, и точно так же дело обстоит и с иными страданиями — они должны быть преодолены. Но важно, чтоб человек понял: они не являются абсолютным злом. Наши скорби учат нас очень многому: терпению, смирению, упованию на Бога, любви к ближним, благодарности им. Таким образом, телесные болезни лечат наши души. Помните рассказ из древнего патерика? «Авва, что с тобою, почему ты такой грустный?» — «Да вот, уже три дня нет никаких скорбей, ничего у меня не болит, никто меня не обижает — видно, такой я великий грешник, что отвернулся от меня Господь!». На Руси всегда про беду говорили: «Господь посетил».

Читайте так же:  Межличностных отношений в деловом общении

— Я знаю людей, которые годами, десятилетиями страшно переживают из-за ситуации, в практическом смысле для них уже неразрешимой, безнадежной. Из-за ошибки, которую они когда-то сделали, которая сказалась на всей их жизни, но ее нельзя уже исправить…

[3]

— …А если и можно, то слишком дорогой ценой. Разумнее смириться с постигшими нас болезненными обстоятельствами, считать себя достойными их и принять их с благодарением. Переживание ошибки связано с гордостью, тщеславием: как это я — и вдруг оказался по своей вине в такой «галоше», я — и так крупно проиграл… А бесплодное и бесконечное переживание этого обстоятельства становится причиной невроза, который может совершенно измучить и самого человека, и его близких, даже физически истощить, привести к соматическому заболеванию… Мне тоже не раз приходилось таких людей встречать. Одной из их отличительных особенностей является бескомпромиссный характер; их оценки категоричны, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте: плохо — хорошо.

Невроз — болезнь духовная, это то, что противоположно смирению. Невроз — это повреждение нервной системы грехом. Чтобы избежать болезни, нужно довериться Богу, все предать в руки Его. У того, кто может сказать: «Да будет воля Твоя» — не просто вслух произнести, а сердцем с этим согласиться, — никаких неврозов не будет. Недаром священник Александр Ельчанинов, «Записи» которого до сих пор так востребованы в Церкви, утверждал, что главный неврастеник во Вселенной — дьявол. Невроз — порождение гордыни: «Я сам, я все смогу, я своей жизнью управляю». Потом оказывается, что не все смог, не со всем справился, и человек погружается в депрессию. Но сказать: «Да будет воля Твоя» — это непросто, это требует очень большой веры.

Верующий человек всегда должен оставлять в своей жизни, в любой своей ситуации место для действия Бога. Ведь если разобраться, как у человека развивается депрессия? Он чего-то хочет, чего-то для себя мысленно требует — и не получает. Жизнь человека сложилась не так, как ему хотелось; не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена та или иная обида. Он не может смириться, принять свои обстоятельства такими, какие они есть, признать, что они ему посланы Богом во исцеление его грехов, может быть, как епитимия за грехи. Неверующий человек в любой скорби остается один на один со своей болью. А когда кроме вас и вашего страдания здесь присутствует еще и Бог, это многое меняет.

— Приходилось слышать: чем больше в человеке любви, тем меньше риск депрессии…

— Иногда пришедший к священнику человек говорит даже не то, что ему плохо; ему, может быть, и не так плохо, внешне по крайней мере, у него все в порядке: семья, работа, друзья… Но ему недостает радости; внешнее благополучие не дает ему счастья; ему все время чего-то не хватает. Что лучше всего посоветовать такому человеку? Делать что-то для других. Посмотреть вокруг: всегда ведь кто-то в тебе нуждается. Иногда я просто спрашиваю своего собеседника: «А кого Вы любите?». Случается и такое, что человек отвечает: «Никого не люблю». Это очень большая беда, если человек никого не любит. Но не все потеряно, если он после этого спрашивает: «Батюшка, а как научиться любить?». Научить любви на словах, теоретически, конечно, невозможно. Отвечаю словами преподобного Амвросия Оптинского: «Делай дела любви, и придет любовь».

Но человек не всегда осознает, что происходит с ним на самом деле, не всегда правильно отражает свою ситуацию. Он говорит: «Я никого не люблю», а на самом деле он любит, просто боится себе в этом признаться. Он просто замкнулся, сжался в комок, ему нужно разжаться. А чтобы разжаться, нужно смириться, нужно понять, что окружающие тебя люди, как минимум, не хуже тебя самого; вспомнить молитву преподобного Ефрема Сирина: «…дай мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». И тогда, может быть, выяснится, что многие проблемы, которыми человек мучился, вполне разрешимы для него или уже разрешились.

[1]

— Как бы Вы ни вели беседу, Вы должны объяснить страждущему, что вне Церкви спасения нет — ни в преходящем смысле этого слова, ни в вечном… А всегда ли это удается? Бывает такое, что человек если и слышит Вас, то только до этого порога, до Ваших слов о воцерковлении? И в конечном итоге, поблагодарив: «Спасибо, отец, но как-то не для меня все это», — уходит насовсем.

— Но ведь человек этот пришел — не к экстрасенсу какому-нибудь, не к магу-целителю, не к психологу даже, он пришел в православный храм, он обращается к священнику, и это означает, что какой-то выбор уже сделан, начало положено: он уже доверился Церкви. Что же дальше? Действительно, священник должен быть в какой-то мере психологом, он должен уметь к каждому человеку индивидуально подходить. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать о том, как человек сказанное воспримет. Конечно, не каждого из нас назовешь опытным, мудрым пастырем, и я сам себя так назвать не могу, но пытаюсь, насколько это мне удается, действовать ненавязчиво, потихонечку, не давить на человека, но, напротив, стараться его поддержать.

Мне не всегда известна дальнейшая судьба обратившегося ко мне человека; но такого, чтобы разговор прошел впустую, чтобы человек остался холодным, у меня действительно ни разу не было. Конечно, если я сразу начну призывать человека читать «Лествицу» и искоренять греховные страсти, он меня просто не поймет и испугается. Но посоветовать ему в самые тяжелые минуты произносить Иисусову молитву я могу, и это вполне доходит до человека, даже совсем еще «зелёного». Слова, которые действительно от сердца, всегда дойдут.

Конечно, я предлагаю людям прийти на службу, рассказываю о Таинствах Исповеди и Причастия, которые действительно являются источниками Божественной помощи, исцеления. Вспомним: в молитве, которую священник читает перед исповедью, есть такие слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Также я прошу обращающихся ко мне людей читать Евангелие, призываю творить добрые дела, заботиться о своих ближних. Это приносит душе человека большую радость, это дает смысл жизни. И люди не просто благодарят, они обещают подумать, обдумать все услышанное. Хвастаться, конечно, нехорошо, но я в данном случае не собой хвалюсь, но уделом, который назначил нам Бог, как пишет апостол Павел во втором Послании к Коринфянам (10, 13).

Читайте так же:  Сенестопатические депрессии

Журнал «Православие и современность» № 36 (52)

Священник Александр Сирин
Беседовала Марина Бирюкова

5 стадий принятия неизбежного

На эту тему написано и сказано достаточно много, особенно американскими психологами. В странах СНГ расстройства психологического характера не принято воспринимать всерьез, а зря. Нас с детства учат справляться с болью своими силами. Но пытаясь отгородиться от проблемы, заваливая себя работой, заботами, стесняясь своей горечи и боли, мы только создаем видимость жизни, а на самом деле бесконечно переживаем свою потерю.

Метод 5 стадий принятия неизбежного универсален, то есть подходит каждому человеку, столкнувшемуся с кризисом. Он был разработан американским психиатром Элизабет Росс. Она описала данный метод в своей книге «О смерти и умирании». Изначально классификация применялась в психотерапии для тяжелобольных людей и их родных. Психологи оказывали помощь людям, которым сообщили о неизлечимой болезни, скорой смерти или потере близкого человека. Позже метод пяти стадий принятия неизбежного начали применять и в менее трагических случаях.

Каждая стадия из пяти по-своему сложна и требует больших душевных затрат. Но если первые три мы проживаем, находясь в состоянии аффекта, часто не отдавая себе отчета в своих действиях, то этап осознания — это такой период, когда мы впервые по-настоящему сталкиваемся с новой реальностью. Мы понимаем, что мир не замер, вокруг нас кипит жизнь. И это сложнее всего.

1 стадия. Отрицание.

Первой реакцией в стрессовой ситуации бывает попытка не верить в произошедшее. Не верить тому, кто новости принес, не верить результатам обследования или диагнозу. Часто человек в первую минуту спрашивает «Это шутка? Вы шутите?», хотя в глубине души догадывается, что нет. Вместе с этим человек испытывает страх. Страх смерти или страх навсегда остаться разбитым. Этот страх влечет за собой состояние шока. В этом состоянии сознание предпринимает различные попытки уберечь нас от сильнейшего стресса. Запускает своеобразный предохранительный механизм. Режим самосохранения, если хотите.
Отрицание достаточно быстро сменяется гневом. А состояние аффекта продолжается.

2 стадия. Гнев.

Если в отрицании человек не верит в наличие проблемы, то в гневе он начинает искать виновных в своем горе. Мощный выброс адреналина провоцирует приступы агрессии, причем она может быть скрытой или направленной на окружающих, на себя, на бога, провидение и т.д

Больные люди могут злиться на окружающих за то, что те здоровы. Им может казаться, что их семья недооценивает масштабы проблемы, не сочувствует и вообще продолжает жить. Стоит сказать, что члены семьи, вероятно, могут в этот момент все еще находиться в стадии отрицания, руководствуясь формулой » если я зарою глаза, то все это исчезнет».

Поиск виноватых может свестись к обвинению самого себя, к самобичеванию. Это достаточно опасное состояние, так как человек может нанести себе вред. Впрочем, находясь в состоянии аффекта, психически неустойчивая личность может нанести вред и окружающим.

Очень часто человек начинает пить, чтобы выговориться и выплеснуть накопившуюся горечь. Если ситуация была вызвана разрывом отношений или предательством, то он готов и к более решительным действиям. Главное здесь не пересечь границы уголовного кодекса.

3 стадия. Торг.

Переживая боль расставания, оставленный человек пытается добиться встречи с партнером, чтобы всеми правдами и неправдами уговорить его вернуться. Он становится навязчивым, унижается, согласен пойти на любые уступки, но в глазах партнера выглядит жалко. Уже позже, пережив данный этап, люди не понимают, куда в тот момент подевалось их гордость и чувство человеческого достоинства. Но помня о «не совсем трезвом» состоянии ума, их легко понять.

4 стадия. Депрессия.

Состояние аффекта улетучилось. Все попытки, предпринятые в стремлении вернуться к нормальной жизни, не увенчались успехом. Наступает, пожалуй, самый тяжелый период. Он характеризуется апатией, разочарованием, потерей желания жить. Депрессия — это очень серьезное заболевание. Порядка 70% пациентов подвержены суицидальным мыслям, а целых 15% идут на страшный шаг. Почему так происходит? Человек не знает, как жить с образовавшейся раной в душе, с пустотой, которая заполняет собой все его жизненное пространство. Так как в постсоветском пространстве людям сложно обращаться за помощью к психологам, особенно представителям старшего поколения, они могут и не догадываться о наличии депрессивного расстройства.

Симптомы депрессии можно по незнанию принять за выгорание эмоций. В депрессии больной начинает рассуждать цинично, ограничивает круг общения. Нередко дело доходит до алкогольной или наркотической зависимости. Не умея менять свою реальность, он пытается поменять, или как часто говорят, «расширить», свое сознание при помощи наркотических веществ. Вообще в этот период человек склонен «убивать» себя всеми возможными способами. Это может быть отказ от пищи, приводящий к физическому истощению, попытка нажить неприятности среди местного криминалитета, ведение беспорядочного образа жизни, алкогольные запои. Человек может как скрыться от мира в своей квартире, так и пуститься во все тяжкие.

Если каждый из предыдущих периодов длится в целом до двух месяцев, то депрессия может длиться годами. Поэтому это одна из пяти самых трудных стадий принятия неизбежного. В большинстве случаев приходится обращаться к специалисту за помощью.

Депрессия опасна тем, что приливы эйфории будут сменяться затяжными этапами абсолютного безразличия или, наоборот, ненависти к себе и окружающим. В случае, если болезнь еще не успела стать хронической, человеку может помочь информация. Это могут быть книги бывших пациентов о пережитом, различные психологические тренинги с адекватными психологами, онлайн и оффлайн курсы. Только разобравшись в механизмах своего сознания, можно выйти из кризиса и вынести из него определенные уроки.

5 этап. Принятие.

Боль утраты из острой перейдет в тупую, а затем сознание сделает все, чтобы дать этой ране затянуться.
В книге Элизабет Росс «О смерти и умирании», сказано, что смертельно больные люди на этом этапе находятся в состоянии полного душевного умиротворения. Чаще всего, они уже слишком истощены физически, но счастливы каждой порожистой минуте.

Хочется добавить, что принятие приходит только тогда, когда человек готов к переменам. С какой бы трагедией вы не столкнулись в жизни, у вас всегда есть выбор — застрять в ней из страха жить по-другому или все-таки жить.

Важно пройти каждую из пяти стадий принятия неизбежного. Сложность заключается в том, чтобы дать себе возможность пережить каждую, не скрывая эмоций, не пользуясь средствами для притупления ощущений. Нет ничего постыдного в том, чтобы проявлять чувства. Ведь вы – живой человек. Иначе боль и обида огромным липким комом будет тащиться за вами через всю жизнь.

Читайте так же:  Манипуляции в деловом общении

Как бы тяжело сейчас не было, наступает момент, когда понимаешь, что освободился. Когда снова чувствуешь, когда не боишься перемен, когда научился чувствовать любовь на расстоянии. Даже если это расстояние не поддается измерению в привычных единицах.

Что делать, если плохо на душе или 5 ступеней принятия негативных событий

Когда мы сталкиваемся с негативными фактами или событиями, которые касаются лично нас (например, информация о тяжёлой болезни, о смерти, о потере, об утрате), то мы на них реагируем определённым образом.

Американский психолог Кюблер-Росс, на основе своих наблюдений за умирающими пациентами, выделила 5 стадий принятия информации о смерти:

1 Отрицание. На этой стадии человек отрицает информацию о своей скорой смерти. Ему кажется, что произошла какая-то ошибка или это было сказано не про него.

2 Гнев. В какой-то момент человек понимает, что информация о смерти была про него, и это не ошибка. Наступает стадия гнева. Пациент начинает обвинять в том, что произошло окружающих людей (врачей, родственников, государственную систему)

3 Торги. Закончив обвинять, больные начинают «торговаться»: они пытаются заключить сделку с судьбой, Богом, Врачами и т.д. В общем, они пытаются как-то оттянуть время наступления смерти

4 Депрессия. Пройдя предыдущие три стадии, пациенты понимают, что смерть наступит через оговоренный врачом отрезок времени. Это произойдёт конкретно с этим человеком. Обвинения других не изменят положение вещей. Торговаться тоже не получится. Наступает фаза депрессии. Наступает отчаяние. Утрачивается интерес к жизни. Наступает апатия.

5 Принятие. На этой стадии больной выходит из депрессии. Он принимает факт скорой смерти. Наступает смирение. Человек подводит итоги своей жизни, по возможности доделывает неоконченные дела, прощается с близкими людьми.

Эти стадии (отрицание, генв, торги, депрессия, принятие) можно применить и к другим негативным событиям, которые с нами происходят, различаться будет лишь сила, с которой эти стадии переживаются.

Стадии принятия информации о расставании

Давайте посмотрим на человека, которого известили о разрыве отношений с ним:

  • Отрицание. На какой-то момент он не верит сказанному. Ему кажется, что это была шутка или он что-то не правильно понял. Он может переспросить: «Что? Что ты сказала?»
  • Гнев. Поняв, что происходит, он испытает гнев. Скорее всего, его захочется куда-то выплеснуть, поэтому на этой стадии можно услышать такую фразу: «Да как ты можешь со мной так поступать, после стольких лет?». Или «Я отдал тебе всё, а ты вот так со мной поступаешь!». Иногда гнев может направляться не на партнёра, а на родителей и друзей. Бывает, что гнев направляется и на себя.
  • Торги. После обвинений может появиться желание реанимировать отношения: «Может попробуем начать всё заново?» или «Что было не так? Я исправлюсь! Скажи, что я могу сделать?»
  • Депрессия. Наступает отчаяние, ужас. Потеря смысла жизни. Потеря интереса к жизни. Человек переживает грусть, тоску, одиночество. Человек пессимистически смотрит на своё будущее.
  • Принятие. Человек понимает и принимает то, что произошло.

Как видим, в этом примере речи о смертельном заболевании не шло, но стадии совпали со стадиями принятия смерти, выделенными Кюблер-Росс.

  • Как правило, сталкиваясь с негативными событиями, мы в том или ином виде проходим через эти стадии
  • Если вы чувствуете, что застряли на одной из этих стадий в процессе принятия какого-то негативного события, попробуйте перейти на следующую стадию или начать заново проходить эти стадии. Возможно, не до конца пережитая стадия мешает принятию
  • Как видим, заключительная стадия – это принятие события таким, какое оно есть. Может имеет смысл, сталкиваясь с жизненными трудностями, сразу стремиться принимать их таким, какие они есть?

Если идеи этой статьи Вам близки, то приходите на консультацию, поработаем с этим. Хорошего Вам дня!

Как помочь при «смертельном диагнозе» (5 стадий проживания горя)

Каким бы затяжным и трудным ни было заболевание, «смертельный приговор» всегда подобен взрыву или удару молнии.

Сталкиваясь с горем близкого человека, зачастую переживаются те же эмоции, которые переживает и он — душевную боль, беспомощность, растерянность.

Операция не помогла или врачи не оставляют надежды или впереди только большой путь соткан из веры, что остается делать? А вы близкий человек, желая поддержать, сами находитесь в оцепенении и страхе, который буквально связывают по рукам и ногам, заставляют держаться в стороне.

Зная, как правильно и уместно себя вести, ваш страх уменьшиться и вы сможете больше понимать о происходящем с ним, сумеете найти слова или просто быть рядом, выбирая тактику которая соответствует стадии восприятия болезни.

Безусловно, что тяжелые периоды могут выпадать или повторяться, но, правильно оценивая ситуацию, проще избежать распространенных ошибок и, по крайней мере, не причинить большего вреда.

Привожу вашему вниманию стадии отношения к умиранию, описанные американским психологом Элизабет Кюблер-Росс.

Суть: Нежелание верить в слова врачей, попытки обращаться к другим специалистам, использование нетрадиционных методов лечения, полное игнорирование болезни, отрицание и нежелание говорить на эту тему.

Что делать: На этом этапе не стоит яростно переубеждать больного, спорить с ним. Это не даст положительных результатов. Человеку нужно достаточное время, чтобы смириться с услышанным диагнозом. Однако поддерживать порой неадекватные обстоятельствам идеи, подыгрывать и врать тоже нельзя. В ответ на размышления о врачебной ошибке вы можете промолчать или сказать, что уважаете всякую точку зрения, но не имеете медицинского образования.

Возмущение и гнев

Суть: «Почему это случилось именно со мной? За что? Почему у других..а у меня…?». Появляется обида на весь мир, злость, раздражительность, острое чувство несправедливости. Из-за него часто возникают конфликты, ссоры. Или наоборот вина перерастающая в аутоагрессию, которая может проявляться в отказе пищи или обжорстве, отказе приемов лекарств и т.д. На этой стадии часто встречаются мысли о бесцельности жизни и самоубийстве.

Что делать: На этом этапе вооружитесь терпением и помните, что агрессия не направленна на вас, она вызвана болезнью, страхом смерти, бессилием, физической болью. Постарайтесь не реагировать на резкость и грубость больного человека. В разговорах подчеркивайте, что он не несет ответственности за то, что у него возник такой тяжелый недуг, поддерживая его ценность на ровне с здоровыми людьми.

Суть: очень часто происходит договоренность с Богом, когда человек обещает выполнить что-то и за «хорошее поведение» просит продлить время жизни. Или он «цепляется» за события, которые должны происходить или дела которые нужно сделать. «Мне бы дожить до свадьбы сына, рождения внука и т.д». Очень часто такой торг действительно продлевает жизнь.

Читайте так же:  Аниме депрессия с надписями

Что делать: Наличие такого торга часто говорит о чувстве вины по направлению к событию или человеку (мало посещал храм, не уделял достаточно времени сыну и т.д). Если общение достаточно близкое, можно помочь снизить вину разговаривая и постараться развеять его иррациональные страхи и стремления наказать себя из-за преувеличенного чувства вины.

Изменение в фигуре, самочувствия, невозможность вести обычный образ жизни, боль и многое другое усиливают страх и беспомощность. Изнуренный тоской человек подводит итоги уходящей жизни, которые могут протекать в 2 формах депрессии – реактивная и подготовительная.


Реактивная депрессия характеризуется тяжелыми социальными переживаниями, это может быть груз ответственности за многих людей или отсутствия надежды на то, что о них позаботится кто-то другой, ощущение себя «не такой» красивой, нужной, деятельной. Эта стадия характеризуется скорбью по утерянным возможностям.

Второй вид депрессии вызван не прошлыми потерями, а неминуемыми потерями в будущем и является средством подготовки к потере всего любимого и ценного, инструментом перехода к состоянию смирения

Что делать: важно помнить, что первая форма отличается от второй по своему характеру, и относиться к ней следует совершенно иначе.

При реактивной депрессии важно подбодрить человека, дать понять, что вы готовы прийти к нему на помощь, быть рядом и принимаете его таким какой он есть, постоянно говорите, что любите и цените его. Если ему хочется поговорить, не перебивайте, не меняйте тему разговора, какой бы печальной и тягостной она ни была, но при этом не давайте обещаний, что все наладится. Будьте рядом, переключайте внимание. Важно на этой стадии не только слова, но и действия — помочь материально, информационно или физически.

При второй форме депрессии ободрения не принесут больному особой пользы. Не стоит предлагать ему видеть во всем светлую сторону, ведь это, по существу, означает, что он не должен размышлять о предстоящей смерти. Совершенно противопоказано твердить ему, чтобы он не печалился или не унывал. В этот период особенно важно дать выговориться, быть умелым слушателем, а не бросать наедине с терзающими его мыслями. Есть такое понятие, как терапия присутствием. Если вы просто посидите рядом какое-то время, это облегчит страдания, прогонит одиночество и страхи.

Суть: стадия наступает, когда депрессия преодолена и гнев на «злой рок» отступают. Больной уже выплеснул все прежние чувства, он перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей и вещей и теперь начинает размышлять о грядущей смерти с определенной долей спокойного ожидания. Он чувствует усталость и, в большинстве случаев, физическую слабость. Боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». Он хочет оставаться в одиночестве — во всяком случае, уже не желает вторжения новостей и проблем внешнего мира. Посетителей он часто встречает без радушия и вообще становится менее разговорчивым.

Что делать: ваше общение все меньше нуждается в словах, просто будьте рядом, молча. Пожатие руки, взгляд, поправленная подушка — все это может сказать больше, чем поток «громких» слов.

И в завершение хочется отметить, что вместе с принятием смерти вашего близкого человека, вы проходите те же этапы, но проживания горя (отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение), и поэтому также будьте внимательны к себе. Не ставьте перед собой цель полностью избавить человека от страха смерти – это невозможно. Покидающий наш бренный мир человек должен быть уверен, что в последние минуты своей жизни он не останется один, что рядом будет кто-то дорогой и близкий, который поможет снять болевые ощущения и подержит за руку.

Уныние и депрессия: причины и способы преодоления

Депрессия, уныние, тоска, печаль, безысходность, подавленность, отчаяние, апатия. — в нашем языке есть огромное количество понятий близких как по своей сути, так и по переживаниям, которые им сопутствуют.

В этой статье я предлагаю разобраться с основными моментами, касающимися уныния и депрессии в жизни человека.

Я намеренно не разделяю эти понятия и предлагаю использовать их в контексте данной статьи как синонимы.

Уныние является пассивным протестом против жизни, окружающего мира и собственной судьбы. Это молчаливый саботаж, желание отказаться от горького «лекарства», которое дает нам наша жизнь, наша судьба.

Часть людей протестует активно — через явное выражение гнева, недовольства и других видов агрессии. Другая же делает это тихо, испытывая чувства и эмоции, наподобие печали, отчаяния, тоски и т.п.

Уныние — это психический процесс, разрушающий гомеостаз, т.е. способность организма поддерживать постоянство своего внутреннего состава.

Когда живая система находится в состоянии равновесия, она здорова и функционирует наилучшим образом, поэтому важнейшей задачей человека является способность «держать» гомеостаз.

С энергетической точки зрения уныние является защитной функцией психики, позволяющей замедлить или остановить расход энергии, если он происходит в опасном для человека направлении.

Подобно тому, как нужно перекрыть кран, если вода затапливает дом, нужно «перекрыть энергию» человеку, который начал двигаться по жизни неверным путем.

Это необходимо, чтобы уберечь его от еще большего захождения в тупик, от совершения действий опасных как него самого, так и для других людей.

Выраженная депрессия имеет чёткую взаимосвязь с онкологическими заболеваниями. Так, каждый четвертый раковый больной имеет выраженные симптомы депрессии еще до проявления признаков рака.

Глубинная причина депрессии — нежелание видеть в событиях своей жизни волю Бога.

Внешние пусковые стимулы для появления уныния и депрессии могут быть разнообразны (события непреодолимой силы, действия или бездействия других людей, наши собственные мысли и переживания и др.), однако в основе всегда лежит нежелание или неспособность видеть в любой жизненной ситуации замысел Творца.

Еще больше депрессию усугубляет гордыня, проявляющаяся как высокомерие, эгоизм и самонадеянность. Все эти качества противоположны внутреннему смирению, которое необходимо для преодоления уныния.

Благодатной «почвой» для развития депрессии являются излишние потребности и желания, которые «приземляют» человека и делают его сильно зависимым от жизни, от тех ценностей и благ, которые он мог бы получить.

Об этом ясно говорится в христианстве: «Кто связан печалью, тот побежден страстями. Кто победил пожелание, тот победил страсть. А кто победил страсть, тем не владеет печаль».

Наука, в свою очередь, также подтверждает эту мысль, доказав, что чем больше человек увеличивает свои потребности и гонится за материальными благами, тем выше вероятность того, что он впадет в депрессивное состояние из-за ощущения потери смысла жизни.

Дело, однако, не ограничивается только лишь «гонкой» за материальными ценностями. Не меньший, а порой и больший вклад в развитие уныния вносит зависимость человека от результатов его деятельности.

Я называю это жизнью в запланированных ожиданиях. Пока дела идут более или менее по его плану, человек доволен. Но стоит только случиться чему-то, что не вписывается в его картину мира, он моментально выдает агрессию, злость, недовольство и, в конечном счете, уныние.

Читайте так же:  Вышел покурить депрессия

Поэтому одним из серьезнейших врагов человека являются ощущения вроде: «Всё не по-моему» и «Все мне должны», которые часто выступают предвестниками надвигающейся депрессии, а иногда и более серьёзных проблем.

Уныние возникает, когда человек жалуется на судьбу и находится в эгоистичной, т.е. полностью обращённой на себя позиции.

До тех пор, пока человек не почувствует, что каждая ситуация в его жизни призвана научить его увеличивать в свой душе объем Любви к Богу, к миру, к другим людям и к себе, он будет находиться в состоянии жалости к самому себе. Такой человек не способен противостоять депрессии из-за отсутствия внутренней энергии.

Дополнительной трудностью является тот факт, что уныние нередко приводит к плохим мыслям о своем будущем, человек теряет веру в него и считает, что впереди его не может ждать ничего хорошего.

Подобные мысли и чувства приводят к разрушению будущего, что выражается в крушении планов, неприятностях по жизни, болезнях.

В отдельных случаях, если неприятие будущего и страх перед ним чрезвычайно сильны, для очищения души человеку может быть дано тяжелое заболевание, приводящее к смерти физического тела.

Как преодолеть уныние и депрессию?

[2]

Для преодоления уныния и депрессии человеку нужно понять, что сложившаяся ситуация является знаком, говорящим о необходимости изменить вектор приложения своих физических и душевных сил.

Это момент, когда человеку нужно разочароваться в том, во что он верил раньше, и начать искать новые точки опоры в жизни.

Необходимым компонентом победы над депрессией является энергия, которую человек должен черпать из своих целей. Чем более высокие цели он перед собой ставит, тем больший «аванс энергии» он получает для их реализации.

Наивысшей же целью человека должно быть стремление к единению с Богом. Уныние и следующая за ним потеря энергии приходят как следствие слишком низких, примитивных жизненных целей.

Проблема заключается в том, что при наличии таких целей человек разочаровывается в них в любом случае.

В случае достижения подобных целей он видит их мимолетность и неустойчивость и испытывает глубокое разочарование, чувствуя, что они не привнесли в его жизнь истинного счастья и радости.

В случае, если достичь их не удалось, человек разочаровывается, «снижает планку» еще больше и, разумеется, не испытывает никакой радости даже если и добьется результата.

Для победы над депрессией и высвобождения жизненных сил и энергии человеку необходимо обрести свободу от любых человеческих ценностей — как материального, так и нематериального плана (справедливость, честность, мораль и нравственность, интеллектуальные способности и др.)

Что значит «обрести свободу от человеческих ценностей»? Это значит, что при невозможности получить их в своей жизни человек не испытывает агрессии, сожаления, обиды, разочарования, осуждения, гнева, уныния и т.д.

Это означает, что как бы ни оскорблялись его чувства, его моральные и нравственные принципы, его способности, как бы ни «рассыпались» планы человека, внутри он должен сохранять чувство Любви к Богу, к другим людям, к судьбе и к миру.

При этом внешне, на физическом плане, он имеет полное право отстаивать свои права и жизненные интересы, идти к своим целям и стараться их добиться.

Важной стороной борьбы с унынием является умение распределять счастье по различным областям своей жизни.

Когда человек делает ставку на что-то одно (отношения, семья, карьера, деньги и т.д.), он привязывается к желаемому результату.

Затем он впадает в зависимость от него и, как следствие, при потере этого блага (или невозможности его достичь) он переживает эту ситуацию как катастрофу, как крушение всех его надежд.

Решением здесь будет перераспределение внутреннего чувства счастья по многочисленным областям своей жизни так, чтобы потеря чего-то одного не оказалась для человека непереносимым событием, ведущим к подавленности и депрессии.

Нужно избегать жизни под лозунгом: «Мне или так, или вообще никак!»

Еще одной предпосылкой для выхода из депрессии является внутреннее смирение.

Отсутствие смирения выражается в жалобах на судьбу, недовольстве своей жизнью, окружающими людьми и событиями.

Смирение является состоянием, противоположным гордыне и предполагает готовность человека незамедлительно приступить к очищению своей души через изменение своего характера и коррекцию жизненных ценностей и целей.

Как правило, человек не склонен что-то менять просто так и дожидается явных сигналов, говорящих о том, что пришло время корректировать свой характер и способ мышления. Такими сигналами являются чувство безысходности, апатии и ощущение потери смысла жизни.

Именно в это время человек становится наиболее открытым для глубокой проработки своих эмоциональных реакций, а также убеждений, ценностей и способов восприятия мира.

Именно это время является толчком для нашей трансформации.

Рекомендуется к просмотру на dnaumenko.ru

1. Д.О. Науменко. Память смерти

2. Д.О. Науменко. Непосильная работа

3. Д.О. Науменко. Уныние как ресурс

4. Д.О. Науменко. Депрессия как эпидемия

5. Д.О. Науменко. Главные причины уныния в отношениях у мужчин и женщин

1. Понятие уныния и депрессии;

2. Разновидности депрессии;

3. Признаки уныния и депрессии;

4. Причины уныния и депрессии;

5. Механизм работы депрессии;

6. Уныние и депрессия в отношениях;

7. Уныние и депрессия как общественные явления;

8. Как преодолеть уныние и депрессию?

9. Что поддерживает в нас депрессию и мешает ее преодолеть?

10. Неэффективные способы преодоления депрессии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

C уважением, Д.О. Науменко,
Ваш проводник в мире отношений.

Источники


  1. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.

  2. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.

  3. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
  4. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.
  5. Дж. Кинг Мужчина и женщина. Путь к гармонии. — М.: Гриф, 1997. — 432 c.
Депрессия смирение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here