Дисциплина культура делового общения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Дисциплина культура делового общения" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Дисциплина культура делового общения

«Этика делового общения» как учебная дисциплина и ее задачи

Объект дисциплины — деловое общения, ее предмет — его моральный и психологический аспекты, этические и психологические механизмы.

Этика делового общения — это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные отрасли науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент и др.). Однако самое существенное влияние на него произвели этика и психология — науки, занимающиеся людинознавством и изучают одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие.

Этика — наука о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе, другими словами — о правильном (и неправильном) поведении. Итак, надо различать этику как науку, а мораль — как реальное явление, которое она изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь.

Следует различать понятия “мораль” и “нравственность”. Мораль прежде всего является определенной формой сознания — совокупностью осознаваемых людьми принципов, правил, норм поведения. Что же до нравственности, то ее в основном понимают как воплощение этих принципов, правил и норм в реальной поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что такое воплощение имеет несколько иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали [8, с. 15-16].

Сферой человеческой нравственности один из современных украинских этиков В. Малахов считает общения. Он подчеркивает, что человеческая нравственность реально оказывается не в сознании и даже не в деятельности человека, а именно в ее общении с другими. Поскольку в полноценном общении человек предстает именно как субъект, то всегда актуальна проблема нравственного самоопределения партнеров относительно друг друга. В зависимости от этого выбора и самоопределения общения может оказаться для человека высшей, самой желанной роскошью (А. де Сент-Экзюпери) и настоящим адом (Ж.-П. Сартр) [8, с. 259].

Моральное сознание, что лежит в основе такого общения, является отражением моральной практики и нравственных отношений. Она вытекает из совокупности определенных норм, моральных принципов, мотивов и ценностных ориентиров. Под последними чаще всего понимают субъективную значимость определенных явлений реальности для конкретного человека и общества. Исследования о ценностных ориентации молодежи свидетельствуют, что в их иерархии по последние десять лет произошли заметные изменения. Если раньше на первое место молодежь выдвигала такие ценности, как честность, дружба, любовь, то в последнее время она выделяет деловые (карьера, бизнес, успех). Следовательно, моральные ценности обесценились и размещаются на “нижних ступенях” иерархии, то есть иерархическая пирамида ценностей в последнее время словно перевернулась. Поэтому важно, чтобы молодой специалист был не только подготовлен к будущему как знаток своей специальности, но и понимал общечеловеческую нравственность, закономерности как общей, так и социальной психологии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики. Под последней традиционно понимают субъективный образ объективного мира. В настоящее время отечественные психологи уточняют это пояття, дополняя его: “психология — это наука о человеке как субъекта психики, психической деятельности, что включает психическую деятельность самого субъекта” [12]. Закономерности взаимодействия и деятельности людей, объединенных в группы, и психологические особенности самих этих групп, изучает такая отрасль психологической науки, как социальная психология. Поскольку и этика, и психология изучают поведение личности во взаимодействии, в процессе их совместной деятельности, то можно сказать, что этика делового общения — дисциплина, возникшая на стыке этики и психологии. Учитывая это, она использует основные категории и понятия такой в общем философской науки, как этика, и некоторых важных отраслей психологии.

Сначала этическое и психологическое в общении изучали вместе, потом эти подходы к общению отделили с целью научного углубленного изучения. Поскольку в практической деятельности этическая и психологическая культура общения предстают в единстве, ибо это соответствует реалиям жизни, то в предлагаемой монографии этику и психологию общения подано также в единстве. Именно такой подход дает возможность говорить о культуре общения.

Задачи курса “Этика делового общения” — помочь студентам:

• получить знания о философских, этические, психологические основы делового общения, его нормы и правила, пути их применение, особенности этикета в разных условиях трудовой деятельности;

• научиться анализировать конкретные ситуации, распознавая типы людей, уровень их нравственности и другие индивидуальные особенности, которые проявляются во время делового общения;

• овладеть системой способов и средств делового общения, его стратегиями, научиться их выбирать соответственно в психологических и социокультурных особенностей собеседников, норм и правил гуманистической этики;

• научиться гибко применять избранные способы и средства в процессе общения с соотечественниками и иностранными партнерами во время индивидуальной беседы и коллективного обсуждения проблем, в выступлениях перед различными аудиториями, на переговорах, при разрешении конфликтов и др.;

[2]

• наметить пути формирования культуры общения, становления и самосовершенствования индивидуального стиля общение специалистов в соответствии с этических и психологических норм и правил.

Общение является одной из центральных проблем, через призму которой изучаются вопросы восприятия и понимания людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность, межличностные взаимоотношения и др. Общение помогает глубже рассмотреть процесс межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений.

Интерес к общению проявляют представители различных наук, так как оно является многомерным, многоуровневым феноменом. Философы, например, анализируют общение как способ реализации общественных отношений, рассматривают его как вид деятельности, где фиксируются субъект-субъектные отношения, исследуют влияние общения на формирование личности. Именно они подчеркнули необходимость осознания значимости Другого и ценности обращения к нему как к равноправному и ответственного субъекта. Исследование проблем общение в обще-философском плане является методологической основой, на которой базируется изучение этого феномена в других научных дисциплинах, например в этике, психологии, социологии, медицине, педагогике.

Читайте так же:  Хандра признаки

Интересно, что в основном из понимания роли и знание механизмов общения возник менеджмент как функция руководства людьми и отрасль человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию [9, с. 5]. Менеджер, руководитель тратят на общение 50-90% рабочего времени, чтобы реализовать свою роль в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений и выполнения управленческих функций планирования, организации и контроля. Поэтому общение для них — процесс, который связывает все основные виды управления. 75% американских, 63% английских и 85% японских предпринимателей считают, что неэффективное общение является основным препятствием на пути достижения положительного результата в их деятельности, то есть нерезультативное общение — одна из основных причин возникновения проблем в их работе [9, с. 5]. Общение стало основой маркетинга и его главным методом. Специалисты по маркетингу должны знать запросы и желания потребителей только из первых рук, встречаться лично с клиентами, каждый из которых имеет свои черты характера, темперамент, привычки и т.д. Главный лозунг маркетинга: “Потребители требуют от производителей общение. Они хотят, чтобы с Вами было легко общаться” [15, с. 158-159].

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины – «Этика делового общения»

Наименование дисциплины – «Этика делового общения»

(указывается наименование в соответствии с учебным планом)

По направлению подготовки

(указываются код и наименование направления подготовки)

По профилю подготовки Психология и педагогика дошкольного

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)

Заочная форма обучения

Кафедра общекультурных и естественнонаучных дисциплин

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва — 2011


Индекс по учебному плану

по выбору студента

и экономический цикл

Математический и естественнонаучный цикл

Трудоемкость дисциплины в часах

Семинарские (практически) занятия

1. Цели и задачи дисциплины:

Предмет изучения этика делового общения как инструмент повышения результативности труда.

Целью дисциплины является комплексное изучение этических основ и принципов делового общения.

— изучение этических и психологических основ делового общения и формирование современной деловой культуры;

-дать студентам представление об основах теории коммуникации и закономерностях ее применения в деловом общении;

-ознакомить студентов с основами подготовки и проведения публичных выступлений, деловой беседы, деловых переговоров;

-выработать у студентов представление о влиянии речевой этики на эффективность делового общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

«Этика делового общения» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла.

В качестве входных являются знания, полученные при изучении следующих дисциплин:

— Русский язык и культура речи,

— Современные информационные технологии;

— Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности,

— Введение в психолого-педагогическую деятельность.

Для успешного освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующим набором компетенций:

— способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

— готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

— способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

— способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

— способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

Дисциплина «Этика делового общения» является предшествующей для изучения дисциплин:

— Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире,

— Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе,

[3]

— Управление дошкольным образованием.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

— способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

— способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

— способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

— способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

— этические основы осуществления делового общения, в том числе с применением новых информационных технологий;

— методы и способы подготовки к публичным выступлениям и переговорам, деловой беседе с учетом социокультурной ситуации общения;

-особенности невербальной и вербальной коммуникации и их влияние на процесс организации делового общения;

— этические принципы и нормы оформления различных видов деловой документации.

-в практической деятельности применять теоретические основы делового этикета;

-составлять документацию в соответствии с нормами делового этикета и делопроизводства;

-организовывать свое поведение в деловом общении в соответствии с нормами деловой этики.

— навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения этических и моральных норм;

-навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этики делового общения;

— методикой проведения деловой беседы, публичного выступления, деловых переговоров;

— информацией об социокультурных и национальных особенностях этики делового общения.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

Курсовой проект (работа)

Другие виды самостоятельной работы(контрольная работа)

Изучение научной и учебной литературы Подготовка материалов для практических занятий

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общая трудоемкость час

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Этика делового общения как философская и социокультурная проблема.

Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Этика в учении Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Этика и нравственность. Мораль как основа нормального функционирования общества, фундамент человечности. Нормы и ценности, регулирующие поведение человека в различных сферах жизни. Виды этических норм и правил. Профессиональная мораль как составная часть морали общества. Деловая этика и деловой этикет.

Читайте так же:  Разные депрессии

Раздел 2. Психологическая и нравственная стороны трудовой деятельности и делового общения.

Общение как социально-психологическая категория. Характеристика и содержание общения. Структура, средства и функции общения. Общение и коммуникация. Понятие коммуникации. Основные элементы коммуникации. Особенности невербальной и вербальной коммуникации. Понятие делового общения. Этапы делового общения. Механизмы воздействия в процессе делового общения. Стили и функции делового общения. Характеристика основных видов и форм делового общения (деловая беседа, публичное выступление, деловые переговоры). Прикладной и ориентирующий характер профессиональной этики. Основные виды профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики.

Раздел 3. Речевая этика в деловом общении.

Культура речи делового человека. Речевая этика. Деловая беседа и публичные выступления. Понятие деловая беседа. Функции деловой беседы. Основные этапы деловой беседы: подготовка к беседе, начало беседы, аргументированное и обоснованное выдвижение идей, завершение беседы. Нормы этикета при ведении деловой беседы. Психологические особенности поведения человека при проведении деловой беседы. Соотношение деловой беседы и публичного выступления.

Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение целевой установки. Основные технологии произнесения речи: начало выступления, как завевать и удержать внимание аудитории, как завершить выступление. Секреты ораторского искусства.

Раздел 4. Деловые переговоры.

Деловые переговоры. Структура переговоров. Подготовка к переговорам: организационная и содержательная части. Правила подготовки переговоров. Методы и тактические приемы ведения переговоров. Подведение итогов переговоров. Основные протокольные моменты, соблюдаемые при деловых встречах, визитах, переговорах. Национальные стили ведения переговоров. Учет личностных особенностей в психологии деловых переговоров. Формированием необходимых психологических состояний при ведении деловых переговоров.

Раздел 5. Этика делового общения в условиях применения новых информационных технологий.

Телефонный разговор как важнейшая сторона человеческого общения. Правила и приемы общения и деловых переговоров по телефону и переписке. Предварительная проработка телефонного разговора. Устойчивые формы делового телефонного общения в различных странах мира. Национальные особенности ведения телефонных разговоров. Интернет-технологии и деловое общение. Нормы и принципы оформления деловых документов. Различия между устной и письменной речью. Письменные материалы: принципы составления деловых документов. Виды деловых документов. Этикетные тексты. Договоры. Служебная телеграмма. Организационно-распорядительная документация. Особенности делового письма. Доклады и обзоры. Личные резюме.

Раздел 6. Национальные особенности деловой этики и культуры общения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Национальный фактор в истории нравственности. Проблема национального характера и менталитета. Деловая этика и культура общения в международных отношениях. Черты характера и особенности поведения народов Европы. Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока. Деловая этика в современном международном и российском бизнесе.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Дисциплина культура делового общения

Культура делового общения

Во время проведенного опроса студенты институтов, колледжей, учащиеся старших классов г. Киева на вопрос “Что такое культура общения?” дали такие ответы: это совокупность умений человека анализировать поступки других людей, уважать их; составляющая культуры речи; умение вести себя культурно, иметь хорошее произношение; умение в любой жизненной ситуации найти правильный и деликатный подход; умение общаться, вести себя в обществе; желание быть культурным и приятным собеседником и др. Как видим, опрашиваемые не дифференцируют культуру речи, поведения и общение.

Культура общения является составной культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, содержит определенную сумму знаний, в этом контексте — об общении.

Для культуры общения характерной есть также нормативность. Она определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации. Обычно нормы определяются состоянием общества, его историей, традициями, национальным своеобразием, общечеловеческими ценностями. Для каждой эпохи развития человечества характерна определенная своеобразная культура общения, что соответствует общечеловеческим ценностям. Поэтому именно сейчас важно заложить основы такой культуры общения в нашем обществе, которая соответствовала бы времени, нашей истории и духовно-творческом потенциала украинского народа.

Безусловно, только знания не обеспечат культуры общения, если ими не воспользоваться. Для того чтобы общение было успешным, нужны умения, а их приобретают с опытом, психологическими средствами, с помощью определенных упражнений. Итак, культура общения в узком смысле слова — это сумма приобретенных человеком знаний и умений и навыков общение, созданные и принятые в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Достаточно ли только знаний и умений, чтобы один человек понял другого, и чтобы общение стало успешным? Во многом культура общения зависит от личности, ее качеств. Один ведет себя надменно, как всезнайка, его не интересует мнение собеседника. Другой говорит только сам и не позволяет другим вставить даже слово. Третий презрительно относится к чужому мнению. Четвертый является человеком спокойным и терпеливым, всегда имеет что сказать. Итак, общение — это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, который выполняет конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А затем зритель выступает как актер и хочет, чтобы его восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

Для того чтобы контакт был действительно глубоким, личность кроме знаний об общении, определенных навыков и умений должна иметь еще и соответствующую коммуникативную установку на общение. Причем установку не просто на установление контакта, а на человека как общечеловеческую ценность. Тогда этот контакт станет очеловеченным, и общение будет происходить на высоком уровне.

Подводя итоги, выделим компоненты, создающие высокий уровень культуры общения:

• коммуникативные установки, которые “включают” механизмы общения;

• знание этических норм общения, принятых в конкретном обществе, психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов и психологии восприятия и понимания друг друга);

• умение применять эти знания учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

Схематично культуру общения в широком смысле можно изобразить так:

Читайте так же:  Деловой стиль письма этикет деловой переписки образец

где КУ — нравственные и коммуникативные установки; — знание этики и психологии; В — умение применять эти знания на практике.

Другими словами, культура общения — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических культур, каждая из которых вносит свое в характеристику целого.

Однако важно помнить, что эта система реализуется в определенных условиях. Известно, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Изменяются даже такие основные черты, как честность и способность вызывать доверие. Человек бывает честным в одной ситуации и в нечестной другой. Во многом это зависит от внешней среды, его влияния на человека. У каждого человека есть личное непосредственное окружение, т.е. люди, с которыми она живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально откликается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, проявляется ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. Случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такой человека низкий. Человека можно считать тем в большей степени внутренне культурным, чем чаще в ней наблюдается “отношение на Вы” до близких людей.

Приспособиться к окружению, в котором приходится работать, не всегда легко. Тогда человек чувствует себя не достаточно комфортно, производительность его труда намного снижается. Если это понимают руководители предприятия, где она работает, то они помогут ей быстрее приспособиться к новому окружению. Некоторые западные компании, хорошо понимая необходимость адаптации нового человека, создают специальные программы профориентации и информации, где говорится о том, как служащие имеют общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации. В некоторых зарубежных фирмах даже создана специальная служба человеческих отношений.

[1]

Кроме того, на культуру поведения и общение человека влияет то, с чем она вроде бы непосредственно не сталкивается, но одновременно зависит от него. ее, безусловно, волнует то, что творится в мире, какие законы принимает парламент, как повышаются цены на товары и продукты питания и др. От этого зависит поведение человека во время общения с другими.

Общечеловеческие ценности, в основе которых лежит общечеловеческая мораль, не является чем-то постоянным, неизменным. Они наполняются новым содержанием, могут иметь другой уровень значимости. Однако на протяжении всей истории человечества ценились такие качества, как правдивость, сопереживание, вежливость, поддержка других, прежде всего слабых и младших, уважение к старшим по возрасту и статусу и др. В то же время осуждались лживость, грубость, нечестность, жестокость, безразличие к другим, агрессивность, нетерпимость.

Деловое общение Конспект лекций

Составители: Е. С. Грищева, М. С. Малецкая, Н. В. Сличная.

2012 Оглавление

Лекция 1. Введение в курс «Деловое общение»…………………………………………………………………. 136

Лекция 2. Коммуникационный процесс в деловом общении…………………………………………………… 143

Лекция 3. Восприятие и понимание партнера по общению…………………………………………………….. 146

Лекция 4. Барьеры в деловом общении…………………………………………………………………………… 149

Лекция 5. Формы делового общения. Деловая беседа…………………………………………………………… 152

Лекция 6. Формы делового общения. Деловые переговоры…………………………………………………….. 157

Лекция 7. Формы делового общения. Презентация…………………………………………………………. …. 160

Лекция 8. Формы делового общения. Разговор по телефону……………………………………………………. 162

Лекция 9. Формы делового общения. Деловое совещание………………………………………………………. 166

Лекция 10. Формы делового общения. Публичная речь…………………………………………………………. 169

Лекция 11. Формы делового общения. Деловая переписка……………………………………………. ………. 171

Лекция 12. Речевой этикет в деловом общении………………………………………………………………….. 174

Лекция 13. Конфликты в деловом общении……………………………………………………………………… 177

Лекция 14. Гендерная специфика делового общения……………………………………………………………. 179

Лекция 15. Национальные особенности делового общения…………………………………………………….. 186

Конспект лекций по дисциплине «Деловое общение» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования рассматривает теоретические и практические основы деловой коммуникации как разновидности человеческого общения, которая реализуется собеседниками в условиях производственной деятельности.

Пособие призвано раскрыть основы делового общения с лингвистической, этической и психологической точек зрения, осветить вопросы, с которыми постоянно сталкиваются в профессиональной деятельности деловые люди (менеджеры, руководители, предприниматели).

Конспект лекций содержит информацию о том, как эффективно построить деловую беседу, оптимально провести переговорный процесс, найти общий язык с собеседником, как совершенствовать технику и технологию публичного выступления, эффективного написания деловых писем; рассматривает национальную и гендерную специфику делового общения и т. д.

Целью курса «Деловое общение» является формирование у студентов системы знаний по теории деловых коммуникаций, развитие навыков эффективного общения в деловой сфере.

В задачи изучения дисциплины входит:

1) ознакомление студентов с теоретическими основами коммуникационного процесса;

2) формирование понимания основ этики и психологии делового общения;

3) ознакомление студентов с основами подготовки и проведения деловых бесед, переговоров, презентаций, совещаний, публичных выступлений и проч.;

4) изучение особенностей создания деловых документов и специфики работы с ними;

5) формирование способностей применения знаний, полученных в ходе изучения курса, в практической деятельности.

Изложение принципов делового общения базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как лингвистика, риторика, психология, этика, логика, менеджмент.

Пособие может быть использовано преподавателями речеведческих дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов, а также студентами при изучении дисциплины как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Культура деловых коммуникаций

Деловые коммуникации выстраиваются с учетом определенных правил поведения, принятых в деловой среде. Но создаваемые отношения возникают не на пустом месте, они встраиваются в уже живущие по каким-то правилам комплексы отношений. Поэтому наблюдается взаимосвязь между уже существующей внешней средой и характером вновь возникающих деловых отношений. Находясь во внешней среде, они, в свою очередь, образуются во многом вокруг норм права, создавая выполнением или невыполнением этих норм как правовую культуру, так и деловую культуру. Но для эффективного применения законов на практике нужен и обратный процесс – полезные стандарты поведения, которые складываются в практической деятельности, должны оформляться в виде правовых норм. Тогда будет формироваться правовая часть механизма, стимулирующего, побуждающего к закреплению этических норм в деловой практике.

Читайте так же:  Деловой этикет на английском языке

Для того чтобы рассмотреть понятие «культура деловых коммуникаций», надо начать с самого понятия «культура». Одно из его значений, которое наиболее подходит в данном случае, дали социологи В. И. Добреньков и А. И. Кравченко [1] .

Культура – это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Тогда логично следует, что специфическая область общей культуры – культура деловых коммуникаций – это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение людей в сфере деловых коммуникаций.

Культура как совокупность правил складывается из нескольких основных составляющих:

  • – этических норм нравственного и справедливого делового общения;
  • – применения правил делового этикета;

а также поведения, основанного на следующих умениях.

  • – хорошо говорить и слушать;
  • – понимать клиентов, партнеров, коллег по работе как в индивидуальном общении, так и в общении с группой и с массовой аудиторией;
  • – выстраивать необходимые отношения, преодолевать возникающие барьеры, поддерживать уже установленные деловые отношения.

Эти составляющие взаимоувязаны между собой, например, умение правильно понимать других людей дает ключ к тому, какими аргументами следует воспользоваться, а умение хорошо говорить делает возможным изложение этих аргументов в хорошо воспринимаемой форме. В свою очередь, общие интересы дела стимулируют к преодолению коммуникационных барьеров, стремлению правильно понимать партнеров и коллег.

От чего же зависит достижение наилучшего результата при таком комплексном рассмотрении всех факторов? Практика показывает, что в целом наилучшего результата достигает тот, у кого наиболее высокий уровень умения выстраивать эффективные деловые коммуникации, т.е. тот, у кого выше культура деловых коммуникаций.

Культура деловых коммуникаций включает значительную часть общей этической культуры, т.е. предполагается уважение к собеседнику и к аудитории, умение видеть в деловых партнерах не только нужную персону, но и полноценную личность. Это значит, что идеал деловой культуры соединяется с подлинной культурой поведения, т.е. ожидаемые поступки культурного человека во всех ситуациях должны быть основаны па нравственных принципах и обще- культурных нормах.

Обязательным условием успешных деловых коммуникаций является культура речи. Культурная речь – это в первую очередь правильная и грамотная речь. Но одного этого недостаточно. Нужно уметь выбрать верный тон общения, манеру разговора, точно подбирать слова, особенно термины. Здесь помогает общая культура, опыт и профессиональные знания, так как чем больше словарный запас человека, тем он лучше владеет языком, чаще проявляет себя интересным собеседником, лучше формулирует свои мысли и чувства.

Кроме этого, культура речи включает и тактичность, умение чутко воспринимать реакцию других людей. При отсутствии природной чуткости помогают знания о сигналах невербальной обратной связи. Но кроме этого, культура деловой речи требует эмоциональной сдержанности в случае возникновения угрозы конфликта. Для этого помогает особое умение вести конструктивные коммуникации.

Речь воспринимается как культурная, если выполняются следующие требования:

  • • правильно употребляются слова, в том числе соблюдаются особенности их произношений и ударений;
  • • не используются обороты, содержащие лишние слова;
  • • отсутствуют слова-паразиты;
  • • не допускается неверная интонация, в особенности заносчивая, категоричная и самонадеянная, т.е. бестактная и конфликтогенная;
  • • вовремя проявляется готовность поблагодарить, вежливость и тактичность;
  • • в письменной деловой речи соблюдаются правила стиля, структуры и оформления.

В следующих параграфах данной главы будут рассмотрены основные составляющие деловой культуры: деловой этикет (параграф 8.3), составляющие имиджа делового человека (параграф 8.4), техники эффективного делового общения (параграф 8.5).

ВВЕДЕНИЕ. Учебная дисциплина «Культура делового общения» относится к вариативной части цикла Б 1

Учебная дисциплина «Культура делового общения» относится к вариативной части цикла Б 1. – Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. Изучение данной дисциплины обеспечивает логическую взаимосвязь между гуманитарными и профессиональными учебными дисциплинами. Основные теоретические положения и практические навыки дисциплины будут востребованы при изучении как социально-гуманитарных дисциплин – философии, социологии, так и общепрофессиональных и специальных дисциплин, в совокупности обеспечивающих общекультурную компетентность современного профессионала.

При составлении методических указаний к практическим занятиям и самостоятельной подготовки студентов автор исходит из того, что в результате усвоения дисциплины студент должен:

-знать: понятие, структуру делового общения; понятие конфликта, динамику развития конфликта, причины конфликтных отношений, способы профилактики, урегулирования и разрешения конфликтов; риторику делового общения; коммуникативные техники в деловом общении.

-уметь: вести профессиональную деятельность в соответствии с принципами эффективного делового общения; определять основные цели проектируемого делового общения, отбирать и обрабатывать деловую информацию с учетом поставленных коммуникативных целей; точно определять стратегию ситуации делового общения и выбирать соответствующую речевую тактику; соблюдать важнейшие требования делового этикета в наиболее распространенных речевых ситуациях (приветствия, знакомства, благодарности, извинения, прощания и др.); учитывать наиболее значимые национально-культурные особенности делового общения и индивидуально-психологические особенности участников деловой коммуникации; уместно и эффективно пользоваться звуковыми и визуальными средствами воздействия на слушателей.

-владеть: этикетом делового общения; навыками эффективного использования вербальных и невербальных средств общения в деловой среде.

Методические указания включают 12 тем. В каждой теме для изучения предложены: список терминов и понятий, вопросы и задания для самоконтроля, дополнительные вопросы и творческие задания, нацеленные на активизацию познавательной деятельности студентов. Также предложена тематика докладов, рекомендуемая литература и темы контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться.

Изучение дисциплины «Культура делового общения» осуществляется в различных методических формах: лекций, бесед, докладов, дискуссий, деловых игр на практических занятиях. Внимательное конспектирование лекций, активное участие на практических занятиях, тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе, изучение дополнительной литературы, написание контрольной работы будут способствовать успешному усвоению курса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10103 —

| 7756 — или читать все.

Дисциплина «Деловое общение»

Деловое общение — общение с целью организации и оптимизации того или иного вида конкретной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Читайте так же:  Методы лечения депрессии

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Мы постоянно с кем-то беседуем, совещаемся, о чем-то договариваемся. Деловое общение может проявляться в различных формах:

ь деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);

ь деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);

ь публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);

ь пресс-конференции (брифинги);

ь деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;

ь собеседования (например, при приеме на работу);

ь общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.

Таким образом, деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта (при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту; формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого).

Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке — важный компонент профессиональной культуры любого специалиста.

Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.

Предметом делового общения является дело:

Содержание делового общения — социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

§ стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

§ стремление к повышению своего жизненного уровня;

§ стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;

§ стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы деловою общения, к которым относят:

· принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

· принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

Любая деловая беседа с точки зрения своего построения может быть упорядочена, структурирована и условно разбита на несколько частей:

1) планирование деловой встречи — на этом этапе осуществляются сбор и систематизация материалов для деловой встречи, моделирование ее возможного построения, разработка стратегии, тактики и техники ведения деловой беседы;

2) начало встречи — взаимодействие начинается с краткого приветствия, представления участников и замечаний на общие темы, чтобы установить контакт и определенный психологический настрой (здесь же осуществляется первичная оценка индивидуально-личностных и поведенческо-психологических особенностей собеседников);

3) постановка проблемы для обсуждения и обоснование ее актуальности — на этом этапе, как правило, один из участников представляет проблему как реальную цель беседы (переговоров, встречи);

4) обмен информацией и ее обработка — происходит обсуждение поставленной проблемы, участники делятся информацией и взглядами, приводят свои аргументы, вырабатывают компромиссные решения, оценивают достоинства и недостатки различных вариантов решения задачи;

5) подведение итогов деловой беседы — может быть сформулировано определенное решение проблемы, либо участники беседы только подводят итоги и определяют следующие шаги.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку у каждого собеседника есть двойной интерес — относительно существа дела и своих отношений с партнером, каждый этап деловой встречи должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

Источники


  1. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.

  2. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.

  3. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.
  4. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.
  5. Эпштейн, Михаил Sola amore. Любовь в пяти измерениях / Михаил Эпштейн. — М.: Эксмо, 2011. — 496 c.
Дисциплина культура делового общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here