Этика общения педагога

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Этика общения педагога" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Этика педагогического общения

Этика педагогического общения Заповеди педагога-мастера.docx

считать для себя обязательным следовать её требованиям. Формирование и развитие нравственного сознания, попытки сделать его органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от педагога не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.

Следовательно, этические знания, нравственные убеждения и чувства, сливаясь, и обогащая друг друга, отражают специфические черты нравственного сознания, формируемого в педагогической среде, и являются фундаментом педагогической нравственности, которая развивается и совершенствуется в процессе сложной нравственной практики.

1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив — лучший воспитатель личности ребенка.

5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

6) Знай: ребят увлекает в учителе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

8) Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

9) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

12) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

14) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?» .

16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

19) Не забывай народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай.

20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Кодекс толерантного педагога

1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.

6. Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.

7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

8. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

10. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

11. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.

12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.

13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.

14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

16. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

1. В. Писаренко, И. Писаренко. Пе дагогическая этика. Минск, 1986

2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973

4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978

5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976

6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Читайте так же:  Препараты от депрессии без рецептов

Педагогическое общение

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:

  • — уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;
  • — интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
  • — восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами

Принципы педагогического общения:

  • · ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
  • · уважения труда познания ученика;
  • · уважения неудач и слез ребенка;
  • · уважения тяжелой работы роста;
  • · уважения самобытности ученика;
  • · безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
  • · оптимальной требовательности и уважения;
  • · опоры на положительное в ребенке;
  • · компромиссности спорных решений.

Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии.

Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на

[1]

переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными общение эмпатия нравственный этика

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы.

Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией

, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики.

Симпатию можно трактовать как определенную чувственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально-положительных реакций — взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочтению, привязанности к определенному человеку.

Этика общения педагога

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

МОУ «С(К)ОШИ №3» города Магнитогорска

Этика отношений в системе «педагог — педагог»

Этика взаимодействия в системе «педагог-педагог»

Сегодня Мы поговорим с Вами о этике и культуре взаимоотношений в системе педагог-педагог.

Основным компонентом этих взаимоотношений является этический кодекс педагога.

Который призван обеспечить:

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми мы вступаем в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, педагогов, и др. лиц, с которыми работаем.

Основные этические принципы:

Принцип этической и юридической правомочности.

Принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе педагогов в международном сообществе.

Информация, полученная в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов детей, родителей, педагогов.

[3]

Мы достаточно часто позволяем себе обсуждать кого-то, с людьми, которые не имеют к ним никакого отношения, не учитывая возможные последствия этих разговоров.

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

Педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

Дорогие педагоги пожалуйста не забывайте, что там, где заканчивается Ваша компетентность, начинается компетентность специалистов. Если ситуация начинает выходить из-под контроля, необходимо обратиться к компетентным специалистам.

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мы осознаем свою профессиональную и личную ответственность за свою профессиональную деятельность.

4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

В своей работе мы опираемся на законы РФ и этические нормы. При спорных вопросах, пользуемся принципом «Не навреди».

В своих профессиональных действиях мы ориентируемся на благополучие и учитываем права всех субъектов образовательного процесса.

В ходе профессиональной деятельности мы не должны допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

В профессиональной деятельности педагога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

6. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

Мы основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

Мы воздерживаемся от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии третьих лиц.

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО).

Профессиональная педагогическая этика проявляет себя в блоке взаимоотношений «педагог-педагог». Разумеется, отношения в коллективе педагогов, как и в любом коллективе, регулируются общими правилами делового этикета, предполагающими взаимную вежливость, предупредительность, внимание друг к другу.

Этические нормы и принципы делового общения ориентированы на установление такого морально-психологического климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива.

Обеспечению оптимального климата в отношения. Созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этических принципов и норм.

Здесь особенно велика роль этики и культуры общения — толерантности, терпимости к инокомыслию, желания и умения понять другого.

Подобные отношения между педагогами могут быть обеспечены при соблюдении следующих правил:

1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых профессии, способствующих личному успеху и продвижению.

2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

Читайте так же:  Деловое общение россия

3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть: твердая уверенность в том, каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими — «иными» по сравнению с нами.

4. Стремление к взаимопониманию , желание понять другого, попытаться понять, что движет другим человеком.

5. Способность к сочувствию, сопереживанию — это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.

Эти общие принципы отношений конкретизируются в нормах поведения , включающих в себя:

— подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

— умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;

— стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументированно отстаивать собственную точку зрения;

— умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем;

— способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Если вы действительно стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и хотите, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте известным советам Д. Карнеги:

— искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;

— доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

— запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству, соблюдайте субординацию: людям это нравится;

— умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;

— говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

— дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.

Детский сад №28

8 (34355) 6-41-91

город Ирбит

11.06.2019 ПОБЕДИТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОГО СМОТРА-КОНКУРСА «ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД 2018-2019»

ПОБЕДИТЕЛИ – МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ II ДЕТСКОГО ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ « МУЛЬТ — ПАРАД»

ПОБЕДА ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ им. Л.С.ВЫГОТСКОГО

Делимся опытом на Второй Региональной школе для педагогов Свердловской области

АКЦИЯ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения.»

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

  • мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
  • постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
  • постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
  • высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
  • умение общаться.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение — это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров.

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем, друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом (словарь С.И. Ожегова);

Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию (педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада);

Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога;

Педагогический такт — профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта

Естественность, простота обращения без фамильярности;

Искренность тона, лишенная всякой фальши;

Просьба без упрашивания;

Советы и рекомендации без навязчивости;

Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

Серьезность тона без натянутости в отношениях;

Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

Требовательность без мелкой придирчивости;

Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

Развитие самостоятельности без мелочной опеки;

Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений.

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и родителя в процессе общения.

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще — воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том «как должно быть». Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Читайте так же:  Этику общения ведения переговоров

Со стороны родителей это:

с ребенком мало занимаются в саду;

не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;

не могут найти подход к ребенку;

используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);

ребенка заставляют, есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);

часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Правила разрешения конфликтов:

Прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит – разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Своим поведением повлиять на партнера. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.

Первый, достижение результата (предметная цель).

Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель — взаимоотношения).

Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

Беседа одна из главных составляющих общения . Стратегия ведения беседы:

От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.

Как правильно построить и качественно отработать каждый этап?

Этика педагогического общения

Этика педагогического общения Заповеди педагога-мастера.docx

Этика педагогического общения

Этические основы профессионального общения

1)Сущность процесса общения

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества» и « толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:

— уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;

— интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
— восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками . Это принципы:
— ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
— уважения труда познания ученика;
— уважения неудач и слез ребенка;
— уважения тяжелой работы роста;
— уважения самобытности ученика;
— безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
— оптимальной требовательности и уважения;
— опоры на положительное в ребенке;
— компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

2). Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

1) Понятие и основные составляющие педагогического такта

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле — «прикосновение». В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки

Читайте так же:  Спасение от хандры

данного понятия. Вот одна из них. Педагогический такт — это:
• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

2) Признаки и элементы педагогического такта

3) Стиль общения педагога как выражение педагогического такта

стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям. Этические знания становятся убеждениями личности в процессе социальной практики под воздействием объективных условий, в которых осуществляется её профессиональная деятельность. Убеждениями могут стать лишь те этические знания, которые опосредуются чувствами и соответствуют интересам и потребностям личности.

Этические знания — это своего рода упорядоченная информация, полученная индивидом от общества, а нравственные убеждения — это не только упорядоченная информация, но и прогнозирующая установочная модель, обеспечивающая заданный тип поведения. Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность — они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В данном случае личность характеризуется наличием «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не

[2]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА

2.1Теоретические основы профессиональной этики.

(сл. 13)Термин «этика» (от греч. «этос» — «место пребывания» — человеческое жилище, логово, гнездо; позднее приобретает нормативный оттенок – начинает обозначать устойчивое явление, которое выступает в качестве образца, т.о. начинает усматриваться взаимосвязь между человеком и местом и характером его проживания.

Аристотель от слова «этос» образовывал прилагательное «этический» — особый класс качеств, который характеризует совершенное состояние человека (мужественный, умеренный, щедрый). Т. О. Этика – совокупность добродетелей и область знаний, которая изучает человеческие добродетели.

ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущие данному обществу принципы человеческого общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной трудовой деятельности, обусловленное спецификой данной профессии.

В научной литературе аналог профессиональной этики – ТРУДОВАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА, РОЛЕВАЯ ЭТИКА.

Понятие ТРУДОВАЯ ЭТИКА с одной стороны более широко, чем профессиональная, т.к. включает особенности поведения в сфере трудовой деятельности в целом. Трудовая этика обусловлена национальной ментальностью, религиозными установками. С другой стороны понятие трудовой этики можно рассматривать как более узкое, как поведение человека в определенных временных рамках рабочего дня. (НО этому противоречит этичное поведение врача вне работы, когда он все равно обязан оказать помощь).

Понятие ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ более многозначно, чем понятие профессиональной этики – это совокупность принципов людей, занятых во всех сферах деятельности, а не конкретно отдельной профессии (близко к широкому понятию «трудовой этики»).

Понятие КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА и РОЛЕВАЯ ЭТИКА относятся к понятию профессиональной этики как частное к общему – это моральные стандарты отдельных организаций, трудовых коллективов или конкретных людей (руководитель, менеджер, подчиненный), занимающих определенную социальную или административную нишу.

Представители каждой профессии выполняют определенные социальные функции, которая определяется средой общения, характером взаимоотношений. Каждая профессия имеет ряд своеобразных ситуации, которые требуют морального выбора, наиболее типичные ситуации приводят к выработке профессиональной этики или профессиональной морали.

(сл. 14)В понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВХОДИТ:

1. уровень профессионализма;

2. качество профессиональной деятельности;

3. характер взаимоотношений между коллегами;

4. принципы взаимоотношений с людьми, на удовлетворение интересов которых направлена профессиональная деятельность;

5. взаимоотношения с другими корпорациями;

6. ситуации морального выбора.

2.2Объект и предмет профессиональной этики педагога

(сл. 15) Объектом изучения этики является мораль.

Мораль (от лат. moralis — нравственный,mores-нравы) — это система норм и принципов, которые возникают из потребностисогласования интересов индивидов друг с другом и обществом (классом, социальнойгруппой, государством), направлены на регулирование поведения людей всоответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями,традициями, воспитанием, силой общественного мнения.

Нравственность — термин славянскогопроисхождения, почти полностью совпадающий по смыслу с понятиями»мораль», «этика»; однако уже с древних времен этикурассматривали как учение о морали, нравственности.

Мораль — явление историческое, онаизменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества, но вовсе времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности,порядочности, совести (моральные нормы: Не убий! Не укради! Не прелюбодействуй!Не пожелай имущества ближнего своего). Мораль охватывает почти все сферы жизни- экономику, политику, право и др. С помощью морали согласуется поведениеличности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними,регулируются межличностные общения.


“Золотым правилом” морали, известным сдревнейших времен, является следующее:

“(не) поступай по отношению к другим так,как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

Педагогическая этика — раздел профессиональной этики, изучающий сущность и содержание, особенности педагогической морали, обосновывает п категории, нормы, принципы, функции в процессе педагогической деятельности

Предметом педагогической этики являются особенности проявления морали в сознании, поведении, профессиональной деятельности педагога и его отношениях с учениками, родителями и коллегами

2.3Основные функции этики педагогической работы

(сл. 16) Педагогическая этика выполняет присущие ему социальные функции, однако существуют различные взгляды ученых на их определения. Российский ученый Леонид Архангельский (1925-1982) выделяет три основные функции: гносеологическую, регулятивную, гуманистическую (воспитательную). Другие ученые добавляют интегрируемых, ценностную и мотивирующую.Современный русский ученый Александр Титаренко отмечает взаимодействия регулятивной, воспитательной познавательной, оценочной-императивной, ориентационной, мотивационной, коммуникативной и прогностической функций, а Л. Шевченко характеризует как важнейшие эмпирико-описательную, теоретико-философскую и нормативную.

Читайте так же:  Усталость хандра

Большинство современных этиков (А Гусейнов, Р Апресян, А Зеленкова, В Малахов) основной функцией морали считают регулятивную. В. Писаренко и И. Писаренко в ее структуру относят следующие функции: нормативно—учредительную, моральной регламентации, морального субординации и морального координации. Вместе они обеспечивают регуляцию поведения и отношений людей во всех сферах общественной жизни. Личность постоянно усваивает нормы, принципы общения и поведения, приобретает определенного отношения к себе, другим людям, коллектива и общества. Усвоение общественного опыта, овладение установками, нормами в педагогической деятельности является не только основой регулирования социальных отношений, но и инструментом, средством педагогического труда. Педагогическая мораль специфически регламентирует отношения учителя с коллегами, учениками и их родителям и эта регламентация перерастает в присущую педагогической сфере субординацию. Ведь стиль общения и поведения педагога с коллегами не всегда уместен во взаимоотношениях с учащимися и их родителями. Нормы и правила субординации, координации нравственного опыта, поведения учителя частично определены в официальных документах.

К общим функциям педагогической морали относятся:

1 Гносеологическая (познавательная) функция морали. Она проявляется в том, что мораль дает человеку новые знания о мире и одновременно является формой общественного сознания. Нравственная деятельность в педагогической сфере обоснуется прежде всего на общих нравственных воззрениях, нормах, оценках и ориентациях. Однако в педагогической деятельности в большей мере воплощается программируемая способность морального сознания. Настоящий педагог и весь педагогический коллектив не ограничиваются познанием прошлого и настоящего морали, социальной деятельности.

2 Ценностно-ориентационная функция морали. Она заключается в том, что человек оценивает события, явления и поведение других людей с точки зрения смысла человеческой жизни с помощью определенной системы ценностных ориентаций. В педагогической морали эта функция реализуется по-разному. Любая педагогическая деятельность должна быть морально ориентированной, ведь ее результат имеет большую социальную ценность и направлен на воспитание морально ости учащихся. Реализация идей педагогической морали обеспечивает формирование ценностных ориентаций на моральную деятельность и совершенствования нравственных отношений между индивидами.

3 Воспитательная функция морали. Моральные уставы, нормы, оценки, стимулы и нравственные ориентиры, направленные на воспитание нравственной личности ученика. Педагогическая мораль требует от учителя особого уровня воспитанности. Его внутренний мир, манера поведения и привычки должны быть подчинены принципам, нормам и правилам, которые аккумулированы в педагогической среде и осуществляют воспитательное воздействие и на самого учителя.

Кроме общих, педагогическая мораль имеет специфические функции.К ним В Писаренко, И Писаренко относят:

1 функция педагогической корректировки. Суть ее заключается в том, что в действия, поступки, деятельность учителя и учащихся вносят определенные поправки (методами внушения, моральной оценки и самооценки). Продуктивный метод д групповой психокоррекции разработала и внедрила в педагогическую практику современная украинская ученый Тамара Яценко. С ее помощью в процессе активного социально-познавательного обучения осуществляется коррекции системы отношений путем воздействия на основные структурные компоненты личности (познавательный, эмоциональный и поведенческий).

2 функция опережающего влияния. Согласно ей учитель должен влиять на деятельность и взаимоотношения учеников, предотвращая отклонения от моральных норм и правил. Педагог должен оценивать свою деятельность как с позиций современности, так и с позиций будущего.

3 функция воспроизведения нравственных знаний. Она проявляется в том, что педагогическая мораль не только охватывает устоявшийся комплекс знаний о морали, но и постоянно обогащается новыми.

4 функция выработки иммунитета против моральных искажений. Предусматривает защиту нравственности личности от различных факторов и явлений: интенсивных модернизаций процессов; некритического заимствования из извне и принудительного применения экономических и политических моделей; разрушения базовых ценностей христианской культуры и экспансии нетрадиционных религий манипулирования с помощью СМИ общественногосознания (дезинформация, демонстрация натуралистических сцен жестокости, убийств, насилия, разврата; целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни за сче к предоставлению информации о формах и способах существования преступного мира и т.д.) Педагогическая мораль должна противостоять аморальным явлениям на всех уровнях: индивидуальном, коллективном, национальном и общем.

2.4Виды профессиональной этики.

2.5 Принципы профессиональной этики

(сл. 19) Общие принципы профессиональной этики

Видео (кликните для воспроизведения).

· приоритет общественных интересов надличными; представитель любой профессии является членом общества, следовательно, общественные интересы, общепринятые нормы морали – основа профессиональной деятельности;· добросовестная профессиональная деятельность: компетентность, добросовестность, воздержание от деятельности, которая входит за пределы обязанностей. Добросовестность подразумевает открытое признание своих ошибок и незамечание ошибок своих коллег;· соблюдение законности, включая неукоснительное соблюдение действующего законодательства, пресечение любых фальсификации;· честное взаимодействие с коллегами: откровенный обмен информацией, недопущение публичных негативных оценок своих коллег, проявление альтруизма в отношении профессиональных навыков и знаний;· справедливость: включает в себя корректность исполнения профессиональных обязанностей, отказ от личных амбиций, предвзятых оценок и несправедливого отношения.Частные принципы профессиональной этики

Источники


  1. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.

  2. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

  3. Выжутович, В. В. Принимаю решение / В.В. Выжутович. — М.: Издательство политической литературы, 2015. — 256 c.
Этика общения педагога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here