Этика общения программа

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Этика общения программа" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Этика и этикет общения

1.Этика и этикет. Этика – учение о морали, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу.

Мораль – система этических ценностей, которые признаются человеком. Это важнейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Этика, как наука о морали, изучает и этикет.

Этикет – правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Нормы этикета являются условными, но необходимыми правилами взаимоотношений.

2.Правила этикета выражают нравственную форму (забота, уваже­ние, защита) и эстетическую форму (красота поведения, изящество).

Каждый элемент делового общения имеет свои правила и нормы.

Элемент общения Правила поведения должны
Манеры – Выражать чувство собственного достоинства; – быть открытыми и свободными в обращении к людям; – отражать внимание к вкусам других людей
Приветствие – Снятие головного убора и легкий поклон головы явля­ются жестом уважения; – женщина первой подает руку, слегка ее пожимая; – рукопожатие мужчин должно быть твердым, благород­ным, мужественным
Стиль речи – Выберите правильную форму обращения, соответству­ющую ситуации (господин, Павел Иванович); – будьте серьезны, когда вы говорите; – выработайте приятный и внятный тон голоса; – давайте нейтральные, но полные ответы на так называе­мые типовые («Как дела?») вопросы
Комплименты – Должны быть искренними, без фальши; – важно комплиментом поддержать сотрудников-новичков
Национальные особенности – Знайте и учитывайте национальные особенности собе­седников, особенно в конфликтных ситуациях
Одежда и вне­шний вид – Избегайте двух крайностей — излишнего лоска и не­ряшливости; – платье должно быть просто, чисто и изящно; – особенно следите за обувью и прической

Особенности манер, позы и мимики вырабатываются индиви­дуально. Человек намечает себе эталон поведения и стремится к достижению этого эталона, контролируя свои поступки. Восполь­зуйтесь приводимыми рекомендациями для выработки професси­онально необходимых качеств.

1. Никогда не повышайте голоса. В предконфликтных ситуациях рекомендуется даже несколько снизить тон голоса. Это ведет к тому, что партнер в общении, переключая внимание на слуховое восприятие, непроиз­вольно снижает напряжение своего голоса. Беседа невольно перейдет на доверительный тон.

2. Будьте вежливы, даже если в силу каких-то причин вы испытыва­ете к своему партнеру чувство неприязни, в таких случаях уместна стро­гая, подчеркнуто вежливая форма общения.

3. Выработайте у себя «позу внимания», имея в виду, что она не должна иметь ничего общего с подобострастием и угодничеством.

4. Не допускайте, чтобы ваше лицо было хмурым, неприветливым. Помните, что безразличное выражение лица (бесстрастное, отстранен­ное) становится преградой в общении.

5. Следите за мимикой и позой: губы слегка сжаты в знак того, что выслушаете и не намерены перебивать, глаза смотрят на собеседника заин­тересованно, но не настороженно: голова может быть слегка развернута ухом в сторону собеседника. Чтобы эта мимика стала привычной и есте­ственной, ее следует отработать перед зеркалом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9097 —

| 7222 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Урок 33
Этика сетевого общения

Изучив эту тему, вы узнаете и повторите:

— основные нормы поведения при общении в сети;
— особенности этики общения в чатах;
— особенности этики общения по электронной почте; особенности этики общения в телеконференциях.

Для чего нужны нормы поведения в сети

Правилам поведения в общественных местах учат с детства. Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. Вспомните, как легко бывает общаться с малознакомыми людьми, которые наверняка нам больше никогда не встретятся, — с попутчиками, случайными собеседниками и т. п. В таком общении исчезает зависимость, предубеждение, контакт начинается «с чистого листа». Примерно то же самое происходит и при общении в сети: собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой. Это раскрепощает, но везде нужна мера. Иногда один из участников виртуальной беседы, понимая безнаказанность своего поведения, может оскорбить других, возмутить, разочаровать или просто надоесть им. При работе в сети необходимо руководствоваться определенными негласными, но общеизвестными нормами поведения, этикой общения людей.

Нормы поведения в сети должны быть оговорены в следующих ситуациях:

♦ при общении в реальном времени (в комнатах для бесед, чатах);
♦ при работе с электронной почтой;
♦ при участии в телеконференциях.

Для каждого способа сетевого общения существуют свои правила. Рассмотрим некоторые из них.

Общение в чатах

Общение в чатах — самый демократичный способ сетевого общения, очень распространенный среди молодежи. При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:

♦ Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.
♦ Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.
♦ Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.
♦ Если вы находитесь на чат-сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.
♦ Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер.

Общение по электронной почте

В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной.

Читайте так же:  Как правильно депрессия

Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Письмо, как обычное, так и электронное, вашему близкому другу может быть написано любыми словами, которые согласен читать ваш друг. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом.

В обычной деловой переписке есть общепринятые «золотые» правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки. Вот некоторые из них:

♦ Изъясняйтесь кратко, выражая только суть.
♦ Пишите грамотно.
♦ Требуя вежливости (честности, благожелательности), будьте вежливы (честны, благожелательны) сами.
♦ Не затягивайте с ответом.
♦ Не «отписывайтесь» общими фразами. Если вам нечего сказать, сообщите об этом в корректной форме и прекратите переписку.

В электронной переписке к вышеприведенным правилам добавляются следующие:
♦ Заполняйте поле Тема. Из-за опасения получить в письме компьютерный вирус многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.
♦ Придерживайтесь объявленной темы.
♦ Подписывайте свои послания.
♦ Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации.
♦ Не злоупотребляете рассылкой по нескольким адресам, если ваше письмо не содержит важной и полезной для всех адресатов информации. Ваш адрес могут занести в «черный список» нежелательных адресатов.
♦ В электронной переписке вместо слов, выражающих эмоции, часто используют сочетания символов (смайлики — ). Смайлик — это «выражение лица», составленное из различных символов: двоеточие — глаза, дефис — нос, скобка — рот. Если посмотреть на эти сочетания сбоку, то становится очевидным «настроение» смайлика — радость, печаль, удивление (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Общепринятые смайлики

Общение в телеконференции

Есть правила, которые подходят и для дружеской беседы, и для делового общения, и для научной полемики:

♦ Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
♦ Умейте признавать свои ошибки.
♦ Отстаивая свое мнение, используйте доказательства, а не амбиции.
♦ Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.

В телеконференциях собираются люди, чтобы обсудить какую-либо конкретную проблему. Конечно, перечисленные выше правила должны соблюдаться и здесь, но кроме них в телеконференциях есть и собственные специфические нормы:

♦ Сообщения должны быть краткими.
♦ Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.
♦ Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам (для частных писем есть электронная почта).
♦ Самореклама недопустима.
♦ Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.

Что касается интерактивного общения в чатах, свои правила есть и для них:

♦ Используйте псевдоним (ник), так как чаты служат для неофициального общения.
♦ Не меняйте свой ник, если часто пользуетесь подобным видом общения, чтобы иметь «свое лицо».
♦ Здоровайтесь, когда появляетесь в чате.
♦ Не повторяйте реплики по несколько раз, если на них нет ответа, чтобы не показаться назойливым или нетерпеливым. Возможно, реакция на вашу реплику последует позже.

У постоянных участников телеконференций существует словарь сокращений, который помогает отвечать кратко, не загромождая сообщения лишними фразами (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Сокращения известных словоформ

Сетевой этикет не является догмой. Можно не знать правил общения в Интернете и при этом успешно общаться с виртуальными собеседниками, следуя известному лозунгу «Требуя вежливости от других, будь вежлив сам».

Общепринятые правила общения в сети:

♦ Формулируя сообщения, ставьте себя на место собеседника.
♦ Не используйте ненормативную лексику. Сквернословие обедняет общение и никогда не помогает в решении проблем.
♦ Руководствуйтесь здравым смыслом и правилами хорошего тона.

Контрольные вопросы и задания

1. Выберите для примера несколько электронных писем. Проведите анализ их содержания с точки зрения этики переписки. Выявите недостатки, отметьте достоинства.

2. Организуйте телеконференцию между одноклассниками для обмена мнениями о каком-либо фильме, спектакле, музыкальном направлении и т. д. Обратите внимание на этическую сторону общения.

Контрольные вопросы

1. Почему надо соблюдать этику сетевого общения?

2. Каковы общесетевые правила общения?

3. Какими основными правилами надо руководствоваться при электронной переписке?

4. Какие ограничения накладываются на присоединяемые к электронному письму файлы?

5. Как следует вести себя в чате?

6. Какие правила следует соблюдать в телеконференциях?

7. Что, на ваш взгляд, может означать следующий смайлик: :-[]?

8. Что такое «ник» и какова его функция при общении в чатах?

раб программа Этика прод..doc — Рабочая программа по УД «Этика и психология профессионального общения»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

Утверждаю
зам. директора по УПР
_______С.И. Сухарева
от «_____» ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 Этика и психология профессионального общения
Рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК социально­коммерческого профиля
Протокол № _______
от «_____» ___________ 2016 г.
Председатель ПЦК ____Кожевникова И.А.

2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии, входящей
в состав укрупненной группы профессий 38.00.00 Экономика и управление по направлению
подготовки:
38.01.02 Продавец, контролер­кассир.
Организация­разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Брянский
техникум профессиональных технологий и сферы услуг»
Разработчики:
Кожевникова И. А., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ БТПТСУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения
квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
9
10
3

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над рефератом
­ деловые переговоры;
­ роль внешнего вида продавца;
­ речь в работе продавца;
­ деловая беседа;
­ этические категории в профессии;
­ сетевая этика;
­ разрешение служебных конфликтов;
­ роль внимания в работе;
­ роль памяти в работе;
­ темпераментные особенности человека.
­ разработка презентаций по теме «Этика», «Особенности
общения в работе продавца», «Этика – учение о морали»,
«Смысл жизни», «Психологическое воздействие в беседе»,
«Визитные карточки», «Культура поведения при конфликтной
ситуации»;
­ составление словаря психологических терминов;
­ закончить оформление отчета по практическим работам
«Этический практикум»,
«Потребность в общении»,
«Лидерские качества»;
­ составление кроссворда по теме «Характеристики общения»
­ подготовка по контрольным вопросам.
Итоговая аттестация в форме зачета

Читайте так же:  Психологическая совместимость семьи

Средства общения
Понимание невербальных сигналов в общении
Самостоятельная работа:
­ выполнение упражнений для развития психических процессов;
­ написание реферата по темам:
­ роль жестов в работе продавца;
­ визуальные средства.
­ составление словаря психологических терминов.
Тема 2.2 Общение в
группе
Зачет
Содержание учебного материала
Социальная группа, виды групп. Совместимость. Понятие конфликта. Виды и типы конфликтов. Структура конфликта.
Правила поведения. Руководство в группе.
Практические занятия
Конфликты
Психологические особенности руководителя
Определение лидерских качеств
Определение коммуникативных и организаторских способностей
Самостоятельная работа
­ разработка презентаций по теме:
«Разрешение конфликтов».
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4
9
1
8
2
1
36
2
7

Требования к минимальному материально­техническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
­ рабочие места обучающихся ­ 30;
­ рабочее место преподавателя ­1;
­ комплект учебно­наглядных пособий:
 раздаточный материал:
характеристика
темпераментов, типы конфликтов, основные характеристики состояний,
мимические коды эмоциональных состояний, выбор места при общении,
дистанции при общении, средства общения;
счастье,
эмоции,

 карточки­задания: комплимент, этический практикум, средства
общения, совместимость в группах;
 тесты: оценка моральных качеств, оценка способностей к общению,
оценка
лидерских качеств,
оценка
стрессоустойчивости, эмоциональное состояние;
умение
слушать,

 презентации по теме «Конфликты и их разрешение», «Законы
привлекательности», «Общение и его роль в профессиональной
деятельности».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий,
литературы
Интернет­ресурсов,
дополнительной
Основные источники:
1. Шеламова Г.М. Основы этики и психологии профессиональной
деятельности: Учебник – М.: Академия, 2013 – 64 с.
Дополнительные источники:
1. Андреев В.О. Золотая книга этикета: ­ М: Академия, 2006 – 400 с.
2. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: Учеб. пособие – М.: Академия,
2013 – 192 с.
3. Усов В.В. Деловой этикет: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2013 – 400 с.
4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник – М.:
Академия, 2013 – 160 с.
Интернет ресурсы

http://www.edu.ru/db/portal/sites/school­page.htm
Федеральный образовательный портал. Нормативные документы по
образованию, учебные материалы, Учебно­методические материалы,
8

Справочные материалы, Иллюстративные и демонстрационные материалы,
Дополнительные информационные материалы, Нормативные документы,
Научные материалы, Электронные периодические издания, Электронные
библиотеки, Образовательные сайты, Программные продукты





www
www
www
www
www

. ru Основные правила делового этикета
. net Основные сведения о психологии
. ru Правила речевого общения
. ru Отрасли психологии
. ru Психологические особенности общения
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
соблюдать профессиональный этикет
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Практическая работа,
наблюдение за поведением
соблюдать общие нормы и правила поведения; Практическая

работа,
использовать приемы делового общения и
навыки культуры поведения
создавать и поддерживать благоприятный
психологический климат в коллективе
использовать методы и средства эффективного
делового общения
Знания:
основы психологии
основы психологии общения
основы деловой культуры
основы этики профессиональных отношений
наблюдение за поведением
Контрольная работа,
наблюдение за поведением в
межличностном общении
Практическая работа,
наблюдение за поведением в
межличностном общении
Контрольная работа,
наблюдение за поведением в
межличностном общении
Практическая работа
Контрольная работа,
практическая работа
Индивидуальные задания
Практическая работа
9

основы конфликтологии
Практическая работа
10

Программа внеурочной деятельности «Этикa общения: поликультурный подход»

Российская Федерация – многонациональное государство. Испокон веков на территории современной России существовало около 200 различных народностей, разделенных не только территориальными, но и культурно-этническими, религиозными, языковыми границами [1].

Особая роль в воспитании личности отводится современным обществом школе, как социальному институту, обладающему большими возможностями для воспитания у детей толерантности и формирования поликультурной компетентности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Поликультурное образование определяет как основную цель формирование способности к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, развитие чувства понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Воспитание поликультурной компетентности личности – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе, изучение языков разных народов: не только английского, но и испанского или турецкого. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке.

Сегодня наше многонациональное общество преодолевает этапы становления поликультурной духовности, общенациональной культуры и нравственного возрождения. Помочь ребенку войти в это общество и жить в нем – основная задача современной школы.

Рaбочaя прогрaммa «Этикa общения: поликультурный подход» состaвлена на основе прогрaммы для внеурочной деятельности духовно-нрaвственного нaпрaвления «Этикa: aзбука добрa» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой в соответствии с требованиями ФГОС [5].

Данная программа разработана как дополнение к дисциплинам «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 3 – 4 классов, направлена, прежде всего, на формирование навыков межкультурного общения, понимания изначальности и необходимости соблюдения толерантных принципов общения между народами, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальных классов.

Читайте так же:  Этика общения и культура общения

Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.

Цель данного курса: формирование поликультурной компетентности младшего школьника через знакомство с содержанием специфических особенностей разных культур, их общения и взаимоотношения в историческом и современном контекстах.

Прогнозируемые результаты:

  • формирование личности человека как носителя своей национальной культуры;
  • развитие ребенка как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.
  • совершенствование навыков межкультурного общения;
  • формирование навыков культурного поведения обучающихся начальных классов;
  • ориентирование на общечеловеческие ценности разных культур, национальностей [3].

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Формы организации занятий:

1. Классные часы.
2. Беседы, викторины.
3. Коллективные творческие дела.
4. Смотры-конкурсы, выставки.
5. Тренинги общения.
6. Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране.
7. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
8. Ролевые игры.
9. Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Программа «Этикa общения: поликультурный подход» решает следующие задачи формирования поликультурной компетентности младших школьников:

  • полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
  • формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  • создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
  • формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [3].

Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные этой культуре методы междисциплинарного освоения материала.

Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, культурологического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений [4].

1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.

2. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

Взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества. Толерантный подход в процессе формирования поликультурной компетентности школьников означает, что те или иные культурные особенности индивида, или группы – это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость.

При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры, которое должно идти через соблюдения определенных правил [3].

Только на такой основе, на наш взгляд, может быть решена одна из наиболее сложных для современного российского общества проблем – сочетание этнической и гражданской (общенациональной) идентичности: признания себя и представителем своего этноса, и одновременно гражданином полиэтничной, многонациональной России, представителем скрепленного исторической судьбой общероссийского национального единства. Образованию, этнопедагогике, как особой содержательной стороне образовательной и воспитательной деятельности, стратегической парадигме направленного процесса этносоциализации личности, здесь принадлежит особая и во многом решающая роль.

1. Народы России: атлас культур и религий / под ред. А.В. Журавского, О.Е. Казьминой, В.А. Тишкова. 2-е изд. М.: Феория, 2009.

2. Воспитательная среда школы: сб. материалов науч. практ. конференции «Межкультурная коммуникация в образовательной среде школы» (3 ноября 2005 г.) / под общ. ред. Л. Н. Бережновой, Л. Б.Лаптевой. – СПб., 2005. – Вып. 2. – С. 33.

3. Научно-практический журнал «ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ». – М., № 8, 2014г. – С. 62-92.

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4 – 5 кл.) рабочая программа для общеобразовательных учреждений /авт. – сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 187

5. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 — 4 классы), 2013

Автор: Мухина Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов, БОУ СОШ № 108, г. Омск.

Рабочая программа по этике и психологии общения

Рассмотрено: Согласованно:
Руководителем МК Зам директора по УР
«__»________20__г. «__»________20__г.
_________________ _________________

Рабочая программа
по предмету «Этика и психология общения»

Для профессий: «Облицовщик- плиточник», «Штукатур»

Количество часов по плану –30

2016 – 2017 уч. год
п. Копьево

Организация – разработчик: Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Аграрный техникум».
Разработчик: Карху Владимир Вячеславович

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Этика и психология общения

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) по профессиям штукатур и Облицовщик — плиточник из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессиям 19727 штукатур и 15220 Облицовщик — плиточник

1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

[3]

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 3 часа.

[2]

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Читайте так же:  Понятие делового общение

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
35

Видео (кликните для воспроизведения).

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
3

внеаудиторная самостоятельная работа (домашняя работа с дополнительными источниками информации, подготовка к контрольной работе, подготовка сообщений по темам)
3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология общения»

Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень освоения

Содержание дисциплины и ее задачи. Сущность культуры общения
1
1

Раздел 1.
Эстетическая культура

Тема 1.1. Общие сведения об эстетике-науке

Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности

Основные области эстетической деятельности человека: архитектура, искусство, дизайн и др.

Понятие об эстетическом вкусе

Сущность эстетического воспитания; его значение

Раздел 2.
Этическая культура

Тема 2.1. Общие понятия об этической культуре
Содержание
10

Общее понятие об этической культуре. Взаимосвязь понятий «мораль» и «этика»

Роль морали в формировании личности. Нравственные принципы

Сущность понятия: профессиональный долг

Сущность понятия: честь

Сущность понятий: совесть

Сущность понятий: достоинство

Нравственные требования к профессиональному поведению работника: вежливость, тактичность

Нравственные требования к профессиональному поведению работника: доброжелательность и др.

Этикет, сферы его действия

Раздел 3.
Психология общения

Тема 3.1. Психологические аспекты делового общения
Содержание
6

Основные сведения о психологических процессах, психических свойствах, психических состояниях человека

Психологические основы общения. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Темперамент. Характер и воля

Общее понятие о личности. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности

Специфика трудовой деятельности столяра строительного.

Характеристика процесса делового общения.

Рабочее место делового человека

Тема 3.2. Принципы профессионального поведения работника
Содержание
5

Коммуникация и её особенности, виды, принцип действия, основные факторы эффективной коммуникации, каналы коммуникации

Содержание и сущность речевого общения. Деловая беседа.

Культура телефонного общения

Невербальные средства общения. Жесты. Мимика

Общение как взаимодействие. Успех делового общения

Самостоятельная работа для обучающихся:
Домашняя работа — работа с дополнительными источниками информации по вопросам: Особенности психологии работы в коллективе. Подготовка сообщений по данным вопросам
1

Тема 3.3. Виды конфликтов и пути их разрешения
Содержание
3

Межличностный конфликт, его виды, источники и причины

Правила поведения в конфликтах

Самостоятельная работа для обучающихся:
Домашняя работа — работа с дополнительными источниками информации по вопросам: Преодоление и предотвращение конфликтов. Подготовка сообщений по данным вопросам
1

Раздел 4.
Организационная культура

Тема 4.1. Культура поведения работника
Содержание
4

30.
Стили делового общения

31.
Этикет делового общения

32.
Основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства и др.

33.
Культура межличностных контактов.

34.
Коммуникативные умения и навыки.
Контрольная работа по курсу (письменная – в форме теста)

Самостоятельная работа для обучающихся:
Домашняя работа – повторение изученного материала, подготовка к письменной контрольной работе в форме теста
1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
огнетушитель;
методические пособия по предмету;
комплект учебников;
раздаточный материал для проведения контрольной работы.
Технические средства обучения:
персональный компьютер. IBM Pentium (D) (учительский);
учебный материал в электронном виде.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Г.М. Шеламова. Деловая культура и психология общения: Учебник для НПО – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.

Дополнительные источники:
Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений; Учебное пособие. — М., «Академия», 2007.
Савина М.С. Практика делового общения предпринимателя (курс лекций). — М., МСЭУ, 2003.

Интернет-ресурсы:
Образовательный портал: www.edu.sety.ru
www.zakonrf.info/tk/
www.ilikebooks.ru 23607-shelamova-gm-delovaja-kultura
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

соблюдать требования этики, эстетики, психологии общения;
использовать в работе знания о психологических процессах и состояниях;
преодолевать и предотвращать конфликты;
использовать полученные знания в процессе работы
домашняя работа, фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос, сообщения по темам

общение — одна из разновидностей человеческой деятельности;
особенности психологии работы в коллективе;
этика профессиональных деловых отношений, психология общения;
принципы профессионального поведения работника
фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос; сообщения по темам; тестирование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения»

Специальность: 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
034702 Документационное обеспечение управления и архивоведения

Организация-разработчик: Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова

Разработчик: Анищенко Наталья Сергеевна, преподаватель ГКПОУ Прокопьевского горнотехнического техникума им. В.П. Романова

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», протокол от «____»______________ №____

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональная этика и психология делового общения»

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведения.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
— применять правила делового этикета;
— поддерживать деловую репутацию;
— соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
— пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
— выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой
профессиональной обстановке;
— налаживать контакты с партнерами;
— организовывать рабочее место.

Читайте так же:  Как прощаться по телефону деловой этикет

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
— этику деловых отношений;
— основы деловой культуры в устной и письменной форме;
— нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной
обстановке;
— основные правила этикета;
— основы психологии производственных отношений;
— основы управления и конфликтологии;
— основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
55

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26

внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Профессиональная этика и психология делового общения

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Введение
Содержание учебного материала
2

Общие сведения о дисциплине
Предмет, цели и задачи курса
История развития деловой этики в России

Тема 1. Этика деловых отношений
Содержание учебного материала
8

1
Основные принципы профессиональной этики.

2
Виды и категории профессиональной этики

3
Кодексы профессиональной этики.

4
Нормы и правила поведения в деловой профессиональной обстановке.

1
Решение профессиональных задач «Организация рабочего пространства»

2
«Планирование и ведение переговоров»

Самостоятельная работа обучающихся:
— Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
— тестирование;
— подготовка сообщений;
— написание рефератов;
— решение профессиональных задач;
— подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
— Нравственная культура и профессиональная этика;
— Психология делового общения;
— Средства и виды общения;
— Коммуникативные качества речи;
— Техника ведения телефонного разговора;
— Особенности речевого этикета;
— Особенности межкультурных коммуникаций;
— Составление словаря основных терминов и понятий профессиональной этики.

Тема 2. Основные правила делового этикета
Содержание учебного материала
10

1
Основные элементы делового этикета. Правила этикета деловых приемов.

2
Понятие корпоративного имиджа. Имидж делового человека в контексте профессиональной этики.

3
Невербальная культура делового разговора.

4
Самопрезентация при устройстве на работу.

5
Организация деловых мероприятий.

1
«Составление профессионального кодекса государственного служащего»

2
Разработка элементов корпоративного имиджа и имиджа делового человека.

3
Составление и произнесение презентационной речи.

Самостоятельная работа обучающихся:
— Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
— тестирование;
— подготовка сообщений;
— написание рефератов;
— решение профессиональных задач;
— подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
— Психологический аспект персонального имиджа;
— Условия и предпосылки формирования эффективного персонального имиджа;
— Национальные особенности невербального общения.

Тема 3. Психология производственных отношений
Содержание учебного материала
9

1
Психологические основы профессионального общения.

2
Коммуникативные умения и навыки. Уровни межличностного взаимодействия.

3
Сущность и особенности делового общения. Формы делового общения.

4
Стили руководства и их влияние на деловое общение с людьми.

1
Применение приёмов саморегуляции поведения в межличностном общении.

2
«Составление программы встречи иностранной делегации».

3
«Стратегия поведения в конфликте»

Самостоятельная работа обучающихся:
— систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
— тестирование;
— подготовка сообщений;
— н

  • 0006c80c-0892c128
    Размер файла: 164 kB Загрузок: 1

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Видео (кликните для воспроизведения).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источники


  1. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.

  3. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
Этика общения программа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here