Этика общения студентов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Этика общения студентов" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Этика поведения студентов

Одним из переломных этапов в жизни почти каждого человека является поступление в учреждения высшего обучения. Это период, когда школьные годы позади, а наставления родителей зачастую можно услышать уже только по телефону. Наступает время показать, чему нас научили мамы и папы, учителя и друзья. Абитуриенты, а потом и студенты приезжают в незнакомый город, в новое здание, встречают пока ещё «чужих» однокашников. Как вести себя, чтобы вас приняли и зауважали, и расскажет наша статья.

Общение между студентами

Заселившись в общежитие необходимо у коменданта и соседей по комнате выяснить распорядок пользования общественными местами. Скорее всего, на кухне есть график уборок, закрепленных за каждой комнатой или блоком. Нужно ознакомиться с ним и не забывать принимать участие. Посещать душевую, гладильную и другие подобные комнаты следует также согласно установленному распорядку. Ознакомьтесь с правилами пользования приборами и устройствами, помните и соблюдайте технику безопасности.

У соседей по комнате узнайте их расписание занятий, чтобы в дальнейшем согласовать время учёбы и отдыха. Будьте приветливыми и дружелюбными, конфликты могут серьёзно повлиять на вашу успеваемость и состояние здоровья. В мире известно множество шуток, проводимых именно в студенческие годы. Поддерживайте их осуществление, при условии, что такой розыгрыш не принесёт какого-либо вреда физическому или психическому состоянию здоровья разыгрываемого. Как, например, когда девушка ставит чайник и выходит из кухни, а готовящие на кухне молодые люди то и дело меняют воду в чайнике, так и не давая ему закипеть. Если вас разоблачили, обязательно извинитесь.

Что касается поведения в самом учебном заведении, то тут общение должно строиться на взаимоуважении и поддержке. Помните, что вы пришли получать знания, и взаимоотношения с соседями по кафедре должны способствовать этому, а не препятствовать. Поток студентов, кроме групп, зачастую делится на клубы по интересам. В университетах и институтах можно встретить кружки по выпуску газеты, актёрскому мастерству, профсоюзы, хореографическому искусству, команды КВН и многие другие. Выберите себе подходящую компанию, чтобы проявить себя ещё и с творческой стороны. Студенчество именно та пора, когда следует не только узнать много нового в сфере науки, но и раскрыться в сфере таланта. Выступления на сцене, реализация себя в писательстве придаст уверенности, научит вести себя в коллективе и полноценно развить мозговую деятельность.

Отношения между студентами и преподавателями

Общение с преподавателями, безусловно, отличается от разговоров со сверстниками. Обычно диалоги возникают на семинарах и касаются материала изучаемого предмета, но если вы хотите поговорить лично, то нужно узнать несколько правил.

  1. С преподавателем нужно общаться уважительно, отдавая отчёт, что от этого человека не только зависят ваши оценки, но и просто старше вас.
  2. Не перебивайте во время разговора, шутите уместно, если вы с чем-то не согласны, спокойно высказывайте свои возражения.
  3. Будьте компетентны в обсуждаемых вопросах. Возможно, вам следует сначала ознакомиться с темой, которую вы хотите поднять, чтобы не ставить себя в неловкое положение.

К сожалению, многие высшие учебные заведения на сегодняшний день становятся коммерческими, вопросы денег всё чаще встают между студентом и преподавателем. Однако во всех имеющихся уставах для студентов понятия взяточничества и подкупа являются неприемлемыми, поэтому предложение денег за повышение или определения отметки за экзамен или реферат просто не этично и у порядочных студентов не должно возникать. Учитесь своими силами, это действительно достойно уважения.

[1]

Автор: Маликова Ксения, дата публикации: 07.11.2015 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

этика студента

Преподаватель для студента – наставник. Соблюдение чувства меры, такта, душевной деликатности – требование культуры взаимоотношений студента и преподавателя.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту

придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

ЭТИКЕТ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ

этикет, межличностное общение, студенчество

Аннотация:

В статье рассматривается проявление этикета в студенческой культуре. Также проводится анализ этикета в межличностном общении студентов.

Текст статьи:

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет — вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в межличностном общении студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс социализации осуществляется в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит молодой человек. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на манеру его поведения.

Читайте так же:  Лев в депрессии

Степень соблюдения норм поведения отчасти зависят от таких составляющих человеческого сознания, как мировоззрение, темперамент и характер. Исходя из совокупности этих элементов, можно составить представление о выполнении этикетных норм конкретным студентом.

При применении этикетных норм на практике у студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Темперамент так же влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на соблюдение правил хорошего тона.

Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа — нравственные черты — чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Как и любое общество, студенчество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, ими принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон студенческих норм чрезвычайно широк — от образцов поведения во время занятий, до правил вежливости в студенческом коллективе.

[3]

Этикет межличностных отношений в любом обществе состоит и нескольких элементов:

  1. Хорошие манеры;
  2. Вежливость;
  3. Тактичность и чуткость;
  4. Скромность;

Важно заметить, что этикет межличностных отношений студентов состоит из таких же элементов, но выражаются они специфически.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В студенческом обществе хорошими манерами считается умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми, как и в любом другом. Но вот общепринятые дурные манеры немного различны со студенческими, например, громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде у студентов хоть и не поощряется, но и не осуждается в отличие от, грубости, проявляемой в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры безусловно относятся к культуре поведения студента и регулируются студенческим этикетом. Также этикет межличностного общения включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к ним, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми студенту приходится встречаться в процессе обучения, в доме, где живет, в общественных местах. Одним из главных элементов вежливости студенты считают умение запоминать имена. С товарищами по институту, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости.

Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных отношениях и отношениях с преподавателями, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный студент учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на семинаре какой либо студент небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны студентов по отношению к преподавателю. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же — по отношению к однокурсникам.

Скромность в студенческой среде почти не обрела отличительные особенности. Скромный студент никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое материальное превосходство, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не ассоциируется ни с робостью, ни с застенчивостью.

Одной из главных особенностей студенческого этикета является сленг. Студенты в большинстве ситуаций употребляют сленговые слова и целые выражения, даже не замечая этого. Современный студенческий сленг образовался главным образом в молодёжной среде в университетах, но постепенно нашел себе применение и на периферии. Молодежь, как правило, легко и быстро подхватывает «прикольные» словечки. Они становятся своего рода паролевым языком для «своих». Знание часто применяемых в компании сленговых слов помогает подростку легче вписаться в группу, быстрее освоится и наладить психологический контакт. Представители разных неформальных молодежных течений пользуются огромным числом универсальных сленговых слов, то есть студент прекрасно поймет, что говорит ему байкер или панк. Стоит также добавить, что многие сленговые слова перекочевали из английского языка, претерпев лишь незначительные изменения. Сленг в большинстве случаев употребляется в неофициальной обстановке и при межличностном общении со сверстниками.

[2]

Студенты активно употребляют такие слова, как «абитуха» (абитуриенты), «семка» (семинар), «твикс» (неудовлетворительная отметка, двойка), «ботан» (зубрила), «канонить» (ксерокопировать), «перваки» (первокурсники), «бомба» (шпоргалка).

Читайте так же:  Деловой этикет предпринимателя

Для межличностного общения студентов характерно острое чувство юмора. Студенты стараются пошутить в любой удачный момент.

Следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

Вместо вывода нужно сказать, что потребность студентов в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. Но любой вид общения ограничивается определёнными рамками или правилами. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Студенчество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты принятой в студенческой среде, студенческому идеалу, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание.

Морально-этические принципы поведения студента

Этический кодекс определяет нравственные ориентиры поведения студентов Университета, основанные на общепризнанных нормах этики, морали, нравственности, уважении к преподавателям, сотрудникам, государству и обществу в целом.

Кодекс направлен на создание максимально комфортных условий учебы, благоприятного психологического климата в образовательной среде, формирование причастности к ценностям Университета.

Главная цель реализации всех норм настоящего Кодекса – укрепление нравственной культуры студенческого сообщества.

Каждый студент Университета, выполняя нормы данного Кодекса, вносит свой вклад в укрепление имиджа и деловой репутации Университета.

Студент Университета должен соблюдать Кодекс во время пребывания на ее территории и за ее пределами.

Студент в своей деятельности руководствуется следующими основными морально-этическими принципами поведения:

3.1 гуманное отношение к людям. Студент должен быть учтив и вежлив при общении с другими студентами, а также преподавателями, сотрудниками и руководством Университета, проявлять деликатность, тактичность, терпение, корректность, уважение ко всем окружающим. В случае необходимости оказывать им моральную поддержку. В случае возникновения затруднений в учебном процессе студент Университета имеет право обратиться за помощью к любому сведущему в таких вопросах студенту. Студент должен поступать по законам доброты и справедливости, ибо поступки превращаются в привычки.

3.2 уважение к правам, чести и достоинству личности. Студент должен уважать личности других студентов, преподавателей и руководства Университета, а также их мнение и точку зрения. Он обязан соблюдать высокую деловую и общую культуру. Отношения между студентами Университета строятся на основе взаимоуважения, доверия, сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, терпимости друг к другу, соблюдения принципа толерантности — проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям других народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и религиозных конфессий. Студент не должен допускать любых форм унижения чести и достоинства, физического и психического насилия над личностью, нецензурной, бранной речи в стенах Университета.

3.3 порядочность. Не допускается в беседах студентов публичная критика профессиональных или личных качеств других студентов, а также преподавателей и руководства Университета, равно как клевета и оскорбление. Студент должен быть предупредительным и тактичным по отношению к другим студентам, информируя их по вопросам, относящимся к их учебе, потенциальным учебным трудностям и другим проблемам, требующим солидарности. Между студентами и преподавателями, а также руководством Университета должны быть установлены доверительные отношения. Доверие достигается честностью и тактичностью студента.

3.4 честность. Считать нормой честное и добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей; исполнять их аккуратно и без принуждения. Везде и всегда достойно представлять свое учебное заведение, способствовать созданию его положительного имиджа, помня, что вне стен Университета каждый студент является его полномочным представителем.

3.5 ответственность и верность принятым обязательствам. Студент несет личную ответственность за соблюдение принципов поведения настоящего Кодекса и, в связи с этим, обязан принимать на себя все необходимые меры по его исполнению. Студент ALMU должен чтить, укреплять и приумножать традиции Университета. С честью и достоинством нести звание студента и выпускника ALMU, всегда старается не уронить достоинство и престиж Alma mater своим поведением и поступками.

принципиальность. Открыто выражать свое мнение и обращаться к администрации Университета, Ученому совету и ректорату с предложениями по вопросам улучшения учебно-воспитательной работы и организации внутренней жизни. Быть корректными и доброжелательными в общении, исключая элементы беспринципности и формализма.

закон стиля. Студентам следует придерживаться делового стиля одежды, избегать вызывающих вещей и макияжа, выглядеть всегда опрятно. Запрещается находиться в верхней одежде в стенах Университета.

закон привычек (здорового образа жизни). Курение разрешается только в специально отведенном для этого месте, на остальной территории Университета курить запрещено. Не допускается распитие спиртных напитков и принятие иных одурманивающих средств.

закон сохранения имущества. Студенты своим личным примером проявляют бережное отношение к собственности Университета, соблюдают чистоту и порядок во всех помещениях, а также на ее территории и не допускают проявлений вандализма.

Введение. Культура общения преподавателя и студентов»

Культура общения преподавателя и студентов».

Оглавление

3. Педагогический такт как важный компонент нравственной

4. Особенности взаимоотношений преподавателя и студента……9

5. Проблемы общения преподавателя и студента на экзамене…..14

Введение

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Читайте так же:  К особенностям делового общения относится

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контентанализ, метод общественной аттестации и др.

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Дата добавления: 2015-09-20 ; просмотров: 510 | Нарушение авторских прав

КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Культура речи изучает различные аспекты, связанные со словом. Этика формулирует нравственные нормы поведения человека в обществе. В итоге две эти науки обращены к проблемам позитивного речевого взаимодействия людей в социуме.

Как «талантливый человек талантлив во всем», так и культурный человек – культурен везде и со всеми. Однако есть ли особенность этики общения между студентом и преподавателем?

Начнем с речевого этикета.

Речевой этикет – стереотипные единицы речи, значение которых определено шаблонными ситуациями этикета поведения. По сути, речевой этикет – ритуал.

Основные составляющие речевого этикета – это речевые формулы, сопровождающие (или выражающие):

ü Благодарность или отзыв на благодарность

ü Согласие или несогласие

ü Переспрос (уточнение)

ü Просьбы поговорить

В богатом русском языке имеется достаточное количество речевых формул, связанных с пожеланием чего-либо. Они могут иметь оттенок возвышенности, торжественности: Примите самые сердечные (добрые) пожелания. Мы можем также передать пожелание через посредника: Передайте мою искреннюю благодарность; поблагодарите, пожалуйста, от моего имени.

По сути, речевой этикет представляет собой образец ярко выраженного стандартизированного речевого поведения и потому менее всего подвержен изменениям. Отношения «студент – преподаватель» тоже достаточно традиционны. Так, например, в русских монастырях, где в замкнутом пространстве послушники (они же ученики) многократно могли встретить своего настоятеля (или преподавателя), приветствовать его полагалось при каждой встрече.

Почему бы не последовать этому примеру и сегодня? Речевых единиц приветствия в русском языке достаточно. Инициальную (открывающую общение) ситуацию можно сопровождать разного рода осведомлениями и благопожеланиями, типичными для речевого этикета (от «Здравствуйте» до «Добрый день», от «Доброго здоровья» до «Бог в помощь!» (всего до 50 разностилевых единиц). При этом должна сохраняться высокая или нейтральная окраска тональности речевого этикета т.е. из ряда синонимов Приветствую вас! Здравствуйте! Здорово! Здрассьте! Хэлло! Хай! допустимы только 1 и 2. «В адрес преподавателя – бесспорно!» – скажете вы. А при преподавателе, но не к нему?» – не удержимся мы от вопроса…

Теперь об ответных приветствиях.

1) Приветствую вас! 2) Здравствуйте! 3) – Добрый день!
Здравствуйте! Доброе утро! Добрый!

Наверное, вам приходилось слышать в ответ на свое приветствие – Добрый день! реплику – Добрый! или даже Добрый, добрый! или, приветствуя по телефону кого-либо, слышать в ответ на приветствие – Да!

Добрый! и Да! не соответствуют ни синтаксической, ни стилистической норме, а также нарушают правила речевого этикета. Этот вопрос рассматривает в статье «Русский речевой этикет – приветствия» О.А. Крылова. Приведем ее доказательство:

«В норме реплика-релятив Да функционирует как ответ на вопрос. Но ведь звонивший никакого вопроса не задавал и на свое приветствие, естественно, ожидает только приветствия, а его-то и не последовало. Высказывание Добрый! – это уже не релятив, а предложение, являющееся в норме или тоже ответом на вопрос (но неполным, как в случае, например: Иван Кузьмич – добрый человек? – Добрый!, или сообщением, подтверждающим предыдущее, как в диалоге: Иван Кузьмич, по-моему, человек добрый. – Добрый!). Но ни вопроса, ни сообщения, которые нуждались бы в ответе или в подтверждении, не было, и, как и в первом случае, звонивший в ответ на свое приветствие не услышал ожидаемого приветствия. В обоих случаях произошло то, что в прагматике называют коммуникативным сбоем.

Приветствие говорившего фактически было проигнорировано: в ответ он не услышал приветствия, а значит, был нарушен речевой этикет, поэтому говорящий испытал эмоциональный дискомфорт, подобный тому, какой может испытать человек, протянувший руку для пожатия, когда эту руку вольно или невольно не заметили.

То, что реплики Да и Добрый! никак не могут интерпретироваться как приветствия, можно подтвердить и тем, что они не характеризуются той взаимозаменяемостью, о которой шла речь выше; так, нельзя представить себе такого обмена «приветствиями», как, например:

1) – Добрый! Или 2) – Да. Или 3)– Привет! Или 4) – Добрый!
– Здравствуй! – Добрый! – Добрый! – Добрый!

Кроме того, сочетания Добрый день! Доброе утро! и Добрый вечер! являются устойчивыми и неразложимыми и в качестве приветствия выступают только в полном своем составе»[26].

Здесь можно говорить о стремлении к экономии языка, но в этом случае собеседник нарушил и языковую норму, разрушив без необходимости устойчивое сочетание, и в то же время сэкономил на приветствии, чем вольно или невольно выказал если не свое неуважение к собеседнику, то явное к нему невнимание. Как считает О.А. Крылова, употребление Да и Добрый! в качестве приветствия приводит к нарушению языковых (синтаксических и стилистических) норм, к коммуникативному сбою и нарушению правил речевого этикета.

Читайте так же:  Технология делового общения

Важно также отметить, что стремление к экономии прослеживается и в других языках. Так, например, в английском языке в разговорной речи вместо Good morning можно услышать Morning! Обратите внимание, в этом английском приветствии остается указание на время суток, а в русском – указание на признак: «добрый». Поэтому в английском языке: – Morning! – Morning! остается приветствием, а в русском усеченная конструкция со словом «добрый» может быть только ответом на вопрос, но не репликой речевого этикета.[27]

Невербальные средства речевого этикета проявляются в общении не только как сопутствующие (простите – руку к груди, легкий поклон; привет – улыбка, кивок; привет – взгляд в сторону), но и как «заменители» некоторых реплик (приветствие = пожатие или взмах руки). Конечно, преподавателю рукой в учебном корпусе не помашешь. А если Вы встречаетесь на разных сторонах улицы? Бежать через дорогу, лавируя между мчащимися авто? Или же сделать вид, что не заметили, не узнали? Или преподаватель вне стен вуза перестает для вас быть таковым?

Кстати, младший по возрасту всегда приветствует старшего товарища или коллегу первым. Но руку для пожатия протягивает старший младшему, а не наоборот.

Еще один «тонкий» вопрос – а если преподаватель – вчерашний студент и не намного старше вас (или даже младше, как бывает на заочном отделении)? – Ответ однозначен: только на Вы и по имени, отчеству. Имейте в виду, что ошибочный выбор обращений приводит к речевому барьеру. Кроме того, правильность «обращения с обращением» – один из показателей воспитания коммуниканта (и ваш в том числе).

Вообще вежливое «Вы» возникло у всех народов на почве социального неравенства, однако вобрало в себя разные культурно-исторические традиции. В Венгрии, например, если старший или более знатный говорил дворянину «Вы», то это было признаком сомнения благородного происхождения этого дворянина. В российском быту сложился иной обычай. «Выканье» стало входить в обиход при Петре I, издавшим указ, по которому все челобитные должны были быть подписаны уважительно к себе, на «Вы», а, к примеру, не«Ивашка».

К XIX веку обращение на «Вы» стало нормой поведения в светских кругах (даже дети обращались к своим родителям на «Вы»). Отступления от этого правила носили обычно драматичный характер. Так, хорошо известен, такой исторический факт: После опубликования в «Литературной газете» от 30 октября 1830 года стихов о французской революции, Бекендорф вызвал редактора газеты – Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?», потом, не слушая возражений, раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь!». Это «ты» вместо общеупотребительного в свете «Вы» было настоящим оскорблением, пощечиной. И хотя позже, по настоянию друзей Пушкина и Дельвига главный цензор России принес свои извинения молодому человеку – вся эта история так подействовала на Дельвига, что он тяжело заболел и впал в апатию.

Сегодня местоимение «Вы» под влиянием не имеющего различий английского «you» и модного на западе обращения по имени (за неимением принятых отчеств) утратило свою «роковую» особенность. Но все еще принято в обществе.

ВЫ ТЫ
1. К незнакомому, малознакомому адресату. 2. В официальной обстановке общения. 3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном, холодном отношении к адресату. 4. К равному или старшему (по возрасту, положению) адресату [всегда]. 1. К знакомому, хорошо знакомому адресату. 2. В неофициальной обстановке общения. 3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату. 4. К равному или младшему (по возрасту, положению) адресату [ситуативно].

Теперь непосредственно об общении. Не пренебрегайте комплиментами, не стесняйтесь похвалить человека за хороший поступок, ободрить его в случае неудачи:Вы очень любезны; Вы настоящий джентльмен; Какая приятная неожиданность!; хорошо, прекрасно, талантливо; не огорчайся; не грусти и т.д.

Можно ли благодарить преподавателя за хорошую лекцию или интересный семинар? – Нужно! Это не пустая формальность. Это признание его труда, профессионализма, мастерства. В том числе и речевого, эмоционального.

Часто студентов удивляет, почему лектор не пускает в аудиторию опоздавших. Надо понимать, что это не прихоть преподавателя. Это – соблюдение культуры межличностных взаимоотношений в вузе. Прерывать объяснение, где важна подчас не только информация, но и интонация, пауза, ударение – ради чего?! Прерывать налаженное с аудиторией общение, процесс совместного творчества – ради кого? Извините, но семеро одного не ждут! Так что если Вы опоздали, не ломитесь в аудиторию, подождите до следующей пары.

Не _________________________________, не ___________________, не _____________________________________ (заполните пропуски сами!).

Дата добавления: 2016-10-23 ; просмотров: 702 | Нарушение авторских прав

Правила поведения преподавателей

Не только студентам, но и преподавателям во время нахождения в учебном заведении следует подчиняться законам этикета. Во многих университетах и институтах нашей страны даже созданы разделы, содержащиеся в Уставах образовательного учреждения или вынесенные в отдельное положение, посвященные установлению порядка поведения преподавателей при работе со студентами или в общении с коллегами. Причиной появления подобных пунктов стало порой совсем не примерное поведение преподавателей. Попытки достучаться до каждого студента иногда выводят учителя из себя, и дело доходит до крика или оскорблений в сторону обучаемых. Реакция у разных людей на такое поведение может быть тоже разнообразной, но в любом случае такое явление в обучаемом процессе недопустимо. Студенты, для которых хамское обращение является неприемлемым, сначала обижаются на преподавателя, затем личные эмоции мешают изучению материала, и, наконец, совсем разочаровываются в предмете.

К счастью, в академии, в которой обучалась ваша покорная слуга, таких недоразумений не случалось. В нашей академии государственной службы преподаватели ценили своё положение и старались соответствовать высокому званию учёного. Хотя находиться в равновесном состоянии духа в жизненной ситуации у многих преподавателей не так уж и просто. Небольшая зарплата толкает их на поиск подработок, а не написание научных работ, скептическое отношение студентов к получению диплома иногда закладывает сомнения в смысле своей работы. Так вот чтобы не допустить отрешения студентов от учёбы, преподавателям следует выполнять несложные правила этичного поведения на лекциях и семинарах.

Конечно же, эти правила лишь примерны и не имеют юридической силы, но для установки разграничения на «хорошо и плохо» они необходимы.

Читайте так же:  Хелен уилки основы делового общения rar

Поведение преподавателя во время лекций должно быть следующим:

Выполняя хотя бы эти правила, преподаватель обеспечит повышенное внимание и заинтересованность к своим лекциям, а значит, студенты получат должный объём знаний в определённой сфере науки. Конечно, хочется верить, что увеличение количества коммерческих учебных заведений не скажется на качестве знаний выпускаемых молодых людей. Пусть личное честолюбие и ответственность перед родителями, обеспечивающими высшее образование, не позволит студентам прогуливать лекции и «филонить» на семинарах.

Автор: Маликова Ксения, дата публикации: 17.11.2015 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Лекция 1. Понятие этики и этикета

Цель: ознакомить студентов с понятиями «этика», «этикет» и «этика делового общения».

Ключевые понятия: этика, этикет, нормы нравственности и поведения.

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка (одно из значений – надпись), а этика из греческого (привычка, нрав).

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общественной, так и в семейной жизни являются результатом многовекого процесса становления взаимоотношений. Без становления этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считась друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. И эта регламентация имеет глубокий смысл. Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует. Этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикетом называется составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение имеет определенная форма поведения.

Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила сменяются другими. То что раньше считалось неприличным становится общепринятым и наоборот.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято есть рыбу с помощью ножа или брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, явялются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что – нет.

Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.

Составляющими этикета являются: хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда, культура речи.

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Этика делового общения — учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, во взаимоотношениях деловых партнеров. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в профессиональной сфере деятельности. Существуют определенные принципы, на основе которых строятся деловые отношения. Принципы — это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Принципы этики деловых отношений:

1) обязательное исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

2) служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

3) принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

4) этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах.

5) различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

6) индивидуальное и коллективное начало равно признаваемые за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

7) не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкоформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

8) никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

9) постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и руководящего состава, и рядовых сотрудников.

10) при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.

11) стремление к бесконфликтности.

12) сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

В мире существуют разнообразные виды этических кодексов, хартий, деклараций.

Например, Кодекс чести госслужащего.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 2413 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2018. — 176 c.

  2. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.

  3. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2014. — 748 c.
Этика общения студентов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here