Этика педагогического общения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Этика педагогического общения" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Тема 3. Педагогическое общение. Педагогическая этика

Тестовые задания.

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы наиболее полно:

· В 1968г. американские ученые Розенталь и Джекобсон высказали идею о том, что у учителя в процессе преподавания складывается своеобразная оценка ученика и в дальнейшем учитель действует так, чтобы его мнение оправдало себя. Как стали называть это мнение об ученике? Какой эксперимент иллюстрирует это явление?

· Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые сидят на первых партах, эти дети при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли Вы предложить методику борьбы с субъективностью?

· Н.Ф. Маслова выделяет два стиля педагогического общения: демократический и авторитарный. Охарактеризуйте эти стили. Оцените их распространение среди педагогов. Можете ли Вы назвать причины столь неравномерного использования этих стилей?

· Педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому. Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы.

· Что Вам известно о стратегиях улучшения усвояемости материала, воспринимаемого на слух? Охарактеризуйте стили профессионального слушания.

· Назовите и охарактеризуйте три механизма воздействия преподавателя на студента.

· Приведите известные Вам классификации конфликтов. Каковы предпосылки конфликта? Перечислите основные тактики поведения в конфликте, обозначьте их положительные и отрицательные стороны.

Задание 2. Прокомментируйте отрывки:

· «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и , не обинуясь, скажу что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников.» Д.И. Менделеев.

· «Чем меньше у учителя свободного времени, тем скорее наступит время, когда ему будет нечего отдавать воспитанникам». В.А. Сухомлинский.

· « Искусство преподавания — не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его. А любопытство живет лишь в счастливых. Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того, чтобы переварить знания, их надо проглотить с интересом.» Анатоль Франс.

· «Главная задача преподавателя – это умение хорошо, мастерски преподавать свой предмет, доступно глубоко излагать учебную информацию, увлекать студентов потребностью знаний, возбуждать в них трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления.» С.И. Архангельский.

· «Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса» К.Г. Марквардт

Задание 3. Оцените ситуации с точки зрения педагогической этики:

· Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имеющего ни голоса, ни слуха.

· Бутлерова выставляли из класса за то, что он постоянно и безуспешно «химичил». В 26 лет он стал профессором МГУ, а затем великим химиком.

· Менделеев поступал в университет несколько раз и все время «заваливал» химию.

· Ньютон ничем не выделялся среди своих сверстников. В Тринити-колледже, в Кембридже он тоже ничем себя не проявлял.

· Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности. Кроме прилежания и примерного поведения за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании университета констатировалось, что Гегель – молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил.

· Когда Суриков принес свои рисунки в Академию художеств, где ему сказали: «С такими рисунками тебе не то что поступать в художественную Академию, а даже мимо ходить нельзя».

Задание 4.

Оцените с точки зрения пройденного материала приведенные фрагменты:

· «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохи.» Сократ

· «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, надменна, невыдержанна, просто ужасна.» Гесиод (720 г. до н.э.)

· «Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.» Египетский жрец 2000 лет до н.э.

· «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.» 1000 лет до н.э.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Этика педагогического общения

Самостоятельно выбирая методы обучения, учитывать особенности учащихся и добиваться развития каждого ученика, создавая доброжелательную и безопасную учебную среду.

3. Основные этические принципы деятельности учителя в системе «учитель-ученик»

Принцип заботливого и уважительного отношения к учащимся. Видеть в каждом ребёнке его достоинства, а также потенциал его развития. Оценивать не учащегося, а поступок. Создавать атмосферу взаимного доверия между учителем и учеником. Не нарушать принцип конфиденциальности. Быть заинтересованным слушателем.

Принцип поддержания безопасной и доброжелательной учебно- воспитательной среды. Предупреждать возникновение конфликтных и опасных ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса.

Принцип культурно ориентированного воспитания. Ориентировать ученика на культуру общения и поведения в мультикультурном обществе, соблюдая правила воспитания не только в школе, но и за её пределами.

Принцип социализации. Развивать коммуникативные и социальные навыки всех учащихся, добиваясь самостоятельного выполнения посильных видов деятельности.

Принцип познания учащихся. Узнавание учащегося не только по официальным документам, но и путём вовлечения в посильную учебную и внеклассную деятельность.

Принцип позитивности. Владение собой, своими эмоциями. Не использовать бранных и оскорбительных слов. Избегать иронии или насмешек. Управлять психоэмоциональным настроением класса. Оказывать психологическую поддержку каждому ученику, доброжелательно относясь ко всем учащимся.

Читайте так же:  Психология делового общения учебник для вузов

4. Основные нормы педагогической этики

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, демократических традиций Российской школы, конституционных положений и законодательных актов РФ, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

— Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

[1]

— Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

— Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

— Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — воспитания.

— Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

— Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

· Авторитет, честь, репутация

— Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

— Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

— В общении с обучающимися и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

— Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

-Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

— Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с обучающимися и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

— Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

— Педагог дорожит своей репутацией.

· Взаимоотношения с другими лицами

Общение педагога с обучающимися

— Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.

— В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к обучающимся позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

— Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

— При оценке поведения и достижений обучающихся педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

— Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся. Приняв необоснованно принижающие ребёнка оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

— Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

— Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему ребёнком информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

— Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих обучающихся, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

— Педагог не имеет права требовать от обучающихся вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

— Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам обучающихся. Он не имеет права навязывать обучающимся свои взгляды.

Общение между педагогами

— Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся или других лиц.

— Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

— Педагоги школы избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Взаимоотношения с администрацией

— Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

— В образовательном учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор учреждения.

— Администрация учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

— Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

— Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

— Оценки и решения директора учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

— Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

Отношения с родителями и законными представителями обучающихся

— Педагог консультирует родителей и законных представителей по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

— Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или законных представителях или мнение родителей или законных представителей — о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

— Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

— Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

— На отношения педагогов с обучающимися и на оценку их деятельности не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или законными представителями образовательному учреждению.

· Взаимоотношения с обществом

— Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

— Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

— Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

Читайте так же:  Современное деловое общение

· Академическая свобода и свобода слова

— Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

— При отборе и передаче информации обучающимся педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

— Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

— Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд учреждения.

· Личные интересы и самоотвод

— Педагог и руководитель учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

— Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

— Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

· Подарки и помощь школе

-. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

— В некоторых случаях, видя уважение со стороны обучающихся, их родителей или законных представителей и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.

— Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

— Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали обучающихся или их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

— Директор учреждения или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную образовательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

· Прием на работу и перевод на более высокую должность

— Директор учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности. Он не может назначить своим заместителем какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

— Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

— Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

5. Ответственность за нарушение Кодекса

Нарушением Кодекса признается невыполнение или ненадлежащее выполнение работником учреждения установленных настоящим Кодексом принципов, норм и правил поведения, а также совершение проступка, порочащего честь работника учреждения.

Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления учреждения и (или) комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей и может учитываться при проведении его аттестации, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения педагогическим работником аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий по итогам соответствующего расследования.

Nav view search

Авторизация

Рекомендации педагогу «Этика педагогического общения»

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой.

Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками.

Это принципы:
— ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
— уважения труда познания ученика;
— уважения неудач и слез ребенка;
— уважения тяжелой работы роста;
— уважения самобытности ученика;
— безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
— оптимальной требовательности и уважения;
— опоры на положительное в ребёнке;
— компромиссности спорных решений.
Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке
1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
7. Неумение выразить веру в ученика.
8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.
10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

С уважением педагог-психолог
Стрикина Т.Н.

Этика педагогического общения

Этика в профессиональной культуре педагога

Выполнила учитель математики

МБОУ СОШ №5 г. Пушкино

Антонова Елена Александровна

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Педагогическая этика как компонент нравственной культуры учителя

1. Понятие и основные составляющие педагогической этики

Педагогическая этика – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики .

Читайте так же:  Музыка против депрессии

Такт в буквальном смысле — «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

• иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

• тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,

Видео (кликните для воспроизведения).

• педагогический такт — это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт — это:

• «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;

• «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;

• «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;

• «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;

• «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог»;

• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

2. Признаки и элементы педагогического такта

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

— требовательность и уважительность к воспитаннику;

— умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

— деловой тон общения;

— внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

— во внешнем облике педагога;

— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

— в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег , учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его .

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

— индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога ;

— совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся .

Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

— от психического склада человека,

— его ценностных ориентации,

— уровня образования и общей культуры,

— влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

— авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

— взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

— стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

— все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,

— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

— предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

— такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

— неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

— почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

— ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

— наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

— высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

Читайте так же:  Улыбающаяся депрессия

— интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);

— умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

— отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

Этика педагогического общения
презентация к уроку на тему

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

Вложение Размер
Этика педагогического общения 427.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Этика педагогического общения Педагог-психолог КзПКУ Смоленова А.М.

Главным в отношении и в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. А.С. Макаренко

Педагогическое общение – это … …профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. …взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной комму­никативной деятельности. … продуктивное общение, результатом которого является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и учащихся. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает : уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем ; интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху ; — восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами

10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке. 1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии. 2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. 3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста». 4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа). 5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке. 6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. 7. Неумение выразить веру в ученика. 8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. 9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение. 10.Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

Условия успешного взаимодействия Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ученику; Единые требования, контроль; Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам; Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога; Положительное отношение к критике; Расширение кругозора преподавателя; Стимулирование учеников поощрением; Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада); Опора в работе на группы детей; Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны .

Вызовите кадета к доске: Равнодушно Спокойно Раздраженно Агрессивно С иронией Весело Доброжелательно С юмором

Упражнение «Педагогическая поддержка»

Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения . Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого, способствует повышению самоуважения и мотивации к деятельности

Справедливость Дипломатичность Благие намерения Пунктуальность Честность Бодрость Упорство Верность Чувствительность Творчество Честолюбие Правдолюбие Энергичность Остроумие Храбрость Доброта Склонность к риску Настойчивость Альтруизм Энтузиазм Талант Сила Спокойствие Организованность Забота Оригинальность Смелость Умение слушать Понимание Гордость

Упражнение «Позиционное общение»

Ситуация: Кадет грубо разговаривает, огрызается на замечания

Коммуникативные позиции «Педагог»: строгий, формально-оценивающий стиль «Кадет»: оправдывается, молча выслушивает нотации

Коммуникативные позиции « Педагог»: неуверенный, упрашивающий тон «Кадет»: высокомерное, вызывающее поведение

Ситуация: У кадета резко снизилась успеваемость

Ситуация: Кадет ушел с урока и преподаватель вызывает его для беседы

Nav view search

Авторизация

Рекомендации педагогу «Этика педагогического общения»

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой.

Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками.

Это принципы:
— ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
— уважения труда познания ученика;
— уважения неудач и слез ребенка;
— уважения тяжелой работы роста;
— уважения самобытности ученика;
— безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
— оптимальной требовательности и уважения;
— опоры на положительное в ребёнке;
— компромиссности спорных решений.
Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке
1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.
6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
7. Неумение выразить веру в ученика.
8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.
10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

С уважением педагог-психолог
Стрикина Т.Н.

Детский сад №28

8 (34355) 6-41-91

город Ирбит

11.06.2019 ПОБЕДИТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОГО СМОТРА-КОНКУРСА «ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД 2018-2019»

ПОБЕДИТЕЛИ – МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ II ДЕТСКОГО ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ « МУЛЬТ — ПАРАД»

ПОБЕДА ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ им. Л.С.ВЫГОТСКОГО

Делимся опытом на Второй Региональной школе для педагогов Свердловской области

АКЦИЯ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения.»

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

  • мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
  • постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
  • постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
  • высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
  • умение общаться.
Читайте так же:  Цитаты со смыслом депрессия

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение — это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров.

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем, друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом (словарь С.И. Ожегова);

[2]

Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию (педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада);

Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога;

Педагогический такт — профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта

Естественность, простота обращения без фамильярности;

Искренность тона, лишенная всякой фальши;

Просьба без упрашивания;

Советы и рекомендации без навязчивости;

Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

Серьезность тона без натянутости в отношениях;

Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

Требовательность без мелкой придирчивости;

Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

Развитие самостоятельности без мелочной опеки;

Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений.

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и родителя в процессе общения.

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще — воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том «как должно быть». Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

с ребенком мало занимаются в саду;

не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;

не могут найти подход к ребенку;

используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);

ребенка заставляют, есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);

часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Правила разрешения конфликтов:

Прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит – разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Своим поведением повлиять на партнера. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.

[3]

Первый, достижение результата (предметная цель).

Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель — взаимоотношения).

Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

Беседа одна из главных составляющих общения . Стратегия ведения беседы:

От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как правильно построить и качественно отработать каждый этап?

Источники


  1. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 437 c.

  2. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Харизматичный лидер. Переговоры с удовольствием. Энергия контакта (комплект из 4 книг) / Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 415 c.

  3. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.
Этика педагогического общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here