Этика профессионального общения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Этика профессионального общения" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Раздел 3. Этика профессионального общения

Тема №10. Служебная этика и этикет сотрудников судебной системы.

Сущность и структура этикета. История возникновения этикета. Основные принципы этикета. Сущность вежливости, скромности и тактичности. Доброжелательность и толерантность как сущностные характеристики современного этикета. Основные виды этикета. Служебный этикет в судебной системе.

Тема №11. Этические аспекты профессионального общения.

Профессиональное общение как социально-психологическая категория. Коммуникативная культура в профессиональном общении. Коммуникативная компетентность юриста. Управление профессиональным общением. Виды делового общения. Структура общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком. Особенности профессионального речевого поведения. Невербальный этикет. Культура установления психологического контакта с различными категориями участников судебного процесса. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Этика использования средств выразительности деловой речи. Культура дискуссии. Нравственное значение судебных прений. Этика обвинительной речи прокурора. Этика речи защитника.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № 1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9772 —

| 7383 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 3 этика и общение в профессиональной юридической деятельности

3.1 Профессиональная этика юриста

Этика, как наука включает в свой состав такие разделы как: этическая аксиология (исследует проблемы добра и зла); деонтология (изучает проблемы долга и должного); деспрективная этика (рассматривает мораль того или иного общества в историческом и социологическом аспекте); историческую этику (описывает процесс развития этических учений), социологию морали (анализирует общественные условия формирования моральных явлений), профессиональную этику (рассматривает правила поведения и деятельности, сложившиеся в рамках определённой профессии).

Профессиональная этика — так принято называть кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали общества, существуют еще и специальные нормы поведения для отдельных видов профессиональной деятельности. Особенно актуальной профессиональная этика является для профессий и специальностей, объектом которых является человек. Можно говорить о профессиональной этике врача, юриста, учителя, судьи, адвоката, но не строителя, токаря, слесаря и т. п. Несомненно, и для этих профессий существуют определённые нравственные предпосылки, но, тем не менее, мы не можем в данном случае говорить об особой профессиональной морали, а только о трудовой морали вообще.

Как известно, юридическая профессия объединяет различные специальности, такие как: адвокат, прокурор, следователь, судья и другие. Каждой специальности соответствует свой этический кодекс. Однако, существуют такие моральные принципы, качества, нормы, требования, которые характерны для всех юристов, в независимости от вида деятельности. К их числу относятся: соблюдение законности, личная ответственность за принятое решение, честность, добросовестность, беспристрастность и объективность, высокое чувство долга, уважение прав и свобод человека, справедливость.

Все юристы, без исключения, призваны обладать честью и достоинством. На основе данных категорий формируется репутация юриста. Для того чтобы юрист пользовался уважением в обществе, чтобы он был постоянно востребован, он должен не унижать честь и достоинство других лиц, и требовать такого же отношения к себе со стороны других лиц. Юрист должен быть образцом воспитанности, высокой культуры общения и поведения, примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности. От представителя права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

Следует отметить, что деятельность юриста, где бы он ни работал, носит публично–правовой характер. Поэтому, чтобы пользоваться уважением среди окружающих он должен проявить себя не только как знаток законодательства, но и как человек с высокими моральными устоями. Юрист должен всегда стремиться выносить справедливые решения. Сам термин «юстиция» (justitia) с латинского языка переводится как «справедливость», то есть юрист это своеобразный проводник справедливости. В юридической науке и в практической деятельности актуальной является проблема соотношения законности и справедливости. Иногда встречаются такие ситуации, когда, вынесенное законное решение, оказывается несправедливым, а также наоборот. Данные ситуации могут быть вызваны различными причинами: несовершенным законодательством, сложностью конкретной ситуации и т.д. Юрист, для принятия справедливого решения, должен детально рассмотреть все обстоятельства конкретного дела, взвесить все «за» и «против». Он должен быть беспристрастен. Только с учётом данных требований у юриста появляется возможность и необходимость быть справедливым.

Являясь публичной фигурой, юрист должен осознавать, что он всегда находится под грузом общественной ответственности. Данная ответственность способствует принятию наиболее взвешенных, оптимальных решений. Юрист всегда должен просчитывать свои действия, моделировать последствия, к которым они могут привести. Такая аналитическая работа позволит юристу свести к минимуму возможность приятия неверных решений. Но, наряду с общественной ответственностью, у юриста должно быть развито чувство личной ответственности. Он должен осознавать, что от его решений зависят судьбы людей, осуществление их прав и свобод.

Очень важную роль в деятельности юриста играет такая этическая категория как долг. Успешно выполнять свои трудовые функции юристы могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное назначение, выполняемых ими действий и готовы идти до конца в достижении тех, целей, на которые они направлены.

Ещё одним этическим требованием, предъявляемым к юристам, является совесть. В повседневной обыденной речи мы часто употребляем выражение «чистая совесть» или «спокойная совесть». Под ними понимается фактическое осознание человеком исполнения своих обязательств или реализации своих возможностей в данной конкретной ситуации. Причём данное осознание должно носить критический характер. У юриста всегда должна быть «чистая совесть».

Читайте так же:  Симптомы депрессии у женщин после 40 лет

Каждой юридической специальности, как уже отмечалось, присущ свой этический кодекс. В частности можно выделить судебную этику, адвокатскую этику, этику сотрудников органов внутренних дел и т.д.

Одной из разновидностей профессиональной этики юриста является судебная этика. Основателем судебной этики как науки принято считать известного русского юриста А.Ф. Кони. Судебная этика – это наука, изучающая нравственные принципы судопроизводства. Судебная этика призвана оказывать содействие нравственному воспитанию общества и, в частности, должностных лиц, осуществляющих судопроизводство. Судебная этика требует от юриста честности, справедливости, бескорыстия. Обладание данными качествами является первостепенным условием профессионального общения работников данной сферы.

Адвокатская этика направлена на то, чтобы не причинить вреда человеку, обратившемуся за помощью. В связи с этим адвокаты должны относиться к интересам своих клиентов как к самому важному, соблюдать конфиденциальность в отношении бывших и настоящих клиентов.

Этика сотрудников органов внутренних дел, наряду с общими моральными требованиями предусматривает и свои требования, обусловленные спецификой деятельности данной специальности. К их числу следует отнести: смелость, мужество, самообладание, самоотверженность.

В заключении, следует отметить, что все основные категории этики, находят своё отражение в профессиональной деятельности юриста. Конечно, перечень приведённых нами этических норм, правил, требований, не является исчерпывающим. Однако, без соблюдения, указанных нами этических норм, правил, требований, человек, занимающийся юридической деятельностью, не вправе называть себя юристом.

Тема 4: Этические основы профессионального общения

4.1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и

ОБЩЕНИЕ. Данное понятие психологи определяют как:

• «сложный, многоплановый процесс установления и развития контак-

тов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельно-

• «одна из универсальных форм активности личности (наряду с позна-

нием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов

между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая

потребностями в совместной деятельности

• «связь между людьми, в результате которой происходит влияние од-

ного человека на другого»

• «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в

одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как инфор-

мационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их

взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного по-

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом

является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но

такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, отно-

сится и к воспитаннику как субъекту? Это означает:

— уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем,

— интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопережи-

вание его успеху и неуспеху,

— восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми

только ему присущими качествами.

Основные функции педагогического общения [65]:

Информационная функция общения реализуется в обмене информацией

познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и уче-

никами. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной

и невербальной коммуникации.

Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя вос-

принимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в

особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень).

Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и

ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого

внутреннего мира педагога и воспитанника.

Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене об-

разами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказы-

вать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности

ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения

и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуля-

ции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрали-

зации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия

для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, называющей чувство уважения, симпатии, благодарности.

4.2.Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении

ЭМПАТИЯ. Это понимание другого человека без помощи слов через

ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием .

[1]

Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место другого, спо-

собность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на пережи-

вания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые ис-

пытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными.

В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопе-

реживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к аль-

труистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравст-

венная потребность в благополучии других людей, формируется представле-

ние о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама стано-

вится источником нравственного развития.

Эмпатия-сопереживание более свойственна учащимся младшего школь-

ного возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для подростков, имен-

но эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми.

СИМПАТИЯ. Симпатию можно трактовать как определенную чув-

ственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпа-

тия требует ответных эмоционально-положительных реакций — взаимности,

взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей; создает условия для

их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отноше-

ний порождается склонность к предпочтению, привязанности к определен-

Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовле-

творения создаются необходимые эмоционально-психологические условия,

благоприятная атмосфера для формирования и развития у человека способ-

ности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.

4.3. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание

[2]

и развитие личности учащегося

• индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и

обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, дос-

тигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая

• совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия

— взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как

на равноправного партнера по общению,

Читайте так же:  Хорошие манеры и деловой этикет елена бер

— стремление утвердить в жизни детского коллектива законы норматив-

— все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает

— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

— предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выго-

вор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный диском-

форт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на

учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение,

отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся,

который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не мо-

гут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют ве-

ру в справедливость своих наставников.

— такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

— неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от воле-

— почти полное невмешательство педагога в организацию вос-

— ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в классе образуются группировки, порой негативно настро-

енные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе,

эмоциональная удовлетворенность от общения.

— наиболее благоприятен для организации воспитательно-

образовательного процесса в школе,

— высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравст-

венную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доб-

— интерес к познанию ребенка (изучение его склонностей, способностей),

— умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспи-

— отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, аван-

сирование личности, успокаивающее замечание и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности;

формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается

благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно отно-

сятся друг к другу.

4.4. Этическая защита в педагогическом общении

Этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.

Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря

— сохранение педагогом собственного достоинства в общении,

— корректирование поведения воспитанника,

— сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.

«Мягкие» способы скрытой педагогической защиты:

«Вопрос на воспроизведение» — способ защиты, состоящий в том, чтобы приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Осуществляется педагогом с помощью вопроса и просьбы воспроизвести слова и действия, которые якобы оказались ему непонятными.

«Вопрос об адресате» — педагогом инсценируется наивное непонимание сказанного учеником. Суть данного способа в декларации невозможности той формы общения, которую предлагает воспитанник. Используется вопрос «Это вы мне сказали?» и дополняется мимикой недоумения и пластикой поиска, кому же собственно адресовано такое оскорбительное обращение.

«Окультуренное воспроизведение» — производится с целью корректирования поведения ученика. Демонстрация педагогом другой формы общения культурной. Используется фраза «Если я правильно вас понял. » и добавляется то, что сказал или сделал бы педагог, но в другой вербальной, этической, поведенческой форме. При взаимном согласии можно считать, что общение удалось вывести на высокий уровень.

«Ссылка на личностные особенности» — способ, доступный для педагога с сильным характером. Состоит в отстаивании каких-либо личностных качеств. «Я не привык к такому обращению», «Я не могу продолжать разговор в таком тоне». Педагог как бы сожалеет, что не может продолжить общение на таком уровне, но сказано это должно быть твердо и спокойно.

«Оправдание поведения» — способ, возвышающий воспитанника в данной ситуации, подчеркивающий признание его достоинств и тем самым влияющий на изменение его низкого поведения. Используются фразы типа: «Вероятно, ты хотел. », «Наверное, ты думал. » и др. Этическая защита представляет собой своеобразное зеркало, в котором ученик как бы видит свои положительные возможные мотивы поступка. Психологически воспитанник невольно соглашается с позитивными предположениями, и уровень общения немедленно поднимается выше.

Проявление доброжелательности» — способ веселого игнорирования того, что произошло. «Как хорошо, что вы напомнили мне. », «Если бы не вы, я бы совсем забыл. »

Следующие три формы общения представляют собой более жесткие ва-

рианты полускрытой этической защиты и могут быть использованы при об-

щении со старшеклассниками. Их применение также ограничено мерой соци-

ально-духовного развития школьника:

«Великодушное прощение» — способ видимого смирения с грубостью ученика, который пока не может вести себя культурно. «Если вам так хочется. », «Если только так вы и умеете, то пусть будет так. » Это очень сильная психологическая форма воздействия, она не предполагает дальнейшего общения в данный момент, тем более, выяснение отношений. Необходимо дать ученику «остыть», понять и осознать, что он неправ.

«Сопоставление достоинств партнера с его поведением» — одна из самых распространенных форм этической защиты, скрытый механизм влияния которой состоит в возвышении личности ученика, предоставлении ему этического пьедестала. «Вы такой. (положительное качество), а. повели себя. » — последняя часть фразы остается недосказанной, ее мысленно досказывает сам воспитанник. Следствие: с предоставленной высоты обычно падать не хочется.

«Оставить наедине с собой» — способ жесткий, лаконичный (порой с разрывом отношений). Ответственность за поведение целиком перекладывается на воспитанника. «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло. », «Вероятно, вы не способны понять то, что вы сейчас сказали. » Данный вариант может быть применен педагогом, когда ученик не может быстро осознать содеянное и упрямо стоит на своем.

Этика и правила делового общения

У каждого сотрудника есть представление о том, как он должен вести себя в команде. Это касается общения с начальником и с коллегами.

Без выполнения правил здоровый климат в коллективе невозможен. Поэтому руководителям и подчинённым важно найти общий язык, и поможет в этом этика делового общения.

Задачи этикета

Поведение на работе подразумевает моменты, касающиеся сотрудников в команде, и внешние контакты (между коллективами и общение с клиентами).

Читайте так же:  Депрессия война

Речевой этикет в деловом общении выполняет следующие задачи:

  • создаёт здоровую атмосферу;
  • повышает производительность;
  • побуждает к выполнению обязанностей.

Когда соблюдаются нормы делового общения, в коллективе постоянно ощущается приятная, располагающая атмосфера. Важно, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от проделанной работы, стремился выполнить её как можно лучше.

Этика делового общения разработана для применения на практике и для урегулирования рабочих ситуаций. Команду, в которой этикет делового общения стоит на первом месте, отличает уважение руководства к работникам, умение найти выход из конфликтной ситуации, принятие правильных решений в рабочих моментах.

Речевой этикет в деловом общении включает в себя несколько составляющих:

  • беседы;
  • переговоры с представителями других компаний;
  • презентации;
  • переписку;
  • собрания;
  • конференции;
  • разговоры по телефону;
  • консультации;
  • интервью;
  • собеседования.

В этих вариантах устанавливаются рабочие контакты, принимаются решения, происходит обмен информацией. Этика делового общения помогает установить чёткие границы, в пределах которых решаются деловые проблемы. При соблюдении правил поведения в мире бизнеса отдаются и принимаются распоряжения, сохраняется дружеская, профессиональная атмосфера.

Мудрый руководитель, применяя на практике этикет делового общения, добивается высокой производительности в компании. У сотрудников появляется мотивация, они готовы выполнять поставленные цели. Культура делового общения и грамотное применение её принципов создаёт позитивное настроение в команде.

Виды поведений в команде

Известно три варианта рабочего общения в коллективе:

  • сверху вниз;
  • снизу вверх;
  • по горизонтали.

Варианты рабочих контактов содержат общие правила. Каждый работник должен чувствовать уважение, независимо от занимаемой должности. Мудрый начальник стремится создать в команде дружелюбную атмосферу, придерживается корректного обращения с сотрудниками. Но в то же время не исключается субординация.

Культура делового общения включает в себя разговоры по телефону:

  1. Находясь на рабочем месте, недопустимо приветствовать человека обыкновенным «алло» или «да». Подняв трубку, нужно представиться, назвав компанию и занимаемую должность. В некоторых организациях к приветствию сотрудник добавляет своё имя.
  2. В процессе разговора следует быть как можно внимательнее. Клиенту приятно, когда к нему обращаются по имени.
  3. Ответы должны быть чёткими и по существу.
  4. В случае невозможности вести разговор, нужно обязательно извиниться, предложив перенести его на другое время.

Контакты руководителя с подчинённым

Если начальник хочет, чтобы в коллективе соблюдались нормы делового общения, то он должен на личном примере показать, как это работает. Отдать распоряжение можно несколькими способами. Сделать это можно в строгой форме или в виде просьбы. Как прозвучит распоряжение, зависит от того, насколько грамотно руководитель владеет этикетом при деловом общении.

Мудрый руководитель знает и ценит своих работников, прислушивается к их мнению и советам, готов пойти на компромиссы (не в ущерб работе).

Хороший начальник справедлив — этого требует этика делового общения. Если подчинённый допустил промах или неточность при исполнении обязанностей, то штрафы должны соответствовать размеру упущения. Так же и с поощрениями — выполненная работа требует вознаграждения.

Речевой этикет в деловом общении подразумевает сам разговор, и то, каким тоном произносятся фразы. Одно и то же распоряжение можно отдать разным тембром голоса, и в результате меняется его восприятие. Поэтому важны первые фразы, произнесённые для привлечения внимания собеседника. Культура делового общения предписывает приветствия, которые выбираются в зависимости от статуса, возраста и пола сотрудника.

Контакт подчинённого с руководителем

Одно из главных правил, которые предписывает этикет делового общения — уважение подчинёнными руководителя. Это не означает, что ему нужно льстить или во всём соглашаться.

Сотрудник со своим взглядом и мнением на вопросы, касающиеся рабочих моментов, и умеющий преподнести это в корректной форме — хороший сотрудник. Такие подчинённые преданы своей компании и не пренебрегают речевым этикетом в деловом общении.

При разговоре с начальником не рекомендуется указывать в резкой форме на обнаруженные недочёты. Культура делового общения при таком контакте сводится к умению подчинённого без лести, лжи и хитрости донести до руководителя нужную информацию. При спокойной и доброжелательной обстановке в коллективе сделать это несложно. Отношения подчинённых и руководителя, построенные на доверии , это применение правил этики в деловом общении.

Если подчинённый хочет внести предложения для улучшения работы компании, то не следует сразу идти к высшему руководителю компании. Сначала нужно обратиться к ближайшему начальнику, иначе нарушится субординация. В дальнейшем такое поведение подчинённого внесёт разлад в коллективе.

Правила делового общения

У каждого сотрудника есть права и обязанности. Хороший начальник равномерно распределяет нагрузку между подчинёнными. Хотя каждый сотрудник выполняет свою работу, он обязательно сталкивается и контактирует с другими коллегами.

Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, мешающих рабочему процессу, важна культура делового общения:

Важно как сотрудники приветствуют друг друга. Этика делового общения позволяет использовать следующие приёмы:

  • приветливый взгляд;
  • улыбка;
  • уместные комплименты;
  • проявление заинтересованности;
  • уважение;
  • подчёркивание значимости работника;
  • тёплые слова.

[3]

Такие варианты помогают создать спокойную, рабочую обстановку в коллективе.

Командные правила

В компании каждый сотрудник наделён обязанностями, которые он исполняет и несёт за них ответственность. Знающий руководитель знает, когда назначить поощрение работнику, и в то же время замечает упущения. За некачественное исполнение рабочих моментов назначается соответствующее взыскание.

В команде рабочий процесс состоит из положительных и отрицательных моментов. Культура делового общения регулирует возникающие вопросы. Если грамотно применять правила коммуникации, то критика воспринимается без обид и отрицательных эмоций.

Чтобы в коллективе сохранялась спокойная, рабочая обстановка, руководитель исключает любое психологическое давление. Этика делового общения исключает угрозы, давление со стороны руководителя или других сотрудников, унижение. Сотрудники понимают, что работают в одной команде, а компания — вторая семья. Только так добиваются впечатляющих результатов.

Некоторым сотрудникам трудно влиться в коллектив. Неуверенные действия, заниженная самооценка, опасения приводят к тревожному состоянию и неспособности справляться с рабочими обязанностями. Но если в коллективе здоровая атмосфера и сотрудники настроены доброжелательно, то проблема разрешится. Правила общения в рабочей обстановке, соблюдаемые коллективом, избавят от ненужных опасений.

Читайте так же:  Депрессия в сша

Команда, в которой применяются правила коммуникации, отличается здоровой атмосферой. Уважение присутствует по отношению к руководителю, между работниками, и при контактах с клиентами. В таком коллективе нет места сплетням, соблюдается коммерческая тайна, и на работу люди приходят с удовольствием.

Несоблюдение правил поведения в рабочей обстановке приводит к негативному эффекту. Грамотный руководитель, желающий успеха компании, поддерживает в коллективе здоровую обстановку и общение , соответствующее общепринятым нормам.

Психологические основы общения, профессиональная этика

Исследование психологической специфики процессов общения. Изучение особенностей делового общения. Основные жанры устного делового общения. Характеристика способов психологического влияния на собеседника. Анализ общих принципов профессиональной этики.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 238,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТАРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

на тему: «Психологические основы общения, профессиональная этика»

Выполнила: Попова Э.С

Проверил: Никитина С. Е.

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ И ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

ОБЩЕНИЕ — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Особенности делового общения заключаются в том, что

— партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

— общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

— основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. В данном реферате мы кратко рассмотрим психологические основы общения, различные способы психологического влияния в ходе общения, профессиональную этику.

Структура данного реферата состоит из введения, одного параграфа, заключения и библиографического списка.

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ И ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Рис.1 Виды общения

1. Коммуникация — обмен информацией, идеями представлениями, чувствами интересами настроениями.

2. Перцепция — восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.

3. Интеракция — стратегия, тактика и техника взаимодействия людей, организация их совместной деятельности для достижения определённых целей.

Мотивы общения (взаимодействия):

* максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

* максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

* максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

* максимизация выигрыша другого (альтруизм);

* минимизация выигрыша другого (агрессия);

* минимизация различий в выигрышах (равенство).

Рис.2 Основные жанры устного делового общения

Существуют различные способы психологического влияния в ходе общения: убеждение, внушение, самовыдвижение (самопрезентация), просьба, принуждение, критика, игнорирование, манипулирование и ряд других.

Рассмотрим некоторые из этих способов.

Убеждение — сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу лиц, имеющее целью изменение их мировоззренческих позиций и решений.

Внушение — сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу лиц, основанное на их некритическом восприятии передаваемой информации, доверии и авторитете к передающему информацию. Средствами влияния при внушении выступают личный авторитет передающего информацию, его уверенное поведение, отчетливая речь, использование условий и обстановки, усиливающих воздействие говорящего.

Самовыдвижение (самопрезентация) — открытое предъявление свидетельства своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству.

Просьба — спорный вид влияния, иногда считающийся разрушительным для того, кто просит. Но со стороны менеджера за формой просьбы могут быть скрыты требования.

Принуждение — требование выполнить распоряжение инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Средства: объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы, без каких-либо объяснений.

Критика делится на:

Конструктивную критику — одно из основных коммуникационных умений руководителя, позволяющего критиковать своих коллег и подчиненных, не наживая врагов, формируя благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Данная форма критики наиболее приемлема в хозяйствующих организациях с демократическим характером отношений.

Деструктивную критику — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека (группе) в виде осмеяния и «поношения» его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо». Данный способ относится к неконструктивным видам влияния, так как противоречит потребности человека в осознании своей значимости и силы.

Игнорирование — умышленное невнимание. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения. Однако иногда может выступать как тактичная форма прощения неловкости или бестактности партнера. Средства: демонстративные отвлечения; невыполнение обещаний с отсутствием попыток что-либо объяснить; внезапная смена темы разговора.

Манипулирование — скрытое от адресата побуждение, толкающее его к переживанию каких-либо состояний, изменению отношения к чему-нибудь, собственных целей. Для манипулятора важно, чтобы адресат считал его мысли, чувства, решения и действия своими. Средства: нарушение личного пространства (слишком тесное приближение и касание); ускорение или замедление темпа беседы; подзадоривающие высказывания (вряд ли ты сможешь это сделать); обман, введение в заблуждение, клевета, замаскированные под малозначительные и случайные высказывания; преувеличенная демонстрация своей «глупости» (неопытности, неосведомленности) для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь; невинный шантаж (дружеские намеки на ошибки, промахи и нарушения, шутливое упоминание старых грехов и др.); формирование благосклонности (благоприятные суждения об адресате, оказание ему услуги, хвастовство, лесть). Относится к неконструктивным видам влияния, так как манипуляция противоречит потребности человека быть значимым, незаменимым, уважаемым.

Читайте так же:  Мемы про депрессию

Рис. 3 Структура делового общения

деловой общение профессиональный этика

Далее рассмотрим профессиональную этику.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА— термин, используемый для обозначения:

· системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»);

· направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности.

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы.

Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Слово «общение» происходит от слова «общность». Общение тогда продуктивно, когда есть действительная общность — то, что объединяет стороны общения, создает вместо разрозненных индивидуальных «Я» ситуативное «Мы». Это может быть общность их материальных или иных интересов (мотивационная общность), общность информации (когнитивная общность), общность действий — совместная деятельность (поведенческая общность), или общность эмоций (эмпатия).

Другими словами, главным принципом эффективного общения является психологическое сближение его участников, создание их совершенно определенной общности.

Для успеха любого рода практической деятельности владение средствами ее осуществления, в данном случае знанием психологических основ общения, имеет важное значение.

Подводя итог, нужно отметить, что общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

1. Пелл А. Как управлять людьми / пер. с англ. — М.: Изд-во АСТ, 2005.

2. Сандомирский М. Е. Психология коммерции: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. зведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Шарухин А. П. Психология менеджмента. — СПб.: Речь, 2005.

Источники


  1. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.

  2. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.

  3. От заботы до власти. Мамочка, пожалуйста. Как стать лучшей мамой. Мысли многодетной мамы. — Москва: Мир, 2016. — 983 c.
Этика профессионального общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here