Индивидуальные особенности личности в деловом общении

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Индивидуальные особенности личности в деловом общении" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении

Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием среды в процессе воспитания и обучения.

К первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым и складывается личность, принадлежит темперамент, присущий человеку от рождения. Он является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка (например, характера).

Темперамент обладает определенным набором основных психологических характеристик:

— активность — интенсивность взаимодействия с окружающим миром;

— темповые характеристики — скорость выполнения любых действий — речи, ходьбы, движений и т.д.;

— эмоциональность — глубина эмоциональных реакций;

— уровень тревожности — индивидуальная реакция человека на различные жизненные обстоятельства;

— чувствительность — тонкость восприятия внешнего мира;

— ригидность — пластичность — способность к быстрой перестройке и адаптации;

— экстраверсия — обращенность вовне;

— интроверсия — обращенность внутрь себя, на себя;

— подчиненность — доминантность , склонность к лидерству — склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим.

Рассмотрим, как типы темперамента проявляются в поведении людей, в отношении к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.

Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы, т.е. нервные процессы, обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью реакций возбуждения и торможения нервных процессов. Сангвиники высоко активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше выдерживать различные нагрузки. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Эмоции преимущественно положительные. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач свойственны большинству людей этого темперамента. Этот тип «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени. В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются высокой общительностью, обилием различных контактов с людьми. Это способствует получению самой обширной и разнообразной информации, что немаловажно для широкого влияния на поведение людей. Указанные свойства и качества достаточно точно и правильно позволяют его оценить, хорошо понимать его, строить четкую линию отношений с ним.

Меланхолики хорошо отзываются на поощрение, наказание выбивает их из привычной колеи и делает неспособными успешно выполнять задание. Они с трудом работают в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Однако в более спокойных условиях вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолики глубоки и длительны. В каком жизненном проявлении это выразится: в злопамятности или поэтическом даре -вопрос воспитания.

Сам по себе темперамент не является ни хорошим, ни плохим. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Если свои «плюсы» необходимо не только осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то недостатки нужно постоянно держать под контролем.
Умение определить хотя бы приблизительно темперамент других людей служит хорошей предпосылкой для установки взаимоприемлемых отношений с ними, в том числе и в деловых контактах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава 3. Проявление индивидуальных особенностей личности

в деловом общении. 46

3.1. Темперамент. 46

3.2. Характер и воля. 50

3.3. Способности — важное условие успеха в профессиональной деятельности. 53

3.4. Эмоции и чувства. 55

Глава 4. Конфликты в деловом общении. 59

4.1. Конфликт и его структура. 59

4.2. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. 60

4.3. Правила поведения в конфликтах. 61

Глава 5. Психологические тесты. 64

Тест № 1. Умеете ли вы излагать свои мысли. 64

Тест № 2. Коммуникабельны ли вы. 65

Тест № 3. Приятно ли с вами общаться. 66

Тест № 4. Уровень владения невербальными

компонентами в процессе делового общения. 67

Тест № 5. Умеете ли вы слушать. 68

Тест № 6. Тип темперамента. 68

Тест № 7. Волевой ли вы человек. 71

Тест № 8. Коммуникативные и организаторские способности (КОС). 72

Тест № 9. Эмоциональная чувствительность. 74

[2]

Тест№ 10. Насколько вы конфликтны. 76

Тест № 11. Стратегия поведения в конфликте. 77

Глава 6. Дополнительная информация. 79

6.1. Аргументы и их влияние на эффективность общения. 79

6.2. В общении мелочей не бывает. 80

6.3. Подарки в нашей жизни. 81

6.4. Поведение за столом. 82

6.5. Секреты общения в поисках работы. 83

Список литературы. 108

Шеламова Галина Михайловна

Деловая культура и психология общения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8611 —

| 7413 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

III. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

Знание своих индивидуальных особенностей, умение анализировать индивидуальные особенности собеседника имеют большое практическое значение для непрерывного саморазвития и профессионального роста уча­щихся. Определение индивидуально-психологических особенностей собе­седника позволяет выработать модель поведения в процессе общения, и особенно в конфликтной ситуации.

Знания в области психологии общения помогают учащимся легче адап­тироваться к современным условиям рынка и ориентироваться на повыше­ние индивидуальной конкурентоспособности.

Вопросы и задания

1. Конкретный человек со своеобразными физическими, физиологиче­скими, психологическими, социальными качествами и свойствами — это:

2. Раскройте сущность определения «личности». Какая функция обще­ния играет ведущую роль в процессе становления личности?

3. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу со­ответствуют: а) темпераменту; б) экстраверсии; в) интровсрсии.

1. Ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли; внешнее спо­койствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминание.

2. Динамическая характеристика психической деятельности.

3. Ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, лег­кость вступления в контакт, любовь к риску и действиям.

4. На примере, рассмотренном на с. 71, определите тип темперамента каждого молодого человека.

5. Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:

а) повышенная активность;

б) длительная работоспособность;

г) сосредоточенность внимания;

и) стойкие формы поведения; к) непоседливость; л) быстрая переключаемость; м) бедность движений.

Читайте так же:  Сколько симптомов депрессии

6. Выберите те из определений, которые по смыслу соответствуют по­нятиям: а) холерик; б) флегматик; в) сангвиник; г) меланхолик.

1. Склонность к переживанию, неэргичность, застенчивость и робость при общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержан­ность речи и движений.

2. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота сме­ны настроения, работоспособность, склонность к лидерству.

3. Медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, сла­бость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, работоспо­собность, вдумчивость.

4. Жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности, легкость переживания неудач.

7. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:

в) переменчивость настроения;

г) сосредоточенность внимания;

ж) порывистость в движениях;

з) ровное и спокойное настроение;

и) возбужденное состояние;

к) невыразительность речи;

л) быстрая приспосабливаемость к новой обстановке;

8. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:

9. Заполните таблицу.

Характеристика типов темперамента

Отношение к критике

Отношение к новому

10. Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность осо­бенностей личности — это:

11. В течение жизни у человека могут изменяться:

а) черты характера;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

12. Основой характера является:

13. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «человек с характе­ром», «мямля», то подразумеваем:

а) свойства темперамента;

б) волевые черты характера;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

14. Сознательное регулирование человеком своего поведения и дея­тельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий — это:

15. Решительный и торопливый — это синонимы? а) да; б) нет.

Ответ поясните (для этого воспользуйтесь словарями).

16. Вспомните уроки литературы и объясните образ «лишнего челове­ка» с позиции основных этапов волевого процесса.

17. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют: а) целеустремленности; б) самообладанию; в) самостоя­тельности; г) решительности; д) настойчивости.

1. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твер­дые решения и претворять их в жизнь.

2. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной борьбы с трудностями, встреча­ющимися при достижении целей.

3. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые мо­гут отвлечь человека от достижения поставленной цели.

4. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступками.

5. Способность человека подчинять свои действия целям, которые не­обходимо достигнуть.

18. Волевое качество человека, направленное на активное, старатель­ное и систематическое исполнение приятных решений — это:

19. В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества проходных баллов. Но на пятый год поступления ее мечта осуществилась.

Какие основные волевые качества преобладали у девушки? Ответ обо­снуйте.

20. Закончите предложения, которые вам соответствуют.

1. Мне трудно себя назвать волевым человеком потому, что.

2. Мои друзья считают меня волевым человеком из-за того, что.

3. Я считаю себя волевым человеком потому, что.

4. Некоторые знакомые называют меня безвольным из-за того, что. С целью обоснованности ответа проанализируйте основные волевые

21. Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы

в ней, характеризуют:

22. Способности проявляются:

а) в знаниях, умениях, навыках;

б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков.

23. Человек появляется на свет:

а) с общими способностями;

в) со специальными способностями.

24. Высокий уровень развития специальных способностей называют:

25. Из предложенных определений выберете те, которые по смыслу соответствуют: а) эмоциям; б) настроению; в) страсти; г) аффекту.

1. Сильное, кратковременное эмоциональное состояние, возникаю­щее внезапно.

2. Яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние,

направленное на удовлетворение потребностей.

3. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающие действия, мысли и поведение человека.

4. Явления, которые выражаются в переживании человеком своего от­ношения к окружающей действительности и к самому себе.

26. Эмоции, при которых у человека «все в руках горит», «готов свер­нуть горы»:

27. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях:

а) «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега, после неудачного

разговора с клиентом;

б) «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал копить деньги» (Из разговора двух

[3]

в) В конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и от­швырнул его в сторону.

28. Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки», «Видеть все в темном цвете»?

29. Опишите эмоции холерика, флегматика, сангвиника, меланхо­лика.

30. Для какого типа темперамента характерно устойчивое, жизнерадо­стное настроение:

б) для сангвиника;

в) для флегматика;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) для меланхолика.

31. Укажите правильный ответ. Научные работы по клонированию со­провождаются:

а) интеллектуальными чувствами;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны. Выбор ответа аргументируйте.

32. Мимика и пантомимика:

а) помогают общению;

б) препятствуют общению;

в) ни помогают, ни препятствуют.

33. Проявление эмоций зависит:

а) от воспитания;

б) от темперамента;

г) от принятых правил приличия;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

34. Волевые действия проявляются в умении:

а) контролировать свои эмоции;

б) сдерживать себя;

в) проявлять терпение;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

35. Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем:

а) по вербальным средствам общения;

б) по невербальным средствам общения;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

2. Личность — это человек, включенный в систему общественных от­ношений; он формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельно­сти.

В процессе становления личности ведущей функцией общения являет­ся формирующая.

3. а) — 2, б) — 3, в) — 1.

4. 1 — холерик, 2 — сангвиник, 3 — флегматик, 4 — меланхолик.

Психологические особенности делового общения

Читайте также:

  1. Cоциальная ситуация развития, ведущие психологические новообразования подросткового возраста
  2. ICQ — это способ общения в сети, который позволяет вести беседу с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем.
  3. III СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ
  4. IV. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА 1 страница
  5. IV. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА 2 страница
  6. IV. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА 3 страница
  7. IV. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА 4 страница
  8. VI. Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК)
  9. VI. Психологические методы повышения безопасности.
  10. VI.9. Особенности организации производства туристского продукта
  11. VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.
  12. XVI. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ У ДЕТЕЙ
Читайте так же:  Депрессия у детей и подростков

Виды общения

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.

3.Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4.Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностныерасхождения.

5. Духовное, личностное общение сосредоточено, в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7.Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив»[9].

Деловое общение – это процесс речевого взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом с целью достижения определенного результата. Деловое общение включено в производительную деятельность и направлено на повышение качества и улучшения результата этой деятельности. Оно возникает в ситуациях совместной работы или учебы и не затрагивает внутренний мир участников общения, его содержанием являются процессы и вопросы, связанные с производством.

Кодекс делового общения:

– принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

– принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

– принцип качества информации – « не ври»;

– принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

– принцип ДУ – «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

– принцип эмпатии – «умей слушать и понять чужую мысль»;

– принцип психологической грамотности – «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела» [4].

Формы делового общения

Форма делового общения представляет собой важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано в разной форме. Например, обсуждение проекта может проходить в форме деловой беседы, делового совещания или деловых переговоров.

Деловая беседапредставляет собой диалоговую форму коммуникации, в которой межличностное общение деловых партнеров ограничено формально-ролевыми и пространственно-временными рамками. При этом осуществляется не только обмен информацией, но и направленное взаимное психологическое воздействие.

Деловое совещание применяется когда необходимо совместное коллективное обсуждение какой-либо проблемы. Численность участвующих, как правило, больше, чем при деловой беседе. Психологическое влияние исходит от лидера совещания. Продолжительность рекомендуется не более двух часов. Выделяют несколько типов деловых совещаний:

– оперативное – решение ситуационных вопросов;

– организационное – координация действий структурных подразделений;

– планирующее – определение стратегии и тактики деятельности;

– мотивационное – стимулирование производительности труда;

– контролирующее – контроль за результатами деятельности.

Пресс-конференцияприменяется, когда надо ознакомить общественность с точкой зрения организации на какую-либо социально-значимую проблему в целях создания позитивного корпоративного имиджа. Это кратковременная официальная встреча с представителями СМИ, которая длится, как правило, не более часа. Участвуют ведущий, докладчик, эксперты и представители СМИ, задающие вопросы.

Деловые переговоры в отличие от остальных форм делового общения имеют более жесткие формально-ролевые и статусные рамки. Обязательно следование протоколу. Полномочия участников определены более четко и конкретно. Различают два вида деловых переговоров: спонтанные (импровизированные) и спланированные (к которым готовятся заранее).

Презентация– это первое официальное представление фирмы и ее продукта на рынке.

На презентации присутствуют, как правило, заинтересованные группы, пресса, представители бизнеса. В зависимости от целей и задач, стоящих перед презентацией принято различать следующие ее виды:

– по памяти – заранее подготовленный наизусть текст подается ведущим презентации таким образом, что из него логично следует необходимость покупки, заключения контракта и пр.;

– по плану – с применением личностного подхода к потенциальному партнеру по заранее подготовленному сценарию;

– c удовлетворением потребностей – потребности партнеров выявляются заранее – постановкой вопросов, затрагивающих качество товара или услуги;

– с решением проблем – потребности потенциального партнера тщательно анализируются и на этой основе оформляется письменное предложение по удовлетворению его потребностей.

Деловые приемы хотя и имеют более свободную и раскованную атмосферу, нежели деловая беседа или деловые переговоры, однако преследуют ту же самую цель – заключить взаимовыгодную сделку. Деловые приемы классифицируют таким образом: приемы сидя, с наличием посадочных мест; приемы стоя, без посадочных мест. Кроме того приемы можно разделить в зависимости от времени проведения: дневные (рабочий завтрак, завтрак) и вечерние ( коктейль, бокал шампанского, обед) [4].

В деловых ситуациях важно не только понимание потребностей, мотивов, установок делового партнера, но и прогнозирование его психических реакций, его поведения, динамики развития деловой ситуации. В деловых отношениях реализуются универсальные этические принципы делового общения, ценностные ориентации и установки, профессионально ориентированный деловой этикет.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 514 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении.

На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер.

Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя.

Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент.

Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический (табл. 1).

Таблица 1. Виды темпераментов и их свойства

Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других — внутренне желательны, для третьих — представляют осознанную необходимость.

Признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.

Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.

2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе.

3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.

В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации:

  • группа X (резистентные работники) — не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу;
  • группа Y (пассивные работники) — выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач;
  • группа Z (активные работники) — полностью способная и желающая работать, с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить те направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность:

Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека, работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.

19) Роль характера в структуре личности и его отражение на физических, интеллектуальных и духовных свойствах человека. (см. вопрос 18)

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 60 ; Нарушение авторских прав

Курсовая работа: Личность в деловом общении

Тема: Личность в деловом общении

Тип: Курсовая работа | Размер: 185.03K | Скачано: 57 | Добавлен 26.11.09 в 00:15 | Рейтинг: +6 | Еще Курсовые работы

Содержание.

Введение. 3

1. Личность как субъект и объект общественных отношений. 5

1) Определение личности 5

2) Понятие делового общения. 6

2. Формирование личности 8

1) Воспитание личности в семье. 8

2) Составляющие элементы структуры личности. 18

3) Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности. 25

3. Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях. 30

Заключение. 37

Список литературы. 39

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («над природной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. В деловом общении личность определяется как [1]:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру [3]. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Целью работы является изучение структуры личности в деловом общении. В соответствии с этим задачами являются:

  1. Личность как субъект и объект общественных отношений.
    1. определение личности,
    2. понятие делового общения,
  2. Формирование личности.
    1. воспитание личности в семье,
    2. рассмотрение составляющих элементов структуры личности,
    3. рассмотрение гуманистических и когнитивных подходов к пониманию психики личности,
  3. Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – личность в современных условиях.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение различных подходов к проблеме формирования личности.

Теоретической основой исследования социально-психологических и культурологических аспектов проблемы формирования личности послужили труды: Л.И. Божович, К.Д. Ушинский, А. Герцен, З. Фрейд, А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма, К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Келли, Л.Г. Ионин и др.

Тема 3. Личность в деловом общении

Читайте также:

  1. Вопрос третий. Мотивация и личность. Защитные механизмы мнимой личности
  2. Государство, право и личность
  3. Как называется направление современной психологии, где в центре находится личность — «Я», право человека быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность?
  4. Личность в онтогенезе.
  5. Личность в современном обществе.
  6. Личность Ганемана
  7. Личность есть субъект целеполагания и волевого решения.
  8. Личность и внутренняя деятельность императора Павла I.
  9. Личность императора Александра Николаевича.
  10. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  11. Личность как субъект педагогического процесса
  12. Личность М.А. Булгакова
Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  4. II. Доходы от обычных видов деятельности
  5. PR в выставочной деятельности.
  6. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  7. PR-тексты в деятельности пресс-службы
  8. V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  9. А) постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности
  10. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
Читайте так же:  Работа с претензиями и конфликтами

Еще в глубокой древности мыслителями прошлого подмечено, что индивидуальные особенности человеческой психики существенным образом связаны с межличностными отношениями, деловым общением, что обусловлено не только генетическими, но и социокультурными влияниями.

Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличии существенных различий в их психической структуре. Ход мыслей человека, его поведение зависит от целого ряда врожденных и приобретенных личностных черт, таких как инстинкты, способности, его темперамент, мотивы, установки и т.д.

Описать структуру личности, раскрыть закономерности ее формирования и функционирования, пытались многие исследователи. Например, теории Кречмера и Шелдона раскрывают связь между особенностями характера и физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление различных элементов, уровней психической структуры. Сюда можно отнести психоанализ Фрейда и аналитическую психологию Юнга. Представители феноменологического и когнитивного направлений поставили вопрос о роли самоактуализации, когнитивных процессов в эволюции психики индивидов, о возможностях прогнозирования жизненных ситуаций с помощью «личностных конструктов».

Модель психической структуры личности сложилась у Зигмунда Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. По Фрейду, структура психики состоит как – бы из трех уровней. Самый нижний уровень – половая энергия, которую он называл «либидо», или «оно». Второй уровень – это наше сознание, индивидуальный опыт, наше «Я» и третий уровень – это запреты и индивидом, «сверх – Я». Суть этой схемы в том, что половая энергия постоянно стремится к самореализации, но на ее пути встает наше «Я» и «сверх–Я». Таким образом Фрейд подошел вплотную к очень интересному механизму – точнее, к целой группе психологических механизмов, подробно разработанных уже после его смерти сестрой Фрейда, Анной и получивших название бессознательных механизмов психологической защиты.

Читайте так же:  Хандра евгения онегина

Согласно классической схеме психоанализа, «оно» – это кипящий котел, причем герметически закрытый. Как снять излишнее напряжение? Выхода два: или утолстить стенки, этот принцип Фрейд назвал вытеснением, либо открыть клапан, выпустить энергию, направить ее в приемлемое для общества русло, например, самореализуясь в художественном творчестве. Это типичное для человеческого поведения явление Фрейд назвал сублимацией. В ее существовании не приходится сомневаться: достаточно вспомнить веселую комедию «Укрощение строптивого», где главный герой Эдуардо Челентано колол дрова, тем самым «канализируя» накопившуюся сексуальную энергию в приемлемые для общества формы.

На основе вытеснения и сублимации и формируются бессознательные механизмы психологической защиты. Почему они так называются? Дело в том, что любой человек неосознанно стремится сохранить высокую самооценку, но делает он это по–разному. Сколько этих механизмов – ученые психологи спорят до сих пор. Одни говорят восемь, другие – десять, третьи – шесть, но само существование этих механизмов общепризнано. Их надо знать и учитывать в деловом общении. Более подробно об отрицании, рационализации, проекции, идентификации и т.д. Вы можете узнать об этом на страницах компьютерного обучающего пособия.

А мы вкратце рассмотрим вклад швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга, сделавшего, в рамках так называемой аналитической психологии следующий логический шаг от логического самоанализа к созерцательному самовосприятию, от личностного – к коллективному бессознательному. Оно состоит из первобытных образов, которые Юнг назвал архетипами, т.е. прототипами или моделями эмоциональных реакций. Это мощные первичные психические образы, врожденные идей, предрасполагающие всех людей данного этнического социума изначально воспринимать, переживать и реагировать на события вполне определенным образом. Иными словами, это как бы априорные организаторы нашего опыта, побуждающие людей в каждой конкретной жизненной ситуации, например, в случае рождения ребенка, использовать конкретные типы деятельности. Юнг предполагал, что архетипические образы обнаруживаются в творениях культуры, составляют содержание символов, присущих живописи, мифологии и религии. Не менее популярна разработанная им типология характеров, в частности деление людей на экстравертов и интровертов, с преобладанием рационального (чувства либо мышление), либо иррационального (ощущения либо интуиция) отношения к действительности. Подробнее об этом можно узнать в соответствующей главе базового учебника.

Читайте так же:  Деловая речь деловое общение

Основоположник гуманистического подхода, Карл Роджерс, явно недооценил определяющую роль внешней среды в формировании человека. Поведение индивида обусловлено, в первую очередь, его субъективным восприятием окружающей действительности, содержанием его «Я».

Здесь важно уточнить, что же такое наше «Я» с точки зрения делового общения? Это самосознание личности, которое формируется на основе языка и мышления в процессе общения с другими людьми. С исторической точки зрения «Я» возникло не очень давно, ему предшествовало «мы», родовое сознание. Но что особенно важно помнить, каждый из нас формирует свое «Я» по тому, как к нам относятся другие люди. Когда нас встречают приветливо, у нас поднимается настроение, когда нами не довольны, наша самооценка невольно снижается. Источники формирования «Я», положительной самооценки, могут быть самыми разнообразными, они подробно описаны в базовом учебнике. Среди них особо следует отметить такой способ как отождествление себя с иной, сильной личностью. Ею может быть Бог или Вождь. Корни защитного психологического механизма, получившего название «стокгольмский синдром», подробно описаны Зигмундом Фрейдом. Они кроются в бессознательном отождествлении себя с Отцом, возвращению к детскому мироощущению. При этом человек бессознательно рассчитывает на поддержку того, с кем он себя отождествляет и кого искренне и фанатично любит.

Карлом Роджерсом специально исследуется вопрос о содержании «Я» в единстве двух его сторон, реального и идеального «Я». Уточняя взгляды ученого, современная наука о деловом общении считает, что у психически нормального человека имеется, по крайней мере, три «Я»: это то, что мы о себе думаем; «Я»–образ; то, что мы из себя представляем на самом деле, реальное «Я» и, наконец, имидж. «Я»–образ лучше реального «Я», поскольку мы всегда оцениваем себя весьма благожелательно, лучше, чем мы есть на самом деле. Имидж имеет особое значения для политиков, актеров. Руководителям тоже очень важно не «быть», но «казаться » обладающими всеми лучшими общечеловеческими и профессиональными качествами.

[1]

Реальное «Я», напомню, зачастую не осознается и в целях его оценки нельзя задавать человеку вопрос «в лоб» – такой вопрос повлечет за собой ответ с позиции «Я»–образа или имиджа. Реальное «Я» измеряется только с помощью косвенных и прожективных вопросов, по типу «что было бы, если бы. » и так далее. Мы надеемся, что данное пособие поможет Вам уточнить свое реальное «Я», что крайне необходимо для успешного делового общения.

Основным мотивом поведения личности Карл Роджерс считал стремление к самоактуализации, понимаемой как сознательная заинтересованность индивида в полноценной жизни на основе открытости, доверия, творчества. В этой связи возможны четыре базовые установки нашего «Я», подробно рассмотренные в КОПР.

Джордж Келли , подобно Роджерсу, исходной методологической предпосылкой считает сознание индивида, но трактует его прежде всего в познавательном аспекте. В рамках когнитивного подхода сознание трактуется как некая совокупность личностных конструктов, т.е. социальных стереотипов, предопределяющих восприятие нами окружающей действительности.

Социальные стереотипы – это неосознаваемые индивидом матрицы поведения в обществе. У каждого из нас есть свой набор этих образцов поведения, определяющих отношение к наиболее часто повторяющимся ситуациям. Это как бы стандартные поведенческие реакции.

Келли предложил свою типологию конструктов, в том числе этнических и профессиональных, шаблонных и упредительных, общих и частных и т.д. Если данный конструкт помогает прогнозировать жизненные ситуации, то он сохраняется. В противном случае он либо пересматривается, либо отбрасывается.

В чем их особенности? Во–первых, они не осознаются индивидом. Во–вторых, чем выше образование, тем этих стереотипов больше.

Заслуга стереотипов в том, что они очень экономят нам мышление за счет формализации общения, иначе пришлось бы каждый раз вступать в одни и те же социальные отношения, что называется с «чистого листа».

Но в тоже время иные конструкты мешают деловому общению: ведь не зря говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Если уточнить, то встречают именно по стереотипу и если Вам надо наладить неформальные отношения с интересующим Вас человеком, то Вы должны уметь «ломать» определенные стереотипы в процессе делового общения. Как это сделать? Как сделать, чтобы в Вас видели личность, а не должность? Вот два приема на Ваше усмотрение: первый прием можно условно назвать «ищите хобби». В этом случае необходимо найти общий интерес, помимо работы, с тем, с кем Вы хотите наладить контакт. Второй прием – попытайтесь выдать свой интерес за интерес партнера по общению. Как это делается, очень подробно прописано у Дейла Карнеги.

Ограниченность личностного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки навязываемой им информации о целом ряде социальных явлений, создает возможность манипулирования социальными конструктами. То как бы способ воздействия на человека помимо его воли и приемы этого манипулирования нужно знать, чтобы самому на них не попасться и самому успешно использовать их в процессе делового общения

Среди часто используемых в рамках нейро–лингвистического программирования приемов можно назвать такие как навешивание ярлыков, апелляция к большинству, перенос, простонародность и т.д. подробно описаны в данном КОПР.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2169 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — М.: Питер, 2017. — 672 c.1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 c.

  2. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.

  3. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  4. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.
  5. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.
Индивидуальные особенности личности в деловом общении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here