Какого литературного героя в юности одолевала хандра

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Какого литературного героя в юности одолевала хандра" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Причины и последствия хандры Онегина (Пушкин А. С.)

Евгений Онегин — главный герой одноимённого романа А.С.Пушкина. Он является образованным человеком, который знает толк в моде и умеет подать себя в обществе. Также Онегин прекрасно владел французским, легко танцевал мазурку и умел непринужденно разговаривать на любые темы. Но лучше всех он был «в науке страсти нежной». Евгений Онегин мог влюбить в себя любую светскую красавицу.

С первого взгляда, образ жизни богатого Онегина можно назвать идеальным:не работает, встает за-полдень, ходит в дорогие рестораны, каждый день посещает театр и бал. На его месте любой человек был бы счастлив и не знал хлопот, а Онегин, наоборот-«захандрил».

Хандре Евгения способствует множество причин. Каждый день нашего героя наполнен однообразием. День начинается с пробуждения за-полдень и продолжается прогулкой по бульвару, обедом в ресторане Talon, театром и подготовкой к балу, которая у Онегина занимает три часа. И наконец, главное событие дня — бал, на котором он проводит время до того, когда «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден».

Но это не главная причина «хандры» Онегина. Более важную роль в его утомлённости играют деньги и богатство. Состоятельность Онегина, как ни странно, лишает его смысла жизни. Он получает всё лучшее и в готовом виде, ему нечего добиваться своими усилиями. Из-за этого наш герой теряет радость к жизни и его наполняет «хандра».

Чтобы избавиться от этого чувства Онегин решает взяться за перо, но его прежний образ жизни не дал результата в этом деле: «Но труд упорный ему был тошен: ничего не вышло из пера его». Далее он решает заняться чтением, но и это занятие ему быстро наскучило. Аристократическая жизнь сформировала в нем лентяя, эгоиста с ледяным сердцем, который зависит от жизненных обстоятельств. Поэтому Онегина называют «лишним человеком», так как он не смог принести пользы обществу, а только бессовестно использовал его блага.

Таким образом, образ главного героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» показывает нам, как опасно жить на всём готовом, ничего не добиваясь собственным трудом. При такой жизни человек может очень легко потерять свой духовный мир, и образ Онегина тому подтверждение!

Какая болезнь в молодости одолела Евгения Онегина?

Об этом лучше всего знает сам Александр Сергеевич Пушкин. В первой главе своего романа в стихах, в строфах XXXVII и XXXVIII, Пушкин пишет, что после того, как в его герое «остыли чувства», наскучил «шум света», надоели друзья и даже дуэли — после всего этого он «охладел к жизни». Пушкин называет это состояние «русской хандрой» и говорит, что она — то же самое, что и «английский сплин«. Кстати, по-английски spleen — не только угрюмость, мрачное настроение, депрессия, но и. селезенка! Видимо, когда-то англичане депрессию связывали с болезнью этого органа в теле человека.

Олимпиада по литературе 11 класс, задания с ответами

Учащиеся одиннадцатого класса получают ценнейшие знания, знакомясь с произведениями классиков мировой и отечественной литературы, а решение олимпиадных заданий — это отличный способ упорядочить и систематизировать пройденный материал.

На этой странице мы собрали примеры олимпиадных заданий для 11 класса с ответами. Представленные задания составлены с учетом школьной программы и посвящены главным программным произведениям, а также личностям писателей. Предлагаем использовать наш сайт в качестве тренажера для подготовки к реальной олимпиаде.

Олимпиада по литературе 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Главный герой романа М. Булгакова Мастер вынес много испытаний. В какой-то момент, не выдержав, сжег свою рукопись. Что заслужил Мастер за своё творчество:

А) свет
Б) блаженство
В) покой, тишину
Г) богатство

2. Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили: «Вы что, на каторгу захотели?» Эта поэма выражает характер автора. Какая?
А) «Облако в штанах»
Б) «Во весь голос»
В) «Человек»
Г) «Хорошо»

3. Образ Евгения Онегина неоднозначный, как определил критик, «страдающий эгоист». Какая болезнь одолела Е. Онегина в молодости:
А) головная боль
Б) хандра
В) простуда
Г) дифтерия

4. Марина Цветаева – великий поэт, самобытная поэтесса. Одна из особенностей её лирики:
А) недосказанность, многоточия
Б) много пауз, выраженных с помощью тире
В) восторженность и восклицательные знаки
Г) вопросительные предложения

5. Один из приемов, который использует в своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский для выражения характера главного героя, – сны. О чем последний описанный в романе сон Родиона Раскольникова:
А) О смерти лошали
Б) О моровой язве
В) О “тварях дрожащих” и “право имеющих”
Г) О Порфирии Петровиче

6. Павел Петрович, оппонент Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, был сибарит. Каково значение этого слова:
А) человек, постоянно спорящий кем-то
Б) влюбленный человек
В) тот, кто любит все иностранное
Г) человек избалованный

7. В бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» очень много афоризмов, крылатых выражений. Каково продолжение одного из них: «Шел в комнату…
А) зашел в палаты
Б) попал в другую
В) попал на бал
Г) зашел он в зал

8. В романе Пастернака «Доктор Живаго» главный герой был не только врачом, но и поэтом. Какое из стихотворений, по мысли автора, принадлежит главному герою:
А) “Свеча горела на столе, свеча горела…”
Б) “Любить иных — тяжелый крест…”
В) “По дому бродит привиденье…”
Г) “Никого не будет в доме…”

9. В романе Гончарова «Обломов» Илья Ильич большую часть жизни проводит на диване. Его образ жизни и мировосприятие – из детства, из Обломовки. Обломовцы очень любили поспать, поесть. Они «соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем…»
А) обидеть человека
Б) жить в удобствах
В) тратить деньги
Г) отказаться от обеда

10. Четвертое действие «Грозы» Островского происходит на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески. Что на ней изображено?
А) образ мадонны
Б) геенна огненная
В) девять кругов ада
Г) Петровская баталия

Читайте так же:  Лечение депрессии в спб

Открытые вопросы

Вопрос 1
По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идёт речь.

А)…- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» — М.Ю. Лермонтова – вместо лодки – парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» — «Евгений Онегин» А.С Пушкина; «Но старость ходит осторожно / И подозрительно глядит». – А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» — А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берётся вместо части («Его зарыли в шар земной,/А был он лишь солдат» — С. Орлов).

Б)…- вымышленная картина идеального жизненного устройства. Термин связан с названием произведения английского писателя Томаcа Мора (1478-1535), который, критикуя в своём произведении эксплуатарское общество, рисовал мир, где все трудятся и счастливы. Его последователь — великий итальянский гуманист Т. Кампанелла. («Город солнца»), английский писатель – социалист В. Моррис («Вести ниоткуда») и д. р.

Вопрос 2
Определите размер стихотворения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов

Вопрос 3
Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С. А. Есениным для создания образа:
А) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
Б)Синь то дремлет, то вздыхает.
В) Как серёжки зазвенит девичий смех.
Г)В водах ложных звенящая борозда
Д)Звонко чахнут тополя

Вопрос 4
Принесли мы Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце в муках погасшее, –
Александра, лебедя чистого.

По ком этот плач и почему упоминается Смоленская Богородица?

Вопрос 5
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В А Б Б Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Г Б А В Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Синекдоха, Б — утопия
Ответ на вопрос 2: Ямб
Ответ на вопрос 3: А) Олицетворение, Б) Метафора, В) Сравнение, Г) Эпитет, Д) Звукопись.
Ответ на вопрос 4: А. Блок, Смоленское кладбище
Ответ на вопрос 5: Экспозиция

Каковы причины и последствия хандры Онегина?

Скачать сочинение

56017 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Чем в совершенстве владел Онегин, о чем он глубоко мыслил? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
А был ли счастлив мой Евгений? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Духовная эволюция Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
«Нет: рано чувства в нем остыли. » (Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
«Нет: рано чувства в нем остыли. » (образ разочарованного героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»)
Духовное становление Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Духовная эволюция Онегина (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
«Нет: рано чувства в нем остыли. » (образ разочарованного человека в романе Пушкина «Евгений Онегин»)

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Каковы причины и последствия хандры Онегина?

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина ?

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина ?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин воплотил один из своих самых значительных замыслов — создать образ «героя времени». Еще раньше, чем была начата работа над романом, в романтической поэме «Кавказский пленник» 1821 года поэт попытался нарисовать портрет современника. Но средства романтической поэтики вступили в противоречие с задачей, которую возможно было решить только реалистическими средствами. Пушкин хотел не только показать человека, которым овладела особая «болезнь», названная в «Онегине» «русской хандрой», но и объяснить причину этого нового явления, приведшего к появлению особого типа личности с «преждевременной старостью души». «Кого займет изображение молодого человека, потерявшего чувствительность сердца в несчастиях, не известных читателю» — так прокомментировал свою «неудачу» сам автор. И вот тогда он приступает к созданию первого в русской литературе реалистического социально-психологического романа.

В «Евгении Онегине» представлен «типический герой в типических обстоятельствах», в нем нет ни малейшего намека на исключительную, экзотическую обстановку, свойственную романтическим произведениям. Но еще важнее другое: «мировая скорбь» романтика, которая появляется как следствие открытия героем, личностью исключительной, общего несовершенства мира и разочарования во всем, в «Онегине» мотивируется вполне реалистическими причинами. Более того, вместо этой традиционной романтической черты русский Чайльд-Гарольд Онегин наделяется и «русской хандрой». При этом само слово «хандра» наполняется несколько иным содержанием: здесь остается оттенок разочарованности, общего скептицизма, но вместе с тем появляется и то, что связано со скукой, пресыщением, даже некоторой ленивостью и флегматичностью. Но самое главное то, что все эти качества Онегина, которые имеют вполне очевидные следствия в дальнейшем сюжетном развитии, с самого начала получают исчерпывающее объяснение. Итак, в чем же причины «хандры» Онегина?

В первой главе романа Пушкин подробно рассказывает о жизни Онегина до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека, родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных». Он получает весьма широкое, но не глубокое домашнее образование, как и многие дворянские дети той эпохи; воспитанный французами-гувернерами, свободно владеет французским языком, отлично танцует, одевается по моде, может легко поддержать разговор, обладает безупречными манерами — и вот для него открыты все двери, ведущие в высший свет:

Чего ж вам больше? Свет решил

Что он умен и очень мил.

Можно себе представить, какие люди должны были с самых первых шагов в свете окружать Онегина. Конечно, для человека заурядного это вряд ли стало бы важным фактором появления скуки и пресыщения такой жизнью, но Онегин, как отмечал Белинский, «был не из числа обыкновенных, дюжинных людей». Сам автор говорит о своей близости и определенной симпатии к этому неординарному человеку:

Читайте так же:  Этика общения презентация

И резкий, охлажденный ум.

день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:

«обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Они перемежаются обязательным посещением театра, где собирается все тот же круг людей, столь же обязательными романами, по существу являющимися лишь светским флиртом. Это, собственно, все, что может предложить молодому человеку свет. Белинский справедливо сказал об Онегина, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат:

Подобный английскому сплину,

Он застрелиться, слава богу,

Но к жизни вовсе охладел.

Но возникает другой закономерный вопрос: почему же щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность»? Справедливости ради надо сказать, что такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Авторская ирония здесь очевидна: так не приступает к своему творческому труду истинный писатель. Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен». Вот она — онегинская лень. Даже потом, поселившись в деревне и проведя там поначалу какие-то преобразования («ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил»), Онегин тут же и успокаивается: благо теперь даже и по работам не надо ездить, как это делают соседние помещики. Он уединяется, спасаясь от всех так надоевших ему посетителей, и живет «анахоретом».

«рецепты» против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя. Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором, о чем тот сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут «подвернулось» наследство и он ограничивается «путешествием» в деревню. Правда, потом ему суждено будет «проездиться по России», но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились в этой части романа.

Хандра ждала его на страже

И бегала за ним она,

Так может быть, причины недуга Онегина все же глубже, может, не зря Пушкин говорит о его «неподражательной странности»? Ведь бывают на свете такие мятущиеся натуры, которые не удовлетворяются ничем, которые ищут чего-то, даже им не вполне понятного, и никогда не находят, пытаются найди себе достойное дело в жизни, но лишь вновь и вновь разочаровываются — и все же не оставляют своих поисков. Да, таких людей запечатлела и русская, и европейская литература. В Европе они получили название романтиков, а в России, впитав особые национально русские черты, стали «лишними людьми». Это самое главное следствие «хандры» Онегина, которая на поверку оказывается действительно тяжким недугом, от которого трудно избавиться. Сама упорность попыток Онегина преодолеть это состояние говорит о глубине и серьезности проблемы. Недаром Пушкин, начав роман в несколько ироничном тоне, постепенно переходит к вдумчивому анализу всех составляющих этой проблемы. И оказывается, что следствия этой «болезни» современного человека могут быть крайне тяжелы как для него самого, так и для окружающих его людей.

«байронизмом», не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы», в самом европейском городе России. В основе произведения лежит одна общая проблема, которая будет центральной для России на протяжении всего ХIХ века, — это проблема разделения общества на две разные и очень мало связанные между собой части. С одной стороны, это дворянство, прежде всего городское, впитавшее европейскую культуру, просвещение и во многом утратившее национальные основы. С другой стороны, гораздо большая часть — та, которая сохраняла национальные корни: поддерживала национальные традиции, обряды, обычаи, основывала свою жизнь на веками сложившихся нравственных принципах. Даже язык этих двух распавшихся частей когда-то (до петровских реформ) единого русского общества оказался разным: достаточно вспомнить слова героя комедии «Горе от ума» Чацкого — современника Онегина — о том, что народ считал дворянство, часто использовавшее даже в обиходе французский язык, «за немцев», то есть иностранцев.

Оторванность Онегина от национальной «почвы» — это одновременно и причина его хандры, и то, что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни. Сначала о причинах. Мы все знаем, что талант Пушкина, волею судьбы заточенного в Михайловском, достиг небывалого расцвета. Пушкину было чем занять себя в деревне, хотя и ему, особенно поначалу, доводилось хандрить и тосковать, как Онегину. Но разница между ними велика:

Я был рожден для жизни мирной,

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны —

так говорит о себе Пушкин, противопоставляя свое отношение к деревне и русской природе онегинскому. Ведь лишь на два дня типично русский пейзаж заинтересовал Онегина, а —

На третий роща, холм и поле

Потом уж наводили сон.

Но есть в романе героиня, очень сходная с автором не только в своем отношении к русской природе, но и ко всему русскому. Это, конечно, Татьяна, «русская душою». Воспитанная в деревне, она впитала в себя русские обычаи, традиции, которые «хранили в жизни мирной» в семействе Лариных. Она с детства полюбила русскую природу, навсегда оставшуюся для нее родной; она восприняла всей душой те сказки, народные предания, которые ей поведала няня. Другими словами, Татьяна сохранила живую, кровную связь с той «почвой», народной основой, которую полностью утратил Онегин.

И вот происходит их встреча: русского европейца, страдающего недугом, «подобным английскому сплину», и мечтательная русская девушка, искренняя в своих порывах и способная на глубокое, сильное чувство. Эта встреча могла бы стать спасением для Онегина. Но одним из следствий его болезни является та самая «преждевременная старость души», о которой говорил Пушкин. По достоинству оценив Татьяну, ее смелый, отчаянный поступок, когда она первая призналась ему в любви, Онегин не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. Он лишь «живо тронут был», получив ее послание. А дальше последовала его «проповедь» в саду, в которой он «поучал» неопытную в сердечных делах девушку, как осторожно нужно себя вести. В этом весь Онегин: в его монологе и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, боящегося попасть в неловкую ситуацию, и даже какие-то сохранившиеся черты «коварного обольстителя», но главное — черствость и эгоизм. Такой становится человеческая душа, которую постигла преждевременная старость. Она не создана, как говорит сам Онегин, «для блаженства» семейной жизни. Но почему?

Читайте так же:  Как вылезти из депрессии

Оказывается, это тоже одно из следствий болезни русского «байрониста». Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Именно «ограничить», а вовсе не найти родную душу в любимом человеке, как думает Татьяна. Вот она, разница двух жизненных систем, сформированных в разных культурно-этических традициях. Видимо, Татьяне будет трудно понять эту позицию «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин:

Все предрассудки истребя,

— вот цена преобразования Онегина, цена, может быть, слишком высокая. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. Только тогда ему станет немного понятнее Татьяна с ее «русскою душою», с ее безупречным нравственным чувством. И все же и тогда между ними останется огромная разница: Онегину, упоенному своей вновь обретенной способностью любить и страдать, непонятно, что любовь и эгоизм несовместимы, что нельзя жертвовать чувствами других людей. Как и тогда, в саду, в последней сцене романа снова преподан урок — только теперь дает его Татьяна Онегину, и это урок любви и верности, сострадания и жертвенности. Сможет ли усвоить его Онегин, как когда-то Татьяна смиренно приняла его «уроки»? Автор ничего нам об этом не говорит — финал романа открыт.

Какого литературного героя в юности одолевала хандра

«Русская хандра» в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина, Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что-то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке — в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли…», «… разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец» и «…ничто не трогало его…». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние — доминанта в характере Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», — потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд Гарольда.

Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что «озлобленный ум — признак высшей натуры» и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Евгений Онегин узнавал себя в душе «себялюбивой и сухой», читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.

Дружба Ленского и Онегина показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не «людская причуда», а обыкновенный человек, «добрый малый», каких на свете немало. Отличие Онегина от окружающих в том, что он не знает, что ему нужно, зато точно знает, что его не устраивает, и прежде всего то, чем довольна посредственная толпа. Евгений Онегин предается-хандре и… зевоте. Интересно, что Печорин, который, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, борется с судьбой за каждую минуту радости и счастья. У Печорина и Онегина разные жизненные пути, но результат один — хандра и тоска.

Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал, что Онегин «слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся». Критик утверждает, что Евгений «носит красивое разочарование». Однако с этим мнением можно не согласиться. Более вероятно, что хандра Онегина — это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду — в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Онегин возвращается из путешествия и едет в Москву, где встречает изменившуюся Татьяну Ларину, бывшую соседку по деревне, чью любовь он отверг. Евгений Онегин кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну («…как я ошибся, как наказан»), и в том, что на дуэли убил своего друга Ленского («окровавленная тень ему являлась каждый день»). В душе Онегина просыпается жажда понимания и нежности. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от скуки «Ему припомнилась пора, Когда жестокая хандра за ним гналась». Евгений может теперь мечтать, печалиться, радоваться —все это доступно только духовно здоровому человеку.


Интересно сравнить Онегина еще с одним персонажем Пушкина — с Алеко из поэмы «Цыганы». Алеко уходит из «неволи душных городов» к цыганам, но все равно его преследует скука, и он «грусти тайную причину истолковать себе не смел». Его сердце остыло, хотя с ним Земфира и он свободен, как ветер. Алеко эгоистичен, и этим все сказано. Единственное, что его волнует, — его права, его свободы. Он говорит: «…я, не споря, От прав своих не откажусь, Или хоть мщеньем наслажусь». Так он и делает: за измену карает Земфиру и ее любимого, наказывает смертью. Интересно заметить, что на совести Онегина смерть близкого человека — Ленского, а Печорин убил на дуэли Грушницкого. Видимо, хандра и эгоизм могут привести к трагедии.

Читайте так же:  Официально деловой стиль речи в общении

Старик сказал об Алеко: «Ты для себя лишь хочешь воли…» — это главный признак «русской хандры», черствости души, которая так губительна для окружающих. Таким образом, в произведениях «Евгений Онегин» и «Цыганы» A. G. Пушкин развенчивает романтического героя, низводит его с пьедестала. Автор показывает, что «русская хандра» — это далеко не модная поза, не безобидное качество или состояние души, а страшный недуг, который ломает судьбы многим людям, а порой и губит других, тех, кто волею рока оказывается рядом.

Какого литературного героя в юности одолевала хандра

В чём причина
«хандры» Онегина? (По роману «Евгений Онегин»)

Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, многие называют ‘лишним человеком’ своего времени . ‘Лишний человек’ — это персонаж, который обладает удивительным потенциалом, но не имеет возможности его реализовать, из-за чего становится пассивным и скучающим, начинает пытаться разогнать эту скуку праздными развлечениями. Что же дало основание причислить Онегина к данному новому типу проблемного героя, поставить его в ряд с Чацким , Печориным и многими другими персонажами, олицетворяющими дворянскую интеллигенцию в произведениях отечественной литературы? Что положило начало онегинской пассивности?

На первых страницах романа мы узнаём о становлении личности, о воспитании и образовании молодого человека, родившегося ‘на брегах Нивы’. Автор отмечает, что ‘ребёнок был резов, но мил’. Онегин получил отличное образование , что помогло ему оказаться принятым в свете. После этого момента жизнь героя приобрела цикличный характер:

Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера;

[3]

Бесконечные светские вечера, танцы, балы и любовные приключения превращают жизнь Онегина в замкнутый круг. Такое существование герою быстро наскучивает, он пытается предпринять некоторые попытки его изменить. Из лирического отступления мы узнаём, что Онегин планировал посетить Юг вместе с Автором. Намерениям героя не суждено было сбыться, ему достается наследство и он ограничивается ‘пут

Вы видите только 30% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

В чем причина и суть «хандры» Онегина? 10935

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека, родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».

Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения:

Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера;

Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий.

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен».

Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».Оторванность Онегина от национальной «почвы» – это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

Каковы причины и последствия хандры Онегина? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)

«Евгений Онегин» — произведение Александра Пушкина, которое обозначило новое направление в русской литературе – реализм. Хотя точнее будет сказать, что в этом романе показано, как романтичные тенденции сменяются реалистическими.

Главный персонаж Евгений Онегин формально напоминает байронического героя. Он умен, образован, разочарован в жизни. Герой отторгает общество, мечтает о каком-то идеале. Но главное отличие Онегина от байронического героя в его бездействии. Он лишь мечтает о Великом деле, но даже написать книгу – это для него непосильный труд.

Автор отмечает такую негативную черту героя, как лень. Онегин презирает лживое высшее общество, но прямо выразить свое отношение боится. Единственное средство борьбы – это его цинизм.

Мировая скорбь героев-романтиков трансформируется в русскую хандру, которой поддается Евгений Онегин. Каковы ее причины? Ответ кроется, прежде всего, в его воспитании, среде обитания.

Воспитанием Онегина занимался гувернер-иностранец, который не перетруждал ученика наукой. С детства Евгению было доступно многое, кроме истинной любви близких. В следствие мальчик вырос эгоистом. Войдя во взрослую светскую жизнь, герой наслаждается всеми ее преимуществами. Он быстро учится искусству лицемерия, хоть оно ему и противно.

Поначалу герой увлекается светской жизнью: блистает на балах, искушает женщин. Но очень быстро такая жизнь надоедает ему. В блеске столичной жизни он разглядел однообразие и ограниченность. Несмотря на кажущуюся насыщенность, дни Евгения проходят одинаково: балы, приемы, светские ужины, флирт. Во всем этом не было ничего, чтобы отвечало душевным порывам героя. Очень быстро он охладел к своей привычной жизни. Так появилась хандра.

Роман в стихах «Евгений Онегин» ошибочно можно отнести к направлению романтизма. Ведь в центре событий – драматическая любовная история, а главные герои – необычные личности. Однако в произведении нет необычных обстоятельств или элементов фантастики. Все события типичны, свойственны тому времени. Роман является реалистичным отображением русской действительности.

Главный герой, подобно романтикам, разочарован в своем окружении, способе жизни. Однако он не умеет, как романтики, находить гармонию в общении с природой или в родной культуре. Все это ему так же скучно, как и светская жизнь.

Еще один способ романтиков уйти от разочарования – это путешествия. Так Чайльд-Гарольд Байрона ищет понимания, странствуя по миру. Автор говорит о том, что Евгений тоже имел порыв пуститься вместе с ним в путешествие, но ему помешало другое дело. Узнав о наследстве, Онегин отправляется к дяде, чтобы ухаживать за ним. Таким образом, мысль о Великом путешествии воплощается в меркантильное «путешествие» в деревню.

Читайте так же:  Шкала депрессии бека

Основная причина хандры Онегина – разочарование в действительности. А следствие – это нереализованность потенциала героя в жизни.

Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Образ Онегина сильно повлиял на дальнейшее развитие русской литературы. Следом за Онегиным явились Печорин и Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми». Пушкин подчеркивает типичность онегиных, их полную неспособность к настоящей жизни.

И в то же время Пушкин разглядел недюжинность героя:

И резкий, охлаждённый ум.

Это — лестная характеристика, она, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед обстоятельствами. Но всё по порядку…

Итак, Онегин – типичный молодой человек конца 20-х – начала 30-х годов Х1Х века. Его воспитание ничем не отличается от воспитания дворянских детей того времени: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…». У Евгения был модный в те времена французский гувернер, который «…Слегка за шалости бранил // И в Летний сад гулять водил…». Поведение Онегина в обществе также продиктовано модой: «Хранить молчанье в важном споре // И возбуждать улыбку дам…». День героя был расписан по минутам, с совершенным отсутствием свободного времени. Но при этом наш герой скучает:

Короче, русская хандра

Им овладела понемногу…

В чем же причина этой хандры, овладевшей практически всем обществом? Пушкин даёт ответ: виновником всех бед писатель видит нравы и обычаи света. А кому, как не Пушкину, знать о нравах того времени? Недаром он называет Онегина своим «старым приятелем». Он настолько хорошо знает его вкусы, привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, что в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к своему персонажу.

К тому же, поражение восстания декабристов и ужесточение цензуры на «интеллектуальную деятельность» также сыграли свою роль. Таковы причины хандры Онегина. Но было бы полбеды, если бы от этого страдал только сам герой. Нет, его «душевный недуг» заставил страдать и других.

Во-первых, он отказывается от любви Татьяны, не веря в искренность её чувства, не вдохновившись им. Лишь позже, постранствовав по свету, он поймет, что наделал, но будет поздно – Татьяна замужем за другим, она полностью слилась с другими представительницами света. В её сердце уже не осталось и тени былой страстной натуры.

Во-вторых, холодность сердца и души привели Евгения к глупой ссоре с другом – Ленским. Жизнь в Петербурге сделала героя циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной, возлюбленной Владимира, довольно сурова. Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику. Этот шаг становится роковым. В ночь перед дуэлью Ленский пишет Ольге последние стихи, а Онегин… крепко спит.

Ссора эта закончится смертью «философа в осьмнадцать лет». В роковое утро перед поединком Онегин явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:

И вот общественное мненье!

[2]

Пружина чести, наш кумир!

Хотя и невольный, но Онегин всё же — убийца. Это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило…

Несчастной жертвой Ленский пал…

[1]

Именно отсюда и начинается перелом в жизни главного героя: поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска.

В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне — тому подтверждение. Но он опоздал, Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, однако отказ Татьяны изменит его не меньше. Но автор ничего больше не говорит:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является не кто иной, как Владимир Ленский, который, с одной стороны, – антипод настоящему Евгению, с другой – его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин произносит важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…»

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

В чем причина и суть «хандры»Онегина?

однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе другого занятия, кроме тех, какими «так довольна. самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен».

Источники


  1. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

  2. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.

  3. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.
  4. Марк Гангор Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
  5. О чем молчат предки. Осознанное замужество и материнство. Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Разбитая семья (комплект из 3 книг + DVD-ROM). — М.: ИГ «Весь», Хорошо, 2014. — 672 c.
Какого литературного героя в юности одолевала хандра
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here