Когнитивная терапия депрессии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Когнитивная терапия депрессии" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Когнитивная терапия депрессии

Размер шрифта:

14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:


Установить
Цвет фона:
Установить

Когнитивная терапия депрессии.

Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии.

Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии.

Глава 4. Структура терапевтического интервью.

Глава 5. Первое интервью.

Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии.

Глава 7. Поведенческие техники.

Глава 8. Когнитивные техники.

Глава 9. Работа с симптомами-мишенями.

Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом.

Глава 12. Депрессогенные убеждения.

Глава 13. Домашние задания как часть терапии.

Глава 14. Технические трудности.

Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов.

Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии.

Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов.

Когнитивно-поведенческая терапия депрессии

Всемирной организацией здравоохранения было проведено научное исследование и обнаружено, и что депрессия будет второй наиболее распространенной причиной инвалидности до 2020 года. Депрессия распространена по всему миру по разным оценкам от нее страдает 350 миллионы людей из всех возрастных групп. Женщины более склонны к депрессии чем мужчины. В худшем случае депрессия может привести к суициду.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одной из самых распространенных форм психотерапевтической помощи людям с различными психиатрическими расстройствами. Она является также одним из самых научно-исследованных психотерапевтических методов, относительно эффективности которой существует большая доказательная база.

Что же такое депрессия с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии?

Как впервые описал Аарон Бек, когниции при депрессии характеризуются так называемой отрицательной когнитивной триадой, а именно негативные мысли о:

• себе (вина, обвинения, самокритика) — «Я ни на что не способен, не такой как все, ленивый . »;

• мир, настоящее и прошлый опыт (селективная внимание на негативе, ангедония, и.т.д.) — «Ничто ничего не стоит, все плохо, никому нет до меня дела . »

• будущее (пессимизм, безнадежность) — «Все всегда будет так, мне никогда не станет лучше, я ничего не могу сделать».

[3]

Восприятие, интерпретация и припоминания событий могут быть негативно искривленные, поэтому люди с депрессией больше склонны к тому, чтобы замечать информацию, которая соответствует их негативным взглядам, более склонны к тому, чтобы интерпретировать любую информацию негативно, а также запоминать негативные события. Негативные события, как правило, объясняются стабильными, глобальными и внутренними факторами и рассматриваются как имеющие необратимые последствия и влияние на самооценку — например, «Это моя вина», «Я всегда все делаю не так», «Это лишь демонстрирует на сколько я ничего не стоит ». В то же время позитивные события приписываются временным, конкретным внешним фактором без длительных последствий — «Это был просто счастливый случай», «Это исключение, которое подтверждает правило», «Это сработало тем, что моя жена помогла мне».

— Подавленное настроение, грусть, раздражение, оцепенение, пустота

— Малый интерес, отсутствие удовлетворения и мотивации. Ничто не приносит радости, все кажется монотонным и скучным, жизнь — бессмысленно.

— Чрезмерная самокритика и чувство вины. Восприятие себя как плохой, жалкой, неадекватной и ничего не стоящего человека.

— Повышенная раздражительность и злость

— Пессимизм. Негативная интерпретация всего происходящего. Постоянные мысли, что все будет плохо, взгляд на все сквозь черные очки

— Безнадежность. Мысли о том, что не только сейчас все грустно и бессмысленно, но и так будет всегда, что не стоит даже пробовать что-то изменить, потому что в будущем нет ничего, кроме страданий и поражений.

— Чувство тревоги, волнения и беспричинная напряженность

— Упадок сил. Постоянное чувство усталости

— Снижение активности. В некоторых случаях может доходить до того, что человек целый день неподвижно лежит в кровати сидит в кресле

— Трудности пребывания в обществе других людей. Отказ от социальной активности

— Чрезмерный беспокойство, возбуждение и суетливость или наоборот — выполнение всего значительно медленнее, чем обычно.

[2]

— Трудности с сосредоточением внимания, часто до такой степени, что трудно сосредоточиться на телепередаче или разговоре.

— Трудности с запоминанием. Например, постоянное забывание того, где положена та или иная вещь, неспособность запомнить имена людей. Бывают и специфические изменения в процессах запоминания, например лучше память на негативные события, чем на позитивные.

— Изменения в режиме сна. Чаще всего — трудности с засыпанием, беспокойный сон, пробуждение утром и неспособность заснуть снова. Иногда — значительно больше, чем обычно, сон вероятно, чтобы избежать плохого самочувствия.

— Изменение аппетита и веса. Чаще случается потеря аппетита и веса, хотя бывает и «заедание стресса», следствием чего становится увеличение веса

— Потеря сексуального интереса

— Мысли о смерти. Колеблются от мыслей типа «неплохо было бы случайно погибнуть» к активной разработке суицидальных планов.

Основные симптомы депрессии часто усиливаются вторичными негативными мыслями или мнениями, приречинимы на провал, таким образом создавая поддерживающие циклы. Например:

 Потеря энергии и интереса приводит к мысли «Это того не стоит, я подожду, пока мне станет лучше».

 Ухудшение памяти, концентрации внимания и.т.д. может привести к таким мыслям: «Я глупый» или «Я наверное старею».

 Потеря интереса к сексу и раздражительность могут интерпретироваться как признак того, что «В моем браке серьезные проблемы».

Цели КПТ депрессии, как правило, предусматривают:

 помощь в противостоянии негативным когнитивным искажением и развитие более сбалансированного видения себя, мира и будущего;

 восстановление уровня активности, особенно деятельности, которая приносит ощущение удовольствия или достижения;

 увеличение активного участия и решения проблем.

• сравнительно короткое, очерченный во времени и четко сфокусирован на согласованных целях

• имеет большую доказательную базу

• не является монолитом, а стремительно развивается, учитывая новые открытия в гуманитарных науках и современные исследования

• не ставит цель «вечное заключение клиента» в руках терапевта: целью терапии является не только решить проблему, но и научить человека быть самой себе терапевтом, овладеть навыками, которые помогут повысить качество жизни. Поэтому терапия часто выходит за пределы кабинета и между сессиями пациент выполняет «домашние задания»

Читайте так же:  Можно ли избавится от депрессии

• открыт: в КПТ нет «завуалированности» и неизвестности — терапевт открыто предоставляет всю информацию об особенностях проблемы, способы лечения, объясняет каждый из методов, который предлагает и в таком случае пациент владеет информацией по каждому общего шага в терапии

Согласно современным международным протоколам лечения рекомендован при депрессии, обсессивно-компульсивное расстройство, паническом расстройстве с агорафобией, генерализованном тревожном расстройстве, а также других фобиях, посттравматическом стрессовом расстройстве, расстройствах пищевого поведения. Применение КПТ в комплексе с медикаментозным лечением делает более эффективной терапии шизофрении и биполярного расстройства.

Впрочем, в КПТ-подходе проблемы психического здоровья рассматриваются как крайняя степень выражения нормальных процессов. И это предполагает возможность применения КПТ в качестве психопрофилактики — для улучшения качества жизни.

Когнитивная терапия депрессии скачать книгу бесплатно

Данная книга представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики авторов. В ней представлены специальные техники, позволяющие скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете способствующие ослаблению депрессивных симптомов. Предложенная авторами концепция домашней работы, или «аутотерапии», открывает реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий. Книга адресована как психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, так и специалистам, стремящимся расширить границы профессионального знания.

Жанр: Психология
Скачано: 2586 раз
Прочитано: 1976 раз

Чтобы скачать Когнитивная терапия депрессии бесплатно в формате fb2, txt, epub для андроид, iPhone, iPad, iBooks, на телефон или на планшет выберите подходящий формат книги из представленных ниже. Хотите читать онлайн книгу Когнитивная терапия депрессии перейдите по указанной ниже ссылке.

Когнитивная терапия депрессии

Книга Когнитивная терапия: полное руководство представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики автора. В этом полном руководстве рассматриваются основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее проведению. Излагаются основные методы терапевтического процесса, определяется их место в коррекции различных когнитивных искажений пациентов и лечении психологических расстройств. Приводятся теоретическое обоснование и пошаговое описание отдельных техник когнитивной терапии. Книга богато иллюстрирована клиническими примерами. Отдельная глава посвящена роли личности психотерапевта в практике психотерапии. Когнитивная терапия адресована психологам и психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, специалистам других направлений, стремящимся расширить границы профессионального знания, учащимся психологических факультетов высших учебных заведений.

Оглавление

  • Предисловие.
  • Глава 1. Обзорная.
    • Проблема депрессии.
    • Значение психотерапии в лечении депрессий.
    • Определение когнитивной терапии.
    • Новые черты когнитивной терапии.
    • Когнитивные модели: историческая перспектива.
    • Когнитивная модель депрессии.
    • Когнитивные революции: научная и депрессивная парадигмы.
    • Требования к когнитивному терапевту.
    • Ограничения когнитивной терапии.
    • «Ловушки» когнитивной терапии.
    • Максимизация эффектов когнитивной терапии.
  • Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии.
    • Идентификация и выражение эмоций.
    • Роль эмоций в терапевтических отношениях.
    • Высвобождение эмоций.
  • Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии.
    • Требования к терапевту.
    • Терапевтическое взаимодействие.
    • Терапевтическое сотрудничество.
  • Глава 4. Структура терапевтического интервью.
    • Руководящие указания для терапевта.
    • Структура когнитивной терапии.
  • Глава 5. Первое интервью.
    • Как начать интервью.
    • Поиск информации.
    • Центральная жалоба как симптом-мишень.
    • Терапевтические цели первого интервью.
    • Выбор симптомов-мишеней.
  • Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии.
    • Общее описание курса.
    • История болезни.
  • Глава 7. Поведенческие техники.
    • К когнитивной модификации через поведенческие изменения.
    • Составление распорядка дня.
    • Оценка мастерства и удовольствия.
    • Техника градуированных заданий.
    • Когнитивная репетиция.
    • Тренинг ассертивности и ролевые игры.
    • Общие рекомендации по применению поведенческих техник.
  • Глава 8. Когнитивные техники.
    • Обоснование.
    • Подготовка пациента к когнитивной терапии.
    • Техника реатрибуции.
    • Протокол дисфункциональных мыслей.
  • Глава 9. Работа с симптомами-мишенями.
    • Отбор симптомов-мишеней и техник.
    • Аффективные симптомы.
    • Мотивационные симптомы.
    • Когнитивные симптомы.
    • Поведенческие симптомы.
    • Физиологические симптомы.
    • Социальный контекст симптомов.
  • Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом.
    • Оценка суицидального риска.
    • Суицидальное намерение как континуум.
    • Исследование мотивов суицида.
    • Склонить чашу весов против суицида.
    • Рост суицидальных желаний в ходе терапии.
    • Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом.
  • Глава 12. Депрессогенные убеждения.
    • Выявление дисфункциональных убеждений.
    • Модификация убеждений.
    • Убеждения как «мишень».
    • Модификация «долженствований».
    • Убеждения как «персональные контракты».
    • Убеждения как самореализующиеся пророчества.
    • Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки.
    • Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери.
    • Роль действия в изменении убеждений.
    • Пациент как источник контраргументов.
    • Пересмотр убеждений, основанный на переоценке собственных достоинств.
    • Разоблачение предвзятости и произвольности убеждений.
    • Долгосрочная и краткосрочная эффективность убеждений.
  • Глава 13. Домашние задания как часть терапии.
    • Обоснование необходимости домашних заданий.
    • Постановка домашнего задания.
    • Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий.
    • Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям.
    • Составление распорядка дня.
    • Планирование занятий, доставляющих удовольствие.
    • Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства.
    • Письменные отчеты и задания.
    • Роль пациента в проектировании домашних заданий.
    • Специальные домашние задания.
    • Подготовка к возможным проблемным ситуациям.
    • Схема назначения домашних заданий.
  • Глава 14. Технические трудности.
    • Советы терапевту.
    • Контртерапевтические установки пациента.
    • Примеры контртерапевтического поведения пациента.
  • Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов.
    • Подготовка к завершению терапии.
    • Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии.
    • Преждевременное завершение терапии.
  • Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии.
    • Введение.
    • Общие соображения.
    • Клинические соображения.
    • Формальные аспекты.
    • Проведение курса групповой терапии.
    • Примеры типичных терапевтических приемов.
    • Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии.
  • Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов.
    • Введение.
    • Оценка пациента и диагностика депрессии.
    • Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения.
  • Приложение.
    • Шкала депрессии Бека.
    • Шкала суицидальных мыслей.
    • Протокол дисфункциональных мыслей.
    • Лист для оценки компетентности когнитивного терапевта.
    • Причины невыполнения домашних заданий (заполняется пациентом).
    • Схема обследования и терапии, принятая в «Центре когнитивной терапии».
  • Литература.

Читайте еще:

ТЕСТ. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ?Соня привела своего трехлетнего сына в наш психиатрический центр, потому что ее беспокоило его поведение — из-за любой ерунды мальчик может ударить няню, других детей и даже мать, если не получает желаемого, — падает на пол и бьется в истерическом припадке.

‚ успешная психотерапия дает пациенту возможностьПриведенный выше отрывок помогает понять причину этих заблуждений, которые характерны (и не могут быть не характерны) практически для всех .. слоев населения. Неврозы и психические расстройб- ства не являются прямым следствием-фрустрации, | они — проявление синдрома вытеснения в подсоз.

Саша беспокойно поглядывает по сторонам из-под слоя теплых зимних одеждЭто одна часть проблемы, которая нас волнует. Другая — ситуация с мамой ребенка. Она желает быть образцовой матерью в наших глазах но в отношении собственного ребенка это качество ее не столь волнует. Желание быть образцовой матерью в глазах принимающего означает, что отчужденное желание может.

Читайте так же:  Кислота при депрессии

Психологическая амортизация различных типов атакВ момент силовой атаки у атакующего ослабевает интеллектуальная и чувственная сфера. На эмоциональной амортизации силовых атак строится известный метод амортизации, предложенный ростовским психотерапевтом Литваком. Принцип этого метода иллюстрируется следующим примером.

Глава VI. Внушение вокруг нас.- Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ДАННЫЕ, КАСАЮЩИЕСЯВторостепенной и далеко не постоянной, хотя практически очень важной особенностью подобных импульсивных поступков является их преимущественно антисоциальная направленность – к совершению чего-нибудь непозволительного, иной раз даже преступного. Самыми частыми и важными их формами являются.

Диана Фрэнсис СпенсерВ это время Екатерина Арагонская, которая чувствовала, что силы покидают ее, обратилась к королю с трогательным письмом: «Я приближаюсь к смертному часу, – писала она, – и любовь, которую я все еще чувствую к вам, государь, побуждает меня умолять вас позаботиться о спасении души вашей и предать.

Глава V. Сексуально-энергетические основы авторитарной семьи.С рациональной точки зрения можно было полагать, что обнищавшие массы рабочих ясно осознают свое социальное положение. Далее, можно было ожидать, что это сознание окрепнет и превратится в решимость избавиться от социальной несправедливости. Короче говоря, можно было полагать, что социально.

Об индивидуальном питании и отношениях с окружающимиЯ, как и большинство из нас, захотела всего и сразу. И понеслось… Голодные диеты, сильнейшие физические нагрузки, таблетки и чаи для похудения и, главное, первый результат: минус 4 кг. И это всего за пару недель! Затем в течение 1 месяца я продолжала в том же духе. И вот мои 15 кг канули в лету.

Выделяй цитату —
отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

Предисловие.

Монография, открывающая новый подход к пониманию и психотерапии депрессии, заслуживает хотя бы краткого рассказа об истории ее создания.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данная книга представляет итог многолетней исследовательской и клинической практики. Ее появление на свет стало возможным благодаря усилиям многих и многих людей — клиницистов, исследователей, пациентов. Отдавая должное вкладу отдельных людей, я предполагаю также, что сама по себе когнитивная терапия есть отражение тех изменений, которые в течение многих лет происходили в области поведенческих наук и только в последние годы оформились в ведущую тенденцию. Впрочем, мы пока не можем точно оценить, какую роль сыграла так называемая «когнитивная революция в психологии» в развитии когнитивной терапии.

Помещая данную книгу в персональную перспективу, я бы отослал читателя к моей ранней работе «Депрессия» (Depression; 1967), являвшей собой первое приближение к когнитивной модели и когнитивной терапии депрессии и иных неврозов. Мой следующий труд «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (Cognitive Therapy and the Emotional Disorders), опубликованный в 1976 году, содержал подробное описание когнитивных аберраций, характеризующих каждый из этих неврозов, детальное изложение общих принципов когнитивной терапии и более стройную схему когнитивной терапии депрессий.

Мне пока и самому не до конца ясно, откуда берут свое начало мои формулировки, касающиеся когнитивной терапии депрессии. Оглядываясь назад, я понимаю, что первые догадки сквозили уже в том начинании, которое я предпринял в 1956 году с целью обоснования некоторых психоаналитических концептов. Я верил в истинность психоаналитических формулировок, однако испытывал определенное «сопротивление», вероятно, естественное для академического психолога и психиатра, придающего столь большое значение эмпирическим данным. Полагая возможным разработать конкретные техники, я провел серию изыскательских работ, призванных подтвердить правильность психоаналитического понимания депрессии. Другим, возможно, более веским мотивом было желание понять психологическую конфигурацию депрессии, чтобы разработать схему краткосрочной психотерапии, направленной на устранение очаговой психопатологии.

Хотя первые результаты моих эмпирических исследований как будто бы подтверждали существование психодинамических факторов депрессии, а именно ретрофлективной враждебности, выражением которой является «потребность в страдании», последующие эксперименты принесли целый ряд неожиданных открытий, противоречивших данной гипотезе, что подтолкнуло меня к более критичной оценке психоаналитической теории депрессии, а затем и всей структуры психоанализа. В конечном итоге я пришел к заключению: депрессивные пациенты вовсе не испытывают «потребности в страдании». Экспериментальные данные свидетельствовали о том, что депрессивному пациенту свойственно избегать поведения, способного вызвать отвержение или неодобрение со стороны окружающих; он, напротив, стремится быть принятым людьми и заслужить их одобрение. Это расхождение между лабораторными данными и клинической теорией и сподвигло меня к переоценке своих убеждений.

Примерно в то же время я с огорчением для себя начал осознавать, что надежды, возлагаемые мною на психоанализ в начале 1950-х годов, оказались напрасными: многолетний курс психоанализа, через который прошли многие мои аспиранты и коллеги, не вызвал сколько-нибудь ощутимых позитивных сдвигов в их поведении и чувствах! Более того, работая с депрессивными пациентами, я заметил, что терапевтические интервенции, основанные на гипотезе «ретрофлективной враждебности» и «потребности в страдании», зачастую не приносят пациенту ничего, кроме вреда.

Таким образом, клинические наблюдения, экспериментальные и корреляционные исследования, а также непрекращающиеся попытки объяснения данных, противоречивших психоаналитической теории, привели меня к полному переосмыслению психопатологии депрессии и других невротических расстройств. Обнаружив, что депрессивные пациенты не имеют потребности в страдании, я начал искать иные объяснения их поведению, которое только «выглядело» как потребность в страдании. Я задался вопросом: как еще можно объяснить их неустанное самобичевание, их устойчиво негативное восприятие действительности и то, что как будто бы говорило о наличии аутовраждебности, а именно их суицидальные желания?

Вспомнив свое впечатление о «мазохистских» сновидениях депрессивных пациентов, которое, собственно, и послужило отправной точкой моих исследований, я стал искать альтернативные объяснения тому факту, что депрессивный сновидец постоянно видит себя во сне неудачником — он либо теряет какую-то ценную вещь, либо не может достигнуть какой-то важной цели, либо предстает ущербным, безобразным, отталкивающим. Прислушавшись к тому, как пациенты описывают себя и свой опыт, я заметил, что они систематически перетолковывают факты в худшую сторону. Эти истолкования, сходные с образным рядом их сновидений, навели меня на мысль, что депрессивному пациенту присуще искаженное восприятие реальности.

Читайте так же:  Какие таблетки помогают от депрессии без рецептов

Дальнейшие систематические исследования, включавшие разработку и апробацию новых инструментов, подтвердили эту мою гипотезу. Мы обнаружили, что депрессия характеризуется глобально пессимистическим отношением человека к собственной персоне, внешнему миру и своему будущему. По мере аккумулирования данных, подтверждавших ведущую роль когнитивных искажений в развитии депрессии, я разрабатывал специальные техники, основанные на применении логики, которые позволяют скорректировать когнитивные искажения пациента и в конечном счете ведут к ослаблению депрессивных симптомов.

Благодаря нескольким исследованиям мы пополнили наши знания о том, как депрессивный пациент оценивает свой текущий опыт и свои перспективы. Эти эксперименты показали, что при соблюдении определенных условий серия успешно выполненных заданий может сыграть огромную роль в изменении негативной Я-концепции пациента и тем самым устранить многие симптомы депрессии.

Эти исследования позволили нам дополнить вышеописанные техники корректирования когнитивных искажений новым весьма действенным средством, таким как проведение экспериментов, призванных проверить ошибочные или преувеличенно пессимистические убеждения пациента, что в конечном счете существенно расширило терапевтический процесс. Теперь у пациентов появилась возможность проверять свои пессимистические интерпретации и прогнозы в реальных жизненных ситуациях. Концепция домашней работы, или, как мы позже назвали это, «аутотерапии», открыла реальную возможность для расширения терапевтического процесса и выведения его за рамки терапевтических сессий.

Развитие когнитивной терапии проходило под влиянием бихевиорального движения. Методологический бихевиоризм, подчеркивающий важность постановки дискретных задач и описывающий конкретные процедуры их решения, привнес совершенно новые параметры в когнитивную терапию (многие авторы даже стали именовать наш подход «когнитивно-поведенческой терапией»).

Данная монография в значительной степени являет собой итог тех конференций, что еженедельно проводились на факультете психиатрии Пенсильванского университета, где обсуждались проблемы, возникавшие при лечении конкретных пациентов: участники делились друг с другом опытом и совместно искали пути решения проблем. Многочисленные предложения были впоследствии обобщены в серии терапевтических руководств, кульминацией которой является настоящее издание. Столь велико число людей, внесших вклад в становление и развитие нашего знания, что перечисление даже основных имен заняло бы слишком много места. Мы благодарны всем участникам этих конференций, и я уверен, они прекрасно понимают, сколь большую роль они сыграли в появлении данной книги.

Особо хотелось бы поблагодарить наших коллег, помогавших нам материалами, предложениями и замечаниями при подготовке терапевтических руководств, предшествовавших данной монографии. Наиболее активными нашими помощниками были Марика Ковач, Дэйвид Бернс, Ира Герман и Стивен Холлон. Мы чрезвычайно признательны и Майклу Махони, который взял на себя труд прочесть и отредактировать нашу рукопись. Мы благодарим также Стерлинга Мури за его великодушную помощь на заключительных этапах подготовки книги.

Считаем себя обязанными отдать долг признательности Рут Л. Гринберг, сотрудничавшей с нами с начала и до конца этой затеи. Ее вклад в создание данной книги столь велик, что нам трудно подыскать слова для выражения нашей благодарности.

И наконец, мы приносим свою искреннюю благодарность машинисткам Ли Флеминг, Мэрилин Стар и Барбаре Маринелли.

В заключение несколько слов о «сексистском» языке. Говоря о «терапевте» и «пациенте», мы используем местоимения мужского рода («он», «его»), но это ни в коей мере не означает, что мы ведем речь только о мужчинах. Мы сохранили традиционное словоупотребление исключительно в целях удобства и простоты.

Аарон Бек и когнитивная терапия депрессии

Аарон Тёмкин Бек известен в первую очередь Шкалой депрессии Бека, разработанной в 1961 году.

От диагностики депрессии Бек перешёл к её психотерапии, и в своей монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976) выдвинул принципиально новый подход к изучению и лечению эмоциональных нарушений: «Ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациента».

Книга была переведена на русский в 2003 году.

Когнитивная модель депрессии, разработанная Беком, подчёркивает, что депрессивный человек систематически неверно оценивает происходящее и прошлый опыт, постепенно составляя представление о себе как о неудачнике, представление о мире как о фрустрирующем и представление о будущем как об унылом и мрачном.

Эти три негативных представления известны как когнитивная триада и включают негативные мнения о себе (типа «Я неадекватный, нежеланный, ничего не стоящий»), негативное мнение о мире (типа «Мир слишком многого требует от меня, и жизнь — это сплошное поражение») и негативные мнения о будущем (типа «Жизнь всегда будет полна страданий и лишений, которые я испытываю сейчас»).

Как легко заметить, здесь нет ни слова о бессознательном, то есть Аарон Бек бросил перчатку могущественному психоаналитическому лобби — и выиграл.

Aaron Temkin Beck родился 18 июля 1921 года и в 2016 году отметил своё 95-летие.

Портрет крупным планом:

Родился в семье еврейских иммигрантов из Российской империи. Его отец Гарри Бек (Гершл Бык, 1884—1968) был издателем и уроженцем Проскурова (ныне — Хмельницкий, областной центр на западе Украины), иммигрировавшим в США в 1906 году. Мать, Элизабет Темкин (1889—1963), иммигрировала в США из Любеча и была общественным деятелем еврейской общины Провиденса (Род-Айленд). Родители поженились в 1909 году.

На фото: Роберт Лихи, руководитель Американского Института когнитивно-поведенческой терапии в Нью-Йорке, Дмитрий Ковпак, кандидат медицинских наук, председатель Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП), доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, научный руководитель секции психологической коррекции и психотерапии Российского Психологического Общества (СПб отделения), сопредседатель секции когнитивно-поведенческой психотерапии Российской Психотерапевтической Ассоциации. В нижнем ряду Артур Фримен (друг и соавтор Аарона Бека) и Рэймонд Диджузепе (ведущий специалист Института Эллиса в Нью-Йорке, Past President (2006) Association for Behavioral and Cognitive Therapies).

Найдите на снимке не-американскую улыбку 🙂

В 1994 году профессор Аарон Бек и его дочь профессор Джудит Бек создали Институт когнитивной психотерапии и исследований (англ. Beck Institute for Cognitive Therapy and Research) в окрестностях Филадельфии, там работают 14 человек. Основная миссия этого института — разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, предназначенных для обучения различных специалистов, работающих в сфере соматического и психического здоровья.

Читайте так же:  Таблетки от нервов стресса и депрессии

Когнитивная терапия и депрессия

Взаимосвязь плохого настроения и негативных мыслей очевидна, но не стоит недооценивать степень пагубного влияния таких мыслей во время депрессий. В таком случае, мысли могут затянуть в свой черный водоворот и исказить восприятие не только проблем, но и реальности.

Когнитивная терапия – одно из направлений в психиатрии, связанное с познавательными процессами – может стать наиболее эффективным способом справится с такими мыслями. Применение этой терапии на практике позволяет пациенту не только не поддаваться таким мыслям, но даже поменять взгляды на жизнь.

Проведенные исследования свидетельствуют, что лечение легкой и средней формы депрессии при помощи когнитивной терапии является столь же эффективным, как и употребление антидепрессантов. Эти два вида лечения можно совмещать, давая возможность пациенту справиться с такими симптомами, как усталость, проблемы со сном и низкая самооценка.

Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, каким образом психотерапия и когнитивная терапия, могут оказать благоприятное влияние и вернуть хорошее настроение.

Проблема в мышлении

«От мыслей зависит настроение, и убеждение в этом есть главным принципом когнитивной терапии», — заявляет Дж. Бек, директор института Когнитивной терапии в США.

Врачи, проводящие сеансы этой терапии, утверждают, что негативные мысли являются постоянной подпиткой для депрессии. Они легко появляются в нашей голове и остаются там на долгое время. Среди таких мыслей выделяют три основных:

  • «Я безнадежный неудачник и у меня ничего не получится»
  • «Я ужасная мать»
  • «Я обречен/а быть вечно несчастным/ой»

По мнению Бек, такие мысли являются своего рода преувеличениями, даже если в них изначально и была доля правды. И именно за счет таких преувеличений и живет депрессия.

В период проведения когнитивной терапии пациент обучается тому, как правильно распознать и справляться с этими полуавтоматическими, негативными мыслями. Через какое-то время он сможет находить не только очевидные, но и глубинные, скрытые негативные мысли, а порой даже установки и убеждения, которые могут послужить причиной депрессии.

«Здесь важную роль играет не только позитивное мышление», — продолжает Бек, — «Терапия также помогает пациенту начать оценивать мир трезво, воспринимать его более реалистично и поэтому чувствовать себя менее подавленным».

Как это работает

Согласно когнитивной терапии каждая психологическая проблема состоит из нескольких составляющих, таких как:

  • как именно пациент воспринимает проблему;
  • что он думает о ней;
  • какие эмоции возникают при этой проблеме;
  • вызывает ли проблема какие-либо физические ощущения у пациента;
  • способ поведения пациента до, во время и после того, как проблема возникла.

Основным принципом терапии является раскладывание проблемы на ее составные элементы, что позволяет лучше понимать ситуацию и причины ее возникновения. После этого проблема не будет больше казаться такой уж неразрешимой.

В процессе терапии профессиональный врач обучает пациента технике когнитивной терапии и дает на дом задание. Эти задания помогают закрепить результат и начать использовать технику при решении ежедневных проблем.

«Каждый день должны происходить маленькие изменения в мышлении пациента», — продолжает Бек, — «Только так мы можем прийти к улучшению настроения».

Доказательства эффективности когнитивной терапии

Так насколько же когнитивная терапия эффективна по сравнению с другими методами?

Кандидат психологических наук Р. Дерубис утверждает, что доказательства исчерпывающие и что это касается не только легких форм депрессии.

Исследования показывают следующее:

  1. Когнитивная терапия так же эффективна при легкой и средней депрессии, как и антидепрессанты. «Хорошо построенные сеансы и регулярное их посещение дают такие же результаты, как и после применения антидепрессантов. А если заниматься терапией более длительный срок, то результаты будут даже лучше» — заявляет Дерубис.
  2. Когнитивная терапия так же эффективна и при предотвращении повторных приступов. «В случае, если человек постоянно использует технику этой терапии, то эффект такой же, как и от антидепрессантов, только при этом не нужно принимать таблетки», продолжает Дерубис.
  3. При когнитивной терапии уменьшается количество остаточных симптомов. Побочные эффекты не выявлены. Это значит, что вероятность проявления незначительных симптомов депрессии после завершения курса терапии ниже, чем после курса препаратов или даже полностью исключает их.

Может ли когнитивная терапия заменить антидепрессанты?

Когнитивная терапия на данный момент является стандартным и распространенным видом психотерапии, который используется для лечения депрессии. Положительные результаты появляются уже спустя пару недель, полностью оправдывая затраты.

Тем не менее, можно ли говорить о том, что когнитивная терапия способна полностью вытеснить антидепрессанты? Во многих случаях, как утверждает Дерубис, да. Основываясь на исследованиях, Дерубис утверждает, что когнитивная терапия может быть хорошей альтернативой антидепрессантам даже при довольно тяжелых формах депрессии.

Значение приятных мыслей для хорошего самочувствия

Сам факт существования депрессии лишний раз доказывает тесную связь разума и тела, так как в этом состоянии довольно часто проявляются и физические недомогания. А благодаря когнитивной терапии можно улучшить не только психологическое состояние, но и физическое. Данный вид психотерапии поможет восстановить былую энергичность, решить проблемы со сном, вернуть аппетит и повысить сексуальное влечение.

Когнитивная терапия также может облегчить хроническую боль, как утверждает профессор психологии Б. Торн. Кроме того, эффект терапии зачастую держится дольше, чем после болеутоляющих препаратов, имея при этом меньшее количество побочных эффектов.

Когнитивная терапия: с чего начать

Самое важное – найти профессионального психотерапевта, обладающего достаточным опытом и знаниями в области когнитивной терапии. Если вы заметили у себя первые признаки депрессии, то стоит немедленно обратиться к своему врачу за помощью в поисках хорошего практикующего специалиста по когнитивной психологии или же заняться поисками самому.

Психотерапия депрессии

Психотерапия депрессии – уникальная система, оказывающая благоприятное лечебное воздействие на психику человека, а посредством психики – на деятельность организма в целом. Помощь психотерапевта лицу, страдающему депрессией, — спасательный круг, позволяющий «вынырнуть» из самой глубокой пропасти.

В чем секрет успеха психотерапевтических методов? Абсолютно все явления, происходящие в мире, обусловлены определенными причинами, и любое депрессивное расстройство не возникает спонтанно и беспричинно – оно обязательно имеет скрытые в подсознании корни. В результате психотерапевтической работы на поверхность, в осознанную область, «всплывает» материал, на первый взгляд абсолютно не связанный с заболеванием. То есть пациент открывает для себя и осознает истинные причины возникновения депрессии.

Читайте так же:  Депрессия что делать

К тому же многочисленные исследования подтвердили, что люди, окруженные заботой и вниманием, которым предоставлен шанс быть выслушанным и понятым, эмоционально чувствуют себя гораздо комфортнее и выздоровление проходит быстрее, чем у тех лиц, которые вынуждены справляться с проблемной ситуацией один на один. Ощущая поддержку и встречая сочувствие, человек быстрее устанавливает внутреннее спокойствие, справляется с тревогами и волнениями, что столь необходимо при депрессивных расстройствах.

Квалифицированные специалисты, руководствуясь основополагающим принципом Primum Non Nocere («Прежде всего – не навреди») способны значительно уменьшить либо полностью устранить симптомы депрессии, успешно осуществить коррекцию настроения пациента, стимулировать развитие интересов и увлечений. Хорошие и глубокие знания, практический опыт позволяют психотерапевтам оценить тяжесть депрессивного расстройства и при необходимости вовремя привлечь к терапии психиатра и подключить медикаментозное лечение.

Психотерапия – довольно длительный и зачастую эмоционально болезненный процесс, но достигаемые результаты того стоят. Лечение депрессии психотерапией основано на психологических способах воздействия на неблагоприятные клинические проявления, в том числе страдания. Психотерапия – точка пересечения различных областей наук: психиатрии, психологии, педагогики, социологии. Несмотря на разнообразие форм психотерапии, специалист работает с личными проблемами, личностными переживаниями клиента путем выслушивания, информирования, направления на иной уровень мышления клиента. Несмотря на принципиальные различия, все теоретические точки зрения психотерапии направлены на изменение восприятия, профессиональное просвещение, эмоциональную поддержку, актуальную помощь в разрешении индивидуальных проблем пациента.

На сегодняшний день разработано и применяется свыше 300 психотерапевтических направлений. Несмотря на это лидирующие позиции удерживает несколько групп учений.

Группа 1. Терапия депрессии с психодинамической (инсайтоориентированной) точки зрения

Методики данной группы уходят своими корнями в психоанализ, создателем которого является авторитетный и известный врач Зигмунд Фрейд. Особенностью лечения по психодинамическим методикам является осознание человеком вытесненных эмоций и воспоминаний. Используя такие приемы, как анализ сновидений, оговорок, свободные ассоциации, особенности забывания, врач помогает пациенту найти причины проблем, которые нередко уходят своими корнями в детство. В процессе высвобождения подавленной энергии, достигается цель психотерапии – понимание и принятие вытесненных в подсознательную сферу истинных причин депрессии.

Группа 2. Когнитивная психотерапия депрессии

Целью поведенчески-ориентированных методик является обучение человека, страдающего депрессией, приспособительным умениям и навыкам, которые будут полезны при столкновении с теми или иными негативными или сложными жизненными обстоятельствами. Когнитивная терапия депрессии предполагает, что мысли и образы, влияющие на поведение и эмоциональную сферу, спрятаны неглубоко в подсознательном, и все депрессивные расстройства происходят из-за нарушенного, неверного мышления.

Работа психотерапевта нацелена на определение и разрешение конкретных личностных проблем каждого клиента: формирование и сохранение у личности новых, адекватных поведенческих реакций. В своей терапии для лечения депрессии специалисты применяют:

  • Положительное подкрепление (похвала);
  • Отрицательное подкрепление (критическое замечание);
  • Снижение порога чувствительности (уменьшение страха);
  • Взрывную терапию (переживание панического страха);
  • Моделирование (создание ситуаций и выработка соответствующего поведения).

Группа 3. Коррекция расстройств методами экзистенциальной терапией

Основное внимание специалистов, работающих в данном направлении, сконцентрировано на имеющихся проблемах клиента, возникших вследствие отсутствия гармонии с социальной средой, утраты чувства принадлежности к обществу и появления в результате этого чувства одиночества и отчуждения.

Сторонники данной школы психотерапии предполагают, что депрессивное расстройство возникает в результате влияния многочисленных социально-психологических факторов, которые личность не в состоянии самостоятельно преодолеть. Под воздействием длительных стрессоров у человека формируется стремление уйти из мира действительности в нереальный, фантазийный мир «упрощенности и понятности». В результате образуется «экзистенциальный вакуум», когда личность сама не понимает, для чего живет, и страдает от неопределенного смысла жизни.

Основа лечения с данной точки зрения состоит на осознание пациентом личной значимости, формирование адекватной самооценки и самоуважения, определении истинного смысла жизни. В первую очередь врач проводит работу для восстановления и пересмотра духовных, моральных, этических ценностей, принятия себя и других в реальности, развития самостоятельности мышления и естественности поведения. В программах применяются уникальные в своем роде приемы, стимулирующие пациента к тому, чтобы он выполнял те действия, которых больше всего стесняется или страшится.

Группа 4. Лечение депрессии, используя гуманистический подход

[1]

Психотерапия депрессии этой методики основана исключительно на возможностях и способностях человека. Представители данной ориентации убеждены, что каждая личность способна преодолеть свои проблемы, если у нее для этого существуют значимые стимулы. Условием достижения успеха в проводимой работе является освобождение клиента от неуверенности в собственных силах, боязни поражения, страха неудач. Лишь избавившись от этих комплексов, человек получает возможность реально воспринимать сущность своей проблемы и становится готовым к ее разрешению.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе сеансов психотерапевт добивается у клиента того состояния, когда он может свободно и откровенно говорить о своих мыслях, переживаниях, ощущениях, страхах. Специалист воспринимает всю слышимую информацию без похвал и критических замечаний, акцентируя внимание пациента на внутреннее состояние и испытываемые эмоции. Таким образом, человек находится в атмосфере свободы и «вседозволенности». Работа врача направлена на развитие чувства уверенности у клиента, формирование заинтересованности и увлеченности, смену негативных ощущений на положительные.

Источники


  1. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

  2. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.

  3. Гитин, В. Г. Эта покорная тварь — женщина / В.Г. Гитин. — М.: Торсинг, 2015. — 544 c.
  4. Леонидова, Б. Развод! Почему? / Б. Леонидова. — М.: Московский рабочий, 2009. — 224 c.
  5. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.
Когнитивная терапия депрессии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here