Компетентность в деловом общении это

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Компетентность в деловом общении это" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Компетентность в деловом общении это

Поделиться с друзьями

  • Повышение компетентности и уверенности участников в процессе деловой коммуникации
  • Формирование индивидуального стиля деловой коммуникации
  • Сформировать компетенции подготовки к предстоящим переговорам
  • Дать модель компетентности в этике делового общения
  • Научить классифицировать клиентов для понимания тактики общения с ними
  • Дать модель компетенции в переговорах по телефону
  • Дать модель компетенции вступления в контакт с имеющим более высокий статус клиентом
  • Компетенции владения невербальными средствами общения
  • Дать модель компетенции работы с потребностями клиентов
  • Научить компетентно аргументировать свою точку зрения
  • Научить компетенциям выхода из конфликтных ситуаций
  • Дать модель компетенции работы с претензиями клиентов
  • Сформировать компетенции психологического влияния и противостояния ему
  • Проанализировать сильные и слабые стороны личного стиля деловой коммуникации участников
  • Дать модель компетенции завершения контакта
  • Сформировать компетенции анализа результатов проведенных переговоров для выявления ошибок

Целевая аудитория семинара Тренинг для тех, кому необходимо повысить компетентность в деловом общении. Подробная программа

Раскрытие термина «переговоры». Этапы переговоров.

Компетенции постановки цели предстоящих переговоров:

Определение цели переговоров и шагов к ее достижению. Определение желаемого и минимума. Обязательства и права.

Компетенции подготовки к переговорам:

Сбор необходимой информации. Построение эффективного имиджа. Выбор стиля ведения переговоров. Выступление единой командой. Моральный настрой на успешные переговоры.

Компетенции этикета делового общения.

Раскрытие термина «Этикет делового общения». Элементы этикета.

Психологический смысл делового этикета:

Соотношение выполнения правил делового этикета и удержания своей позиции.

Классификация клиентов по шкалам: доминантный – конформный; ригидный – мобильный; экстраверт- интроверт; процесс – результат.

Компетенции взаимодействия с разными типами клиентов:

Соотношение типов клиентов и способов взаимодействия с ними.

Особенности телефонных переговоров: Голос, как инструмент работы по телефону. Алгоритм ведения телефонных переговоров.

Компетенции вступления в контакт:

Цель этапа установления контакта. Вступление в контакт с агрессивным, расстроенным клиентом. Методы создания атмосферы доверия и взаимопонимания. Правила расположения в переговорном пространстве.

Компетенции невербального общения:

Осознание собственного языка тела. Развитие позитивных установок, определяющих невербальное поведение человека. Развитие перцептивных способностей участников группы. Овладение языком тела, повышающим эффективность общения

Компетенции выявления потребностей в процессе обсуждения:

Цели этапа обсуждения. Уровни переговоров (предметный, эмоциональный).

Виды потребностей, с которыми работают менеджеры.

Техники убеждения. Аргументация и контраргументация. Как заставить собеседника выслушивать аргументы.

Компетенции в разрешении конфликтов:

Структура конфликта. Интересы конфликтующих сторон. Вторичная выгода. Методы разрешения конфликтов.

Компетенции в работе с претензиями:

Что скрывается за претензией клиента? Коммуникативные навыки, необходимые при работе с претензиями и возражениями.

Эмоциональная устойчивость в ситуациях предъявленной претензии.

Компетенции психологического влияния и противостояния влиянию:

Психологические средства влияния клиентов при предъявлении претензий. Цивилизованное психологического влияния и противостояния влиянию, необходимые при работе с претензиями и возражениями..

Индивидуальный стиль в деловой коммуникации:

Составляющие стиля деловой коммуникации. Критерии оценки эффективности деловой коммуникации.

Компетенции в завершении контакта:

Цели этапа завершения контакта. Техники завершения контакта.

Понятие и виды делового общения

Деловое общение

В социально-культурной сфере общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в категорию профессионально-значимую, лежащую в природе самой социальной деятельности. Особенно актуально это для таких сфер деятельности, которые напрямую связаны с работой с клиентами.

Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В коммерческие, деловые сферы жизни вступают предприятия всех видов и форм собственности, а также частные лица в качестве частных предпринимателей.

Компетентность в области делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в каждой области: в области науки, искусства, производства, торговли. Что касается менеджеров, бизнесменов, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, частных предпринимателей то коммуникативная компетентность, то есть способность адекватно реагировать в любой ситуации в процессе общения для представителей этих профессий представляет одну из самых главных составляющих их профессионального облика.

Деловое общение – это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц.

Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).

Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент (по крайней мере, без определенных потерь в получении информации для обеих сторон). В обычном дружеском же чаще всего не поднимаются такие вопросы, как конкретные задачи и цели, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) в любой момент без опасения потерять возможность восстановить процесс общения заново.

Виды делового общения:

1. Деловая беседа – это вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. Деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, не предполагает заключения договора или выработки обязательных для исполнения решений, личностно ориентирована и происходит между представителями одной организации.

Читайте так же:  Деловой этикет менеджера

По такому основанию, как виды и цели разговора, принято выделять в качестве самостоятельных видов : собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.

Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов:

1) подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы;

2) начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны, прежде всего, с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору;

3) обсуждение проблемы. Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации;

4) принятие решения;

5) завершение беседы. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности; поддержание в случае необходимости в дальнейшем контакта с собеседником

2. Деловые переговоры – это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично — расходятся. Переговоры имеют официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.).

Основные элементы подготовки к переговорам: определение предмета (проблем) переговоров, поиск партнеров для их решения, уяснение своих интересов и интересов партнеров, разработка плана и программы переговоров, подбор специалистов в состав делегации, решение организационных вопросов и оформление необходимых материалов — документов, чертежей, таблиц, диаграмм, образцов предлагаемых изделий и т.д.

Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы — обмен информацией — аргументация и контраргументация — выработка и принятие решений — завершение переговоров.

3. Деловые совещания – это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Поскольку деловое совещание – это деятельность, связанная с принятием решений группой лиц, на характер выступлений его участников и на его результаты серьезное влияние оказывают такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление.

Совещания подразделяются на инструктивные, оперативные (диспетчерские), проблемные. Цели инструктивных совещаний – передача необходимых сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления для скорейшего их выполнения. До сведения участников совещания доводятся принятые руководителем предприятия или организации решения, распределяются задачи с соответствующим инструктажем, разъясняются неясные вопросы, определяются сроки и способы выполнения поручений.

Цели оперативных (диспетчерских) совещаний — получение информации о текущем состоянии дел. В отличие от инструктивных совещаний информация поступает снизу вверх по схеме управления. Участники такого совещания сообщают сведения о ходе работы на местах. Оперативные совещания проводятся регулярно, всегда в одно и то же время, список участников постоянный, специальной повестки дня не имеется, они посвящаются неотложным задачам текущего и последующих 2-3 дней.

Цели проблемных совещаний – поиск наилучших решений проблемы в кратчайшие сроки, вынесение на обсуждение хозяйственных проблем, рассмотрение организационных перспектив, обсуждение инновационных проектов.

4. Публичные выступления – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа : докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий.

1) определение темы и цели выступления;

2) оценка аудитории и обстановки;

3) подбор материала;

4) создание текста.

1) произнесение речи:

б) основная часть;

2) ответы на вопросы;

3) ведение полемики.

Посткоммуникативный : анализ речи.

По содержанию деловое общение может быть:

[2]

— материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;

— когнитивное – обмен знаниями;

— мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

— деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Создание благоприятного социально-психологического климата в деловом общении.

Перед началом переговоров очень важно для их успешного исхода создать благоприятный психологический климат. Существуют несколько эффективных приемов , которые позволяют в самом начале переговоров быстро расположить к себе вашего партнера и при необходимости безболезненно для его самолюбия склонить к вашей точке зрения.

[3]

В самом начале переговоров следует ненавязчиво внушить партнеру сознание или его собственной значимости, или авторитета фирмы, которую он представляет. Но делать это следует искренне, не сбиваясь на дешевые комплименты.

Во время деловых переговоров очень важно проявлять исключительное внимание к партнеру. Говорить нужно о том, что больше интересует вашего партнера или о том, что он хорошо знает. Задавайте вопросы, на которые вашему партнеру будет приятно отвечать.

Во время переговоров бывает очень трудно отстоять свою точку зрения. Однако никоим образом нельзя делать это с помощью спора, поскольку известно, что в девяти случаях из десяти спор заканчивается тем, что каждый из его участников еще больше, чем прежде, убеждается в собственной правоте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10103 —

| 7756 — или читать все.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Конспект лекций по коммуникативной компетенции
Лекции и практикум по психологии — Психология личности
Индекс материала
Конспект лекций по коммуникативной компетенции
Коммуникативные барьеры
Основы невербального общения
Невербальная культура делового разговора
Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников
Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
Правила успешного публичного выступления
Публичные выступления — 10 ошибок начинающего оратора
Особенности публичного выступления
Все страницы

1. Понятие и структура коммуникативной компетентности.
Коммуникация — процесс, более широкий, чем общение. Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Компетентный – надлежащий, знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-то области.
Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает:

— знание речевых норм, функционального использования языка;
— речевые умения и навыки;
— собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.
Признаки коммуникативной компетентности: 1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии; 2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации; 3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; 4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию; 5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу; 6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.
Коммуникативная компетентность включает в себя:
— языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);
— речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);
— учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией);
— социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);
— этикетный и общекультурный компонент.

4. Психологические особенности устного выступления.
Устное выступление произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру устное выступление представляет собой монологическую речь. Если рассматривать публичное выступление с психологической точки зрения, это не просто монолог перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного выступления. Устное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

  • Наличие обратной связи ( реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать её настроение, отношение к высказыванному. По отдельным репликам и вопросам определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.
  • Устная форма общения. Устное выступление представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Коммуникативные навыки. Компетентность в общении

Читайте также:

  1. Будет ли полезна организационная компетентность?
  2. В. компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности
  3. ВОПРОС 18. Коммуникативный процесс: модели и их характеристика. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
  4. Вопрос №31 Коммуникативные процессы в ситуации наказания и увольнения работников
  5. ВЫНОСЛИВОСТЬ — СОХРАНИТЬ СИЛУ ХАРАКТЕРА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ЗАТЯНУВШИХСЯ КРИЗИСАХ
  6. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ. УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
  7. Знание основных типов собеседника в педагогическом общении.
  8. Коммуникативная компетентность преподавателя
  9. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
  10. Коммуникативные качества речи
  11. Коммуникативные процессы при перемещениях и планировании карьеры
Читайте так же:  Феназепам при депрессии

Структура интеракции

1.Подход Щепаньского: предлагает рассматривать структуру взаимодействия через стадии его развития. Каждая стадия как структурный элемент.

2. Стадия пространственного контакта. Участники оказываются рядом в пространстве. Если взаимодействие развивается – следующая стадия

3. Стадия психологического контакта – взаимодействие заинтересованных партнеров друг в друге.

4. Стадия социального контакта – между партнерами разворачивается совместная деятельность.

5. Стадия взаимодействия – партнеры осуществляют действия, цель которых вызвать реакцию у другого.

6. Стадия социального отношения – партнеры осуществляют целые системы действий взаимосвязанные друг с другом.

Эрик Берн, автор концепции трансактного анализа. Он считает, что регулировать взаимодействия возможно через регулирование позиций участников. Эго-состояние– позиция участников: либо будет эта позиция стабильна и продолжительна во времени, либо наоборот взаимодействие будет обречено на распад. Позиция: неудачное сочетание родитель-взрослый должны изменены. Исследование различных типов взаимодействия: 1. Кооперативное взаимодействиеили кооперация — это взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного согласия и не нарушают его, пока совпадают их интересы. 2. Конкурентное взаимодействие или конкуренция- взаимодействие, которое характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей или интересов в условиях противоборства между людьми. Кооперативное взаимодействие изучается гораздо меньше, хотя кооперация является обязательным элементом совместной деятельности. При изучении фиксируется показатель тесноты кооперации. 1. Степень включенности во взаимодействии. 2. Вклады партнеров в достижение совместной цели.Стратегии поведения(в зависимости от кооперации или конкуренции): сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость (альтруизм), избегание или уход от контакта.

Крайним вариантом конкурентного взаимодействия является конфликт. Конфликт – это обострение отношения, когда позиция и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.

Коммуникативные навыки, в отличие от профессиональных, можно применить на любой работе независимо от сферы деятельности. Например, вы знаете, как разобрать и собрать автомат за 40 секунд. Но сможете ли вы объяснить, как это сделать, по телефону? Умение просто и доходчиво объяснять сложные вещи поможет достичь успеха на тысяче рабочих мест.

Читайте так же:  Утренняя депрессия

Технические навыки необходимы для получения работы, но для продвижения и успеха в карьере огромную роль играют коммуникативные навыки. Не так давно бизнес-консультантами был разработан список навыков, полезных на любой работе.Коммуникативные навыки, обеспечивающие успех

Навык Применение
Умение решать проблемы Спокойное, рассудительное и творческое разрешение повседневных проблем, особенно межличностных конфликтов
Порядочность Выполнение обязанностей при строгом соблюдении норм этики и понимании, что хорошо, а что плохо; верность своим моральным принципам
Открытость Усвоение новых идей, адаптация к новым реалиям бизнеса
Способность убеждать Умение выслушать других и убедить их в правильности своей точки зрения спокойно, не повышая голос
Лидерство Способность брать на себя ответственность за решение поставленных задач, умение привлекать к этому других; поддержка и обеспечение подчиненных всем необходимым для работы
Постоянное обучение Профессиональный рост и самосовершенствование
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

1) стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

2) предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;

3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

4) отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;

6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

7) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1. Открытое — закрытое общение.

2. Монологическое — диалогическое.

3. Ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое — нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправданно в случаях: когда есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; в конфликтных ситуациях (здесь открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно). Открытые коммуникации эффективны, если существует сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позицию другого и в то же время не раскрывает свою. «Истерическое предъявление проблемы» — тот случай, когда человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующиевиды общения:

1. «Контакт масок». Это формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В условиях города «контакт масок» даже порой необходим, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение: другого человека оценивают как нужный или мешающий объект; если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное. Это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное, Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей его личности.

7. Светское. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникаций.

Кодекс светского общения включает в себя некие постулаты:

1) «соблюдай интересы другого» (вежливость, такт);

2) «не порицай другого», «избегай возражений» (одобрение, согласие);

3) «будь доброжелателен, приветлив» (симпатии). Кодекс делового общения строится на иных принципах:

1) кооперации («твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»);

2) достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»);

3) качества информации («не лги»);

4) целесообразности («не отклоняйся от темы, сумей найти решение»);

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

[1]

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Читайте так же:  Личность делового общения

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой — кооперации, возникнет нелепая, неэффективная коммуникация. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют также следующие позиции:

♦ доброжелательная (принятия собеседника);

♦ враждебная (непринятия собеседника);

♦ доминирование, или «общение сверху»;

♦ общение «на равных»;

♦ подчинение, или позиция «снизу».

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 372 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Компетентность в общении и решение проблем собственного трудоустройства

В понятии «компетентность» также, с нашей точки зрения, в отличие от способности к общению, способности к разрешению конфликта — также акцентирован момент занятия управляющей позиции относительно своего общения, а значит и своих межличностных отношений, которые, согласно М.И. Лисиной в этом процессе и складываются, выступая продуктом общения. «Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче» (Петровская, 1996) с целью «устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми» (Ю.М. Жуков).

Конфликтная компетентность — это, прежде всего, ориентация на управление конфликтом, что подразумевает занятие участником конфликта субъектной позиции: активной, инициативной, осознанной. В ряду профессионально значимых характеристик менеджера особое место занимает конкурентоспособность. В динамически изменяющихся современных условиях осуществления активности конкурентная выживаемость субъекта определяет не только успешность и результативность деятельности, но и субъективную удовлетворенность собственной профессиональной и социальной состоятельностью.

Анализ исследований показывает, что в основном в структуре; компетентности выделяются три компонента: теоретический, практический, личностный.

Для общей и профессиональной успешности современного менеджера большую роль играет уровень развития коммуникативной компетентности, которая исследуется в контексте проблематики общения, взаимодействия и социальной перцепции. Коммуникативная компетентность определяется как сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения.

Социальная компетентность рассматривается как показатель развития социальных способностей, социальной одаренности. Эта категория в широком смысле отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ей характеристик в качестве субъекта взаимодействия с различными агентами социума. В качестве критерия компетентности указывается содержание результата трудовой деятельности, общения или личностной успешности.

Человек как субъект профессиональной деятельности выступает одновременно носителем технологической компетентности в определенной сфере и партнером социального взаимодействия.

Менеджмент рассматривается как ресурс в повышении стандарта жизни как организаций, общества, так и конкретного человека. Исследование проблемы детерминант успешной деятельности менеджеров разного типа становится все более актуальной задачей психологической науки. Анализ опыта подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров дает возможность очертить проблемное поле рисков, которые возникают у современного менеджера в данной области. Это, прежде всего недостаточный уровень развития психологической компетентности, что затрудняет решение вопросов социального взаимодействия.

Психологическая компетентность менеджера проявляется в контексте профессиональной деятельности и общения, профессионального развития, а также в социальном взаимодействии. Каждый вид психологической компетентности имеет свое специфическое функциональное назначение и по-разному влияет на профессиональное развитие. Когнитивная компетентность обеспечивает эффективное решение профессиональных задач.

Коммуникативная компетентность дает возможность успешно позиционировать себя как субъекта общения, продуцируя позитивные отношения с другими, эффективное решение проблем профессионального взаимодействия, и обеспечивает оптимальное транслирование смыслов, ценностей, технологий, содержания предмета деятельности, конструктивных моделей взаимодействия с миром.

Деятельность менеджера многоаспектна и, прежде всего, связана с большими информационными потоками, которые требуют различного рода трансформации и выделения смысловых осей. В ходе исследования было показано, что существуют определенные этапы формирования психологической компетентности как профессионально значимого качества менеджера.

· общепсихологическая подготовка по специальным учебным программам, включающая вопросы социальной психологии предпринимательства;

· изучение методов экспресс-диагностики состояния собеседника психогигиены умственной деятельности и психогигиены общения;

· деятельность психологической службы, реализующей просветительскую, диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую функции сопровождения развития человека в процессе профессиогенеза;

· осознание роли психологической компетентности специалиста в успешности освоения профессиональной деятельности;

· систематическое проведение тематических тренингов, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков, умений самопрезентации и саморегуляции, а также тренингов сензитивности, уверенного поведения и др.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения — процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Читайте так же:  Специфической особенностью делового общения является

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Согласно определению, сформулированному Ю.М. Жуковым, 13 коммуникативная компетентность [лат. competens — надлежащий, способный] — это способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

компетентность менеджер профессиональный социальный

1. Щербакова Т.Н. Седлецкая Л.В. Психологическая компетентность предпринимателя как субьекта социального взаимодействия. Издательство СКНЦ ВШ Ростов-на-Дону 2004

2. Щербакова Т.Н Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития.- Издательство Рост. ун-та Ростов-на-Дону 2005.

3. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг // Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — С. 375 — 594.

4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. . доктора психол.н. — Л., 1991. — 38 с.

5. Жуков Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2003. — 38 с.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1990.

7. Захаров В.В., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1989. — 55 с.

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.

9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг // Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды. — М. : Смысл, 2007. — С. 375 — 594.

10. Петровская Л. А. О природе компетентности в общении // Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — С. 102-108.

11. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. — М.: Смысл, 1996.— С. 150-166.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

12. Петровский В. А. Человек над ситуацией. — М.: Смысл, 2010. — 559 с.

Источники


  1. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. — М.: Академия, 2009. — 416 c.

  2. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.

  3. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.
  4. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.
  5. Пол, Джордан Как вылечить отношения. Главная книга любовников и супругов / Джордан Пол , Маргарет Пол. — М.: Прайм-Еврознак, 2016. — 320 c.
Компетентность в деловом общении это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here