Конфликт исследовательская работа

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Конфликт исследовательская работа" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Исследовательская работа по психологии на тему: «Конфликты. Исследование их причин и способов разрешения»

«Победа в конфликте такая же нелепость, как добро

с кулаками. В конфликтах не побеждают! Их разрешают».

Все мы живем в таком мире, где то и дело вспыхивают всевозможные споры, противоречия, столкновения, которые развивают в душе только страх, досаду, горе и сожаления, которые не приносят ничего хорошего. Даже если сегодня вокруг нас мирная обстановка и все благополучно, нет никакой гарантии, что завтра она не будет разрушена и не начнется острый конфликт. Уже этот беглый взгляд на жизнь подводит нас к естественной мысли, что необходимо уметь разрешать конфликты.

Давайте рассмотрим несколько основных причин, которые указывают на то, что конфликты обязательно нужно учиться разрешать.

К чему это приводит. Прежде всего, к тому, что на душе становится мрачно, тяжело. В дополнение к этому могут появиться внутренние самообвинения, которые настолько омрачают душу, что порой люди даже теряют желание жить. Итак, нужно учиться разрешить личностные конфликты для поддержания хорошего, здорового состояния души.

Почему нужно учиться разрешать конфликты – это чтобы стать достойной зрелой личностью, воспитать в себе хороший характер. Ведь, правда, что человека, имеющего внутри себя противоречия, никак нельзя назвать зрелой личностью, даже если ему много лет. Кроме того, это необходимо для поддержания физического здоровья. Хорошо известно, что состояние, в котором пребывает человеческая душа, влияет на здоровье физического тела. Если я оптимистичен, нацелен на свершения, на победы, то и тело как бы подхватывает это состояние и становится бодрее, усиливает сопротивление болезням. С другой стороны частые приступы гнева вызывают болезни печени, чрезмерные переживания, нервные состояния разрушают желудок, ощущение страха влияет на кишечник и т.д.

Поэтому внутренний конфликт и разбитое состояние души приводит к тому, что человек рано или поздно заболевает. Если попытаться вылечить такую болезнь лекарствами, но не позаботиться о разрешении внутреннего конфликта, то болезнь появится снова. Она будет поражать органы опять и опять до тех пор внутренний конфликт не будет устранен. Для того чтобы жить в гармонии и любви с окружающими нужно уметь разрешать также и межличностные конфликты. Если я постоянно проявляю доброту, хорошо отношусь к людям, так что большинство из них в ответ любят меня и уважают меня, тогда у меня будет много друзей, много радости и вдохновения и дорога в жизни будет удачная. Но есть у меня плохой характер, я сею вокруг себя многочисленные проблемы во взаимоотношениях, то пройдет некоторое время и мне придется пожинать одиночество и отчужденность. А если мой характер настолько скверный, что я наношу тяжкие удары и обиды людям, то моя дорога жизни шаг за шагом становится все более опасной, кто-нибудь может ударить и меня, может отомстить.

Умение разрешать конфликты необходимо для обретения гармонии с окружающими людьми и достижения успеха в жизни. И последнее, мне нужно учиться разрешать конфликты ради процветания будущих поколений: детей, внуков и т.д. Хорошо известно, что от родителей к детям передаются не только черты лица, но и многие привычки, а также черты характера. То, что достигли родители, продолжается в детях. Но, к сожалению, внутренняя противоречивость и плохие черты характера тоже передаются по наследству, также как и долги и проблемы во взаимоотношениях.

Поэтому у каждого из нас есть выбор только из двух вариантов – либо передавать свои проблемы детям, либо решать их самому. Недалекие люди думают в своей молодости: сейчас у меня лучшие годы жизни, можно развлекаться, веселиться, я не хочу думать ни о чем серьезном и не хочу работать над собой, пусть все идет само собой. Для них время проходит незаметно, и наступает момент, когда они женятся или выходят замуж и рождают ребенка. Довольно скоро после этого становится понятным, что проблемы уже перекинулись на следующее поколение. «Я думал, что у меня само собой получится хорошая счастливая семейная жизнь, но в реальности почти каждый день – война.

Итак, чтобы освободить своих детей, внуков, все родословие от ненужных проблем и опасностей, необходимо уметь разрешать конфликты.

Существуют разные формулировки конфликта.

Конфликт – трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

Один философ сказал: “. тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории. » (Г.Дарендорф)

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, — сказало оно ветру. — Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Читайте так же:  Деловое общение учебник

Существуют разные формулировки конфликта.

Конфликт – трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

Школьный конфликт

Автор проекта:

Рубцова Татьяна (МИБ-21)

Предмет:

Аннотация проета:

  • Проект ориентирован на учеников старшей школы
  • Конфликты — неотъемлемая часть школьной жизни. Возможность избегать или не усугублять конфликты, возникающие на пути становления личности в школе, является важным аспектом становления характера.
  • В ходе проекта ученики могут выполнять проект как индивидуально, так и группах.
  • Ученикам придется обратиться за помощью к школьному психологу, учителю обществознания, узко-направленной литературе и научным работам.
  • В конце проекта планируется провести круглый стол с преподавателями и родителями, где ученики представят своих исследований.

Ученики 9 — 11 классов

[1]

Основа проекта:

Данный проект составлен в соответствие с требованиями ФГОС, который содержит

  • Компьютерные презентации
  • Научно-исследовательские работы
  • Статьи
  • Использование простых анимационных графических объектов.

Цели и задачи проекта:

На основе комплексного анализа понятия «школьный конфликт» определить его природу и обозначить основные пути разрешения.

Выявить природу конфликта как явления общественной жизни.

Выявитю сущность школьного конфликта. Обозначить тактику разрешения школьного конфликта.

Провести исследование причин различных школьных конфликтов.

Основополагающий вопрос:

В чем сущность школьного конфликта?

Проблемные вопросы:

  • В чем сушность конфликта между учениками?
  • В чем заключаются особенности конфликта ученик-учитель?
  • Каковы особенности конфликта ученик-родители

Учебный вопросы:

  • Существуют ли точные пути разрешения школьного конфликта?
  • Различны ли взгляды на причину конфликта у его оппонентов?

План проведения проекта:

Продолжительность проекта: 4 — 5 уроков

Презентация учителя:

Примеры проектной деятельности учащихся:

План оценивания проекта:

-Формирующее оценивание начальных знаний в форме вводной презентации учителя

-Консультация учителя учащимся

-Выступление на уроке

-Самооценка работы групп.

Интресные страницы:

Исследовательская работа «Причины конфликтов педагога с подростком в педагогической системе «Учитель – ученик»

Объект исследования: конфликты юношей и девушек в системе начального профессионального образования.

Цель исследования

: изучение особенностей конфликтов типа “учащийся – ученик”.

Задачи:

    изучить причины возникновения конфликтов между учителем и учеником, с точки зрения подростка;
  • провести диагностическое исследование.
  • Определить уровень тревожности учителя и учащегося (тест на исследование тревожности – опросник Сплбергера).

    Анкетирование учащихся. “Причины конфликта с учителем”.

    • научить учащихся и учителей пользоваться правилами поведения в конфликтных ситуациях.

    Гипотеза:

    учитель и ученик склонны к конфликтности и повышенной тревожности.

    Ожидаемый результат

    : создание волонтёрской группы учащихся при работе в данном направлении.

    В ходе данной работы учащимися была изучена специальная литература по конфликтологии, в результате чего была создана и выпущена в учебном заведении публикация “Вестник – интересник”. Приложение 1. Учащиеся подготовили информацию о том, что такое конфликт, пути его решения. Рассказывают о функциях конфликта, дают рекомендации о предупреждении затруднения в отношениях. Отмечают правила поведения для конфликтных людей.

    В учебном заведение проводилась диагностика учащихся и педагогов. Тест “Исследование тревожности” (опросник Спилбергера), анкета “Конфликтный ли вы человек”, анкета для подростка “Причины конфликта…”. Приложение 2.

    Учащейся на основании изученного теоретического и диагностического материала была подготовлена презентация проектной работы “Мои друзья часто конфликтуют с учителями”. Которая была представлена на едином педагогическом совете по теме: “Конфликты в педагогической среде”. Приложение 3.

    На этом же едином педагогическом совете педагог – психолог так же представил презентацию проектной работы “Причины конфликтов педагога с подростком в педагогической системе “Учитель – ученик”. Приложение 4.

    В результате проделанной работы была сформирована группа волонтёров, учащихся из семи человек. Которые в последствии принимали участие в организации и проведении внеклассного мероприятии по теме “Величие человеческого общения в умение разрешать конфликты”. Цель которого, сформировать конфликтную компетентность учащихся и способность конструктивному поведению. Приложение 5.

    Исследовательская работа по теме: «Причины конфликтов»

    Исследовательская работа по теме:

    Работу выполнили: Тарушкин Артём, Скирденко Виктория.

    Цель работы: выявить преобладающие причины конфликтов.

    — изучить понятие конфликта

    Что такое конфликт?: «Конфликт» — это противостояние сторон, точек зрения. В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д.

    Конфликт происходит из-за противоречий, столкновений интересов, взглядов, из желания навязать другой стороне мнение или то решение, которое данная сторона не разделяет.

    — между учителем и учеником

    9. 05. 2009 г. Нами был проведён опрос для выявления преобладающих причин. В опросе приняли участие 41 подросток (27.3% от общего количества в детском лагере).

    1. На вопрос: «Что такое конфликт?»

    — разногласие с самим собой — 63.4%

    — ссоры и споры – 36.6%

    2. На вопрос: «Какая самая частая причина конфликта?»

    — из-за непонимания – 12.1%

    — из-за разности характеров – 7.3%

    — из-за разного мировоззрения – 12.1%

    — из-за спора и неудач – 14.6%

    — из-за пустяка – 9.7%

    — не смогли ответить на этот вопрос – 12.5%

    Обобщение результатов исследования: По результатам данного исследования мы выяснили, что самая частая причина конфликтов – это разногласия между подростками. Можно предположить что это обусловлено тем, что у подростков разные национальности, разновозрастные особенности, разные характеры, разное семейное положение.

    Исследовательская часть. § Виды конфликтов

    Дата 21.05.2016
    Размер 59.13 Kb.
    Тип Глава
      Навигация по данной странице:
  • 1.2. Конфликт абсолютный
  • Конфликт бытовой
  • Конфликт внутригрупповой
  • Конфликт межличностный
  • Конфликтная ситуация
  • § 2.Подростковый период. Конфликты в подростковом периоде. 2.1.
  • 2.3.Исследования конфликтов у подростков.
  • Читайте так же:  Стресс тревога депрессия
    Глава 1.Исследовательская часть.

    1.1. Традиционно считается, что конфликты — это, однозначно, плохо, поскольку ведут к разрушению отношений. Современные взгляды заставляют обратить внимание на другие стороны конфликтов, которые требуют от человека гибкости поведения, адаптивных способностей, просто развития его личности.
    Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. Знаменитое утверждение Гераклита (ок.530-470 гг. до н. э.): «Враждующее соединяется из расходящихся — прекрасная гармония, и все происходит через борьбу». Существуют различные понимания конфликтов, их решений, такие как социально-психологические, психологические, межличностные конфликты. Рассмотрим разные определения конфликта.
    1.2. Конфликт абсолютный — особый тип конфликтного противоборства, цель которого состоит не во взаимном урегулировании возникших разногласий, а в полном подавлении и тотальном истреблении противника. В конфликтах этого типа возможность согласия сторон сведена к минимуму, а борьба прекращается только в случае полного уничтожения одного или обоих соперников.

    Конфликт бытовой- конфликтное столкновение между индивидами и/или группами в бытовой сфере, возникшее из-за обладания жизненно важными ресурсами в пище, в одежде, жилище, поддержании здоровья и т.п., где интересы, потребности и цели одних лиц и групп сталкиваются с потребностями, интересами и целями других.

    Конфликт внутригрупповой- тип конфликтного противоборства, возникающего внутри социальной группы вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за групповое доминирование, за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе (производственной, политической, спортивной и т.п.), за престиж, авторитет и т.д., а также ситуационной и психологической несовместимости двух или большего числа членов данной группы, их личной неприязни друг к другу.

    Конфликт межличностный — наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого (конфликтерами) выступают две или более личности, враждующие между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами (собственность, власть, должность и престиж), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально-психологической специфики их социального окружения — семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т.д.

    Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок,
    осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы. (Бабосов Е.М, Конфликтология. –М.,2000.)

    Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.)

    § 2.Подростковый период. Конфликты в подростковом периоде.

    2.1. Подростковый период — самый сложный в плане конфликтов. Подростку, переживающему один из самых сложных возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт. Этот конфликт чаще всего может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, стрессов.
    Помимо внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными проблемами, которые приводят его к таким конфликтам, как:

    • Межличностные конфликты
    • Между личностью и группой. (Например, весь класс пытается сорвать урок, а один подросток остается в классе — он идет против мнения группы)
    • Межгрупповой конфликт (определение выше)

    Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Родители часто не знают, как себя вести с повзрослевшим ребенком: запрещать или разрешать, а дети пытаются самоутвердиться любыми способами. В подростковый возраст происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Подросток борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходами из дома. На самом деле ему нужна не столько свобода, сколько признание права самому принимать решения.

    Но неужели конфликты могут приносить только боль, стресс и депрессию? Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, а не торопиться с советами. Конфликты играют важнейшую роль в становлении личности подростка, с помощью них, он осознает себя в каких-то случаях лидером, в каких-то проигравшим. Если он проиграл конфликт — в следующий раз он будет уже умудрен, научен опытом, и строить стратегию конфликта по-другому. Подростку дается возможность самому подумать над разными вариантами, найти решение какой-то важной для него самого ситуации. Подросток должен сам решать свои проблемы, выбрать свой дальнейший путь в жизни, а не потакать мнению других.

    С помощью конфликтов подросток ощущает себя более взрослым, способным найти выход из сложной для него ситуации.
    2.3.Исследования конфликтов у подростков. В последние 10-15 лет в отечественной психологии изучались младшие школьники, их конфликты. С точки зрения А. Баса-А. Дарки выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из – за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны. (рис.1)

    рис.1

    По методике К. Томаса наиболее представлены две противоположные стратегии – соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношения к окружающему миру у них нет. (рис.2)

    рис.2

    Представленность подростков с различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса.

    рис.3
    Представленная диаграмма (рис.3) свидетельствует о том, что 27% подростков предпочитают стратегию соперничества.

    Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

    Читайте так же:  Фаи хандра

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

    Исследовательская работа по теме: «Причины конфликтов»

    Дата 16.05.2016
    Размер 18.8 Kb.
    Тип Исследовательская работа
      Навигация по данной странице:
  • Задачи исследования
  • Конфликты бывают
  • Обобщение результатов исследования
  • Используемая литература
  • Исследовательская работа по теме:

    «Причины конфликтов»
    Работу выполнили: Тарушкин Артём, Скирденко Виктория.
    Цель работы: выявить преобладающие причины конфликтов.

    Что такое конфликт?: «Конфликт» — это противостояние сторон, точек зрения. В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т.д.

    Конфликт происходит из-за противоречий, столкновений интересов, взглядов, из желания навязать другой стороне мнение или то решение, которое данная сторона не разделяет.

    -между учителем и учеником

    9. 05. 2009 г. Нами был проведён опрос для выявления преобладающих причин. В опросе приняли участие 41 подросток (27.3% от общего количества в детском лагере).

    1. На вопрос: «Что такое конфликт?»

    -разногласие с самим собой — 63.4%

    -ссоры и споры – 36.6%

    2. На вопрос: «Какая самая частая причина конфликта?»

    -разногласия — 31.7%


    -из-за непонимания – 12.1%

    -из-за разности характеров – 7.3%

    -из-за разного мировоззрения – 12.1%

    -из-за спора и неудач – 14.6%

    -из-за пустяка – 9.7%

    -не смогли ответить на этот вопрос – 12.5%

    Обобщение результатов исследования: По результатам данного исследования мы выяснили, что самая частая причина конфликтов – это разногласия между подростками. Можно предположить что это обусловлено тем, что у подростков разные национальности, разновозрастные особенности, разные характеры, разное семейное положение.

    1.«Психология общения» Е.И.Рогов,

    2.«Возрастная психология» В.С.Мухина,

    3. «Детская психология и психотерапия» А.К.Колеченко,

    4. «Я-подросток» А.В.Микляева,

    5.«Коррекция девиантного поведения» Г.И.Макартычева.

    Исследовательская работа по выявлению методов управления конфликтами в трудовом коллективе на примере оао «Детский Мир»

    Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе

    В исследовании принимало участие 11 работников из ОАО «Детский Мир» (возраст от 23 лет до 50-60 лет).

    При проведении исследования были использованы следующие методики:

    — Методика К.Н.Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения — это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

    а) соревнование (соперничество), наименее эффективный способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы;

    б) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого, слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всеми вытекающими из этого последствиями;

    в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта;

    г) избегание (уход, уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же, как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов;

    д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

    К. Томас считает, что, избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Этот способ поведения является самым активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. Наиболее конфликтным считается стиль соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования.

    [3]

    Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар (см. приложение 3). Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

    Методика «Оценка психологического климата в трудовом коллективе» (см. приложение 4) позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.

    Испытуемым предлагался опросник из 13 вопросов, в которых предлагалось по шкале от -3 до +3 оценить климат в своем коллективе. Оценки обозначают: 3 — свойство проявляется в коллективе всегда; 2 — свойство проявляется в большинстве случаев; 1 — свойство проявляется нередко; 0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. Обработка включала 2 этапа:

    Читайте так же:  Как пережить депрессию после

    1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом – оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

    2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.

    Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:

    + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата.

    От 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата.

    От 0 до 8 – низкая степень благоприятности.

    От 0 до -8 – начальная неблагоприятность социально-психологического климата.

    От -8 до -10 – средняя неблагоприятность.

    От -10 и ниже – сильная неблагоприятность.

    «Тест на оценку уровня конфликтности личности» (см. приложение 5) позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровень конфликтности коллектива. Опросник состоит из 14 вопросов, где из предложенных ответов предлагалось выбрать наиболее подходящий для личности испытуемого. Полученные в результате исследования данные соотносились с ключом (а -1б, б -2б, в -3б). Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, давало представление об уровне конфликтности данной личности.

    Уровни развития конфликтности

    14 – 23 – низкий уровень

    24 – 32 – средний

    33 – 42 – высокий

    Результаты исследовательской работы

    В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля

    поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные (см. Таблица 1).

    Таблица 1 — Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации.

    ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    «Взаимоотношения людей это система отношений, которые складываются между людьми.

    В отличие от животных люди не просто взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга влияние, они еще и определенным образом, субъективно относятся. Человеческие отношения могут существовать даже тогда, когда прямого общения или взаимодействия между людьми нет. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю установку, с позиции которой люди подходят к общению друг с другом.» [Немов Р. С., 2003.]

    Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

    От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

    Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

    Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

    Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

    [2]

    Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

    В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

    Проблема конфликтов – одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. Это связанно с тем, что именно в подростковом возрасте общение со взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

    Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых. Они активнее отстаивают свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Подростки болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав. Кроме того, они пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

    В случаях, когда родители относятся к подросткам, как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах. Проявляют не подчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. В результате между подростками и взрослыми, в частности, у подростков с родителями возникают конфликты.

    Эти конфликты негативно влияют на взаимоотношения подростков и имеют нежелательные последствия.

    Существуют множества причин возникновения конфликтов подростков с родителями. Одной из причин является авторитарный стиль поведения родителей.

    Читайте так же:  Апатическая депрессия

    Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении – в первом случае и строгости и наказании – во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формирования гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо Эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и типе семейного контроля и дисциплины, где опять – таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом – зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.

    Родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям.

    Объект исследования:Конфликты подростков с родителями.

    Предмет исследования:Особенности конфликтов с родителями в подростковом возрасте.

    Цель исследования:Изучить влияние стиля поведения родителей на возникновение конфликтов в подростковом возрасте.

    1. анализ литературы по теме;

    2. составить программу и исследовать конфликт подростков с родителями;

    3. обработать и интерпретировать данные, полученные в ходе исследования.

    Гипотеза: Авторитарный стиль поведения родителей является одной из причин возникновения конфликтов подростков с родителями.

    Знания, полученные в ходе исследования, можно применить в профилактических целях в работе с родителями и подростками, в частности, знание причин способствует конструктивно разрешать конфликты подростков с родителями.

    Заключается в более углубленном изучении проблемы и общении знаний о конфликт

    В данной работе мы будем использовать два подхода, системный и типологический

    Исходя из концепции системного подхода, конфликт представляет собой явление, включенное в систему межличностных отношений, в то же время, сам конфликт – сложная система, вызывается разными причинами, под влиянием разных факторов (личностными особенностями, социальными, особенностями нервной деятельностью и др.) Таким образом, необходимость использования и потребностью его объективного описания.

    В рамках данного подхода мы выделили следующие принципы:

    1. психические явления системно детерминированы. Детерминантами являются уровневость, мерность, категориальность.

    2. психические явления – явления динамические, развивающиеся. Они отражают способ существования психического как системы развивающейся. Исследуя особенности конфликтов в подростковом возрасте, необходимо учитывать особенности этого возраста, а также особенности, присущие субъекту на данном этапе развития.

    3. единство прикладного и фундаментального исследования. В рамках данной работы этот принцип рассматривается как единство практического и теоретического исследования конфликта. Поэтому, прежде чем начать исследование причин возникновения конфликтов между подростками и родителями в их взаимодействии, мы изучили труды различных авторов по проблеме конфликтов, данные исследований конфликтов, которые проводились ранее. На основе анализа предшествующих работ мы сформулировали гипотезу и определили методы и методики исследования.

    4. общение — тоже является основанием психических явлений и, возникающих на основе взаимодействия людей, субъект – субъектных отношений. Так как мы исследуем причины возникновения конфликтов с родителями в подростковом возрасте в их взаимодействии, необходимо учитывать то, что общение – это средство взаимодействия, взаимопонимания.

    5. психическое развитие детерминировано, с одной стороны, биологическим развитием, с другой социальным. Таким образом изучая особенности взаимодействия подростков с родителями, мы учитываем возрастные и половые особенности участников и социальную ситуацию общения.

    6. системный подход предполагает комплексное исследование человека как организма, личности, субъекта познания, субъекта общения, что позволяет выделить сущностные характеристики конкретных практических задач.

    Используя системный подход в работе, необходимо учитывать требования. Особенности и ограничения системного подхода. При рассмотрении психических явлений в одной системе координат (в пространстве и времени ) мы не имеем права говорить о целостности свойств, то есть, получаем только некоторый срез об одном из имеющихся ряд свойств, а так как свойства многомерны, то их изучение должно это учитывать.

    Второй подход, используемый в работе – типологический. Данный подход раскрывает характер связи сознания и деятельности личности. Психологическое явление выполняют в деятельности функции, опосредованные характером целей и задач личности, активной позицией деятельности.

    Целью исследования в рамках типологического подхода является:

    1. оптимизация функционирования личности, деятельности, психики, развития личности.

    2. гармонизации, поиск соответствия тех или иных структур (личность и деятельность), нахождение их конгруэнтности (совместимости, сочетаемости).

    3. 3. выявление закономерностей функционирования проявленных качеств, отвечающих оптимальному направлению их развития.

    Принципы типологического подхода.

    Принципы соотносятся и даются в некоторой иерархии:

    1. развитие занимает центральное место.

    2. равно значимыми являются принципы:

    б) единства сознания и деятельности;

    в) принципы системного подхода.

    3. Равно значимыми являются принципы:

    б) субъективности деятельности.

    4. Принципы развития и детерминизма, соотносятся и образуют единство.

    5. Принципы системного подхода соотносятся с принципами второго уровня.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Автор: Шарапова Виктория Викторовна

    Источники


    1. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.

    2. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.

    3. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2015. — 256 c.
    4. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.
    5. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.
    Конфликт исследовательская работа
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here