Культура общения и этика педагога

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Культура общения и этика педагога" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Культура общения современного педагога: сущность и основные показатели

На современном педагогическом этапе проблема общения является одной из самых обсуждаемых в сфере гуманитарных наук. Известно, что общение является частью культуры в целом, так как через него передается опыт предшествующего развития человечества. Общение служит базовой категорией для человеческой деятельности. И обращаясь к теме нашей дипломной работы, следует отметить, что педагог, являясь важной частью воспитания человечества, должен в полной мере освоить культуру педагогического общения. Культура педагогического общения — составляющая часть специалиста.

В.А. Никитин указывает, что под педагогической культурой человека понимается «усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, к детям. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его реализации в процессе профессиональной деятельности» [26, с. 183].

Н.В. Тимофеева характеризует культуру педагогического общения как «меру принятия педагогом педагогических ценностей и ориентация на свободное межличностное взаимодействие, в котором реализуются субъект-субъектные отношения, формируются и проявляются личностно-своеобразные свойства партнеров» [33, c. 92].

Основу культуры общения составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого уровня развития культуры общения, которая определяет доброжелательные и уважительные отношения между педагогом и воспитанником, и кроме этого, является основой для взаимоотношения, сотрудничества, и взаимопомощи.

Однако это невозможно осуществить без высокоразвитого чувства эмпатии, которое требует вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучение и воспитание детей.

Педагог должен понимать, что в стилях педагогического общения отражаются и эмпатия, и то, как он общается с детьми, а способность решать конфликты разного рода является еще одним звеном, в котором можно проследить уровень развития представленных показателей [33].

Культура общения педагога может рассматривается как «совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач» [37, c. 66].

И.А. Зимняя предложила рассматривать понятие культуры педагогического общения как комплексное, включающее, прежде всего, личностную культуру общающихся, в которой особенно важны:

а) «высокий уровень общей культуры;

б) культура мышления;

в) культура языковых средств и способов формирования и формулирования мысли;

г) культура педагогического воздействия, вызывающего адекватную ответную реакцию воспитанника;

д) культура прогнозирования ответной реакции партнера по общению;

е) культура слушания;

ж) культура поддержания общения;

з) культура исправления ошибочного действия» [11, c. 89-90].

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного Н.В. Тимофеевой, который рассматривает культуру общения современного педагога как «профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, в котором проявляется объективное и нравственное отношение к личности человека, способствующее его развитию. Эта культура имеет свои критерии: общительность, эмпатия, стили педагогического общения и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях» [32, c. 92].

[3]

Культура общения педагога, в свою очередь, выражается в педагогическом общение, которое А.А. Леонтьев характеризует как «профессиональное общение педагога с воспитанниками (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [20, с. 34].

Чтобы в полной мере овладеть культурой общении, по мнению А.А. Бодалева, личность должна иметь следующие качества:

1) направленность на человека;

2) умение учитывать индивидуальные особенности каждого и осуществлять соответствующие способы взаимодействия;

3) высокая устойчивость внимания и умение его распределять;

4) умение выбирать адекватные и подходящие для той или иной ситуации формы поведения, проявлять творческую инициативу в выборе средств воздействия на другого;

5) наблюдательность и способность анализировать поступки человека, осознавать мотивы их осуществления;

6) умение понять внутренний мир собеседника, сопереживать его проблемам и уметь оказывать психологическую помощь;

7) воспитанность эмоциональной сферы [2].

Кроме этого, В.Н. Янушевский выделяет следующие группы профессионально-коммуникативных умений, составляющих культуру общения педагога:

1. Социально-психологические умения — это «умения располагать воспитанников к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого ребенка, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства — вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия — заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д.» [38, c. 121].

2. Нравственно-эстетические умения — «умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения» [Там же, c. 123].

3. Эстетические умения – «способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, активизировать эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение воспитанников» [Там же, c. 127].

4. Технологические умения – «умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность» [Там же, 129].

А.Ю. Вельдин и А. Дарькина и указывают, что Н.В. Клюева определила ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении:

1. Физиологические предпосылки: нормальный уровень развития органов артикуляции; подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица; психологические предпосылки: волевые качества, интеллект, темперамент и т.д.

2. Социально-психологические предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности, статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе, социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения. Совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом, является техникой общения. Сюда включены две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, выражение своих эмоций, внимание и т.п.). Вторая с умением воздействовать на личность и коллектив [5].

Очередным показателем культуры общения педагога служит способность конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Профессия педагога по своему содержанию и функциональной нагрузке относится к наиболее напряженным в эмоциональном плане видам труда. М.Б. Калашникова и Ю.С. Широкова отмечают, «что 95% учителей считают свою работу эмоционально и интеллектуально напряжѐнной, причѐм 32% полагают, что эти перегрузки весьма значительные и постоянные; 51% учителей считают, что их профессиональная деятельность связана со значительными физическими нагрузками преимущественного статического характера, что подтверждает напряженный характер профессиональной деятельности» [14, c. 50]. Напряжѐнность профессиональной деятельности способствует возникновению конфликтных ситуаций. Разрешение педагогических конфликтов зависит от двух конфликтующих сторон, от их отношения друг к другу. Наиболее эффективными стратегиями разрешения конфликтов будут компромисс и сотрудничество, а менее эффективными – приспособление и уход» [Там же, с. 51].

Педагогическая культура общения неделимо связано и со стилями общения. Известный ученый В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Читайте так же:  Как выйти из депрессии самостоятельно женщине

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение — важнейший регулятор общения.

3. Общение-дистанция. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики [13].

В свою очередь, Д. Я. Райгородским отмечается, что О.Н. Бочаров приводит и выделяет более широкую классификацию стили (модели) педагогического общения (которые будут нами исследованы в практической части дипломной работы):

— Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.

— Модель «Китайская стена». Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности педагога.

— Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик».

— Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.

— Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.

— Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся.

— Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность учащихся.

— Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения [24, с. 104-105].

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы. Культура общения современного педагога – это профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, где главной чертой личности является общительность, которая служит основой для формирования доброжелательных и уважительных отношениях между педагогом и воспитанником, а также педагогическим коллективом. Также культура общения современного педагога зависит от того, насколько хорошо у специалиста будут развиты его интеллектуальная и нравственная сферы.

Основными взаимосвязанными между собой показателями культуры общения современного педагога являются: общительность, эмпатия, личностные качества, группа профессионально-коммуникативных умений, предпосылки, обуславливающие успех педагога в общение, а также способность конструктивно разрешать педагогические конфликты и стили педагогического общения.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

Тема 5: Культура общения и этика педагога (КСРС)

Вопросы темы:

1. Межличностное взаимодействие и межличностные отношения: контексты и пространство межличностного взаимодействия, сценарии и механизмы взаимодействия; социальные ритуалы и особенности ритуального поведения; факторы личности влияния; манипуляции в общении; чувства и эмоции в общении.

2. Каналы коммуникации и коммуникативные барьеры: речь; речевое взаимодействие; речевые игры; невербальные средства общения.

3. Успешное понимание собеседника: первое впечатление; психологические основы и закономерности понимания собеседника;роль национальных и этических стереотипов в понимании; мужской и женский стили общения как факторы непонимания позиции собеседника.

4. Конфликт:механизм действия и разрешения. Трудности и дефекты общения: конфликт в коммуникации; барьеры общения; дефицитное и дефектное общение; деструктивность.

5. Культура общения и этика педагога: общение как нравственная ценность: сущность и предназначение.

6. Культура и антикультура общения:понятие и сущность культуры общения; нравственная протокультура и «дефекты» общения; морально-психологические «барьеры» общения;социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении; феномен насилия в общении.

7. Этика интимных отношений: дружба как высшая форма общения; любовь как отношение и влечение; этика семейных отношений.

Этика общения в виртуальной реальности.

Молодежная субкультура: моральные проблемы общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, А.И. Психология общения [Текст]/ А.И. Волкова. – Ростов н/Дону. – 2007. – 446с.

2. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]/ Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Дону, 2004. – 304с.

3. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]/ Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320с.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8611 —

| 7413 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема: Этика и культура межличностного общения педагога.

План:

1. Общение в профессиональной деятельности педагога.

2. Нравственные основания общения. Моральные принципы и нормы общения.

3. Психо-эмоциональные основания общения. Знание себя и другого как психологическая основа общения.

4. Культура общения: понятие, признаки, структура.

5. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.

6. Антикультура в общении. «Дефектные уровни» и «барьеры» общения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Предлагаем Вашему вниманию тесты1-2 по этике и культуре межличностного общения (см. Практикум), которые помогут Вам лучше узнать себя и определить свои способности в общении. Ответьте на вопросы тестов и обсудите ответы в группе.

2. Классифицируя виды дружбы, Аристотель выделяет три: утилитарную, гедонистическую и совершенную. Какой смысл заключен в этих понятиях?

3. Древние говорили: «Друзья воруют время». Современные утверждения
еще жестче: «Друзья — это хронофаги». Согласны ли Вы с этим?

4. Известно изречение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Прокомментируйте его.

5. Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные достоинства или издержки видите Вы в этом?

6. Существует ли, на Ваш взгляд, специфика общения в молодежной среде. В чем она проявляется? Должны ли молодые люди следовать общепринятым нормам межличностного общения?

Читайте так же:  Депрессии бека

Основная литература.

1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995.

2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. — М., 2002.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.

4. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. — Мн., 1997.

5. Сафьянов В.И. Этика общения. — М., 1991.

Дополнительная литература.

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.

2. Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. — СПб., 1997.

3. Брудный А.А. Понимание и общение. — М., 1989.

4. Виртуальная реальность. — М., 1997.

5. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество: Тренинговый практикум по конфликтологии. — Мн., 1996.

6. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. — М., 2002.

7. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М., 1991.

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. — М., 2000.

9. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. — СПб.; Рига, 1997.

10. Каган М.С. Мир общения. — М., 1988.

11. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? — Мн., 1990.

12. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям? — М., 1994.

13. Крутов Н.Н., Крутова О.Н. Человек среди людей. — М., 1989.

14. Леви В.Л. Искусство быть другим. — М., 1980.

15. Леви В.Л. Искусство быть собой. — М., 1991.

16. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. — СПб., 1997.

17. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. — Ростов н/Д, 2002.

18. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. — Ростов н/Д, 2002.

19. Лукьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. — Мн., 1986.

20. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. — Мн., 2000.

21. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

22. Паламарь А.О. Мудрость общения. — М., 1990.

23. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. — М., 1990.

24. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.

25. Шостром Э. Антикарнеги. — М., 1992.

26. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. — Ставрополь, 1994.

27. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. — Мн., 1996.

Практические занятия № 9-10

.

Тема: Этикет в профессиональной культуре педагога.
План:

1. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности.

2. Основные принципы и нормы этикета.

3. Правила этикета в конкретных ситуациях (приветствия, обращение, знакомство). Манеры, жесты, мимика, позы.

4. Культура речи и речевой этикет.

5. Простейшие правила поведения в общественных местах.

6. Правила поведения за столом.

7. Культура в одежде.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее Ваше представление о нем. В чем выражаются связь и отличие этики и этикета?

2. Предлагаем Вам мнения известных людей по поводу этикета. Французский философ Вольтер: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», английский писатель О. Уайльд: «Хорошие манеры важнее добродетели». Согласны ли Вы с их мнением?

3. Какие особенности и черты этикета прошлого должны, на Ваш взгляд окончательно уйти «в небытие», а какие желательно сохранить или возродить? Насколько история этикета подтверждает его условно-согласительный характер?

4. В чем конкретно проявляются такие принципы современного этикета, как вежливость, тактичность и чуткость? Дайте оценку роли и места в общении людей таким нормам этикета, как деликатность, скромность, чувство меры. Какие формы бестактности встречаются Вам чаще всего?

Задание для самостоятельной работы:

Ответьте на вопросы тестов 1—3; проверьте уровень Вашей общительности и знание правил этикета; задумайтесь над причинами, лежащими в основе тех или иных норм-требований.

Основная литература.

1. Безруких М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. — М., 1991.

2. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. — — Мн., 1998.

3. Основы этикета и искусство общения. — СПб., 1993.

4. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. — М., 1991.

5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. — М., 2002.

Дополнительная литература.

1. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. — М., 1991.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Хороший тон: Сб. правил и советов на все случаи жизни. — М., 1990.

3. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. — М., 1994.

4. Школа этикета: поучения на всякий случай. — Екатеринбург, 1995.

5. Этикет: дома и в гостях. — Мн., 1993.

6. Ягодинский В.Н. Как себя вести. — М., 1991.

_____УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ_____ ________________ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ____________
___

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

Детский сад №28

8 (34355) 6-41-91

город Ирбит

11.06.2019 ПОБЕДИТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОГО СМОТРА-КОНКУРСА «ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД 2018-2019»

ПОБЕДИТЕЛИ – МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ II ДЕТСКОГО ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ « МУЛЬТ — ПАРАД»

ПОБЕДА ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ им. Л.С.ВЫГОТСКОГО

Делимся опытом на Второй Региональной школе для педагогов Свердловской области

АКЦИЯ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения.»

Назовите черты творческого работника в любой сфере деятельности:

  • мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
  • постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
  • постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
  • высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
  • умение общаться.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение — это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров.

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем, друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом (словарь С.И. Ожегова);

Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию (педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада);

Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога;

Педагогический такт — профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта

Естественность, простота обращения без фамильярности;

Искренность тона, лишенная всякой фальши;

Читайте так же:  Хандра ждала

Просьба без упрашивания;

Советы и рекомендации без навязчивости;

Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

Серьезность тона без натянутости в отношениях;

Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

Требовательность без мелкой придирчивости;

Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

Развитие самостоятельности без мелочной опеки;

Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений.

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и родителя в процессе общения.

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще — воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том «как должно быть». Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

с ребенком мало занимаются в саду;

не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;

не могут найти подход к ребенку;

используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);

ребенка заставляют, есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);

часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

[2]

Правила разрешения конфликтов:

Прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит – разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимаю затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Своим поведением повлиять на партнера. Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.

Первый, достижение результата (предметная цель).

Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель — взаимоотношения).

Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

Беседа одна из главных составляющих общения . Стратегия ведения беседы:

От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.

Как правильно построить и качественно отработать каждый этап?

Естетика у сучасному світі

«Естетика у сучасному світі» висвітлює найбільш важливі для естетики теми і проблеми, як наукового, мистецького так і суспільного характеру.

Культура общения педагога в Учебном заведении и вне его

Не секрет, что люди с древних времен изучали культуру общения, как сильнейший инструмент влияния, внушения, воздействия на человека, достижения целей. Еще в IV веке до н.э. академия, основанная древнегреческим философом Платоном, приняла за основу метода обучения — диалектику. В диалогах Платона, скрыты приемы и методы ведения дискуссий с участниками беседы, в которой Платон (выступая в роли учителя) и его собеседники (выступая в роли учеников) обменивались своими мнениями с целью найти истину, при этом диалоги строились на равноправной, взаимоуважительной основе. Обе стороны диалога, таким образом, обменивались своими, порой, противоположными мнениями и открывали для себя новые истины.

Рассмотрим же основы современной культуры и этики педагогического общения.

В первую очередь, необходимо отметить, что развитие демократических принципов во многих развитых странах, обусловило установление перед обществом таких приоритетных задач как: развитие личности человека, соблюдение его прав и свобод. Это непосредственным образом так же повлияло на современную культуру общения педагога в учебном заведении и вне его.

В профессиональной педагогической карьере, общение является одновременно и средством решения образовательных задач, поставленных перед педагогом, и средством обеспечения воспитательного процесса, и так же, средством построения взаимоотношений между педагогом и учениками.

Процесс реализации педагогом учебных задач, не может быть эффективным при отсутствии налаженных межличностных отношений между педагогом и учениками. Педагог должен поддерживать обстановку взаимной доброжелательности и взаимопомощи, задавать ориентир для принятия и уважения учениками общечеловеческих ценностей, соблюдать и демонстрировать к учащимся равное, толерантное отношение, демонстрировать сопереживание как к успехам, так и неудачам своих учеников.

Одним из важнейших элементов нравственной культуры педагога, является наличие у него так называемого педагогического такта. Под термином педагогический такт понимается чувство меры в выборе средств педагогического влияния, умение в любом случае использовать самые лучшие способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. Данное понятие содержит такие качества педагога: проявление гуманности, уважения достоинства учащихся, справедливого отношения и терпимости.

Помимо реализации процесса обучения, педагог играет важную роль в воспитании учащихся. Культура общения педагога должна выстраиваться на основе возвеличивания моральных ценностей, таких как: добро, справедливость, любовь и забота, уважение, оказание помощи нуждающимся и так далее. Педагог, несомненно, должен обладать высококультурными, высоконравственными качествами, иметь твердые убеждения и сформировавшийся взгляд на окружающий его мир. Свой опыт и знания, через воспитательный процесс, он передает своим воспитанникам.

Важным, на мой взгляд, качеством, которым должен обладать каждый педагог, является умение слушать. Установление, в рамках обучения, жестких рамок и правил передачи и приема информации между педагогом и учениками, может привести к взаимному непониманию, замкнутости и потери всякого интереса у учащихся как к взаимоотношениям с педагогом, так и к образовательному и воспитательному процессу. И наоборот, умение педагога выслушать любое мнение учащихся, порой ошибочное и противоречивое, нескладное и неудачное.

Читайте так же:  Горизонтальная депрессия st

Согласиться с мнением и отнестись к нему с уважением, позволит педагогу наладить контакт с учениками, настроить диалог, и уже в равной дискуссии осторожно вывести собеседников в верное русло. Ощущение участия в равноправном процессе, возможности высказать свою позицию, порой нескладно и несвязно, поднимает самооценку учащихся, их уверенность, создает доверчивое и благоприятное отношение к своему педагогу, что вызывает интерес развивать навыки общения и вступать в дискуссии, приобретать новые знания.

Недопустимым, на мой взгляд, является авторитарный стиль педагогического общения, когда ученик для педагога является лишь объектом, в которого он вкладывает свои знания, а свое мнение представляет как единственное верное, лишает коллектив проявления какой-либо инициативы или участия, сосредотачивая весь образовательный и воспитательный процесс в своих руках, пользуется такими методами воздействия как: приказ, выговор, угроза. Данный стиль приводит лишь к появлению у учащихся защитного барьера, на который они тратят много излишнего внимания и сил.

Обладание ораторским искусством позволяет педагогу легко привлечь внимание своих учеников. Грамотная и поставленная речь, актерское мастерство, харизма и мимика являются неотъемлемой частью процесса культурного общения педагога. Развитие данных навыков позволит педагогу донести до учащихся информацию и получить ответную реакцию в виде заинтересованности.

На мой взгляд, человек, выбравший в качестве своей профессии педагогическую деятельность, определенно должен быть хорошим психологом. Важным фактором является умение педагога чувствовать настроение и атмосферу среди учащихся, как при общении между собой, так и непосредственно в общении с педагогом, прогнозировать определенные реакции учеников, угадывать их настроение, уметь быстро, но аккуратно решать возникшие проблемы, нивелировать риски конфронтации. Педагог должен толерантно относится к различным мировоззрениям, убеждениям, позициям, воззрениям и эмоциям учащихся.

Касательно культуры общения педагога вне рамках учебного заведения, хотелось бы отметить, что для полноценного построения доверительных межличностных отношений, между педагогом и учащимися, последний должен организовывать неформальные внеклассовые встречи совместно с учащимися, при этом, конечно, необходимо соблюдать определенную дистанцию, выбирать допустимые формат и место встречи.

Невозможно прививать культуру лишь в рамках стен учебного заведения, поэтому привлечение интереса учебного коллектива к театрам, музеям, концертам, научным и художественным выставкам, волонтёрству, не только создаст близкую и доверительную атмосферу между педагогом и учащимися, но и позволит как педагогу, так и ученикам совместно развивать уровень культурного общения и находить в дискуссиях новые истины, продолжая традицию древних греков.

Этика педагогического общения

Этика (от греч. «ethos» – обычай, нрав) – учение о морали,нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль – это система этических ценностей, которые призна-ются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной ре-гуляции общественных отношений, общения и поведения людей

в самых различных сферах общественной жизни: семье, быту, политике, науке, в учебно-воспитательном процессе.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «со-весть».

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как дóлжно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социаль-ном пространстве, то есть в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда со-впадает с сущим, с реально существующей нравственной реаль-ностью, фактическими нормами поведения людей. Кроме этого, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стрежнем и структурой его изменения является «противоречи-во-напряженное состояние понятий сущего и должного»53.

В этом противоречии между должным и сущим заключе-на и противоречивая сущность мотивации общения. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным

53 Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. – М. : На-ука,1974. – С. 269.

образом, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои по-требности, реализация которых очень связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом

и практическим расчетом, нравственным долгом и непосред-ственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике педагогическо-го общения, потому что именно в общении основной предмет, по поводу которого он образуется, является внешним для индиви-дов. Этику профессионально-делового общения можно опреде-лить как совокупность нравственных норм, правил и представ-лений, регулирующих поведение и отношение между педагогом

и учащимися в учебно-воспитательном процессе.

[1]

Умение педагога соблюдать этические нормы в общении и формирует его этику. К соблюдению этикетных норм относит-ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражают-ся эти качества через конкретные вербальные и невербальные средства. Опираясь на исследования Д. Ягер по деловому этике-ту54, сформулируем основные принципы этики педагогического общения:

1. Общение должно быть своевременным, это способствует достижению основной цели. Также очень важным аспектом яв-ляется пунктуальность педагога, несоблюдение которой может повлиять на эмоциональный настрой учащегося.

2. Соблюдение этических норм в одежде педагога, которые предполагают аккуратность, строгость в выборе стиля рабочего костюма.

3. В общении будьте внимательны, любезны, доброжела-тельны и приветливы. Данный принцип позволит создать благо-приятную эмоциональную атмосферу.

4. Соблюдение этических норм в поведении, жестах, позах, пространственное положение.

5. Внимательное отношение к собеседнику, учет его индиви-дуальных особенностей.

6. Умение «не замечать» недостатки собеседника, его оплош-ности в поведении, дефекты речи, физические пороки.

7. Общение должно быть основано на использовании гра-мотной, образной речи.

8. Использование в педагогическом общении этикетных

54 Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Д. Ягер. – М., 1994. – 34 с.

форм обращения, к которым относятся речевые формулы изви-нения: несогласия, одобрения, благодарности.

9. Контроль собственной интонации.

В профессионально-педагогическом общении основу этики педагогического общения составляет педагогический такт.

Педагогический такт

Соблюдение этических норм способствует эффективности общения ученика с педагогом и, в свою очередь, определяется соблюдением педагогического такта.

Такт в буквальном смысле слова – прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаи-моотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, так-тичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противо-речивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт – это форма поведения, когда человек идет на моральный компро-мисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

В Толковом словаре русского языка такт определяется как чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход

к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя подобающим образом.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педа-гогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, дели-катный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педа-гогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои сред-ства воздействия, не допускать крайностей в общении со школь-никами.

Читайте так же:  Общение ситуативное внеситуативное личностное деловое

Педагогический такт

– это соблюдение педагогом принципамеры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея-тельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмер-ная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходи-тельность – к грубости.

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребенка, чуткое отношение к учащимся, внимательное наблю-

дение за их психическим состоянием. Уважение, душевная те-плота, ласка не исключают требовательности, а предполагают

ее. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависи-мости от уровня воспитанности личности учащегося учитель ва-рьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самооблада-ние в сочетании с непосредственностью в общении). Педагоги-ческий такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя прояв-ляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Педагогический такт предпо-лагает учет личностных особенностей субъектов общения, со-блюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении организовать деятельность детей и проверить ее испол-нение, в умении держать себя и в умениях требовать, заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявля-ется в замечаниях, оценочных суждениях, интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педагогу место для общения с учеником: в присутствии одно-классников, один на один, в классе или по пути домой; позво-ляет определить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон разговора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым. Каждое от-клонение от меры может выступать как бестактность. Проанали-зируйте ситуации школьной жизни.

● Десятиклассник, еле дождавшись конца урока, подходит к учительскому столу и, опершись на него, взволнованно начина-ет: «Вы знаете, Анна Петровна, я давно хотел вас спросить. » «Как ты стоишь перед преподавателем?» – возмущается учи-тельница. И после этого: «Так что ты хотел спросить?» «Так. Ничего», хмуро отвечает юноша, сразу «застегнувшись на все пуговицы», и быстро выходит из класса.

● Записка, адресованная восьмикласснице, попала к учи-тельнице: «Тоже мне Ромео!» Пока учительница красным ис-правляла ошибки в записке, «Ромео» из восьмого пулей выле-тел из класса и три дня не ходил в школу.

Педагогический такт предполагает:

● уважение к школьнику и требовательность к нему;

● развитие самостоятельности учащихся во всех видах де-ятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

● внимательность к психическому состоянию школьника и разумность, и последовательность требований к нему;

● доверие к учащимся и систематическая проверка их учеб-ной работы;

● педагогически оправданное сочетание делового и эмоцио-нального характера отношений с учениками и др.

Специфика педагогического такта заключается в том, что это:

– мера профессионального поведения учителя, мера его

– важное условие построения правильного общения педа-

гог – воспитанник, педагог – коллектив;

– мера в выборе и использовании тех или иных методов,

форм, средств воздействия и взаимодействия.

Такт необходимо доводить до уровня нравственной привыч-ки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.

Общение учителя с детьми определяется прежде всего лич-ностью педагога, его высокими нравственными качествами, лю-бовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демо-кратический стиль общения с детьми, добиться подлинной куль-туры общения с учащимися.

Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алго-ритмы живое общение педагога с воспитанниками не уклады-вается. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций действия педагога в них неповтори-мы. Общение – исключительно индивидуально-творческая сфе-ра личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог – мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одно-временно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в кон-кретной учебно-воспитательной ситуации.

Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол.

В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов.

Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в раз-

Все учащиеся девятого класса ушли с последнего урока. За-вуч предложил классному руководителю разобраться.

Как вы построите диалог с воспитанниками?

Искусство общения лежит в основе профессионального успе-ха, и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблю-дать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь «читать по лицу», подать себя в общении с другими, уметь устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.

Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить челове-ка приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», – утверждает Л. Л. Леонтьев55.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источники


  1. Б. Мандель Сердцу не место в пятках / Б. Мандель. — М.: Попурри, 2006. — 812 c.

  2. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.

  3. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.
  4. Хеллингер, Берт Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях / Берт Хеллингер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 248 c.
  5. Андрей Зберовский Семьятрясение. Что может угрожать вашему браку и как с этим бороться. Инструкция для тех, кто дорожит своей семьей / Андрей Зберовский. — М.: Медков С. Б., 2013. — 392 c.
Культура общения и этика педагога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here