Межличностных отношений в деловом общении

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Межличностных отношений в деловом общении" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Делового общение и межличностные отношения в рабочей группе

делопроизводствоdoc.doc

 И те, и другие влияют на его профессиональную деятельность и характеризуют психологию рабочей группы.

 Психология рабочей группы — совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе формирования и функционирования группы на основе внутренних связей форм и способов взаимного удовлетворения потребностей его членов.

 Психология рабочей группы включает психологическую совместимость, психологический климат, способы делового общения, межличностные отношения и др.

 Общение состоит во взаимодействии двух или более лиц и сопровождается установлением и развитием контактов между ними. В процессе общения происходит обмен информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера. Общение является необходимым условием совместной деятельности людей, поскольку через него происходит ее планирование, координация, а также контроль за ее осуществлением. Такое общение называется деловым.

 Деловое общение — взаимодействие двух или более лиц по поводу определенного вида деятельности: производственной, научной, коммерческой и др., направленное на его организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта. — М.: Амалфея, 2004.

 Деловое общение работников юридического труда — взаимодействие двух или более лиц по поводу юридической деятельности, направленное на ее организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов.

 В деловом общении работников юридического труда предметом общения является юридическое дело. Основная задача общения заключается в продуктивном сотрудничестве и взаимопонимании в вопросах этого дела.

 Умение делового общения предполагает знание психологии общения.

 Психология делового общения предусматривает умение разбираться в людях и на этой основе строить взаимоотношения с партнером, воздействуя на него.

 Психология общения может быть представлена через единство ее трех аспектов:

 -восприятие (целостный образ другого человека, который формируется на основе оценки его внешнего вида и поведения);

 -коммуникация (обмен информацией, значимой для участника обобщения);

 -взаимодействие (воздействие на партнера, вступление в деловые и иные отношения).

 1. вербальные (словесные) — передача информации при помощи языка;

 2. невербальные — передача информации при помощи психического состояния (мимика, поза, взгляд, походка и др.).

 Процесс общения выражается в следующих этапах:

 — ориентация в ситуации;

 — выход из контакта.

 Установление контакта — важный начальный этап делового общения работника юридического труда, поскольку он заключается в побуждении собеседника к общению и созданию атмосферы для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Нередко для установления контакта юристу приходится преодолевать защитные психологические механизмы, мешающие сразу принять другого человека.

 Способность юриста общаться с широкой по диапазону социальной средой называется коммуникабельностью. Основа коммуникабельности следователя, адвоката, судьи и других работников юридического труда — умение установить психологический контакт. Глубина и продолжительность контакта может быть разной. Все зависит от лица, с которым устанавливается контакт, и от цели его установления. Одно дело контакт следователя с подозреваемым, другое дело — контакт со свидетелем и т.д.

 Этап ориентации заключается в развитии интереса к деловому общению, вовлечения партнера в круг совместных интересов.

 Обсуждение вопроса и принятие решения может быть эффективным при подчеркивании единства (сходства) позиций, при умении слушать и убеждать.

 Выход из контакта — не менее важный этап, чем установление контакта, поскольку он влияет на образ, который останется в памяти собеседника, и на будущие деловые отношения. Заповедь выхода из контакта — приветливость. Как важно первое впечатление, так и велика роль последнего впечатления.

 Основное назначение рабочей группы — целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации ее интересов. Межличностные отношения связаны с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива.

 Межличностные отношения в рабочей группе — многоуровневый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностью совместной деятельности и состоящий из обмена информацией, выработки единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и взаимопонимания.

 Любой текст, написанный юристом (проект соглашения, приговор суда и др.), согласовывается, вырабатывается совместно. В процессе межличностных отношений происходят переговоры юриста с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, проводятся расследования преступлений и т.д.

 Некоторые элементы межличностных отношений регламентируются законом (напр., порядок рассмотрения юридических дел),воплощаются в статусах должностных лиц и т.п. Другие являются условием эффективного решения взятых на себя задач: сформировать мнение присяжных заседателей (адвокат), достичь компромисса с партнером организации (юрисконсульт) и др. Холопова, Т.И. Протокол и этикет для деловых людей / Холопова Т.И., Лебедева М.М. — М., 2001.

 Уровни межличностных профессиональных отношений в рабочей группе:

 -субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

 -отношения между членами группы, связанные с координацией совместной деятельности;

 -отношения в системе «человек-компьютер».

 Наиболее показательны многоуровневые межличностные отношения во время судебного процесса, который развивается как взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп. Здесь важное значение приобретают процессы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, внутригрупповой сплоченности (напр., адвокат и его подзащитный) и межгруппового антагонизма (между группой истца и группой ответчика). Приурегулировании межличностных отношений значительную роль играет реакция судьи: умение разрабатывать модели различных жизненных ситуаций, поставить себя на место других лиц, избегать поспешных выводов по внешним признакам различных обстоятельств.

 Способы межличностных отношений: беседы (в том числе объяснения и допросы), переговоры, участие в коллегиальном обсуждении, выступления (речи) в коллегиях и коллективах, получение указаний и инструкций от вышестоящих лиц либо иных субъектов, совместное осуществление определенных видов или направлений юридической деятельности и др.

 Межличностные отношения зависят от нравственно-психологических особенностей коллег, их темперамента, способностей, характера. Отношения сотрудничества и взаимопонимания, чувство «локтя» — основа успеха коллективной деятельности профессионалов-юристов.

Читайте так же:  У бывшей депрессия

 3. Общие правила ведения деловой беседы

 Лучше вначале всё-таки попытаться разработать план (стратегию) деловой беседы, ибо тогда останется неоспоримое преимущество в достижении той цели, которую поставили вы, а не ваш оппонент. Если конечно ваш оппонент сам не разработал стратегию контраргументов. Но на этот счёт существует особая тактика нейтрализации этих контраргументов.
При сознательной подготовке к беседе до разработки стратегии и подробного плана беседы проводится предварительный анализ личности собеседника, его служебного положения, прогнозируются последствия после передачи сообщения. Предварительный анализ беседы базируется на основе вопросов, на которые следует ответить себе перед началом любого делового разговора. Ответы на вопросы позволяют представить ожидаемую оперативную ситуацию, что может быть использовано при выработке стратегии и конкретного плана деловой беседы Панфилова, А.П. Деловые беседы: учеб. пособие. — Л., 2003.

 Вначале необходимо определиться с типом беседы. Будет ли это беседа, в которой вы хотите ускорить принятие каких то решений (форсированная беседа), или же основной целью беседы будет передача информации собеседнику для пробуждения у него интереса к новой проблеме (информативная беседа); может быть, речь идет об устранении чужих вариантов и проведении вашего решения (контр-беседа); может быть, это беседа, где вы знакомите собеседника с новой темой (беседа-лекция)?

 Ещё несколько правил. Во-первых, обеспечьте себе достаточно времени на подготовку, а во-вторых, работайте по плану, в соответствии с выбранной тактикой (методами).

 Выбор стратегии определяется темой беседы. Кроме того, стратегия меняется от беседы к беседе и от собеседника к собеседнику. Но как бы «глобально» ни звучало слово «стратегия», она поможет установить общие принципы и направления вашей работы по подготовке и проведению беседы.
Представьте себе и опишите, причем как можно убедительнее, своего будущего собеседника и его предполагаемую реакцию.
Попытайтесь вникнуть в его задачи и мотивы, чтобы понять его исходную позицию, логику и стратегию.

 Сориентируйтесь на предполагаемые интересы собеседника. Подумайте, как создать для беседы благоприятную атмосферу, завоевать доверие, избежать напряженности, свести к минимуму формализм и обыденность в общении, проявить симпатию, быть внимательным ко всем присутствующим. Если в беседе участвуют и знакомые, и незнакомые собеседники, то, как правило, нужно быть более сдержанным по отношению к знакомым собеседникам, а по отношению к новым — более предупредительным. Человеку свойственно стремление в любой беседе обращаться к знакомым, а это может поставить новых собеседников в неравноправное, изолированное положение, что в значительной мере препятствует успеху деловой беседы.

 Разработайте общий метод аргументации в данной беседе: подробный план аргументации, возможные контраргументы. Подумайте о том, какие средства применить для ориентации беседы в желаемом направлении и для предотвращения возможных отклонений. Даже простая модель ориентации беседы, несмотря на то, что придуманный пример и конкретный случай почти всегда отличаются друг от друга, означает большой шаг вперед — вы подготовили технику, и вам останется лишь приспособить ее к данному случаю.

 Наметьте альтернативные (запасные) цели, менее подходящие варианты и подготовьте компромиссные решения на тот случай, если перестанете контролировать ход беседы.

 По возможности разработайте поэтапные задачи и последовательно включайте их в конструкцию беседы. Их функция — быть лестницей: вместо рискованного прыжка вы осуществите относительно легкое восхождение. Следует предусмотреть и процесс нейтрализации возражений, если они приобретут крайне нежелательное для нас направление.

 Отрепетируйте мысленно содержание беседы, облечённую в окончательно выбранную вами форму.

 Существует множество способов начать беседу, однако практикой выработаны 4 основных способа.

 1. Снимите напряжение, установив тесный контакт, сказав несколько фраз личного характера или несколько комплиментов. Уместная шутка, которая вызовет весёлое настроение будет способствовать дружественной обстановки для беседы.

 2. В основу начала беседы положите какое-нибудь небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос, увязав их с содержанием беседы.

 3. Начните беседу с постановки множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.

 4. Рациональный метод (без вступлении), который применим в общении начальника с подчинённым: изложение причин по которым была назначена беседа, моментальный переход от частных вопросов к теме беседы.

 В процессе деловой беседы необходимо наблюдать, слушать и оценивать реакции собеседников, а выводы использовать для продолжения деловой беседы и возможного изменения ее плана. В беседе обязательно пользуйтесь позитивным и оптимистическим способом выражения мыслей и эмоций, задавайте как можно больше вопросов, чтобы ситуация прояснилась как можно раньше. Избегайте резких уходов от темы беседы, не несите негативную информацию вашему собеседнику. И, наконец, обеспечьте возможность дальнейших контактов с собеседником Курбатов, В.И. Как успешно провести переговоры: (пособие для деловых людей). — Ростов н/Д, 2002.

 В ходе беседы употребляйте простые, общеизвестные и общепринятые, всем понятые слова. Неясные, непонятные и невразумительные термины могут сделать бессмысленной вашу речь независимо от того, насколько ясными и простыми были ваши мысли. Не старайтесь показать свою «ученость» и красноречие, не используйте сложных конструкций предложений. Сложная и «громоздкая» речь вызывает у собеседников усталость и непонимание, лишает интереса, порождает неприязнь.
Например некто «М» однажды в судебном заседании употребил такой термин как «преюдициальные факты» и услышал в ответ негодующую речь судьи, из которой только два слова было понятны: «не надо умничать».
Речь не должна быть ни короткой, ни длинной. Излагается только новая мысль без всяких словесных красок. Исключительное значение при этом имеет грамматическая правильность построения предложений.
Избегайте слов, которые значительно снижают ясность выражения. Важно следить за тем, чтобы любимые словечки и поговорки не превратили нашу речь в набор пустых фраз. Очень часто молодые юристы употребляют слово «как бы» не осознавая содержание этого термина. А ведь термин «как бы» (qvasi — лат.) — юридический, и применяется к соответствующим юридическим отношениям.

Читайте так же:  Депрессия код

 Особое внимание следует уделить использованию без особой необходимости в своей речи иностранных слов, модных выражений. Иностранные слова и выражения, перенесенные в наш язык, обычно существенно меняют свое первоначальное значение, отсюда возникает ряд недоразумений. Понимание этих слов людьми, знающими данный язык, и людьми, до сознания которых дошло их измененное и упрощенное значение, существенно отличается. Поэтому рекомендуется выбирать простые, понятные и выразительные слова, руководствуясь принципом: кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Глава 8. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре

Совместная деятельность всегда связана с решением определенной задачи, с наличием у ее участников единой цели. Эти задачи могут быть поставлены самими участниками взаимодействия (например, муж и жена решили сделать ремонт в своей квартире, или мать и дочь готовят праздничный обед), а могут задаваться более широким контекстом – производственным, политическим, культурным и т. д. (например, бригада должна завершить работу к определенному сроку; футбольная команда должна сохранить место в высшей лиге; группа поддержки кандидата в депутаты должна обеспечить ему определенный процент голосов на выборах). Структура совместной деятельности – осуществляется она семейной парой или производственной бригадой – включает ряд обязательных элементов. К ним относятся:

2. общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

3. взаимосвязанность участников;

4. наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий;

5. разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;

6. координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;

Если первые четыре признака в определенной степени свойственны и ритуальному взаимодействию, то последние два характеризуют именно совместную деятельность, придавая межличностному общению на этом уровне особый характер.

Какое влияние на межличностное взаимодействие оказывают объединение людей для достижения единых целей, их совместная активность, жесткие рамки организации, в которые они помещены? Как происходит непосредственное взаимодействие между людьми в деловой среде и в игровом пространстве, и в чем заключается его специфика? Эти вопросы рассматриваются в данной главе.

Деловое общение как межличностное взаимодействие

В отличие от личностно-ориентированного общения, предметом которого выступает характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. Это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.), стоящей перед организацией (фирмой, предприятием), что накладывает определенные рамки на поведение людей.

Выделим следующие ключевые характеристики организационной структуры, которые определяют специфику делового взаимодействия.

1. Достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками. За каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которой необходимо следовать. Ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер, но подчинен прежде всего совместному решению служебной задачи. В результате деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным».

2. Иерархичность построения организации, в соответствии с которой между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства; это, безусловно, оказывает серьезное влияние на характер межличностного взаимодействия. Одним из следствий этой особенности организационной структуры становится проблема эффективности обратной связи, передачи точной и по возможности полной информации по звеньям иерархической пирамиды.

Деловое взаимодействие

такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.), стоящей перед организацией (фирмой, предприятием), что накладывает определенные рамки на поведение людей.

Дата добавления: 2015-10-27 ; просмотров: 1082 | Нарушение авторских прав

Закономерности межличностных отношений — Лекции — Деловое общение

Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер. Чаще они являются психологическими закономерностями. Их учет позволяет руководителю сформировать эффективную линию поведения.

1) Закономерность неопределенности отклика: в зависимости от индивидуальных особенностей, конкретной ситуации, передачи информации люди по разному воспринимают внешние воздействия. Изучение этой закономерности позволяет ответить на ряд вопросов: почему сотрудник не сделал или сделал не так, о чем вы его просили? Почему ваши действия, указания неожиданно обидели человека?

В соответствии с теорией процесса мотивации трудовой деятельности — модели Портера-Лоулера — исполнитель оценивает вероятность связи «усилия — вознаграждение». Если человек, дающий указание, избрал способ воздействия, не соответствующий ожиданиям и особенностям исполнителя, — то исполнитель (иногда неосознанно)будет искать способы снижения усилий для выполнения поручения.

2) Закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки: ни один человек не может постичь другого и самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений.

Поэтому оценивая результат труда, профессионального поведения, личностных качеств других людей (подчиненных, руководителей, внешних партнеров), необходимо соблюдать максимальную взвешенность и корректность. Любая оценка на данный момент времени не может быть окончательной: человек изменяет свои способности, личностные свойства и мотивации или может находиться в физическом, интеллектуальном и эмоциональном состоянии, нехарактерным для него. Эту закономерность следует учитывать при проведении аттестации, назначении и освобождении от должности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания:

— принцип универсальной талантливости («нет людей непособных, есть люди, занятые не своим делом»);

— принцип развития (способности развиваются в ходе изменений условий жизни и интеллектуально-психологических тренировок);

— принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

3) Важное значение в межличностных отношениях имеет закономерность искажения смысла информации.

Она действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации, что определяется многовариантностью трактовки понятийного состава языка, различия в восприятии информации разными людьми и даже одним человеком в разные моменты времени и т.д.

4) Закономерность психологической самозащиты.

В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятельности можно выделить несколько видов безопасности:

Читайте так же:  Депрессия и тело александр лоуэн

— юридическая (или правовая);

Часто окружающие пренебрегают психологической безопасностью других людей, что проявляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека. Необходимость принять меры защиты нарушает нормальные, полезные взаимоотношения людей, создает между ними барьеры в общении.

Межличностное деловое общение

Вернуться назад на Межличностное общение

Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга.

В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера межличностного общения в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности.

Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды — выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи — воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три.

Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета.

Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — раппортное.

Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть.

Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира. Взаимное погружение — это эмоционально напряженный процесс, который способен сильно изменить людей. Он накладывает ответственность за соответствие поведения уровню достигнутой глубины.

Можешь ли ты действительно помочь? Если человек тебе доверился, чувство ответственности должно регулировать доступную глубину доверия. Если этого нет, доверие легко оборачивается предательством с соответствующими последствиями. В связи с этим понятно наличие защитных барьеров. Одностороннее использование барьеров происходит при межперсональной защите: один человек пытается изменить личность другого, чтобы оправдать свои негативные качества и создать себе психологический комфорт в общении.

[1]

Направленность в стиле общения может быть разной — потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль). Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние).

Еще о стилях: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения); избегание (неприятного). Управление общением может быть по стилю авторитарным (единоличные решения), демократическим (ориентировано на группу), либеральным (подчинено случайностям).

Вербальное общение
Деловое общение
Невербальное общение
Психология общения
Средства общения
Нравственность

Современные подходы к изучению межличностных отношений в деловых коммуникациях

В настоящее время исследователи в области социальной психологии, психологии управления уделяют особое внимание изучению проблемы межличностных взаимоотношений в деловой сфере. Актуальность подобных исследований обусловлена высокой динамикой изменений в обществе, экономике, на рынке труда, конкуренцией в различных производственных сферах. Современный руководитель должен уметь выстраивать эффективные взаимоотношения с подчиненными и формировать положительный микроклимат в коллективе. С другой стороны, члены организации, также ответственны за межличностные взаимоотношения с коллегами и руководством. Безконфликтные, продуктивные деловые отношения являются важной предпосылкой долговременного функционирования организации в условиях жесткой конкуренции и нестабильной экономической ситуации в стране [1,2,3,6].

Читайте так же:  Определение уровня депрессии

Искусство общения, способность выстраивать отношения с людьми, находить правильный подход к ним необходимы любому человеку. Данная способность находится на базовом этапе жизненного и профессионального успеха.

Одной из наиболее значимых трудностей общей и социальной психологии и в практическом и в теоретическом аспекте считается вопрос межиндивидуальных взаимоотношений людей. Отношения постоянно выражаются в контактных группах. Они выражаются с восприятия и познания людей друг друга, с появления первого впечатления о человеке, где значительное место занимает внешняя экспрессия и т.д. [6].

Отношения формируются под воздействием различных условий и факторов. Социальные нормы, давно укоренившиеся в обществе, конвенциональные общепризнанные нормы в группе считаются воздействующими условиями во взаимоотношениях. Огромную роль играет взаимодействие людей во время выполнения функциональных обязанностей при внутригрупповом общении, данной проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин и др. Но так или иначе, характер отношений между людьми, зависит от индивидуальных качеств каждого человека, от сознаний внутренних и внешних условий функционирования группы.

Концепцию А.Ф. Лазурского развивали такие исследователи как А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, они считают отношениями целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [1].

Взаимоотношения людей предполагают действительность особого характера, которая никак не сводима ни к коллективной работе, ни к взаимодействию.

[2]

Субъективная значимость отношений людей друг с другом вызывала интерес к данной действительности у многих специалистов по психологии и у психотерапевтов самых разных направлений. Данные взаимоотношения описывались и изучались в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической и когнитивной психологии.

В исследованиях психологов принято различать ряд феноменов межличностного взаимодействия: взаимное понимание между людьми, обоюдные влияния, взаимные действия, взаимные отношения друг с другом, межличностное общение и такие интегративные феномены, как совместимость и срабатываемость.

Взаимное понимание между людьми считается одним из ключевых феноменов взаимодействия между людьми. Взаимное понимание характеризуется сходством индивидуальных мнений партнеров друг о друге и соотношением данных мнений объективным чертам этих лиц. Прежде чем начинать общение, следует сформировать отношение к партнеру, так как человек на осознанном или подсознательном уровне пытается познать другого человека, часто сравнивания определенных лиц друг с другом, с собственной личностью, потому, что во главе взаимного понимания находится система сопоставления и идентификации.

[3]

Следующим основным феноменом взаимодействия людей друг с другом является межличностное влияние. Взаимовлияние – это направленное воздействие на другого человека, которое предполагает изменение эмоций, поведения и мыслей. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения, комфортности.

Степень взаимовлияний находится в зависимости от характера межличностных отношений: личности с установившимися позитивными взаимоотношениями чаще и быстрее, более поддаются взаимному влиянию, благодаря этому они чаще замечают схожесть суждений, оценок и им проще согласиться со спорными вопросами.

По мнению Н. Н. Обозова, третий важнейший феномен межличностного взаимодействия — взаимные действия. Взаимодействия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера [2].

На протяжении всей истории развития психологии как науки существовало несколько попыток дать описание структуре данных взаимодействий. Таким образом, к примеру, на Западе огромное распространение приобрела «теория действия», или «теория социального действия» в которой в различных вариантах велось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, К. Янг, А. Фримен. Цель формулировалась как отбор преобладающих условий мотивации действий во взаимодействии. В концепции Т. Парсона была предпринята попытка обозначить единый категориальный аппарат с целью отображения структуры социального действия. Во главу деятельности Т. Парсон ставил межличностные взаимодействия, а А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев считали, что на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она будет являться результатом единичных действий. Начинается же все с единичного действия, как некоего «элементарного акта»; из них впоследствии складываются системы действий [4].

Еще одна попытка создать структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его формирования. При этом взаимодействие делится не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Данный подход предложил польский социолог Я. Щепаньский. Основным понятием для автора при описании социального поведения является понятие социальной связи.

Ее можно представить как последовательное осуществление:

— психического контакта (взаимная заинтересованность по Щепаньскому);

— социального контакта (в данном контексте – совместная деятельность);

— взаимодействия (что обуславливается как регулярная, непрерывная реализация операций, имеющих целью спровоцировать соответствующую реакцию со стороны партнера);

— социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Р. Бейлс разработал одну из самых известных методик регистрации межличностных отношений, он разработал схему, которая позволяет по единому плану фиксировать разные виды интеракции в группе. Согласно данной схеме подготовленный наблюдатель способен шифровать любое взаимодействие в каждой небольшой группе по двенадцати показателям, которые входят в четыре наиболее единые категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Вследствие такого рода формализованной процедуре исследования можно установить различные уровни коллективной динамики, положение и значимость участников взаимодействия и т.д. К примеру: человек, который смог получить высокую оценку в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций – как эмоциональный лидер [6].

Межличностные отношения имеют три отличительных признака:

1 — отношение имеет точно определенный конкретный предмет;

2 — отношения могут быть специфичными и общими;

3 — отношения — это специфическая связь, с ситуацией действительности заключающая либо в акцентировании, либо в оценивании ее важности.

Взаимоотношения определяют внутригрупповую обстановку и тесным образом объединены с индивидуально – психологическими возможностями личности, однако в структуру личности не входят.

Как правило, выделяют два типа взаимоотношений: личные и деловые. Возникают дробные типы взаимоотношений различной ориентированности и интенсивности. Взаимоотношения могут являться ситуативными, а так же имеют свойство меняться в разных видах групповой деятельности.

Степень взаимоотношений человека с окружающим миром крайне разнообразна: отдельно взятый индивид вступает во взаимоотношения, кроме того вступают во взаимоотношения и целые группы, и, исходя из этого, человек оказывается субъектом разнообразных и многочисленных отношений. В данном многообразии следует выделить два типа основных взаимоотношений: общественные взаимоотношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности [4].

Читайте так же:  Какого хандры онегина

В нашей стране изучение проблемы психологического воздействия обычно представляется в теоретическом плане, как исследование способов воздействия, а в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В последнее время характерные черты акмеологического влияния в профессиональной деятельности были рассмотрены А.В. Кириченко.

За рубежом одними из главных выступают Йельские эмпирические исследования К. Ховланда, целью которых является изучение разнообразных условий, которые влияют на принятие индивидом воздействующей на него информации. Помимо этого, в зарубежных психологических исследованиях особая роль отводится изучению тактики влияния и манипулирования их эффективность в зависимости от статуса и должности личности, психологических особенностей взаимодействующих людей и т.д.

Большое количество исследований данного феномена доказывают, что природа межличностных взаимоотношений может быть правильно расценена, в случае если их не ставить в «один ряд» с социальными взаимоотношениями, а суметь заметить в них особый «ряд» отношений, который возникает внутри любого вида общественных отношений.

Сущность межличностных взаимоотношений имеет значительные отличия от природы социальных взаимоотношений: одной из важных специфических черт является эмоциональная основа. По этой причине межличностные взаимоотношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Взаимоотношения накладывают глубокий отпечаток на поведение отдельных членов внутри группы и группы в целом. Раскрываются взаимоотношения в процессе исполнения различных ролей. Важность категории социальной роли для поведения человека не раз обсуждалась в отечественной и зарубежной литературе М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, К. Янг, А. Фримен и др. Авторы подчеркивают, что социальное окружение, установившиеся традиции требуют от человека исполнения самых разнообразных ролей [4, 7, 8].

При анализе межличностных отношений исследователи Р. Бейлз, С.Милгрем, В. А. Петровский, А. И. Папкин, М. А. Туревский, А. С. Горбатенко, В. В. Абраменкова, в первую очередь, выделяют такое сложное образование, как положение личности в системе внутригрупповых отношений. Причем одним из основных факторов положения личности в системе внутригрупповых координат является социометрический статус, который, по определению Л.И. Шумской, представляет собой «результат многофакторного эмоционально-сплоченного отношения членов группы к моральным, деловым, личным и другим качествам данного индивида».

Неблагополучное положение в системе межличностных отношений, по мнению А.В. Киричук, выступает серьезным препятствием в формировании положительных характеристик качеств личности, тормозом в ее развитии. Это положение обуславливает познавательную активность, влияет на отношение личности к коллективу и его интересам, является одним из факторов нравственного развития [3, 5, 6].

Межличностные отношения чрезвычайно динамичны. Анализ динамики таких параметров межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство, эмоциональная сплоченность и социометрическая структура группы, позволяет судить о развитии группы в целом.

Таким образом, на современном этапе развития психологии накоплен большой опыт в исследовании вопросов, связанных с характером деловых взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе, в деловых взаимоотношениях. Многие исследователи в области психологии управления и социальной психологии отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений и эффективности производственной деятельности [7, 8].

1. Балахонов А.П., Голубева Г.Ф., Спасенников В.В. Экономическая психология как научная основа организационного консультирования по проблеме управления человеческими ресурсами // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. — 2007. — № 1-1. — С. 37-42.

2. Голубева Г.Ф., Козлов В.А., Спасенников В.В. Особенности формирования кадрового резерва и оценки лояльности персонала предприятия. В сборнике: Закономерности взаимодействия технических устройств и человека в технических и антропогенно-измененных системах Материалы международной научно-практической конференции.- 2016. -С. 6-16.

3. Голубева Г.Ф. Оптимизация межгрупповых отношений как проблема социальной и организационной психологии в управленческой деятельности. В сборнике: Инновационные методы и модели в экономической психологии, эргономике, производственном менеджменте Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2015.- С. 65-74.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева.-М.: МПСИ, 2003.-104 с.

5. Куницына В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

6. Спасенников В.В., Торбин С.И., Федотов С.Н., Смирнов Ю.И. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых // патент на изобретение RUS 1809455 07.09.1990

7. Спасенников В.В., Голубева Г.Ф. Экономическая психология деловых коммуникаций.- Брянск: БГТУ, 2013.-181 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

8. Спасенников В.В., Голубева Г.Ф. Значение инженерной педагогики и эргономики как отраслей научного знания в подготовке высококвалифицированных кадров // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016.- № 6. — С. 38-46.

Источники


  1. OZON. От секса к сверхсознанию. Беседы о запретном и дозволенном (2 шт.) (1183). — Москва: РГГУ, 2016. — 201 c.

  2. Мартинова, Маргарита Почему мы развелись / Маргарита Мартинова. — Москва: Машиностроение, 2013. — 144 c.

  3. Ты и я. — М.: Молодая Гвардия, 2009. — 368 c.
  4. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.
  5. Хоментаускас Семья глазами ребенка / Хоментаускас. — М.: Рама Паблишинг, 2010. — 441 c.
Межличностных отношений в деловом общении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here