Позиции которые способствуют успеху делового общения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Позиции которые способствуют успеху делового общения" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Факторы, способствующие успеху деловой беседы

Исследователями выделяются следующие факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно:

· профессиональные знания (дают возможность владеть ситуацией);

· ясность мысли (помогает увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности);

· наглядность (подразумевает максимальное использование иллюстративных материалов: документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.);

· ритм (повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу);

· повторение основных положений и мыслей (помогает собеседнику лучше воспринимать информацию);

· элемент внезапности (представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов);

· «насыщенность» рассуждений (предполагает чередование моментов, когда от собеседника требуется максимальная концентрация, с периодами, которые используются для передышки и закрепления мыслей);

· юмор и ирония (поднимают дух собеседника, его готовность к восприятию любых аспектов беседы).

Залогом успеха беседы является ее грамотное начало. Инициатору беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику, так как начало беседы – это «мост» между партнерами по деловой коммуникации. Задачи первой фразы беседы: 1) установление контакта с собеседником; 2) привлечение внимания к предмету собеседования; 3) пробуждение интереса к беседе; 4) перехват инициативы (в случае необходимости).

Беседа при приеме на работу носит характер «приемного» интервью, основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. В сущности, оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них. Форма вопро­сов может варьироваться, но их содержание направлено на получе­ние информации, которую можно сгруппировать в следующие блоки:

что представляет собой человек, обратившийся с заявлением о приеме на работу;

почему он ищет работу;

каковы его сильные и слабые стороны;

каковы его взгляды на эффективное руководство (иначе гово­ря, его представление о хорошем начальнике);

что он считает наиболее весомыми своими достижениями.

В свою очередь от соискателя также ожидают вопросов. Более ого, по ним судят о таких его личностных качествах, как самообла­дание, целеустремленность, коммуникативный стиль и др. Посту­пающим на работу рекомендуется выяснить следующее:

— является ли рабочее место новым или вакантным? — почему возникла необходимость кадрового обновления?

— причины увольнения или перехода на другую работу предшест­венника?

— кто принимает решение о назначении на должность?

— как примерно будет выглядеть рабочий день?

— в чем конкретно будут заключаться обязанности?

— как и кем будет оцениваться работа? возможности для обучения, роста, продвижения?

— дополнительные компенсации (обеды, транспорт, оплачиваемые дни)?

Беседа при увольнении с работы имеет две разновид­ности: ситуацию незапланированного, добровольного ухода сотруд­ника и ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокра­щать.

В первом случае необходимо выявить истинную причину увольнения, его мотивы: вызвано оно неудовлетворенностью производст­венным процессом, невниманием, обидой, или какими-либо иными причинами. Проведение беседы в этом случае обусловлено заботой руководителя об улучшении управленческой деятельности на различных уровнях производства. Для этого полезно задавать вопросы, свя­занные с содержанием, объемом, условиями выполнения работником производственных заданий, выяснением его оценки таких заданий и условий их выполнения. Следует узнать, что не нравилось сотруднику в его работе и, напротив, что доставляло удовлетворе­ние. Служащие, которые покидают организацию по собственному желанию, как правило, искренни в своих замечаниях и пожеланиях и делятся информацией, которая может улучшить положение тех, кто остается.

Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника и не­обходимостью критической оценки его работы, либо фактами нару­шения дисциплины. В процессе подготовки проблемной беседы руководитель должен заранее ответить на вопросы о смысле, цели, результатах, сред­ствах и методах решения проблемы, стремясь к тому, чтобы в ходе беседы подчиненный принял позицию руководства. При этом су­ществуют некоторые правила, позволяющие избежать беседы в форме «разноса» и провести ее с конструктивными результатами. Для этого следует:

1) получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;

2) построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического харак­тера;

3) сообщение похвально-поучительного характера;

4) быть конкретным и избегать неясностей (оборотов типа «Вы сделали не то, что нужно», «Вы не выполнили задания» и т.п.);

5) критиковать выполнение задания, а не личность.

Соблюдение этих правил помогает создать положительный эмоциональный фон, который позволит провести неприятную часть разговора конструктивно, не вызывая ненужной враждебности со стороны сотрудника, не заставляя его занимать оборонительную по­зицию.

При проведении проблемной беседы важно выяснить: не является ли возникшая проблема средством привлечения внимания? (На­пример, провинившийся работник скрывает свое недовольство по какой-либо причине и не хочет или не может открыто сказать об этом.) Не вызваны ли нарушения личными затруднениями (семей­ным конфликтом, болезнью близких и т.п.)? Не связана ли проблема с недостатком квалификации, помощи, обучения? Может быть, работнику нужна 6ольшая самостоятельность? Или дело в том, что он не приемлет стиль руководства? Ответы на эти вопросы позволят принять решение о возможных организационных мероприятиях, ко­торые необходимо осуществить в конкретный срок и которые могут стать, по существу, программой по преодолению возникшей си­туации.

Если в ходе проблемной беседы предполагается сообщить работнику о мерах дисциплинарного характера, решение о наказании следует выражать просто, четко, делая акцент на понимании и правильной оценке случившегося. Например: «Выговора вам не избежать. Понимаю, что это наказание радости вам не прибавит, но иначе поступить не могу».

[3]

Отметим еще раз, что критика со стороны руководителя имеет значительный мотивационный эффект. Умение делать замечания, показывающие, что и как следует изменить в работе, при этом отмечать, что уж сейчас делается этим работником хорошо, является показателем высокой коммуникативной компетентности руководи­теля.

Читайте так же:  Соблюдать этику делового общения

В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятия решения.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обновлено 14.07.2012 15:13 14.07.2012 15:07

Деловое общение – форма общения, опирающаяся на принципы делового этикета, направленная на взаимодействие с лицами или группой лиц(организация) для осуществления взаимовыгодных результатов.

Этика делового общения. Люди принимающие участие в деловом общении придерживаются официального стиля общения и ориентированы на решение и достижение поставленных задач. Культура делового общения всегда уместна.

Роль делового общения.

Навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов, следует считать определяющим фактором в процессе ведения деловых встреч. Этика делового общения преобладает не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни — позволяя эффективно взаимодействовать с окружающими.

Особенности делового общения заключаются в том, что собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность; Заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах; Первостепенная задача делового общения — продуктивное и эффективное сотрудничество.

Психология делового общения.

Общение является высшей формой психической деятельности и свойственно всем разумным существам на земле, но лишь у человека оно достигает самых совершенных мыслительных процессов — является опосредованным и осознанным, приобретая знаковую систему кодирования образов, становится речью.

Нет такого периода в жизни человека, даже самого непродолжительного, при котором он бы не находился вне процесса взаимодействия с людьми. Процесс делового общения часто является важным фактором в какой-либо совместной деятельности людей и служит методом улучшения качества и результата их взаимодействия. Содержанием такого взаимодействия является то, чем люди заняты, что является для них общей задачей, а не личные проблемы, которые касаются их внутреннего мира.

Деловое общение — это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией касающейся деловых задач, способствующем достижению определенного результата в совместной деятельности.

Нормы делового общения.

Под нормами подразумевается наличие регламента, то есть формальное следование определенным правилам, которые определяются особенностями менталитета и стиля поведения, сложившимися на данной территории, а также профессиональными этическими принципами делового общения, устоявшимися в данном профессиональном круге лиц.

Виды делового общения.

Деловое общение условно делится на два вида:

1. Прямое (непосредственный прямой контакт. С глазу на глаз или телефонный разговор.)

2. Косвенное (когда в процессе взаимодействия существует некая временная задержка, то есть электронные письма, деловые записки, коммерческие предложения и т.д.).

Прямое деловое общение обладает большей эффективностью, силой психологического внушения и воздействия, косвенное деловое общение , к сожалению, не обладает столь большим потенциалом, в нем действуют скорее формальные факторы, нежели чем личностное участие. Наиболее чаще всего применяемым видом прямого делового общения является деловая беседа. Под деловой беседой понимают межличностный вербальный диалог нескольких участников с целью разрешения поставленных деловых задач или налаживания деловых отношений.

Деловое общение отличают от неформального тем, что в его процессе установлены конкретные цели и задачи, которые требуют определенного результата, что не позволяет нам пренебречь процессом взаимодействия с собеседником или несколькими участниками в любой момент.

Ни один из людей, который крутится в сфере бизнеса в настоящее время не может избежать процесса делового взаимодействия, будь это собственный персонал фирмы, партнеры по бизнесу, представители власти, сотрудники судебных или правовых служб, и все это требует наработанных навыков и знаний в области психологии делового общения.

Качества и навыки позволяющие адекватно и правильно вести себя во время беседы – одно из ключевых составляющих успеха делового человека. Умение продуктивно реализовывать этот процесс делового общения является одним из первых необходимых навыков для того, кто хочет добиться успеха в деловой и личной сфере.

Похожие материалы:

  • Деловое общение – форма общения, опирающаяся на принципы делового этикета, направленная на взаимодействие с лицами или группой лиц(организация) для …

Более новые статьи:

  • Качество фотосессии зависит не только от профессиональных знаний и умений фотографа, но и от того, удастся ли найти общий язык с моделями. Это может б …

» >Семейная фотосъемка: как достичь взаимопонимания с клиентами — 01.09.2017
Путешествие обычно воспринимается как удовольствие, возможность отдохнуть, удовлетворить свое любопытство в изучении мира и обрести прекрасные воспоми …

» >Путешествие как путь к себе — 19.05.2017
В современном обществе прочно укрепилось мнение, что страх — это своего рода проявление слабости. На самом же деле, он является вполне объяснимым чувс …

» >9 простых советов, как перестать бояться — 16.04.2017
Любимое дело Найди занятие, которое приходится тебе по душе. Оно должно тебе истинно нравиться. Понять это довольно сложно, но очень важно. С …

» >Что нужно сделать, если хочешь все изменить, или изменяем жизнь к лучшему — 16.02.2017
Успех кроется в достижении собственных целей, в признании. Как его добиться? Есть ли какие-то по настоящему действенные способы? Эти вопросы волнуют …

[1]

Более старые статьи:

  • Надоело работать на «дядю» и получать небольшую, но стабильную заработную плату. Но как заработать миллион? Как разбогатеть? Есть различные способы за …

» >КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОН, КАК РАЗБОГАТЕТЬ — 13.07.2012
В этой статье вы найдёте пять способов эффективного управления временем, которые помогут вам мудро распоряжаться отведённым вам временем, на работе, в …

» >ПЯТЬ СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ — 07.07.2012
Злишься? Скучаешь? Возбужден? Не сдерживай эмоции, просто направь их в нужное русло. Ты можешь использовать обычные чувства с необычной пользой. 1. И …

Читайте так же:  Принципы делового этикета кратко

» >ПЛОХОЙ + ЗЛОЙ = ХОРОШИЙ — 03.07.2012
Движение, питание, релаксация: 16 полезных советов, как сохранить бодрость и душевную гармонию. 1- Компенсируем недостаток воды Врачи полагают, что …

» >РАДОСТЬ ЖИЗНИ. ПОЛЮБИТЕ ПРОСТЫЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ. — 03.07.2012
Вы знаете, что промедление смерти подобно, но у вас все равно находится тысяча и одна причина дотянуть, что называется, до последнего? Не отчаивайтесь …

18 мая, 2012 | Ирина ТОЛМАЧЕВА

Секреты эффективного делового общения (21074)
общение, мимика, речь, психология, жесты рук

Грамотное деловое общение – важный навык, способствующий успеху в работе. Умение общаться нужно не только продавцам и пиарщикам, но и людям «необщительных» профессий. Ведь на любом рабочем месте существуют как внешние, так и внутренние клиенты. Внутренний клиент – это, например, бухгалтерия, от которой зависит, будет ли ваш счет оплачен сегодня или через неделю. Знание технологий эффективного общения значительно упрощает достижение своих целей посредством общения.

Технологии эффективного общения – это простые, но действенные инструменты. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Доброе слово и кошке приятно

Зачем мужчины говорят дамам комплименты? Чтобы расположить их к себе. Мужчины испокон века пользуются этим простым приемом, потому что он работает. И работает он не только в отношении женщин.

Комплимент, легкая похвала, добрые слова – это первый и самый главный инструмент эффективного общения. Как им пользоваться при деловом общении?

  • Начинайте любой разговор, даже краткий, с доброго слова. Вы заглянули в бухгалтерию, чтобы узнать, оплатили ли они ваш счет. Начните разговор с такой фразы: «Ух, как у вас тут тихо и уютно!». Затем задайте вопрос по делу. Ответ будет значительно более доброжелательным, чем если вы просто ворветесь в бухгалтерию и с порога выпалите: «Что там с моим счетом?».
  • Заканчивайте любой разговор добрым словом. Ведь, как мы знаем из культового сериала «Семнадцать мгновений весны», человек запоминает последние слова, которые были ему сказаны.
  • Важный момент использования этой технологии – в общении одинаково вредно и недосластить, и пересластить. Слишком большое количество комплиментов может насторожить тех, с кем вы общаетесь.

Однако комплименты – это не единственный инструмент создания и поддержания позитивной атмосферы на переговорах и в иных формах делового общения.

Разговор ни о чем – важная часть общения

Комплимент – это всего лишь один из четырех элементов малого разговора (калька с английского small talk). Согласно Е.В.Сидоренко, «цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия. Или же – восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие». Целесообразность малого разговора наглядно иллюстрируется графиком 1.

Сидоренко различает четыре техники малого разговора:

Но, опять же, эти четыре технологии эффективного общения следует использовать в меру. Как видно из графика, к ним следует прибегать в начале, конце общения и в тех случаях, когда атмосфера общения заметно холодеет.

Слова – лишь 10% общения

Как известно, слова составляют лишь 10% всей информации, которую человек получает в процессе общения. Остальные 90% – это невербальная информация. Она подразделяется на:

· внешний вид (одежда, аксессуары, включая автомобиль, даже растительность на лице мужчины).

Мимика и жесты также называются «язык тела». С языком тела связано множество инструментов эффективного общения. В этой статье мы обсудим только один важный инструмент невербального общения – жесты.

Жестикуляция – важная технология эффективного общения. Вы знаете, как много можно сказать собеседнику в течение секунды, показав ему один из пальцев? Давайте посмотрим, какие жесты уместно использовать в деловом общении.

Жестикуляция – эффективный инструмент донесения информации до собеседника. Так как вербальная составляющая общения весьма незначительна, люди воспринимают и запоминают менее половины сказанного. По данным серьезных исследований, чаще всего даже менее четверти. Уместные жесты позволяют значительно повысить процент воспринятой информации. В школах ораторского искусства обучению жестикуляции уделяется значительное время. Уместный жест – это жест, иллюстрирующий сказанное. Например, вы называете крупную цифру. Нарисуйте в воздухе пальцем количество нулей. Или, если вы рассказываете о внешних факторах, махните рукой вдаль за окно. А описывая внутренние факторы, указывайте на пространство возле вас.

Однако не забывайте, что существуют возрастные различия в жестикуляции. Например, в последнее время в моду вошел западный жест «кавычки». Использование новомодных жестов следует соотносить с аудиторией. Людей старшего поколения такие жесты могут раздражать.

Помимо возрастных различий, существуют еще и национальные различия в жестикуляции. Одна из самых популярных историй последнего времени: когда Джордж Буш посещал Норвегию в 2005 году, он показал жест, который в Техасе означает «давайте поднимем их на рога».Однако на следующее утро все европейские газеты пестрели заголовками «Американский президент – сатанист».

Главный позитивный жест, широко используемый политиками, это руки, протянутые к собеседникам с открытыми ладонями. Подсознание воспринимает этот жест как знак доверия, открытости, искренности говорящего. Однако очень важно, чтобы ладони были направлены вверх или чуть в сторону друг друга. Этот жест с опущенными вниз ладонями – во-первых, воспринимается подсознанием как знак давления, во-вторых, является неприличным в некоторых культурах, например, греческой.

Большой палец, поднятый вверх, пришел в Россию с Запада и укоренился как жест, означающий «Молодец, хорошая работа». Существует легенда, что этот жест пошел из Древнего Рима, где поднятый вверх палец голосовал за сохранение жизни гладиатора. Кстати, у этой легенды нет никаких подтверждений. Хуже того, на значительной части нашей планеты (на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Греции и т.д.) поднятый вверх большой палец – это неприличный жест. Поэтому этим жестом следует пользоваться крайне осторожно.

Читайте так же:  Молитва от конфликтов на работе

Жест «окей», используемый подводниками, к сожалению, имеет двойственное толкование. Он может также означать «ноль», «пустышка», «неудача». Также пользуйтесь этим жестом с осторожностью.

Фига воспринимается в России как невинный жест, означающий «фиг от меня чего

получишь». Интересно, что в Древнем Риме он означал пожелание удачи и плодородия. Однако сейчас на Востоке этот жест воспринимается как очень неприличный жест. А на Западе он вообще никак не воспринимается, он не популярен.

Еще один жест, пришедший к нам из Америки, «виктория». В США он означает победу. Если вы показываете этот жест, важно, чтобы тыльная сторона руки была повернута к телу. Если тыльная сторона повернута наружу, такой жест является неприличным в Англии, Австралии и Новой Зеландии. Уинстон Черчилль активно пользовался этим жестом во времена второй мировой войны. В самом начале он показывал его неправильно. Но его советники быстро откорректировали его жестикуляцию.

И еще немного о руках

  • У многих людей, включая меня, при важном разговоре немного трясутся руки. С этой проблемой легко справиться. Надо просто что-то держать в руках: блокнот, карандаш, фломастер, мобильный телефон, кружку. Единственное табу – ручка с щелкающим выключателем. Вы не заметите, как начнете от волнения включать и выключать ручку. А щелкающая ручка может за секунды довести до бешенства даже ангела.

· Руки, перекрещенные на груди, означают скепсис, недоверие и нежелание общаться. Если вы хотите донести до собеседника эту информацию – ок. Если же вы хотите вести конструктивный разговор, не принимайте такую позу.

· Лучше всего подсознание собеседника настраивает на позитивный разговор открытая поза. Открытая поза – это когда вы сидите или стоите, не перекрещивая ни руки, ни ноги. При этом руки должны быть видны собеседнику. Спрятанные под столом или за спиной руки включают аварийную сигнализацию в подсознании собеседника. Он будет чувствовать, что вы – ненадежный партнер, но не сможет объяснить себе – почему.

В этой статье мы перечислили лишь некоторые технологии эффективного общения. Надеюсь, они помогут вам общаться более профессионально и успешно.

Тема 4. Вербальные средства в деловой коммуникации (2 часа)

Вопросы

1. Культура речи в деловом общении.

2. Коммуникативные барьеры и приемы их преодоления.

3. Виды и техника слушания.

4. Обратная связь: правила и способы эффективной коммуникации.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Социально- психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Назовите четыре вида речевой деятельности.

2. Каковы причины, затрудняющие передачу информации?

3. Что такое коммуникативные барьеры?

4. Как сделать речевую коммуникацию успешной?

5. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?

6. Каковы трудности эффективного слушания?

7. В чем особенности нерефлексивного слушания?

8. Какова специфика рефлексивного слушания?

9. Обратная связь. Каковы ее виды и способы осуществления?

10. Назовите пять правил эффективной обратной связи.

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. К вербальным средствам делового общения относятся:

в) речевые конструкции;

д) социальные диалекты;

2. Выделите основные функции речевой деятельности:

д) воздействие на адресата;

3. Что определяется степенью совпадения с тем, что сказал выступающий и как его воспринял слушатель:

б) эффективность общения;

4. К коммуникативным барьерам делового общения относятся барьеры:

5. Какие виды слушания выделяют:

в) направленное, критическое;

6. «Правило рамки» в деловом общении означает:

а) посадка деловых партнеров друг против друга;

б) посадка деловых партнеров за прямоугольным столом;

в) усиление своей речи в начале и конце разговора;

г) наличие на столе переговоров фотографии делового партнера в рамке.

7. Укажите правильный ответ. Какие позиции соответствуют эффективному деловому общению:

а) в процессе делового общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;

б) в ходе общения партнеру предоставляется возможность полностью изложить свою точку зрения на решаемую проблему;

в) партнер слышит только то, что хочет услышать;

г) в процессе общения лучшим собеседником является тот, кто умеет хорошо говорить;

д) лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

8. Нерефлексивное слушание делового партнера включает такие приемы, как:

а) уточнение информации;

б) внимательное молчание;

в) минимизацию отвлечений;

9. В каких случаях может быть эффективно «нерефлексивное слушание»:

а) у коллеги плохое настроение и нет желания разговаривать;

б) партнеру необходимо высказаться о «наболевшем»;

в) подчиненный стремится получить активную поддержку со стороны руководителя;

г) коллега переполнен эмоциями по поводу предстоящей аттестации и стремится как можно скорее высказать свое отношение к этому событию.

10. Какие понятия по смыслу соответствуют: 1) выяснению; 2) отражению чувств; 3) перефразированию; 4) резюмированию?

а) слушание, в процессе которого подытоживаются основные мысли и идеи собеседника;

б) стремление показать собеседнику, что Вы понимаете его состояние (чувства, эмоции);

в) обращение к собеседнику за некоторыми уточнениями;

г) пересказывание мысли собеседника своими словами для проверки точности понимания.

11. Какой прием рефлексивного слушания отражается в следующих фразах: «Вашими основными идеями являются…»; «Если подвести итог сказанному, то…»; «Из сказанного можно сделать вывод …»:

г) отражение чувств.

12. Аргументы применяются с целью:

а) доказательства своего превосходства;

б) защиты своих взглядов и намерений;

в) уговоров партнера что-либо сделать.

13. Отметьте позиции, которые способствуют успеху делового общения:

а) учитывать интересы собеседника;

б) говорить только о себе;

в) видеть положительное в собеседнике,;

Читайте так же:  Различные формы делового общения

г) ориентироваться на ситуацию и обстановку;

д) находить общее с собеседником;

е) выделять свое «Я»;

ж) проявлять искренность и доброжелательность;

з) навязывать свою точку зрения;

и) не забывать о «золотом» правиле нравственности.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «культура речи», «коммуникативные барьеры»: «логический,» «стилистический», «семантический», «фонетический»; «тезаурус», «направленное критическое», «эмпатическое», «нерефлексивное», «рефлексивное слушание», «обратная связь», «выяснение», «перефразирование», «отражение чувств», «резюмирование».

3. Поразмышляйте над высказыванием: «Культура речи – это одежда мысли, по которой сразу и, как правило, безошибочно определяют уровень образованности и воспитанности человека» (И.Львов). Как бы Вы охарактеризовали состояние культуры речи государственных служащих в современном обществе? Приведите конкретные примеры.

4. Ситуация: Вы – менеджер. В процессе деловой коммуникации у Вас возникла необходимость в краткой и доступной форме сообщить партнеру о сложившейся в вашей организации системе обучения персонала. Cоставьте примерный текст устного сообщения, используя речевые формы, в наибольшей степени способствующие пониманию смысла вашего сообщения. При подготовке текста сообщения используйте таблицу 1.

Таблица 1. Классификация лексических форм вербального кодирования деловой информации

Формы, усложняющие понимание смысла деловой информации Формы, способствующие пониманию смысла деловой информации
Речевая избыточность Ясность
Многословие Краткость
Тавтологии Точность
Пропуск слов, нарушающий смысл информации Логичность
Жаргонные слова («сам», «наехать», «баксы» и т. п.) Лексическая строгость
Профессионализмы («обкатка», «накрутка», «оперативка») Релевантность (соответствие коммуникативному запросу)
Ненужные повторы Лаконичность
Слова-паразиты («вот», «значит», «как бы» и т.п.) Аргументированность
Речевые канцеляризмы («за счет», «по мнению», «в части» и т.п. Последовательность в развитии темы
Лексическая и семантическая несочетаемость слов («в силу слабой», «до истечении» и т.п. Лексическая и семантическая сочетаемость слов
Употребление многозначных иностранных терминов (бренд, рансферт и т.п.) Доступность

5. В приведенную ниже матричную карту (таблица 2) основных приемов эффективного слушания впишите по предлагаемому образцу их краткие содержательные характеристики и проведите их сравнительный анализ.

Укажите типичные деловые ситуации в сфере государственного и муниципального управления, в которых применение этих приемов является наиболее целесообразным. Какой стиль слушания характерен для Вас?

Таблица 2. Основные приемы эффективного слушания

Приемы эффективного слушания Характеристика приемов Типичные деловые ситуации
Нерефлексивное слушание Внимательное молчание и минимизация ответов Партнер обращается с жалобой; он взволнован, испытывает настоятельную потребность высказаться; партнер робок, застенчив, испытывает трудности в формировании высказываний
Рефлексивное слушание
Направленное критическое слушание
Эмпатическое слушание

6. Перечислите правила для говорящего и слушающего. Какие из них Вы не выполняете? Почему?

7. Какие достоинства речи лично Вы считаете наиболее значимыми и почему?

[2]

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав

2.7. Успех делового общения

Как уже отмечалось, общение не всегда протекает гладко и удачно. В процессе общения мы сталкиваемся с различными пре­градами, которые связаны с непониманием собеседника. Прегра­ды возникают за счет смысловых барьеров, неодинакового про­чтения невербальных символов разными людьми, отсутствия вни­мания и интереса со стороны партнера по общению, а также плохой обратной связи, которая не позволяет определить, действи­тельно ли ваше сообщение истолковано в том смысле, который вы в него вкладывали (см. разд. 2.3 — 2.6).

Успешность делового общения во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слы­шат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45 —ок. 127) отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. При кажу­щейся простоте (многие думают «слушай — знай помалкивай») слушание — это сложный процесс, требующий навыков культуры общения. Специалисты говорят об эффективном и неэффектив­ном слушании. Неэффективное слушание не обеспечивает пра­вильного понимания слов, чувств собеседника и обсуждаемой про­блемы, а также не способствует установлению доверительных от­ношений между партнерами по общению.

Эффективное слушание, наоборот, способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к ее решению. Выделяются два вида эффективного слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и ком­ментариями. Внимательное молчание подразумевает слушание с использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций и контакта взглядами. Помимо этого используются рече­вые приемы: «Угу», «Да-да», «Да — я согласен», «Да — я пони­маю» и т. п. Слушание этого вида полезно тогда, когда ваш собесед­ник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения.

Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи с говоря­щим. Оно позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения и помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.

В психологии выделяются четыре основных приема рефлексив­ного слушания.

1. Выяснение. Представляет собой прямое обращение к говоря­щему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожа­луйста, уточните это» и т.п., способствующее лучшему понима­нию.

2. Отражение чувств. В этом случае особое внимание обращает­ся на отражение слушающим эмоционального состояния говоря­щего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, Вы чувствуете. » и т.п. Отражая чувства собеседника, мы показы­вает ему, что понимаем его состояние. Данный прием предполага­ет использование механизма восприятия — эмпатии (см. разд. 2.4).

3. Перефразирование, т.е. собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. При этом исполь­зуются фразы: «Если я Вас правильно понял. », «Другими слова­ми, Вы считаете. », «По Вашему мнению. » и т.п., которые по­казывают говорящему, что его слушают и понимают. В случае не­правильного понимания этот прием помогает вовремя исправить непонимание.

4. Резюмирование, т.е. подытоживание основных идей, чувств говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при за­вершении разговора. Используются фразы типа: «Итак, Вы счита­ете, что. », «Если подвести итог сказанному, то. » и т.п.

Читайте так же:  Депрессия как вернуться к жизни

Кроме того, всегда необходимо помнить об ошибках, которые подстерегают нас на пути слушания, и стараться избегать их. По­этому нельзя:

заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению;

делать поспешные выводы и тем самым возводить преграды для общения;

поспешно возражать, не дослушав собеседника до конца;

давать непрошеные советы.

В психологии существует множество приемов повышения эффек­тивности общения, которые принято называть техниками общения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Прием «имя собственное» основан на частом произнесении вслух имени-отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции, снимает сопротивление с собеседника и демонстрирует расположение работника к клиенту или партнеру.

2. Прием «золотые слова», или искусство подачи комплимен­тов, что позволяет настроить собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции и создать атмосферу доверия и взаимоуважения.

3. Прием «зеркало отношений» включает в себя улыбку и добро­желательное выражение лица, что способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к клиенту или партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.

4. Прием «терпеливый слушатель» означает терпеливое и вни­мательное выслушивание проблем клиента. В результате удовлет­воряется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное рас­положение клиента.

Успех в деловом общении, по мнению специалистов, во мно­гом зависит от того, как мы умеем учитывать интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего, коллег по учебе или работе. Мы приходим на службу или учебу, и нас окружают люди, у которых масса проблем: кто-то озабочен своим здоровьем или здоровьем близкого человека, другого вол­нует ссора с близким, кого-то разволновал результат хоккейного (футбольного) матча, а автолюбителя раздосадовало отсутствие необходимых запчастей. Иными словами, у каждого человека своя неформальная, личностная тема. Надо ее только нащупать, и че­ловек откликнется теплотой отношения к вам. Д. Карнеги отме­чал, что необходимо говорить о том, что интересует вашего собе­седника. Однако мало просто говорить о том, что интересует парт­нера по общению. По мнению того же Д. Карнеги, существует важ­нейший закон человеческого поведения, суть которого в следую­щем: всегда внушайте собеседнику сознание его значимости. При этом, показывая собеседнику свое отношение к нему как к ува­жаемому человеку, не следует льстить, тем более за счет униже­ния собственного достоинства. Вековой опыт психологии и педа­гогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда в ответ ты получишь человеческое отношение.

Необходимо помнить, что в процессе общения не следует монополизировать разговор, т.е. превращать беседу в монолог. Ж. де Лабрюйер отмечал, что талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят дру­гие; если после беседы с вами человек доволен собой, значит, он вполне доволен и вами.

На эффективность общения также влияет выбор языковых средств общения. При этом необходимо ориентироваться на собе­седника, на ситуацию, на официальность или неофициальность обстановки. Говорите с партнером на его языке — тогда вы пой­мете друг друга.

Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть не­что общее, — это сделает ваши отношения более теплыми и дове­рительными. Общие интересы, позиции, даже общие проблемы и трудности помогают расположить к себе партнера по общению. Подчеркивание общности является древним приемом общения. Джозеф Редьярд Киплинг (1865—1936), английский писатель, в романе «Маугли» сформулировал правило общности: «Мы с то­бой одной крови, ты и я». При общении в центре внимания не должно находиться ваше «Я». Специалисты рекомендуют быть скромным в самооценках и не навязывать собеседнику в катего­ричной форме свою позицию. Необходимо научиться вставать на точку зрения партнера.

Помните, что в деловом общении важно все: что мы говорим и как. От того, как мы формулируем свое «видение», зависит эф­фективность общения. Например, вместо формулировки: «Мне это представляется интересным», используйте: «Вас могло бы это за­интересовать». Вместо: «Сейчас я вам докажу» — «Сейчас вы смо­жете убедиться, что. » и т.п.

Кроме того, не следует забывать, что никакие советы и прави­ла не помогут, если вы не будете проявлять искренность и добро­желательность в общении.

Вопросы для самопроверки

1. Русская поэтесса Марина Цветаева (1892-1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое — слышать». Что вы понимаете под этим выска­зыванием?

2. Раскройте сущность рефлексивного слушания.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Как часто в разговоре с друзьями вы используете приемы рефлек­сивного слушания? Раскройте содержание каждого приема.

Источники


  1. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

  2. Хоган, Кевин Психология влияния. Техники манипуляции в бизнесе и личном общении / Кевин Хоган. — М.: Вильямс, 2016. — 352 c.

  3. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.
  4. Выжутович, В. В. Принимаю решение / В.В. Выжутович. — М.: Издательство политической литературы, 2015. — 256 c.
Позиции которые способствуют успеху делового общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here