Процессе ситуативно делового общения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Процессе ситуативно делового общения" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Процессе ситуативно делового общения

Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Исследования показали, что помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество обеспечивает ребенку достижение практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он пока располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает внимание взрослого и испытывает его доброжелательность. Сочетание. внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении.

Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции.

Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Исследования показали, что возникновение речи тесно связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.

Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Таким образом, снова рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.

Значение ситуативно-делового общения для общего психического развития ребенка

Общение со взрослыми влияет на ведущую деятельность: в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные дей­ствия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия взрослого он овладевает культурными способами обращения с предметами, усваивает смыслы и операционально-техниче­скую сторону предметно-орудийных действий. Сотрудниче­ство со взрослым является главным, решающим психологи­ческим условием формирования предметной деятельности ребенка.

В совместной деятельности со взрослым складываются > предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная игра. Взрослый открывает ребенку мир условного использо­вания предметов, показывает ему первые игровые действия, предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предмета­ми-заместителями. В процессе такого взаимодействия возни­кают зачатки ролевого поведения ребенка, закладываются основы будущей сюжетно-ролевой игры.

Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из по­требности в общении, в целях общения и в условиях общения. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая коммуникативная задача — понять обращенную к нему речь и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для ребенка практическую необходимость усвоить и актуализиро­вать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формиру­ется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. В сотрудничестве со взрослым развивает­ся речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за пределы частной ситуации «на простор широкой познаватель­ной деятельности» *.

Общение со взрослыми является одним из решающих фак­торов развития личности и самосознания ребенка. Опыт си­туативно-делового общения влияет на развитие у ребенка представления о себе и своих возможностях. Под влиянием

1 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. С.282.

совместной и индивидуальной предметной деятельности про­исходит дифференциация общей и конкретной самооценки. Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотруд­ничества со взрослыми стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.

В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки перехода на новый, более высокий уровень обще­ния — внеситуативно-познавательное общение, которое за­рождается в период, когда ребенок овладевает активной ре­чью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает ини­циировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает источником знаний о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью исследовательских действий. Единственным реальным пу­тем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир является общение с окружающими взрослыми. Возникнове­ние новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стрем­лению к познанию, в признании за ним права задавать вопро­сы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.

Наиболее яркие доказательства влияния общения на пси­хическое развитие ребенка психологи находят в домах ребен­ка. Практически по всем направлениям развития у воспитан­ников этих учреждений наблюдается та или иная степень отставания. И дело не только в том, что в дома ребенка часто поступают дети, отягощенные плохой наследственностью и болезнями. Опыт усыновления детей показывает, что как только малыши из дома ребенка попадают в семью, у них достаточно быстро происходит компенсация отставания в психическом развитии. В многочисленных исследованиях доказано, что основная причина задержек в развитии воспи­танников домов ребенка кроется в неадекватно построенном общении персонала с детьми. Особенно ярко отставание про-

78 II- Особенности развития ребенка раннего возраста

5. Развитие речи 79

является в развитии тех видов деятельности и таких качеств личности, которые требуют для своего формирования инди­видуального, личностного подхода к ребенку. Известно, что дети из домов ребенка опережают своих сверстников по уров­ню овладения бытовыми навыками: они лучше пользуются ложкой, быстрее одеваются, приучаются к туалету и пр. Подобные действия нетрудно сформировать путем «натаски­вания» ребенка. Что же касается таких фундаментальных для детского развития видов активности, как общение со взрослым, познавательная деятельность, творческая игра, то по уровню их развития воспитанники домов ребенка значи­тельно отстают от своих сверстников из семьи.

Особенно заметно отставание в личностном развитии детей в домах ребенка. Малыш, растущий в благоприятных услови­ях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжела­телен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет вни­мания взрослых, охотно откликается на их инициативу, на­стойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка, как прави­ло, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружаю­щим, у него не сформированы привязанности ни к взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельно­сти и на развитии речи, приводя к их задержкам.

Читайте так же:  Составляющие делового общения

В то же время практика коррекционной работы с такими детьми показывает, что отклонения в их психическом и лич­ностном развитии, возникшие на ранних ступенях онтогене­за, не являются фатальными и преодолеваются при условии организации такой педагогической работы, в центре которой стоит формирование адекватного возрасту ребенка общения со взрослым и расширение его опыта взаимодействия с окру­жающим предметным и социальным миром.

Итоги

В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловое общение. Для него характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Веду­щими являются «деловые» мотивы. Взрослый выступает для

ребенка как партнер по игре, образец для подражания, экс­перт по оценке умений и знаний. Основными коммуникатив­ными средствами здесь являются предметно-практические действия и речь.

Наряду с ситуативно-деловым общением сохраняет важ­ное значение и продолжает развиваться сложившееся ранее ситуативно-личностное общение. На основе их к концу ран­него возраста начинает складываться внеситуативно-позна­вательная форма общения.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «общение».

2. Чем общение отличается от воздействия и взаимодей­ствия?

3. Охарактеризуйте основные параметры общения в ран­нем возрасте.

4. Дайте определение понятия «сотрудничество».

5. Каково значение ситуативно-делового общения для психического развития ребенка?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

дним из важнейших событий в психическом развитии ре­бенка раннего возраста является появление активной речи. Возникает она не сразу, истоки ее закладываются в мла­денчестве. В своем развитии речь проходит несколько этапов.

Первый этапподготовительный или довербальный. В рамках его на первом году жизни ребенка складывается устойчивое избирательное отношение к речевым звукам, ис­ходящим от взрослого, предпочтительное выделение их из других звуковых воздействий. Одновременно происходит формирование избирательной чувствительности к характе­ристикам речевых звуков — фонематический слух. Развитие фонематического слуха и интереса к речи взрослых являют­ся основными предпосылками возникновения у ребенка в конце первого года жизни пассивной речи или понимания ре­чи окружающих.

Второй этаппереходный, или этап возникновенияречи. В рамках его происходит интенсивное развитие понимания де-

80 II- Особенности развития ребенка раннего возраста

5. Развитие речи

тьми речи окружающих и овладение активной речью — приоб­ретение ребенком способности самому использовать речь в об­щении с другими людьми и прежде всего со взрослыми. Это происходит на втором и третьем году жизни. Возникнове­ние речи связано с интенсивным формированием фонематичес­кого слуха, овладением речевыми образцами (словами) и стремлением использовать их в общении с окружающими. Уже на втором году жизни дети проявляют более высокую чут­кость к фонемам родного языка по сравнению с иностранными. Третий этапэтап речевого общения. Уже в рамках пе­реходного периода развития речи начинается овладение де­тьми строем родного языка: его лексикой, грамматическими формами и т.п. Их совершенствование составляет основное содержание третьего этапа развития речи.

Значение лепета для появления первых слов ребенка. Как правило, появлению активных слов ребенка предшествует лепет — систематическое повторение согласных и гласных звуков типа «бабабаба», «мамама», «татата» и пр. Лепет от­личается двумя особенностями: непроизвольностью произне­сения слогов и отсутствием в них какого-либо содержания. Лишь с помощью взрослого происходит переход от бессмыс­ленных звуковых сочетаний к словам, имеющим значение. Как это происходит? Приведем пример.

Ребенок лепечет «бабабаба». Мама улыбается ему, ки­вает головой, подносит к бабушке, повторяя за ним «ба-ба», показывает на нее. Так взрослый старается преоб­разовать лепет в слово. Аналогично происходит действие и с другими звукосочетаниями, которые взрослый «пере­адресовывает» тем или иным предметам, людям, живот­ным. Этот процесс достаточно сложен. Ведь произнося нескончаемое «бабабаба» ребенок действует со звуками не­произвольно, они как бы льются сами собой. Но чтобы спе­циально произнести слово «баба», необходим определен­ный уровень произвольности. Таким образом, лепет не переходит прямо и непосредственно в речь. Значение его состоит в том, что он является своеобразной артикуля­ционной и интонационной тренировкой, подготавливаю­щей появление активной речи.

[1]

Сроки появления ее, темп и характер развития во многом индивидуальны. Вместе с тем существуют общие закономер­ности речевого развития на протяжении раннего возраста.

Характеристика ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми

Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает скла­дываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит на смену ситуативно-личностному общению и составляет ос­новное содержание коммуникативной деятельности на про­тяжении всего раннего возраста.

Чтобы лучше понять специфику второй в онтогенезе фор­мы, перечислим главные особенности ситуативно-личностно­го общения ребенка со взрослыми.

Ситуативно-личностное общение — ведущая деятельность в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуни­кативной потребности в этом возрасте является удовлетворе­ние потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внима­ния и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Средства­ми общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация). В процессе ситуативно-личностного общения начинает фор­мироваться привязанность ребенка к близким, закладывают­ся основы личности и самосознания. Под влиянием общения развивается познавательная активность младенца по отно-

шению к предметному миру. Появление целенаправленных движений к предметам и действий с игрушками знаменует его переход к новой ведущей деятельности — предметно-ма-нипулятивной. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому, что приводит к появлению новой формы общения — ситуа­тивно-деловой .

Место ситуативно-делового общения в системе общей жизнедеятельности ребенка. В раннем возрасте общение ут­рачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция — оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и об­служивая ее. Главными поводами для контактов со взрослы­ми становятся действия с предметами.

Содержание потребности в общении. На протяжении ран­него возраста основным содержанием коммуникативной потребности является потребность в сотрудничестве со взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два компонента: деловое общение, объектом которого для ребен­ка является взрослый, и собственно предметное взаимодейст­вие, в котором внимание ребенка направлено на предмет.

В этом возрасте ему нужно от взрослого прежде всего со­участие и помощь в делах. Потребность в доброжелатель-нот внимании, сформированная на предыдущей возрастной ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характе­ру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремле­нии ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощу­щения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.

[3]

Это означает, что при организации предметного взаимо­действия с детьми воспитателю необходимо не только давать ребенку образцы правильных действий, но и выражать ему личностную адресованность, оказывать эмоциональную под­держку.

Мотивами, побуждающими ребенка к общению, являют­ся те качества взрослого, ради которых он вступает во взаи­модействие с ним. Главным поводом для таких контактов являются действия с предметами, поэтому,на центральное

74 И. Особенности развития ребенка раннего возраста

Читайте так же:  Принципы этикета деловых отношений

4. Развитие общения ребенка со взрослыми

место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мо­тив. Ребенок проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действи­ям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего возраста взрослый нужен ребенку как:

• партнер по игре;

• образец для подражания;

• эксперт по оценке умений и знаний.

В совместной деятельности со взрослым указанные каче­ства проявляются в их совокупности.

Иллюстрацией сказанного может служить ситуация, опи­санная Д.Б. Элькониным в статье о развитии предметных действий.

«Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сна­чала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его за­водить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это само­стоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращал­ся ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие про­изводилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомо­биль со вставленным ключом, просил завести его. Лишь через 2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках оценки правильности производимого действия» 1 .

Средства общения представляют собой операции, с помо­щью которых каждый участник взаимодействия строит сов­местные действия. Можно выделить три основные категории средств общения ребенка с окружающими: экспрессивно-ми­мические, предметно-действенные и речевые.

Экспрессивно-мимические средства передают отноше­ние ребенка к ситуации общения: взгляды, улыбки, мимика,

Элъконин Д.Б. Психология игры. М., 1989. С. 137.

жесты, экспрессивные вокализации. Они появляются уже в первые месяцы жизни малыша и продолжают использовать­ся на протяжении всей жизни человека. Они выражают вни­мание, интерес к другому человеку, расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

По мере развития ребенок осваивает новый класс комму­никативных средств: предметно-действенные, которые возникают в его совместной деятельности со взрослым. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда малыш еще не умеет говорить.

Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание их взрослому, вкладывание в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому: приносит ему свои игрушки, складывает их рядом или кла­дет на колени.

К предметно-действенным средствам относятся также ло-комоции и позы детей, с помощью которых малыш выражает готовность к взаимодействию, показывает, к какому его виду он приглашает взрослого. Например, тянется к взрослому, чтобы тот взял его на руки, воспроизводит какое-то движе­ние, чтобы напомнить взрослому о той игре, элементом кото­рой является это движение (это может быть игра-забава, танец, гимнастическое движение); демонстрирует какое-то действие с предметом, или «рисунок» действия, используя его как инициативный акт в общении (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).

Подобные действия не просто выражают готовность к об­щению, а говорят о том, какого рода общение для него предпочтительнее. Это действия уже достаточно высокого класса, так как они строятся на произвольной основе, изо­бражают элементы той деятельности, в которую ребенок стремится вступить. Это своеобразные пиктограммы актов общения.

И, наконец, появляются речевые средства общения: сна­чала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, затем практически полноценной активной речи, использова­ние которой расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка.

76 И. Особенности развития ребенка раннего возраста

4. Развитие общения ребенка со взрослыми jj

Этапы делового общения

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить следующие этапы:

  • 1) установление контакта;
  • 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
  • 3) обсуждение вопроса, проблемы;
  • 4) принятие решения;
  • 5) выход из контакта.
Видео (кликните для воспроизведения).

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией во многом определяется эффективность делового общения.

Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимально широкое поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного Я. Контактная фаза должна послужить размытию границы этой зоны.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции партнера по общению. Отношения принятия – непринятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли партнеры друг другу. Если они не нравятся друг другу, следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, неприветливое выражение лица и т.д.) или прекращение установившегося контакта.

При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать доброжелательную атмосферу. Далее следует словесное обращение, приветствие, после которого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение.

Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают собеседнику ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда к собеседнику обращаются, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.); обращаться к собеседнику со слов «Я», «Мне», «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Лучше начать разговор словами «Вы», «Ты» («Вам не кажется. «, «Ты не мог бы. » и т.п.). Необходимо еще на фазе контакта определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от него и от своих целей либо самому подстроиться под состояние партнера, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру изменить его.

Читайте так же:  Эпизоды депрессии

Этан ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и краткий или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

  • • вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;
  • • выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
  • • начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может не быть особого желания, создать непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство. В таких ситуациях могут быть уместны хорошие шутки, но, к сожалению, они не всегда приходят на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его.

Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием – присвоить собеседнику желательное качество: «Зная ваш уровень компетентности. «, «Вы такой настойчивый. » Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных для него событиях, сообщение интересной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: «Помогите, пожалуйста», «Вот кстати», «Как хорошо, что вы рядом» и затем горячо поблагодарить за это. Для включения партнера в активное совместное обсуждение хорошо действует прием «поделись трудностями».

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Для этого полезно попытаться «перевоплотиться» в партнера, стать его «зеркалом», войти в его образ:

  • • повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, топ (но не передразнивая);
  • • поставить его в роль эксперта: «Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы» и т.д.

Для обеспечения успешного делового взаимодействия также необходимо правильное распределение ролей по принципу доминирование – подчинение. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: «пристройка сверху», «пристройка снизу» и «пристройка на равных». Практически это градации использования так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности – подчиненности устанавливается с помощью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, жесткий немигающий взгляд (или полное отсутствие контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличительными признаками классической техники доминирования – «пристройки сверху«. Противоположные признаки – приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру говорят о том, что осуществляется «пристройка снизу». Партнерское взаимодействие – «пристройка на равных» – подразумевает синхронизацию темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами.

В том случае, если негласная договоренность о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Так, если, например, собеседник избрал роль «мудрого наставника», то нужно, соответственно, либо принять роль «почтительного ученика», либо тактично добиваться желательного распределения ролей – двух экспертов.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнером, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций.

При наличии разногласий обязательное правило успешного обсуждения заключается в том, что контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. Должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его личностью, его личными качествами.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить партнера очень сложно, поскольку у него срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, надо сначала его понять, чтобы выяснить причины несогласия, – привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Даже если общее решение принять не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обоснованность, что позволит вести дальнейшее обсуждение. Наиболее полно особенности методов обсуждения и аргументации рассмотрены в упоминавшейся ранее книге П. Мицича «Как проводить деловые беседы».

В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника и группу людей. Но роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие деловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта – приветливость.

Ситуативно–деловая форма общения

Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.

Начать с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности – на это место выдвигается теперь предметно–манипулятивная деятельность детей. Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны – как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.

Мы сажали годовалого малыша за столик и разыгрывали перед ним крошечное и совсем непритязательное представление: игрушечная собачка скачет по дорожке (дощечке), находит тарелку с «косточкой» (кусочком поролона), грызет ее, а потом, довольная и сытая, укладывается спать. Ребенок наблюдал за представлением, затаив дыхание. Когда оно кончалось, он стряхивал с себя оцепенение, с улыбкой взглядывал на взрослого и нетерпеливо тянулся за игрушками. Как правило, ему не удавалось повторить с ними так понравившиеся ему действия, и он, немного повозившись, начинал настойчиво совать собачку в руки экспериментатора, умоляя повторить спектакль. А тем временем вокруг столика собирались другие воспитанники группы (дело было в яслях) и с увлечением следили за всем происходящим.

Читайте так же:  Этикет делового приема

Когда контакты со взрослым включались в дело и одобрение старших означало похвалу за какое–то достижение малыша (залез на диван, взобрался по ступенькам, сделал «куличик»), обнаруживалось, что описанные изменения не означают, будто дети теперь меньше ценят взрослых или не так дорожат их вниманием: нет, значение взрослых в их жизни полностью сохраняется, даже увеличивается, но качественно изменяется по своему характеру. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

В наших опытах (М. И. Лисина // Развитие общения…, 1974) мы сравнивали поведение 10–15–месячных детей в условиях различного взаимодействия со взрослым. В I серии опытов взрослый организовывал так называемый обращенный показ. Он развертывал перед ребенком представление с участием игрушек вроде той «пьесы» с собачкой, о которой рассказано выше. В ходе обращенного показа экспериментатор постоянно адресовался к ребенку по имени, часто взглядывал на него, ответно ему улыбался. Когда ребенок сам действовал с игрушкой, взрослый мимикой и словами поощрял каждую попытку малыша повторить показанные манипуляции. Во II серии – с так называемым необращенным показом – все оставалось по–прежнему, за исключением единственной детали: взрослый не обращался больше лично к ребенку. В III серии ребенку просто давали игрушку, ничего не показывали ему и предоставляли полную возможность заниматься с ней по своему усмотрению (серия без показа).

Сравнение поведения детей в трех сериях опытов показало, что меньше всего и беднее всего они манипулировали в серии без показа, там они быстро теряли всякий интерес к предметам. Показ взрослого стимулировал ребенка, вызывал у него прилив энергии. В опытах с необращенным показом активность ребенка имела характер беспорядочного возбуждения: дети многократно повторяли одно и то же примитивное действие (размахивали, стучали игрушкой о стену, стол, возили ею по столу), шумели, кричали. В экспериментах с обращенным показом повышенная активность детей была направлена на попытки повторить действия взрослого, а манипуляции здесь оказались и намного богаче, и качественно более высокими.

Установленные факты говорят о высокой чувствительности детей к личностному общению, но при условии включения их в совместные со взрослым деловые контакты.

Итак, при ситуативно–деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.

В главе 2 мы уже говорили о коммуникативных операциях предметно–действенной категории. Поэтому здесь ограничимся тем, что подчеркнем их ведущее положение в ситуативно–деловом общении. Как раз вследствие роли этих средств общения на втором уровне развития коммуникативной деятельности мы и называли некоторое время вторую форму общения «предметно–действенной». Однако позднее было решено в основу наименования форм общения класть не средства, а мотивы как более существенный аспект деятельности, а также упоминать степень ситуативности контактов. При второй форме контакты детей со взрослыми приурочены к данному месту и времени, они в высшей степени ситуативны. И это несмотря на то, что в середине 2–го года жизни многие дети начинают говорить. Они ухитряются даже речь подчинить ситуации и во многих случаях строят высказывания так, что понять их можно, только учитывая сиюминутные обстоятельства.

Ситуативно-деловое общение

Непосредственно-эмоциональное общение (Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина) постепенно переходит в русло «делового сотрудничества», связанного с решением простейших задач — вместе поиграть с погремушкой,

подтолкнуть партнеру мячик и др. (рис. 5.5).

Младенец начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, он ждет именно положительной оценки, но она должна быть дана за конкретное совершенное им дело.

После полугода ребенок готов перейти к новой для себя ситуативно-деловой форме общения со взрослым, в связи с чем у него начинает проявляться потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становитсяинтересен не сам по себе, а потому, что у него есть разные предметы и онумеет что-то с ними делать.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, которое перерастает затем в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действия, направляя его движения. Он учит малыша правилам поведения и обращения с вещами, каждый раз озвучивая его действия.

До 3 лет для ситуативно-деловой формы общенияхарактерны потребности в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.

В такой форме общения:

1) ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, расческой и др.), играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.;

2) ребенок проявляет активность и самостоятельность, становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

3) ребенок начинает произносить первые слова, и чтобы получить желанный предмет, ему нужно назвать его, то есть произнести слово. Сам ребенок без побуждения со стороны взрослого говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать тот или иной предмет, а малыш произносит вслед за ним новое слово.

Ребенок рано реагирует на речь взрослого:он затихает, прислушивается, когда с ним разговаривают (табл. 1).

Таблица 1

Развитие речи в младенческом возрасте

[2]

Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова, что обычно происходит к концу их первого года жизни. К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Только тогда можно сказать, что основа языка заложена и начинается его усвоение. Часто мимика и жестикуляция (мимический язык) заменяют ребенку еще отсутствующую звуковую речь. Использование мимики человеком, разговаривающим с ребенком, способствует пониманию малышом многих непонятных ему слов. Кроме того, при общении ребенка со

взрослым большую роль играют жесты (табл. 2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Хотя жесты нередко и являются очень выразительными и достаточными для понимания, но ребенку, для того чтобы быть правильно понятым, все же лучше использовать речевые средства. Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания словами, для того чтобы у малыша правильно сформировалась собственная активная речь.

Ситуативно-деловая форма общения

Ситуативно-личностная форма общения

Эта форма общения возникает в онтогенезе первой – примерно в 2 месяца – и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до конца первого полугодия жизни.

Итак, самая существенная черта ситуативно–личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Для младенца особенно важно внимание взрослого. И это понятно, так как присутствие близкого человека возле ребенка и его сосредоточенность на малыше, по существу, гарантируют последнему безопасность и тот поток ласковых, любовных воздействий, который дети уже успели выделить из всех других проявлений взрослого и оценить как необычайно важные действия.

Дети адаптируются к миру через посредство взрослых. Готовность ребенка радоваться любому взрослому и всякому знаку внимания с его стороны обеспечивает ему установление контактов с любым человеком, который будет за ним ухаживать. Подтверждением чего является появление «комплекса оживления». Этот комплекс первоначально формируется для целей общения и лишь позднее становится также и привычным способом выражения детьми радости от любых впечатлений.

Ведущим мотивом общения в этот период жизни детей является личностный мотив, а средствами общенияэкспрессивно-мимические. Их своеобразие состоит в том, что они одновременно служат и проявлением эмоциональных состояний ребенка, и активными жестами, адресованными окружающим людям.

Вывод о главенствующей роли общения со взрослым в первом полугодии жизни важен также и для правильной организации раннего воспитания детей в семье и в детских учреждениях, так как он заставляет взрослых сосредоточить основное внимание и усилия на развитии общения с младенцем и понять, что такой путь наиболее эффективен в обеспечении развития детей и по всем прочим линиям.

Ситуативно-деловая форма общения

Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет. Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. В этом возрасте складывается новая форма общения ребенка с взрослым — ситуативно-деловая и связанная с ней потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения — дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них никакого внимания и начнут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и покажет, как можно с ней играть: двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу и пр. — все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они — в руках взрослого.

Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Значение такого общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.

Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.

Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.

В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово. Причем эту задачу — сказать то или иное слово — опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции — речь.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. C)& сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных или национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
  2. Cдельная форма оплаты труда
  3. D)& сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных или национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
  4. If условие then серия; — это сокращенная форма команды если
  5. II форма — эндокринные формы ожирения
  6. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  7. III. Некоторые правила профессионального общения
  8. III. Трансформационный метод.
  9. III. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  10. L естественная монополия предоставляет правдивую информацию об издержках

Источники


  1. Бабич, Виолета Книга для девушки и ее друга / Виолета Бабич. — М.: АСТ, Аванта+, 2013. — 495 c.

  2. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.

  3. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.
  4. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.
Процессе ситуативно делового общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here