Психологическая совместимость людей в группе

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Психологическая совместимость людей в группе" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Психологическая совместимость людей в группе

25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.).

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Конфликты и межличностные отношения . Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами – заносчивых, капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников, сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

Исследования психологической совместимости

Многие психологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность взаимоотношениями. Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергетических затрат индивида, участника общения (физиологический признак). При этом эмоциональный фон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимально эмоционально-энергетическими затратами общающихся партнеров. В условиях неформализованных отношений (интимно-эмоциональных) оптимальным взаимодействием будет такое, которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов.

Вопрос, что же важнее в гармоничной супружеской жизни – сходство или взаимодополнение характеров часто возникает в психологической литературе.

Все исследования по этой проблеме можно разделить на три группы: структурный подход, функциональный подход и адаптивный подход.

1. Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости – соотношения различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признаками целостности, уравновешенности, завершенности.

Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы (в данном случае такой группой является семья), должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.

Наиболее известным исследованием, проведенным в русле данного подхода, является исследование психологической совместимости А. Аугустинавичюте. Было изучено 50 супружеских пар, 19 из которых совершенно бесконфликтные, отлично кооперирующиеся, в них ни разу не поднимался вопрос о разводе. Эти благополучные браки показали выраженную закономерность в подборе партнеров. 17 пар образовано из психологически дополняющих друг друга партнеров (в исследованиях использовалась методика К. Юнга). В каждой из них, применяя терминологию К. Юнга, если один из супругов относился к мыслительному типу, то другой к эмоциональному, если один представлял «сенсорный» тип, то другой – «интуитивный». Кроме того, один из партнеров всегда был экстравертом, второй же, как правило, интровертом.

Можно отметить в данном случае проявление принципа комплементарности, то есть счастливые семьи были образованы супругами с взаимодополняемыми признаками по типологии К. Юнга (Аугустинавичюте А., 1981).

В исследовании Т. В. Андреевой и А. В. Толстовой изучалось влияние особенностей темперамента и других факторов на совместимость супругов. В данном исследовании, прежде всего, выяснилось, что в стабильном браке с достаточно большим стажем живут супруги с самым разным сочетанием темпераментов. Наиболее высокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдается в тех парах, в которых супруги обладают противоположным темпераментом (сангвиник-меланхолик, флегматик-холерик). Обнаружено, что партнеры с противоположными темпераментами статистически значимо чаще вступают в брак по взаимной любви в сочетании с таким мотивом, как общие интересы, взгляды.

Исследование различных аспектов переживания времени
В настоящее время в психологии интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь. Жизненный путь как психологиче .

Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализа .

Вывод
Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые наме .

Психологическая совместимость

Определение понятия психологической совместимости

Под психологической совместимостью членов малой группы понимают их способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников.

Значение психологической совместимости в малой группе

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат коллектива. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу.

Читайте так же:  Рабочая программа культура делового общения

Результатом психологической совместимости сотрудников в малой группе является сработанность. Сработанность обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Вынужденное общение с неприятным субъектом, напротив, может стать источником отрицательных эмоций.

Факторы психологической совместимости

Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку».

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.

Уровни психологической совместимости

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

  • Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
  • Психологический уровень совместимости предполагает совместимость характеров, мотивов, поведения.
  • Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Психологическая совместимость и социально-психологические трудности взаимодействия между людьми.

Психологическая совместимость возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характерами. Психологическая совместимость отличается от личностной совместимости, связанной с совместимостью мотивов и направленностью личности, совместимостью жизненных путей. Более психологически совместимые пары, схожие по характеру и стилю жизни. Невзрачные выбирают некрасивых, скромные находят счастье со стеснительными, а популярным людям комфортно с популярными.

Можно ли измерить психологическую совместимость тестами?Известны опросник межличностной совместимости Т.Лири, трёхфакторная гипотеза психологической совместимости У.Шутца (а также созданный на её основе опросник FIRO-B), гипотеза Г. Ю. Айзенка о совместимости темпераментов, гипотеза Акоффа и Эмери о совместимости установок, методика ДМО (диагностика межличностных отношений) Л. Н. Собчик и др. Попыткой создать такую теорию можно было бы назвать соционику, а конкретно — теорию интертипных отношений.

Среди ключевых проблем, связанных с созданием теории психологической совместимости, можно отметить следующие: 1)отсутствие общепризнанных критериев объективного измерения совместимости; 2) нередкая подмена понятия «совместимости» понятием «сходства», что не есть одно и то же; 3) неопределённость статуса (то ли социальная психология, то ли психология личности); 4) остаётся также открытым вопрос, существуют ли «более совместимые» или «менее совместимые» психологические типы или черты характера.

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии.

[2]

Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс сенситивных черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости. Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью — личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте. К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, невротизация.

[1]

27. Психология общения: основные направления исследований.

1.Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

2.Проксемика — область социальной психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологическая совместимость и срабатываемость.

Психологическая совместимость – это осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Это ложный феномен, проявляющий себя на нескольких уровнях:

5.1 Биологический уровень – совместимость крови.

5.2 ПС по типу темперамента. Она подчиняется принципу комплиментарности – чем ближе отношения между людьми, тем более противоположенные темпераменты являются совместимыми.

5.3 ПС по чертам характера и по духовному, культурному различию. Тут действует принцип сходства.

5.4 Социально-психологическая совместимость – совместимость по жизненным целям и ценностям, по идеалам, по убеждениям. Действует принцип сходства.

Психологическая совместимость между людьми субъективно ощущается как:

1) Наличие легкого взаимопонимания, сопереживания.

2) Общность интересов и потребностей (когнитивный аспект)

3) Взаимная привлекательность (эмоциональный аспект)

4) Взаимная удовлетворенность общением

5) Бесконфликтность в общении, отсутствие ярко выраженного эгоцентризма

6) Проявление телепатической связи (lolwut?)

Психологическая несовместимость между людьми субъективно ощущается как:

1) Чувство дискомфорта, близкое к стрессу (напряженность, скованность, зажатость)

2) Антипатия – неприязнь

3) Отвержение – активное нежелание общаться, работать вместе, находиться в одном месте.

Причины психологической несовместимости:

1) Несовпадение норм, жизненных ценностей, установок

2) Различия в социальном статусе, материальном положении, интеллектуальном уровне.

3) Эгоцентризм – неспособность к сочувствию и сопереживанию

4) Неумение ставить себя на место другого человека, войти в его жизненную ситуацию.

Экспериментально установлено, что наиболее совместимы:
1) Люди, испытывающие высокую потребность в общении;
2) Эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными;
3) Субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой;
4) Лица с разным практическим интеллектом.

Профессиональные отношения между людьми строятся на основе профессиональной этики общения. Независимо от того, с кем человек совместим, а с кем нет, он должен исходить из норм профессиональной этики при общении с людьми.

Срабатываемость участников группы – это легкость достижения совместных результатов в какой-либо деятельности. С для новых участников возникает не сразу, необходимо время. На срабатываемость влияет так же мотивация на достижение группового успеха. С можно рассматривать на 2х уровнях:

Читайте так же:  Экзогенная депрессия

1) Психофизиологический – С образуется благодаря синхронности и слаженности выполнения деятельности.

2) Социально-психологический – С вырабатывается благодаря оптимальному распределению обязанностей с учетом индивидуальных особенностей.

Совместимость и срабатываемость – разные феномены.

Отсутствие лидера в группе или наличие в ней двух и более лидеров считается неблагоприятным фактором для срабатываемости партнеров.

Психологическая совместимость в группе

Выделяют несколько уровней психологической совместимости, обусловленных как свойствами личности, так и содержанием и уровнем трудности решаемых профессиональных задач. Рассмотрим три уровня:

I уровень — психофизиологическая совместимость, которая выражается в сходстве природных свойств людей: тип нервной системы (темперамент), физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и д. р. В ряде видов профессиональной деятельности требуются именно такие качества. Если, например, бригада рабочих выполняет срочный строительный заказ, требующий быстроты и выносливости от каждого участника, то отставание одного из них снижает заработок всех и вызывает конфликт (в таком случае отстающий должен уйти). По точной работе на конвейере, в спортивных играх, в переработке информации с пультов управления необходима определенная скорость и согласованность действий людей, делающая их совместный труд эффективным.

II уровень — психологический, который проявляется в совпадении свойств, являющихся результатом обучения и воспитания. К этому уровню относится совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей и др. Например, работа космонавтов, руководителей различных уровней, группы оперативных работников правоохранительных органов и т. п. требуют не столько физической выносливости, сколько высокого уровня сформированности познавательных процессов: памяти и внимания, мышления, профессионального опыта, признания общих моральных норм и т. п.

III уровень — социально-психологический, который выражается в сходстве личностных свойств, необходимых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззрения: коммуникативность, принципиальность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации. Указанные свойства необходимы для принятия решений в верхних эшелонах руководства в социальных системах управления, социально-политических организациях и в какой-то мере в рядовых рабочих группах, где люди проявляют интерес к социальным проблемам и общению.

При совпадении людей по всем уровням можно говорить о полной их психологической совместимости. При полном же их несовпадении возникает психологический барьер, когда люди не желают общаться, не воспринимают друг друга, не желают сотрудничать ни в какой области. Однако как при полной совместимости, так и при полной несовместимости барьер возникает сравнительно редко. Чаще можно наблюдать преимущественную совместимость по ряду психологических свойств индивидов, оценивая ее уровень с точки зрения требований определенной деятельности. Так, чем глубже несовместимость сотрудников, тем выше вероятность возникновения конфликтов и как следствие — распад рабочих групп.

Барьеры общения.

Как часто бывает: два близких человека разговаривают друг с другом, что-то горячо обсуждают, делятся своими мнениями, и вдруг кто-то из них восклицает: «Да ты меня совсем не понимаешь!» Или мать обращается к ребенку с просьбой, а он ее словно не слышит. Или в ответ на вполне безобидные слова подросток вдруг разражается слезами. Почему нам порою бывает так трудно понимать друг друга?

Прежде всего это происходит тогда, когда каждый из говорящих на самом деле слушает только себя. Вспомните, как трудно порой бывает «отключиться» от самого себя, от своих дел и забот, от мыслей, которые крутятся в голове, от слов, которые собираешься сказать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чаще всего мы просто не умеем слушать другого человека, воспринимать его самого по себе, отдельно от нашего отношения к нему, от наших собственных интересов, с ним связанных. С детьми мы и вовсе чаще всего разговариваем таким образом: «Ты вынес ведро?», «Сходи погулять с собакой», «Давай делать уроки». Казалось бы, вполне безобидные и каждый день повторяемые родителями фразы. Но если кроме этих фраз ребенок ничего не слышит, то придется признаться, что вы обращаетесь с ним просто как с предметом домашнего обихода. Не лучше обстоит дело и со взрослыми. Просто то, чего мы ждем от каждого из них, не всегда проговаривается вслух. Например, приглашая делового партнера пообедать вместе, никто, разумеется, не говорит: «Я угощаю вас, потому что вы сделаете для меня то-то и то-то». Но по сути это то же самое «пойди и принеси», то есть некое указание, выраженное в более благовидной форме. Указание — это один из барьеров общения между людьми. Разумеется, без них не обойтись в отношениях между начальниками и подчиненными, но в дружеской беседе такого рода формулировок лучше избегать.

Очень серьезным препятствием для общения бывает оценка другого человека, причем как отрицательная, так и положительная. Понятно, что не испытываешь теплых чувств к тем, кто говорит вам при встрече: «Ты выглядишь сегодня ужасно», но что плохого, если хвалят ваше платье, прическу, наконец, умение работать? В этом случае препятствие для доверительных отношений возникает (иногда совершенно бессознательно) потому, что другой человек своей оценкой невольно ставит себя в положение учителя, а вас — в положение ученика. Общение же подразумевает равные отношения. Поэтому не совсем корректно говорить подруге: «Тебе идет это платье», гораздо лучше высказаться таким образом: «Ты мне нравишься в этом платье».

Казалось бы, ясно, что критика, не только в форме сарказма, но даже мягкой иронии, является препятствием для общения между людьми. Кто в ответ на критическое замечание исправляется, делает выводы, корректирует свое поведение? Разве только очень незаурядный человек, да и то обычно спустя некоторое время, взвесив все аргументы, подумав над сказанным в спокойной обстановке. Но большинство людей реагируют на критику очень болезненно, доверия и теплых чувств к тому, кто их критикует, не испытывают. И тем не менее в наших разговорах постоянно мелькают выражения типа: «На тебя вообще нельзя положиться», «Ты никогда этого не делаешь», «Ты такой умный, куда всем до тебя». Ничего, кроме обиды, такие слова вызвать не могут, собеседник замыкается, общение

Читайте так же:  Форма делового общения сверху вниз предполагает общение

Еще одним барьером для общения, как ни странно, служат советы. А ведь мы раздаем их направо и налево, да еще считаем, что делаем доброе дело! Добрым делом совет можно считать только в одном случае: если его кто-то у вас просит. Да и в этом случае человек чаще всего обращается к нам не за советом, то есть не за прямым указанием, как ему поступать, а просто за поддержкой. Кроме того, ему важно, чтобы его выслушали. А что же делать, когда вы знаете, что человек нуждается в сочувствии и очень хочется ему помочь? Лучше просто сказать ему: «Я вижу, ты чем-то расстроен». Если у него действительно есть необходимость в вашей помощи, он сам с удовольствием поделится своими проблемами, и тут уже самое главное — внимательно слушать его, а не искать удобного момента, чтобы показать, как хорошо вы умеете давать советы. Скорее всего, проговорившись как следует, он сам найдет ответ на мучившие его вопросы.

Очень часто, слушая рассказ нашего собеседника, мы интересуемся тем, что он говорит, всего несколько минут, а затем начинаем искать аналогичные ситуации в нашей собственной жизни — и, конечно, тут же находим! И тогда в ответ на его слова: «Мой сын совсем отбился от рук» восклицаем: «Да, а вот мои девочки. » — и переключаемся на свои собственные проблемы. И общения не получается — каждый говорит о своем. Переключение темы на себя — серьезное препятствие для общения.

Впрочем, когда мы все же выслушиваем другого человека, но делаем это как бы нехотя, по обязанности, «для галочки», ситуация не лучше. Формальное сочувствие может стать не менее серьезным барьером для общения, чем полное равнодушие. Как бы умело вы ни притворялись, собеседник почувствует фальшь в вашем поведении. Поэтому, если вы на самом деле не можете проникнуться настоящим сочувствием к другому человеку, не стоит делать вид, что вы его жалеете, тем более ставить это себе в заслугу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ В ГРУППЕ

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы. Что же такое психологическая совместимость?

Самым кратким образом это понятие можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких‑либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Известно, что любая реальная группа есть не просто сумма входящих в ее состав индивидов. Поэтому оценку деятельности группы необходимо давать с учетом выдвинутого Ф. Д. Горбовым и М. Д. Новиковым принципа интегративности, т. е. взгляда на группу как на единый, неразрывно связанный организм.

Исследователи, изучающие проблемы психологической совместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль психологически совместимых групп важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н. Н. Обозова отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально‑энергетические затраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально‑психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид совместной деятельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиночку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены и зачеты, руководит научной работой аспирантов и студентов и т. д. В данном случае, для того чтобы деятельность кафедры в целом была успешной, имеет значение только социально‑психологический аспект совместимости. Если же мы обратимся к конвейерному производству, то увидим, что здесь эффективный труд невозможен без наличия психофизиологической совместимости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. Если члены конвейерной бригады совместимы к тому же и в социально‑психологическом плане, это еще более способствует ее успешной работе.

В современных условиях (в сферах труда, спорта) существует ряд видов деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально‑психологической совместимости. Возьмем, например, групповую работу операторов в автоматизированных системах управления. С целью оптимального комплектования подобных групп может применяться так называемая гомеостатическая методика, предложенная Ф. Д. Горбовым и его сотрудниками. Их исследования показали, что учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности испытуемых в экспериментальных группах.

В качестве примера использования этой методики сошлемся на работу, проведенную в 60‑е годы в лаборатории социальной психологии Санкт‑Петербургского государственного университета Н. В. Голубевой и М. И. Иванюком. Установка «гомеостат» представляет собой устройство, с помощью которого можно моделировать групповую взаимозависимую деятельность людей в процессе решения задачи. Данное устройство включает в себя три или четыре одинаковых прибора, каждый из которых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управления. Перед этими одинаковыми приборами располагаются испытуемые (соответственно три или четыре человека). Их общая задача – установить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором положении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто‑либо из членов экспериментальной группы будет манипулировать рукояткой сам по себе, игнорируя действия остальных, задачу невозможно решить.

Читайте так же:  Как бороться с депрессией и апатией

Как же вели себя испытуемые? Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Эксперименты показали также, что успешно решить задачу удавалось далеко не каждой группе. Например, когда человек, стремящийся к лидерству, не мог заставить остальных следовать его приказам, он нередко совсем отказывался участвовать в эксперименте, а если и оставался, то вел себя уже очень пассивно. Если же группа состояла в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремился действовать обособленно от других, сам по себе. Короче говоря, только определенные сочетания различных типов поведения оказывались удачными.

Какое же сочетание было оптимальным? В описанных экспериментах быстрее всего решали свою задачу те группы, члены которых были активны и обменивались информацией между собой, действуя коллегиально. Интересно, что в экспериментах на более простом гомеостатическом устройстве, где было достаточно понимания задачи лишь одним из трех членов группы, эффективную работу демонстрировало также следующее сочетание: один член группы активен, а двое других целиком подчиняются ему. Хотя эти эксперименты проводились в лаборатории, полученные данные имеют прямое отношение к условиям деятельности различных групп.

Итак, как показывают исследования, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Комплектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и оптимизации социально‑психологического климата.

Дата добавления: 2014-10-22 ; просмотров: 268 . Нарушение авторских прав

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ В ГРУППЕ

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы. Что же такое психологическая совместимость?

Самым кратким образом это понятие можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких‑либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Известно, что любая реальная группа есть не просто сумма входящих в ее состав индивидов. Поэтому оценку деятельности группы необходимо давать с учетом выдвинутого Ф. Д. Горбовым и М. Д. Новиковым принципа интегративности, т. е. взгляда на группу как на единый, неразрывно связанный организм.

Исследователи, изучающие проблемы психологической совместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль психологически совместимых групп важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н. Н. Обозова отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально‑энергетические затраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально‑психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

[3]

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид совместной деятельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиночку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены и зачеты, руководит научной работой аспирантов и студентов и т. д. В данном случае, для того чтобы деятельность кафедры в целом была успешной, имеет значение только социально‑психологический аспект совместимости. Если же мы обратимся к конвейерному производству, то увидим, что здесь эффективный труд невозможен без наличия психофизиологической совместимости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. Если члены конвейерной бригады совместимы к тому же и в социально‑психологическом плане, это еще более способствует ее успешной работе.

В современных условиях (в сферах труда, спорта) существует ряд видов деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально‑психологической совместимости. Возьмем, например, групповую работу операторов в автоматизированных системах управления. С целью оптимального комплектования подобных групп может применяться так называемая гомеостатическая методика, предложенная Ф. Д. Горбовым и его сотрудниками. Их исследования показали, что учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности испытуемых в экспериментальных группах.

В качестве примера использования этой методики сошлемся на работу, проведенную в 60‑е годы в лаборатории социальной психологии Санкт‑Петербургского государственного университета Н. В. Голубевой и М. И. Иванюком. Установка «гомеостат» представляет собой устройство, с помощью которого можно моделировать групповую взаимозависимую деятельность людей в процессе решения задачи. Данное устройство включает в себя три или четыре одинаковых прибора, каждый из которых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управления. Перед этими одинаковыми приборами располагаются испытуемые (соответственно три или четыре человека). Их общая задача – установить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором положении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто‑либо из членов экспериментальной группы будет манипулировать рукояткой сам по себе, игнорируя действия остальных, задачу невозможно решить.

Читайте так же:  Четкая депрессия альфа

Как же вели себя испытуемые? Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Эксперименты показали также, что успешно решить задачу удавалось далеко не каждой группе. Например, когда человек, стремящийся к лидерству, не мог заставить остальных следовать его приказам, он нередко совсем отказывался участвовать в эксперименте, а если и оставался, то вел себя уже очень пассивно. Если же группа состояла в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремился действовать обособленно от других, сам по себе. Короче говоря, только определенные сочетания различных типов поведения оказывались удачными.

Какое же сочетание было оптимальным? В описанных экспериментах быстрее всего решали свою задачу те группы, члены которых были активны и обменивались информацией между собой, действуя коллегиально. Интересно, что в экспериментах на более простом гомеостатическом устройстве, где было достаточно понимания задачи лишь одним из трех членов группы, эффективную работу демонстрировало также следующее сочетание: один член группы активен, а двое других целиком подчиняются ему. Хотя эти эксперименты проводились в лаборатории, полученные данные имеют прямое отношение к условиям деятельности различных групп.

Итак, как показывают исследования, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Комплектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и оптимизации социально‑психологического климата.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологическая совместимость людей в группе

52. Групповая совместимость

Групповая совместимость – это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.

Критерии оценки совместимости:

1) результаты совместной деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты участников деятельности;

3) удовлетворенность участников этой деятельностью.

В основе совместимости лежат личностные качества, составляющих группу индивидов:

1) физиологические: половозрастные и др.;

2) психофизиологические: различие темпераментов и биологических потребностей;

3) собственно психологические: личностный характер и мотивы поведения;

4) социально-психологические: ценности, интересы, ролевые ожидания.

Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. В итоге это приводит к взаимодополняемости при совместном решении задач, так что конкретная производственная группа представляет собою определенною целостность.

1) социально-психологический – общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т. д.;

2) психологический – общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д.) Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции;


3) психофизиологический – общность на уровне темпераментов.

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1) индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

В основе психологической совместимости лежат особенности темперамента членов группы. Темперамент – это присущие человеку от рождения устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

1) холерик обладает легко возбудимой нервной системой, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением;

2) сангвиник характеризуется наличием сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы;

3) флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой;

4) меланхолик обладает слабой нервной системой.

Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

Механизмов психологической совместимости:

1) подобие качеств взаимодействующих работников – необходимо при длительном сотрудничестве в стрессовом состоянии (экипажи самолетов, судов);

2) взаимодополнение качеств – необходимо при творческой работе;

3) контрастность свойств и качеств – используется при ярко выраженной устремленности к общей коллективной цели;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) гомеостазис – саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. Наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в гибкой реакции на ситуацию.

Источники


  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.

  2. Пол, Джордан Как вылечить отношения. Главная книга любовников и супругов / Джордан Пол , Маргарет Пол. — М.: Прайм-Еврознак, 2016. — 320 c.

  3. Макеев, В. А. Психология делового общения / В.А. Макеев. — М.: Либроком, 2016. — 272 c.
  4. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.
Психологическая совместимость людей в группе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here