Психологическая совместимость в отношениях

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Психологическая совместимость в отношениях" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Гарантия счастливого брака, она же психологическая совместимость супругов

Почему-то финалом фильмов про любовь и детских сказок является замужество главных героев. А ведь все самое интересное только впереди. Отношения в браке — серьезная работа двух сторон, а добиться гармонии порой бывает довольно сложно.

Важную роль играет психологическая совместимость в браке, о которой стоит задуматься еще до похода в ЗАГС. Ведь справиться с психологической несовместимостью, как утверждают психологи, невозможно, именно здесь и кроется секрет большого числа разводов.

Семейная психология: что обеспечивает гармонию в отношениях супругов?

Давайте изначально определимся с понятием психологической совместимости. Под ним подразумевают способность людей на длительные взаимоотношения, которые характеризуются отсутствием сложных конфликтов в процессе их взаимодействия.

Психологическая совместимость не имеет объективных критериев для ее измерения, но ее основой являются характер и темперамент человека.

На гармонию в семье влияют и другие факторы, к которым можно отнести:

  • общие цели и жизненные ценности;
  • социальный статус;
  • личностные предубеждения;
  • непротиворечивость взглядов на жизнь;
  • привычки;
  • общительность;
  • скорость принятия решений;
  • саморазвитие.

При совпадении большого количества факторов отношения будут складываться гармонично, однако следует учитывать вес важности совпадений. Отдельно следует отметить условия воспитания супругов. Именно от этого зависит культура человека, его отношение к жизни, к другим людям, построение отношений с противоположным полом, взаимодействие с финансами.

В родительской семье у человека формируются представления о распределении обязанностей, роли мужчины и женщины в семье. Общие интересы, вкусы, уровень культуры — это то, без чего невозможно построить гармоничные отношения. А это все зависти от воспитания человека.

Признаки психологической совместимости в браке и отношениях

Чтобы понять, насколько вы совместимы с тем или иным человеком, не нужно иметь сверхъестественных способностей. Достаточно лишь прислушаться к своим ощущениям.

К духовной группе относятся ваши цели, мнения, взгляды на жизнь, эмоциональная сфера, вопросы в воспитании детей, распределение обязанностей в семье, вероисповедание и вопросы национальности. К физиологическим признакам относятся интимная близость, привлекательность партнера, его внешний вид.

Таким образом, синтез духовных и физиологических аспектов позволит вам наслаждаться обществом друг друга. Существует мнение, что противоположности притягиваются.

Конечно, что-то новое и неизведанное всегда очень привлекательно для человека, но стержнем долгих и прочных отношений будет являться ваша схожесть в тех или иных аспектах.

Причины психологической несовместимости партнеров

Так кто же виноват в том, что отношения не складываются? Причины кроются в несовместимости характеров, поэтому вину нельзя возложить ни на одну из сторон.

Из причин несовместимости можно выделить следующие:

  • физиологические. Межу партнерами не возникает любви. Без любви невозможны длительные и крепкие отношения, невзирая на одно и то же воспитание, культуру, ценности;
  • противоположные интересы, разные увлечения. При отсутствии общих интересов людям просто не о чем поговорить, они не понимают друг друга, возникают сложности с совместным времяпрепровождением;
  • вредные привычки. Некоторые не могут спокойно относиться к вредным привычкам партнера (в том числе и бытовым), на почве этого возникают конфликты;
  • незрелость. Сюда относят социальную незрелость, возрастную, личную. Важно научиться брать на себя ответственность, принимать серьезные отношения.

[3]

Следует отметить, что причиной психологической несовместимости может стать как совпадение, так и несовпадение характеров, натур, темпераментов.

Так, ужиться двум лидерам будет довольно сложно, а союз флегматика и холерика также вряд ли можно назвать успешным. А если верить гороскопу, то знак зодиака тоже может сыграть определенную роль.

В любом случае не стоит путать психологическую несовместимость с нежеланием идти на уступки и компромиссы. В этом случае паре требуется работать над отношениями, научиться слышать друг друга.

Что делать, если взаимоотношения после женитьбы испортились?

Случается, что отношения со временем могут дать трещину. Казалось бы, еще до свадьбы у вас были и чувства, и общность интересов, а теперь бытовая жизнь, рутина внесли разлад во взаимоотношения.

Бывает, что отношения меняются при встрече семьи с определенными сложностями в жизни, с рождением ребенка. Своего рода «трения» в семье очень распространены, это является вполне нормальным, два человека должны понять свои новые роли, распределить обязанности и привыкнуть к быту.

Нужно просто искать пути выхода из конфликтной ситуации. Не забывайте все обсуждать со второй половинкой на семейном совете, не выдвигая ультиматумов и упреков. Конфликты могут возникнуть из-за непонимания друг друга.

Попытайтесь понять партнера, не стоит сразу плохо думать про партнера и бурно реагировать на неприятную ситуацию. Первым делом нужно успокоиться и найти разумное объяснение конфликта, возможно, этому послужила усталость супруга или его тяжелый рабочий день. Не стоит искать подвоха там, где его нет.

Нужно научиться выражать свои чувства, обиды без упреков к супругу и совместно находить компромиссы.

Не стоит молчать, ведь накопившиеся обиды могут вылиться в большую ссору, они не дают человеку нормально взаимодействовать с партнером.

Еще одной причиной плохих отношений в семье может стать выполнение профессиональной, дружеской функции одного из супруга. А борьба с этим ни к чему хорошему не приведет. Нужно постараться быть вовлеченным в дела своего партнера, все делать вместе.

Возьмите за основу следующие пункты для счастливого супружества:

  • меняйте себя, а не партнера;
  • идите на уступки;
  • научитесь доверять;
  • помогайте и поддерживайте вторую половинку.

Любовь испокон веков будет играть самую важную роль в жизни, именно ей и стоит руководствоваться при заключении брака. Однако стоит прислушаться и к рекомендациям психологов, которые помогут открыть глаза на многие вещи, в том числе и психологическую совместимость.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Психологическая совместимость партнеров -есть ли она на самом деле?

Такой вопрос могут задавать себе молодые люди ПЕРЕД вступлением в брак, пытаясь «соломку подстелить» , или те,кто уже в отношениях, но по необъяснимым для себя причинам чувствуют дискомфорт рядом со своей второй половиной.

Читайте так же:  Кодекс этикета деловых отношений

Единого четкого мнения о том,что такое «психологическая совместимость» не существует.Позволю себе порассуждать, исходя из восьмилетнего профессионального опыта консультирования и жизненных наблюдений.

Иногда людям вместе хорошо: находиться в одном пространстве, есть, спать, разговаривать или молчать, путешествовать или вместе работать. Другие же люди постоянно испытывают раздражение, напряжение и вместе им плохо, («он меня бесит», «она выводит меня из себя »).Тогда и говорят о «пихологической несовместимости».

В юности многие имеют представления, что есть где-то «единственная твоя половина», рядом с которой только и возможна настоящаяя любовь, и встретив ее вы окажетесь в раю. Зрелые люди все более убеждаются, что тех, с кем можно жить, быть в отношениях, создавать семью -вокруг много, хотя адаптироваться, «притираться» друг к другу придется. И с кем то это происходит легко,а с кем то можно потратить годы,сколько терпения хватит. Такие люди понимают,что «совместимость» можно просто создавать и развивать в процессе отношений.

Артем и Ольга на приеме,7 лет в браке,маленькая дочь, состояние в семье- «предразводное».

Он-общительный, любитель рыбалки ,балагур и «душа компании»,выглядит мягким и все время улыбается, хотя в глазах-грустинка. Она-напряженная, очень аккуратная, сдержанная ,губы ее поджаты и она все время объясняет,как надо жить, словно робот отчитывает какую-то программу.

Слушаю:у каждого своя вполне симпатичная версия. А вот вместе они говорить вообще не могут : разный темперамент, разные ценности, разное воспитание и, похоже, цели тоже порознь,у каждого свои. Никогда не слышала столь разных людей, сообщаю им свое удивление, что при таком отношении к друг другу они прожили семь лет,они говорят, что и сами удивляются.

Пожалуй, главный критерий психологической совместимости-это комфортность совместного бытия. «Нам рядом хорошо»— и этим все сказано. Раздражение ,напряжение и потеря сил-показатели психологической дисгармонии.

Вообще,все дело в контакте между двумя, а точнее в том,как он простроен,насколько он гибок и изменяется по мере взросления самих партнеров. Часто сталкиваюсь с тем,что одному в браке прекрасно,а второй тихо воет ,в то время как первый об этом и знать не знает.

На приеме женщина, муж ушел к другой.Плачет уже несколько месяцев. Пришла — остановить слезы, боль.Она и не догадывалась,что что-то не так, считая свою жизнь почти идеальной , и вполне приятной. А он сказал, что все эти годы терпел, подстраивался, утаивался, что для него этот брак был мучением.Она хочет все вернуть,ей же было все комфортно. Она просто не понимает,как же так.

Психологи рассматривают совместимость партнеров по темпераменту, психотипам , совпадению «жизненных сценариев», совпадению целей и интересов. Астрологи предлагают популярные ныне гороскопы всех вариантов . Биоэнергетики и обращают внимание на совпадение мужчин и женщин по электромагнитным излучениям (резонансам, вибрациям) на уровнях определенных активных биологических центров-чакр.

На мой взгляд, в людях заложена определенная ГИБКОСТЬ.У одних она больше,у других ее мало. И двое людей, искренне желая быть вместе ищут точки соприкасновения, жертвуя своими эгоистическими проявлениями и развивая то, что помогает быть вместе. Если такие «коридоры гибкости» позволяют совпасть партнерам как пазл,пихологическая совместимость достигается.Если их привычки, характеры и цели слишком далеки от гармонии-терпения как правило не хватает,супруги разводятся и ищут другие отношения.Один момент важно всегда понимать:если Вы напрягаетесь рядом с партнером, заставить его меняться практически не возможно, приходится меняться самому.

Молодая красивая женщина на приеме, маленький ребенок ждет дома, муж в другом городе-терпеливый и заботливый. Она его видеть не может, он ее «выбешивает», сбежала на недельку к маме. О близости речи давно не идет. Можно ли говорить о психологической несовместимости? Как могут договаривариваться здоровый и находящийся в состоянии невроза? Совместимость-удел равных. И я просто уверенна,что если женщина получит квалифицированную помощь,а супруга хватит терпения ждать, они вполне могут оказаться неожиданно и «идеальной парой».

Какие же аспекты жизни учитывать в «психологической совместимости»?

    Сексуальное притяжение и принятие -«непривлекательность» или слишком несовместимые вкусы в этой сфере делают невозможным существование пары.Тут то скорее всего действуют невидимые обычному глазу законы энергий: наверное, цвет ауры или длина излучения волн нашего тела определяют с кем хорошо, а с кем невозможно. Важен общий взгляд на границы приемлемого в интимной жизни, готовность принимать то, что желанно для партнера;

Совпадение жизненных целей: очень удобно,если партнер по-большому счету хочет того же,что и ты ,идти вместе. но в разные стороны просто невозможно.

Очень часто развод происходит,когда один из супругов «растет».Втупив в брак в юности, человек приобретает с годами новые качества-учится, меняет профессию,желает от жизни больше чем раньше.Обычно,для партнера это болезненно и возможны два сценария: либо второй тоже пробуждается и догоняет,развиваясь и обучаясь,либо дальше вместе они не могут.

Студентами они имели общие интересы: расслаблялись под аккорды гитары выкуривая сигареты, молодость, секс.Прошло время, родилась дочь,с женой что-то случилось: образование дистанционно,второе очно, коммандировки, востребованность на работе,творческие проекты.Пыталась его «тянуть», он выбрал оставить все как есть. Развелись. По выходным дружно ездиют на мотоциклах в лес с дочкой.

3.Темпераменты (типы нервной ситемы)-иногда легко находят общий язык люди одного типа, иногда совсем противоположные.Например, было установлено, что крепкими парами являются союзы сангвиника и меланхолика, холерика и флегматика. Однако,это лишь усредненная статистика- человеку с взрывным темпераментом может быть спокойно и удобно рядом с флегматиком,но так скучно!

Мария и Антон,около пятидесяти.Всю жизнь они ругались,колотили посуду и обвиняли друг друга-взрывные темпераменты. На приеме были на грани, подеруться или нет?-наблюдала я.Ребенок их вырос, они продолжают быть вместе:громко и порой грубо-так они проявляют друг к другу чувства.Совместимы ли они? По какому критерию оценить это?По количеству криков и упреков? или по тому,что им все еще хочется жить вместе?

4.Привычки и образ жизни. Бытовая совместимость-вещь достаточно важная.Каждодневные действия на одной замкнутой площади -привычки, домашний распорядок,все, что крутится вокруг кухни, ванной и забот о детишках имеет большое значение.Сколько пар распадаются только из-за того, что имеют разные традиции в распределении семейного бюджета,отношениях с родственниками и друзьями!

Читайте так же:  Китайское деловое общение

«Мне так повезло с моим мужем: дома у нас никого не бывает-ни друзей,ни родни»-говорит моя клиентка с большим семейным стажем.Для этой пары это комфортно.

Можно долго рассуждать на эту тему, но теория не так важна как практические наблюдения.Психологически комфортно с теми,с кем испытываешь легкость, радость и умиротворение.

Если данная статья была интересна или полезна для Вас,

прошу добавить свою отметку «сказать спасибо» в конце текста.

Психологическая совместимость

Психологическая совместимость

(в узком смысле) – способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании.

· Психофизиологическая совместимость (определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизация темпа совместной деятельности)

· Социально-психологическая совместимость (возникает вследствие оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций)

Высокий уровень психологической совместимости является одним из важных факторов , оказывающих благоприятное воздействие на «социально-психологический климат» в коллективе.

v Конформизм(явление группового давления) — отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.

«Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены». (Э. Дюркгейм) Эксперименты Аша, опубликованные в 1951 году, были серией исследований, которые продемонстрировали власть конформизма в группах.

В экспериментах студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. В действительности в большинстве экспериментов все участники, кроме одного, были «подсадными утками», а исследование заключалось в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства.

Участники (реальные подопытные и «подсадные утки») были усажены в аудитории. В задачу студентов входило объявление вслух их мнения о длине нескольких линий в ряде показов. Их спрашивали, какая линия была длиннее, чем другие, и т. п. «Подсадные утки» давали один и тот же, явно неправильный ответ.

Когда подопытные отвечали правильно, многие из них испытывали чрезвычайный дискомфорт. При этом 75 % подопытных подчинились существенно ошибочному представлению большинства по крайней мере в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из 35-ти. Когда же «заговорщики» не были единодушны в своём суждении, подопытные гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, ошибка падала более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но так же не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12 % в зависимости от радикализма «третьего мнения».

Рис. 9. Одна из пар карт, которая

использовалась в эксперименте.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Причины:
чтобы не ошибаться

информационное влияние группы => личное принятие норм, правил, установок, убеждений (эксперименты М.Шерифа).

[2]

§ чтобы быть принятым группой (“чтобы не выгнали”)

нормативное влияние => внешнее принятие, но внутренне придерживается своего мнения, (эксперименты Соломон Аш)

Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть

представлена следующим образом:

1. Диффузная группа — в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

2. Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

3. Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

4. Коллектив — взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Дата добавления: 2015-01-15 ; просмотров: 895 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения

Психологическая совместимость. Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.

Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций.

Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.).

[1]

Психофизиологическая совместимость основывается на особенностях анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной деятельности, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент. «Пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы.

Читайте так же:  На работе произошел конфликт

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один – задиристый, решительный, другой – спокойный, рассудительный, неторопливый. Один – более способный в усвоении знаний, другой – в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности тогда большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический, социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.

Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в акте конкретного общения, хотя такие случаи крайне редки. Практически же встречается совместимость в пределах одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и социально-психологическая; социально-психологическая, психофизиологическая и социально-идеологическая и др. 108

ПОД РЕД. А. В. ПЕТРОВСКОГО И ДР.

Механизмы восприятия человека человеком. В процесс общения и взаимодействия включены по меньшей мере два человека. Каким же образом каждый из них, ориентируясь на внешне проявляемые поведенческие характеристики другого, формирует представление о нем, о его внутреннем мире? В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место.

Субъекту общения важно не только со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению, называется рефлексией. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. В процессах общения и взаимодействия идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции (от лат. causa – причина и atributio – придаю, наделяю) или причинной интерпретации. Ошибочная причинная интерпретация педагогом поступков ребенка делает затруднительным, а иногда и вообще невозможным нормальное педагогическое общение в школе. Н. К. Крупская писала: «Нет большего преступления, чем подшивать действиям ребят плохие мотивы». Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, т. е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизацияклассификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как якобы выверенные эталоны понимания других людей.

Так, опрос, проведенный А. А. Бодалевым, свидетельствовал о популярности глубоко ошибочных стереотипных представлений об однозначной связи между внешностью человека и чертами его характера. Из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 утверждали, что люди с большим лбом – умные. Трое, полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер. Пятеро говорили, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми командовать. У пяти человек существовало мнение, что красивые люди или глупы, или себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека тонкие, бескровные губы, он ханжа и ему присуща скрытность.

Само собой разумеется, что все эти стереотипы, будучи включенными в процесс межличностного восприятия, формировали ошибочное познание людей и серьезно деформировали процесс общения с ними.

Стереотипизацией, как механизмом каузальной атрибуции, определяется традиционное истолкование расистами поведения негров как сексуально агрессивного, коварного, непредсказуемого и т. д. В данном случае стереотипизация имеет характер предубеждения; этнические предубеждения являются достаточно распространенными и типичными для общества.

Характер каузальной атрибуции зависит от различных условий, хорошо изученных психологией. Так, например, при восприятии незнакомого человека большую роль играет та изначальная информация, которую получил субъект восприятия.

Читайте так же:  Этикет служебных деловых отношений

В экспериментах А. А. Бодалева двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор его аттестовал как видного ученого, во втором – как преступника. Предлагалось дать его характеристику исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации «видный ученый») сообщала, что сфотографирован человек, напряженно работающий, добрый, отзывчивый, умный. Вторая группа (вариант «преступник») утверждала, что перед ними портрет жестокого, решительного и коварного человека. Одна и та же деталь портрета – глаза в одном случае интерпретировались как ласковые и умные, в другом – как злые и беспощадные.

Очевидно, что полученная информация жестко ориентировала процесс восприятия, подгоняя оценку облика человека к стереотипам образа ученого или преступника.

Стереотипы, порождающие позитивное или негативное отношение к учащимся, оборачиваются в педагогическом общении субъективизмом преподавателя.

Американскими психологами был осуществлен следующий эксперимент. Большой группе опытных экспертов-преподавателей (их было 400) роздали ксерокопированные личные дела студентов (анкеты, автобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и т. д.). Каждый эксперт должен был по определенной схеме всесторонне охарактеризовать студента, чье личное дело он изучил. Когда были получены характеристики на всех студентов, то выяснилось, что материал обследования мог быть подразделен на две группы. Эксперты одной группы характеризовали подлежавших оценке студентов в целом положительно, другой – отрицательно. Впрочем, отдельные эксперты дали ответы, которые не могли быть квалифицированы однозначно: или как положительные, или как отрицательные.

В чем же заключался замысел эксперимента? В действительности все 400 экспертов получили одно и то же ксерокопированное личное дело. Разница была в том, что 200 личных дел содержали фотографию симпатичного, серьезного и вдумчивого молодого человека, а 200 других – фотографию фатоватого, малопривлекательного человека такого же возраста. Положительные характеристики провоцировала первая фотография, отрицательные – вторая. Итак, эксперты располагали массой объективных данных, а «сработала» фотография. Никто не просил экспертов оценивать внешность студента, но, оказывается, именно внешность имела значение и дифференцировала результаты экспертизы.

К сожалению, в педагогической работе субъективность оценок нередко связана с оценкой внешности человека.

Существенным основанием для формирования предвзятости и субъективизма является предварительная информация, которую педагог получает об объекте восприятия.

В конце 60-х годов американские психологи Розенталь и Джекобсон провели психологический эксперимент, направленный на выявление роли указанного фактора формирования предвзятости.

В связи с этим возникает вопрос: не сами ли педагоги формируют иной раз неуспешность учащегося за счет своего отношения к нему как заведомо неуспевающему, или неопрятно одетому, или непослушному? Возникает предвзятость, проявляется субъективизм, а дальше предпринимаются определенные действия для того, чтобы оправдать правомерность этой позиции.

Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных – тем, к кому он не расположен, является одним из типичных случаев каузальной атрибуции. Так, в условиях эксперимента фиксировались оценки, которые давали педагоги незнакомым им детям за выполненное учебное задание. Заранее выявлялось, кто из детей кажется им более привлекательным, а кто менее. Выяснилось, что даже в том случае, когда «привлекательные» дети (по сговору с экспериментатором) делали больше ошибок, чем «непривлекательные», первые оценивались выше и им приписывали положительные качества, тогда как «непривлекательные» наделялись отрицательными свойствами. Эта выявленная в эксперименте зависимость имеет название эффекта ореола.

Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему. Таким образом, недопустимое с педагогической точки зрения культивирование некоторыми учителями «любимчиков» в классе заведомо ведет к субъективным искажениям оценки учащихся и ошибочному восприятию их личностных качеств.

Включение межличностного восприятия в процесс совместной социально ценной деятельности изменяет его характер, делает адекватной каузальную атрибуцию, устраняет отрицательное действие эффекта ореола. Именно такой характер приобретает понимание человека человеком в подлинном коллективе 109 .

СЛОБОДЧИКОВ В. И., ИСАЕВ Е. И.

Психологическая совместимость супругов

Многие психологи считают, что супружеская совместимость — важ­нейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Со­вместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлет­воренность отношениями.

А. Н. Обозона (1983) выделила четыре аспекта супружеской совме­стимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обосно­вана различием свойственных им критериев, закономерностей и про­явлений:

1) духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной совместимости — сходство, подобие духовных укладов супругов);

2) персональная совместимость — характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы. Один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное рас­пределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров;

3) семеино-бытовая совместимость — функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей;

4) физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости» (Обозов Н. Н., 2000, с. 103).

Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совмес­тимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представ­лений о функциях семьи — то есть, в принципе, все это можно обо­значить как представления о семейной жизни, а реализация этих пред­ставлений в супружестве и определяет оценку супругами собственно­го брака, их удовлетворенность семейными отношениями.

Интересным является исследование, проведенное в данном русле Т. В. Галкиной и Д. В. Ольшанской (1983). Они попытались составить «адаптационную модель» мотивации выбора партнера по диаде в от­ношениях любви и дружбы. В «любовной» диаде (отношения обоими определяются как «любовь») оказались люди, относящиеся во всех случаях к прямо противоположному (на круге Айзенка) темперамен­ту: все холерики выбирали флегматиков, все сангвиники — меланхо­ликов, и наоборот.

Читайте так же:  Деловой этикет организации

В отношениях же, определяемых обоими людьми как «дружба» (независимо от пола), все, кроме флегматиков, выбира­ли партнеров «своего» темперамента: холерики (кроме одного слу­чая) — холериков, все сангвиники — сангвиников, меланхолики — ме­ланхоликов в половине случаев, в другой половине — флегматиков, флегматики вообще оказались «универсальными партнерами», выби­рая для дружбы представителей любых темпераментов, кроме своего. Через год дружеские отношения сохранились в 75% случаев, любовь привела к заключению брачного союза в 40% случаев, к разрыву — в 20%. В остальных случаях отношения сохраняли брачную перспек­тиву. Таким образом, в выборе партнера (друга или супруга) большое значение играет принцип взаимодополнительности темпераментов, то есть в отношениях, обозначаемых как «любовь», срабатывает прин­цип комплементарности. В других отношениях гипотеза Р. Винча не получила своего подтверждения.

В исследовании Т. В. Андреевой и А. В. Толстовой изучалось влия­ние особенностей темперамента и других факторов на совместимость супругов. Объектом исследования были хорошо адаптированные люди (учителя, инженеры, рабочие), живущие в стабильном первом браке. Опрошены сорок супружеских пар (80 человек), стаж брака был свы­ше 5 лет. В этих супружеских союзах никогда не поднимался вопрос о разводе, супруги прекрасно кооперировались. Получены как общие закономерности, касающиеся совместимости супругов, так и особен­ности проблем конкретных супружеских пар, при разном соотноше­нии темпераментных особенностей.

Прежде всего выяснилось, что в стабильном браке с достаточно боль­шим стажем живут супруги с самым разным сочетанием темпераментов. Наиболее высокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдается в тех парах, в которых супруги обладают противополож­ным темпераментом (сангвиник—меланхолик, флегматик—холерик). Об­наружено, что партнеры с противоположными темпераментами статис­тически значимо чаще вступают в брак по взаимной любви в сочетании с таким мотивом, как общие интересы, взгляды.

Оптимальные отношения (наибольшая удовлетворенность браком, бесконфликтное распределение ролей) складываются в тех союзах, в которых супруг является сангвиником, а супруга — меланхоликом (10% семей). Более того, их рисунки «идеальной семьи» ничем не от­личаются от той семьи, в которой они живут сейчас. Таким образом, можно предположить, что существующие в их семье на сегодняшний день отношения устраиваю: обоих супругов.

Было установлено, что в парах, состоящих из холерика и сангвини­ка, то есть при некомплементарных отношениях, супруги часто сопер­ничают за власть друг над другом, много спорят, каждый настаивает на своем, наблюдаются трудности в достижении единого мнения. Как правило, один из партнеров «побеждает», отстаивая свою точку зре­ния или интересы, второму же приходится смириться с принятым ре­шением.

В парах, в которых супруги обладают меланхолическим и флегма­тическим темпераментами, также наблюдается более низкая удовлет­воренность браком, чем в парах с противоположными темперамента­ми. Однако нужно отметить, что пар с таким сочетанием личностных особенностей в нашей выборке оказалось почти 25% (это значительно превышает теоретическую вероятность существования таких союзов), причем стаж их семейной жизни в среднем составил 13 лет. Следова­тельно, несмотря на трудности межличностного взаимодействия, суп­ругам удается налаживать позитивные отношения в семье. Возможно, такое сочетание даже способствует стабильности отношений.

Очень сложные отношения в тех супружеских парах, в которых встречаются холерик и меланхолик. Это связано с тем, что оба супруга несдержанны в своем поведении и высказываниях, но в то же время оба ранимы и тяжело переживают любые ситуации, в которых, по их мнению, оказывается задетым их самолюбие. Такое сочетание темпе­раментов приводит к конкурентным отношениям.

В брачном союзе флегматика и сангвиника наблюдаются различ­ные конфликты, недовольство друг другом, которые обычно возника­ют на почве эмоциональной близости супругов. Возможно, это связа­но с тем, что одному партнеру (флегматику) тяжело раскрыть свои чувства и эмоции, а у другого (сангвиника) эмоциональные переживания быстро сменяют друг друга. Пара сангвиник—холерик, скорее всего, займется выяснением двух любимых для них вопросов «Почему я, а не ты?» и «Кто у нас в семье главный?».

В семьях, в которых супруги обладают одинаковыми темперамен­тами (по нашим данным, в особенности, если в паре встречается такое сочетание, как флегматик-флегматик), отношения наиболее сложные. В данных семьях часто случаются временные разрывы отношений меж­ду супругами, причем даже наличие детей не является сдерживающим фактором.

Итак, в союзах с разным сочетанием темпераментов появляются раз­ные проблемы, которые более или менее успешно решаются супруга­ми. Можно говорить о тенденции к различной удовлетворенности су­пружескими отношениями при разном сочетании темпераментов, но не о совместимости — несовместимости как о некоем раз и навсегда данном состоянии. К тому же существует такой «фильтр», как предбрачный отбор, при котором, вероятно, большая часть лиц с малосовмести­мыми особенностями (например, два холерика), отвергает друг друга.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе опреде­ляется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью пони­мают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уни­кальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

Источники


  1. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.

  2. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.

  3. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.
  4. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.
Психологическая совместимость в отношениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here