Психологическая совместимость военнослужащих

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Психологическая совместимость военнослужащих" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Морально-психологические требования

IV. Уровень подготовленности учащихся 17 лет

Способности ТЕСТЫ Уровень
низкий средний высокий
Скоростные Бег 30 м, с 5,1 5,0—4,7 4,3
Координа­ Челночный бег 3Х10, с 8,1 7,9—7,5 7,2
ционные
Скоростно- Прыжок в длину с места, см 205—220
силовые
Выносливость 6-минутный бег, м 1300—1400
Гибкость Наклон вперед из положения
стоя, см 9—12
Силовые Подтягивание на высокой
перекладине из виса, количество
раз 1-10

Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллек­тивный характер. Использование современных технических средств не только предполагает распределение функций между членами от­деления, расчета, экипажа, взвода, роты и т. д., но и требует пол­ной согласованности их действий в процессе боевой работы. Пер­востепенное значение приобретают вопросы психологической совме­стимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военно­служащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности, он должен еще обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчета), иметь вну­треннюю направленность на коллективизм.

Психологическую основу взаимоотношений военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ни­ми, которые складываются в процессе совместной службы и повсе­дневной жизни.

Военнослужащие, входящие в состав отделения, расчета, экипа­жа, связываются друг с другом прежде всего функционально, на ос­нове выполнения единой воинской деятельности. При этом разделение действий военнослужащих в воинском коллективе на индивидуаль­ные обязанности осуществляется так, чтобы обеспечивалась возмож­ность эффективно выполнять единую общую задачу.

Необходимо отметить, что в процессе совместной жизнедеятель­ности военнослужащие постоянно взамодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телевизора, на спортивной площадке, при совме­стном проведении свободного от службы времени.

В процессе практически постоянного взаимодействия членов во­инского коллектива между ними неизбежно могут возникнуть самые различные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет

на взамоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспо­собности и боеготовности отделения, экипажа, расчета.

Всякий конфликт является одним из крайних способов разреше­ния значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодейст­вия как отдельных военнослужащих, так и их групп.

При правильной организации взаимоотношений в воинском кол­лективе противоречия, возникшие между его военнослужащими, мо­гут быть разрешены путем взаимного компромисса между ними. Умение жить бесконфликтно — это одно из требований воинской де­ятельности. Но само оно не приходит, ему надо учиться и учитывать, что общая задача воинского коллектива —уровень боеспособности и боеготовности — выше личных запросов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека.

Зачастую конфликтные ситуации между военнослужащими да и молодыми людьми возникают из-за личных взглядов и убеждений, которые не всегда бывают правильными. Поэтому каждому человеку не помешает знать о себе, конфликтная ли он личность.

Военная служба — это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где жестко, без скидок и ус­ловностей каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни, которого достигает за прожитые 18 лет.

Военная служба всегда была для человека испытанием его духов­ных и физических сил и величайшей школой подготовки к жизни. В настоящее время эти положения стали более значимыми. Современ­ный уровень оснащенности Вооруженных Сил новыми видами воору­жения и военной техники не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и мо­рально-психологическим качествам призывников, но и позволит им в процессе прохождения военной службы приобрести профессио­нальные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после во­енной службы. Это знания конструкций, правил эксплуатации и ремонта различных видов техники, агрегатов и устройств, навыки в правилах поведения в различных воинских коллективах, позволяющих строить бесконфликтные взаимоотношения с военнослужащими и ус­пешно решать самые сложные коллективные задачи.

Поэтому подготовка молодого человека к военной службе, по су­ти дела, подготовка его к взрослой жизни. Она наиболее эффектив­на и целенаправленна, так как требования к призывнику четко обозначены.

Вопросы и задания

1. Чем обоснована необходимость повышения качест­ва подготовки молодежи призывного возраста к воен­ной службе?

2. Основные обязанности военнослужащих.

3. Требования к физическим качестваммолодежидопризывного возраста. Значение физической культу­ры для подготовки к военной службе.

4. Основные понятия во взаимоотношениях в воинском коллективе, их основа. Психологическая совместимость членов боевого отделения.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 342 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психологическая совместимость военнослужащих

Взаимная эмоциональная удовлетворенность

Сплочение малой группы – это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов в подразделении. Термин «ценностно-ориентационное единство» означает, что для членов воинского коллектива совпадают ориентации на общественные ценности совместной деятельности.
К основным направлениям сплочения воинских коллективов можно отнести: формирование морально-политического единства, совершенствование боевой слаженности (сработанности) подразделения и оптимизация взаимоотношений военнослужащих подразделения (см. рис. 2).

Формирование морально-политического единства

Основные направления деятельности военного психолога по сплочению воинских коллективов

3. Характеристика сущности психологической сплоченности воинского коллектива

В межличностно-бытовой сфере сплоченность проявляет себя как психологическая совместимость, объективно реализующая себя в бесконфликтности общения в бытовой, внеслужебной обстановке, когда воины занимаются в спортивных секциях, посещают кружки художественной самодеятельности, библиотеки, ходят в увольнения и т.д. Субъективно психологическая совместимость проявляется во взаимной эмоциональной удовлетворенности партнеров друг другом. Большое влияние на формирование психологической совместимости оказывают морально-политическое единство и боевая сработанность воинов, ибо удельный вес морально-политической и военно-профессиональной сфер деятельности является определяющим в структуре армейской службы, в структуре межличностных отношений. Однако много в психологической совместимости зависит и от специфики межличностно-бытовой сферы, где влияние стихийно складывающихся обстоятельств порой трудно поддается учету и контролю со стороны официальных лиц.

[2]

Основные направления деятельности военного психолога по сплочению воинских коллективов (групп).

Читайте так же:  Правила делового этикета служащего

Основные направления сплочения экипажей и боевых расчетов можно охарактеризовать, опираясь на социально-психологическую концепцию сплоченности с выделением таких ведущих ее компонентов, как морально-политическое единство, боевая сработанность и психологическая совместимость. В соответствии с ней к числу таких направлений деятельности командиров, их заместителей по воспитательной работе и военных психологов можно отнести:
1. оптимизацию взаимоотношений в морально-политической сфере;
2. формирование боевой сработанности членов экипажа;
3. совершенствование психологической совместимости.
Оптимизация взаимоотношений в морально-политической сфере с целью формирования морально-политического единства многими авторами признается в качестве ведущего направления сплочения воинских экипажей и боевых расчетов.
К статическим предпосылкам морально-политического единства относятся медленно изменяющиеся мировоззренческие взгляды и убеждения воина.

В самом термине морально-политическое единство путем логических рассуждений могут быть выделены основные этапы его достижения:
1. Это, прежде всего, оценка уровня развития и содержательных характеристик мировоззрения каждого из членов экипажа.
2. Сопоставление политических, нравственных, религиозных и других позиций каждого из партнеров, в результате которого выявляется степень их идентичности, отсутствие принципиальных расхождений во взглядах и убеждениях воинов на предназначение армии, на необходимость вооруженной защиты отечества, совершенствование воинского мастерства, на укрепление воинской дисциплины и т.д.
3. Это преобразование общности во взглядах в субъективное чувство взаимного доверия членов экипажа как единомышленник
Выводы: Подводя итог, можно отметить, что сплочение экипажа — дело тонкое, требующее участия в нем не только командиров, их заместителей по воспитательной работе, военных психологов и кадровых работников, но и активного отношения к этой работе личного состава экипажей и боевых расчетов.

Основная литература:

1. Военная психология /под редакцией В.В Шеляга, А.Д Глоточкина, К.К Платонова. М.1972

2. Бодалев А.А. «Личность и общения» М 1983 ж

3 Военная психология.Учебник для ВУзов/ под ред. Маклакова А.Г П.2005

4 Закон Республики Казахстан «О воинской службе». Астана 8июль 2005ж

5 Курс военной психологии/ под ред. Железняка Л.Ф, Сьедина С.И, Феденко Н. М.1995ж

Дополнительная литература:

1 Психология словарь/под ред. А.В Петровского, М.Г Ярошевского, М.1990

[1]

2 Элементы практической психологии Р.М Грановская.1997

3. Уставы Вооруженных сил РК

№ 12 Лекция Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика

Цель лекции: Рассмотреть сущность морально-психологического состояния личного

Состава и особенности изучения и формирования здорового морально-

Психологического состояния

Основные вопросы:

1. Индивидуальные и групповые эмоциональные состояния у военнослужащих

2. Основные структуры МПС по В.П. Каширину

3. Особенности изучения и формирования здорового морально-психологического состояния

Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В.П.Кашириным: морально-психологическое состояние личного состава — это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи.
МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и усвоенных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетических, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС.
В.П. Каширин отмечает , что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.

К числу таких явлений относятся:
а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психики в данный момент или за определенный промежуток времени, возникающие как результат существующих в психологии воинского коллектива суждений, мнений, рациональных отношений, установок и т.д.;
б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными событиями, фактами и т.д.;
в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и решимости действовать в соответствии с политическими и нравственными ценностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского долга.
Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:
1. моральные, отражающие представления о войне, её характере, целях и сущности.

Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:
— широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)
— коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);
— индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д.
В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции РК военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований.

Энциклопедия

Социально-психологический феномен группового взаимодействия военнослужащих, входящих в состав дежурной боевой смены, который характеризуется схожестью психического склада личности, общностью сформированных у них социально-ценностных, нравственных, политико-правовых и иных идеалов, представлений, интересов и убеждений, которые в своём единстве служат основой высокой эффективности, слаженности и взаимодополняемости в решении задач боевого дежурства.

Важным элементом психологической совместимости является психоэмоциональная оценка партнёра по боевому расчёту как индивидуально значимой (референтной) личности. С таким человеком связываются определенные представления и ожидания ролевого поведения в групповом взаимодействии. Психологическая совместимость и приемлемость своего номера боевого расчёта во многом является косвенным подтверждением высокого личностного статуса, уважения и доверия к партнеру, признанием его надёжности и уверенности в его способности выполнить боевую задачу (не подвести, оправдать, подстраховать и т.д.). От умелого подбора и расстановки номеров дежурной смены (расчета), от целенаправленной тренировки и обучения в ходе комплексной подготовки во многом зависит эффективность выполнения задач, связанных с несением боевого дежурства.

В РВСН П.с.н.б.р., создание слаженных и стабильных дежурных боевых смен, с возможностью резервирования и замены отдельных номеров, является одним из важнейших направлений работы органов военного управления и воспитательной работы. Военные психологи частей, осуществляя мероприятия по сплочению воинских коллективов и предупреждению межличностных конфликтов, уделяют постоянное внимание формированию здоровой морально-нравственной атмосферы в подразделениях, анализируют межличностные отношения и подготавливают предложения командованию по развитию П.с.н.б.р.

Читайте так же:  Демон депрессии

Выявляется П.с.н.б.р., в процессе повседневной деятельности и целенаправленной боевой подготовки, отработки практических навыков и умений номеров боевых расчетов по согласованным действиям на аппаратуре, в ходе проведении практических занятий, учений и тренировок. Критерием правильности подбора и психологической совместимости является не только личное желание номеров боевых расчётов заступать на боевое дежурство вместе, но и способность слаженными действиями выполнять установленные нормативы с высокой эффективностью и тем самым вносить существенный вклад в повышение боевой готовности РВСН.

Психологическая совместимость военнослужащих

Вопросы:
1.
Особенности взаимоотношений в воинском коллективе .
2. Способы разрешения межличностных конфликтов.

В результате трансформации воспитательной работы в работу с личным составом, значительного сокращения штата офицеров-воспитателей воспитательная работа как специализированный социальный институт прекращает существование и превращается в общую функцию командных кадров. Реализация такого подхода к воспитательной работе предполагает существенное улучшение их подготовки к выполнению воспитательных функций.
Войсковая практика требует от командиров подразделений широких знаний социально-психологических явлений воинских коллективов, в числе которых важное место занимают особенности взаимоотношений между людьми.
В воинских коллективах кроме официальных взаимоотношений складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются.
Характер взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния личного состава подразделения и проявляется в таких показателях, как уровень удовлетворенности отношениями в коллективе, отсутствие конфликтов среди различных категорий военнослужащих, уверенность в своих сослуживцах.

2

Методические рекомендации
Во вступительном слове необходимо отметить, что в современных Российских Вооруженных Силах институт воспитательной работы трансформировался в работу с личным составом, при этом часть воспитательных функций легла на плечи командиров.
При изучении первого вопроса важно дать определение понятию «взаимоотношения в воинском коллективе», раскрыть их виды, факторы, влияющие на них, принципы построения, назвать основных участников этих взаимоотношений на примере конкретного подразделения, где проходят службу слушатели занятия по ОГП.
Во втором учебном вопросе следует сосредоточиться на практических рекомендациях по разрешению межличностных конфликтов в воинских коллективах. Стоит подчеркнуть, что командир подразделения обязан заниматься проблемами взаимоотношений между подчиненными, поскольку они напрямую влияют на уровень боеготовности подразделения.

Рекомендуемая литература;
1. Военная педагогика и психология: Учебное пособие / Под ред. П.А. Кормчего, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского — М.: «Совершенство», 1998.
2. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. — Мн.: «Харвест», 2003.
3. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова — СПб.: Питер, 2004.
4. Доценко В. Психология конфликта. Профилактика и пути разрешения, СПб. -2010.
5. Дулич Л., Клепиков Д. Социология и психология военного управления. — СПб: ВМА, 2006.
6. Коркин С., Сиренко И., Абравитов Д. Организация и методика воспитательной работы в подразделении. — Петродворец, 2011.

Капитан 2 ранга
Василий МАРЮТИН,
доцент ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия
имени Адмирала Флота Советского Союза
Н.Г. Кузнецова»

Вопрос 3. Психология воинского коллектива

Читайте также:

  1. VII. Обратная связь. Психология общения
  2. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности.
  3. Антропоцентрический, технологический, технократический подход к решению вопроса о месте человека в природе
  4. Введение в проблематику: советская психология на «особом пути» развития
  5. Виды вопросов в анкете.
  6. Виды инструктажей по охране труда, порядок их проведения. Проверка знаний работников по вопросам охраны труда
  7. Виды инструктажей по охране труда, порядок их проведения. Проверка знаний работников по вопросам охраны труда
  8. Вопрос 1
  9. Вопрос 1
  10. Вопрос 1
  11. Вопрос 1 Понятие, сущность баланса, его роль и значение
  12. Вопрос 1 Финансы, их функции и роль в хозяй­ственной деятельности предприятий

Для успешного решения профессиональных задач курсан­ту – будущему военному юристу, важно ра­збираться не только в психологии личности, но и в психологии коллек­тива.

Военная служба – дело коллективное. Молодые люди, поступив на слу­­жбу, направляются в подразделения, в которых они занимают то или иное положение, выполняют обязанности. В подразделении происходит взаимовлияние личного состава друг на друга, имеют место взаимная требовательность, следование примеру, обмен опытом, мнениями, настроениями. У каждого военнослужащего возникает стремление само­утвердиться, играть определенную роль в жизни подразделения. Форми­руются оценки поведения товарищей и самооценки, устанав­ливаются взаи­моотношения с командирами и товарищами.

Возникающая и существующая в каждом подразделении своеобразная психологическая атмосфера оказывает большое влияние на эффек­тивность его деятельности, уровень сплоченности, дисциплины, на работу и личность каждого воина.

Воинский коллектив отличается рядом особенностей:

· он предназначен для вооруженной защиты Родины;

· он выполняет исключительно ответственные за­дачи воинской службы, обучения, воспитания личного состава;

· показателем зрелости и высокого уровня развития воинского коллектива является его уровень боеготовности;

Видео (кликните для воспроизведения).

· взаимоотношения в воинском коллективе стро­го регламентированы воинскими уставами (единоначалие, старшие и млад­шие).

Таким образом, воинский коллектив характеризуется своеобразием целей и средств деятельности, взаимоотношений (единоначалие), повы­шенной зависимостью общего результата от действий каждого воина, уровнем сознательности, дисциплины, выучки, готовности к выполнению любых задач, в том числе боевых задач по защите Отечества.

Курсантский коллектив наряду с вышеописанными имеет еще некоторые особенности:

а) одна из важных целей деятельности курсантского коллектива – содействие подготовке каждого его члена к выполнению обязанностей офи­цера;

б) однородность состава (возраст, образование и т. д.);

в) строгая последовательность и планомерность учебно-познава­тель­ной деятельности;

г) сравнительно высокая степень самоуправления (участие курсантов в руководстве коллективом).

Психология воинского коллектива как особая атмосфера его жизни и деятельности обнаруживается в характере взаимоотношений, обществен­ного мнения, настроений, традиций и т. д.

Взаимоотношения военнослужащих – это различные формы их взаи­мосвязей, контактов, взаимозависимости, общения, которые рег­ламен­ти­руются воинскими уставами. Взаимоотношения в воинском коллективе строятся на основе уважения, товарищества, дружбы, взаимовыручки, строгой дисциплины, сознательности. Подчинение командирам – так­же особая, необходимая в воинской службе форма взаимоотношений. На взаимоотношения воинов влияют цели деятельности, боевая техника, обу­чение, воспитание. Взаимоотношения зависят от места, позиции, роли и статуса личности в коллективе. Отношение начальника к подчиненным должно быть требовательным, справедливым, товарищеским, принципи­альным. Противоречат уставным требованиям грубость, снисходительность, высокомерие, панибратство начальника.

Читайте так же:  Деловой этикет разговора по телефону

Существенными компонентами психологии коллектива являются об­щественное мнение, настроение, традиции.

Общественное мнение играет важную роль в жизни общества и каждого коллектива. Это постоянно действующий элемент общественной психологии. Оно воздействует на личность, группу людей, влияет на фор­­мирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Возрастание ро­ли убеждения означает и повышение роли общественного мнения в вос­питании людей. Важно знать природу общественного мнения, его характер, условия формирования.

Мнения зависят от среды, которая является результатом не мнений, а прежде всего общественных отношений, ценностей, норм. Обществен­ное мнение является отражением в сознании людей процесса их жизни, бытия.

Личность и коллектив образуют единство. Мнение сослуживцев небез­различно для любого воина. Создание здорового общественного мне­ния в воинском (курсантском) коллективе особенно важно, поскольку у воинов (курсантов) ярко выражены потребность в дружбе, в товариществе, в обмене опытом, знаниями, а также стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет.

Коллективное настроение – это совместное переживание, длитель­­­ное эмоциональное состояние воинов, влияющее на проявление их качеств и эффективность работы. Положительные настроения (приподнятость, бодрость, уверенность в себе, в своем коллективе и т. д.) активизируют общую и индивидуальную деятельность, а отрицательные – наоборот, затрудняют. Например, в условиях войны уверенность в победе (положительное настроение) помогает преодолевать трудности, прояв­лять самоотверженность.

Что влияет на настроение коллектива, как им управлять? Главное – это значение, цели и ход деятельности, взаимоотношения, конкретные условия жизни людей, а также их воспитание и самовоспитание. Настро­­е­ние зависит от качеств людей, их мировоззрения, характера, темперамен­та, опыта, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настро­ения могут быть разные. В то же время общность условий деятельности, задач и качеств воинов, воспитания формирует общественное настроение.

Традиции – это обычаи, нормы и правила жизни людей, которые повторяются циклически, т. е. от поколения к поколению.

Боевые и трудовые традиции обеспечивают преемственность духов­ного облика людей, помогают воспитывать у них высокие качества.

К числу боевых традиций Вооруженных Сил относятся следующие:

1) добросовестное и самоотверженное выполнение воинского долга;

2) любовь к своей части, кораблю;

3) почитание Боевого знамени части;

Для укрепления и развития традиций необходимо, чтобы воины глубоко понимали их сущность и значение, уважали традиции. Важно доби­ваться, чтобы каждый воин подражал герою, отличнику боевой подготов­ки, авторитетному командиру.

Важной проблемой в формировании воинских коллективов является повышение их сплоченности.

Сплоченность — это социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности военнослужащих.

В каждой из этих сфер совместной деятельности сплоченность воинского коллектива соответственно реализуется в таких компонентах, как:

Рассмотрим их более подробно. Ценностно-ориентационное единство объективно реализуется в общности мировоззрений членов воинского подразделения, их знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок на совместную деятельность. Расхождения во взглядах на политику, мораль, различные представления о добре и зле, о справедливости могут стать непреодолимым барьером для формирования сплоченных взаимоотношений в воинском коллективе. Субъективно ценностно-ориентационное единство реализует себя во взаимном доверии членов воинского подразделения.

[3]

Профессиональная сработанность (слаженность) объективно проявляется в высокой производительности и экономичности совместного труда, в большой скорости реагирования и безошибочности действий членов воинского коллектива по выполнению функциональных обязанностей. Субъективно сработанность проявляется в легкости достижения взаимопонимания по служебным и профессиональным вопросам, возможности предвидения действий напарника и подстраховки его в случае необходимости.

Психологическая совместимость объективнопроявляется в бесконфликтности общения во внеслужебной сфере. Так, например, курсанты вынуждены находиться вместе во время занятий. Но если они вместе проводят время и после них, когда появляется свобода в выборе товарища по общению, то можно говорить об их психологической совместимости. Характер взаимоотношений в этой сфере определяется влиянием стихийно складывающихся обстоятельств (общностью увлечений, силой, верностью, желанием войти в круг наиболее авторитетных сослуживцев и т.д.).

Субъективнопсихологическая совместимость реализуется во взаимном эмоциональном удовлетворении от общения с сослуживцем, в стремлении общаться с ним в свободное время.

Сплоченный воинский коллектив как группа военнослужащих, объединенных общими ценностями, слаженно действующих в совместной ратной деятельности и психологически совместимых во внеслужебной сфере является целью развития любого воинского подразделения.

Для оценки уровня сплоченности или ее отдельных компонентов применяются различные опросники, методика определения ЦОЕ, социометрическая методика, и т.д.

Таким образом, воинский коллектив характеризуется наличием общей цели деятельности (подготовка к выполнению профессиональных обязанностей), единоначалием, уставными взаимоотношениями между вои­нами, уровнем организованности, целеустремленностью, дисциплиной, сознательностью, товариществом, дружбой. Психология воинского коллектива – это особая атмосфера его жизни и деятельности, которая выявляется в характере взаимоотношений, настроений, мнений, традиций, интересов воинов. Психология воинского коллектива – это регулятор поведения военнослужащих, оказывающий большое влияние на результаты их работы, формирование готовности каждого воина к сплочению кол­лектива в единое целое. Умелое руководство воинским коллективом с учетом его особенностей и влияние на его психологию – это важ­ные задачи для командиров и военных специалистов всех уровней.

Выводы:

1. Образование социальных групп обусловлено как социально-экономическими, так и психологическими причинами. Только во взаимодействии с другими людьми происходит передача и получение социального опыта, трансляция культурного наследия и преобразование чисто человеческих свойств и качеств. Только взаимодействие, кооперация позволяют достичь больших результатов труда. Только в группе происходит удовлетворение высших потребностей человека. Только группа дает чувство безопасности и защиты. В силу значительного количества разнообразных оснований, классификация групп является весьма сложной, но военному юристу необходимо хорошо разбираться во всем их многообразии.

Читайте так же:  Сохры депрессия

2. Малая группа как это общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм, оказывает существенное влияние на поведение каждого человека, входящего в нее. Обладая рядом признаков (наличие личного взаимодействия, наличие эмоциональных связей, относительная длительность существования, определенность социальных ролей, наличие общих потребностей, мотивов, интересов, целей, наличие «Мы» – чувства), малая группа имеет сложную структуру, и композицию.

3. В ходе осуществления и регуляции группового социального взаимодействия внутри группы происходят различные групповые процессы, в результате чего в малой группе формируются и поддерживаются групповые нормы и групповые образования.

4. Высшим этапом развития малой группы является коллектив как группа людей, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Каждый коллектив имеет свою особую психологию, что проявляется, прежде всего, в преобладающем общественном мнении, в социальных потребностях, целях и устремлениях, в коллективных настроениях, традициях, групповых состояниях и установках, в коллективных нормах поведения, в социально-психологическом «климате» коллектива.

5. Военная служба предопределяет коллективный характер взаимодействия военнослужащих. Воинский коллектив, обладает рядом специфических особенностей: своеобразием целей и средств деятельности, взаимоотношений (единоначалие), повы­шенной зависимостью общего результата от действий каждого воина, уровнем сознательности, дисциплины, выучки, готовности к выполнению любых задач, в том числе боевых задач по защите Отечества. Важнейшим показателем развития воинского коллектива является степень его сплоченности в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности военнослужащих.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальная группа?

2. Какие виды социальных групп Вы знаете?

3. Какая группа людей может быть названа коллективом?

4. Какие проявления психологии коллектива Вам известны?

5. Дайте определение понятия «сплоченность коллектива».

6. В чем особенности воинского коллектива?

7. Каковы обьективные и субьективные проявления ценностно-ориентационного единства членов коллектива?

Энциклопедия

Социально-психологический феномен группового взаимодействия военнослужащих, входящих в состав дежурной боевой смены, который характеризуется схожестью психического склада личности, общностью сформированных у них социально-ценностных, нравственных, политико-правовых и иных идеалов, представлений, интересов и убеждений, которые в своём единстве служат основой высокой эффективности, слаженности и взаимодополняемости в решении задач боевого дежурства.

Важным элементом психологической совместимости является психоэмоциональная оценка партнёра по боевому расчёту как индивидуально значимой (референтной) личности. С таким человеком связываются определенные представления и ожидания ролевого поведения в групповом взаимодействии. Психологическая совместимость и приемлемость своего номера боевого расчёта во многом является косвенным подтверждением высокого личностного статуса, уважения и доверия к партнеру, признанием его надёжности и уверенности в его способности выполнить боевую задачу (не подвести, оправдать, подстраховать и т.д.). От умелого подбора и расстановки номеров дежурной смены (расчета), от целенаправленной тренировки и обучения в ходе комплексной подготовки во многом зависит эффективность выполнения задач, связанных с несением боевого дежурства.

В РВСН П.с.н.б.р., создание слаженных и стабильных дежурных боевых смен, с возможностью резервирования и замены отдельных номеров, является одним из важнейших направлений работы органов военного управления и воспитательной работы. Военные психологи частей, осуществляя мероприятия по сплочению воинских коллективов и предупреждению межличностных конфликтов, уделяют постоянное внимание формированию здоровой морально-нравственной атмосферы в подразделениях, анализируют межличностные отношения и подготавливают предложения командованию по развитию П.с.н.б.р.

Выявляется П.с.н.б.р., в процессе повседневной деятельности и целенаправленной боевой подготовки, отработки практических навыков и умений номеров боевых расчетов по согласованным действиям на аппаратуре, в ходе проведении практических занятий, учений и тренировок. Критерием правильности подбора и психологической совместимости является не только личное желание номеров боевых расчётов заступать на боевое дежурство вместе, но и способность слаженными действиями выполнять установленные нормативы с высокой эффективностью и тем самым вносить существенный вклад в повышение боевой готовности РВСН.

Морально-психологические требования

Современный уровень технической оснащенности Вооруженных Сил не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и морально-психологическим качествам призывников, но и позволяет им в процессе военной службы приобрести профессиональные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после увольнения в запас. Поэтому прохождение военной службы для молодого человека является, по сути дела, подготовкой его ко взрослой жизни.

5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Высокая воинская дисциплина – одно из основных качеств военного человека. Военный историк А. Керсновский отмечает, что храбрость, которую ошибочно полагают главной воинской добродетелью, только производная этого качества. Людей, сохраняющих дисциплину под огнем, уже за одно только это можно назвать храбрыми. Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности и боеготовности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя.

Что же следует понимать под дисциплиной вообще?

Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также определенным требованиям.

Стать дисциплинированным – значит научить себя подчиняться требованиям законов, различных правил, инструкций и общепринятых норм поведения, распоряжениям начальников и старших. Это законы человеческого общества, в котором каждый человек является подчиненным.

Военная дисциплина – разновидность государственной дисциплины, имеющая свою специфику и особенности, связанные, прежде всего, с основным предназначением Вооруженных Сил страны вообще и задачами каждого военнослужащего в частности. Становление военнослужащего начинается с приобретения им способности беспрекословного подчинения требованиям воинской службы.

А.В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы в такой последовательности: первое – субординация (подчинение) – альфа и омега всего воинского единства; затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка); далее дисциплина, слагающаяся из элементов подчинения и совместного обучения. Дисциплина дает победу. Победа рождает славу.

В условиях современной войны роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают. Овладение новейшими видами оружия и военной техники, умение в полной мере использовать их возможности в бою требуют согласованных действий большого количества воинов разных специальностей, высокой общей организованности, технической грамотности каждого воина, безупречной исполнительности. Беспрекословное выполнение приказа командира, вера в него – залог победы. Душой воинской дисциплины является повиновение, т. е. сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение приказу или его неисполнение является воинским преступлением. Исполнительность, т. е. беспрекословное повиновение, является важнейшим требованием воинской дисциплины особенно в боевых условиях. Свидетельством тому является такой исторический пример.

Читайте так же:  Культура речи и деловое общение ответы

Генерал М.Д. Скобелев (1843–1882) в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке-Шейново. В разгар сражения с турками Скобелев обратился к батальону, который он посылал в атаку: «Братцы, я посылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России победу. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Бодрым, могучим «Ура!» ответил батальон, посылаемый на смерть, и бросился в атаку.

В бою многое построено на исполнительности каждого воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном исполнении своих обязанностей и приказов командира. Малейшее отклонение от установленного порядка и плана действий может привести к невыполнению боевой задачи. Не случайно одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия. Неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

В современных условиях особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство и боевую службу. При выполнении этих задач необходима наивысшая степень организованности и дисциплинированности. Каждый военнослужащий обязан глубоко понимать свою ответственность за безупречное несение боевого дежурства и быть в готовности к немедленным действиям по установленным сигналам. Боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, соблюдение которых является законом для каждого военнослужащего. Нарушение этих правил является воинским преступлением.

Статья 340 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил несения боевого дежурства» предусматривает:

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на взаимоотношение военнослужащих между собой, на все, из чего складывается их жизнь. Чтобы быть дисциплинированным, необходимо, чтобы повиновение явилось результатом особого нравственного состояния воина, которое с неизменным постоянством и строгой необходимостью определяло бы линию его поведения во всех случаях жизни независимо от того, есть за ним контроль или нет. Механическое подчинение совершенно не соответствует требованиям, предъявляемым в настоящее время к каждому отдельному военнослужащему.

Воспитать в себе дисциплинированность – задача не одного дня, для этого нужны месяцы, а иногда и целые годы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Весь уклад армейской жизни оказывает самое непосредственное влияние на формирование у военнослужащих умения подчиняться, так как внутренний порядок и дисциплина – понятия неотделимые. Без уставного внутреннего порядка в воинской части, подразделении не может быть крепкой воинской дисциплины. Строгое соблюдение правил размещения, повседневной деятельности и быта военнослужащих – надежное воспитательное средство, действующее непрерывно в течение всей службы. Оно обеспечивает условия, при которых военнослужащий постоянно подчиняется воле начальника и установленному порядку в строю и на занятиях. Вне занятий он находится под контролем своих начальников либо дежурного по роте. Такая постоянная практика подчинения своей воли постепенно обращается в привычку, а затем становится мерой поведения человека. Строгий уставной порядок в подразделении обеспечивает наиболее эффективную организацию обучения, воспитания и становления воинов.

Источники


  1. Альбисетти, Валерио Любовь. Как оставаться вместе всю жизнь / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2014. — 160 c.

  2. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.

  3. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.
  4. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
Психологическая совместимость военнослужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here