Психологическая совместимость воинского коллектива

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Психологическая совместимость воинского коллектива" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Введение. Лекция 9. Психология группы и воинского коллектива

Читайте также:

  1. Введение.
  2. Введение.
  3. Введение.
  4. Введение.
  5. Введение.
  6. Введение.
  7. Введение.
  8. ВВЕДЕНИЕ.
  9. Введение.
  10. Введение.
  11. Введение.

Лекция 9. Психология группы и воинского коллектива.

Вопросы:

1. Общая характеристика групп и их классификация.

2. Психология малой группы.

3. Психология воинского коллектива.

Как общественное существо человек нуждается и обязательно вступает во взаимоотношения с другими людьми, образуя при этом группы и коллективы. Объединение людей в группы отражает социальные потребности человека — потребности в общении, в самоутверждении, в общественном признании. Исходя из своих потребностей и индивидуально-психологических особенностей, человек стремится войти в ту социальную группу, где его личности качества будут приняты, поняты и оценены. Таким образом, образование групп — это закономерный социально-экономический и социально-психологический процесс.

В юридической практике приходится очень часто иметь дело с различными проявлениями групповой деятельности социально опасных групп или особенностями групповой динамики воинских коллективов и поэтому знание этих аспектов выступает необходимым элементом профессионализма военного юриста. В настоящее время это понятие прочно утвердилось в психологии. В данной лекции мы рассмотрим лишь некоторые особенности меж­личностных отношений в группах и коллективах и специфику психологии воинского коллектива.

Вопрос 1. Общая характеристика групп и их классификация.

Социальная среда представляет собой сло­­жно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соедине­ния, называемые группами.

Социальная группа — это общность людей, объединенных единством, сходством социально-психологических признаков стиля поведения и самосознания, обусловленных типичностью содержания и условий жизни, деятельности и общения.

Любую группу, как социальную систему хаpактеpизуют:

1) число элементов;

2) отношения между ними (формы социальных взаимодействий):

— дифференциация, иеpаpхия, стpуктуpа, соподчиненность элементов статусы и роли, групповые ожидания и т.д.);

— совместность, координация и дополнительность деятельности;

— групповые процессы взаимодействия, общения, организации и управления;

3) композиция, качественный состав совокупности (различия элементов);

4) механизмы групповой динамики и структуры:

5) групповые нормы и ценности, групповые санкции.

Существует большое количество оснований для классификации социальных групп. Во-первых, по величине выделяют:

· большие общественные группы (макpогpуппы) — на уровне социума в целом, не имеют непосредственного контакта: системообpазующий признак – объективный (классы, нации, партии, половозрастные, религиозные группы);

· средние группы, «группы среднего pазмеpа» — «мезогpуппы», представляющие собой массовые кpатковpеменные группы (организованные и неорганизованные) в виде толпы, массы, публики,

· малые группы (микpогpуппы).

Во-вторых, по форме существования группы бывают:

· контактные (реальные) группы — это реально существующие группы взаимодействующих, контактирующих между собой людей им присущи совместная деятельность и межличностные отношения, осознание факта психологической общности;

· условные (объединение по условному признаку, т.е. члены такой группы могут даже не знать друг друга), например группа военнослужащих первого года службы, группа спортсменов и т.д.

В-третьих, по цели и содержанию деятельности выделяют:

· преступные, и т.д.

[2]

В-четвертых, по форме организации группы бывают:

· официальные (источник возникновения — правовая, нормативная регламентация, дисциплина, ответственность за совместную деятельность, официальный руководитель, организация, цели, иеpаpхия, роли)

· неофициальные (отсутствие официального источника возникновения — общность мотивации в основе, ситуативность образования, главное — межличностные отношения, психология).

В-пятых, по характеру взаимодействия выделяются:

· контактные-пеpвичные — это группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством;

· группы членства и нечленские;

· pефеpентные группы (эталонные) они в свою очередь могут быть реальными и воображаемыми.

В-шестых, по длительности существования выделяют:

· спорадические (периодически возникающие).

В-седьмых, по уровню развития А.В.Петровский, беря в качестве оснований для классификации групп людей таких два показателя как а) содержание выполняемой деятельности и ее социальная значимость и б) внутригрупповую сплоченность, выделил следующие виды групп:

· коpпоpация (см. рис. 1).

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 320 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психология воинского коллектива.

Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Коллектив умножает силы каждого, и общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Воинский коллектив

— это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно-идейную психологическую среду, в которой живет личный состав, формируется духовный облик и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. Командир сталкивается с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить без учета психологии воинских групп и коллективов. Наука ставит проблемы, намечает пути их решения, не только применительно к воинскому коллективу, что же касается психологии отдельных групп военнослужащих, то разработок таких почти нет, хотя группа чаще всего наиболее сильно воздействует на личность воина.

Воинский коллектив

отличается от других видов коллективов целями, перед ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках допризывной подготовки юношей.

Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, создающими прочный психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других идеологических и нравственно-психологических сил. То духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, «притягивает» друг к другу складывается из следующих моментов:

— классовой принадлежности — самой сильной чертой облика человека и основой его сознания;

— социальной определенности — социальная определенность, классовое самосознание — главный психологический заряд, который есть людей. Развитие классового самосознания является важнейшей воспитательной задачей, которая решается в ходе подготовки молодежи к военной службе;

— общности идейных устремлений, убеждений. Чем больше и глубже овладевают люди научным мировоззрением, тем большие силы развиваются в группе, сплачивающие ее в коллектив. Отсюда ясна роль мировоззренческой подготовки будущих воинов;

— общность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении;

— совместной деятельности, имеющей общественное значение;

— наличия у всех членов коллектива воинского мастерства или стремления к его приобретению. Потому так важно вооружение учащихся начальными военными знаниями и навыками.

Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочения имеют традиции. Каждый воин, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сфере появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующее и воспитывающее влияния всегда огромны. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.

Читайте так же:  Основной принцип делового общения

Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых, потому что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.

В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер

: служебные, общественно-политические, межличностные, отношения.

Служебно — и общественно-политические отношения

— основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина к волевой мобилизации, самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.

Межличностные психологические отношения

(дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы, чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.

В практике встречаются и другая классификация взаимоотношений: нормативно-волевые, познавательные и эмоциональные.

Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов и уставов

Познавательные связанны с процессом, относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части, ее традиций.

Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма, обиды, подавленности.

В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.

Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.

В числе социально психологических явлений, управление которыми служит сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.

Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д.

— Другим важным инструментом воспитательного воздействия на воинов является движение информации — источника духовного климата в коллективе. Целям воспитания воинов служат достоверная содержательная, непрерывная и авторитетная информация идущая по официальному каналу.

Перемещение личного состава подразделения так же влияет на сплоченность, психологический климат коллектива. Полное отсутствие передвижений и перемещений людей в коллективе может привести к появлению признаков изоляции и застоя, чрезмерная чистота перемещений к нарушению стабильности, психологической неустойчивости, снижение сил сцепления и взаимного влияния.

Сильнейшим фактором, обеспечивающим сплочение коллектива и поддержание его здорового психологического климата является практическая совместная деятельность, в том числе служба, боевая учеба воинов, когда она мотивирована, организована, результативна.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Психология воинского коллектива.

Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Коллектив умножает силы каждого, и общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Воинский коллектив — это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно-идейную психологическую среду, в которой живет личный состав, формируется духовный облик и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. Командир сталкивается с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить без учета психологии воинских групп и коллективов. Наука ставит проблемы, намечает пути их решения, не только применительно к воинскому коллективу, что же касается психологии отдельных групп военнослужащих, то разработок таких почти нет, хотя группа чаще всего наиболее сильно воздействует на личность воина.

Воинский коллектив отличается от других видов коллективов целями, перед ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках допризывной подготовки юношей.

Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, создающими прочный психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других идеологических и нравственно-психологических сил. То духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, «притягивает» друг к другу складывается из следующих моментов:

— классовой принадлежности — самой сильной чертой облика человека и основой его сознания;

— социальной определенности — социальная определенность, классовое самосознание — главный психологический заряд, который есть людей. Развитие классового самосознания является важнейшей воспитательной задачей, которая решается в ходе подготовки молодежи к военной службе;

— общности идейных устремлений, убеждений. Чем больше и глубже овладевают люди научным мировоззрением, тем большие силы развиваются в группе, сплачивающие ее в коллектив. Отсюда ясна роль мировоззренческой подготовки будущих воинов;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— общность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении;

— совместной деятельности, имеющей общественное значение;

— наличия у всех членов коллектива воинского мастерства или стремления к его приобретению. Потому так важно вооружение учащихся начальными военными знаниями и навыками.

Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочения имеют традиции. Каждый воин, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сфере появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующее и воспитывающее влияния всегда огромны. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.

Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых, потому что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.

В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, отношения.

Служебно — и общественно-политические отношения — основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина к волевой мобилизации, самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.

Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы, чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.

В практике встречаются и другая классификация взаимоотношений: нормативно-волевые, познавательные и эмоциональные.

Читайте так же:  Шкала депрессии бека пройти тест

Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов и уставов

Познавательные связанны с процессом, относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части, ее традиций.

Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма, обиды, подавленности.

В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.

Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.

В числе социально психологических явлений, управление которыми служит сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.

Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д.

— Другим важным инструментом воспитательного воздействия на воинов является движение информации — источника духовного климата в коллективе. Целям воспитания воинов служат достоверная содержательная, непрерывная и авторитетная информация идущая по официальному каналу.

Перемещение личного состава подразделения так же влияет на сплоченность, психологический климат коллектива. Полное отсутствие передвижений и перемещений людей в коллективе может привести к появлению признаков изоляции и застоя, чрезмерная чистота перемещений к нарушению стабильности, психологической неустойчивости, снижение сил сцепления и взаимного влияния.

Сильнейшим фактором, обеспечивающим сплочение коллектива и поддержание его здорового психологического климата является практическая совместная деятельность, в том числе служба, боевая учеба воинов, когда она мотивирована, организована, результативна.

Характер воинского коллектива

Стратегические ракеты — оружие коллективного действия. Подготовка и пуск ракет осуществляются общими усилиями различных специалистов. Каждый из них выполняет свои функциональные обязанности, и все вместе решают судьбу боевой задачи. Каждого человека нужно подготовить к участию в боевой или общественной коллективной работе, создать боевой настрой. Для этого необходимы личная примерность офицеров, твердая дисциплина и требовательность, оказание помощи и взаимопомощи в работе по выполнению боевой задачи. Боевые расчеты должны безупречно выполнять свои функциональные обязанности, повышать классную квалификацию, общую и профессиональную культуру, обеспечивать слаженность и взаимозаменяемость в работе.

Основой для сплочения воинского коллектива становится единое стремление образцово выполнить боевую задачу, которого добиваются в результате проведения воспитательной работы, добиваясь единства помыслов и действий номер боевых расчетов, их полного взаимопонимания и слаженности, исключения малейшей несогласованности и психологической несовместимости.

Указанные факторы должны привести к созданию локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания военнослужащих, качественным показателем которой является наличие сплоченного и боеспособного воинского коллектива. Хотя В. Франкл высказывает в своих трудах предостережение следующего рода. Тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма. Истинное сообщество — это сообщество ответственных личностей; толпа — это просто множество обезличенных существ. В. Франкл считал, что, когда дело доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм приводит к нелепым заблуждениям. Вместо личной ответственности формируется комфортность и уважение к социальным нормам. Индивид предстает как усредненный тип. Но человек не машина, и оценка по типу не проходит. Чем более стандартизирована машина, тем она лучше; но чем больше стандартизирована личность, тем больше она растворяется в своем социальном слое, национальности или характерологическом типе. Чем больше она соответствует стандартному среднему, тем ниже она в нравственном отношении.

Результатом дисциплины являются продуктивная военная деятельность ее субъектов, их безболезненное включение в систему разнообразных отношений. Дисциплина включает результаты воплощения нравственно-духовного богатства человека и нравственного климата воинского коллектива. Нравственный климат воинского коллектива — это социально-психологическая среда жизни и службы каждого отдельного военнослужащего. Она создается самими военнослужащими друг для друга и для себя: их словами, переживаниями, действиями. Это идеи, мысли, чувства, которые циркулируют в данной группе военнослужащих и влияют на их жизнь и деятельность. Можно говорить о структуре нравственного климата воинского коллектива и об отдельных его элементах: ценностях, взаимоотношениях, настроениях, традициях. Ценности — это основа климата и в то же время — факторы, предопределяющие его параметры. Ценности предопределяют то, о чем говорят, спорят в подразделении; чем заняты мысли людей, на что направлены их внимание, интеллектуальные запросы, что они читают, смотрят, чем интересуются.

Оформление устойчивых социально-психологических связей между военнослужащими представляет процесс интеграции взглядов, суждений, оценок, волевых усилий. Из индивидуальных оценочных суждений формируются групповые мнения, которые выступают в качестве психологического регулятора внутригрупповой и внутри коллективной жизни. Следует особо подчеркнуть тот факт, что решение задач сплочения воинского коллектива может быть эффективным, если оно осуществляется на основе комплексного подхода не только усилий командира и воспитателя, но и деятельности самих воинов. Служебные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия военнослужащих при решении служебных задач: боевых, учебных, хозяйственных, и др. Эти отношения предполагают закрепленные уставами правила поведения военнослужащих при общении друг с другом. И если реальные взаимоотношения соответствуют требованиям воинских уставов, их называют уставными. В противоположном случае они будут неуставными.

Общественно-политические взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения собраний, лекций, тематических вечеров, «круглых столов», диспутов, торжественных построений и других мероприятий. Здесь взаимоотношения определяются документами: уставами, инструкциями, директивами, планами воспитательной работы в подразделении.

Внеслужебные (бытовые) отношения складываются за пределами служебной деятельности: в часы досуга, при проведении индивидуальной работы командира с подчиненными, на спортивных и культурно-досуговых мероприятиях.

Во всех этих взаимоотношениях — служебных, общественно-политических и неслужебных (бытовых) — всегда имеет место личностный, психологический аспект — симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления. И на службе, и вне службы взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей. Поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные отношения от личностных, так же как неправомерно личностные отношения отрывать от служебных отношений.

Вместе с тем, психологический, личностный аспект взаимоотношений военнослужащих может быть выражен в большей или меньшей степени. Поэтому есть необходимость различать взаимоотношения формальные (официальные), зримые, четко обозначенные, легко воспринимаемые и неформальные (неофициальные), менее зримые, нечетко выраженные.

Официальные отношения, как правило, служебные, уставные, в рамках воинских положений норм, правил. В них не всегда в достаточной мере представлены реальные социально-психологические явления, возникающие в процессе общения военнослужащих, — симпатии или антипатии, взаимные оценки, авторитет и т.д. Воспитанный военнослужащий неукоснительно соблюдает требования уставов, правила воинской вежливости, хотя внутренние, возможно, у него нет особых симпатий к определенному сослуживцу. Вот эти реальные явления и выражают собой неформальные (неофициальные) взаимоотношения. И для изучения подлинного характера взаимоотношений в воинском коллективе, всей их сложности и порой противоречивости офицеру и психологу недостаточно анализировать лишь непосредственно наблюдаемые факты и формальные отношения, а следует учитывать поведение военнослужащих в разных ситуациях, обстоятельствах — в сопоставлении с учетом возможных вариантов их последствий.

Читайте так же:  Таблетки от нервов стресса и депрессии

Профессионально компетентные офицеры строят свои взаимоотношения с подчиненными в соответствии с требованиями уставов, морали и нравственности и последовательно проводят в жизнь принцип единоначалия и строгой субординации как важнейшее условие обеспечения сплоченности и организованности армейских рядов. Этот принцип предполагает непреклонную требовательность, сочетающуюся с постоянной заботой и уважением личного достоинства воинов. Высокая, но справедливая требовательность, равные отношения командира к подчиненным являются ведущей стороной их отношений, т.к. это обусловлено характером воинской деятельности, ее спецификой и записано в воинских уставах. Высокая требовательность не должна иметь ничего общего с грубостью, так как начальник, нарушая этим устав, в известной степени, утрачивает моральное право по всей строгости требовать чего-либо от подчиненного.

Во взаимоотношениях офицеров с подчиненными должно проявляться взаимное доверие, морально-психологическая значимость которого очень велика. Оно вызывает у военнослужащего стремление оправдать проявляемое к нему доверие, повышает его чувство собственного достоинства, стимулирует его личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Разумеется, доверие не должно иметь ничего общего с попустительством к проступкам военнослужащих, недобросовестно относящихся к ратному труду, имеющих низкие моральные качества.

Необоснованное недоверие начальника к подчиненным, педагогическая сущность которого заключается в недооценке сил, возможностей и положительных качеств подчиненных и в переоценке своих собственных сил и достоинств, противоречит принципам уставов, снижает активность и инициативу воинов, порождает ошибки в управлении и руководстве людьми, что приводит к моральным конфликтам, причиной которых является личностное реагирование военнослужащих на существующие противоречия в коллективе. Моральный конфликт представляет собой ситуацию, в которой соответствующее острое нравственное противоречие достигло высшей фазы своего развития, выражающее столкновение моральных интересов, и в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать свой выбор в виде одной из двух взаимоисключающих моральных ценностей. Рассмотрим, какие причины субъективного порядка порождают нравственные конфликты. На наш взгляд, такие причины можно подразделить на моральные, вне моральные и связанные с управленческой деятельностью.

Моральные причины конфликтов: незнание основ морали, понимаемой как личностный момент, который оценивается внешним объектом — социум, толпа, соседи, сослуживцы и нравственности, понимаемой как внутренний регулятор — самоконтроль, как внутренняя мораль; низкий уровень моральной воспитанности личности воина; отсутствие у личности воина должной культуры морального выбора, умения принимать правильные решения, прибегая к выбору из рода поступков, способов поведения в различных ситуациях воинской деятельности и в процессе общения; наличие отрицательных нравственно-ценностных установок, отсутствие действительно коллективистских ценностей и идеалов; социально-нравственная индефферентность, эгоцентрическая жизненная позиция, линия поведения; противоречие между «сущим» и «должным», возможным и действительным, целью и средством, между старыми привычками и новыми условиями, несостоявшиеся ожидания, чувство ложного престижа, необоснованные претензии на лидерство в коллективе; непрофессиональная организация морально-психологического направления воспитания.

Недостатки управленческой деятельности, вытекающие из свойств личности и стиля работы руководителя воинского коллектива: отсутствие общей и профессиональной культур; а также — управленческой культуры; неумение строить диалог при общении с равными и подчиненными военнослужащими; неразвитость речи; использование авторитарного стиля руководства; слабая профессиональная подготовка, неопытность офицера в работе с личным составом по решению служебных задач, что приводит к недоработкам в организации несения службы, воспитательной работы, повседневной жизни и быта военнослужащих; недостаточные знания руководителя в вопросах военной психологии и педагогики, неумение применять эти знания в своей работе с людьми; недостаточная моральная воспитанность руководителя, проявляющаяся в черствости, несправедливости, отсутствии чуткости и такта в общении с подчиненными и т.д.; негативные черты характера руководителя (грубость, вспыльчивость, невыдержанность, болезненное самолюбие и т.д.); недоверие начальника к подчиненным, выражающееся в излишней опеке и подмене подчиненных при выполнении-ими своих обязанностей; предвзятое отношение начальника к подчиненному, заключающееся в заранее сложившемся отрицательном мнении.

[3]

Психология воинского коллектива.

Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Коллектив умножает силы каждого, и общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Воинский коллектив — это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно-идейную психологическую среду, в которой живет личный состав, формируется духовный облик и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. Командир сталкивается с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить без учета психологии воинских групп и коллективов. Наука ставит проблемы, намечает пути их решения, не только применительно к воинскому коллективу, что же касается психологии отдельных групп военнослужащих, то разработок таких почти нет, хотя группа чаще всего наиболее сильно воздействует на личность воина.

Воинский коллектив отличается от других видов коллективов целями, перед ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках допризывной подготовки юношей.

Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, создающими прочный психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других идеологических и нравственно-психологических сил. То духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, «притягивает» друг к другу складывается из следующих моментов:

— классовой принадлежности — самой сильной чертой облика человека и основой его сознания;

— социальной определенности — социальная определенность, классовое самосознание — главный психологический заряд, который есть людей. Развитие классового самосознания является важнейшей воспитательной задачей, которая решается в ходе подготовки молодежи к военной службе;

— общности идейных устремлений, убеждений. Чем больше и глубже овладевают люди научным мировоззрением, тем большие силы развиваются в группе, сплачивающие ее в коллектив. Отсюда ясна роль мировоззренческой подготовки будущих воинов;

— общность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении;

— совместной деятельности, имеющей общественное значение;

— наличия у всех членов коллектива воинского мастерства или стремления к его приобретению. Потому так важно вооружение учащихся начальными военными знаниями и навыками.

Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочения имеют традиции. Каждый воин, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сфере появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующее и воспитывающее влияния всегда огромны. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.

Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых, потому что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.

В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, отношения.

Читайте так же:  Стандарты делового этикета

Служебно — и общественно-политические отношения — основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина к волевой мобилизации, самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.

Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы, чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.

В практике встречаются и другая классификация взаимоотношений: нормативно-волевые, познавательные и эмоциональные.

Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов и уставов

Познавательные связанны с процессом, относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части, ее традиций.

Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма, обиды, подавленности.

В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.

Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.

В числе социально психологических явлений, управление которыми служит сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.

Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д.

— Другим важным инструментом воспитательного воздействия на воинов является движение информации — источника духовного климата в коллективе. Целям воспитания воинов служат достоверная содержательная, непрерывная и авторитетная информация идущая по официальному каналу.

[1]

Перемещение личного состава подразделения так же влияет на сплоченность, психологический климат коллектива. Полное отсутствие передвижений и перемещений людей в коллективе может привести к появлению признаков изоляции и застоя, чрезмерная чистота перемещений к нарушению стабильности, психологической неустойчивости, снижение сил сцепления и взаимного влияния.

Сильнейшим фактором, обеспечивающим сплочение коллектива и поддержание его здорового психологического климата является практическая совместная деятельность, в том числе служба, боевая учеба воинов, когда она мотивирована, организована, результативна.

Заключение.

Подводя итоги социально-психологического рассмотрения теоретических и прикладных аспектов сплочения воинских коллективов можно сделать заключение о перспективности этого направления дальнейшего совершенствования боеспособности личного состава Вооруженных сил Республики Таджикистан.

Являясь характеристикой уровня развития взаимоотношений военнослужащих в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах, сплоченность проявляется в морально-политическом единстве, боевой сработанности и психологической совместимости членов воинского коллектива. От степени доверительности во взаимоотношениях воинов, от уровня их служебно-профессионального взаимопонимания и эмоциональной удовлетворенности общением во многом зависит моральный дух войск, характер коллективного обслуживания и боевого использования техники и оружия.

Сплоченность может быть качественно и количественно оценена с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах.

Изучая, учитывая и развивая степень сплоченности подразделения, боевого расчета, экипажа, командиры создают условия для эффективного руководства подчиненными, для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, для качественного выполнения личным составом профессионального долга, для повышения эффективности совместной деятельности.

учет при формировании боевых расчетов, экипажей, при введении в их состав новых членов. Весьма полезно оценить степень нервно-психологической устойчивости воина. Особое внимание следует уделять воинам холерического темперамента со слабым процессом торможения и недостаточно развитыми навыками самообладания, волевого самоуправления. Своим поведением командир должен убедить подчиненных, что у любого спора есть начальная стадия, на которой он легко гасится, что умение предотвратить столкновение характеров формируется, что этому можно и нужно учиться.

В ряде случаев полезной может быть откровенная беседа с участниками конфликта, разбор его причин, предоставление воинам возможности прочувствовать позицию товарища, стать на его место. Такая беседа должна проводиться в спокойной и доверительной обстановке. Но еще лучше, если работа с подчиненными носит предварительный, профилактический характер, когда еще нарождающиеся предпосылки несовместимости легко блокируются, когда легко корректируются социальные роли и создаются условия для хорошей срабатываемости членов микрогрупп.

При сплочении коллектива в центре внимания командира должен постоянно находиться актив подразделения, который имеет большие возможности обсуждения сложившегося положения, влияния на негативные явления, перевоспитания отдельных воинов, активизации процесса сплочения. Поэтому следует избегать типичной ошибки, когда прибывший офицер стремится в одиночку решить все вопросы.

Сплочение коллектива — дело тонкое, требующее не только личной активности руководителя, но и плановости этой работы, ее организации, привлечения к ее проведению многих помощников и использования глубоких психологических знаний, умений и навыков.

ловкостью, верностью, отзывчивостью, начитанностью, умом товарища, желанием войти в круг наиболее авторитетных и уважаемых в коллективе сослуживцев.

Все это в конечном итоге складывается в эмоциональную оценку возможного кандидата (причем не всегда на хорошо осознаваемом уровне) и переходит в принятие или недопущение воина в систему неофициальных взаимоотношений. По сравнению со зрелым возрастом, в юношеские годы такие отношения очень высоко ценятся, а их отсутствие тяжело переживается. Справедливости ради следует отметить, что не всегда психологическая совместимость, основанная на землячестве, прошлой дружбе и т.п. способствует эффективной совместной деятельности. В ряде случаев она может привести безответственных и беспринципных воинов к стремлению получить незаслуженные льготы и блага в ущерб другим сослуживцам.

В целом психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на психологическую атмосферу коллектива и способствует скорейшему его сплочению. На основе сказанного сплоченность можно определить как социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности. Основными резуль-татами сплоченности являются морально-политическое единс-тво, боевая сработанность и психологическая совместимость членов воинского коллектива, боевого расчета, экипажа.

Говоря о сплоченности армейского коллектива, не следует забывать, что этот коллектив военный, что взаимоотношения в нем строятся по уставным нормам, что именно воинский устав требует организовывать и проводить работу по сплочению личного состава. Уставная регламентация взаимоотношений воинов обусловлена анализом и обобщением многовекового армейского опыта, успехов и разочарований многих поколений

командиров. Отступление от требований устава в конечном итоге приводит к возникновению межличностных конфликтов и нарушений воинской дисциплины, к снижению уровня боевой готовности и эффективности совместного ратного труда.

Наряду с официальной, уставной организацией жизни и деятельности в воинском коллективе, существуют и неофициальные, а порой и скрытые взаимоотношения воинов. Переплетаясь, официальные и неофициальные взаимоотношения формируют специфические социальные роли воинов в сфере их межличностного общения. Среди них особого рассмотрения заслуживают социальные роли так называемых «лидеров», «конформных» и «изолированных» личностей.

Читайте так же:  Тревожная депрессия

Лидеры — это, во-первых, воины, пользующиеся большим авторитетом у личного состава подразделения в различных сферах воинской деятельности. К числу лидеров прежде всего относятся командиры всех рангов. Их служебный авторитет, права и возможности, нетерпимость к нарушениям воинского порядка и подход к людям во многом определяют психологический климат в подразделении.

Во-вторых, существенную роль в сплочении воинского коллектива играют лидеры актива. Открыто и принципиально они проводят во взаимоотношениях курс на дружбу, сотрудничество между воинами, социальную справедливость и совместную ответственность личного состава подразделения за уровень боевой готовности.

И, наконец, третью группу лидеров образуют неофициальные, скрытые лидеры. Мало заметные внешне, они оказывают значительное влияние на сплоченность коллектива. При общественно полезной направленности неофициальное лидерство чаще всего официально подтверждается избранием таких воинов на выборные общественные должности с большой пользой для сплочения подразделения, экипажа, боевого расчета. В противном случае негативный лидер разобщает воинов, способствует насаждению неуставных взаимоотношений,

возникновению межличностных конфликтов. В то же время попеременное назначение на лидерские роли всех членов экипажа (например, при несении патрульной службы, дежурств по роте, при выполнении хозяйственных работ и т.п.) приводит к накоплению опыта руководящей работы и умения сотрудничать с разными людьми, развивает общительность и инициативу. Даже у конформных воинов такой прием способствует проявлению социально полезных качеств и общественной активности. Вхождение конформного воина в уже сформированный экипаж обычно происходит менее болезненно, но сам он, как личность, вносит небольшой вклад в развитие коллектива в целом и каждого его члена в отдельности.

Низкому уровню сплоченности воинского коллектива зачастую сопутствует высокая конфликтность общения и неуставные взаимоотношения. Поэтому наряду с мерами по наведению уставного порядка в подразделении командиру необходимо активизировать правовую пропаганду, содействовать распространению юридических знаний, добиваться понимания воинами личной ответственности за нарушение законов. Каждый из них должен постоянно помнить, что неуставные взаимоотношения — это не только конфликт, нарушение требований воинского устава и внутреннего порядка в подразделении. Это воинское преступление, подрывающее нормы морали и снижающее боеготовность личного состава.

Сплочению коллектива содействует опора на характерные для общества вообще и для воинского коллектива в частности традиции войскового товарищества, дружбы и коллективизма. Для ориентации воинов на лучшее взаимопонимание целесообразно проводить общие собрания личного состава с обсуждением проблемы взаимоотношений в естественной обстановке 6ез лишней регламентации, формализма, скучных докладов и заранее подготовленных выступлений.

Ускорению процесса сплочения способствует изучение социально-психологических особенностей личного состава и их

Принятие новичка в экипаж, расчет, отделение, взвод осуществляется в личностно-бытовой сфере. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются необходимыми, то в быту они регулируются впечатлениями и эмоциональными отношениями. Естественно, что и здесь роль наставника весьма существенна. Шуткой, поддержкой; замечанием он легко может снять ситуационно возникающую конфликтность, создать благоприятную установку экипажа на положительную эмоциональную оценку новичка, на снисхождение к его промахам.

Большое влияние на эту сферу взаимоотношений может оказать организация встречи прибывающего пополнения. Особенно эффективна предварительная работа командира со встречающими и встречаемыми. Если новичков необходимо ориентировать на уважение к опыту, знаниям и умениям старослужащих, то «ветеранов» следует настроить на восприятие вновь прибывших в качестве нуждающихся в поддержке младших братьев, неопытных в службе и легко ранимых в суровой армейской среде. Воинам старших периодов службы полезно напомнить их прошлые впечатления в аналогичной ситуации. Хорошо также при последующей совместной встрече охарактеризовать как успехи старослужащих, так и уровень подготовки к службе новичков (их достижения в труде, спорте, художественной самодеятельности и т.д.). В этом отношении оправдывают себя тематические вечера «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются воины с общностью судеб до службы в армии. Этому же способствует

совпадение целей у воинов на разных этапах ратной деятельности, перспектив на послеармейский период.

Целям сплочения может служить выявление и учет социальных ролей в неофициальной структуре коллектива. Например, хорошо известно, что совместное функционирование нескольких лидеров в небольшом коллективе способствует

подрывает авторитет командира. Естественно, что такое положение нетерпимо и требует активного противодействия.

К конформным личностям относятся воины, внешне уступающие влиянию товарищей по службе при внутреннем несогласии с их позицией и высказываниями. Являясь негативным качеством личности применительно к принципиальным политическим и нравственным вопросам, конформность может играть положительную роль в улучшении бытовых взаимоотношений, в сплочении коллектива. Понимая, что зачастую конфликты начинаются из-за пустяковых причин, прямолинейности или юношеской горячности, конформный воин находит формы разумной уступчивости, избегает желания всегда и во всем сказать последнее слово в споре, при обсуждении малозначимых, второстепенных вопросов, щадит гордость и юношеское самолюбие сослуживца, не поступаясь при этом собственным достоинством.

Особое положение занимают так называемые «изолированные» воины, с нейтральной жизненной позицией, пассивным отношением к службе, безразличные и к общественной работе, и к межличностным конфликтам. Как правило, они замкнуты в себе и не проявляют активного желания к изменению своей социальной роли. Причиной такого поведения может быть принадлежность к запрещенной законом религиозной секте, наличие скрываемой или мнимой болезни, сильные переживания из-за крушения заветной цели, из-за безнадежной любви, из-за измены жены или любимой девушки и т.п. Влияние «изолированных» воинов на сплоченность коллектива не велико, но при невыясненности мотивов такого поведения от них можно ожидать весьма непредсказуемых поступков (вплоть до самоубийств).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Своевременное выявление лидеров, конформных и «изолированных» воинов и учет выполняемых ими социальных ролей несомненно является резервом повышения сплоченности воинского коллектива, управления процессом его формирования.

Источники


  1. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.

  2. Браун Дэни Книга-тренинг по системе «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» / Браун Дэни. — М.: Астрель, 2012. — 288 c.

  3. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.
  4. Александр Кичаев Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Научитесь правильно отпускать. Секрет успеха (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Бригитта Нойзидл. — М.: ИГ «Весь», 2013. — 640 c.
Психологическая совместимость воинского коллектива
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here