Работа сми в период вооруженного конфликта

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Работа сми в период вооруженного конфликта" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

СМИ в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения

Курсовая ТПМИ (2011).docx

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и практика массовой информации»

на тему: «СМИ в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения»

Выполнила: Соловьёва М.О

фамилия, имя, отчество

Гуманитарный, 3 курс, гр.6081

факультет, курс, № группы

Руководитель: канд.юрид.наук, доцент

Марков А.А Подпись

ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество

Санкт-Петербург

§ 1. История экстремальной журналистики в России.
§ 2. Особенности сбора и подготовки информационно-аналитических материалов в зоне военных действий.

2.1 Правовой статус журналиста, работающего в зоне военного конфликта.

§ 3. Особенности освещения российскими СМИ военных конфликтов (на примере военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008

Военные конфликты в разных частях света особенно обострились в конце ХХ века. При этом развитие науки и техники сопровождает и поддерживает успешное внедрение новых идей и разработок в военную промышленность. Это привело к так называемой «глобализации» мирового сообщества, и наступлению «нового мирового порядка» — к примеру, объединению Европы, вступлению в ЕС стран бывшего социалистического лагеря. Военные конфликты, ранее бывшие локальными, теперь грозят развернуться по всему миру, не в последнюю очередь из-за развития науки и техники. Их характерная особенность – информационная открытость гражданам всего мира, хотя бы потенциальная. Ирак, Югославия, Афганистан, Чечня – войны последнего десятилетия продемонстрировали мировому сообществу, что их непосредственными участниками, а не только сторонними наблюдателями, стали журналисты.
Журналисты, также как и любые другие граждане, могут стать жертвами обстрела, могут стать заложниками и погибнуть от взрыва. Однако есть еще и специфика профессии, вследствие которой подобные риски для журналистов оказываются наиболее вероятны. Тем более высока вероятность разного рода рисков и угроз оказывается для журналистов, работающих в зонах социальных и военных конфликтов, в так называемых «горячих точках».

Помимо преодоления общих угроз безопасности, необходимости остаться живым и здоровым, перед журналистом стоит и другая задача: невзирая на все препятствия, выполнить свою работу.
Характерной особенностью последних лет стали и войны террористические, по своему размаху не уступающие войнам в обычном понимании этого слова. И здесь журналисты, вообще СМИ, показали, что они остаются реальной силой — они формируют общественное мнение, от них во многом зависит дальнейшее развитие событий, ведь, как мы знаем, главная ценность двадцать первого века – информация.

В связи с вышесказанным становится очевидной актуальность темы представленной курсовой работы – журналисты и война.
Цель работы – рассмотрение особенностей работы журналиста в зоне военных действий. При этом необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение понятия «экстремальная журналистика» и проследить этапы её развития в Росиии, начиная с XIX века и до сегодняшнего дня;

2. Проанализировать основные особенности сбора, обработки и подачи информации журналистом в процессе освещения военных конфликтов;

3. Указать основные функции и роль СМИ, как неотъемлемой части любого геополитического конфликта;

4. Отметить главные трудности, с которыми сталкивается журналист, находясь в «горячей точке»;

5. Проанализировать основные законы, регламентирующие правовой статус журналиста

6. Проанализировать освещение российскими и западными СМИ военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года.

Объект исследования — материалы о пребывании журналистов в зоне военных действий, сообщения информагентств, публикации в СМИ.

Предмет исследования – характерные черты, определяющие ключевые моменты взаимоотношения журналистской профессии и ситуации, складывающейся в зоне военного конфликта.
Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

История экстремальной журналистики в России.

Экстремальная журналистика — это одно из направлений журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно в зонах боевых действий, этно-религиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья. Ряд источников, в том числе основанный в 2004-м году «Центр экстремальной журналистики» относит к экстремальной еще и криминальную журналистику, однако, представляется, что ее корректнее классифицировать как расследовательскую. 1

Для понимания важности и актуальности темы, необходимо очертить круг проблем, входящих в сферу так называемой экстремальной журналистики, термина, появившегося в лексиконе профессионалов и в исследованиях российских ученых различных областей знания в начале 90-х годов прошлого века, когда после распада Советского Союза на его бывших окраинах начали вспыхивать политические конфликты, часто переходившие в кровопролитные межэтнические столкновения.

В годы русско-японской войны ситуация складывалась совсем по-другому: военные цензоры совершали грубейшие промахи — допускали, например, публикацию открытки с фотографией войск и подписью «Части 20-го армейского корпуса на позиции при Ляохе», или сообщений в центральной прессе об отбытии на войну тех или иных офицеров. В результате японская ставка, имевшая в своем распоряжении открыто публиковавшиеся списки офицеров Генерального штаба, легко могла установить, какие части через некоторое время прибудут на театр военных действий.

Злость за военные поражения цензоры и неудачливые военачальники вымещали на журналистах. Василий Немирович-Данченко писал в апреле 1905 года в «Русском слове»: «некоторые корреспонденты попросили указаний, о чем можно и о чем нельзя писать. Главный Штаб ответил на это, что не находит возможным заводить переписку с ними. Не правда ли, как характерно это бюрократическое презрение ко всему, что не входит в пределы их касты! Даже теперь, после ряда неудач, пытаются прежде всего зажать рты, точно в общем молчании — спасение и если все общество сделается слепо и глухо — боевое счастье повернется к нам лицом, японцы будут разбиты и военная честь наша будет оправдана». 3
Некоторых журналистов просто высылали с театра военных действий. Фронтовые корреспонденты были наперечет. Некоторые из них по-настоящему прославились на той войне — например, Евгений Ножин, сумевший наладить контакты с некоторыми представителями командования гарнизона и 1-й Тихоокеанской эскадры и передававший свои репортажи из осажденного Порт-Артура почти до момента его падения. В то время благодаря своим корреспонденциям стали известны публиковавшиеся под псевдонимами капитан русской армии Антон Деникин и генерал-майор Михаил Алексеев.

Военные корреспонденты многих российских газет активно работали и на полях первой мировой войны, которая дала мощный импульс к развитию батальной журналистики. В этот период в России появляются десятки новых военных изданий, не выходят без хотя бы одного материала с мест боев ведущие общественно-политические издания, как правило, командировавшие своих корреспондентов на войну.

Значительную роль играло и то, что занявший весной 1915 года пост военного министра генерал Алексей Поливанов стремился к обсуждению обществом важнейших вопросов ведения войны и часто приглашал журналистов в свой кабинет. Без предубеждения относились к «акулам пера» морской министр Иван Григорович и многие командующие фронтами и флотами. Но это не мешало военной цензуре, находившейся в то время в подчинении одного из управлений Генерального штаба, время от времени употреблять свою власть против возможного разглашения военной тайны. Нередко полосы даже таких газет, как «Русское слово», «Русские ведомости» и «Новое время», выходили со значительными купюрами. 4

Читайте так же:  Работа комиссии по урегулированию конфликта интересов

Положение изменилось вскоре после прихода к власти большевиков, которые уже летом 1918 года поставили цензуру, в том числе и военную, под строгий контроль ВЧК и запретили публиковать сведения о действительном ходе операций до их окончания, данные об антибольшевистских восстаниях до их подавления, а также сведения о приходе и отходе судов из портов Советской России. Разумеется, об иностранных корреспондентах на театре военных действий не могло быть и речи, а советских не пускали дальше штабов дивизий.

Однако, именно в советское время была в полном объёме перенята традиция организовывать работу журналистов непосредственно в местах дислокации войск и публиковать в печати материалы с передовой.

Особенно показательна в этом смысле организация работы печати в годы Великой Отечественной войны, когда в действующей армии в качестве военных корреспондентов работали такие выдающиеся советские журналисты, писатели и поэты, как Константин Симонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Лев Кассиль, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Алексей Толстой, Николай Тихонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и многие, многие другие. «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия» и «Красная звезда» регулярно, из номера в номер публиковали фронтовые репортажи своих корреспондентов. Фронтовые репортажи и публицистика звали читателей к защите Родины, к непреклонной решимости в борьбе с врагом. Огромный резонанс общественности вызвали такие материалы, как «Родина» и «Кровь народа» А.Толстого, «Сила России» Н.Тихонова, «Размышления у Киева» Л.Леонова, «Украина в огне» А.Довженко, «душа России» И.Эренбурга, «Уроки истории» В.Вишневского.

Уже в первые дни июля в «Правде» и «Красной звезде» появились материалы Михаила Шолохова.

Непосредственно из действующей армии был подготовлен материал «На сталинском направлении», основную мысль которого можно выразить строкой из самого материала: «Какие бы тяжелые испытания не пришлось перенести нашей Родине, — она непобедима». Волнующую, не оставившую никого равнодушным статью о зверствах фашистов, о гневе, нарастающем в сердцах людей, писатель рассказал в замечательном очерке «На юге». В первом военном номере газеты «Красная звезда» появились материалы В. Вишневского, который неоднократно выезжал позднее на линию фронта, собирая материалы для своих публикаций.

[2]

Военными корреспондентами были подготовлены и многие яркие радиоматериалы. В памяти радиослушателей периода Великой Отечественной войны остались выступления у микрофона А.Гайдара, Р.Кармена, Л.Кассиля, П.Мануйлова, А.Фрамма, К.Паустовского, Е.Петрова, Л.Соболева, делившихся с аудиторией фронтовыми наблюдениями и эмоциями.

Большое развитие получила фронтовая фотожурналистика. С риском для жизни работали в расположении действующей армии фотокорреспонденты «Правды», «Известий», «Красной Звезды», «Комсомольской правды», чьи снимки получили мировую известность — А.Устинов, Б.Кудоров, Г.Хозмер и другие.

Интересные данные приводит в статье «Печатные издания в годы войны» исследователь А.Малыгин (Мир библиографии. 2004..№5). В годы Великой Отечественной, пишет он, сформировалась «фронтовая газетная периодика», суммарный разовый тираж которой составлял 6 миллионов 256 тысяч экземпляров. К этому числу нужно прибавить 1 миллион 960 тысяч экземпляров журналов, выходивших ежемесячно. Всего же в годы войны выходили 1357 наименований военных газет и журналов, в том числе на языках народов СССР. И каждая газета, каждый журнал содержали материалы, добытые журналистами непосредственно на передовой». 5

СМИ в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения

Курсовая ТПМИ (2011).docx

а) стандартная схема работы СМИ:

объект А è источник è получатель

б) схема СМИ в случае военного конфликта:

объект Б è источник è получатель

Происходит систематическое искажение картинки в угоду поставленной цели. СМИ в принципе всегда искажает картинку ситуации в сторону своих стандартов, например, в случае предвыборной борьбы. СМИ больше внимания уделяют процессу «гонки» между кандидатами, чем расхождению между ними по проблемным вопросам. Однако в данном случае искажение возникает не из-за стандартов канала, а из-за поставленных целей. 12

Проблема управления сообщениями СМИ в случае конфликта решается также ограничением доступа журналистов к театру развития событий. Резко сузив возможности получения информации, удается увеличить интерес к официальной точке зрения. Но такие задержки могут носить только временный характер, только в первые часы после начала военных действий, в противном случае развивается существенное неприятие действий властных структур со стороны журналистов, что наиболее ярко продемонстрировала послечернобыльская ситуация, когда в результате возникло резкое недоверие к официальной информации.

Не только военный конфликт в чистом виде вызывает необходимость обращения к данной проблематике. Серьезные проблемы по управлению масс-медиа эффектами возникают в современном мире при захвате заложников террористами. Террористы в этих случаях очень сильно сориентированы на средства коммуникации и журналистов, соответствующим образом коррелируя свои действия. Так, захват заложников в 1985 г. ливанскими террористами привел к тому, что международные телесети пользовались только картинкой, предоставляемой самими террористами. В результате были представлены не та точка зрения и не та интерпретация событий, к которым стремились властные структуры. 13

2.1 Правовой статус журналиста, работающего в зоне военного конфликта.

Журналисты, профессиональный долг которых – находиться там, где происходит вооруженное столкновение, и принимать непосредственное участие в освещении этих событий, нормами международного гуманитарного права (МГП) рассматриваются как гражданское население и лица, которые оказались на территории вооруженного конфликта. 14 Нормы МГП говорят о том, что гражданские лица могут потерять право на защиту, предоставляемую МГП, если они вступают в вооруженные формирования, если они берут в руки оружие и даже если они находятся рядом с различными военными объектами, поскольку в этом случае никто не сможет гарантировать им жизнь, так как военные объекты будут подвергаться нападению в первую очередь.

Главной международной гуманитарной организацией, к чьим функциям относится контроль над соблюдением норм МГП, является Международный Комитет Красного Креста (Полумесяца). Наряду с МККК в зонах вооруженных конфликтов часто работают и другие международные организации, с которыми приходится сталкиваться журналистам. Это миротворческие силы ООН, это Организация безопасности и сотрудничества в Европе – ОБСЕ, это такие неправительственные международные гуманитарные организации как “Врачи без границ”, “Международная амнистия”, “Репортеры без границ”, миссии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и ряд других неправительственных организаций, цель которых – оказать содействие в первую очередь гражданскому населению, которое вовлекается в вооруженный конфликт. Существует несколько видов защиты, предоставляемой МГП журналистам.

Статья 79 Дополнительного протокола № 1 регламентирует защиту, предоставляемую журналистам. Следует обратить внимание на первый и второй параграфы данной статьи, которая говорит о предоставлении защиты журналистам как гражданским лицам. Дело в том, что после второй мировой войны ООН со своей стороны предлагала установить определенные положения о защите журналистов. В частности, ООН предлагала сделать специальные опознавательные знаки для журналистов, ввести определенный учет журналистов, создать базу данных, создать международную организацию, которая могла бы регулировать направление журналистов в различные “горячие точки”. 15

Однако сами журналисты, многие международные журналистские организации выступили против инициатив ООН. Одной из причин, почему журналисты были против такой защиты, являлось опасение, что подобная защита на самом деле будет определенным инструментом давления на журналистов, будет препятствовать их профессиональной работе в зоне вооруженных конфликтов. Надо сказать, что эти опасения были небезосновательны, поскольку огромное количество примеров на международном уровне подтверждали, что осуществлялись попытки не допускать журналистов к освещению тех или иных проблем, связанных с вооруженным конфликтом.

При стабильной ситуации и мирной жизни для защиты различных прав человека применяется национальное законодательство отдельно взятого государства. Но когда идут вооруженные конфликты, законодательство, рассчитанное на мирную жизнь, не может быть применено, поскольку война может ограничить права человека или помешать их осуществлению. В такое время вступает в силу законы международного гуманитарного права, которое состоит из двух разделов: “Женевское право” и “Гаагское право”. Основанные на всемирно признанных нормативных актах, они защищают интересы каждого индивидуума.

Читайте так же:  Аниме парень депрессия

В смысле собственно нормотворчества международное гуманитарное право началось с первой Женевской конвенции, которая была принята в 1864 г. на заседании Комитета Красного Креста, в присутствии представителей 16 стран мира.

[3]

“Женевское право” охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в боевых действиях. Оно состоит из четырех Женевских конвенций 1949 г. и двух Дополнительных протоколов к ним 1977 г., которые составляют свод положений, насчитывающий около шестисот статей, которые представляют собой систему правил, нацеленных на защиту индивидуума во время вооруженных конфликтов.

“Гаагское право” обуславливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба. Это право явилось, в основном, результатом Гаагских конвенций 1899 г. В него входят положения, относящиеся к статусу военнопленных, раненных, лиц потерпевших кораблекрушения во время военных действий на море и гражданских лиц на оккупированных территориях и т. д.
В одной из статей Женевской конвенции говорится о правах журналистов, находящихся зонах военных действий: “Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, должны рассматриваться как гражданские лица и пользоваться защитой в качестве таковых. Журналист может получить удостоверение личности, подтверждающее его статус журналиста”.
Данная статья является фундаментальной базовой основой права журналиста в “горячих точках”. После принятия 4-й Женевской конвенции также были предложены некоторые протоколы к ней, касающиеся журналистов. Например, протокол о том, чтобы журналисты в зонах военных действий носили отличительные эмблемы. Окончательно этот протокол еще не принят. Вся конвенция в целом рассматривает журналиста как гражданское лицо. 16

Кроме того, законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантировать ему возможность осуществлять в таких условиях свою профессиональную деятельность. Так, статья 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» прямо предоставляет журналистам право посещать специально охраняемые места аварий и катастроф. 17

Журналисты должны быть допущены к работе в указанных местах даже в случае, если каким-либо ведомственным нормативным актом запрещается допускать на такие территории «посторонних лиц», так как они «посторонними» в силу прямого указания закона не являются. На правоохранительные органы ложится обязанность организовать работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы она не мешала проведению спасательных работ или работе криминалистов и следователей.

Также на правоохранительные органы ложится обязанность обеспечить безопасность журналиста, которому Законом РФ «О средствах массовой информации» гарантирована защита как лицу, исполняющему общественный долг. 18

Однако в настоящее время лица, не допустившие журналиста к месту аварии или катастрофы, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, так как из диспозиции уголовной нормы были исключены случаи воспрепятствования доступу к информации.

Какие либо ограничения в работе журналиста в местах аварий, катастроф и стихийных бедствий и месте совершения преступления законодательством не урегулированы. Следует предположить, что эти ограничения могут быть обусловлены лишь требованиями соблюдения личной безопасности журналиста и иных лиц (то есть когда должностные лица действуют в состоянии крайней необходимости, ограничивая права журналистов, жертвуют меньшим благом — профессиональными правами, ради большего — жизни и здоровья).

Однако, несмотря на это, на журналистов распространяются ограничения на въезд и свободу передвижения на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение. Закон РФ «О СМИ» в ст. 47 предусматривает право журналистов посещать местности, на которых введено чрезвычайное положение. Но после принятия 30 мая 2001 г. Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на отношения по доступу и перемещению на территории, на которой введено чрезвычайное положение, должен распространяться именно этот закон. Противоречие между этими двумя законами решается в пользу ФКЗ «О чрезвычайном положении», т. к. в иерархии нормативных актов он занимает более высокое положение. Ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусматривает, что указом Президента РФ могут (но не обязательно) устанавливаться ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее. 19

Особенности освещения российскими и западными СМИ военных конфликтов (на примере военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года).

Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны.

Если посмотреть публикации в газетах или в интернете о войне между Грузией и Южной Осетией, то мы увидим множество статей, посвященных информационной войне между Россией и Грузией, при этом заголовки газет, освещающих эти события, пестрят такими названиями, как: «Россия проиграла информационную войну», «Информационная война началась: Грузия с 9 августа отключит вещание всех российских телеканалов» 20 , «Информационная война в Грузии» 21 , «Глобальные СМИ в информационной войне против России» 22 , «Равняйсь! СМИ. Отставить! В чем причины поражения России в информационной войне с Грузией?» 23 и т.д.

Почему же возникший между Грузией и Южной Осетией конфликт переродился в информационную войну между Грузией и Россией? Скорее всего, это обусловлено тем, что мировые средства массовой информации, стремясь за рейтингом, искали сенсационную новость. А в данном конкретном случае война между никому не известной на Западе Южной Осетией и Грузией новостью не являлась, а война между Грузией и Россией, а тем более противостояние между Россией и США были настоящей сенсацией 24 .

Чтобы разобраться, так ли это на самом деле и какова информационная политика двух противостоящих сторон – России и Грузии, были проанализирована информация, полученная из российских и зарубежных средств массовой информации.

Средства массовой информации создают окружающее нас информационное пространство, в которое входят события об окружающем нас мире и многое другое, в том числе и созданный средствами массовой информации политический мир. Основу наших знаний о политике, о ситуации в определенной стране мы получаем главным образом из сообщений средств массовой информации. При этом политика государств для аудитории средств массовой информации складывается из интерпретации освещаемого события. Ведущие телеканалы России и Грузии освещали военные действия в соответствии с позицией государства.

Нарушения в освещении военных событий средствами массовой информации имелись как со стороны Грузии, так и со стороны России. Главным образом они выражались в фальсификации и искажении передаваемой информации. Так не соответствовали действительности, данные о потерях среди мирного и военного населения, а также данные об утраченных единицах оружия и бронетехники.

Освещения боевых действий в Южной Осетии и в Грузии в разных странах началось в разное время. Так, например, если в России о нападении Грузии на Южную Осетию знали в первый же день, то мировая общественность узнала об этом гораздо позже, когда российские войска, защищая жителей Южной Осетии, вошли на территорию Грузии. О фактах же нападения Грузии на Южную Осетию в зарубежных средствах массовой информации нигде не упоминалось, таким образом, по мнению зарубежных зрителей, войну начала Россия, вторгшись на территорию Грузии. На этом примере наглядно изображается ситуация, когда некоторые аспекты ведения боевых действий и ситуации в зоне боевых действий замалчиваются, а другие подробно освещаются.

Читайте так же:  Гамильтон тест на депрессию

Основным источником официальной информации для российских СМИ о ходе военного конфликта были ежедневные пресс-конференции заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ генерал-полковника А. Ноговицына.

Правовой статус журналиста, находящегося в зоне вооруженного конфликта.

Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта регулируется Международным гуманитарным правом. Оно состоит из Гаагской конвенции, которая устанавливает правила войны. И женевкой конвенции, которая устанавливает требования по защите жертв войны и правах лиц, участвовавших в вооруж. Конфликте. Однако современная международная система не дифференцирует это право. Это деление осуществляют только журналисты. В силу Международного гуманитарного права все лица делятся на комбатантов (тех, кто участвует в войне: солдаты, народное ополчение и все, кто взял в руки оружие) — у них есть право на причинение смерти, однако раненных, детей, женщин и стариков им трогать нельзя. Остальные — некомбатанты. К ним же причисляются врачи, священнослужители и ЖУРНАЛИСТЫ. Их нельзя убивать, брать в плен. Убийство журналиста может всколыхнуть прессу и привлечь дополнительное внимание к конфликту.

Согласно статье 79 I Дополнительного Протокола 1977 года «Меры по защите журналистов», «журналист, находящийся в опасной командировке в районе вооруженного конфликта (ВК), будучи гражданским лицом пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом (МГП) гражданским лицам при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц». Таким образом, журналист не рассматривается как сам субъект МГП. Согласно Дополнительному Протоколу военные корреспонденты, аккредитованные при вооруженных силах и являющиеся тем самым военнослужащими, в случае попадания в плен имеют статус военнопленного. Дополнительный Протокол специально устанавливает удостоверение личности, являющееся доказательством к статусу журналиста. Удостоверение личности выдается властями при аккредитации журналистов. Отсутствие удостоверения не утрачивает право на защиту как гражданского лица. Современное законодательство отдельных государств устанавливает специальные правила о нахождении журналистов в зоне ВК немеждународного характера. Практически все эти правила обязывают журналистов пройти аккредитацию (получить согласие) на нахождение в зоне ВК (съемка). (лекция Минбалеева)

Журналист может утратить не право на защиту, которую он имеет в соответствии со своим статусом гражданского лица, если он следует за вооруженным формированием, находясь от него на слишком близком расстоянии. Он не сможет более пользоваться защитой, если такое формирование станет объектом нападения со стороны противника. При этих обстоятельствах он действует на свой страх и риск. То же самое можно сказать о журналисте, который приближается к военным объектам. Кроме того, любое непосредственное участие в военных действиях лишает его неприкосновенности.

Сегодня понятие вооруженного конфликта значительно расширилось. Он может быть не только между двумя странами, но и внутри одного государства. Это противостояние преступных группировок государству, террористические акты.

Военный корреспондент Николай Мамулашвили в книге «Моя Чеченская война» пишет, что перед поездкой в зону вооруженного конфликта необходимо хорошо подготовиться. Знать местной, обычаи и традиции страны. Необходимо запастись телефонами гос. сруктур, которые могут помочь в критической ситуации. Не брать карты и оружие, так как это может вызвать подозрение. Одежда, как и техника, должна быть старой, неприметной. Обязательно удостоверение личности и прессы.

научная статья по теме ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ИРАКА Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ИРАКА»

УДК 341 ББК 67.51

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

На примере Ирака

Дия ХАССОН, аспирант кафедры международного права, европейского права Российского университета дружбы народов

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. В статье проведен анализ современных проблем защиты прав журналистов в регионах международных вооруженных конфликтов на примере Ирака; исследуются факты нарушения прав журналистов; рассматривается политика правительства Ирака в сфере гарантий свободы слова; оцениваются усилия международных организаций по обеспечению прав журналистов и средств массовой информации в условиях вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: международный вооруженный конфликт, свобода слова, защита прав журналистов, конфликт в Ираке, Комитет защиты журналистов.

Annotation. in this article the analysis of contemporary problems of protection of the rights of journalists in the regions-international armed conflict on the example of Iraq; investigates violations of journalists’ rights; considers the policy of the government of Iraq in the sphere of guarantees of freedom of expression; evaluate the efforts of the international organizations in ensuring the rights of journalists and the media in situations of armed conflict.

Key words: international armed conflict, freedom of speech, protection of the rights of journalists, the conflict in Iraq, the Committee to protect journalists.

Научный руководитель и рецензент — Е.В. Мартыненко, кандидат юридических наук, доцент

Защита прав журналистов в условиях международных конфликтов сегодня является одной из наиболее актуальный проблем в сфере международного гуманитарного права. По данным Комитета по защите журналистов в 2004 — 2013 гг., с профессиональной деятельностью связаны убийства 370 журналистов; более 220 журналистов содержатся в тюремном заключении1. 75% убийств журналистов происходит в зонах вооруженных конфликтов. Более чем в 90% случаев нарушения прав журналистов в зоне конфликтов не влекут за собой наказания нарушителей2.

Особую актуальность проблема защиты прав журналистов в условиях вооруженных конфликтов имеет для Ирака, что подтверждается выбором ООН Багдада в качестве места проведения ежегодной международной конференции, приуро-

ченной к Всемирному дню свободы печати, которая состоялась 5—7 мая 2014 г. На конференции были затронуты проблемы обеспечения свободы слова в Ираке, угрозы правам журналистов при осуществлении ими профессиональной деятельности, проведен анализ нормативно-правового регулирования и обсуждения иракского законопроекта о средствах массовой информации.

Анализ проблемы защиты прав журналистов показывает, что Ирак является лидером по нарушениям прав журналистов. Этот тезис подтверждается так называемым индексом безнаказанности, определяемым Комитетом по защите журналистов с 2008 г. и учитывающим случаи убийств журналистов, оставшиеся нераскрытыми.

По данным Комитета по защите прав журналистов, значение индекса за период с 2008 по 2014 г. увеличилось (см. рис. 1).

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

Рис. 1. Динамика «индекса безнаказанности» в 2008 — 2014 гг. в странах с наиболее частыми нарушениями прав журналистов3

По результатам опроса более 100 иракских журналистов, А. Хусейн делает вывод о том, что более 90% корреспондентов испыпывают политическое давление при осуществлении профессиональной деятельности, а также влияние цензуры на содержание публикуемых материалов4.

Потребность в обеспечении прав журналистов в современном Ираке растет параллельно с формированием политической культуры в государстве, гражданского общества, со стремлением к обеспечению объективности информации в средствах массовой информации, сопротивлением пропаганде ценностей западного общества. Нервозность, подозрительность в профессиональном сообществе, безнаказанность нарушителей прав журналистов негативным образом сказываются на динамике эффективности действия правового механизма гарантий свободы слова в Ираке.

Вопросы обеспечения гарантий свободы слова и защиты прав журналистов в условиях вооруженных конфликтов являются предметом исследования специальными комиссиями при ООН, ЮНЕСКО, Международном союзе журналистов, а также Комитета по защите журналистов, ряда международных правозащитных и профессиональных организаций.

Значительный вклад в изучение проблемы внесли А. Бальги-Галлуа5, Э. Уитчелл, М. Гон-гадзе6, Д. Мэллон7 и многие другие ученые. При этом системные исследования нарушения прав журналистов в Ираке практически отсутствуют,

Читайте так же:  Тест на депрессию шкала гамильтона

отдельные аспекты проблемы фрагментарно представлены в аналитических докладах международных организаций.

Рассмотрим проблему цензуры и свободы слова в Ираке.

После отстранения С. Хуссейна от власти, несмотря на декларирование демократического вектора общественного развития, администрацией П. Бремера были установлены значительные ограничения свободы слова; она приняла ряд директив, ужесточающих цензуру в средствах массовой информации, мер дисциплинарного наказания журналистов, вводящих ограничение тиража и порядок согласования кандидатов на должности главных редакторов частных печатных СМИ8.


Так, в директиве № 14 от 11 января 2014 г. устанавливается обязанность журналистов сообщать о коллегах, нарушающих определенные требования, в частности, касающиеся публикации проблемных статей против коалиции, провоцирующих беспорядки9. Положения директивы стали основанием для вторжения полицейских и военных воинского контингента государств — членов НАТО в помещение Союза иракских журналистов, его последующего уничтожения и ареста шести сотрудников, вызывавших негативную реакцию в профессиональном журналистском сообществе Ирака10.

Убийства журналистов в Ираке могут быть связаны с разоблачениями в средствах массовой информации фактов коррупции и других злоупотреблений чиновников и полиции.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

Так, в 2008 г. в Киркуке был застрелен журналист, опубликовавший накануне статью о связях местной полиции с преступным бизнесом местных сутенеров11. Этот и ему подобные факты не расследуются, а виновные в них лица не привлекаются к ответственности. Безнаказанность вызывает вполне обоснованные опасения иракских журналистов за свою работу, семью и жизнь.

Наиболее кардинальные перемены в сфере регулирования деятельности средств массовой информации произошли в 2003 г. В частности, были отменены ограничения на пользование спутниковыми антеннами, в связи с чем спектр доступных телевизионных каналов увеличился и население Ирака получило возможность смотреть зарубежные телевизионные каналы. Но это не привело к усилению эффективности обеспечения защиты прав журналистов в специфических условиях вооруженного конфликта. Съемка репортажей с места событий по-прежнему требует мужества от иракских журналистов. Теле-, радиокомпании вынуждены тратить значительные средства на обеспечение собственной безопасности и безопасности своих сотрудников. По некоторым данным, доля таких расходов в бюджете компаний может составлять более 20%12.

[1]

После снятия запрета на просмотр спутниковых телеканалов для основной части населения Ирака базовым информационным источником являются бесплатные арабские спутниковые каналы, например, «Аль-Арабия» или «Аль-Джази-ра». При этом журналисты данных телеканалов для проведения съемок должны соблюдать определенные условия, влияющие на объективность информации.

В Ираке нет Министерства информации. Оно было упразднено, а его функции частично переданы Комиссии Ирака по коммуникациям и СМИ (1СМС) и Иракской медиасети (1МК).

1СМС обладает полномочиями по лицензированию мобильной связи, прессы, радио и телевидения, распределению частот вещания.

1МК отвечает за формирование общенационального канала вещания. Проамериканское коалиционное правительство установило довольно жесткие требования к средствам массовой информации: публикуемые материалы не могут провоцировать негативное отношение к оккупационным войскам, разжигать рознь и ненависть в обществе, а сами средства массовой информации должны пройти процедуру регистрации в Иракской медиасети13. Эти требования минимизируют шансы на публикацию материалов с кри-

тикой действий власти, чиновников, поскольку такие публикации могут быть восприняты как призыв к разжиганию ненависти.

Особую озабоченность вызывает проблема защиты журналистов в районах вооруженных конфликтов. Представители Пентагона неоднократно высказывались по поводу опасности профессиональной деятельности в Ираке так называемых «неприкомандированных» (независимых) журналистов14.

Если в отношении аккредитованных журналистов военные обязаны обеспечивать их безопасность и охрану, то в отношении независимых журналистов они не обязаны этого делать и проявляют полное безразличие независимо от степени риска и угроз для их профессиональной деятельности. При этом «прикомандирование» журналистов к воинской части одной из сторон конфликта отражается на объективности информации, не позволяет им знакомиться с точкой зрения другой стороны, ограничивает информационные источники и в целом препятствует объективному и сбалансированному освещению конфликта в средствах массовой информации15.

Обозначенный коалиционным правительством подход не соответствует положениям Декларации о безопасности журналистов и средств массовой информации, предусматривающим равные права журналистов на защиту независимо от своего профессионального статуса, гражданства и факта прикомандирования к вооруженным силам.

Большая работа по защите прав журналистов в Ираке проводится Комитетом по защите журналистов и органами ООН, в частности ЮНЕСКО и ЮНОПС. За последние годы ООН приняла несколько ключевых резолюций в дополнение к резолюции Совета Безопасности № 1738 по проблемам обеспечения безопасности профессиональной деятельности журналистов и борьбе с безнаказанностью виновных в нарушениях прав журналистов в зоне конфликтов.

В 2012 г. был принят План действий ООН по обеспечению безопасности журналистов, в том числе и в районах международных конфликтов16. Мероприятия Пла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

научная статья по теме РАБОТА СО СМИ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА: ОПЫТ США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Цена:

Авторы работы:

ТИМОФЕЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «РАБОТА СО СМИ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА: ОПЫТ США»

РАБОТА СО СМИ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА: ОПЫТ США

© 2010 г. В.И. Тимофеев

Военная академия Генерального штаба, Москва

Средства массовой информации — один из инструментов формирования общественного мнения относительно целей и задач вооружённых конфликтов. Причём не только внутри государства, но и на международной арене. Понимая это, в вооружённых силах США стремятся к постоянному совершенствованию работы с представителями СМИ, делая её по возможности более гибкой и в то же время максимально приспособленной к информационному освещению решаемых военно-политических задач. В предлагаемой статье рассмотрены некоторые особенности работы военного командования США со средствами массовой информации в ряде вооружённых конфликтов второй половины XX — начала XXIвека.

Ключевые слова: средства массовой информации, военные корреспонденты, вооружённые конфликты, общественное мнение, Пентагон, США, НАТО.

Mass Media in Armed Conflicts: U.S. Experience

Military Academy of the General Staff, Moscow

Media are one of the key instruments of shaping public opinion so far as missions and tasks of armed conflicts at the domestic as well as international levels are concerned. Realizing mass media abilities the U.S. Armed Forces strive for continuous improvement of their mass media relations making them more flexible and at the same time — maximally adjusted to media coverage of the politico-military missions.

The article deals with some aspects of military command relations with mass media in a number of armed conflicts from the second half of the 20th to the beginning of the 21st centuries.

Key words: mass media, military correspondents, armed conflicts, public opinion, Pentagon, USA, NATO

Войны и вооружённые конфликты давно стали одной из ведущих тем средств массовой информации. Если где-то на земном шаре противоборствующие стороны начинают выяснять отношения с помощью военной силы, то информация об этом обязательно появляется на экранах телевизоров, звучит по радио, находит отражение на страницах периодических изданий. Происходит так потому, что войны и вооружённые конфликты возведены в ранг наиболее популярных тем для СМИ, что обеспечивает востребованность работы военных корреспондентов на многие годы. Тенденция здесь такова, что внимание к

* ТИМОФЕЕВ Владимир Иванович — полковник, доктор политических наук, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ, заслуженный работник культуры РФ. E-mail: [email protected]

освещению боевых действий, различных кризисных ситуаций проявляет всё большее число средств массовой информации. Лучше всего об этом говорят цифры присутствия корреспондентов в «горячих точках».

Читайте так же:  Ковач депрессия

Так, если в ходе Второй мировой войны высадку союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии (Франция) в июне 1944 г. освещали около 30 корреспондентов, то операцию вооружённых сил США в Панаме (1989 г.) -свыше 500, войну в Персидском заливе (1990-1991 гг.) — 1500 журналистов практически из всех ведущих стран мира. В течение последних десятилетий тенденция к увеличению масштабов журналистского присутствия в районах вооружённых конфликтов ещё более укрепилась. По сведениям западных источников, 1700 журналистов (включая технический персонал) освещали миротворческую операцию в Боснии и Герцеговине (1996 г.). В пресс-центре антииракской коалиции в Катаре только за первые две недели активных боевых действий (2003 г.) было аккредитовано свыше 2000 журналистов.

Можно отметить ряд причин повышенного внимания средств массовой информации к войнам и вооружённым конфликтам.

Во-первых, освещение военно-политической проблематики является законным правом СМИ. Особое положение журналистов, работающих в условиях вооружённых конфликтов, их права и защита обеспечиваются международными правовыми нормами.

Основополагающие нормы международного права, касающиеся профессиональной деятельности журналистов в районах боевых действий и экстремальных условиях, содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., декларации и рекомендациях Кабинета министров стран — членов Совета Европы по защите журналистов, работающих в условиях конфликтных ситуаций и напряжённости от 3 мая 1966 года.

За своё право освещать вооружённые конфликты репортёры порой расплачиваются жизнями, поскольку «гибель на войне входит в сферу профессионального риска журналиста» [5]. Так, в ходе короткой «пятидневной войны» в Южной Осетии (август 2008 г.) погибли четыре корреспондента, ещё десять получили ранения. По данным Комитета защиты журналистов, в Ираке с 2003 г. уже погиб 71 корреспондент [6]. Причём эта цифра не включает сотрудников, которые помогали журналистам выполнять их работу (переводчиков, водителей). Для сравнения, во время Второй мировой войны погибли 69 представителей средств массовой информации. Война во Вьетнаме унесла жизни 63 репортёров.

В долгосрочной исторической перспективе войны и вооружённые конфликты останутся неизбежностью, поскольку, несмотря на декларируемую приверженность мирового сообщества идеям мира, количество очагов напряжённости в различных регионах мира не уменьшается. Значит, в эпицентре событий, на передовой снова окажутся люди с телекамерами, фотоаппаратами, диктофонами и блокнотами.

Во-вторых, войны и вооружённые конфликты — это, безусловно, всегда клубок сложных военно-политических и социальных проблем, которые неизменно волнуют общество. Многих людей интересует, каковы причины зарождения конфликта, какие цели преследуют его участники, существуют ли рецепты, способные заставить воюющие стороны прекратить огонь и сесть за стол переговоров. Ответы на эти животрепещущие вопросы люди зачастую ждут от представителей СМИ, уповая на их высокую информированность. Как следствие, в периоды крупных вооружённых конфликтов средства массовой информации неизбежно концентрируются на них — остальным новостям уделяется значительно меньше внимания. Эффект вытеснения способствует усилению внимания широкой аудитории к вооружённым конфликтам, что, в свою очередь, диктует необходимость поступления новой информации о событии.

В-третьих, война, кризис, как ни цинично это звучит, — всегда зрелище, которое несёт элементы сенсационности, драматизма, неизвестности развязки. Многим нравится, находясь в безопасности, сидя перед телевизором, получать свою дозу адреналина, наблюдать и оценивать напряжённость обстановки. К примеру, телерепортажи о начале операции «Буря в пустыне» (1991 г.), транслировавшиеся в прямом эфире, собирали у экранов миллионные аудитории. А посему — зрелищность войны, драматизм критической ситуации, экстремальный характер условий отнесены к беспроигрышным информационным поводам. Средства массовой информации просто обязаны уделять им повышенное внимание, если, конечно, хотят остаться в фокусе читательского и зрительского интереса.

Таким образом, любой вооружённый конфликт неизбежно станет объектом повышенного внимания представителей средств массовой информации. И от того, как органы военного управления будут взаимодействовать с журналистами, зависит не только восприятие боевых действий самими корреспондентами, но и образ воюющей армии, страны в целом. Причём не только внутри государства, но и на международной арене. В связи с этим представляется целесообразным остановиться на некоторых моментах эволюции американской практики взаимодействия военного командования с представителями СМИ. Такой выбор неслучаен.

Во второй половине прошлого века вооружённые силы США участвовали в десятках больших и малых конфликтов, многие из которых широко освещались в мировых и американских средствах массовой информации. Следовательно, был накоплен определённый практический опыт, который, в свою очередь, тоже нуждается в анализе, разработана соответствующая нормативно-правовая база, сформированы структуры, взявшие на себя функции по работе со средствами массовой информации.

В настоящее время основную нагрузку по взаимодействию органов военного управления со средствами массовой информации несёт служба по связям с общественностью. Она представляет собой систему специальных органов, подразделений и должностных лиц, решающих задачи в интересах формирования позитивного отношения общественности к деятельности американской армии. Важнейшими направлениями работы службы являются:

— целенаправленное, отвечающее интересам Соединённых Штатов, информирование национальной и международной общественности о деятельности вооружённых сил страны, в основном через средства массовой информации. Оно осуществляется в форме пресс-конференций, публичных заявлений должностных лиц, ответов на запросы журналистов, интервью с военнослужащими, репортажей с мест событий, размещения информации в сети Интернет;

— информационно-пропагандистская работа в войсках с личным составом и гражданским персоналом, ориентированная на повышение и укрепление боевого духа военнослужащих, формирование у них должного отношения к международным и внутриполитическим событиям, к позиции и решениям, принимаемым руководством страны и Министерством обороны;

— проведение информационно-разъяснительной работы среди местного населения в районах дислокации американских войск [7, с. 82].

Организует и направляет деятельность службы помощник министра обороны по связям с общественностью.

Каждое министерство (вид) вооружённых сил располагает собственной службой по связям с общественностью. В составе объединённых группировок войск на период военной операции формируются объединённые органы по связям с общественностью.

В зависимости от масштабов проводимой операции и состава объединённой группировки войск могут создаваться:

• информационное бюро — отвечает за освещение деятельности конкретной военной базы или крупного воинского формирования;

• объединённое информационное бюро — отвечает за освещение деятельности объединённого оперативного формирования;

• совместное информационное бюро — отвечает за освещение деятельности союзной групп

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источники


  1. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2016. — 208 c.

  2. Крэйг, Стивен 6 мужей для каждой жены. Меняйтесь вместе, если хотите остаться вместе! / Стивен Крэйг. — М.: София, 2017. — 352 c.

  3. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.
  4. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.
Работа сми в период вооруженного конфликта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here