Саморегуляция в деловом общении

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Саморегуляция в деловом общении" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Общение в работе медицинской сестры. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения.

Коммуникация (общение) имеет большое значение в работе медицинской сестры. Даже если медицинская сестра от природы коммуникабельна, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.

Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как мы общаемся с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприемлемым в ситуации, связанной с оказанием помощи пациенту. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку больным.

Сестринское дело представляет собой диалог — межличностное общение человека с человеком, медсестры с пациентом. При госпитализации больного, его переводе или выписке из больницы, в процессе до- и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с больным.

Самопонимание — Точность самооценки человека, процесс саморефлексии, направленный на изучение причинно-следственных связей в собственной душевной жизни.

Саморегуляция — понятие, используемое в различных социальных науках, в частности в психологии, связанное с обеспечением самоорганизацииразличных видов психической активности человека

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10103 —

| 7757 — или читать все.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Скачивание работы

реферат Эмоциональные проявления и их саморегуляция в процессе делового общения Не определен

Уникальность по antiplagiat.ru:

Файл с работой будет доступен примерно через 1 минуту после оплаты.

Получить бонусные баллы для скачивания работы можно за регистрацию и добавление своих работ в каталог.

Согласен с условиями оферты Порядок получения работы

Выберите способ оплаты

Внимание, вы не авторизованы на сайте. Эту работу получите, нажав «вернутся в магазин», после оплаты.

Психология общения и саморегуляции личности

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней представлены три отрасли психо­логии – психология личности, в том числе профориентация, психология познания и пси­хология общения, значение которых в наибольшей степени удовлетворяет потребностям подростков в области психологии. Блоки взаимосвязаны. Очевидно, что общение с други­ми людьми будет эффективнее, если человек вооружен знаниями о собственной личности и личности партнёра по общению.

Новизна программы заключается в ее практической направленности: большое место в ней отведено практическим занятиям, которые не только дополняют и закрепляют теоре­тические знания по темам, но и вырабатывают определенные умения и навыки, необходи­мые в повседневной жизни.

На практических занятиях обучающиеся изучают себя с помощью личностных тестов, а навыки общения формируют с помощью специальных упражнений, чаще всего работы в круге. Но в отличии от тренинга коммуникативных умений или тренинга личностного роста, которые в основном направлены на развитие соответствующих умений и проводят­ся с помощью метода погружения в ограниченные сроки, реализация данной программы комплексно воздействует на обучающегося, обогащает его теоретическими знаниями в области психологии и способствует развитию личности в различных направлениях.

Ивашечкина Кристина Геннадьевна.

Учебный план

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Классификация психических явлений. История психологии.
Основные отрасли психологии. Методы исследования в психологии.
Раздел «Психология общения». Понятие общения. Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Конфликт. Взаимоотношения в диалоге. Взаимоотношения в малых группах. Семейные отношения.
Личные и деловые отношения. Дейл Карнеги и его правила.
Профориентация обучающихся. Классификация профессий.
Мотивация выбора профессий. Типы личности. Психотипы личности К. Юнга. Итоговое занятие.

Цели программы

Целью программы является создание условий для формирования саморазвивающейся личности подростка, способной успешно адаптироваться к общественной жизни, трудовым и семейным отношениям.

Результат программы

Закончив обучение по программе «Психология общения и саморегуляции», обучающийся должен знать:

• основные понятия, виды психологических дисциплин, классификацию психических явлений, методы исследования и психологического воздействия;

• функции общения, как осуществляется восприятие человека человеком, факторы, влияющие на возникновение симпатии, эффекты восприятия, барьеры в общении;

• значение подтекста, вербальные и невербальные средства общения;

• как происходит организация взаимодействия;

• виды и фазы конфликтов, стратегии управления конфликтом;

• позиции партнёров в контакте, уровни общения;

• взаимоотношения в малых группах, стили лидерства;

• виды личных и деловых отношений;

• причины внутрисемейных конфликтов, способы их разрешения;

• правила общения Дейла Карнеги;

• классификация профессий, мотивы выбора профессий, базу данных вос­требованных на рынке труда профессий.

Обучающийся должен уметь:

• формировать адекватную самооценку;

• анализировать собственные поступки, мотивы поведения, ситуации межличностно­го взаимодействия;

• решать вопросы профессионального самоопределения;

• устранять препятствия в общении, разрешать конфликтные ситуации;

• терпимо относиться к мнению другого;

• вести диалог, пользуясь техниками вербализации;

• воздействовать на людей, избегая прямой критики;

• эффективно общаться, совершенствуя средства невербального общения;

• адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Материально-техническая база

Аудитория, соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям, компьютер, видеопроектор и экран, учебная доска, стулья и столы для обучающихся, канцелярские принадлежности (ножницы, блокноты, ватман, ручки, фломастеры, бумага А4).

Психическая саморегуляция в конфликте

Психическая саморегуляция – это процесс воздействия на собственное физическое и нервно-психическое состояние, определяемый желанием и возможностями субъекта. В настоящее время известны три уровня саморегуляции: энерго-эмоционально-информационный, эмоционально-волевой и мотивационный.

На первом уровне обеспечивается регуляция энергетического обеспечения психических функций. Здесь применяются: реакция снятия заблокированных эмоций, катарсис, дыхательная гимнастика.

Реакция снятия заблокированных эмоций заключается в усилении двигательной или психической активности. Повышенная физическая или интеллектуальная активность сжигает гормоны стресса и способствует восстановлению нормального энергетического обмена не только на уровне физиологии, но и на уровне социальных контактов.

Читайте так же:  Депрессия инфаркт

Здесь можно применять следующие приемы:

выразительные движения и речь (чтение стихов, пение песен, танец);

слезы (плакать необходимо до состояния опустошенности, а затем, похвалив себя за терпение, работать над заполнением освободившегося пространства внутреннего мира позитивом: сделайте себе подарок, уделите побольше внимания внешности и определите положительные перспективы);

смех – научитесь радоваться своим проблемам как возможности дальнейшего развития;

крик «а!» в течение одной минуты снимает множество негативных эмоций.

Катарсис – способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения, испытываемое человеком под воздействием внешних факторов (произведения искусства, беседы с близким человеком, консультации у специалиста).

Дыхательная гимнастика, благодаря которой регулируется тонус центральной нервной системы, кровяное давление, пульс. Замедленный вдох и стремительный выдох тонизируют нервную систему. И, наоборот, резкий вдох и замедленный выдох, небольшая задержка дыхания вызывают снижение тонуса нервной системы, что способствует засыпанию.

Второй уровень основан на выработке самообладания как баланса эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями. Здесь распространены следующие способы: самоанализ, рациональное убеждение, самовнушение.

Самоанализ является полным отчетом перед самим собой, здесь важны пункты дневника самонаблюдения: размышления над идеями, мысли о людях, внутренний диалог, сновидения, игра воображения, проблемы «я», наиболее яркие переживания, причины отрицательного состояния, цитаты, помогающие конструктивному ходу мыслей о жизни, ведущие перспективы развития. В процессе описания негативных мыслей вы отделяете от себя эмоции, снижаете их эмоциональный заряд, который может превратиться в гнев и в соответствующие реакции организма, постепенно нейтрализуете их бессознательную энергетическую сторону, и ваше состояние нормализуется.

Самовнушение. Известно, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека. Самовнушение позитивных мыслей необходимо делать периодически, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом повторяя целебные формулировки, например настрои из книги Г.С. Сытина «Животворящая сила», цитаты из полюбившихся книг, фильмов и пр. Практика показывает, что мысленные или словесные внушения наиболее действенны, если они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающи и оптимистичны по тону. Произносить слова лучше в медленном темпе, в такт дыхательным движениям.

На третьем уровне. Мотивационная регуляция состоит в том, что человек осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную сферу, корректирует установки, побуждения, желания преимущественно посредством аутотренинга и рационального самоанализа.

Аутотренинг позволяет человеку владеть своими эмоциями, держать себя в руках. Для этого необходимо научиться:

управлять тонусом скелетных мышц, по своему желанию расслаблять и активизировать их;

создавать нужное эмоциональное состояние, используя мышечное расслабление как фактор снижения уровня бодрствования, а также при помощи мысленно обращенных к себе слов;

воспроизводить образные представления, связанные с ранее пережитыми радостными событиями;

управлять своим вниманием, концентрировать его на желаемом, отвлекать и суживать его круг и др.

Реализация психической саморегуляции может быть достигнута посредством конкретных чувственных образов, представлений и понятий. Наиболее важным ее аспектом является целеполагание, т.е. деятельность, направленная на оценку значимости, актуальности и смысла происходящего и выработку соответствующих факторов на всех уровнях жизнедеятельности.

5. Умение управлять эмоциями в трудных ситуациях
и при общении с трудными людьми

Эмоции – более древнее эволюционное приобретение, чем интеллект. Поэтому необходима специальная работа с негативными состояниями, которая приведет к оптимальному уровню проявления эмоций в общении с людьми.

В ситуации раздражения – вспомните, что причиной раздражения может быть реальная или воображаемая обида, отголоски старых обид, выведенные на поверхность самой незначительной причиной. Вербальное (т.е. выраженное словами) или же визуальное проявление обиды и раздражения чревато тем, что может привести к новым обидам, может подпитывать раздражение другого и привести к полному прекращению общения. Поэтому при первых же признаках раздражения скажите себе «стоп», а если остановиться сложно, то попробуйте выразить его физически: рвите бумагу, топайте ногами, интенсивно двигайтесь (весьма помогает ритмичный танец). Напишите амортизирующее письмо своему воображаемому или реальному обидчику, но не отправляйте его, через некоторое время, прочитав его еще раз, вы поймете, что это вас уже не беспокоит.

В ситуации гнева – прежде всего задайте себе ряд вопросов: «почему я гневаюсь?», «что я хочу изменить?», «что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?», «насколько эта проблема касается меня, а насколько оппо­нента?», «в чем внутренний смысл данной ситуации для меня?», «чего я хочу в конце концов?». Постарайтесь обрести самоконтроль путем нивелировки негативных мыслей и фантазий, давая себе установку «хватит» (но интонация должна быть понижающая, чтобы эмоция как бы следовала за ней, угасая). Вспомните, что взрыв и ответная атака в ситуации гнева только усугу­бят ситуацию, поэтому дайте выход своему гневу с помощью следующих методов:

• «заземления» – гнев представляется в виде пучка отрицательной энергии, проходящего, едва касаясь вас, в землю;

• «проецирования» и «уничтожения гнева» – необходимо сесть в удобное положение, расслабиться и представить проекцию гнева на экран, затем «расстрелять его», «залить белой краской» и др.;

• «стряхивания» – сесть ровно, представить, что потоки негативной энергии, подобно пучку, выходят из головы; потереть руками над головой, представляя, что этими движениями очищается энергетическая оболочка, снимаются отрицательные эмоции и затем стряхиваются; можно также представить, что векторы негатива сходят с кончиков ваших пальцев на руках, как можно интенсивнее (помогая всем корпусом тела) стряхивайте негатив, призывая на себя мысленно потоки природной позитивной энергии (солнечное тепло, легкий ветерок приморья и др.);

• освобождение от гнева путем мысленных манипуляций с ростом оппо­нента – можно представить его уменьшающимся настолько, что он уже не представляет для вас угрозы и опасности, а воспринимается маленьким и беззащитным, этим вы мысленно поставите оппонента на место и получите воображаемый реванш.

Помните, что удерживание в себе непризнанного или невыраженного гнева потенциально опасно и для себя, и для других, поэтому необходима специальная работасовместно с психологом по диагностике и коррекции неразрешенных чувств детства и взрослой жизни; необходимо также приобрести ряд навыков выражения праведного (оправданного) гнева.

1. Перед выражением гнева:

• подберите несколько фраз, которыми вы могли бы воспользоваться в ситуации достойного выражения гнева: «я имею полное право. поэтому я требую. », «я понимаю вас, но мое «нет» достаточно обоснованно» и др.

Читайте так же:  Внеситуативно деловое форма общения

• найдите конструктивные каналы для выхода энергии своего гнева (физическая и интеллектуальная активность, метод визуализации и др.);

•составьте план действий по разрешению проблемы, вызывающей ваш гнев;

•оцените свои силы и возможности, будущие успехи и права.

2. В момент нарастания гнева:

• дышите медленно, на самом пике вдоха задержите дыхание, а затем сделайте резкий выдох, это поможет избавиться от переполняющих эмоций;

• свои претензии предъявляйте спокойно и обдуманно, точно определив свои требования;

• берите обратно все слова, которые необдуманны;

• извиняйтесь за то, что дошли до крайности и утратили контроль над собой и ситуацией, но не унижайтесь;

• помните, что вы способны контролировать себя и ситуацию.

3. По окончании взаимодействия проанализируйте его, но не смакуя подробности, воздайте должное себе и оппоненту, а себя обязательно вознаградите соответствующим образом.

В ситуации общения с трудными людьми, когда оппонент пылает гневом:

• диктуйте ему уверенность и спокойствие, собственная саморегуляция – залог удачи в управлении ситуацией;

• помните, что вы имеете дело с человеком, физиологическое и психическое состояние которого мешает ему действовать и рассуждать разумно;

• отложите на время разрешение своей проблемы, сейчас главное – не да­вать подкрепления такой форме взаимодействия и поведения оппонента;

• не реагируйте ни на какие его выпады, просто молчите, но не вызывающе, а спо­койно и уверенно диктуйте паритет и уважение к себе и оппоненту, воспринимайте его сегодняшний гнев как поправимую оплошность, которая случается со всеми, но для него нехарактерна, и вы в состоянии о ней забыть;

• пользуйтесь своей энергией, чтобы защищаться и создавать успокаивающую атмосферу: создайте вокруг себя «белую дымку», и «отодвигайте» ею агрессивное биополе собеседника, создайте между собой и агрессором барьер из серебряной фольги, используйте позитивные посылы: «ты хороший», «это временное состояние, оно пройдет очень скоро»;

• дайте агрессору возможность выплеснуть свой негатив, но при этом не включайте активных реакций на высказывания (сейчас время сбора информации для выяснения смысла и мотивов его поведения и поступков); гнев – временное состояние, его максимальная продолжительность 20–40 минут;

• не полагайтесь на инстинктивные защитные реакции, прибегайте к полезным самоубеждениям: «не следует разговаривать с человеком, подвер­женным гневу»; «лучшие решения возникают, когда эмоции улягутся» и др.

• проверьте положение своего тела: необходимо располагаться к агрессору вполоборота и на условиях паритета, т.е. либо оба стоим, либо оба сидим;

• признайте чувства другого человека, это поможет рассеять эмоции, кроме того у оппонента отпадет необходимость в демонстрации своих чувств;

• поделитесь своими опасениями и ощущениями безотносительно к личности оппонента;

• используйте методы активного слушания и восприятия;

• сделайте некоторые примирительные жесты (искренние извинения, сожаления, признание его прав на все проявления, принятие своей доли вины и ответственности и др.);

• выражайте свои потребности и желания спокойно и настойчиво (подобно заезженной пластинке).

В любых ситуациях постарайтесь справиться с настоящими причинами негативных состояний и конфликтов, со своими страхами, чувством вины, с комплексами, амбициями, обидой, неуверенностью, недоверием, стрессами и др.

Психологическая коррекция данных эмоций может быть осуществлена на основе трех основных методов: рефлексии, визуализации, конфронтации, применяемых в следующей последовательности: распознавание, принятие и определение обо­снованности, устранение.

Для преодоления любого негативного чувства важно:

• осознать переживаемое чувство;

• проанализировать ситуацию по следующим составляющим: мои реальные потребности и степень их удовлетворенности; мои желания и фантазии и степень их реальности и обоснованности; мои реальные возможности, их проявление в ситуации конфликта и соотнесенность с достижениями;

• разрядить избыток эмоций;

Видео (кликните для воспроизведения).

• перевести их на уровень интеллекта посредством техник саногенного мышления 1 . [9] .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8215 —

| 7885 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как легко успокоиться: упражнения по саморегуляции в стрессовых ситуациях

Если бы люди не имели чувств, были равнодушными, то не знали бы ни волнений и тревог, ни радости и счастья. Человек, желающий получить ответ на вопрос о том, как успокоиться, хочет избавиться от негативных переживаний, наполнив жизнь позитивом и гармонией.

Шаги на пути к спокойствию

Человек больше всего нервничает в ситуации неопределенности. В любой волнующей ситуации нужно разобраться. Как быстро успокоиться, если не понятно, что происходит? Знания придают человеку уверенности в происходящем.

  1. Прояснить ситуацию – первый шаг к душевному спокойствию в конкретной обстановке.
  2. Второй шаг заключается в использовании методов саморегуляции с целью успокоиться настолько, чтобы быстро и трезво размышлять в сложной ситуации.
  3. Третий шаг – анализ происходящего и принятие решения о способе действия.

Если угроза, реально существующая или потенциально опасная, нужно уметь легко и быстро привести мысли и эмоции в порядок, чтобы принять меры по ликвидации опасности или уходу от нее.

К примеру, если человек заблудился в лесу, нужно не поддаваться панике и волнению, а сохранив трезвость ума, суметь быстро найти дорогу домой.

Если тревоги, волнения и опасения чрезмерные и необоснованные, нужны методы саморегуляции, позволяющие уравновесить психические процессы.

Большинство людей волнуются из-за пустяков. Для чрезмерно тревожных личностей волнения и негативные переживания – привычное занятие и образ жизни.

Например, люди волнуются и не могут себя успокоить на собеседовании при приеме на работу. Причина такого волнения – преувеличенная ценность события. Собеседование не является опасной для жизни ситуацией, человек просто сомневается в себе и боится произвести негативное впечатление. Волнение играет с ним злую шутку, не позволяет мыслить трезво, замедляет реакции, делает речь прерывистой и несвязной. В результате волнение и тревоги оправдывают себя.

Читайте так же:  Медитация депрессия невроз

Человеку нужно пользоваться методами саморегуляции в таких и других подобных ситуациях, когда значимость события преувеличена.

Методики и приемы саморегуляции

Как успокоиться и не нервничать , не прибегая к приему медикаментов? Нужно воспользоваться методами самостоятельной регуляции психического состояния.

Саморегуляция – управление психоэмоциональным состоянием путем воздействия на сознание словами, мысленными образами, правильным дыханием, приведением в тонус и расслаблением мышц.

Саморегуляция призвана быстро успокоить, устранить эмоциональное напряжение и нормализовать эмоциональный фон.

Как успокоиться, не зная специальных техник саморегуляции? Организм и сознание обычно сами подсказывают как это нужно сделать.

Естественные приемы саморегуляции:

  • улыбка, смех;
  • переключение внимания на приятный объект;
  • поддержка близкого человека;
  • физическая разминка;
  • наблюдение за природой;
  • свежий воздух, солнечный свет;
  • чистая вода (умыться, принять душ, выпить воду);
  • прослушивание музыки;
  • пение, крик;
  • чтение;
  • рисование и другие.

Методики, формирующие умение управлять психологическим состоянием:

  1. Правильное дыхание. Нужно сделать медленный и глубокий вдох, задержать дыхание и медленно, полностью выдохнуть, представляя как напряжение уходит.
  2. Аутотренинг. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение. Человек осмысленно повторяет позитивные фразы много раз, пока не поверит в то, что говорит. Например: «Я сохраняю спокойствие, я спокоен».
  3. Релаксация. Специальные релаксационные упражнения, массаж, йога. Расслабляя мышцы, можно уравновесить психику. Эффект достигается через чередование напряжения и расслабления мышц.
  4. Визуализация. Методика предполагает воссоздание в воображении приятного воспоминания или картины, вызывающей позитивные эмоции. Такое состояние называется ресурсным. Окунувшись в него, человек ощущает позитивные чувства.

Упражнения для саморегуляции

Обрести спокойствие помогают специальные упражнения, направленные на регуляцию психического состояния в конкретной ситуации. Таких упражнений разработано множество, можно выбрать наиболее удобное в применении, быстрое и действенное.

Некоторые специальные упражнения и способы как быстро успокоиться:

В положении стоя или сидя нужно расслабить и откинуть голову назад так, чтобы было удобно, словно лежа на подушке. Закрыть глаза и начать слегка раскачиваться, с небольшой амплитудой из стороны в сторону, вперед-назад или по кругу. Нужно найти наиболее приятный ритм и темп.

В положении стоя нужно сделать несколько махов руками перед грудью в стороны, по кругу, вверх-вниз (классические упражнения для разминки). Прямые руки вытянуть вперед и расслабить, начать медленно разводить в стороны.

Если руки достаточно расслаблены, они станут расходиться, будто сами собой. Упражнение нужно повторять, пока не возникнет ощущение легкости. Разводя руки представлять, как расширяется восприятие жизни, раскрываются объятья навстречу позитиву.

  • Упражнение «Точка релаксации»

В положении стоя или сидя нужно расслабить плечи, руки свободно опустить. Начать медленное вращение головы по кругу. Когда найдется максимально удобное положение и захочется остановиться, нужно сделать это.

После отдыха в таком положении, продолжить вращательные движения. Вращая головой, представлять движение к гармонии, а в точке релаксации ощущать достижение этой цели.

Положительного эффекта можно добиться просто хорошо и быстро встряхнув кисти рук несколько раз, как будто стряхивая воду. Представить, что с кончиков пальцев слетает стресс и нервозность.

Чтобы снять напряжение и расслабить мышцы нужно попрыгать на месте, словно отряхиваясь от снега.

  • Упражнение «Солнечный зайчик»

Упражнение подходит и взрослым людям и детям. Оно приятное, игровое, веселое.

Занять удобное положение, сидя или полулежа, расслабить все мышцы. Закрыть глаза и представить себя на солнечной поляне, пляже, берегу реки или в другом приятном месте, где светит солнце. Представить, как ласковое солнышко согревает тело и вместе с солнечным светом организм насыщается спокойствием и счастьем.

Солнечный зайчик пробежал по губам и нарисовал улыбку, по лбу, расслабив брови и лоб, соскользнул на подбородок и расслабил челюсть. Солнечный луч бегает по телу и расслабляет все его части по очереди, дарит спокойствие, убирает волнение. Можно добавить звуки природы: плеск волн, пение птиц, шум листьев.

Продолжительность упражнений: от одной до пятнадцати минут. Выполнять их можно в комплексе, по несколько раз в день.

Простыми упражнениями можно вернуть ощущение радости жизни, уверенность в себе, успокоиться и прийти к душевому равновесию.

[2]

Переживания — неотъемлемая часть жизни

Можно ли все время избегать тревог и волнений или лучше научиться саморегуляции?

  • Суметь обрести спокойствие в сложной ситуации удается не каждому, но каждый может постараться это сделать.
  • Как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства, волнения нужны людям для того, чтобы выжить. Они всегда естественны. Некоторые из них врожденные, другие приобретенные.
  • Проблему и трудности представляют негативные эмоции, чувства, мысли, волнения и тревоги, которые являются чрезмерными, необоснованными, патологическими.
  • Современная жизнь воспринимается организмом как непрерывный поток угроз, опасностей, волнений и стрессовых ситуаций. Чтобы сохранить душевное равновесие и здоровье, необходимо знать ответ на вопрос о том, как быстро успокоиться.
  • Глубина переживаний определяется особенностями личности. Ребенок учится нервничать, глядя на других. У тревожных родителей, дети вырастают тревожными личностями.
  • Чрезмерные переживания бывают вызваны неуверенностью в себе, усталостью, негативным опытом прошлого, превышением значимости событий и другими причинами.

Развитие ассертивности (внутреннего равновесия)

Человек нервничает, когда ощущает угрозу существованию. Физиологические реакции при сильном волнении призваны активировать скрытые резервы организма для борьбы с неприятностями. Сердце начинает биться быстрее, чтобы мышцы пришли в тонус, а кровь лучше циркулировала, снабжая мозг кислородом.

Когда человек сильно волнуется и не знает как себя успокоить, он либо ведет себя пассивно, растерянно и испуганно, либо агрессивно и несдержанно.

Эти стратегии являются неэффективными. Наиболее выгодная стратегия выживания в социуме – умение поддерживать внутренний баланс, при котором человек имеет собственное мнение, независимый взгляд на ситуацию, спокойное восприятие действительности.

Способность человека самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него называют ассертивностью.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

контрольная работа Эмоциональные проявления и их саморегуляция в процессе делового общения Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.06.2012. Год: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Читайте так же:  Опросник бека для оценки депрессии

Кафедра гуманитарного образования и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Искусство делового общения»
на тему: «Эмоциональные проявления и их саморегуляция в процессе делового общения»

Выполнил студент группы: 49-71
Ермакова О.В.
Проверил: к.п.н., доцент
Кузина Роза Зуфаровна

Альметьевск 2011
Содержание

1.2 Повышенная эмоциональная возбудимость

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Саморегуляция — искусство управления собой

От автора: Саморегуляция – достаточно знакомое всем явление. Тем не менее, человек не часто прибегает к ее сознательному использованию. Забывая о неисчерпаемых ресурсах своего организма, в периоды душевных или физических страданий мы обращаемся за помощью к специалистам разных направлений. Но может ли эта помощь быть всегда под рукой? Не каждый может себе позволить регулярные посещения кабинета психолога или участие в терапевтических группах. Обучившись основам саморегуляции, можно поддерживать себя в хорошем состоянии самостоятельно.

Саморегуляция — искусство управления собой

[3]

Безумен тот, кто,

не умея управлять собой,

хочет управлять другими.

Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностны­ми отношениями, содержанием профессиональной деятельности и информационны­ми перегрузками, давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его последствия — эмоциональное и физическое напряжение, повышенная тревожность, беспокойство и неуверенность в себе становятся характерными признаками современного человека. Чтобы не довести себя «до ручки» и повысить свою стрессоустойчивость — необходимо овладеть навыками психической саморегуляции.

Когда приходит время заняться саморегуляцией?

[1]

Психологические исследования показывают, что одной из главных причин обращения людей к обучению саморегуляции является неудовлетворенность своим состоянием, которое выражается:

· в частой раздражительности;

· чувстве внутреннего напряжения, плохого настроения;

· депрессии, отсутствии радости жизни;

· частых переживаниях беспокойства, тревоги, страха; усталости, вялости;

· низкой работоспособности, плохой выносливости.

Среди психологических проблем указываются проблемы отношений и самооценки:

· отсутствие уверенности в себе и завтрашнем дне;

· отсутствие внутренней свободы и способности влиять на жизненную ситу­ацию;

· нехватка «силы духа»;

· неудовлетворенность межличностными отношениями;

Так как состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функцио­нировании физиологических механизмов, среди прочих причин были названы и симптомы ухудшения здоровья:

· проблемы с излишним весом (данные по Никифорову Г.С., 2006)

Что такое психическая саморегуляция?

Стрессоустойчивость, защита своегофизического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и уме­ния пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР).

Ввиду отсутствия в психологической литературе единства мнений в определении понятия саморегуляции, в самом общем виде под психическим самоуправлением (саморегулированием) принято считать сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния и свойства), а также выполняемую им деятельность и собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования) (по Никифорову Г.С.).

Принято считать, что человек способен влиять на самого себя, используя три пути, которые в той или иной степени используются в ПСР: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова.

В настоящее время существует значительное количество методических разно­видностей ПСР, которые успешно применяются на практике. Наиболее известными являются аутогенная тренировка (AT), биологическая обратная связь (БОС), меди­тация, психомышечная релаксация, идеомоторная и визуомоторная тренировка.

Метод биологической обратной связи.

Метод биологической обратной связи (БОС), в основу которого поло­жены различные инструментальные приемы реализации обратной связи, позво­ляет обучиться сознательному контролю и произвольному воздействию на ряд исходно неощущаемых и несознаваемых процессов (функций) в организме (био­электрическая активность мозга, сердечный ритм, показатели температуры тела, давление крови, мышечная релаксация и др.). БОС обеспечивается с помощью электрофизиологической аппаратуры, которая измеряет и представляет (в зритель­ном или слуховом варианте) текущие результаты воздействия на протекание того или иного непроизвольного физиологического процесса, тем самым давая постоян­ную возможность субъекту саморегуляции контролировать характер его развития.

Пользуясь возможностью, предоставляемой БОС, человек вырабатывает своеобразный условный рефлекс, научается хорошо владеть той функцией, которая раньше не поддавалась произвольной регуляции. Так как этот метод является одним из самых интересных и перспективных в целом ряде научных дисциплин, в будущем мы планируем продолжить знакомство читателей с возможностями этого метода.

В последнее время за рубежом, прежде всего в западных странах, все большее распространение в формировании стрессоустойчивости находит ме­тод медитации.

Достигается медитация путем концентрации внутренне направленного внима­ния, возможно большего мышечного расслабления (релаксации) и эмоциональ­ного покоя. Одно из существенных преимуществ медитации по сравнению с дру­гими методами ПСР заключается в ее сравнительной простоте. Она позволяет снять эмоциональное напряжение, привести психическое состояние к равнове­сию. Медитация хорошо зарекомендовала себя как эффективная защита организ­ма от разрушительного влияния стресса. Она способствует снижению мышечно­го напряжения, регуляции дыхания, нормализации пульса, снятию остроты чув­ства тревоги и страха.

Для нор­мализации психофизического состояния человека в психологии используются неспецифические упражнения саморегуляции, близкие к медитативным техникам. Кроме оптимизации физического состояния эти техники помогают человеку управлять состоянием своего сознания и предполагают тренировку таких видов телесной психокоррекции, как:

Опыт наших терапевтических групп показывает, что использование такого комплексного подхода в телесной психотерапии дает самый максимальный эффект: достигается не только улучшение психосоматического состояния, но и значительно расширяется спектр возможностей личности к самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Идеомоторная и визуомоторная тренировка.

В основе психической саморегуляции, то есть программирующего воздействия образного мышления на психоэмоциональное состоя­ние человека, лежит воображение. Эту закономерность эффективно используют в таких самопрограммирующих технологиях как идеомоторная тренировка и креативная визуализация.

Под идеомоторной и визуомоторной тренировкойобычно понимают планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Активное представ­ление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования. Использование зрительных представлений (как основы методики) помо­гает в выработке таких навыков, как уверенность, собранность, умение расслабляться или развивать силу и выносливость.

На этом же принципе основано действие ментальной релаксации. Когда на фоне мышечной релаксации занимающийся представляет (или вспоминает) образы, имеющие для него ярко выраженную положительную окраску.

Читайте так же:  Депрессия у мужчин как помочь

В психотерапевтических целях воздействие силы воображения на психофизическое состояние человека используется в нейро-лингвистическом программировании и методе Ретри (метод физиологически-ориентированной психологической саморегуляции, М. Сандомирский), который является современным аналогом телесно-ориентированного НЛП.

Как мы видим, существует достаточное количество способов саморегуляции.

И все же первоочередным и незаменимым способом уравновесить свое психофизическое состояние по праву считается дыхательная саморегуляция.

Тренировка навыков саморегуляции

Ниже приводятся упражнения, которые познакомят вас с основами саморегуляции: концентрацией на телесных ощущениях и направленным дыханием.

Первое упражнение предназначено для развития навы­ков самонаблюдения и концентрации, а именно, способности воспринимать, так на­зываемые, «тонкие» ощущения, в обычном состоянии сознания яв­ляющиеся неразличимыми, в физиологии – «подпороговыми». При этом достига­ется ряд полезных побочных эффектов (возможность быстро повли­ять на свое состояние, успокоиться, «взять себя в руки»), благодаря чему после определенной тренировки можно использовать это упражнение в любой обстановке, чтобы быстро справиться с эмоциями и нормализовать самочувствие.

Во втором упражнении навыки концентрации сочетаются с направленным дыханием. Одновременно с выполнением упражнения запоминайте достигнутое комфортное состояние, чтобы к нему можно было вернуться в любой момент (отдых, психологическая защита, снятие стресса).

Антистрессовое действие этих упражнений связано с использованием рефлекторных механизмов реакции релаксации (см. статью «Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!» № 9 журнала «РиТМ Психология для всех», 2011г.).

Упражнение № 1 «Рука руку чувствует»

Примите удобную для расслабления позу в положении сидя, ла­дони лежат на коленях, руки расслаблены. Слегка приподнимите предплечья, повернув ладони друг к другу и держа их параллельно. Почувствуйте ладони и пальцы ваших рук, постарай­тесь отвлечься от всего остального, что вас окружает, от всего внеш­него.

Закройте глаза, чтобы сосредоточитъ все внимание на ощущениях в кистях рук, отслеживая в них мель­чайшие перемены. Затем начните очень медленно пе­ремещать руки навстречу друг другу, постепенно сближая их до тех пор, пока на определенном расстоя­нии одна ладонь начнет чувствовать другую (обычно от 5 до 30 см). В этом положении остановитесь, прислушайтесь к ощуще­ниям, запомните их. Затем продолжите сближение ладоней, прибли­зив их на расстояние 2-3 см.

Обратите внимание, ощущается ли между ладонями притяжение или отталкивание. Если, как это иногда бывает, ладони вначале остановились на сравнительно большом рас­стоянии друг от друга, если они двигаются рывками, если ощущает­ся сопротивление их сближению, преодолевайте это сопротивление, одновременно углубляя дыхание. Наблюдайте за ощущениями в ла­донях, за их изменением непрерывно в течение 5-6 минут.

Затем переходите ко второму упражнению.

Упражнение № 2 «Дыхание через ладони»

Наблюдайте, как ощущения в ладонях (особенно чувство тепла) меняются при вдохе в одну сторону, при выдохе — в противоположную. Затем мысленно направьте в ладони ваше дыха­ние. Можете представить, как во время выдоха теплая волна из центра груди распространяется по наружной стороне плеча. пред­плечья. и, наконец, доходит до кисти. Проследите за прохождением волны тепла на протяжении 8-10 выдохов. Убедитесь, что тепло в ладонях и пальцах растет. Продолжайте дышать «через ладо­ни» еще несколько минут, добиваясь устойчивого, интенсивного, симметричного ощущения тепла.

Для гармонизации состояния нервной системы необходимо довести ощущения до выравнивания. Параллельно достигается состояние покоя и внутреннего комфорта. Запомнив это состояние, проделайте ак­тивизирующий выход и закончите упражнение (подробную инструкцию по активизирующему выходу смотрите в предыдущем номере журнала).

Эффективность подобных упражнений основана на физиоло­гических механизмах психокоррекции, к которым относятся:

— сенсорное осознавание, благодаря которому левое полушарие головного мозга занято контролем дыхания и осознаванием телесных ощуще­ний, что приводит к относительному «раскрепощению» пра­вого полушария;

— брюшное, диафрагмальное дыхание, активирующее реакцию релаксации через естественную физиологическую стимуляцию блуждающего нерва;

— наблюдение за асимметрией ощущений в правой и левой руке, а также в целом на правой и левой половине тела, которое спо­собствует синхронизации активности полушарий головного мозга;

— наблюдение за ощущениями тепла и тяжести в отдаленных участках тела, за их перемещением, сопряженным с дыханием («вегетативные потоки» по В. Райху), способствующее углуб­лению состояния релаксации и активирующее процессы само­регуляции со стороны вегетативной нервной системы.

А что в результате?

Овладение методикой ПСР позволяет развить хорошую восприимчивость к самообращениям, самопобуждению, самоприказу и любым другим средствам самоуправления.

Установлено, что систематическое применение различных модификаций ме­тодики ПСР позволяет нормализовать эмоционально-энергетические характерис­тики психики, в частности закрепить преимущественно позитивные психические состояния. Обнаружено влияние ПСР на жестко связанные с темпераментом лич­ностные особенности, в том числе на такие показатели, как экстраверсия и нейро-тизм (отмечается тенденция к снижению интровертированности), снижаются показатели личностной и ситуа­тивной тревожности, улучшается контроль за проявлением чувств, усиливаются выдержка, целеустремленность.

У прошедших обучение ПСР снижается склон­ность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и расте­рянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению пси­хического здоровья.

В конечном итоге, овладение навыками саморегуляции дает человеку способность не только контролировать свое состояние, но и управлять ситуацией, что приводит к большей самореализации, широким возможностям и успеху как в социальных контактах, так и в личной жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опубликовано: Шмигель Н.Е. Саморегуляция — искусство управления собой / Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2011. — № 11. – С. 10 – 12.

Источники


  1. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.

  2. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.

  3. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.
  4. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
Саморегуляция в деловом общении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here