Школа депрессия

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Школа депрессия" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Депрессии в подростковом возрасте
рабочая программа по психологии на тему

Термин «депрессия» применяется для описания многих состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям — оно является нормальной реакцией на стресс. В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям.

[3]

Вложение Размер
doklad_pedagoga.docx 20.07 КБ programma_po_depressii.docx 19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад педагога-психолога по теме: « Депрессии у подростков».

Термин «депрессия» применяется для описания многих состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям — оно является нормальной реакцией на стресс.

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различаются функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов.

Депрессии представляют собой актуальную проблему психического здоровья подростков в связи с увеличением распространенности, более ранним началом возникновения, ростом числа суицидов. Сложность проблемы состоит в том, что чем младше ребенок, тем более нетипично протекают депрессии. Как указывалось выше, в подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Существует вопрос о том, а различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.

Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых.

Ученые считают, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:

[1]

• Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

• Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

• Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

• Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

• Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

• Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).

В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Отметим еще немаловажный фактор развития депрессивного состояния у подрастающего поколения, с психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что тех, кто оценивал собственную деятельность выше, чем это было на самом деле, высока вероятность развития подавленного состояния и депрессии. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии является так же постепенное понижение человеком собственной самооценки, собственных привлекательных черт и заслуг. Это происходит обычно под влиянием негативных мыслей о себе.

[2]

Так как в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Все эти перемены влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут являться основой для развития депрессии у подростков. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Читайте так же:  Трудности барьеры и ошибки в деловом общении

Также обстоит дело и с завышенной самооценкой. По словам А.В. Захарова: «Депрессия и подавленное состояние возникают, когда завышенная самооценка мешает самосовершенствованию и развитию».

В силу вышесказанного, мы понимаем, что одной из главных задач, является своевременная диагностика подростков, поведение и чувства которых выпадают из нормального спектра, так как раннее вмешательство, посредствам профилактики и коррекции, может привести к положительным результатам.

аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии Д. испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, к-рое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии Д. характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях Д. возможны попытки к самоубийству. Различаются функциональные состояния Д., возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая Д., являющаяся одним из основных психиатрических синдромов.

Депрессия у подростка — как распознать по первым признакам

Пубертатный возраст – испытание для родителей и детей. Необходимо вовремя распознать признаки депрессии у подростков, чтобы своевременно оказать помощь. Первые проявления опасного состояния можно заметить в 12–14 лет, когда ребенок пытается принимать собственные решения, нести ответственность за поступки, но неокрепшая психика не всегда готова к столь радикальным переменам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статьи по теме:

  • Что такое эндогенная депрессия — причины и лечение
  • Причины и симптомы невротической депрессии — как лечить
  • Биполярная маниакальная депрессия — симптомы и лечение
  • Как избавиться от хронической депрессии
  • Узнайте, причины и симптомы послеродовой депрессии, как лечить
  • Причины подростковой депрессии

    Депрессивные состояния проявляются в виде постоянной подавленности, грусти, плохого настроения, возможны приступы агрессии – психика ребенка еще не умеет адекватно реагировать на критику, стрессы, усугубляет положение гормональная перестройка организма.

    Почему возникает депрессия у подростков:

    • неприятие действительности – в пубертатном возрасте рушатся детские идеалы, подростки начинают понимать, что мир более жесток и несправедлив, чем ему казалось ранее;
    • период взросления сопровождается юношеским максимализмом, категоричностью во взглядах, эгоцентризмом, поэтому подростку постоянно кажется, что его не слышат, потребности игнорируют;
    • разрыв с друзьями, переезд в другой город – подростку приходится заново завоевывать расположение учителей, одноклассников, что является сильным стрессом;
    • интернет-зависимость – потеря связи с реальным миром оборачивается тяжелыми психологическими проблемами;
    • неблагополучная семья, плохие отношения между родителями, развод, невозможность приобрести желаемые вещи из-за небольшого достатка – все эти факторы часто провоцируют развитие депрессивных состояний;
    • несоответствие внешности идеалам, нелюбовь к собственному телу;
    • насмешки, издевательства в школе, одиночество;
    • давление со стороны родителей, несоответствие их идеалам – подросток страдает от постоянной критики по поводу плохой успеваемости, проигрыша в соревнованиях;
    • чрезмерная опека – подростку нужна свобода, он должен совершать собственные ошибки, чтобы научиться делать выводы;
    • неудачный первый сексуальный опыт, разрыв с любимым человеком, потеря близких людей.

    Важно! Депрессия у подростков никогда не возникает без причин, всегда есть события и обстоятельства, которые послужили причиной развития опасного состояния. Родителям не следует списывать все на гормональную перестройку организма, а постараться вникнуть в ситуацию.

    Симптомы депрессивного состояния

    Один из главных признаков депрессии – снижение или полное отсутствие интереса к привычным и повседневным делам. Этот симптом появляется первым, присутствует до полного излечения.

    Как проявляется депрессия у подростков:

    • ребенок начинает хуже учиться, часто прогуливает школу;
    • аффективные признаки – подавленное настроение, апатия, что часто выражается в виде повышенной раздражительности;
    • искажение мышления, склонность к поспешным выводам, пессимизм, ожидание негативных последствий;
    • ангедония – социальная замкнутость, отсутствие интереса к жизни, неспособность получать удовольствие от любимых ранее вещей и занятий;
    • синдром дефицита внимания;
    • трудности в принятии самостоятельных решений, сложности с концентрацией;
    • отсутствие или заметное увеличение аппетита;
    • бессонница, постоянное желание спать;
    • вспышки гнева и агрессии, плаксивость, беспричинное возбуждение;
    • чувство вины, ощущение собственной бесполезности, беспомощности;
    • мысли о самоубийстве, попытки суицида.

    Депрессия может проявляться в виде соматических признаков – мигрень, нарушение стула, мышечная слабость, сердечные и желудочные боли, зуд, кожные высыпания.

    Важно! Депрессивные состояния могут быть вызваны наследственными факторами – если у родителей есть или были психические отклонения, то риск развития депрессии в пубертатном периоде увеличивается в несколько раз.

    Возрастные характеристики

    Депрессивные состояния диагностируют в 12–17 лет. Существуют некоторые отличия в клинической картине у подростков разного возраста.

    Проявления депрессии в зависимости от возраста:

    1. В 13–17 лет может резко измениться поведение подростка – он становится вспыльчивым, неуравновешенным, грубит, перестает учиться, начинает курить, может употреблять спиртные напитки и наркотические средства. При этом ребенок утверждает, что у него все хорошо, отрицает наличие проблем.
    2. В 14–16 лет может развиться ипохондрия – ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие, не отказывается от обследований, принимает все лекарства. Но состояние при этом не улучшается, появляется плаксивость, он перестает учиться, настроение стремительно ухудшается.
    3. В 12–15 лет дети начинают жаловаться на трудности в учебе – подростку сложно сконцентрироваться, ухудшается память, появляется хроническая усталость. При этом ребенок до минимума ограничивает круг общения, теряет интерес к хобби, перестает выходить из дома.

    Важно! Депрессия проявляется разными симптомами, поэтому, если поведение подростка резко меняется, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту.

    Виды проявления депрессии

    Признаки депрессии очень разнообразны. Клиническая картина заболевания зависит от вида патологии, наблюдаются и смешанные формы.

    Читайте так же:  Конфликты на работе искусство преодоления разногласий

    Виды депрессивных состояний:

    1. Реактивная депрессия – наиболее распространенная форма патологии среди подростков, отличается доброкачественным течением, часто возникает на фоне развода, потери близких людей.
    2. Меланхолическая – заболевание проявляется в виде угнетенного состояния, тоски, подросток теряет интерес ко всему происходящему, ведет малоподвижный образ жизни. Развивается выраженная заторможенность реакций, нарушается сон, аппетит. Если у девочки-подростка уже начались месячные, возникают серьезные сбои в цикле. Появляются суицидальные мысли.
    3. Тревожная – подросток постоянно находится в состоянии паники, страха и растерянности, боится смерти, потери близких, что его выгонят из дома.
    4. Дистимия – хроническое депрессивное состояние, клиническая картина смазанная, поэтому патология может продолжаться несколько лет. Болезнь часто развивается у меланхоликов, негативно сказывается на социально-психологической адаптации, сложно поддается лечению.
    5. Биполярное расстройство – наблюдается частая смена маниакальной и депрессивной фазы заболевания.

    Наиболее опасной считается сильная депрессия – заболевание может продолжаться до 9 месяцев. Симптомы схожи с проявлением патологии у взрослых – перепады настроения, бессонница, отсутствие аппетита, мысли о самоубийстве.

    Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

    Депрессивные состояния имеют некоторые гендерные различия – юноши часто ударяются в пьянство, начинают употреблять наркотики, сбегают из дому. У подростка-девочки они проявляются следующими признаками – скрытность, замкнутость, резкая смена внешности. Девочки стараются все переживания загнать внутрь, что чревато различными психосоматическими заболеваниями.

    Важно! Различные проявления депрессивных состояний диагностируют у 60–75% подростков. У девочек болезнь развивается практически в 2 раза чаще, нежели у мальчиков.

    Признаки суицидального поведения

    Мысли о самоубийстве часто сопровождают депрессивные состояния у подростков. Основным фактором суицидального риска является травля со стороны одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, отсутствие внимания и понимания со стороны родителей, безответная любовь. Ежегодно жизнь самоубийством заканчивает около 5 тыс. детей в пубертатном возрасте.

    Как распознать склонность к суициду:

    • отсутствие мечтаний, надежд, планов;
    • подросток постоянно говорит о своей никчемности, утверждает, что никому не интересен;
    • подготовка к самоубийству – просмотр специфических сайтов и форумов, составление предсмертной записки;
    • полная апатия, отсутствие интереса к чему-либо;
    • мрачные рисунки, умышленное нанесение увечий себе;
    • истерические припадки, когда подросток угрожает убить себя.

    Важно! Интернет сильно влияет на становление личности подростка, часто именно в сети дети находят себе кумиров, что может быть опасно. Пример тому группы «Синий кит», администраторы которых подталкивали детей к самоубийству. Существует много программ, предназначенных для отслеживания сайтов и форумов, на которые заходит ребенок.

    Лечение депрессии

    При появлении признаков депрессивного состояния в подростковом возрасте нельзя заниматься самолечением, скорректировать поведение может только специалист. Для устранения тревожных симптомов используют комплексный подход – медикаментозное лечение и различные виды психотерапии.

    При легкой и средней степени тяжести депрессии используют методы психокоррекции. После определения причин развития заболевания специалист назначает индивидуальные или групповые сеансы, цель которых укрепить самооценку, развить способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, научить подростка правильно взаимодействовать с людьми. При неблагополучной атмосфере в семье необходимо обратиться к семейному психотерапевту.

    Медикаментозную терапию используют при тяжелых формах патологии, лечение проводят при помощи антидепрессантов – Флуоксетин, Эсциталопрам. В зависимости от причины, которая спровоцировала развитие болезни, могут назначать другие препараты для ускорения работы левого полушария и замедления процессов правого. Для коррекции поведения используют гормональные средства, витамины, стимулирующие или седативные медикаменты.

    Родительская помощь подростку

    Лечением и предотвращением депрессивных состояний у детей и подростков должен заниматься не только специалист, но и родители.

    Как помочь подростку – рекомендации родителям:

    • строить доверительные отношения с детьми – никакой критики, давления, чрезмерной опеки;
    • укреплять самооценку, поощрять и развивать умение самостоятельно принимать решение;
    • искренне радоваться успехам ребенка;
    • интересоваться жизнью, увлечениями подростка;
    • избегать конфликтных ситуаций;
    • на личном опыте показывать, как можно выходить из сложных жизненных ситуаций.

    Родителям необходимо найти совместное занятие с ребенком – тренировки, подвижные игры. В домашних условиях можно заниматься арт-терапией – лечение танцами, музыкой, рисованием. Это помогает нормализовать психоэмоциональное состояние.

    Важно! Самый лучший способ избежать и вывести подростка из депрессии – любить его и не забывать говорить об этом.

    С незначительными отклонениями в поведении ребенка родители могут справиться самостоятельно, иногда достаточно просто поговорить по душам. Но если апатия и подавленность наблюдается у подростка дольше 2 недель, он не идет на контакт, достучаться до него невозможно – следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту. Депрессия – это не просто плохое настроение, а серьезная угроза для жизни и здоровья ребенка.

    Депрессия и ее уроки

    Меня часто спрашивают, откуда я получал материалы для создания этого сайта. Может быть, я читал какие-то книги, и могу посоветовать их людям. Вероятно, я учился у определённых наставников, о которых что-то могу рассказать?

    На самом деле лучший мой учитель – это не книги, учителя, а сама человеческая природа , которая есть во мне и во всех людях. Если мы хотим узнать устройство нашего автомобиля, то, лучше чем штудировать многочисленные руководства, нам нужно самим открыть капот и посмотреть, что внутри. То же самое относится к человеку: что сможет нам красноречивее рассказать о человеке, чем сам человек, а точнее человеческая природа, которую каждый может наблюдать в себе? Зачем нам полчища слов, тонны предложений и целый ворох мудреных концепций, тогда как все, что нам нужно знать о себе, уже содержится у нас внутри?

    Проблема познания

    Конечно, все не так просто. Здесь мы можем столкнуться с проблемой, об которую спотыкались многие философы и исследователи всех времен. А именно с проблемой тождественности субъекта и объекта познания, если дело касается познания человеком самого себя. Как мы можем познать свою психику при помощи своей же психики, поведение которой обуславливается эмоциями, привычками, пристрастиями? Ведь психика вносит существенные искажения и ошибки в понимание человеком самого себя. Как же избавить психику от этих загрязнений и пристрастий? Возможно ли превратить ее в более совершенный и точный инструмент познания, чем тот, который мы имеем сейчас?

    На мой взгляд, да. И имя этому способу – медитация. Я считаю этот факт и обуславливает те гигантские прорывы в понимании человека, которые можно приписать древней восточной культуре. К этим открытиям черепашьими темпами только начинает подходить западная психология, притом окольными путями. То, что было доступным для интуитивного познания мудрецам древности, пока еще только открывается современной науке, вооруженной новейшими технологиями и методами исследования.

    Я не говорю о религии и традиционной медицине, я говорю о понимании принципов работы психики человека. Я также не могу сказать, что вся восточная философия это прекрасно понимала, но в отдельных ее школах существовали великие идеи.

    Читайте так же:  Деловой этикет статья

    О каких идеях я говорю?

    Проблема современной науки о человеке

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Например, западное наука только недавно узнала, что, оказывается, наши мысли и их окрас (негативный или положительный) влияют как на наше психическое, так и на физическое здоровье. Исследования показали, что проявления сострадания и любви оказывают благотворный терапевтический эффект на человека, который эти состояния испытывает. Более того, сострадание не дается свыше, а его можно развить!

    Мудрецы древности познали это давным-давно при помощи одних лишь интуиции, опыта и наблюдения. А современная прикладная наука о человеке, несмотря на все ее технология и достижения, пребывает в кризисе. И глубина этого кризиса измеряется тоннами выписываемых «таблеток от депрессии» , антидепрессантов, количество производства которых растет с каждым годом.

    Быть может, тот факт, что так много людей испытывают те или иные формы «патологической» душевной боли (депрессии, тревоги, панических расстройств), говорит о том, что мы что-то делаем неправильно, идем куда-то не туда. А то, что мы массово пытаемся заглушить эту боль таблетками, вместо того, чтобы прислушаться к ней и понять ее личностные и социальные причины, лишь свидетельствует в пользу того, что многие аспекты современной науки о человеке, не знают, в чем состоит проблема и лишь соревнуются в искусных методах маскировки причин этой проблемы.

    Неужели массовое применение таблеток никого не настораживает? Неужели это не доказывает то, что мы чего-то не знаем. Не знаем чего-то важного? Этого не знают люди, этого не знает наука…

    Но все-таки, последние несколько десятилетий в сфере психотерапии стал наблюдаться прогресс, но многие ее области по-прежнему стоят на месте, формируют инертность, тормозя ускорение локомотива знания.

    Наконец-то наука постепенно перестает отказываться от опыта древности и все чаще обращается к нему, делая предметом своих исследований проверенные многими поколениями людей практики и заново открывая, то, что давно уже было открыто. И эти новые открытия старых как мир истин свершились бы намного раньше в нашем мире, если бы мы хотя бы на время отбросили все наши приборы, книги, советы и хотя бы на короткое время посвятили просто наблюдению того, что происходит у нас внутри.

    А то, что происходит у нас, скорее всего, будет происходить у других, так как в фундаментальном смысле, все люди одинаковые…

    Мой маленький секрет

    Я не призываю сжигать книги и медитировать целыми днями, в попытках познать себя. Книги – это огромная польза, это отражение опыта других людей, при помощи которого мы сможем дополнить собственный опыт. Но нельзя опираться только на этот источник познания. Мы можем познать законы физики и математики через книги. Но познать себя у нас получиться только через наблюдение . Ведь предмет бесконечных исканий под названием «человек» находится внутри каждого из нас! Вот же он! Все уже итак содержится в твоей природе, просто смотри!

    Это и есть мой маленький секрет. Мой источник знания, к которому я обращаюсь каждый день, и который служит намного большим вдохновением для моей работы чем любые книги и учителя! К этому источнику можете каждый день подключаться и вы. Уверяю вас, информации там содержится намного больше чем в интернете. Конечно, вы не узнаете оттуда о событиях в мире, но о человеке, о себе, вы можете узнать многое.

    Школа депрессии

    Если человеческая природа стала моей школой, то депрессия и панические атаки, которые я испытывал несколько лет назад назад, стали лучшими учителями в этой школе! Душевная боль – это самый хороший наставник, которого вы можете отыскать! От него вы получите очень ценные уроки.

    А современная психиатрия, на мой взгляд, нацелена на то, чтобы придумать способ, как эти уроки прогулять. Люди, полагаясь на помощь медикаментов, убегают от этой боли, подавляют ее, избегают встречи с ней – на этом и построена вся индустрия психо-фармакологии. Но, когда вы прогуливаете уроки, вы ничего не узнаете. И тогда вас оставляют на второй, а потом, на третий, на четвертый год. И так до бесконечности. Люди не хотят учиться у душевной боли, поэтому она остается с ними. Она как будто говорит: «посмотри! Ты чего-то не узнал о своей проблеме! У тебя есть еще шанс, поэтому я пока буду с тобой!»

    Я понимаю, что это очень суровый и строгий учитель и не все хотят с ним встречаться. Он преподаёт довольно сложную программу старших классов. Ее трудно пройти, но если вы с этим справитесь, то без труда сможете овладеть любой другой программой.

    Многие люди живут всю жизнь и ничему не учатся, так как у них не возникает стимула для этого. Но депрессия дает вам прекрасный шанс научиться многому! Ведь она не отпустит вас, пока вы не поймете что-то очень важное. Разве можно придумать лучший стимул для развития?

    Но для того, чтобы научиться у своей душевной боли, вы должны с ней, в первую очередь, встретиться. Внимательно прислушиваться к ней, спокойно наблюдать за ней, при этом оставаясь в стороне. Учиться наблюдать вы должны день за днем, и тогда, вы со временем, обязательно услышите это сообщение.

    Чему же я научился?

    Чему же меня научила моя депрессия? Благодаря ей, я ясно понял, что большинство проблем и страдания создает мой собственный ум. Что мое состояние напрямую связано с реакцией моего ума на различные переживания, например, страх. Оно меняется, если я не реагирую на эти переживания. Да и вообще, я не обязан на них реагировать: ведь страх, паника, уныние не есть я сам! Я могу просто наблюдать. Или не обращать на эти вещи внимания.

    Я увидел, насколько мой мысли, желания, планы тесно связаны с моим сиюминутным состоянием, как они стремительно меняются вместе с ним. Как меняется все во мне, никогда не оставаясь постоянным.

    И это стало самым ценным знанием в моей жизни! Скорее даже не знанием, а опытом, ведь все это я увидел сам, на своем собственном примере. Если бы не этот опыт, то не было бы этого сайта. Поэтому я так благодарен тому, что у меня была депрессия и панические атаки. Если бы не они, у меня бы так и не появилось стимула заглянуть «под капот» своей психики и понять, что там происходит! Только сильная душевная боль могла спровоцировать меня на это!

    Читайте так же:  У бывшей депрессия

    Депрессия и паническое расстройство, это не только учителя, но и воспитатели. Ничто не ускользает от них! Они помогают взглянуть на себя, осознать свои недостатки. Увидеть в себе все предрассудки, деструктивные привычки ума, негативные психические паттерны, которые тормозят развитие и мешают достигать счастья. Благодаря этим недугам я увидел со стороны свое непрекращающееся беспокойство, всепоглощающую лень, тупое упрямство, слепую жажду удовольствия вместе с желанием бежать от всего того, что мгновенного удовольствие не приносит.

    Депрессия заставляет вас взглянуть на свою жизнь и понять, что именно в этой жизни не так. Она дала мне возможность увидеть, как много я работаю, и как мало отдыхаю, как я бездарно провожу время, как часто пребываю в состоянии злобы и обиды, как много я имею вредных привычек. И как плохо это все сказывается на моей жизни, вызывая эти самые состояния душевной боли.

    Получается так, как будто в те моменты, когда с жизнью начинает твориться что-то не то, и мы сбиваемся с верного пути, приходят на помощь эти учителя. Но не всем они приходят! И как же везет тем, кого они посещают, кому они готовы передать свою мудрость! Но эта мудрость может быть болезненной. Если вы не сможете принять ее, если вы не захотите у нее учиться, то постепенно она будет вызывать в вас уныние и усталость, подобно скучному уроку, в котором ученик не видит ни смысла, ни интереса…

    А что теперь?

    Вот уже несколько лет я не страдаю паническим расстройством и депрессией. Я стал спокойно спать по ночам и перестал нуждаться в алкоголе и сигаретах, чтобы унять беспокойство и расслабить натянутые до пределы нервы.

    Но я не могу сказать, что я только и делаю, что радуюсь жизни каждый момент. Это, к счастью, не так. Все меняется, как я говорил. И человеческое состояние никогда не бывает постоянным. Всегда находится место для горечи, уныния и страха… Эти учителя однажды, научив меня самому главному, покинули меня. Но в редкие моменты они возвращаются, правда, не в такой устрашающей форме как раньше, и быстро меня покидают. И тогда я встречаю их с благодарностью и желанием услышать от них что-то еще или вспомнить то, о чем я уже забыл.

    Когда уныние «бесшумным пауком вползает в мозг», со мной случается метаморфоза. Оно напоминает мне, как важно больше думать о других людях, слушать их, понимать их желания, желать им добра, воздерживаться от критики и злобы.

    В такие моменты я начинаю меньше говорить о себе и больше слушать собеседника. Я становлюсь более внимательным к людям и начинаю меньше думать о своих проблемах, о том, что мне плохо и невесело. Я обращаю внимание на накопившуюся злобу, замечаю скрытые обиды и стараюсь не идти у них на поводу.


    Горечь и тоска меняют меня, преображают меня. Они делают меня лучшим человеком!

    Я вспоминаю, как важно не поддаваться унынию, не тонуть в этом водовороте, не зацикливаться на негативных мыслях, понимая, что все это временные явления, которые пройдут так же, как начались.

    Быть может, мои учителя вновь хотят сообщить мне, что я утомлен и мне нужен отдых или мне необходимо пересмотреть график своей работы. Возможно, я вновь немного погряз в раздражении или меня беспокоит что-то другое, о чем мне нужно подумать или что мне нужно решить.

    Со старыми наставниками я вновь и вновь прохожу прежние уроки, но уже бегло, как будто закрепляя уже пройденный материал, добавив к нему немного новых знаний. Или же они вновь являются затем, чтобы указать мне на проблемы в моей жизни, которые не замечаю я сам.

    И тогда я стараюсь усвоить полученные уроки и остаться благодарным своим учителям!

    «Не пойду в школу!» Подростки и школьная депрессия

    1 Сентября — День знаний, праздничное, торжественное событие для первоклассников, да и для большинства младших школьников — долгожданный день встречи с друзьями. Хотя уже в начальной школе дети начинают тревожиться и опасаться начала занятий: оправдают ли они надежды родителей, смогут ли хорошо учиться, найдут ли новых приятелей и не рассорятся ли с имеющимися? В подростковом возрасте, особенно, если уже есть негативный опыт контакта с образовательной системой, проблемы обостряются. Школьная тревожность у подростков может перерастать в депрессию и отказ от посещения занятий. Почему возникают школьные неврозы и как распознать симптомы заранее?

    Что влияет на развитие негативного отношения к школе у подростков?

    Какими бы незначительными на взгляд взрослых казались проблемы подросткового возраста, они могут значительно влиять на самочувствие, мотивацию и здоровье детей в целом. Вспоминая свои переживания об учебных или личных неудачах, родители отлично понимают, насколько мимолетными и несущественными оказались в итоге двойки и пропущенные свидания. А вот о том, как важно было достижение желанной встречи или каким сильным был страх перед контрольной — забывают. А также уже не помнят, насколько причудливой была логика, как выстраивались причинно-следственные цепочки в детском возрасте.

    Кажется, что подростки — не самые сложные существа для понимания, мы все там были. Однако не стоит относиться снисходительно, любой человек, даже еще несовершеннолетний, проживает свою жизнь здесь и сейчас, и его сиюминутные сложности отражаются на настоящем и будущем.

    Какие же самые распространенные причины кроются под нежеланием идти в школу в подростковом возрасте?

    Социальный статус

    Подростковый возраст, в отличие от младшего школьного периода, характеризуется особой чувствительностью к межличностным отношениям. Подростки исключительно сенситивны к социальному статусу — личному и групповому. Хотя дома тинейджер провозглашает себя взрослым и независимым, он нуждается в признании группы сверстников, принадлежности к определенным социальным кластерам. Если признания одноклассников, той группы, с которой он проводит наибольшую часть социальной активности, нет, это в большинстве случаев значительно влияет на самооценку, самочувствие подростка и может приводить к депрессии.

    Младшие подростки не так чувствительны к межполовым отношениям, а вот несколько старший возраст уже выраженно реагирует на отсутствие взаимности со стороны милого сердцу сверстника. И этот фактор тоже влияет и на самочувствие, и на социальный статус ученика.

    Читайте так же:  Откуда депрессия

    Школьные отметки

    Несмотря на то, что большинство родителей не самых успешных учеников считает, что их подростки совершенно не интересуются учебой и не переживают из-за очередной двойки, это практически никогда не соответствует действительности. Школьные отметки — тоже фактор, влияющий как на самооценку, так и на статус в классе. Пусть показное равнодушие школьника не обманывает: не переживают из-за плохой успеваемости и не радуются хорошим отметкам крайне редкие в наших школах экземпляры.

    Семья как стрессогенный фактор

    Проблемы мира взрослых, ссоры, переживания, даже тщательно скрываемые от ребенка, влияют на его ощущение безопасности. Хотя подростки и пытаются дистанцировать себя от родителей, семья для них по-прежнему — основа мироздания. Конфликты взрослых между собой или родителя и ребенка могут стать фактором развития депрессии. Это особенно сложно понять, так как подростковый возраст — время максимализмов, показного отрицания ценности и авторитета родителей в сочетании с повышенной потребностью в корректном руководстве и уязвимостью психики.

    Если ребенок категорически не желает идти в школу после каникул, стоит задуматься и тщательно проанализировать: чем так прекрасна внеучебная жизнь и ужасна школа? При этом надо помнить, что лень, которую в качестве основной причины приводят многие родители, это не изначальный свойство человека, а следствие негативных процессов. Ребенку может быть тяжело учиться из-за недостаточного базиса знаний, из-за отношения сверстников, учителей, из-за гнетущих проблем дома или из-за развития депрессии на фоне влияния этих факторов.

    Проявления депрессии у школьников

    Депрессия может развиться в любом возрасте, и это не сиюминутное плохое настроение или каприз. При формировании депрессивного состояния даже взрослому практически невозможно «взять себя в руки» и заняться саморегуляцией. Подростки — одна из наиболее уязвимых возрастных групп.

    Пик подростковых депрессий приходится на старшие классы, причем девочки подвержены ей сильнее мальчиков. Эта тенденция достаточно молода: раньше соотношение полов среди подростков с депрессией было достаточно сбалансированным, однако в последние годы и изменение роли женщины в обществе, и требования к ней со стороны средств массовой информации вызвали значительный рост тревожности у девушек.

    Что относят к проявлениям депрессии в подростковом возрасте? Большинство симптомов можно заметить самостоятельно, в их число входят:

    • замкнутость, нежелание разговаривать, причем не только с родителями при прямом контакте, но и с друзьями, знакомыми в соцсетях, по телефону, в мессенджерах;
    • трудности концентрации: рассеянность, невозможность сосредоточиться даже на простых и привычных действиях приводят к забывчивости, длительному времени над домашним заданием, неспособности вовремя и правильно собрать учебники и спортивную форму на завтра, купить хлеб по дороге из школы и так далее;
    • изменения аппетита. Хотя подростки и так склонны к различным колебаниям вкусовых предпочтений, но во время депрессии они принимают длительный и устойчивый характер. Чаще при депрессиях аппетит снижается, но может и значительно усиливаться;
    • проблемы со сном: сложности с засыпанием, прерывистый сон, ранний подъем и невозможность заснуть после;
    • общее самочувствие: жалобы на усталость, головные боли, спазмы в желудке, мышцах, суставах, общее ощущение разбитости и отсутствия жизненных сил при полном соматическом здоровье — так тоже может проявляться депрессия;
    • чувство вины, снижение самооценки можно определить как по нежеланию совершать активные действия, особенно связанные с соревнованиями или оценкой деятельности результатов, так и по высказываниям ребенка.

    Стоит помнить, что окончательно диагностировать депрессию может только специалист, он же определяет необходимость и методы терапии. Однако внимательное отношение к ребенку, поддержка и участие — часть лечения при любом диагнозе и необходимая составляющая отношений при отсутствии каких-либо заболеваний.

    Профилактика депрессий подросткового возраста

    Психогенная депрессия, в отличие от эндогенной, поддается профилактике без применения медикаментов. Среди общедоступных рецептов профилактики стоит выделить два направления: физическая активность и психическая устойчивость.

    Физические нагрузки, как бы удивительно это не звучало, используются для «преодоления уныния» еще со времен Горация: каждый день бег трусцой по часу, таков древнегреческий рецепт терапии легких форм депрессий и их профилактики. Физическая активность действительно помогает повышать и сохранять хорошее настроение, работая на биохимическом уровне: насыщая ткани и органы кислородом и способствуя выработке эндорфина, «гормона счастья».

    Вид физической активности можно подбирать в соответствии с предпочтениями тинейджера: модные танцевальные секции, гимнастика цигун, йога, занятия боксом или прогулки с собаками. Что угодно, лишь бы подросток двигался сам, а не картинкой на экране.

    Второй фактор профилактики — формирование психической устойчивости к негативным событиям. «Не обращать внимания на слова этих дураков», «не бояться, а просто ответить у доски» и прочие умения не позволять окружающему миру оказывать сильное влияние на собственное настроение не формируются после родительских императивов. Для устойчивой позиции необходимы психические ресурсы. Чем помогает себе восстанавливаться родитель после конфликта на работе или финансовых неурядиц? Есть ли у ребенка такой же круг общения, как у папы с друзьями на футболе? Знает ли тинейджер, что его способности к программированию намного более значимы, чем «кривые руки» при сколачивании табуретки на уроке труда, поэтому на такие замечания можно реагировать не обидой, а недоумением?

    Уважительное отношение, выделение главного и второстепенного в возможностях и ограничениях подростка и предоставление ему возможности выбирать свой вариант самореализации вместо навязываемой школой и сверстниками системы оценки личности помогают восстанавливать ресурсы и спокойнее относиться к учебным неурядицам. Да, может быть, в школу первого сентября тинейджер, предпочитающий внеучебные виды деятельности, не побежит с радостью, но категорического отказа тоже уже не выскажет. У него будут силы и ресурсы закончить процесс учебы и выдержать это испытание на взрослость.

  • Источники


    1. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.

    2. Хорсанд, Диана 20 самых глупых ошибок, которые совершают семейные пары / Диана Хорсанд. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 224 c.

    3. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.
    Школа депрессия
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here