Учебная программа деловое общение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Учебная программа деловое общение" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Учебная программа по психологии делового общения

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

— основные понятия психологии делового общения;

— представление о логических, риторических приемах и манипулятивных техниках и методах их диагностики в процессе общения;

— иметь представление о современной этике делового общения;

— иметь представление о неблагоприятных психических состояниях, возникающих в переговорном процессе и препятствующих его осуществлению, и методах их коррекции;

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить студентам возможность овладения следующими навыками и умениями:

— овладеть навыками входа в контакт с использованием сонастройки;

сбора информации о личности собеседника и ее использования при подготовке к переговорному процессу;

— анализа средств общения, используемых собеседниками для распознавания скрытых мотивов собеседника;

— слушания с учетом особенностей ситуации;

— аргументации собственной точки зрения с опорой на логические основы, риторику и психологические приемы;

— диагностики неблагоприятных психических состояний, препятствующих эффективному ведению переговоров и овладение навыками их коррекции;

повысить уровень психологической готовности к будущей профессиональной деятельности за счет решения задач, моделирующих профессиональную деятельность с психологическими компонентами и уровень психологической устойчивости при их решении;

Курс состоит из 5 частей.

Первая часть посвящена вопросам социального познания, подробному изучению механизмов восприятия и понимания человека человеком, их закономерностей и ошибок, возникающих в процессе социальной перцепции.

Вторая часть посвящена подробному изучению фаз делового общения, отработке навыков входа в контакт, слушания, аргументации, анализу возможностей использования общих закономерностей функционирования внимания, памяти, восприятия и мышления для выбора соответствующих манипулятивных техник, их диагностики и противостояния им.

Третья часть отводится изучению вербальных и невербальных средств общения

Четвертая часть посвящена изучению психических состояний, мешающих эффективному ведению переговоров и методов их коррекции.

Пятая часть – практика – элементы тренинга социально-психологической компетентности, элементы тренинга социальной сенситивности, ролевые игры (моделирующие задачи профессиональной деятельности с психологическими компонентами) на отработку и закрепление всех полученных навыков и проверка уровня психологической устойчивости специалиста.

Основное содержание дисциплины по выбору студента – психологии делового общения

Раздел 1. Введение в психологию общения.

Общие вопросы психологии общения. Типы общения, фазы, каналы, средства, функции, стороны, механизмы. Анализ особенностей делового общения в отличии от других типов общения.

Анализ различий между социальным восприятием и социальным познанием. Представление об атрибуции.

Атрибуция и каузальная атрибуция. Теории «корреспондентного изучение ошибок каузальной атрибуции: фундаментальная и мотивационная ошибки.

Специальная литература к 1 разделу:

1. Андреева Г.М. «Социальная психология»,

2. Бодалев А.А. Восприятие понимание человека человеком», М., 1982

3. Андреева Г.М. «Психология социального познания»

4. Бодалев А.А. «Личность и общение», М., 1995

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. «Грамматика общения», СПб, Питер, 2005

6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение», СПб, Питер, 2001

6. Д.Майерс «Социальная психология. Интенсивный курс», М., Олма- Пресс, 2000

7. Пайнс Э., Маслач К. «Практикум по социальной психологии», СПб, Питер, 2000

5. Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности»,

Учебная программа курса «Культура делового общения»

Тема №1 Средства общения. Структура, виды и формы общения.

(8 ч.)

Введение. Знакомство с целями курса. Общение и его стороны. Средства общения.

Виды основных взаимоотношений между людьми. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений. Понятие стиля общения. Виды стилей общения: духовное, светское, деловое, примитивное, манипулятивное, формально-ролевое (ритуальное), гуманистическое. Невербальные средства общения: мимика, визуальный контакт, позы и жесты, походка. Межличностная дистанция. Позиции в общении. Различные “Я”-состояния человека. Состояние “Родитель”. Состояние “Ребёнок”). Состояние “Взрослый”. Проявление различных “Я”-состояний в поведении.

Тема №2 Восприятие и понимание людьми друг друга.

(l0 ч.)

Составляющие перцептивной стороны общения. Восприятие человеком самого себя самовосприятие. Восприятие собеседника. Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия (эффекты первичности, новизны, ореола; проекция). Стереотипы общения. Их виды (антропологические, этнонациональные, социальные). Влияние фактора превосходства (ошибка статуса), влияние фактора привлекательности (ошибка привлекательности), влияние фактора отношения к нам (ошибка отношения). Визуализация. Самоподача. Виды самоподач (самоподачи превосходства, привлекательности, отношения).

Тема №3 Индивидуальные особенности личности в деловой сфере.

(8 ч.)

Индивидуальность. Личность. Темперамент и его особенности. Характер и его основные черты. Воля и её основные задачи. Приёмы формирования волевых качеств личности. Способности — важное проявление успеха в профессиональной деятельности. Связь способностей с деятельностью человека. Виды способностей. Зависимость между способностями, умениями и навыками. Эмоции и чувства. Их отличия. Виды эмоций и чувств. Внешнее проявление эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Связь эмоциональных реакций с их физиологическими проявлениями. Эмоции в общении. Управление своими эмоциями и чувствами. Способы снижения эмоциональной напряжённости, разрядка отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Конструктивное выражение негативных чувств.

Тема №4 Специфика делового общения.

(2 ч.)

Деловая беседа как основная форма делового общения. Специфика делового общения. Этапы деловой беседы. Начало беседы. Установление контакта. Основная фаза беседы. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Принятие решения и завершение деловой беседы. Особенности письменного делового общения. Составление деловых писем. Заявление, доверенность, характеристика.

Тема №5 Конструктивное преодоление конфликтов.

(2 ч.)

Понятие “конфликт”, основные элементы конфликта. Виды конфликтов и их особенности. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликтов. Основные правила поведения в конфликтной ситуации.

Читайте так же:  Времена депрессии в сша

Тема №6 Зачётная работа. Защита рефератов.

(2 ч.)

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
рабочая программа по теме

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

Вложение Размер
programma_d-31.docx 46.99 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

«Профессиональная этика и психология делового общения»

для специальности СПО 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика и психология делового общения».

1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы :

Учебная дисциплина ОП.06 « Профессиональная этика и психология делового общения » входит в группу общепрофессиональных дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.

  • овладение студентами категориальным аппаратом психологии общения;
  • ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке;
  • овладение студентами современными технологиями делового и личного общения;
  • формирования практических навыков эффективного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

— применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

— основные правила профессиональной этики и приёмы делового общения в коллективе;

— особенности профессиональной этики и психологии делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций.

Специалист по документационному обеспечению управления должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Специалист по документационному обеспечению управления должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.

ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.

ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.

ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося — 114 часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –76 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося –38 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе практических заданий

Самостоятельная работа студента

— поиск информации в дополнительных литературных источниках

— поиск информации в интернет-ресурсах

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Этика и эстетика.

Методологическая основа наук, сущность этического и эстетического воспитания, значение.

Общие сведения о предмете

[3]

Задачи предмета «Этика», его значение для овладения

профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

Подготовка рефератов по темам раздела. Приложение №1.

Общие сведения об эстетике как науке.

Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.

Сущность эстетического воспитания, его значение.

Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины – «Этика делового общения»

Наименование дисциплины – «Этика делового общения»

(указывается наименование в соответствии с учебным планом)

По направлению подготовки

(указываются код и наименование направления подготовки)

По профилю подготовки Психология и педагогика дошкольного

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)

Заочная форма обучения

Кафедра общекультурных и естественнонаучных дисциплин

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва — 2011


Индекс по учебному плану

по выбору студента

и экономический цикл

Математический и естественнонаучный цикл

Трудоемкость дисциплины в часах

Семинарские (практически) занятия

1. Цели и задачи дисциплины:

Предмет изучения этика делового общения как инструмент повышения результативности труда.

Целью дисциплины является комплексное изучение этических основ и принципов делового общения.

— изучение этических и психологических основ делового общения и формирование современной деловой культуры;

[2]

-дать студентам представление об основах теории коммуникации и закономерностях ее применения в деловом общении;

Читайте так же:  Деловое общение цели задачи

-ознакомить студентов с основами подготовки и проведения публичных выступлений, деловой беседы, деловых переговоров;

-выработать у студентов представление о влиянии речевой этики на эффективность делового общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

«Этика делового общения» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла.

В качестве входных являются знания, полученные при изучении следующих дисциплин:

— Русский язык и культура речи,

— Современные информационные технологии;

— Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности,

— Введение в психолого-педагогическую деятельность.

Для успешного освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующим набором компетенций:

— способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

— готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

— способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

— способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

— способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

Дисциплина «Этика делового общения» является предшествующей для изучения дисциплин:

— Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире,

— Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе,

— Управление дошкольным образованием.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

— способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

— способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

— способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

— способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

— этические основы осуществления делового общения, в том числе с применением новых информационных технологий;

— методы и способы подготовки к публичным выступлениям и переговорам, деловой беседе с учетом социокультурной ситуации общения;

-особенности невербальной и вербальной коммуникации и их влияние на процесс организации делового общения;

— этические принципы и нормы оформления различных видов деловой документации.

-в практической деятельности применять теоретические основы делового этикета;

-составлять документацию в соответствии с нормами делового этикета и делопроизводства;

-организовывать свое поведение в деловом общении в соответствии с нормами деловой этики.

— навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения этических и моральных норм;

-навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этики делового общения;

— методикой проведения деловой беседы, публичного выступления, деловых переговоров;

— информацией об социокультурных и национальных особенностях этики делового общения.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самостоятельная работа (всего)

Курсовой проект (работа)

Другие виды самостоятельной работы(контрольная работа)

Изучение научной и учебной литературы Подготовка материалов для практических занятий

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общая трудоемкость час

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Этика делового общения как философская и социокультурная проблема.

Теоретические предпосылки становления этики делового общения. Этика в учении Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Этика и нравственность. Мораль как основа нормального функционирования общества, фундамент человечности. Нормы и ценности, регулирующие поведение человека в различных сферах жизни. Виды этических норм и правил. Профессиональная мораль как составная часть морали общества. Деловая этика и деловой этикет.

Раздел 2. Психологическая и нравственная стороны трудовой деятельности и делового общения.

Общение как социально-психологическая категория. Характеристика и содержание общения. Структура, средства и функции общения. Общение и коммуникация. Понятие коммуникации. Основные элементы коммуникации. Особенности невербальной и вербальной коммуникации. Понятие делового общения. Этапы делового общения. Механизмы воздействия в процессе делового общения. Стили и функции делового общения. Характеристика основных видов и форм делового общения (деловая беседа, публичное выступление, деловые переговоры). Прикладной и ориентирующий характер профессиональной этики. Основные виды профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики.

Раздел 3. Речевая этика в деловом общении.

Культура речи делового человека. Речевая этика. Деловая беседа и публичные выступления. Понятие деловая беседа. Функции деловой беседы. Основные этапы деловой беседы: подготовка к беседе, начало беседы, аргументированное и обоснованное выдвижение идей, завершение беседы. Нормы этикета при ведении деловой беседы. Психологические особенности поведения человека при проведении деловой беседы. Соотношение деловой беседы и публичного выступления.

Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение целевой установки. Основные технологии произнесения речи: начало выступления, как завевать и удержать внимание аудитории, как завершить выступление. Секреты ораторского искусства.

Раздел 4. Деловые переговоры.

Деловые переговоры. Структура переговоров. Подготовка к переговорам: организационная и содержательная части. Правила подготовки переговоров. Методы и тактические приемы ведения переговоров. Подведение итогов переговоров. Основные протокольные моменты, соблюдаемые при деловых встречах, визитах, переговорах. Национальные стили ведения переговоров. Учет личностных особенностей в психологии деловых переговоров. Формированием необходимых психологических состояний при ведении деловых переговоров.

Раздел 5. Этика делового общения в условиях применения новых информационных технологий.

Читайте так же:  Навыки делового этикета

Телефонный разговор как важнейшая сторона человеческого общения. Правила и приемы общения и деловых переговоров по телефону и переписке. Предварительная проработка телефонного разговора. Устойчивые формы делового телефонного общения в различных странах мира. Национальные особенности ведения телефонных разговоров. Интернет-технологии и деловое общение. Нормы и принципы оформления деловых документов. Различия между устной и письменной речью. Письменные материалы: принципы составления деловых документов. Виды деловых документов. Этикетные тексты. Договоры. Служебная телеграмма. Организационно-распорядительная документация. Особенности делового письма. Доклады и обзоры. Личные резюме.

Раздел 6. Национальные особенности деловой этики и культуры общения.

Национальный фактор в истории нравственности. Проблема национального характера и менталитета. Деловая этика и культура общения в международных отношениях. Черты характера и особенности поведения народов Европы. Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока. Деловая этика в современном международном и российском бизнесе.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Деловое общение Специальность 060500 –

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Зав. кафедрой психологии

По дисциплине: Деловое общение

Специальность:060500 – Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.

Форма обучения: заочная

Практических занятий: 6

Лабораторных занятий: нет

Зачет: 4 семестр

Самостоятельная работа: 46

Рабочая программа на основе ГОС по специальности:

номер государственной регистрации:

и на основе программы, разработанной Колосовой И.Г. на кафедре психологии

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры (протокол №___ от «___» 200_4_г.)

Зав. кафедрой__________________________/Т.П. Будякова/

Рабочая программа утверждена методическим советом университета (факультета) (протокол №_________от «____» ___________200_4_г.)

Председатель методического совета __________________/__________/

Рабочую программу составил(а): Колосова И.Г. ( Зайцева Т.С. )

Ответственный редактор: кандидат псих. наук, доцент Т.П. Будякова.

1. Организационно-методический раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Основной целью данного курса является овладение теоретическими знаниями и необходимыми практическими навыками в деловом общении, включая личную коммуникативную культуру и умения общаться с кол­лективом для достижения продуктивной деятельности, создании благо­приятной нравственной атмосферы, умение вести переговоры с партне­рами.

— овладение понятиями «общение» и «деловое общение», структурой, функциями, видами и формами делового общения;

— овладение способами и приемами делового общения в различных его ви­дах и с различными тонами собеседников;

— знание коммуникативных барьеров и умения их преодолевать;

— знать и соблюдать этические нормы и принципы делового общения;

— знать формулы конфликтов и уметь себя вести в любой конфликтной ситуации;

— уметь пользоваться вербальными и невербальными средствами обще­ния, а также распознавать намерения партнеров, пользующихся эти­ми средствами;

— знать психологические особенности ведения переговоров представи­телями различных наций.

Данный курс тесно взаимосвязан с блоком психологических дисцип­лин и прежде всего с социальной психологией, а также с другими пред­метами гуманитарного цикла: историей, философией, этикой, социоло­гией, политологией, педагогикой и др.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Основные разделы дисциплины.

1. Социально-психологические проблемы общения.

2.Психологические особенности делового общения.

[1]

3. Этика делового общения.

2.2. Темы и их содержание.

1. Вопросы теории и проблемы общения.

Сущность общения. Личность и общество. Структура общения. Цели, содержание и средства общения. Функции общения. Стили виды общения. Коммуникация, интеракция и социальная перцепция как взаимосвязанные стороны общения. Эффекты общения (первичности, новизны, ореола, стереотипизации, края). Коммуникативные барьеры в общении (фонетический, семантический, стилистический, индивидуально-психологический, информационно-административный, социально-психологический).

2. Вербальные и невербальные средства общения.

Язык, речь, сознание. Способы вербального воздействия (убеждение и внушение). Психологические аспекты убеждения. Логические аспекты убеждения. Внушение как явление и как технология. Законы организации информации. Системы получения и обработки информации, их языковое выражение. По­нятие о невербальных средствах общения. Цели и задачи невербального общения. Кинесика. Просодика. Экстралингвистика. Такесика. Проксемика. Межнациональные различия невербального общения.

3. Конфликты в общении и способы их разрешения.

Природа конфликта. Источник и субъекты конфликта. Виды кон­фликтов. Причины и поводы конфликтов. Динамика конфликта. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов. Способы и пути предупреждения и разрешения конфликтов. Стрессы и стрессовые ситуации.

4. Способы психологической защиты.

Теория защитных механизмов. Защитные стратегии и стратегии совладения. Параметры защитных механизмов. Психологические защит­ные механизмы личности (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, интроекция, сублимация и др.). Интеллектуальные защи­ты.

5. Разновидности делового общения.

Национально-психологические типы делового общения. Этапы делового общения. Виды и формы делового общения. Деловой разговор и деловая беседа. Спор, дискуссия, полемика. Собеседование. «Мозговой штурм». «Круглый стол». Деловые командные игры. Деловой стиль общения. Психология сотрудничества. Этические нор­мы делового общения.

6. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

Установление контакта. Ориентация. Эмпатия, индентификация, рефлексия как механизмы познания партнеров по общению. Выход из контакта. Основные рекомендации по подготовке, ведению и завершению деловых переговоров. Стили делового общения в процессе переговоров. Возрастные, половые, индивидуально-психологические особенности партнеров и их учет в переговорном про­цессе. Типы деловых собеседников. Методы ведения переговоров. Уловки в спорах и их нейтрализация. Психологическое айкидо.

7.Психологические особенности публичного выступления.

Культура речи делового человека. Публичное выступление как процесс. Подготовка публичного выступления. Техника публичного выступления. Этапы выступления. Язык и стиль публичного выступления. Вопросы и их классификация. Аргументы (логические и психологические), требования к аргументации. Невербальные аргументы. Некорректные аргументы. Риторические приемы. Требования к выступлению.

8.Имидж делового человека.

Понятие имиджа. Телесный имидж и внешний вид. Модели поведения. Тактика общения. Стереотипы, диагностика и общие приемы влияния. Симпатия и антипатия, их причины и проявления. Методы улучшения своей представленности.

9. Этикет деятельности делового человека.

Понятие об этикете, истории его возникновения и развития. Мане­ры поведения. Национальные особенности этикета. Светский этикет. Манеры ведения разговора. Культура поведения в процессе деловых пере­говоров и на приемах. Эпистолярный этикет.

Читайте так же:  Принципы этикета делового общения

3. Рабочая программа дисциплины.

3.1. Распределение часов курса по темам и видам работ .

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Пояснительная записка

Руководитель управляет образовательным учреждением, влияя словом и делом на подчиненных, коллег, социальных партнеров. Тем самым процесс делового общения (обмен, прием и передача информации) встроен во всевиды управленческой деятельности.

Ни одна функция управления (сбор информации, анализ и оценка ситуации, формирование и выбор управленческих решений, выдача заданий, мотивация поведения и действий работников, контроль и корректировка хода работ, оценка результатов) не может быть реализована без делового общения.

Для высокого уровня профессионализма современного менеджера в сфере образования должна быть характерна коммуникативная компетентность в части построения делового общения со всеми участниками образовательного процесса.

Образовательная программа учебной дисциплины «Деловое общение» реализуется в ходе обучения слушателей по образовательной программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

В целях реализации системного подхода к освоению руководителями основных понятий дисциплины, к формированию навыков построения делового общения учебный план структурирован по принципу «от общего к частному». Учебный план дисциплины представлен разделами «Деловое общение как социально-психологическая категория» (основные категории дисциплины и значение делового общения в деятельности руководителя образовательного учреждения), «Организация делового общения» (основные техники делового общения и организационные формы и др.), «Этика делового общения» (деловой этикет, корпоративная этика, имидж руководителя и др.).

Реализация дисциплины предполагает не только традиционные формы организации учебной деятельности слушателей (лекции, семинары), но и использование интерактивных методов обучения взрослых, таких как игровые упражнения, работа в мини-группах, решение ситуационных задач и др. В целях формирования критичности мышления обучающихся особое место в содержании программы занимают тесты, позволяющие слушателям оценить собственный уровень делового общения. Классические формы организации обучения (например, лекция) также предполагают активизацию слушателей средствами «мозгового штурма», постановкой вопросов, участием в обсуждении актуальных проблем, поиском решений и др.

Категория обучаемых: руководители, заместители руководителей образовательных учреждений.

Срок обучения: общее количество часов – 50, из них:

· практические, семинарские занятия – 12 час.

· самостоятельная работа – 26 час.

· форма контроля — зачет

Режим занятий: 8 академических часов в день

Образовательная программа учебной дисциплины «Деловое общение» состоит из следующих разделов:

1. Цель и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

4. Учебно-тематический план.

5. Учебная программа дисциплины:

5.1 содержание разделов дисциплины;

5.2 учебно-методическое обеспечение дисциплины;

5.3. материально-техническое обеспечение дисциплины;

5.4 содержание итогового контроля.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: на основенаучного знанияоб особенностях и структуре делового общения создать условия для формирования у обучающихся (руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений) навыков и приемов делового общения.

Дать знания обучающимся о сущности, содержании, формах делового общения.

Сформировать умения по использованию техники делового общения в работе с различными категориями людей.

Способствовать формированию профессиональной компетентности руководителя, в частности, информационно-коммуникативной.

Развивать личностные качества руководителя, такие как коммуникабельность, эмпатия, рефлексия и др.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

сущность, содержание, формы делового общения;

социальные и этические проблемы делового общения;

пути и способы предупреждения конфликтных ситуаций и их конструктивного разрешения;

сущность и способы управленческого взаимодействия с подчиненными;

должен быть способным:

· эффективно строить деловое общение с различными категориями людей;

· использовать в практических ситуациях навыки и приемы делового общения;

· решать коммуникативные задачи, возникающие в управленческой деятельности.

Рабочая программа по дисциплине: Профессиональная этика и психология делового общения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКОПЬЕВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ИМ. В.П. РОМАНОВА

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________ _______________
подпись расшифровка подписи
«_____» ____________ _______
число месяц год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Срок обучения: 1 год
Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение

Отделение обучения: очное

СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой комиссии
_____________________________
«___»_______________ 2016 г.

Разработал
Преподаватель
Анищенко Н.С.
28.08.2016 г.

Прокопьевск
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Организация-разработчик: Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова

Разработчик: Анищенко Наталья Сергеевна, преподаватель ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», протокол от «____»______________ №____

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональная этика и психология делового общения»

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
— применять правила делового этикета;
— поддерживать деловую репутацию;
— соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
— пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
— выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой
профессиональной обстановке;
— налаживать контакты с партнерами;
— организовывать рабочее место.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
— этику деловых отношений;
— основы деловой культуры в устной и письменной форме;
— нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной
обстановке;
— основные правила этикета;
— основы психологии производственных отношений;
— основы управления и конфликтологии;
— основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.

Читайте так же:  Шутки про хандру

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
ПК 1.4. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.
ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела.
ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
55

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26

внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Профессиональная этика и психология делового общения

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Введение
Содержание учебного материала
2

Общие сведения о дисциплине
Предмет, цели и задачи курса
История развития деловой этики в России

Тема 1. Этика деловых отношений
Содержание учебного материала
8

1
Основные принципы профессиональной этики.

2
Виды и категории профессиональной этики

3
Кодексы профессиональной этики.

4
Нормы и правила поведения в деловой профессиональной обстановке.

1
Решение профессиональных задач «Организация рабочего пространства»

2
«Планирование и ведение переговоров»

Самостоятельная работа обучающихся:
— Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
— тестирование;
— подготовка сообщений;
— написание рефератов;
— решение профессиональных задач;
— подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
— Нравственная культура и профессиональная этика;
— Психология делового общения;
— Средства и виды общения;
— Коммуникативные качества речи;
— Техника ведения телефонного разговора;
— Особенности речевого этикета;
— Особенности межкультурных коммуникаций;
— Составление словаря основных терминов и понятий профессиональной этики.

Тема 2. Основные правила делового этикета
Содержание учебного материала
10

1
Основные элементы делового этикета. Правила этикета деловых приемов.

2
Понятие корпоративного имиджа. Имидж делового человека в контексте профессиональной этики.

3
Невербальная культура делового разговора.

4
Самопрезентация при устройстве на работу.

5
Организация деловых мероприятий.

1
«Составление профессионального кодекса государственного служащего»

2
Разработка элементов корпоративного имиджа и имиджа делового человека.

3
Составление и произнесение презентационной речи.

Самостоятельная работа обучающихся:
— Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
— тестирование;
— подготовка сообщений;
— написание рефератов;
— решение профессиональных задач;
— подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
— Психологический аспект персонального имиджа;
— Условия и предпосылки формирования эффективного персонального имиджа;
— Национальные особенности невербального общения.

Тема 3. Психология производственных отношений
Содержание учебного материала
9

1
Психологические основы профессионального общения.

2
Коммуникативные умения и навыки. Уровни межличностного взаимодействия.

3
Сущность и особенности делового общения. Формы делового общения.

4
Стили руководства и их влияние на деловое общение с людьми.

1
Применение приёмов са

  • file7.doc
    Рабочая программа по дисциплине: профессиональная этика и психология делового общения
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 14

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источники


  1. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 328 c.

  3. Б. Мандель Сердцу не место в пятках / Б. Мандель. — М.: Попурри, 2006. — 812 c.
Учебная программа деловое общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here