Воспитание этики межнационального общения

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Воспитание этики межнационального общения" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения

Читайте также:

  1. I. Воспитание общением 1 страница
  2. I. Воспитание общением 2 страница
  3. I. Воспитание общением 3 страница
  4. I. Воспитание общением 4 страница
  5. I. Воспитание общением 5 страница
  6. I. Национальное богатство.
  7. I. Национальное богатство.
  8. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  9. III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ.
  10. III. Воспитание ума 1 1 страница
  11. III. Воспитание ума 1 2 страница
  12. III. Воспитание ума 1 3 страница

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.

В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.

Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке;

самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.

В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:

• ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;

• формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;

• развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;

• обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.

На педагогическом уровне воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 2719 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читать диплом по педагогике: «Воспитание этики межнационального общения»

Глава 1. Теоретические основы воспитания этики межнационального общения детей дошкольного возраста

Понятие «межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе Особенности общения детей дошкольного возраста Средства воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

2.2 Реализация средств воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Приложения Введение Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной,ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлены противоречия между общими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей

Воспитание интернационализма и этики межнационального общения

Нравственное воспитание >>

Воспитание интернационализма и этики межнационального общения Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.е. воспитание у детей.

Читайте так же:  Секреты делового общения

Слайд 20 из презентации «Нравственное воспитание»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Нравственное воспитание.pptx» можно в zip-архиве размером 545 КБ.

Похожие презентации

«Общение учителей» — Отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей. Давайте людям возможность спасти свой престиж. 12. Сотрудничество – «Сова». Принципы взаимодействия педагога и воспитанника. Позиция «над». Несущие положительные эмоции. Аффективная функция. Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения.

«Правильное общение» — Взаимоотношения и общение людей в обществе. Межперсональное. По принадлежности к различным субъектам: Межличностное. Вербальное. Деловое. Неумение слушать … Эстетический барьер … Барьер некомпетентности … Функции общения. … Вызвана желанием собеседника защититься от вас. 3. Жест «рука у рта» читается как проявление …

«Культура общения» — Невербальное ЯЗЫК ТЕЛА (ТО, ЧТО ВИДИТЕ). Общение. 1.Определение ситауции, как конфликтной. Участники спора должны слушать друг друга. Должны использоваться правила честной игры. Тема спора должна быть важной для обеих сторон. Решена ли проблема? — Как преодолеть сложности общения? Что включает в себя общение?

«Общение с детьми» — У.Джеймс. Приёмы слушания ребёнка. Эмпатия -. От кого ты обычно получаешь совет в трудной или непонятной для тебя ситуации? Делишься ли ты своими проблемами с родителями? «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание». Как понять собеседника в процессе общения? Причины неумения слушать и слышать ребёнка:

«Этика общения» — Распределение рабочего времени руководителя. Основные характеристики делового общения. Особенности этики руководителя. Классификация делового общения. Необходимым желательным нейтральными нежелательными повышенная ответственность участников за результат. Вовлеченность Вовлеченность. Понятие этики. Без прямого контакта отношения установить трудно.

«Нации и межнациональные отношения» — Канада. Исчезнувшие народы. Социальная структура. Дифференциация. Развитие наций. Югославия. Не вмешательство государства в частную жизнь. Государственные гарантии прав наций. Испания. Неравномерность развития. Нация . Суд Европейских сообществ. Национальная принадлежность- честное дело. В 20 веке определяется добровольно.

1.1 Понятие «межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе существует много определений деятельности общения.

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [2, с.136].

Общение — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений общение — форма их реализации, обеспечивающая — наряду с предметными опосредованиями — воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты [2, с.38].

Этика межнационального общения — это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. Понятие «этики межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 80-х гг. И теоретическая, и практическая функции этики межнационального общения — способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.

Человеку с развитой этикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное к языку народа, на территории которого он проживает.

Таким образом, содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности общения детей старшего дошкольного возраста.

Читать диплом по педагогике: «Воспитание этики межнационального общения»

Глава 1. Теоретические основы воспитания этики межнационального общения детей дошкольного возраста

Понятие «межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе Особенности общения детей дошкольного возраста Средства воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

2.2 Реализация средств воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Приложения Введение Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной,ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

Читайте так же:  У мужа депрессия

Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлены противоречия между общими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Психология Воспитание этики межнационального общения

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе

ЛЕКЦИЯ №5

СТАВРОПОЛЬ 2013 ᴦ.

ЛЕКЦИЯ №5

Дисциплина: ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

«Межконфессиональное взаимодействие»

кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин,

подполковник полиции Власов А.В.

_________________13 февраля 2013ᴦ.

Автор: преподаватель Кафедры ГД

к.б.н. Новикова Ю.А.

«Межконфессиональное взаимодействие»

Специальность 030501.65 – юриспруденция

Очная форма обучения

Лекция тема № 5: «Межконфессиональное взаимодействие».

Специальность (специализация) слушателœей: 030501.65

Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа

[2]

Цель: Сформировать у студентов представление о толерантном поведение в межконфессиональном взаимодействии.

1. Охарактеризовать психологическую науку с точки зрения ее становления и исторического развития;

2. Сформировать представление об базовых отраслях психологии и их значимости;

3. Подчеркнуть важность и специфику методологической базы психологии для профессиональной деятельности студентов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный;

1. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов/П.Я. Гальперин. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2006. – 336с.

2. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник/Р.С. Немов. – изд. 4-е. – М.: Гуманитарное издательство Владос, 2003. – 688с. (6-28стр.)

3. Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. – 2-е изд. М.: ООО Изд. Астрель, 2004. – 479с.

1. Абетова В.А. Толерантность и мир этнического // Мысль. — Алматы. — 2007. — № 7. — С. 29—35.

2. Артемьев А.И., Цепкова И.Б., Маульшариф М.М. Этноконфессиональная толерантность в Казахстане. — Алматы: Гылым, 2009. — 428 с.

3. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. — Караганда: Изд-во КРУ, 2005. — 410 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта͵ 1998. — 432 с.

5. Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и социологии // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С.Токаревой. — М.: Academia, 2006. — С. 64—72.

6. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. — М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1999. — 208 с.

7. Эверс К. О природе толерантности. — Алматы: Конфликтологический центр, 2001. — 39 с.

План лекции и расчет времени:

Вопрос 1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии.

Краткая история становления психологической науки. 15 мин.

Вопрос 2. Основные разделы психологии. 20 мин.

Вопрос 3. Основные направления в психологии XX века. 15 мин.

Вопрос 4. Методы психологического исследования. 20 мин.

Заключение — 5 мин.

ФИЛЬМ «МУСУЛЬМАНИН»

Читайте также

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе ЛЕКЦИЯ №5 СТАВРОПОЛЬ 2013 г. ЛЕКЦИЯ №5 Дисциплина: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра социально-экономических и гуманитарных. [читать подробенее]

Проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе ЛЕКЦИЯ №5 СТАВРОПОЛЬ 2013 г. ЛЕКЦИЯ №5 Дисциплина: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра социально-экономических и гуманитарных. [читать подробенее]

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной,ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.

Межнациональное общение — это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов — экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений — не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлены противоречия между общими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление средств воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Воспитание этики межнационального общения».

Объект исследования: процесс общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства воспитания этики межнационального общения.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность средств воспитания этики межнационального общения.

Читайте так же:  Этика делового общения основывается на

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешно в игровой деятельности старших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «межнациональное общение» и определить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить средства воспитания этики межнационального общения.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность средств воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические основы межнациональных отношений изложены в трудах Р.Г.Абдулатинова, Э.Н.Аллахвердянц, Э.А.Баграмова, Н.И.Белова, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, Ж.Г.Головина, М.С.Джунусова, О.А.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, А.Н.Некрасовой, Р.А.Саликова, Э.А.Тадевосяна, Е.А.Троицкого, Н.И.Хмары и др.; психологические аспекты развития межнационального восприятия Л.И.Алексеевой, Л.А.Альшевской, А.П.Оконешниковой, В.Ю.Хотинец; цели, содержание, задачи, средства и составные элементы интернационального воспитания молодежи в комплексе с другими направлениями развития личности в работах Т.К.Ахаян, Н.И.Болдырева, А.А.Кирсанова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, В.А.Сластенина; пути и средства формирования интернационалистических взглядов и убеждений П.М.Викторовой, К.Е.Лускаловой, Э.М.Махмечевой, А.Микаберидзе, И.Э.Моносзоном, Г.М.Рогачевым, М.А.Свердлиным, Л.М.Симакиной, А.И.Холмогоровым.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ №21 города Ишима. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — постановочный (01.02.10 — 01.03.10) — выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап — собственно-исследовательский (02.03.10 — 02.04.10) — разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап — интерпретационно-оформительский (03.04.10 — 03.05.10) — обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что этика межнационального общения дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность средств воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименований, приложения (6). Работа включает таблицы (4), иллюстрирована рисункам (1). Общий объем работы 53 страницы компьютерного текста.

Заключение

В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у дошкольников этики межнационального общения.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие «этика межнационального общения» в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей дошкольного возраста, выявили средства воспитания этики межнационального общения. Для проверки эффективности средств мы провели экспериментальное исследование.

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания этики межнационального общения в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:

· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

· использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;

· широкое применение методов эмоционального воздействия.

Исследование проводилось на базе ДОУ №21 города Ишима. Исследованием было охвачено 20 детей.

Для выявления уровня воспитанности этики межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:

1. Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;

2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

Диагностика исходного уровня этики межнационального общения дошкольников на констатирующем этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, уважение к детям другой национальности не достаточно развита.

Полученные данные послужили практической основой организации и проведения формирующего этапа эксперимента по воспитанию этики межнационального общения.

Для этого разработан план занятий, ориентированный на формирование этики межнационального общения дошкольников, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. С целью повышения уровня этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста нами был поведён формирующий этап эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали качественные изменения этики межнационального общения у детей экспериментальной группы на основе приобщения к культуре разных народов.

[1]

Таким образом, на основе проведённой опытно — экспериментальной работы по воспитанию этики межнационального общения можно сделать вывод, что игра является эффективным средством воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Читайте так же:  Этикет деловых встреч и переговоров

В результате нашего эксперимента мы также пришли к следующим выводам, что воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста — актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы этики межнационального общения. Мы убеждены, что воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

Как показывают исследования отечественных ученых и наша опытно-экспериментальная работа ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Итак, воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Углубленная, обогащенная по содержанию работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов через игру, проведенная с детьми экспериментальной группы показала положительную динамику в исследуемой проблеме, что подтверждается на последнем этапе нашего исследования.

Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство и необходимое условие воспитания добрых чувств к представителям разных народов. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

утверждает, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми», в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, по-видимому связанных с его национальной принадлежностью. Дети становятся чувствительны к национальному фактору. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

Эмоциональная отзывчивость, складывающиеся предпосылки к эмоциональной саморегуляции, когда эмоции становятся «умными», рождается культура чувств, восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка, подражательность, социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие этнических стереотипов – все это позволяет формировать этику общения дошкольников с людьми разных национальностей.

Каким же должно быть формирующееся у детей отношение к людям разных национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего родного народа, а также иных рас и национальностей. Сегодня мы в полной мере осознаем: человек уже в первые годы своей жизни должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей.

Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому детей обогащают представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его высоких нравственных качествах, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.

Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По нашему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через предлагаемые нами темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность к другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.

Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких народах: месте жительства каждого из них; труде; быте; языке, народном творчестве, искусстве. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и мы все такие разные. Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Для развития ярких, образных представлений о каком-либо народе важна последовательность работы. Прежде всего детей знакомят с устным народным творчеством. Через симпатию к героям народных сказок, интерес к потешкам, пословицам и загадкам формируется психологическая готовность к усвоению других знаний. Затем детям читают рассказы, Стихи, показывают фильмы о жизни сверстников определенного народа в целях воспитания дружелюбия к ним. Организуют экскурсии в музей народного творчества, на выставки художественных картин, прикладного искусства, чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе. Стимулируют возникновение различных видов продуктивной деятельности вне занятий путем внесения национальных кукол, дополнительных иллюстраций, книг, проведения кратковременных бесед с детьми. В деятельности представления детей не только формируются, но и окрашиваются личным отношением к тому или иному народу, углубляются, способствуя развитию интереса, добрых чувств к людям определенной национальности.

Читайте так же:  Депрессия к какому врачу

Что необходимо учесть педагогу при формировании непосредственного опыта общения со сверстниками разных национальностей? Он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упустить это из виду. Если кто-то из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями развивать его умения, способности, замечать достижения, привлекать к делу в качестве помощника, высказывать желание поиграть вместе с ним, отмечать положительные качества ребенка и др.).

Там, где воспитание этики межнационального общения осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка другой национальности, плохо говорящего по-русски, вызывает у детей положительную реакцию – интерес и доброжелательность. Ведь они уже знают, что у каждого народа свой язык, имели возможность послушать звучание часто употребляемых ими слов на языках некоторых других народов.

Среди множества средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей особо выделяется устное народное творчество, в частности народная сказка. Она – кладезь общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка глубоко жизненна и бесконечно прекрасна. Не случайно дошкольный возраст называют «порой игр и сказок». Сказки разных народов доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему.

[3]

Большие возможности для воспитания у детей этики межнационального общения, обладающие огромной силой эмоционально – интеллектуального воздействия таят в себе живопись, декоративно – прикладное искусство и музыка. Детей пленяет красота картин художников, изображающих природу и жителей разных областей России, других стран, изделий народных промыслов, раскрывающих художественный вкус, богатство культуры народа. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства передают нравы и обычаи народов, учат понимать и любить красоту, восхищаться ею, с уважением относиться к труду народных умельцев.

Особое значение игры и прежде всего игры сюжетно — ролевой, творчески состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.

Чрезвычайно важно воспитывать детей в духе мира, объяснять им значимость, ценность дружбы. Безусловно детей-дошкольников мы только начинаем учить дружбе. С того момента, когда ребенок начинает понимать

значение слова «друг», мы учим его дорожить дружбой: «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги», «Друзья познаются в беде», «Новых друзей наживай, а старых не забывай». Постепенно ведем ребят от понимания необходимости дружбы между детьми, взрослыми, теми и другими, людьми и природой к первоначальному осознанию важности дружбы между людьми разных национальностей, убеждаем их в этом. При воспитании дружелюбия к сверстникам разных национальностей, в основе которого умение сочувствовать, сострадать, сорадоваться, мы учим детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание и умение помочь, защитить в случае необходимости, т. е. учим доброте – тому, без чего невозможна дружба, да и вообще истинно человеческие отношения.

Однако добрые чувства к людям иных национальностей нельзя воспитывать только путем чтения и рассказывания о дружбе народов, как бы ни были хороши и интересны художественные произведения и беседы. Уважение к человеку, культуру общения с людьми, и в первую очередь сверстниками разных национальностей, формируют с помощью доступных дошкольникам видов деятельности. Детей необходимо упражнять в проявлении добрых чувств. В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к сверстникам и уважения к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самоценности дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребенка.

1. Знакомство детей с этикой общения: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / , .- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 400 с.

2. Журнал «Дошкольное воспитание».- №8, 2010. – с. 26

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Воспитание у детей этики межнационального общения / . – М.: А. П.О., 2008. – 80 с.

Источники


  1. Джон Грей Марс и Венера на свидании / Джон Грей. — М.: Новости, 2002. — 352 c.

  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.

  3. Новиков, Дмитрий Я ненавижу тебя — будь со мной! Преодоление кризиса в семье и в жизни / Дмитрий Новиков. — М.: Центрполиграф, 2009. — 224 c.
Воспитание этики межнационального общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here