Восприятие деловое общение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Восприятие деловое общение" с комментариями профессионалов. Мы постарались собрать полную и достоверную информацию, переработать и предоставить в удобном для прочтения виде. Любые вопросы вы можете задавать в комментариях.

Восприятие в процессе делового общения

Читайте также:

  1. Аналогия в правовом процессе
  2. Барьеры общения
  3. Барьеры общения.
  4. В процессе преподавания курса психологии
  5. В процессе преподавания психологии
  6. Виды общения
  7. Виды общения
  8. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
  9. Влияние различных факторов на процесс общения
  10. ВОСПРИЯТИЕ
  11. Восприятие
  12. Восприятие болезни

Восприятие, или перцепция, представляет собой со­вокупность процессов, посредством которых формиру­ется идеальная модель (субъективный образ) объектив­но существующей реальной действительности.

Термин «социальная перцепция», т. е. социальное воспри­ятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Под социальным вос­приятием понимается целос­тный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Дж. Брунер провел целую серию исследований и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не толь­ко от личностных, но и от социокультурных факторов. Соци­альная значимость или незначимость объекта предопределяет специфику восприятия и степень его неадекватности.

Общение, следовательно, опреде­ляется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия.

Процесс социальной перцеп­ции можно представить в следующем виде:

1. Восприятие внешнего вида и поведения наблюдаемого (ОЦЕНКА)

2. Формирование представлений о психологических качествах и состоянии наблюдаемого (ОЦЕНКА)

3. Интерпретация и прогнозирование поступков наблюдаемого, причин и следствий его поведения (ОЦЕНКА)

4. Обдумывание стратегии собственного поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых: а) видишь впервые; б) достаточно хо­рошо знаешь. В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механиз­мы. В первом случае восприятие осуществляется на ос­нове механизмов межгруппового (ролевого) общения, во втором — механизмов межличностного общения.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 655 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Функции и механизмы общения, восприятие и понимание в процессе делового общения

Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, сам процесс воздействия — раздражением. Раздражение вызывает процесс возбуждения, которое по центростремительным, или афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.

Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде [2, с.312].

Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Что же является источником ощущений? Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Именно длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений [8, с.76]. Так например, доказано, что существует конкретная связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета (Приложение 2).

Необходимо отметить, что ощущения возникают не сразу.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию ощущений.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высшая ступень объективации перцептивного образа. Большую роль в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

Восприятие человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением, оно выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации данных.

Важную роль в межличностном общении играет фактор пониманиячеловека человеком. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы правильно сформировать представления о собеседнике. Зачем? Умение «видеть человека насквозь», понимать его истинные, а не декларируемые цели всегда высоко ценилось в бизнесе. Этот навык помогает предотвратить многие неприятности, помогает грамотно простроить отношения с подчиненными и партнерами по бизнесу.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств взаимодействию с предметами, происходит восприятие окр.мира. ощущение: 1,отражение отдельных св-в сторон качеств предметов и явлений матер мира, 2)субъективный образ окр мира, 3) база для преобразования энергий раздражений факт сознания, 4) простейшая форма отражения отдельных св-в предметов внешнего мира в их непосредственной данности. На основе ощущений возникает более сложная форма чувств. познания – восприятие –это целостный образ который отражает предметы явления мат.мира, которые действуют на органы чувств. формируются под воздействие уровня дух-ой культуры человека, его опыта. Восприятие – структурированный образ действия но в нем еще не выделены общие сущность база самого явления. Представление – высшая форма чувст познания отображения предметов, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств того кто познает. Пр-е опосредуется и обогащается в сем предшествующим опытом. В пр-е творчески комбинируются ощущения и восприятия; основной явл-ся конкретно-чувст образы. При всей своей возможности пр-я не дают 4 возможности понять сущность предмета

Читайте так же:  Семинар делового общения

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

2. Восприятие в процессе делового общения

Восприятие, или перцепция, представляет собой со­вокупность процессов, посредством которых формиру­ется идеальная модель (субъективный образ) объектив­но существующей реальной действительности.

Термин «социальная перцепция», т. е. социальное воспри­ятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Под социальным вос­приятием понимается целос­тный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Дж. Брунер провел целую серию исследований и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не толь­ко от личностных, но и от социокультурных факторов. Соци­альная значимость или незначимость объекта предопределяет специфику восприятия и степень его неадекватности.

Общение, следовательно, опреде­ляется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия.

Процесс социальной перцеп­ции можно представить в следующем виде:

Восприятие внешнего вида и поведения наблюдаемого (ОЦЕНКА)

Формирование представлений о психологических качествах и состоянии наблюдаемого (ОЦЕНКА)

Интерпретация и прогнозирование поступков наблюдаемого, причин и следствий его поведения (ОЦЕНКА)

Обдумывание стратегии собственного поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых: а) видишь впервые; б) достаточно хо­рошо знаешь. В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механиз­мы. В первом случае восприятие осуществляется на ос­нове механизмов межгруппового (ролевого) общения, во втором — механизмов межличностного общения.

3. Общение как коммуникация Деловое общение – это, прежде всего, коммуника­ция, т.е. обмен информа­цией, значимой для участ­ников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способ­ствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение сле­дующих вопросов:

1) каковы средства комму­никации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

2) как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вер­бальные (словесные) и невербальные. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, согласно кото­рым передача информации происходит:

— за счет вербальных средств (только слов) на 7%,

— звуковых средств (включая тон голоса, инто­нации звука) — на 38%,

— за счет невербальных средств — на 55%.

Между вербальными и невербальными средствами обще­ния существует разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — от­ношение к партнеру по общению.

Вербальные средства общения. Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько переда­чу эмоциональных состояний, сколько передачу информации.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную, информации. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

На каждом этапе происходят потери информации, и ее искаже­ние. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы.

Культура речевого общения включает в себя, прежде всего, сво­бодное владение языком.

4. Общение как взаимодействие Главное содержание делового общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. На­пример: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.

В общении происходит постоянная реакция на действия дру­гого. В одном случае нам, например, кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы сопротивляемся, в другом – что наши действия «заодно», в третьем – что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и, общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он де­лает?» – наше поведение строится исходя из полученного отве­та.

Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих дей­ствий и действий партнера, – восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относи­тельный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто – ведомый.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стрем­ление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимо­действии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше вза­имодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о ра­венстве партнеров в общении и необходимости достижения вза­имной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности обще­ния. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совер­шенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» – стремление заставить партнера при­нять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуа­ции, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» – адаптация к партнеру. Показа­тельно, что разные ориентации связаны с разным распределени­ем позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на по­нимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаи­модействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: на­пример, человек, «попавший» в общении на самую «верхнюю» позицию, обязательно в большей степени будет «контролером», чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Читайте так же:  Как справиться с хандрой

3. Перцепция в деловом общении (Восприятие и понимание)

3.1. Факторы ограничения восприятия

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей. П. Уилсон провел эксперимент по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы.

В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общения относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся.

Возврат к началу страницы

Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной и характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия лены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам и, вступающие в общение, не равны: они отличаются друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Среди психологических факторов, ограничивающих восприятие, и тем самым влияющих на достоверность информации, важную роль играют механизмы психологической защиты личности, которые в настоящее время разрабатываются в рамках психоаналитической теории, основателем которой является 3. Фрейд.

Созданная Фрейдом теория механизмов психологической защиты получила дальнейшее развитие в современной социальной психологии личности. Психологическая защита — это тенденция индивида сохранять привычное мышление, уже сложившееся у него мнение о себе, неосознанно отторгая и искажая неблагоприятную для самооценки информацию, функцией психологической защиты является “ограждение” сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Различают понятие психологической защиты в широком и узком смысле. В широком смысле под психологической защитой понимается любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт. В результате такого поведения может измениться система межличностных отношений.

В узком смысле психологическая защита рассматривается как явление изменения содержания сознания. Защитные механизмы запускаются в действие, когда человек терпит неудачу и под угрозой оказывается душевное равновесие. Информация может неосознанно искажаться подчиненным (умышленный обман и дезинформация в рамках данной работы не анализируются), она претерпевает изменения при восприятии ее руководителем. В процессе дальнейшего движения, при оценке информации начальником и учете в информационном массиве, она также подвергается определенной трансформации под влиянием различных факторов, в том числе и механизмов психологической защиты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно выделить следующие способы психологической защиты: отрицание, вытеснение и подавление, проекция, идентификация, включение, замещение и изоляция, рационализация. Эти способы защиты личности могут быть причиной искажения информации, передаваемой в процессе управленческого общения. Общая черта всех видов защиты — их неосознанность.

В последнее время отечественные и зарубежные психологи уделяют большое внимание мотивации как одному из основных условий управления в любой сфере деятельности человека. Общение как специфический вид деятельности также в значительной степени определяется мотивацией, а ее отсутствие порождает коммуникативные барьеры. Причиной непонимания при возникновении такого рода барьеров является отсутствие у реципиента интереса к сообщению. А это, в свою очередь, обусловлено тем, что предлагаемая информация не затрагивает личных потребностей реципиента. Следовательно, основным методом преодоления мотивационных барьеров является как можно более тесное связывание сообщения с потребностями реципиента. Данный прием широко используется в массовых формах общения — пропагандистских лекциях, публичных выступлениях и т.п.

Читайте так же:  Хандра это болезнь

Вытеснение — активный способ предотвращения внутреннего конфликта, предполагающий устранение негативной информации из сознания и действия по сохранению позитивного образа самого себя.


Подавление — это механизм психологической защиты, проявляющийся в блокировании неприятной или нежелательной информации при переводе ее из воспринимающей системы в память, а также из памяти в сознание.

Проекция — бессознательное приписывание другому лицу собственных желании, стремлении, личностных качеств, причем чаще всего негативного свойства Причиной этого способа защиты, вероятно, является неосознанное стремление сохранить статус своей личности в сравнении с другими Совершив неблаговидный поступок в отношении партнера по общению, человек начинает бессознательно, в самооправдание искать у него негативные качества Во время конфликта, например, его участники зачастую приписывают друг другу свои недостатки.

Идентификация проявляется в отождествлении себя с другим объектом, установлении с ним эмоциональной связи. Она помогает личности преодолеть чувство собственной неполноценности, обрести уверенность в себе. Так, подчиненный, под воздействием неосознанного желания утвердиться в общении с коллегами может отождествлять себя с руководителем “Мы с Иваном Ивановичем решили. ”. Подчиненные идентифицирующие себя с руководством, очень “удобны” в общении, но лишены творческого начала, не способны к принятию самостоятельных решений. В качества внешних признаков проявления идентификации можно рассматривать подражание во внешнем облике, манере поведения.

Замещение заключается в снятии человеком внутреннего напряжения от нереализованного действия, направленного на недоступный объект, путем переноса, переадресовки его в доступную ситуацию. Яркой иллюстрацией этого способа психологической защиты является использование на некоторым японских предприятиях манекена руководителя, чтобы работники могли ему “высказать” все, что они не решаются сказать его живому прототипу. После “общения” с манекеном у них нет необходимости срывать свое раздражение на коллегах, в семье или подавлять его, причиняя ущерб своему здоровью.

Включение — это облегчение внутреннего конфликта путем сопереживания Например, читая или просматривая художественное произведение, мы сопереживаем его героям, и на этом фоне наши собственные проблемы кажутся менее значимыми Поэтому с целью оптимизации общения в коллективе руководителю рекомендуется [68] предоставлять своим сотрудникам возможность общаться не только на работе, но и в неформальной обстановке.

Изоляция, в отличие от включения, характеризуется защитой от травмирующих факторов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми, прекращением сопереживания.

Рационализация — один из защитных механизмов личности, обеспечивающий маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта его истинных чувств, мыслей, мотивов для обеспечения состояния внутреннего комфорта путем формулировки более приемлемых для личности объяснений ее поведения. Она проявляется как бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны механизм рационализации блокирует осознание тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или не одобряемые, а также индивидуально нежелательные в соответствии с жизненными планами, конкретными целями деятельности.

Механизмы рационализации вмешиваются, когда человек, игнорируя очевидность какого-либо отрицательного явления, производит его подмену другим. Так, например, конфликтность может преподноситься как принципиальность и т.п. Яркой иллюстрацией подобной рационализации в управленческом общении является юмористическая подборка “Шеф всегда прав . ”. Ниже приводятся отдельные утверждения из нее:

— Шеф не кричит, шеф убедительно высказывает свою точку зрения.

— Шеф не забывает, шеф просто не засоряет память излишней информацией.

— Шеф не ошибается, шеф принимает рискованные решения.

Шеф не трус, шеф поступает предусмотрительно.

— Шеф не любит сплетен, шеф внимательно выслушивает мнение сотрудников.

— Шеф не любит подхалимов, шеф премирует лояльных работников.

Шеф не мямлит, шеф делится своими размышлениями.

— Шеф не упрям, шеф последователен.

Эти высказывания не требуют комментария, остается только напомнить, что “в каждой шутке есть доля шутки”.

Возврат к началу страницы

Итак, рационализация — это один из важнейших механизмов психологической защиты личности, который отрицательно сказывается на достоверности оперативной и управленческой информации. Проявляя неудовлетворенность собой, результатами своей деятельности, она направлена на самооправдание, которое осуществляется путем неосознанного внесения ложных изменений в информацию

Интеллектуальные барьеры оказывают определяющее влияние на процесс и результативность делового общения в управлении. Их причиной является неравномерность развития различных сторон интеллекта у коммуникатора и реципиента.

Социально-культурные барьеры общения обусловлены особенностями социального интеллекта участников общения, а также их политическими, религиозными, профессиональными различиями. Как разновидности социально-культурных барьеров могут рассматриваться:

[2]

а) этические барьеры;

б) ролевые барьеры;

в) барьеры неавторитетности;

г) мировоззренческие барьеры.

Причиной непонимания могут быть непорядочность, лживость, подлость и другие отрицательные моральные качества личности участников общения. В результате их разоблачения у одного партнера формируется чувство неприязни, недоверия, а иногда и враждебности к другому, которое распространяется и на передаваемую им информацию. В этом случае возникают моральные барьеры. Особенностью этих барьеров в деловом общении является их устойчивость: однажды изобличенный во лжи коммуникатор не может рассчитывать на доверие и понимание в будущем.

Особенно важно для осуществления делового общения осознание и устранение барьеров слушания. По сути, слушание является первой стадией и предпосылкой понимания. Не может быть понято то, что не услышано. “В работе руководителя требуется умение общаться с людьми, точно выражать свои мысли и внимательно слушать.

Перцептивная сторона делового общения

1.Одной из глубинных проблем человеческого общения является проблема понимания другого человека. Было обнаружено несколько типовых схем, на основе которых складывается образ другого человека, и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам, как правило, приводит к, так называемым, эффектам первого впечатления (парадоксам, иллюзиям, ошибкам).

Читайте так же:  Схемы лечения депрессии

Первая фаза делового общения – перцептивная, связанная с процессом межличностной перцепции. Межличностная перцепция — создание целостного образа делового партнера, фиксирование его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий опыт, профессиональные знания, а также их склонности, интересы, мотивы, эмоциональные состояния. Воздействие этих факторов создает характерную для каждого из деловых партнеров апперцепцию. Апперцепция – свойство психики, выражающее зависимость восприятия от предшествующего познавательного опыта и личностных особенностей.

Перцептивная фаза делового общения наиболее тесно связана с процессом межличностной апперцепции. Вокруг каждого из партнеров формируется своеобразное психологическое пространство, включающее в себя ценностные установки, убеждения, эмоционально-чувственные состояния. Среди ценностных установок особое место занимает самооценка, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

Психологическое пространство деловых партнеров включает: знания, идеи, представления, накопленный фонд профессиональной информации. Могут присутствовать иррациональные элементы: предрассудки, верования, запреты. В перцептивной фазе делового общения каждый из деловых партнеров пытается «приоткрыть» психологическое пространство друг друга, выявить его особенности, создать целостный образ партнера, наиболее соответствующий адекватному, реальному. Этот процесс сопровождается возникновением перцептивных барьеров. Можно выделить несколько таких перцептивных барьеров: превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, стереотипизации.

Фактор превосходства возникает при неравенстве социальных позиций деловых партнеров – их социального статуса и социальной роли. Восприятие друг друга связано при этом с недооценкой или переоценкой личностных качеств друг друга.

Фактор привлекательности формируется на основе эстетических представлений деловых партнеров о соответствии личности избранному образцу красоты и привлекательности. Критериями оценки привлекательности могут служить как внешний вид (черты лица, мимика, осанка, соразмерность роста и веса, эстетика одежды), так и манеры общения, поведения, обусловленные деловой культурой. Фактор привлекательности проявляется в приписывании позитивных или негативных психологических качеств деловому партнеру. Человек, воспринимаемый как привлекательный, переоценивается по нравственным и психологическим качествам, так как ему приписываются только позитивные характеристики.

Фактор отношения к нам проявляется в том, что люди, которые относятся к нам благосклонно, кажутся нам значительно лучше расположенных отрицательно.

Рассмотренные разновидности ошибок при формировании первого впечатления называютсяэффектом ореола или галоэффектом. Он возникает на основе переноса общего оценочного впечатления о деловом партнере на восприятие всех его психологических качеств и поступков. Происходит «окрашивание» одним качеством всех остальных. Чаще всего возникновение эффекта ореола связано с дефицитом информации.

Смягчение оценочных суждений по отношению к деловому партнеру может проявиться в барьере снисходительности. Возникновение этого барьера связано с тем, что в шкале оценок воспринимающего делового партнера преобладают позитивные характеристики как по отношению к себе, так и по отношению к партнеру.

Возникновение барьера первого впечатления связано с тем, что в перцептивной фазе в наибольшей степени участвуют все сенсорные каналы, которые позволяют «ощутить» партнера всесторонне, на визуальном, аудиальном и кинестетическом уровнях, и на основе комплекса этих ощущений создать первичный целостный образ делового партнера. Он становится своеобразным «сенсорным фоном» последующего общения. На основе первого впечатления выделяются основные характеристики делового партнера. Например: «с ним можно иметь дело», «он – опасный человек». Эти суждения оказывают воздействие на последующее выстраивание деловых отношений.

Соотнесенность деловых партнеров с определенной социальной группой отражается в возникновении барьера стереотипизации. Термин «социальный стереотип» впервые вводится в 1922 г. американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе «Общественное мнение». Липпман обозначил упрощенное, заранее принятое эмоциональное представление о каком-либо социальном объекте, которое не вытекает из собственного познавательного опыта человека, а формируется на основе опосредованного восприятия объекта («нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте»)[1]. По мнению Липпмана, стереотипы, наполняя свежее видение старыми образами, создают преимущественно неадекватные и однозначные образы. Не отрицая правильности некоторых стереотипов, Липпман приписывал им крайне негативный оттенок, рассматривая их как предвзятые. Механизм формирования стереотипа включает в себя все когнитивные процессы, но определяющие среди них – упрощение и схематизация. В перцептивной фазе межличностное общение деловых партнеров зачастую ограничено временными рамками, и это вынуждает при создании целостного образа друг друга прибегать к схематизации и упрощению. Стереотипы – это проекция на воспринимаемые объекты наших собственных ценностей и позиций.

На основе перцептивных барьеров у деловых партнеров формируются своеобразные механизмы перцептивной защиты. Происходит перцептивная фильтрация сенсорных и когнитивных сигналов, которая осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровнях.

Перцептивная фильтрация способствует выделению наиболее значимых для делового общения характеристик друг друга, среди которых главное место принадлежит профессиональной характеристике. Осознание этой характеристики формирует более устойчивые отношения деловых партнеров, по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе внешней привлекательности.

Связь внешних и психологических характеристик устанавливается, как правило, на основе четырех основных типов интерпретации. Аналитический– каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством (например, плотно сжатые губы у партнера свидетельствуют о том, что он волевой человек). Эмоциональный – психологические качества партнеру приписываются на основе эстетической привлекательности его внешности. Перцептивно-ассоциативный – партнер наделяется психологическими качествами другого человека, внешне на него похожего. Социально-ассоциативный – партнеру приписываются психологические качества той социальной группы, к которой он был отнесен на основе восприятия внешности.

В целом специфику перцептивной фазы делового общения можно свести к трем моментам: она формируется на основе процесса межличностной апперцепции и корреляции психологических пространств деловых партнеров; ее сопровождает возникновение перцептивных барьеров; она способствует формированию у деловых партнеров целостных образов друг друга и выделению в этих образах социально значимых психологических характеристик. Динамика формирования перцептивного образа в деловом общении связана с особым типом восприятия – преднамеренным восприятием. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, систематичностью и планомерностью.

Перцептивно-когнитивные технологии реализуются в первых трех фазах делового общения: перцептивной, когнитивной и аффективной. Их основная цель – сконструировать адекватный образ делового партнера, соответствующий реально существующему и разработать когнитивную стратегию по отношению к нему.

Читайте так же:  Продолжительность депрессии

Технологическая цепочка перцептивно-когнитивных технологий делового общения имеет следующий вид: считывание социального образа делового партнера – диагностирование его доминирующих личностных характеристик – конструирование модели образа партнера – определение приемов и техник психологического влияния на партнера – формирование когнитивной стратегии[2]. К основным когнитивным единицам формирования перцептивно-когнитивных технологий делового общения относятся: ощущения (визуальные, аудиальные, тактильные, ольфакторные, темпоритмальные), восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические), память (сенсорная, кратковременная, долговременная, имплицитная, эксплицитная), мышление (конвергентное, дивергентное), воображение (продуктивное, репродуктивное).

Первое звено технологической цепочки перцептивно-когнитивных технологий делового общения – считывание социального образа делового партнера. В ситуации, когда партнеры не знакомы, наиболее информативными и доступными являются внешние характеристики: соматические (связанные с особенностями телосложения, чертами лица); имиджевые (стиль одежды, прическа, манера общения, выразительность взглядов, жестов, походка, интонация голоса); динамически-реактивные (связанные с быстротой ответных психических реакций). Эти характеристики соотносят с социальным статусом делового партнера и выполняемой им профессиональной ролью.

Второе звено – диагностирование доминирующих личностных характеристик партнера. Если внешние характеристики делового партнера гармонично сочетаются с его социальным статусом и профессиональной ролью, то партнеру приписываются такие психологические качества, которые в наибольшей мере проявляются у членов той профессиональной группы, которую он представляет. В случае рассогласования внешних характеристик с социальным статусом, психологические качества партнеру приписываются на основе эстетической привлекательности его внешности.

Третье звено технологической цепочки – конструирование модели образа партнера. Построение целостного образа партнера осуществляется на основе уже выявленных доминирующих характеристик, также применяются и все социально-психологические механизмы межличностной перцепции: идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция. Оказывает влияние и уровень барьерности общения, в особенности наличие таких барьеров, как статусный и стереотипизация. Они вносят в построение модели образа партнера элементы упрощения и схематизации.

Большая роль в моделировании образа принадлежит памяти, мышлению и воображению. Они достраивают образ партнера до целостного единства. Ядро образа составляет профессиональная характеристика. Продуктивное воображение конструирует модель образа партнера с учетом конкретной деловой ситуации. Например, на конструирование образа менеджера оказывает влияние интерьер и дизайн его кабинета. Выявляются такие психологические качества, как склонность к порядку, организованность, дисциплинированность.

Включение звеньев технологической цепочки должно идти поэтапно, если очередность будет нарушена, могут произойти искажения.

Образ собеседника, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы партнеры могли правильно и эффективно взаимодействовать в различных ситуациях.

1.Аминов И. И. Психология делового общения: учеб. пособие / 7-е изд., стер. — Москва: Омега-Л, 2011. 304 с.

2.Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учеб. для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2007. 368 с. (Гриф УМО).

3.Лебедева М. М. Технология ведения переговоров: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.

4.Чернышова, Лидия Ивановна. Деловое общение: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2008. 415 с.

1.Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. /Изд. 2-е, доп. – М.: URSS : КРАСАНД, 2010. 152 с.

2.Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов./ Изд. 29-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 539 с.

3.Как проводить совещания (пер. с англ.). М.: РИПОЛ классик, 2008. 112 с.

4.Кузнецов И. Н.. Бизнес-риторика / 3-е изд. – М.: Дашков и К°, 2010. 408 с.

5.Мальханова И. А. Деловое общение: учеб. пособие для студентов вузов / 6-е изд., испр. и доп. – М.: Фонд «Мир» : Академический Проект, 2008. 256 с.

6.Моррис Д. Библия языка телодвижений (пер. с англ.). М.: Эксмо, 2010. 672 с.

7.Петрова А. Н. Искусство речи. М.: Аспект Пресс, 2009. 125 с.

8.Пиз А. Язык разговора (пер. с англ.). М.: Эксмо, 2009. 224 с.

9.Пост П. Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха (пер. с англ.). М.: Эксмо, 2008. 304 с.

[3]

10.Стацевич Е. Манипуляции в деловых переговорах: практика противодействия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 138 с.

11. Стороженко З. С. Мастерство делового общения: путь к успеху: учеб.- метод. практикум. М.: Литера, 2009. 128 с.

11.Станкин М. И. Психология общения: учеб. пособие/ 4-е изд., испр. и доп. М.: МОДЭК, 2008. 352 с.

12.Титова Л. Г. Технологии делового общения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 239 с.

13.Шевелева О. В. Организация ведения переговоров: учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» М.: Советский спорт, 2007. 244 с.

[1]

14.Шейнов В. П.. Психология манипулирования. Минск: Харвест, 2009. 704 с.

15.Чернов И. В. Современная практика делового общения: ключевые моменты. М.: ГроссМедиа : Российский Бухгалтер, 2008. 136 с.

[1] Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентировнный подход: Учебное пособие для факультетов психологии, экономики, журналистики. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – С. 19.

[2] Титова Л. Г. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, С. 232.

| следующая лекция ==>
Способы разрешения рисков | Стандартизация и регламентация
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 2554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Чернобров, Вадим Формула любви / Вадим Чернобров , Екатерина Головина. — М.: Поколение, 2017. — 416 c.

  2. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. — М.: Академия, 2010. — 464 c.

  3. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.
Восприятие деловое общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here